Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Лекция 2. Финансовая политика государства

Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Финансовая политика – совокупность мероприятий государства по разработке общей концепции, основных направлений и целей использования финансовых отношений для создания финансового механизма и управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.

Иначе, финансовая политика – деятельность государства по использованию финансовых отношений для выполнения им своих функций.

Практические она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.

Цель финансовой политики – повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

В условиях глобализации финансов в современном мире относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она также должна быть ориентирована на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

финансовой политики определяется:

· соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепций регулирующей роли государства в области финансов;

· разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

· осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

Классификация видов финансовой политики. Виды финансовой политики в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач:

· финансовая стратегия – долгосрочная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Намечает принципы организации финансовых отношений, позволяет разрабатывать целевые программы в составе федерального бюджета.

· финансовая тактика – политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей.

Виды финансовой политики в зависимости от поставленных задач:

· политика экономического роста – система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости (рост государственных расходов и снижение налогового бремени);

· политика стабилизации – правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объемы выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен;

· политика ограничения деловой активности – направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Типы финансовой политики (в традиционном понимании):

· классическая – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов;

· регулирующая – вмешательство в регулирование государством циклического развития экономики, а финансовый механизм используется для регулирования социальных отношений, достижения полной занятости населения;

· планово-директивная – государственная собственность на средства производства, плановая система управления, максимальная концентрация финансовых ресурсов у государств.

Типы финансовой политики (в современном понимании):

· дискреционная политика (проводимая правительством) – сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста;

· недискреционная (политика «встроенных стабилизаторов») политика — способность налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Другие стабилизаторы: социальные выплаты, программы помощи фермерам, эффект надежности компаний и др.

В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

· налоговую политику;

· бюджетную политику;

· денежно-кредитную политику;

· институциональные преобразования;

· инвестиционную политику;

· социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

· снижение социальной напряженности;

· оздоровление государственных финансов;

· восстановление нормального функционирования банковской сферы;

· сбалансированность товарных и денежных потоков;

· разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

· искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

· комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

· пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

· введение единого реестра налогоплательщиков;

· ужесточение налогового администрирования;

· реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика направлена на разрешение бюджетного кризиса. Наиболее актуальные задачи в этой области:

· реализация программ экономии государственных расходов;

· проведение бюджетной реформы, позволяющей более эффективно управлять ограниченными бюджетными ресурсами и обеспечить сбалансированность бюджетной системы в долгосрочной перспективе;

· формирование бюджета исходя из долгосрочных приоритетов развития страны;

· обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;

· проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

· устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики и бюджетного процесса;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышение степени автономности налоговых полномочий;

· обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд;

· повышение качества «человеческого капитала» и т.д.

Денежно-кредитная политика направлена на преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Политика формируется Правительством РФ и Банком Росси. Задачи денежно-кредитной политики:

· реструктуризация банковской системы;

· поддержание уровня инфляции на определенном уровне;

· совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

· достижение конвертируемости рубля;

· сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

· пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

· создание новых систем, основанных на расчетах в режиме реального времени;

· развитие безналичных расчетов, в т.ч. за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет, расширения использования платежных карт;

· усиление таможенного контроля.

Институциональные преобразования вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

· приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;

· передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

· инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

· вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

· приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

· структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

· совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

· усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.

Социальная направленность. К задачам в этой области относятся:

· выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

· сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

· реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;

· увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

· разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

· упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

· регулирование вынужденной миграции.

Инвестиционная составляющая включает:

· повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

· развитие ипотечного кредитования;

· привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

В реализации финансовой политики более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов

С одной стороны, финансовая политика становится более предсказуемой и целенаправленной, но с другой стороны в ее реализации есть много противоречивых моментов:

· ориентация на сравнительно краткосрочный период;

· предпочтение стабилизации макроэкономических показателей;

· увеличение профицита бюджета и стабилизационного фонда;

· крайне медленное снижение налогового бремени;

· сохранение минимального уровня оплаты труда ниже прожиточного минимума и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_42566_lektsiya--finansovaya-politika-gosudarstva.html

Лекция 19

Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов, эссе

Проведите анализ

Изучите банковские услуги.

Посетите коммерческий или сберегательный банк или иное финансовое учреждение и сделайте следующий анализ:

а) соберите в банке бланки предоставляемых им услуг;

б) зафиксируйте, какие конкретно услуги он предоставляет. Нет ли расхождений с тем, что он должен делать?

в) сообщите на семинаре о ваших выводах и сравните их с выводами студентов, посетивших другие денежно-кредитные учреждения.

Напишите реферат на выбранную тему

История банков с древнейших времен до наших дней.

Роль банковской системы в экономике.

Российские банки после кризиса.

Центральный банк и его роль в современной банковской системе РФ.

Коммерческий банк как экономический субъект рынка.

Кредитная система России: проблемы и пути их решения.

Российские банки – строители новой провинции.

Выступите на семинаре с сообщениями об интересных книгах

1. Мартынов С. Финансы и банковский промысел. СПб.: Пирс, 1993.

Темы:

а) Формирование финансово-кредитной системы России.

б) Придворный банкир Штиглиц.

в) Финансовая империя братьев-банкиров Поляковых.

2. Петербург. История банков / Под ред. Б. В. Ананьича. СПб.: Третье тысячелетие, 2001.

Темы:

а) Топография и особенности петербургских банков.

б) Образ жизни и менталитет петербургского банкира.

в) Банковские монополии: старые и новые формы.

Сочините экономическое эссе на одну из тем:

«Дворцовые» тайны: Центральный банк правит страной?

«За всю историю мира было три великих изобретения: огонь, колесо, центральная банковская система» (Вилл Роджерс).

Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В лекции рассматриваются проблемы, связанные с анализом следующей важной макроэкономической категории – финансов. К ним относятся:

• принципы построения и функции финансовой системы;

• финансовая политика государства;

• государственный бюджет и государственный долг;

• налоги и налоговая система.

19.1. Финансовая система: сущность и функции

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Исторически финансы возникли и развивались параллельно с развитием государства и первоначально воспринимались как государственная казна.

В современной науке выделяют три понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.

Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.

Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой. Она может меняться. Так, в условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства и стимулирование его развития; с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. п.

При переходе экономики от кризисного состояния к устойчивому развитию финансовая политика иная. Определяющим условием становится достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития.

Финансы выполняют ряд функций:

функция аллокации ресурсов связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может предоставить частный сектор: милиция, армия, дороги, освещение, водопровод, канализация и т. д.;

аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства;

регулирующая – в стимулировании деятельности хозяйственных субъектов;

распределительная – в формировании денежных средств и их использовании через бюджет, соцстрах и т. д.;

контрольная – в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, можно свести к следующим группам.

Между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства.

Между фирмами. Они складываются на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.

Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

Между государством и общественными организациями.

Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т. д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т. п.

В финансах различают 3 составные части.

Финансы населения.

Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т. е. децентрализованные финансы.

Общегосударственные, т. е. централизованные, финансы.

Финансы населения состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

Децентрализованные финансы (финансы хозяйственных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

Централизованные (государственные) финансы – это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, государственный бюджет.

Источник: https://studopedia.su/9_39618_lektsiya-.html

Тема 19. Финансовая система и финансовая политика

Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, взаимоотношения предприятий друг с другом. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, а также их работники, втянуты в круг денежных отношений с государством и его институтами, и образуют систему финансовых отношений.

В денежных отношениях выделяют финансовые отношения и кредитные. Финансовые отношения — это отношения по поводу формирования и использования целевых денежных фондов на разных уровнях хозяйствования.

В основе финансовой системы любой страны лежат структура этих фондов, система налогообложения как основной источник их формирования и принципы их расходования.

Руководит финансовой политикой в стране министерство финансов: оно определяет налоговую политику, контролирует использование поступивших средств, определяет функции фондов на различных уровнях.

Рыночная экономика требует организации финансовой системы на принципах фискального федерализма, в основе которого лежит перераспределение средств между различными уровнями хозяйствования. Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Кроме того, в нее входят бюджеты республик и областей и бюджеты местных органов власти. Это так называемые централизованные (объединенные) фонды. Помимо этого целевые денежные фонды могут создаваться на отдельных предприятиях.

Это амортизационные, инвестиционные и другие фонды, образующие финансы предприятий.

Государственный бюджет — это план денежных доходов и расходов государства. Если посмотреть доходную часть бюджета стран с рыночной экономикой, то четко видно, что основную часть доходов при рынке составляют подоходные налоги с населения.

В России до сих пор доходная часть бюджета формируется в основном за счет налогов с предприятий. Вызвано это тем, что уровень доходов населения в стране достаточно низкий и обеспечить основную часть доходов бюджета не в состоянии.

Расходы решают три основные задачи: защита доходов, а точнее поддержание уровня доходов населения, обеспечение национальной обороны и выплаты процентов по государственному долгу.

Бюджеты более низкого уровня (бюджеты субъектов Федерации: республик, областей, штатов и проч.) в странах с развитой рыночной экономикой формируют свою доходную часть в основном за счет налогов с оборота и акцизов.

Расходы нацелены на решение социальных проблем и используются прежде всего на нужды образования и поддержание общественного благосостояния, общественное благоустройство.

В случаях, когда расходы превышают доходы, используются субсидии федерального правительства, прибыль государственных предприятий социального назначения (больниц, школ и проч.). В последнее время дополнительными источниками местных бюджетов становятся проводимые лотереи.

Эти же принципы используются при формировании бюджетов отдельных городов и населенных пунктов. Разница заключается в том, что основная часть их доходов — налоги на имущество, а расходов — образование.

Состояние финансовой системы всегда является показателем развития экономики страны, ее эффективности.

Комплекс государственных мероприятий по совершенствованию формирования и распределения денежных ресурсов для достижения конкретных социальных целей называется финансовой политикой.

Общая тенденция к социализации экономики привела к возрастанию роли государства и государственных финансов в решении социальных задач, увеличив расходы бюджета на поддержание уровня жизни в стране, образование, здравоохранение, безопасность населения.

Для решения всех этих проблем нужны дополнительные средства, которые поступают в бюджет в форме налогов. Налоги выражают обязательства всех физических и юридических лиц в определенной мере участвовать в формировании финансов.

Основная экономическая функция налогов — заинтересовать или не заинтересовать людей в той или иной форме деятельности.

Кроме того, посредством налогов поддерживается принцип справедливости в распределении и перераспределении доходов, формируются средства для решения социально- экономических задач.

Налоги издавна служили основным источником для формирования денежных ресурсов государства, и поэтому внимание экономистов всегда привлекали вопросы теории налогообложения. Еще А. Смит сформулировал основные принципы уплаты налогов. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают при его поддержке.

2. Каждый налог должен быть четко определен (по срокам, способу платежа и сумме).

3. Каждый налог должен взиматься в те сроки и тем способом, которые удобны плательщику.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы собрать его с меньшими затратами.

В настоящее время в основном налоги зависят от тех выгод, которые получает налогоплательщик от государства (например, хорошие дороги нужно содержать), и от получаемого дохода.

При необходимости решать более сложные проблемы государство увеличивает налоги, но при этом необходимо помнить, что увеличение налога на прибыль предприятий за определенными пределами сокращает базу налогообложения, сокращает объемы производства. Это так называемый эффект Лаффера (рис. 17.1).

Если расходы бюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит. Покрывается он обычно двумя путями: выпуском государственного займа и эмиссией. И тот, и другой пути отражаются на дальнейшем развитии экономики. Поэтому правительство каждой страны уделяет большое внимание балансированию бюджета.

Сначала господствовала идея о ежегодном балансировании, но практика показала, что этот метод ведет к обострению циклических колебаний. В настоящее время существуют два варианта. По первому методу бюджет балансируется по циклу, в этом случае ежегодное равенство доходов и расходов необязательно, важно выдержать равенство в целом за цикл.

Сторонники второго метода считают, что балансировать надо экономику, а не бюджет.

Рис. 17.1. Эффект Лаффера

Накопленный бюджетный дефицит лежит в основе государственного долга: когда государству не хватает бюджетных средств для решения общенациональных задач, оно решает проблему двумя путями — увеличивает денежную массу путем эмиссии или осуществляет денежный заем.

Государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний возникает, когда государство берет деньги в долг у своих граждан, внешний — когда деньги занимаются за границей. Любой долг необходимо обслуживать, т. е.

ежегодно выплачивать проценты, и обязательно в установленные сроки возвращать этот долг.

В связи с тем, что невыплаченный долг растет за счет процентов, существует опасение, что это может привести к банкротству страны, нации. Но при этом нужно иметь в виду, что когда наступает время выплаты, государство может выпустить и продать облигации нового государственного займа.

Из вырученной суммы выплачиваются проценты и выкупаются облигации предыдущего выпуска. Кроме того, можно увеличить налоги, даже без увеличения процента постоянно существует тенденция увеличения налоговых отчислений, т. е. абсолютные размеры налогов увеличиваются.

И конечно, доступны методы эмиссии.

Вторую опасность видят в том, что бремя выплаты будет переложено на будущее поколение. Но это верно только частично, так как внутренний долг двойствен.

Он, по сути, отражает лишь взаимоотношения внутри страны, так как долг, с одной стороны, действительно долг, а с другой — кредитные отношения между государством и населением внутри страны.

И проблемы выплаты долга по этому кредиту могут решаться внутри страны по-разному.

В то же время нужно видеть и отрицательные последствия государственного долга.

При наличии внутреннего долга возможна дифференциация населения по доходам, так большая часть облигаций всегда покупается более состоятельными людьми, и при погашении они получают большие суммы.

Увеличение налогов, которое используется для выплаты долга, может повлиять на стимулирование труда, и чрезмерный рост налогов может снизить заинтересованность в результатах труда.

Внешний долг требует обязательной передачи части созданного продукта за пределы страны в счет процентов или самого долга. Погашение внутреннего долга за счет займов неизбежно уменьшает возможности инвестиций, так как выплата долга уменьшает денежные средства в банках, возрастает процент за кредит и, соответственно, может сократиться производство.

Как же избежать этих негативных последствий? Какими методами можно поддерживать равенство доходов и расходов государственного бюджета? Как мы отмечали, мировая практика знает три пути балансирования бюджета. До 30-х г. XX в., до периода Великой депрессии, считалось необходимым балансировать государственный бюджет ежегодно.

Но такая политика, оказывается, отрицательно влияет на темпы экономического роста, если в стране возникают какие-либо непредвиденные обстоятельства. Предположим, по каким-либо причинам в стране наблюдается длительная безработица.

В этом случае налоги, которые поступают в государственный бюджет в основном от населения, не обеспечивают достаточных поступлений в доходную часть бюджета.

Чтобы поддержать равенство доходной и расходной частей, государство должно или увеличить налоговое обложение (поднять ставку налога, ввести новые налоги), или сократить государственные расходы (прежде всего гос-закупки), или сделать и то, и другое. Следствием любого из этих путей будет сокращение доходов и, соответственно, совокупного спроса, а затем — еще большее снижение объемов производства.

В условиях инфляции, когда приходится постоянно повышать заработную плату, чтобы компенсировать рост цен, растут денежные доходы, соответственно, увеличивается и масса налоговых платежей, поступающих в бюджет. В результате доходы госбюджета оказываются больше, чем расходы.

Чтобы сбалансировать бюджет, необходимо или снизить налоги, или увеличить правительственные расходы, или сделать и то, и другое. Но следствием этих мер будет дальнейший скачок инфляции.

Таким образом, ежегодно балансируемый бюджет не позволяет поддерживать оптимальные темпы развития экономики, в некоторых случаях он будет направлен на усиление нестабильности.

Было замечено, что дефицит госбюджета увеличивается в периоды спада и почти отсутствует в периоды подъема экономики. В связи с этим была предпринята попытка осуществлять сбалансированность бюджета не ежегодно, а по циклам, в ходе антициклического регулирования.

Для того чтобы стимулировать производство, нужно, чтобы постоянно был спрос на товары, а еще лучше, если будет дефицит. И правительство искусственно создает предпосылки возникновения такого дефицита: снижаются налоги на доходы и увеличиваются государственные расходы.

Это означает, что на рынок выходит новая масса денег и увеличивается платежеспособный спрос, на который производство реагирует увеличением выпуска товаров. Но это происходит не сразу, не единовременно. А пока дополнительная масса денег вызывает рост цен, и, следовательно, увеличение инфляции.

Теперь уже необходимо увеличить налоги и сократить расходы правительства. Возникающее положительное сальдо может быть использовано для покрытия дефицита в период спада, и в течение нескольких лет можно иметь сбалансированный бюджет.

Третий путь исходит из того, что финансы есть отражение экономики, и балансировать нужно не бюджет, а экономику. Главное — обеспечить темпы экономического роста, уменьшить безработицу, снизить инфляцию, поддержать сбалансированность развития.

Если достижение этих результатов сопровождается увеличением дефицита госбюджета или ростом государственного долга, страшного в этом ничего нет, так как по мере ускорения экономического роста растут доходы в обществе и, соответственно, налоговые поступления в бюджет.

И кроме того, богатая страна может относительно безболезненно перенести значительный государственный долг.

В настоящее время практически все развитые страны имеют дефицитный бюджет и значительные суммы государственного долга, что не мешает им обеспечивать темпы экономического роста и повышать жизненный уровень населения. Абсолютный размер государственного долга — величина не показательная.

Гораздо больше характеризует ситуацию отношение государственного долга к валовому национальному продукту. Так, в США в 1946 г. это отношение составляло 128%, в 1979 г. — 33%, на начало 1990 г. — 56%, а в связи с современным кризисом увеличилось до 90%.

Как показывают цифры, государственный долг — величина непостоянная, он меняется в зависимости от состояния финансов, поэтому финансовая политика выступает важнейшим инструментом регулирования экономики.

Выработка правильной финансовой политики особенно важна в периоды кризисов или радикальной перестройки экономики. Условием решения этой проблемы является обеспечение единства бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/20538.html

Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства. — презентация

Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1 Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства

2 Вопросы 4. Фискальная политика 5. Бюджетный дефицит и государственный долг

3 4. Фискальная политика

4 Понятие фискальной политики Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

5 Виды фискальной политики 1. Дискреционная политика является активной фискальной политикой. Ее целью является сознательное воздействие на совокупный спрос. Дискреционная фискальная политика — это сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

6 Механизм действия При включении в анализ государственных расходов, увеличивается совокупный спрос с величины (C+I) до (C+I+G), график совокупных расходов сдвинется вверх, равновесие установится при более высоком уровне ВВП.

7 Влияние налогов на равновесный ВНП Введение налога, приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков, следовательно, уменьшатся их потребительские расходы, а значит и вся сумма совокупных расходов.

8 Формула расчета сокращения потребления при приращении налога C= T* MPC, где C — величина сокращения потребления T — сумма приращения налога MPC — предельная склонность к потреблению

9 Налоговый мультипликатор Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную склонность к потреблению. M T = M G * MPC

10 Кривая Лаффера По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений R, по горизонтальной — значения ставок налога r.

11 Виды фискальной политики (в зависимости от фазы цикла) 1. Экспансионистская(стимулирующая) фискальная политика проводится в период спада, включает в себя: увеличение государственных расходов; снижение налогов; сочетание того и другого. 2. Сдерживающая дискреционная фискальная политика: в период инфляционного роста; меры, обратные названным выше.

12 2. Автоматическая фискальная политика Пассивная политика не требует принятия специальных решений. Изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически через действие встроенных стабилизаторов.

Встроенный стабилизатор — это любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит госбюджета в период спада и уменьшать его в период подъема автоматически, без каких- либо специальных шагов со стороны правительства.

13 G, T T G T Y БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ ДОХОДЫ < РАСХОДЫ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ ДОХОДЫ > РАСХОДЫ o СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ

14 5. Бюджетный дефицит и государственный долг

15 Бюджетный дефицит и государственный долг: понятия Бюджетный дефицит — это превышение расходов госбюджета над доходами. Общая, накопленная за все годы сумма дефицитов составляет государственный долг.

16 ВЛИЯНИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА НА РАВНОВЕСНЫЙ ДОХОД: B – ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, B – НОВЫЙ УРОВЕНЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА. B – B = G – G – t × (Y – Y)

17 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПРИВОДИТ К РОСТУ (ИЛИ ОБРАЗОВАНИЮ) ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДЕФИЦИТА ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПРИВОДИТ К ВЫТЕСНЕНИЮ КАК ПРОИЗВОДСТВЕНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ТАК И ЧИСТОГО ЭКСПОРТА

18 Виды бюджетного дефициты Фактический – отрицательная разница между фактическими и доходами и расходами правительства Структурный – возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов при угрозе экономического спада. Циклический – является результатом циклического падения производства. Такой дефицит свидетельствует о недоиспользовании ресурсов и больших экономических проблемах в стране.

19 Причины бюджетных дефицитов 1.Рост роли государства в экономике 2.Рост военных расходов 3.Рост численности государственного аппарата 4.Текущие колебания хозяйственной коньюктуры

20 Источники покрытия бюджетного дефицита Экономия ресурсов на содержание государственного аппарата Выпуск внутренних и внешних государственных займов в виде ценных бумаг Займы у внебюджетных фондов Эмиссия денег

21 1. ВО-ВТОРЫХ, ИЗ-ЗА НЕОБХОДИМОСТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ВЕЛИЧИНУ БОЛЬШЕ РАЗМЕРА ДЕФИЦИТА НА УРОВЕНЬ t × (Y – Y). 1. ВО-ПЕРВЫХ, ИЗ-ЗА РАЗНИЦЫ МЕЖДУ БЮДЖЕТОМ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ И ФАКТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ БЮДЖЕТА; 1. ПОЧЕМУ ЧАЩЕ ВОЗНИКАЕТ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ЧЕМ ПРОФИЦИТ?

22 1. ОДНАКО БЕЗРАБОТИЦА ПРИВОДИТ К ДЕФИЦИТУ БЮДЖЕТА БЮДЖЕТ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ – УРОВЕНЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ИЛИ ПРОФИЦИТА, ЕСЛИ БЫ В ЭКОНОМИКЕ НАБЛЮДАЛАСЬ ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

23 G, T T G T Y БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ УРОВЕНЬ ДОХОДОВ – Y Y* БЕЗРАБОТИЦА

24 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПРИВОДИТ К РОСТУ (ИЛИ ОБРАЗОВАНИЮ) ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, А ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА ПОЗВОЛЯЕТ ЕГО ВЫПЛАЧИВАТЬ АКТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СОВОКУПНЫЙ СПРОС ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВ В ПЕРИОДЫ СПАДА, ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ В ПЕРИОДЫ ПОДЪЕМА

25 Государственный долг Внутренний долг — задолженность государства своим собственным гражданам. Внешний долг — задолженность иностранным государствам, организациям и гражданам.

26 Формы заимствования: выпуск государственных займов Механизм: государство привлекает временно свободные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний.

27 Недостатки заимствования на внутреннем рынке: Если в частном секторе – высокий процент, выплаты по госдолгу – рост расходов; Если учитываются в ЦБ – эффект монетизации, рост инфляции Если на рынке ссудных капиталов – эффект вытеснения, рост процентной ставки, вытеснеение частных инвесторов

28 Заимствование на внешнем рынке Внешние займы могут размещаться: на национальных рынках или на наднациональных рынках при помощи частных банковских синдикатов или путем межправительственных соглашений в различной валюте

29 Недостатки внешнего заимствования Передача части созданного внутри страны продукта за рубеж; Снижение международного авторитета страны; Усиливающаяся зависимость экономики как стран-заемщиков, так и стран-кредиторов от внешних факторов, не поддающихся контролю национальными средствами.

30 ДЕФИЦИТ(-) И ПРОФИЦИТ(+) ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, % ВВП ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ – ДОЛГОСРОЧНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

31 В 2006–2008 годах бюджетные расходы РФ будут полностью обеспечены доходами + 14 % + 23 % + 10 % + 5 % ДОХОДЫ РАСХОДЫ БАЛАНС К РАСХОДАМ

32 ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ (В % К ВВП)

33 ВЫПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ

34

35

36

37 Вопросы для самопроверки В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации экономики? Что такое государственный долг? Опасен ли он для национальной экономики в целом?

Источник: http://www.myshared.ru/slide/527031/

Refpoeconom
Добавить комментарий