Лекция 12 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

Лекция 12 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 сентября 2005 г.

Регистрационный N 7006

В целях реализации статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1 (часть 1), ст. 8) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*.

2. Ввести в действие настоящий приказ с 1 января 2006 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

Т. Нестеренко

____________

* Опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» N 38, 19 сентября 2005 г.

Приложение

Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*  

Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1 (часть I), ст.

8) и устанавливает общие правила кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации1 (далее — Порядок).

Порядок кассового обслуживания исполнения отдельных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с учетом особенностей, возникающих при его осуществлении, устанавливается нормативными правовыми актами Федерального казначейства, разработанными в соответствии с настоящим Порядком.

I. Общие положения

1.1. На основании статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — бюджеты) осуществляется Федеральным казначейством. 1.2. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с условиями, установленными статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При передаче органу государственной власти субъекта Российской Федерации в установленных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения указанных бюджетов осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 1.3. Территориальные органы Федерального казначейства и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка (далее — органы кассового обслуживания), осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с настоящим Порядком, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бюджетные правоотношения, возникающие между участниками бюджетного процесса при кассовом обслуживании исполнения бюджетов. 1.4. При переводе исполнения бюджетов на кассовое обслуживание в органы кассового обслуживания подлежат закрытию счета по учету средств бюджетов, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России и в кредитных организациях: органам, организующим исполнение соответствующего бюджета (далее — финансовые органы);органам, уполномоченным осуществлять отдельные функции по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (далее — уполномоченные органы);главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджетов. Закрытие указанных счетов осуществляется в порядке, установленном Положением Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 декабря 2002 г., регистрационный номер 4068) (далее — Положение Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П). Не подлежат закрытию счета, открытые: финансовым органам (уполномоченным органам) для учета операций по обеспечению получателей средств бюджета наличными денежными средствами; получателям средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), расположенным за пределами Российской Федерации (субъекта Российской Федерации), имеющим право в соответствии с разрешением Министерства финансов Российской Федерации (финансового органа субъекта Российской Федерации) осуществлять операции со средствами федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) на счетах, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России или кредитных организациях (далее — иной получатель средств). 1.5. При кассовом обслуживании исполнения бюджетов органом кассового обслуживания учет операций со средствами бюджетов осуществляется на счетах, открытых указанному органу отдельно для каждого бюджета в подразделениях расчетной сети Банка России, а в случае их отсутствия на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций в кредитных организациях (далее — банки) — на балансовых счетах N 40105 «Средства федерального бюджета», N 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», N 40204 «Средства местных бюджетов» соответственно. 1.6. Управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы, если законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления не установлено иное. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются органом кассового обслуживания от имени и по поручению финансовых органов, администраторов поступлений в бюджет, администраторов источников финансирования дефицита бюджета или получателей средств соответствующего бюджета. 1.7. Кассовые операции по зачислению средств на единый счет бюджета (далее — кассовые поступления) и списанию средств с единого счета бюджета (далее — кассовые выплаты) проводятся и учитываются органом кассового обслуживания в соответствии с настоящим Порядком. Орган кассового обслуживания составляет и представляет информацию о всех кассовых операциях по исполнению бюджета на едином счете соответствующего бюджета финансовым органам, уполномоченным органам, администраторам поступлений в бюджет, администраторам источников внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета (далее — уполномоченный участник бюджетного процесса) с учетом положений пункта 2.1 настоящего Порядка. Представление указанной информации осуществляется в соответствии с регламентом о порядке и условиях обмена информацией между органом кассового обслуживания и соответствующими уполномоченными участниками бюджетного процесса при кассовом обслуживании исполнения бюджета (далее — Регламент), утвержденным органом кассового обслуживания по согласованию с финансовым органом. 1.8. Информационный обмен между органом кассового обслуживания, финансовым органом и банком, а также управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.8 настоящего Порядка осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований. Если при кассовом обслуживании исполнения местного бюджета у органа кассового обслуживания или финансового органа отсутствует соответствующая техническая возможность информационного обмена с применением ЭЦП, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных и электронных носителях. 1.9. Если территориальному органу Федерального казначейства передаются отдельные функции по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджетные правоотношения, возникающие между территориальными органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса по исполнению такого бюджета, осуществляются в соответствии с Соглашением об осуществлении отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — Соглашение), заключенным между территориальным органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации). 1.10. Обеспечение получателей средств бюджетов наличными денежными средствами организуют финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если иное не установлено Соглашением. 

II. Осуществление и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета2.1.

Операции по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации в части федеральных, региональных и местных налогов, сборов и иных платежей и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации производится в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г.

N 116н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г., регистрационный номер 6227), независимо от того, кто осуществляет полномочия органа кассового обслуживания, на счете управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства.

2.2. Операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на единых счетах бюджетов проводятся и учитываются органом кассового обслуживания по кодам бюджетной классификации Российской Федерации. 2.3. Орган кассового обслуживания не позднее следующего рабочего дня после получения банковской выписки по единому счету бюджета, содержащей операции по кассовым поступлениям в бюджет, представляет соответствующим уполномоченным участникам бюджетного процесса информацию о кассовых поступлениях в бюджет по каждому платежному документу, в соответствии с которыми осуществляются операции по кассовым поступлениям в бюджет, с учетом положений пункта 2.1 настоящего Порядка. 2.4. Проведение и учет операций по кассовым выплатам из бюджета осуществляются на основании платежных документов, оформленных и представленных в орган кассового обслуживания соответствующим уполномоченным участником бюджетного процесса в соответствии с Регламентом, в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета, открытом органу кассового обслуживания, с учетом положений пункта 1.4 настоящего Порядка. 2.5. Орган кассового обслуживания не позднее следующего рабочего дня после получения банковской выписки с единого счета бюджета представляет соответствующим уполномоченным участникам бюджетного процесса информацию по кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета в соответствии с Регламентом. 2.6. Ежемесячно не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным, орган кассового обслуживания и соответствующий уполномоченный участник бюджетного процесса осуществляют сверку сумм кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета. Сверка производится путем предоставления органом кассового обслуживания информации о кассовых поступлениях в бюджет и кассовых выплат из бюджета. Если в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации соответствующим уполномоченным участником бюджетного процесса не представлены возражения в письменной форме, суммы кассовых поступлений в бюджет и кассовым выплатам из бюджета считаются подтвержденными. 2.7. Орган кассового обслуживания ежемесячно представляет финансовому органу субъекта Российской Федерации сводную информацию по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета за месяц и нарастающим итогом с начала года в разрезе бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации. 2.8. Если кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Порядка полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, указанным органом дополнительно представляется Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации информация о кассовых поступлениях в бюджет и кассовых выплатах из бюджета в соответствии с заключенным соглашением на передачу указанных полномочий.

2.9. При наличии у органа кассового обслуживания технической возможности им может представляться финансовому органу дополнительная информация о кассовых операциях по исполнению бюджета на едином счете соответствующего бюджета, состав показателей и сроки представления которой определяются Регламентом.

———————————

* Прим. ред.: Приложение публикуется по тексту «Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» N 38, 19 сентября 2005 г.

1 В части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, вводится в действие после вступления в силу соответствующего федерального закона.

Источник: https://rg.ru/2005/10/07/kass-obslujivanie-dok.html

Лекция 12 бюджетный федерализм

Лекция 12 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

Идеальнаямодель бюджетного федерализмапредполагает, что объем доходныхполномочий субъектов федерации долженполностью соответствовать объемуответственности по расходам, закрепленнымза данным уровнем государственнойвласти. На практике между бюджетнымирасходными полномочиями и доходнымивозможностями существует разрыв, которыйнеобходимо покрывать за счет доходныхисточников, находящихся в распоряжениибюджета более высокого уровня.

Стеоретическойточки зрения модель бюджетного федерализмадействует наиболее эффективно приналичии следующих условий:

—  если разграничены полномочия междувсеми уровнями власти по расходам идоходам;

—  если уровни власти наделены достаточнымифискальными ресурсами для реализациисвоих полномочий;

—  если с помощью бюджетных трансфертовобеспечивается сглаживание дисбалансовс целью достижения определенныхстандартов в государственных услугахна территории всей страны.

Сущностьбюджетногофедерализма какконцепции бюджетного устройствазаключается в нормативно-законодательномустановлении бюджетных прав и обязанностейдвух равноправных сторон — федеральныхи региональных органов власти иуправления, а также правил их взаимодействияна всех стадиях бюджетного процесса.

Созданиеспецифических бюджетных режимов вмировой практике осуществляетсяразличными методами:

— индивидуально-договорной подход, когдацентр договаривается с каждым региономв отдельности о распределении налоговыхпоступлений или других условий;

— создание специальных бюджетных режимов,в рамках которых отдельным регионампредоставляются особые права в вопросахформирования, доходов и расходов;

— применение нормативно-расчетной формулысубсидий с целью частичного выравниваниябюджетных условий регионов.

Последнийподход использует большинство странмира, в том числе и Российская Федерация,но лишь немногие в полной мере учитываютпри разработке формулы особенностиотдельных регионов.

Составлениебюджета основывается на:

— бюджетном послании президента;

— прогнозе социально-экономическогоразвития соответствующей территориина очередной финансовый год;

— прогнозе и основных направленияхбюджетной и налоговой политики наочередной финансовый год;

— прогнозе сводного финансового балансана соответствующей территории наочередной финансовый год.

Одновременнос бюджетом готовятся следующие документы:

— прогноз сводного баланса соответствующейтерритории на очередной год;

— адресная инвестиционная программа наочередной год;

— план развития муниципального игосударственного сектора экономики;

— структура государственного и муниципальногодолга, предусмотренная для покрытиядефицита бюджета.

Бюджетвыполняет ряд функций:

— федеральный бюджет — основное орудиеперераспределения национального доходаи ВВП. Через этот бюджет перераспределяетсяоколо20% ВВП;

— через расходы и налоги бюджет выступаетважным инструментом регулирования истимулирования экономики и инвестиций,повышения эффективности производства;

— важное значение имеет социальнаянаправленность бюджетных средств;

-впроцессе финансового планированиябюджет оказывает наибольшее воздействиена отрасли хозяйства и учреждениянепроизводственной сферы;

— государственный бюджет выполняетфункцию организатора распределительныхпроцессов в народном хозяйстве;

— в процессе бюджетного планирования иисполнения бюджета осуществляетсяконтроль за финансово-хозяйственнойдеятельностью народного хозяйства.

Исполнитьбюджет -обеспечить полное и своевременноепоступление всех предусмотренных побюджету доходов и обеспечить финансированиемвсе запланированные по бюджету расходы.

Порядокисполнения бюджета устанавливаетПравительство РФ по согласованию сорганами власти субъекта РФ и органамисамоуправления. Исполнение бюджетаобеспечивает Министерство финансовРФ, вся система органов управленияфинансами РФ.

Исполнениебюджета по доходам предусматривает:

— перечисление и зачисление бюджетныхдоходов на единый счет федеральногобюджета;

— распределение в соответствии сутвержденным бюджетом федеральныхрегулирующих налогов;

— возврат излишне уплаченных сумм доходов;

— учет доходов федерального бюджета исоставление отчетности в соответствиис бюджетной классификацией РФ.

Порасходам бюджет исполняется специальнымисубъектами — участниками бюджетныхправоотношений, называемыми главнымраспорядителем бюджетных средств,распорядителями бюджетных средств,получателями бюджетных средств.

Главныйраспорядитель средств федеральногобюджета — это орган государственнойвласти РФ, имеющий право распределятьсредства федерального бюджета поподведомственным распорядителям иполучателям бюджетных средств,определенный ведомственной классификациейрасходов федерального бюджета.

Бюджетнаяполитика -это часть финансовой политики государства,которая выражается:

-всистеме мер, проводимых государствомпо линии бюджетных доходов и расходов;

 в политикегосударства в области регулированияразмера бюджетного дефицита и источниковего финансирования;

-впринципах построения взаимоотношениймежду бюджетами различных уровней.

Основныезадачи бюджетной политики на 2010 г.состоят в следующем:

1)повышениеблагосостояния населения. Увеличениедоходов может быть обеспечено за счет:

—  улучшения собираемости налогов приодновременном снижении налоговых ставокпо налогу на прибыль (доходы) предприятийс отменой необоснованных льгот;

—  увеличения акцизов и лицензионныхсборов за право производства, разливаи хранения алкогольной продукции,платежей за пользование природнымиресурсами;

-ит.д.;

2)обеспечениеустойчивого роста экономики;

3)совершенствованиеналоговой системы и снижение налоговогобремени ;

4)ограничениероста непроцентных расходов бюджетнойсистемы, что обеспечит более низкиетемпы роста расходов по сравнению стемпами роста экономики;

5)исполнениегосударством своих обязательств,предусмотренных федеральным бюджетом.

Длясоставления и исполнения бюджетов иобеспечения сопоставимости показателейбюджетов всех уровней бюджетной системыРоссийской Федерации используетсябюджетная классификация РоссийскойФедерации.

Бюджетнаяклассификация являетсягруппировкой доходов и расходов бюджетоввсех уровней бюджетной системы иисточников финансирования дефицитовэтих бюджетов с присвоением объектамклассификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация дает возможностьэкономического и статистическогоанализа доходов и расходов бюджетовРФ, обеспечивает адресность выделенияфинансовых ресурсов.

Бюджетнаяклассификация необходима для определения:

-целейрасходования бюджетных средств;

—  задач и курса финансовой политикигосударства;

—  источников бюджетных ресурсов.

Бюджетнаяклассификация необходима также длясоставления и исполнения бюджетов, дляобеспечения сопоставимости показателейбюджетов всех уровней.

Бюджетнаяклассификация включает:

—  классификациюдоходов бюджетов РФ -представляет собой группировку доходовбюджетов всех уровней бюджетной системы.Группы доходов состоят из статей доходов.Статьи доходов объединяют конкретныевиды доходов по источникам получения;

—  функциональнуюклассификацию расходов бюджетовРФ –это группировка расходов бюджетов всехуровней бюджетной системы, котораяотражает направление бюджетных средствна выполнение государством основныхфункций. Первым уровнем классификацииявляются разделы.

Вторым — подразделы,которые конкретизируют направлениесредств на осуществление деятельностигосударства в определенной области.Классификация целевых статей расходовобразует третий уровень функциональнойклассификации.

Классификация видоврасходов бюджета образует четвертыйуровень и детализирует направленияфинансирования расходов бюджета поцелевым статьям;

—  экономическуюклассификацию расходов бюджетов РФ –это группировка расходов бюджетов всехуровней по их экономическому содержанию.Выделяют текущие расходы — закупкитоваров, оплата услуг; капитальныерасходы — капитальные вложения, капитальныйремонт и т.д.;

—  классификациюисточников внутреннего финансированиядефицитов бюджетов РФ -это группировка заемных средств,привлекаемых Правительством РФ, органамиисполнительной власти субъектов РФ иорганами местного самоуправления навнутреннем рынке для финансированиядефицитов соответствующих бюджетов;

—  классификациюисточников внешнего финансированиядефицита федерального бюджета -это группировка заемных средств,привлекаемых Правительством РФ навнешнем финансовом рынке для финансированиядефицита федерального бюджета;

—  классификациювидов государственных внутренних долговРФ, субъектов РФ, муниципальных образований— этогруппировка их долговых обязательств(например, государственный внутреннийдолг РФ, принятый от бывшего СССР);

классификациювидов государственного внешнего долгаРФ и государственных внешних активовРФ — этогруппировка государственных внешнихдолговых обязательств, осуществляемыхПравительством РФ, например государственныйвнешний долг РФ, в том числе по кредитами т. п. -ведомственную классификациюрасходов федерального бюджета — этогруппировка расходов бюджета по главнымраспорядителям средств федеральногобюджета.

Составлениепроекта бюджета начинается не позднее,чем за 10 месяцев до начала очередногофинансового года. Одновременно с бюджетомрассматривается положение об увеличенииминимального размера оплаты труда.

С15 июля по 15 августа Правительстворассматривает прогноз развития Россиина очередной год и среднесрочнуюперспективу. Рассматривается проектфедерального бюджета и другие документы.

Проектсчитается внесенным в ГосударственнуюДуму в срок, если он передан до 24 ч. 15августа.

Федеральныйбюджет принимается в четырех чтениях.

1-ечтение происходит в течение 30 дней.Обсуждается концепция и прогноз развитияРоссии на очередной год, основныенаправления бюджетной и налоговойполитики, а также основные характеристикифедерального бюджета:

-доходы;

— распределение доходов от федеральныхналогов;

— дефицит федерального бюджета;

— общий объем расходов.

Втечение 15 дней со дня внесения документакомитеты рассматривают бюджет инаправляют свои заключения в Комитетпо бюджету. В случае отклонения документпередают в согласительную комиссию,включающую представителей ГосударственнойДумы, Совета Федерации, представителейПравительства. Если они не согласуютпоправки, то документ отправляется надоработку в Правительство.

2 –е чтение происходит в течение 15 дней.Рассматриваются расходы по разделамфункциональной классификации. Еслисогласие не достигнуто, то документпередают в согласительную комиссию.

3 –е чтение занимает 25 дней. Это основноечтение, на котором рассматриваютсяосновные расходы. Утверждаются расходыфедерального бюджета, средства нафинансовую поддержку субъектов ипрограмма государственных внешнихзаимствований.

4 –е чтение длится 5 дней. За документголосуют целиком, внесение поправок недопускается.

ПослеГосударственной Думы бюджет направляетсяв Совет Федерации на 14 дней. Если СоветФедерации отклонил, то отправляют всогласительную комиссию на 10 дней. Далеевыносят еще раз на ГосударственнуюДуму, и та голосует уже в одном чтении.

Далеенаправляют Президенту. Если Президентне подписывает, отправляют опять всогласительную комиссию и включают внее представителя Президента.

Документсчитается внесенным в срок, если онпринят до 1 декабря текущего годаГосударственной Думой, Советом Федерациии Президентом до 1 января.

Вопросыдля самостоятельной работы студентов

  1. Какова связь между бюджетом и бюджетной политикой государства?

  2. Что должно произойти, если Бюджет не будет принят Государственной Думой РФ в установленный законодательством срок?

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: ЭКСМО, 2007.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л., 2007.

Вопросы

  1. Идеальная модель бюджетного федерализма.

  2. Методы создания бюджетных режимов.

  3. Исполнение бюджета.

  4. Бюджетная политика.

  5. Бюджетная классификация.

  6. Чтения федерального бюджета.

  7. Сроки утверждения и отклонения бюджета в РФ.

  8. Роль Президента РФ в процедуре утверждения и принятия федерального бюджета.

Источник: https://studfile.net/preview/1757872/page:12/

Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета

Лекция 12 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

Исполнение бюджета — процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их исполь-зование по целевому назначению.

Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Прави-тельство РФ — за федеральный бюджет, правительства (адми-нистрации) субъектов РФ — за бюджет субъекта РФ, исполни-тельные органы местного самоуправления — за исполнение местного бюджета.

В деятельности по исполнению бюджета участвуют разнообразные органы: исполнительные органы об-щей компетенции и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения.

За исполнение бюджета по поступлению в доходную часть налогов отвечают налоговые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадле-жит главному распорядителю, распорядителям и получателям бюджетных средств (ст. 158—163 БК РФ).

В исполнении бюджета, кроме того, участвуют органы феде-рального казначейства и банковской системы. В соответствии со ст. 215 БК РФ в России устанавливается казначейское испол-нение бюджетов (вместо ранее имевшего место кассового ис-полнения бюджетов банковскими организациями). С 1 января 2006 г. вводится в действие ст.

215' БК РФ, более подробно регулирующая основы исполнения бюджета. Казначейское ис-полнение бюджетов предполагает, что на органы исполнитель-ной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными сред-ствами.

Указанные органы являются кассирами всех распоряди-телей и получателей бюджетных средств и осуществляют плате-

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

8. Правовые основы бюджетного процесса

жи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд_ жетных учреждений.

https://www.youtube.com/watch?v=Z6viGCs6gKQ

Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступа-ющих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех рас-ходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, которая в соответствии со ст.

217 БК РФ составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функцио-нальной и экономической классификациями расходов бюдже-тов с поквартальной разбивкой и представляется в орган испол-нительной власти, ответственный за составление бюджета.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюд-жетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись, которая утверждается руководителем указанного органа (например, Минфина России).

Обязанность совершить расходование средств соответствую-щего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписъю, в БК РФ (ст. 222) называется бюджетным обяза-телъством. Порядок утверждения, доведения и изменения лимитов бюджетных обязательств подробно урегулирован БК РФ (ст. 223, 224).

Исполнение бюджетов включает две составляющие: исполне-ние бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам в соответствии со ст.

218 БК РФ предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утверж-денным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблЮ' дением обязательных последовательно осуществляемых проие~ дур санкционирования и финанеирования. При этом нирование подразумевает: составление и утверждение

ной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджет-ных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджет-ных средств, а также утверждение смет доходов и расходов рас-порядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюд-жетных средств; подтверждение и выверку исполнения денеж-ных обязательств.

Процедура же финансирования заключается в выделении бюд-жетных средств для расходования. БК РФ (ст.

235) впервые раз-решено финансирование расходов путем зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств.

Порядок прове-дения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом ме-стного самоуправления.

Бюджетный процесс завершается составлением и утвержде-нием отчета об исполнении бюджета. Годовой отчет об испол-нении бюджета представляется исполнительным органом вла-сти общей компетенции в представительный орган и соот-ветствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Он подлежит утверждению представительным органом власти.

Составление и утверждение отчета об исполнении бюдже-та — один из важнейших этапов исполнения. Годовой отчет должен быть рассмотрен в обязательном порядке представитель-ньщ органом власти соответствующего уровня.

В БК РФ пре-ДУсмотрено два варианта решения представительных органов в Данном случае: 1) утверждение отчета; 2) отклонение отчета. На Уровне Российской Федерации указанные акты готовятся Пра-вительством РФ — проект федерального закона об отчете об исполнении бюджета.

К нему должны быть приложены все со-ответствующие документы, предусмотренные ст. 276 БК РФ. Кроме того, в БК РФ предусмотрено, что представительные °Рганы вправе дать оценку деятельности органов, исполняю-их бюджет. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об Исполнении федерального бюджета и готовит заключение.

Го-сУДарственная Дума рассматривает отчет об исполнении феде-Рьного бюджета в течение полутора месяцев после получения алючения Счетной палаты РФ. При отклонении отчета могут

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

Глава 9. Правовой режим целевых денежных фондов

быть приняты следующие меры: материалы могут быть переда-ны в прокуратуру, могут быть привлечены к ответственности соответствующие должностные лица, а также может быть под-нят вопрос о недоверии Правительству (соответствующему орга-ну исполнительной власти).

Кроме того, в соответствии с зако-нодательством субъекта РФ и уставом муниципального образо-вания может быть не только возбуждена процедура выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, но и отзыва выборных должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления, привлече-ния к иным формам ответетвенности исполнительного органа либо его должностных лиц (ст. 273 БК РФ). Отчет об исполнении федерального и регионального бюджета принимается в форме закона, об исполнении бюджета муниципального образования — в форме решения. Эти акты должны быть опубликованы в соот-ветствии с принципом гласности бюджетного процесса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_61717_poryadok-ispolneniya-byudzheta-otchet-ob-ispolnenii-byudzheta.html

Refpoeconom
Добавить комментарий