Лекция 1-я Исторические условия возникновения марксизма

Исторические условия возникновения марксизма

Лекция  1-я Исторические условия возникновения марксизма

Марксизм как направление экономической мысли возник не случайно и имел как социально-экономические, так и идейно-теоретические предпосылки.

Социально-экономическими предпосылки его появления связаны, в первую очередь, с ускорением промышленного переворота, ломкой сохранившихся феодальных отношений, которые завершились изменением классовой структуры общества.

Капитализм вступил в период завершающей фазы свободной конкуренции, а с ним усиления периодических кризисов перепроизводства, сотрясающих рыночную систему. Социальные потрясения в странах Западной Европы приобретают вид нарастающей борьбы рабочего класса за свои права.

На политической арене чётко выступают два основных класса – буржуазия и рабочие, антагонистические отношения между которыми достигают своего апогея.

Возникновение марксизма имело и идейно-политические корни. Новая социальная сила (рабочий класс) вызвала к жизни необходимость осмысления его места и роли в общественной жизни. На основании научного наследия предшественников, в начале 40-х годов ХIХ века формируются новое учение – марксизм, давший миру принципиально новую идеологию пролетариата.

Марксизм базировался на трёх основных источниках, названных впоследствии В.И.Лениным тремя составными частями марксизма, а именно: немецкой классической философией Г.В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха, английской классической политэкономией А.Смита и Д.

Рикардо и французской (К.А.Сен-Симон и Ш.Фурье), а также английской (Р.Оуен) – ветвями утопического социализма. Немецкая классическая философия послужила для марксизма в качестве метода исследования как природных (диалектический материализм) так и общественных явлений (исторический материализм).

Экономический блок марксизма имел в своей основе трудовую теорию стоимости, достигшую своей наиболее развитой формы в трудах английской школы политэкономии.

И, наконец, практическая реализация идей предстала в блоке научного социализма, который опирался на творчество великих социалистов-утопистов, названных выше.

2. РАЗРАБОТКА НОВЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ К. МАРКСОМ (18181883) И Ф.ЭНГЕЛЬСОМ (18201895)

Марксизм впервые научно обосновал идею материалистического понимания истории. Сама по себе она не являлась новой.

Ещё Ибн-Хальдун обращал внимание на то, что развитие общества определяется не указами правителей, а зависит от объективных законов, которые, как и в природе, человек изменить не может. Данная идея стала определяющей в выделении предмета «Политической экономии».

Принципа объективности процессов в обществе придерживались У.Петти, П. Буагильбер, физиократы и, наконец, А.Смит.

Последний заложил это в названии своей знаменитой книги «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой есть слова о том, что «…продукт естественным образом распределяется между основными классами общества». Слова «естественным образом» означают независимость этих процессов от воли и сознания людей.

Предметом политической экономии являютсяпроизводственные отношения. В связи с этим К.

Маркс писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые отвечают определённой ступени развития их материальных производительных сил».

Важным признаком производственных отношений является их специфичность, имеющая три аспекта: определённость их, то есть наличие их такими как они есть, во-вторых, необходимость, которая означает, что люди в своей жизни должны в них вступать и, наконец, в-третьих, они не зависят от воли и желания вступающих в них людей.

Совокупность экономических отношений образует реальный базис. Второй стороной жизнедеятельности людей являются производительные силы, которые определяют состояние соответствующих им производственных отношений.

Диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношений составляют способ производства. Способ производства материальной жизни людей определяет социальные, политические и духовные процессы жизни вообще.

Исходя из этого, экономические эпохи (первобытное общество, рабство, феодализм, экономика буржуазного общества) отличаются друг от друга особенностями (спецификой) производственных отношений. Политическая экономия изучает также закономерности перехода от одного экономического строя к другому. С этой позиции формулируется предмет политэкономии в широком смысле слова – как науки, изучающей экономические законы, которые регулируют производство, обмен, распределение и потребление материальных благ.

Заслугой К.Маркса является введение в анализ экономических явлений принципа историзма в рассмотрении общественных явлений, которые в отличие от явлений природы носят временный, преходящий характер. Особую роль он сыграл при характеристике категории абстрактного труда как особой его формы при капиталистическом обществе.

Новым в этом направлении было применение при анализе буржуазного общества метода диалектики, изучающего объективную реальность, с одной стороны, исходя из анализа её в развитии. Эта сторона метода была взята К.Марксом у Г.В.Ф.Гегеля.

Однако, исходным пунктом выяснения объективных закономерностей развития стала не «абсолютная идея», как у Г.В.Ф.Гегеля, а материализм Л.Фейербаха.

Материалистический подход, как другая сторона метода, включал в себя анализ доминирующих фактов объекта исследования, на базе которого рассматривался закон их развития и изменения.

Научное представление полученных результатов осуществлялосьв виде восхождения от абстрактного к конкретному, путём метода логических абстракций, индукции и дедукции, где главным было использование такого подхода как метод органической целостности. При анализе общественных явлений, прежде всего, акцент был сделан на соблюдение принципа историзма, то есть фиксации постоянно изменяющегося объекта исследования. Он сочетался с логическим подходом, где представленные факты выводились, во взаимосвязи и взаимозависимости, один из другого – от простейшей всеобщей формы (товара) до самой развитой (капитала). При этом, метод историзма был принципиально новым словом в экономической науке. Отмеченный подход в исследовании экономических проблем впервые в истории экономической мысли был реализован при написании «Капитала» К. Марксом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_49928_istoricheskie-usloviya-vozniknoveniya-marksizma.html

Исторические условия и предпосылки возникновения марксизма

Лекция  1-я Исторические условия возникновения марксизма

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории.

Доктор философии Карл Маркс (1818 — 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820 — 1895) разрешили задачу следующим образом: сформулировав радикальную научную                  коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей.

У своих идейных предшественников философия марксизма усвоила философский рационализм, диалектический метод,                   установки деятельностной парадигмы философского мышления. Под влиянием причин философского, естественнонаучного и социально-политического характера К. Маркс и Ф.

Энгельс, разделявшие позиции младогегельянцев (революционно настроенных последователей Ф. Гегеля в философии), выработали новую программу развития философии.

В рамках этой программы не только были трансформированы традиционные проблемные поля философской классики, но по-новому было осознано предназначение философии и задачи, стоящие перед ней.

Непосредственными теоретическими источниками философии марксизма, по свидетельству Ф. Энгельса, явились идеалистическая диалектика  Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

В основу диалектического материализма классиками марксизма была положена диалектика Г. Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах. По выражению Ф. Энгельса, диалектика Г.

Гегеля была поставлена в философии марксизма с “головы на ноги”.

Важнейшими естественнонаучными предпосылками формирования  марксистской философии Ф. Энгельс назвал открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточного строения живых организмов и эволюционную теорию Ч. Дарвина.

В этих достижениях науки середины XIX в.

ярко                   проявили себя новые тенденции в развитии естествознания той исторической эпохи, в частности, переход к освоению в теоретическом мышлении разнообразных форм связей и процессов                  развития в природе.

Социальными предпосылками становления новой философской стратегии явились события в жизни индустриального общества в первой половине XIX в.

, которые со всей остротой поставили вопрос о необходимости сознательного регулирования социальных процессов, стихийный характер развертывания которых заключал в себе угрозу стабильному существованию целостного социального организма и отдельных его подсистем, прежде всего в сфере экономической жизнедеятельности.

Философия марксизма подвергла переосмыслению господствующие представления о самой сути философской деятельности. Миссия философии впервые в истории ее развития была связана с социальной критикой, призванной содействовать эмансипации общества и человека. Характерной чертой философии марксизма явился социоцентризм. 

Марксистская философия преодолела созерцательность предшествующего материализма, достигла в                   своем содержании органического сочетания идей материализма и диалектики.  Принципиальная новизна философии марксизма проявилась в разработке концепции общественно-исторической практики.

  Практика была осмыслена марксизмом как специфически человеческое отношение к миру, как основа преобразования человеком окружающей действительности и самого себя. Осуществленное марксизмом введение практики в теорию познания привело к радикальному обновление ее методологических принципов и установок. Начиная с ранних работ, К.

Маркс разрабатывал                   проблему отчуждения, отталкиваясь от ее трактовки Г. Гегелем.

 Марксистское решение проблемы отчуждения человека исходило из признания того, что его источником являются определенные                   общественные отношения — отношения частной собственности на средства производства, требующие, с точки зрения марксизма, коренной перестройки в ходе революционного преобразования                   общества.

 В марксистской философии идеи материализма и диалектики получили последовательное распространение на область исследования  общественной жизни:  тенденций развития             социально-экономической структуры человеческого общества, его социальной динамики. Тем самым марксизмом в середине XIX в. была создана новая парадигма философии истории.

Главным философским  открытием К. Маркса стало материалистическое понимание истории, заложившее основы социально-философской концепции марксизма, несшей на себе заметный отпечаток европоцентризма.

Марксистская философия по-новому решила вопрос о роли идей в жизни общества.

Она обнаружила скрытые детерминанты экономического характера за рождающимися в социальной системе и направляющими ход ее развития идеологическими построениями, исследовала механизм их влияния на процессы социальной жизни.  

        Острота классовых противоречий в Германии 40-х годов во многом благоприятствовала тому, что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.

Наряду с революционными выступлениями рабочего класса, важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского утопического социализма.

Источник: https://students-library.com/library/read/18671-istoriceskie-uslovia-i-predposylki-vozniknovenia-marksizma

Refpoeconom
Добавить комментарий