КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Метод контрольных вопросов поможет запустить творческий процесс

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Метод контрольных вопросов — это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение.

Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам,  сценаристам, ученым, всем, кому нужно найти нетривиальное решение. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового.

В равной степени многие техники используют списки вопросов.

Последовательность действий при использовании метода контрольных вопросов

При использовании метода контрольных вопросов правильная формулировка проблемы — основа эффективного решения. Причем никто не мешает придумать несколько формулировок и каждую рассматривать отдельно.

  • Определите проблему («Придумать название», «Придумать логотип», «Придумать сюжет видеоролика»).
  • Конкретизируйте. Сейчас проблема сформулирована слишком широко. Попробуйте конкретизировать формулировки, можно придумать несколько вариантов: «Придумать нестандартное название», «Придумать название, которое вызовет улыбку», «Придумать короткое название», «Придумать название, которое заставит задуматься о смысле жизни».
  • Напишите список контрольных вопросов или действий (сами или воспользовавшись приведенным ниже примером).
  • Ищите ответы на вопросы из списка.

Такой подход позволит придумать огромное количество вариантов.

Список Джуна Валладареса

Методика Джуна Валладареса, представленная в книге  «Ремесло копирайтинга» содержит 201 вопрос. Помогает не только при написании текста, эта техника нацелена на что угодно.

Автор советует: «Переверните все с ног на голову, чем бы не являлось это «все» — макетом, словами, видеоизображением, упаковкой, товаром, рекламной кампанией или маркетинговой стратегией».

Прочитав выдержки из списка Джуна вы можете создавать свои списки для каждой проблемы.

  1. Растяните это.
  2. Ужмите.
  3. Поменяйте цвет.
  4. Увеличьте.
  5. Уменьшите.
  6. Сделайте круглым.
  7. Сделайте квадратным.
  8. Переведите в текст.
  9. Соедините изображение с музыкой.
  10. Используйте повторы.
  11. Сделайте трехмерным.
  12. Сделайте двухмерным.
  13. Измените форму.
  14. Замените частично.
  15. Сделайте частью набора.
  16. Сделайте коллекционным экземпляром.
  17. Сделайте анимацию.
  18. Механизируйте.
  19. Осветите.
  20. Сделайте так, чтобы это было похоже на что-нибудь другое.
  21. Придайте фактуру.
  22. Придайте романтизм.
  23. Придайте ностальгическое обаяние.
  24. Придайте старомодность.
  25. Придайте футуристичность.
  26. Сделайте это частью чего-то другого.
  27. Воспользуйтесь символизмом.
  28. Воспользуйтесь реализмом.
  29. Воспользуйтесь фотографией.
  30. Воспользуйтесь иллюстрацией.
  31. Расскажите историю с помощью единственной иллюстрации.
  32. Сделайте ее привлекательной для детей.
  33. Сделайте ее привлекательной для женщин.
  34. Сделайте ее привлекательной для мужчин.
  35. Сделайте ее прозрачной.
  36. Измените фон.
  37. Измените среду.
  38. Сделайте ее глянцевой.
  39. Воспользуйтесь оптическими эффектами.
  40. Воспользуйтесь другим материалом.
  41. Добавьте человеческого участия.
  42. Измените логику.
  43. Сделайте складывающейся.
  44. Выйдите за грани допустимого.
  45. Придайте атмосферу лета.
  46. Придайте личностный оттенок.
  47. Сделайте темнее.
  48. Используйте недосказанность
  49. Используйте преувеличение.
  50. Исключите часть.
  51. Переставьте элементы.
  52. Сделайте ее летящей.
  53. Сделайте ее плывущей.
  54. Сделайте ее переплетающейся.
  55. Замаскируйте ее.
  56. Столкните две стороны.
  57. Заполните.
  58. Сделайте ее смешной.
  59. Найдите дополнительное применение.
  60. Используйте в сочетании все вышеупомянутое

Список вопросов Осборна

Следует сказать, что список вопросов Осборна можно подогнать почти под любую задачу.

  • Возможны ли новые способы применения?
  • Что можно скопировать?
  • Что можно присоединить?
  • Дублировать?
  • Что можно заменить?
  • Изменить скорость или темп?
  • Другой цвет, звук, освещение?
  • Другой ингредиент?
  • Другой материал?
  • Другое расположение?
  • Объединить цели?
  • Изменить последовательность операций?
  • Перевернуть?

Опять же, несмотря на то, что данная методика касается физических объектов, она идеальна для чего угодно.

Например, если вы составляете план на этот год: первое — заработать двадцать тысяч долларов, вторая — купить автомобиль, третья — делать добро людям. Применив пункт «Изменить последовательность операций», вы можете посмотреть на свой план совершенно иначе.

Этот пункт поможет вам в чем угодно, где есть последовательность шагов. Поменяйте их местами, ликвидируйте некоторые и посмотрите что получится.

Как работает метод контрольных вопросов

Если вы не знаете, от чего оттолкнуться для решения любой проблемы — сформулируйте ее. Сформулируйте ее несколько разными способами:

  • придумать креативную упаковку
  • придумать креативную упаковку чая
  • придумать креативную упаковку-игрушку
  • придумать креативную упаковку чая в подарок

Затем составляйте списки: списки игрушек, материалов, необычных предметов, которые можно использовать.  Последовательно берете каждое слово и прогоняете его по методике контрольного списка. Теперь вы можете взглянуть на задачу с разных сторон, сгенерировать десятки решений.

Потратив на метод контрольных вопросов хотя бы 10 минут, вы обнаружите, что сумели взглянуть на задачу с совершенно другой стороны. Методика контрольных списков и вопросов не позволит вам  сидеть сложа руки. Она помогает запустить творческий процесс, выводит из кризиса.

Любой список действий заставляет нас двигаться. Возьмите словарь и выпишите первые попавшиеся 50 глаголов, а затем сформулировав свою проблему попытайтесь понять, как действие глагола поможет ее решить. Не помогли первые пять, ничего страшного, осталось еще 45, что-то обязательно найдется. А когда вы найдете ответ, спокойно можете найти еще 50 глаголов и найти более совершенное решение.

Больше креативных методик

Мозговой штурм  — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма — выработка максимального количества разнообразных идей.

Суть метода в том, чтобы научить участников не бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Этот метод пробуждает утомленное воображение.

Основные положения метода: коллективный поиск идей, разделение […]

нет комментариев

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению.

 Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то  увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Что такое ассоциации? Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при […]

нет комментариев

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор — У. Гордон (США, 1952 г.).

 Синектика — это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное — известным».

Метод синектики, как и другие методы ассоциативного поиска идей, основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, […]

нет комментариев

Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей.  Авторами методики являются — Гильде В. и Штарке К. (1970 г.).

  Этот метод предполагает продуманный отбор участников, тщательную подготовку и определенный алгоритм действий.

   Кого приглашают на конференцию идей?  На конференцию идей по методу Гильде приглашают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с обсуждаемой проблемой, а также свободных от стереотипов новичков, способных взглянуть на состояние дел со стороны.  Каждый участник должен знать, что […]

нет комментариев

Метод контрольных вопросов — это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение.

Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам,  сценаристам, ученым, всем, кому нужно найти нетривиальное решение. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового.

В равной степени многие техники используют списки вопросов. Последовательность действий при использовании метода […]

нет комментариев

Сегодня вдохновение и новые идеи нужны каждому.

Вот пример минималистичной и приятной видеоинфографики, которая поможет сохранить и развивать свои способности мыслить нестандартно и поддерживать творческую энергию. 29 WAYS TO STAY CREATIVE from TO-FU on Vimeo.

29 способов оставаться креативным 1. Составляйте для себя списки 2. Везде носите блокнот 3. Попробуйте писать спонтанно и от руки 4. Отойдите от компьютера […]

нет комментариев

Источник: http://mediasvod.ru/metod-kontrolnyh-voprosov/

Списки контрольных вопросов

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель – посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям.

Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, «подсказывают» возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач.

Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для поиска новых бизнес идей для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.

  1. Какова основная функция объекта (процесса)?
  2. Что представляет собой идеальный объект (процесс)?
  3. Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?
  4. Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить?
  5. Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)?
  6. В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
  7. Можно ли разделить объект (процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?
  8. Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?
  9. Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции?
  10. Нельзя ли использовать вредные факторы и функции?
  11. Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?
  12. Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить?

План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:

  1. Уточнить проблему.
  2. Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.
  3. Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.
  4. Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.

Результатом использования списков может быть целый спектр изобретательских решений, оригинальных бизнес идей или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

Список контрольных вопросов Эйлоарта

Это список вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В сущности он дал «программу» работы способного изобретателя, который с фантастической настойчивостью пытается решить задачу.

Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие – глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности автора. Интересен этот список еще и тем, что многие его вопросы в той или иной степени совпадают с идеями, вошедшими в арсенал ТРИЗ.

Список контрольных вопросов по Эйлоарту выглядит так:

  1. Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.
  2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.
  3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.
  4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.
  5. Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).
  6. Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии: — газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; — теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.; — различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.

    ; — переходные состояния — замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.;

    — эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.

  7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
  8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
  9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.
  10. Попробовать «собственные» (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.
  11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис – все с ней.
  12. Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.
  13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
  14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
  15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или медленнее) размеров, вязкости и т. п.
  16. В воображении залезть внутрь механизма.
  17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
  18. Чья это проблема? Почему его?
  19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
  20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
  21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Источник: https://www.inventech.ru/pub/methods/control

Типы вопросов

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Мой стиль переговоров — задавать последовательно разные типы вопросов. Правда, этот стиль сложился сам по себе, а не путем изучения теории и затем отработки ее на практике.

Так само получилось — просто спрашиваешь человека, он отвечает, опять спрашиваешь, он опять отвечает — резюмируешь, и все. Наверное, если меня спросить — а какие типы вопросов я использую? — мне пришлось бы задуматься.

Или обратиться к аудиозаписям своих переговоров — и теоретическим материалам, чтобы выяснить, а какие вообще бывают типы вопросов?

Есть разные классификации вопросов — типы, виды, группы и пр. Одни из них дают «пищу для ума», другие — только пищу для поисковых систем. 🙂 (Надеюсь, мои материалы в блоге будут относиться к первому типу, тогда и поисковики голодными не останутся 🙂 )

Я пока не встретила такую классификацию типов вопросов, которая бы помогла мне в обучении переговорной практике. Видимо, придется разработать свою систему — с разными типами вопросов и способами их использования. Но есть несколько статей (часть из них уже опубликованы на блоге), которые могут стать помощниками в этом деле. Они дают «пищу для ума», в том числе — интересные типы вопросов.

Одну из таких статей предлагаю Вашему вниманию. Эта статья А.Деревицкого (на мой взгляд, у него должны быть хорошие тренинги по переговорам, что называется «по делу» — книги его мне нравятся, лично я была у него на небольшом презентационном тренинге — тоже понравилось…).

И сайт у Александра очень познавательный — полезных материалов довольно много. Эта статья, как я понимаю, тоже им написана не «из головы» — а по материалам книги Николауса Энкельмана.

Когда два умных человека объединяют свои усилия — почему бы нам с вами этим не насладиться?

Итак, типы вопросов — в варианте Н.Энкельмана, в обработке А.Деревицкого.

Прошу любить и жаловать 🙂

…«Бросьте ребенку мяч, он его поймает. Точно так же и с вопросами: подбросьте своему собеседнику вопрос. Он ответит, и мяч снова у вас. Причем, задавая вопрос, вы уже определяете вид ответа. Поэтому необходимо научиться технике постановки вопросов» — эти слова принадлежат Николаусу Энкельману. Именно его разработку я использую как базу для работы с темой «Типы вопросов».

Нужно отметить, что определение перечисленных ниже групп как типов не вполне корректно. Дело в том, что один и тот же вопрос может одновременно попадать в несколько групп. То есть контрольный вопрос может быть в то же время открытым и провокационным. Поэтому, вероятно, есть смысл говорить не о типах, а о свойствах или признаках.

Открытые и закрытые вопросы.

«Нужны ли вам дрова?» и «Какие дрова вы используете?» — это вопросы, отличающиеся прежде всего по развернутости ответов, которые мы получим. В первом случае это может быть «да» или «нет», во втором мы буквально насильно заставим собеседника выдавить нечто большее.

Открытые вопросы хороши во всех случаях. Закрытые могут быть идеальными, например, тогда, когда нам нужно вести монолог, но мы хотим создать иллюзию диалога — это нам может понадобиться в прессинговых приемах продаж. При этом время от времени мы задаем какой-нибудь закрытый вопрос, позволяя собеседнику «вставить свои пять копеек», а после этого ведем свою монологическую линию дальше.

Отметим, что существуют уникумы, способные закрыто ответить на любой вопрос: — Вы предпочитаете блондинок или брюнеток? — Да!…

Информационные вопросы

Вопросы этого типа направлены на съем основной информации. В нашей ситуации — это информация о бизнесе и фирме заказчика, позволяющая нам адаптировать наше предложение к его специфике.

Хотя считается, что вопросы этой группы должны строиться так, чтобы мы получали развернутый ответ и клиент не мог отделаться сухими «да» или «нет», но ради справедливости следует отметить, что можно использовать и закрытые вопросы, направленные на получение подтверждения или отрицания. Именно закрытые вопросы обычно используются при анкетировании.

Последовательность и варианты информационных вопросов — это обычно примерно и тот же вопросительный ряд, к которому продавец привык и который он отполировал за годы продаж. К сожалению, именно поэтому при переходе продавца к информационным вопросам часто меняется даже его голос — он становится чуть более высоким и гораздо более бесцветным…

Контрольные вопросы

— А с чем, господа, у вас, живущих в нашем криминализированном обществе, ассоциируется это название? — С контрольным выстрелом киллера! — Ну что ж — вполне нормальная, здоровая ассоциация…

Энкельман рекомендовал: «Их важно задавать во время любого разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли еще к нам собеседник, понимает ли он нас или просто поддакивает».

Да, это полезно — чтобы понимать, попадают ли наши аргументы в цель, используем ли мы правильно выбранный коммуникативный инструмент, стоит ли продолжать в том же духе, в котором мы начали?

Но «белая школа» Макгали лишь предупреждала о том, что следует обеспечивать такой ход беседы, чтобы партнер не отвлекался, слышал и понимал нас.

Макгали так и не сознался в том, что очень часто очень выгодно работать именно с партнером несколько очумевшим, очманевшим, уплывшим в состояние транса.

И я до сих пор не решил, стоит ли размещать в этой книге мои материалы по подобным техниками общения, которые мы со слушателями изучаем в теме «Жесткие переговорные технологии»…

Вопросы для ориентации

Тот, кому достается для комментариев эта карта, обычно начинает с неловкого смешка или шутки о двусмысленности этой самой «ориентации».

Такое начало всякий раз заставляет меня вспомнить двухстишный итог, который подвел под двадцатым веком один из его поэтов:

«Какие цвета испоганили —

Красный и голубой…»

Но не будем развивать тему изменившегося восприятия подтекстов цветового спектра. Просто отметим, что вопросы для ориентации не только контролируют партнерскую девиацию — насколько он устойчив в избранной позиции — но и позволяют получить исходный фактаж для коррекции стиля и техники нашей переговорной работы.

Вот какие примеры приводит Энкельман: «Есть ли у вас еще вопросы по этой теме? Каково ваше мнение по этому пункту? Поняли ли вы, какую цель мы этим преследуем?»

Подтверждающие вопросы.

Именно с помощью этих вопросов мы реализуем древнейшую технику Сократа — получить от собеседника серию ответов «да», чтобы либо просто создать атмосферу согласительности, либо придать ему инерцию и заставить произнести «да» в ответ на наш самый главный вопрос:

«Вы же придерживаетесь того мнения, что…?»

«Наверняка вы тоже рады, что…?»

Ознакомительные вопросы.

Это разведка персоны.

Не фирмы, а именно персоны.

Ознакомительные вопросы позволяют получить нам либо чистую персонографию, либо познакомиться с производственными и коммерческими позициями клиента.

Встречные вопросы.

Это просто. Это — по-одесски. — Вы не скажите, как пройти на Дерибасовскую? — А вы сами откуда будете?…

Нужно лишь помнить, что существуют люди, которые такие вопросы не выносят на духу.

В общении с ними от встречных вопросов либо стоит вообще отказаться, либо нужно позаботиться о том, чтобы наш ответ вопросом был достаточно замотивирован: — Вот вы спрашиваете, что из всего ассортимента я вам хочу посоветовать… Понимаете, чтобы ответить на этот вопрос я просто вынужден задать вам несколько собственных вопросов…

Альтернативные вопросы.

Ничто человек не любит так, как свободу. А всякая свобода начинается со свободы выбора. Дать партнеру пару или даже несколько приемлемых для нас вариантов на выбор — это помогает создать иллюзию свободы. Эта иллюзия может заставить человека купить уже сама по себе…

Однополюсные вопросы

Практически всегда доставляют моим слушателям проблемы. Ну как их прокомментировать? И потому я иногда просто помашу руками и говорю: — О, это трудная группа. Тут господин Энкельман намудрил.

Давайте я вас буду спасать. Ну-ка — задайте мне, пожалуйста, какой-нибудь вопрос. Любой! — Вы сегодня завтракали? — интересуется слушатель. — Вы спрашиваете, завтракал ли я сегодня? — отвечаю я.

И после паузы спрашиваю: — Теперь понятно?

Источник: https://peregovorshiki.ru/blog/8-tipy-voprosov.html

Метод контрольных вопросов для решения творческих задач, примеры и суть

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Творчество – процесс многогранный, поэтому изобретатели в процессе творческого поиска используют всевозможные методы активизации мышления, помогающие решать поставленные задачи и находить новые идеи. Среди множества популярных психологических методик, применяемых для генерации идеи и решения творческих задач, можно выделить метод контрольных вопросов.

Метод контрольных вопросов (МКВ) – это психологическая техника, позволяющая находить решение проблемы с помощью ряда вопросов, стимулирующих мыслительную деятельность. Отвечая на вопросы, изобретатель активизирует свое мышление, стараясь найти новое, необычное решение задачи.

Суть метода

Данный метод не имеет какого-то конкретного автора. Разные авторы разрабатывали и предлагали свои варианты вопросов. Сюда можно отнести списки вопросов таких известных авторов, как: А. Осборн, Д. Пирсон, Д.

Пойа, Г. Буш, Г. Альтшуллер, Т. Эйлоарт.

Вопросы, предложенные этими авторами, вот уже много лет с успехом применяются в области поиска творческих решений наряду с такими методиками, как метод синектики или мозгового штурма.

МКВ помогает изобретателю более полно осознать суть проблемы, рассмотреть ее со всех сторон и систематизировать поиск решения. Эта методика является улучшенным методом проб и ошибок. Таким образом, каждый контрольный вопрос выступает в роли пробы или серии проб.

При составлении списков авторы на основе изобретательского опыта выбирают самые эффективные вопросы. Благодаря этому МКВ работает более продуктивно, нежели обычный метод проб и ошибок. Однако отсутствие понимания всех тонкостей техники изобретательства проводит к тому, что в списках появляется множество поверхностных вопросов.

По этой причине основной областью применения методики является решение задач второго уровня.

Принцип работы метода

Прежде всего, необходимо дать определение проблеме. Например: «Придумать название для фирмы», «Разрешить спорную ситуацию с сотрудниками», «Разработать новый вид продукции».

На данном этапе задача имеет общее название. Теперь нужно придумать ей интересное название. Например: «Придумать ироническое название», «Придумать агрессивное название», «Придумать философское название».

Когда название будет готово, нужно составить список контрольных вопросов или воспользоваться одним из универсальных списков любого из авторов.

Теперь можно рассматривать поставленную задачу с позиции трех формулировок. Чем больше вариантов удастся придумать, тем лучше.

Какие бывают списки вопросов?

В качестве примера можно рассмотреть наиболее популярные списки вопросов, которыми часто пользуются изобретатели.

Список вопросов А. Осборна

Эти вопросы касаются физических предметов, однако их можно видоизменять и использовать для решения любой задачи.

  • Можно ли найти новый способ использования рассматриваемого объекта?
  • Что можно добавить к нему?
  • Что можно продублировать в нем?
  • Что можно поменять?
  • Поменять скорость движения?
  • Подобрать другую форму, окрас, звук?
  • Подобрать другой компонент?
  • Сделать из другого материала?
  • По-другому расположить?
  • Объединить несколько задач или функций в одну?
  • Поменять местами последовательность выполнения операций?
  • Повернуть наоборот?

Список вопросов Т. Эйлоарта

Список вопросов, придуманный английским изобретателем Т. Эйлоартом, считается одним из лучших. Он представляет собой так называемые задания самому себе (последовательность действий в процессе поиска решения задачи).

  • Рассмотреть все характеристики и определения будущего изобретения. Попытаться изменить их.
  • Четко сформулировать задачи. Подобрать другие формулировки. Разделить главные и второстепенные задачи. Найти подобные задачи.
  • Рассмотреть минусы решений, которые уже имеются. Придумать новые предположения.
  • Найти аналогии в области биологии, экономики, фантастики, в молекулярной области.
  • Построить разные модели (математическую, механическую, электронную, гидравлическую и прочие). Модели позволяют выразить идею более точно, нежели аналогии.
  • Рассмотреть возможность применения всевозможных материалов и энергий: твердое тело, жидкости, газы, гель; электрическую, световую, магнитную энергию; волны разного диапазона, поверхностные свойства; различные эффекты (Фарадея, Джоуля–Томсона); разные состояния вещества (лед, пар) и прочее.
  • Найти логические связи, совпадения, варианты, зависимости.
  • Поинтересоваться мнением людей, абсолютно не разбирающихся в исследуемом вопросе.
  • Обсудить исследуемый вопрос в группе. Выслушать предложения каждого участника обсуждения без критики.
  • Применить решения, свойственные разным национальностям: китайская сложность, немецкая точность, американская расточительность, шотландская хитрость и т.д.
  • Постоянно держать проблему при себе: спать с ней, ходить на работу, есть, пить, играть, гулять. Все дела делать с ней.
  • Побывать в местах, стимулирующих творческое мышление: в техническом музее, в магазине старых вещей, на свалке лома и пр. Рассматривать журналы с картинками.
  • Составить таблицы материалов, стоимости, величин. Придумывать новые решения проблемы, комбинации и части решений.
  • Стараться найти лучшее решение и придумывать возможные.
  • Вносить изменения в решение с позиции скорости, размеров, плотности и пр.
  • Мысленно представить внутренне устройство механизма.
  • Отыскать альтернативные проблемы, которые могут убрать из цепи какое-либо звено и увести в сторону от необходимого решения, при этом создав нечто другое.
  • Понять, чья это проблема и почему?
  • Изучить историю исследуемого вопроса. Кто первый изобрел это? Какие неверные определения этой проблемы имеются?
  • Узнать, пытался ли кто-то еще решить эту задачу и что у него получилось?
  • Найти общепринятые ограничения и понять причины, по которым они были установлены.

Примеры практических задач

Изучив предложенные контрольные вопросы, можно попробовать решить с их помощью несколько практических задач. Такие задачи рекомендуют учащимся 11 классов на уроках технологии. Задачи активизируют мыслительные процессы, стимулируя к поиску новых идей.

Задача 1

В проектном институте имеется несгораемый сейф, в котором хранятся чертежи секретных разработок. Инженеры посчитали обыкновенный замок недостаточно надежным и решили изобрести другой. Замок должен обеспечивать целостность сейфа в следующих случаях:

  • если кто-нибудь украдет ключ или снимет с него копию;
  • если будет использоваться самая лучшая отмычка;
  • если секретный код замка забудут или потеряют;
  • если какой-нибудь сотрудник института попытается взять чертежи без ведома руководства.

Нужно предложить идею такого замка.

Задача 2

Многие виды пожарной сигнализации издают громкий звук и световые вспышки, оповещающие об опасности. Однако в производственных цехах с высоким уровнем шума и искрами от сварки звуки могут не услышать, а световые вспышки – не увидеть.

Нужно придумать надежный способ пожарной сигнализации для таких цехов (обесточивать нельзя!).

Применение метода контрольных вопросов хорошо помогает в процессе генерации идей, поиске новых решений, а также подходит для развития и тренировки творческого мышления.

Источник: https://NewGoal.ru/metod-kontrolnyx-voprosov-dlya-resheniya-tvorcheskix-zadach/

Refpoeconom
Добавить комментарий