Количественный анализ и качественная определенность

Качественная и количественная определенность вещей

Количественный анализ и качественная определенность

Совокупность существенных черт или признаков, делающих данное явление тем, что оно есть, и отличающих его от других явлений, называется качеством вещи или явления. Философское понятие качества отличается от представления о качестве в повседневной жизни. Обыден-

мое представление о качестве связано с оценкой явления. В этом смысле говорят о хорошем или плохом качестве, например пищи, промышленного изделия или художественного произведения.

Философское понятие качества не содержит в себе оценки явления.

Это только понятие о неотъемлемых отличительных признаках, о внутреннем строении явления, которые составляют его определенность и без которых оно перестает быть самим собой.

Так, например, лес предполагает наличие густой заросли деревьев. Но если на каком-то его участке вырубить деревья, то перед нами будет уже не лес, а вырубка или просека. Потеряв свое качество, вещь изменяется, становится другой вещью, обладающей другой качественной определенностью.

В практической жизни очень важно бывает установить качественное различие между вещами, так как это позволяет правильно их использовать.

Так, например, алюминий, медь и уран — это металлы, которые качественно отличаются друг от друга и поэтому получают различное применение в технике: алюминий применяется в самолетостроении, медь идет на производство электропроводов, уран используется для получения атомной энергии.

Большое значение имеет понятие качества для понимания явлений общественной жизни.

Например, существует качественное отличие социалистического общества от рабовладельческого, феодального и капиталистического.

Чтобы установить это отличие, надо вскрыть наиболее существенные, характерные для социализма общественные отношения, его экономическую структуру, которыми он отличается от других общественных систем.

Следует иметь в виду, что качеств, которые существовали бы сами по себе, конечно, нет. Есть только вещи или явления, которым присуще то или иное качество.

Но внутри вещей или их совокупностей, обладающих известной качественной определенностью, могут быть и свои более или менее значительные качественные различия.

Так, например, в животном мире позвоночные качественно отличаются от членистоногих. Но и внутри общего подтипа позвоночных имеются качественные различия между млекопитающими, птицами, рыбами, пресмыкающимися и амфибиями.

В свою очередь и среди млекопитающих также существуют качественные различия.

Выделение и выяснение черт и особенностей явления, составляющих его качество, — это только начало познания. Помимо качества каждая вещь имеет еще и количественную сторону, характеризуется особыми количественными показателями, при которых существует ее качество.

Количественная определенность вещи может относиться к ее внешним признакам, например вещь может быть большой

или маленькой. Но количественная определенность может характеризовать и внутреннюю природу вещи. Так, у каждого металла есть своя теплопроводность, свой коэффициент расширения при нагревании; у каждой жидкости — своя теплоемкость, своя точка кипения и превращения в твердое тело; у каждого газа — своя температура сжижения и т. д.

В технике количественные характеристики качественно различных материалов и процессов имеют особо важное значение. Без них в современном производстве нельзя сделать буквально ни шагу.

Заметные успехи науки о природе начались только тогда, когда к качественной характеристике явлений присоединилась количественная. Наблюдения над звездным небом, над видимыми движениями светил велись весьма давно.

Но астрономия как наука сложилась только с первыми измерениями видимых положений светил на небесном своде, их взаимных угловых расстояний и т. д.

И в других областях науки прогресс научного познания был связан с изготовлением измерительных и вычислительных приборов, с развитием методов измерения и т. д.

Не удивительно поэтому, что создатели науки нового времени, например. Галилей, видели задачу естествознания именно в определении количественных отношений и свойств явлений.

Однако ученые того времени впадали в крайность: они стремились свести все «качества» к соответствующим им «количествам» и за количественными различиями явлений переставали видеть их коренные, качественные различия.

Чисто количественный подход к явлениям природы приводил к характерному для науки 17 — 18 веков механицизму, т. е. к убеждению, что математика и механика дают принципы, достаточные для познания всего мира, что любое явление может быть понято, если объяснить его с помощью законов механики.

Так, например, согласно учению французского философа 17 века Декарта, животные — это просто сложные машины, вся деятельность которых целиком объяснима при помощи механических причин.

А французский материалист 18 века Ламетри в своем произведении «Человек — машина» утверждал даже, что не только животные, но и человек — это тоже не более как машина.

Для своего времени механистическое понимание природы было прогрессивным, так как оно требовало строго научного подхода ко всем явлениям природы и отвергало идеалистические и теологические «объяснения».

Но скоро обнаружилось, что один лишь количественный подход недостаточен, что для познания предметов и явлений необходимо раскрытие их своеобразия; их специфических, отличительных черт.

Окружающий нас мир полон качественного многообразия, и

понять и объяснить его можно, лишь учитывая как количественную, так и качественную стороны всех явлений и процессов. Задача, стало быть, состоит не в том, чтобы просто свести качество явления к его количеству, а в том, чтобы понять, какова зависимость между количественной определенностью явления и его качественной определенностью.

Развитие науки показало, что существуют такие количественные отношения, которые являются общими для многих качественно различных предметов и процессов.

Так, например, математические формулы теории колебаний применимы к явлениям различной физической природы — к колебаниям механическим, электромагнитным, тепловым и т. д.

Это возможно потому, что всем этим явлениям объективно присущи некоторые общие черты, общие закономерности, поддающиеся количественному выражению.

На современном этапе развития науки математика, имеющая дело с количественными отношениями, находит все более широкое применение в научном исследовании качественно различных областей действительности и в технике. Это, бесспорно, прогрессивное явление.

Однако сама возможность применения тех или иных количественных отношений к качественно различным процессам предполагает конкретное изучение каждого из этих процессов во всем его качественном своеобразии.

Источник: https://studopedia.su/14_32850_kachestvennaya-i-kolichestvennaya-opredelennost-veshchey.html

Качественный анализ и количественный анализ 2020

Количественный анализ и качественная определенность

Качественный и количественный анализ — два фундаментальных метода сбора и интерпретации данных в исследованиях. Эти методы могут использоваться независимо или одновременно, поскольку все они имеют одни и те же цели. У них есть некоторые ошибки, и поэтому одновременное использование их может компенсировать ошибки, которые каждый из них имеет, а затем дает качественные результаты.

Более того, в количественном и качественном анализе имеются совпадения. В этой статье раскрываются ключевые различия между этими двумя методами анализа исследований.

Что такое количественный анализ?

Количественный анализ часто связан с численным анализом, когда данные собираются, классифицируются, а затем вычисляются для определенных результатов с использованием набора статистических методов.

Данные выбираются случайным образом в больших образцах и затем анализируются. Преимущество количественного анализа результатов может быть применено в общей популяции с использованием моделей исследований, разработанных в образце.

Это является недостатком качественного анализа данных из-за ограниченного обобщения результатов.

Количественный анализ носит более объективный характер. Он стремится понять возникновение событий, а затем описать их с использованием статистических методов.

Однако более ясность может быть получена путем одновременного использования качественных и количественных методов.

Количественный анализ обычно оставляет случайные и скудные события в результатах исследований, тогда как качественный анализ их рассматривает.

Количественный анализ обычно касается измеряемых величин, таких как вес, длина, температура, скорость, ширина и многое другое.

Данные могут быть выражены в табличной форме или в любом графическом представлении с использованием графиков или диаграмм.

Количественные данные можно классифицировать как непрерывные или дискретные, и их часто получают с помощью обследований, наблюдений, экспериментов или интервью.

Однако в количественном анализе имеются ограничения. Например, может быть сложно выявить относительно новые концепции, используя количественный анализ, и именно там, где качественный анализ входит в уравнение, чтобы выяснить «почему» возникает определенное явление. Вот почему методы часто используются одновременно.

Что такое качественный анализ?

Качественный анализ связан с анализом данных, которые не могут быть количественно определены. Этот тип данных касается понимания и понимания свойств и атрибутов объектов (участников). Качественный анализ может получить более глубокое понимание «почему» происходит определенное явление. Анализ может использоваться в сочетании с количественным анализом или предшествующим ему.

В отличие от количественного анализа, который ограничен определенными правилами или цифрами классификации, анализ качественных данных может быть широким и многогранным. И это субъективно, описательно, нестатистическое и исследовательское по своей природе.

Поскольку качественный анализ стремится получить более глубокое понимание, исследователь должен быть хорошо округлен с учетом каких-либо физических свойств или атрибутов, на которых основано исследование.

Часто исследователь может иметь отношения с участниками, где раскрываются их характеристики. В количественном анализе характеристики объектов часто не раскрываются.

Типичные проанализированные данные качественно включают цвет, пол, национальность, вкус, внешний вид и многое другое, пока данные не могут быть вычислены. Такие данные получены с помощью интервью или наблюдений.

В качественном анализе есть ограничения. Например, он не может быть использован для обобщения населения. Небольшие образцы используются в неструктурированном подходе, и они не являются репрезентативными для общей популяции, поэтому этот метод не может быть использован для обобщения всей популяции. Вот где количественный анализ в фактор.

Определение качественного и количественного анализа

Анализ качественных данных основан на классификации объектов (участников) в соответствии со свойствами и атрибутами, тогда как количественный анализ основан на классификации данных на основе вычислимых значений. Качественный анализ субъективен, тогда как количественный является объективным.

Сбор данных для качественного и количественного анализа

В качественном анализе данные собираются небольшими нерепрезентативными образцами неструктурированным способом. Типичные собранные данные включают цвет, расу, религию, национальность и многое другое. В количественном анализе, с другой стороны, данные собираются в больших репрезентативных выборках, которые могут обобщать всю популяцию.

Методология исследования, связанная с качественным и количественным анализом

Методика качественного анализа является исследовательской, где анализ стремится получить более глубокое понимание того, почему происходит определенное явление. Методология количественного анализа может быть убедительна, например, сколько или сколько раз происходит определенное явление, а не почему это происходит.

Результаты исследований

В качественном анализе результаты исследований специфичны для изучаемых объектов и не применимы к общей популяции, тогда как в количественном анализе результаты могут быть применимы для населения в целом.

Метод сбора данных

В качественном анализе исследователи часто задают открытые вопросы, проводят собеседования и наблюдения, тогда как в количественном анализе исследователи проводят измерения, проводят опросы, эксперименты и наблюдения.

Цель качественного и количественного анализа

Качественный анализ направлен на более глубокое понимание социальных взаимодействий, в то время как количественный анализ направлен на проверку гипотез и даже дает будущие прогнозы

Резюме качественного анализа Vs. Количественный анализ

  • Количественный анализ количественно оценивает данные для проверки гипотез или прогнозирования будущего, тогда как качественный анализ направлен на более глубокое понимание того, почему происходят определенные вещи
  • Образец является небольшим в качественном анализе и не может быть использован для представления всей популяции, а при количественном анализе образец является большим и может представлять всю совокупность
  • Исследователь проводит собеседования или опросы для сбора качественных данных, тогда как в количественном анализе исследование проводит эксперименты, наблюдения и измерения
  • Типичные данные включают цвет, расы, пол, в качественном анализе, тогда как в количественном анализе включают все измеряемые величины, такие как плотность, длина, размер, вес
  • Качественный анализ является исследовательским и субъективным
  • Количественный анализ является убедительным и объективным

Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-qualitative-analysis-and-quantitative-analysis

Количественный и качественный анализ

Количественный анализ и качественная определенность

Определяя методы как пути познания, С.Л. Рубинштейн отмечал, что методология должна быть осознанной и не превращаться в форму, механически накладываемую на конкретное содержание науки. Рассмотрим вопрос, насколько осознаны пути познания в психологии и как исследователи понимают и определяют количественные и качественные методы.

В качестве основных психологических методов С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» называет наблюдение, эксперимент, приемы изучения продуктов деятельности. В данном перечне не находится места количественным методам.

В 70-е годы в отечественной психологии распространение получила вторая классификация методов психологического исследования, созданная Б.Г. Ананьевым.

Количественные и качественные методы были отнесены к методам обработки данных. Количественные методы он определяет как математико-статистические приемы обработки психологической информации, а качественные методы – это описание тех случаев, которые наиболее полно отражают типы и варианты психических явлений и являются исключением общих правил.

Классификацию Б.Г. Ананьева подверг критике представитель ярославской школы В.Н. Дружинин, предложив свою классификацию.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Качественные и количественные методы отдельно в классификации тоже не оговариваются, но предполагается, что они помещены в раздел эмпирических методов, что отличается от классификации Б.Г. Ананьева.Существенно дополнил классификацию Б.Г.

Ананьева представитель ленинградской школы психологов В.В. Никандров. Он относит количественные и качественные методы к неэмпирическим методам в соответствии с критерием «этапности психологического процесса».

Автор под неэмпирическими методами понимает «научно-исследовательские приемы психологической работы вне контакта исследователя и индивида.

Помимо сохранившихся отличий в классификациях С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева, существуют терминологические разночтения в понимании количественных и качественных методов.

Не дается точного определения этих методов в работах В.В. Никандрова. Качественные методы он определяет функционально, с точки зрения результата и называет их:

  1. Классификация;
  2. Типологизация;
  3. Систематизация;
  4. Периодизация;
  5. Психологическая казуистика.

Количественный метод он подменяет определением количественной обработки, которая направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта. В качестве синонимов В.В. Никандров употребляет такие выражения как количественные методы, количественная обработка, количественное исследование. К основным количественным методам автор относит методы первичной и вторичной обработки.

Таким образом, проблема терминологической неточности является достаточно актуальной и приобретает новое звучание, когда исследователи стремятся отнести количественные методы к новым научным разделам «Психометрия» и «Математическая психология».

Причины терминологических расхождений

Можно назвать целый ряд причин, в результате которых нет строгого определения количественных и качественных методов в психологии:

  • Количественные методы в рамках отечественной традиции не получили однозначно строгого определения и классификации, а это говорит о методологическом плюрализме;
  • Количественные и качественные методы в традиции ленинградской школы рассматриваются как неэмпирический этап исследования. Московская школа трактует эти методы как эмпирические и возводит их до статуса методологического подхода;
  • В терминологическом смешении понятий количественные, формальные, квантативные, математико-статистические, наблюдается конвенционализм, который сложился в психологическом обществе относительно определения этих количественных и качественных методов;
  • Заимствование из американской традиции деления всех методов на количественные и качественные методы. Количественные методы, точнее исследования, подразумевают выражение и измерение результатов в количественных показателях. Качественные методы рассматриваются как «гуманитарные» исследования;
  • Определение однозначного места и соотношение количественных и качественных методов, скорее всего, приводит к тому, что количественные методы подчиняются качественным методам;
  • Современная теория метода уходит от классификации методов только на одном основании и строгом определении процедуры метода. Методологи выделяют в теории три направления:
    1. Совершенствование традиционной эмпирической модели;
    2. Критика эмпирической количественной модели;
    3. Анализ и апробация альтернативных исследовательских моделей.
  • Разные направления развития теории метода обнаруживают тенденцию тяготения исследователей к качественным методам.

Количественные методы

Цель практической психологии заключается не в установлении закономерностей, а в понимании и описании проблем, поэтому она использует как качественные, так и количественные методы.

Количественные методы представляют собой приемы обработки цифровой информации, потому что носят математический характер.

Такие количественные методы как категоризованное наблюдение, тестирование, анализ документов и даже эксперимент дают возможность получения информации для диагностики проблемы. Эффективность работы определяется на завершающем этапе.

Основная часть работы – беседы, тренинги, игры, дискуссии – проводится с помощью качественных методов. Из количественных методов наибольшей популярностью пользуется тестирование.

Количественные методы имеют широкое применение в научных исследованиях и в социальных науках, например, при проверке статистических гипотез. К количественным методам прибегают для обработки результатов массовых опросов общественного мнения. Для создания тестов психологи применяют аппарат математической статистики.

Методы количественного анализа делятся на две группы:

  1. Методы статистического описания. Как правило, они направлены на получение количественных характеристик;
  2. Методы статистического вывода. Дают возможность полученные результаты корректно распространять на все явление, делать заключение общего характера.

С помощью количественных методов выявляются устойчивые тенденции и строятся их объяснения.

Недостатки количественного метода контроля связаны с его ограниченностью. Эти методы оценки знаний в сфере преподавания психологии могут быть использованы только для промежуточного контроля, проверки знаний терминологии, хрестоматийных экспериментальных исследований или теоретических концепций.

Качественные методы

Повышенный интерес и популярность, качественные методы приобретают только в последнее время, что связано с запросами практики. В прикладной психологии сфера применения качественных методов очень широка:

  • Социальная психология осуществляет гуманитарную экспертизу социальных программ – пенсионная реформа, реформа образования, здравоохранения – с помощью качественных методов;
  • Политическая психология. Качественные методы здесь необходимы для построения адекватной и эффективной избирательной кампании, формирования позитивного имиджа политиков, партий, всей системы государственного управления. Важными здесь будут не только количественные показатели рейтинга доверия, но и причины этого рейтинга, пути его изменения и др.
  • При помощи качественных методов психология средств массовой коммуникации Исследует степень доверия тем или иным печатным изданиям, конкретным журналистам, программам.

Решающую роль в развитии качественных методов в психологии, таким образом, сыграла необходимость диалога психологической науки с различными сферами практической деятельности.

Качественные методы ориентируются на анализ информации, которая в основном представлена в словесной форме, поэтому возникает необходимость эту словесную информацию сжать, т.е. получить её в более компактном виде. В этом случае выступает кодирование, как основной прием сжатия.

Кодирование предполагает выделение смысловых сегментов текста, их категоризацию и реорганизацию.

Примерами сжатия информации являются схемы, таблицы, диаграммы. Таким образом, кодирование и наглядное представление информации являются основными приемами качественного анализа.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/kolichestvennyy_i_kachestvennyy_analiz/

4. Количественный анализ и качественная определенность

Количественный анализ и качественная определенность

Каждыйэкономический процесс или явление могутбыть охарактеризованы и качественной,и количественной оценкой.

Дляколичественного анализа экономическаятеория довольно широко используетстатистические и математические методыисследования, с помощью которых удаетсяопределить количественную зависимостьмежду экономическими переменными.

Однако накопление количественныхизменений в конечном счете вызываеткачественные преобразования сложившихсяэкономических взаимосвязей. Поэтомуэкономические процессы и явления должныизучаться в неразрывной связи ихколичественных и качественныеопределенностей.

Вэкономических исследованиях важноеместо занимает принцип равновесия,который сначала использовалсяисключительно в естествознании. Затемидея равновесия стала признаваться вкачестве универсальной для всегомироздания. Применительно к социальными экономическим системам равновесиерассматривается не как механическая,а как сложная органическая система свнутренними механизмами саморегуляции.

Чтокасается неравновесного принципа, тов соответствии с ним социальная, в томчисле экономическая, система никогдане может находиться в равновесномсостоянии.

Социальная системарассматривается как динамичноразвивающаяся, постоянно меняющаяся,испытывающая на себе воздействие массывесьма противоречивых факторов, что иобусловливает ее пребывание в неустойчивомположении.

Равновесное состояниерассматривается как идеальная модель,к которой может лишь стремиться реальнаядействительность, но которой никогдане достигнет.

Важноеместо в экономических исследованияхзанимает графический метод. Графикипредставляют собой изобразительноесредство наглядной иллюстрациифункциональной зависимости и связеймежду различными экономическимифакторами.

Причем одни из них выступаюткак независимые, а другие – как зависимыепеременные. Графически прямая зависимостьизображается в виде восходящей линии(слева направо и снизу вверх) в рамкахосей координат. Обратная связь предстаетв виде нисходящей линии (сверху вниз ислева направо).

Выбор осей координатдля зависимых и независимых переменныхосуществляется произвольно, руководствуясьпринципом удобства и лучшей наглядности,т.е. здесь нет строгих требований, какв математике: независимые переменныеоткладываются только на оси абсцисс.

Графики могут выражать как линейную(прямые линии), так и нелинейную зависимости(кривые линии) между анализируемымиэкономическими переменными.

5. Экономические категории и законы

Врезультате проводимых исследованийвырабатываются и формулируютсяэкономические категории и законы.Экономические категории – это научныеабстракции, отражающие объективносуществующие экономические отношения,их различные проявления и стороны.

Экономические законы – это необходимые,устойчивые, повторяющиесяпричинно-следственные и функциональныесвязи и взаимозависимости экономическихотношений.

Экономические категории изаконы объективны и истинны, посколькуявляются абстракциями, отражающимидействительно существующие хозяйственныесвязи.

Особоговнимания заслуживают такие аспектыэкономических законов, как их действиеи использование. С одной стороны, действиеэкономических законов объективнонезависимо от сознания и устремленийотдельных индивидов или хозяйственныхсубъектов.

В то же время их действие неможет протекать вне деятельности людей,вне их отношений и устремлений. С другойстороны, познав экономические законы,люди могут сознательно использоватьих в своей хозяйственной деятельности,в собственных интересах.

Такимобразом, можно заключить, что действиеэкономических законов объективно, аиспользование – субъективно. Однакоограничиться данным заключением никакнельзя. Дело в том, что объективное вобщественной, хозяйственной жизнивсегда субъективировано, ибо не можетсуществовать вне деятельности людей,субъектов.

Субъективное же всегдаобъективизируется и проявляется какнекая общая тенденция поведениясубъектов, вытекающая из стремленияреализации их собственных интересов.

Поэтому действие и использованиеэкономических законов – это двенеразрывно взаимосвязанные ивзаимодействующие стороны одних и техже экономических процессов.

Подвоздействием развития производительныхсил, совершенствования производственныхотношений происходило и происходитизменение экономических систем, сменаодного социально-экономического строядругим. В основе этих перемен лежитотмирание одних экономических отношенийи зарождение и развитие других.

Следовательно, сообразно историческомупроцессу развития человеческойцивилизации, экономических системисторический характер имеют и экономическиекатегории и законы. Вместе с исчезновениемтех или иных экономических отношенийисчезает потребность и в отражающих ихэкономических категориях и законах.

Инаоборот, возникновение новых экономическихотношений требует их осмысления, познанияи разработки соответствующего аппаратанаучных абстракций, каковыми являютсяэкономические категории и законы.

В тоже время многие экономические отношенияпродолжают существовать на протяжениитысячелетий или столетий.

Источник: https://studfile.net/preview/5391048/page:3/

Refpoeconom
Добавить комментарий