Каковы варианты государственного регулятора экономики?

Экономические регуляторы рынка

Каковы варианты государственного регулятора экономики?

Определение 1

Экономические регуляторы включают в себя механизмы и институты, через которые в национальной экономике происходит распределение ресурсов, формируя пропорции. В рыночной экономике к экономическим регуляторам можно отнести систему рыночного регулирования самих рынков, систему инструментов регулирования государства и государственные институты.

Инструменты и формы регулирования состоят из:

  • цены,
  • прибыли и убытков,
  • процентных ставок,
  • валютного курса,
  • курса ценных бумаг и др.

В процессе колебания их величин в соответствии со спросом и предложением ресурсы могут переливаться туда, где они являются наиболее важными, принося наибольшую прибыль.

Например, расширение спроса на соответствующую продукцию способно привести к росту цены на неё и увеличению прибыли, что впоследствии приведет к расширению производства. Если спрос сокращается, то цена и прибыль падает, сокращается производство.

Давление рыночной конкуренции ведёт к тому, что производители снижают издержки, регулируя затраты ресурсов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Система рынков может образовываться рынками продукции и услуг, капиталов и труда, ценных бумаг, природных ресурсов. На этих рынках могут определяться уровни цен, фиксироваться их колебания. Например, валютный курс устанавливает валютная биржа, котировку ценных бумаг — фондовые биржи, цены капитала — финансовые рынки и рынки банковских услуг.

Посредством одних рыночных регуляторов невозможно обеспечивать оптимальное удовлетворение определенных потребностей общества, их действие должно дополняться и корректироваться через систему инструментов регулирования государством экономики.

Государственное регулирование должно включать административное, правовое, косвенное и прямое регулирование экономики.

Правовое регулирование представляет собой определяемые и закрепленные государством правила и нормы, которые определяют поведение субъектов регулирования.

Прямое экономическое регулирование может осуществляться через финансирование отдельных сфер и секторов национальной экономики государством. Если экономика социально ориентирована, то, в первую очередь, происходит финансовое обеспечение системы социальной защиты по наиболее уязвимым слоям населения, включая безработных, пенсионеров, инвалидов и др.

Косвенное экономическое регулирование включает в себя формы воздействия государства на регуляторы рынка посредством управления валютным курсом, процентными ставками, таможенной пошлиной и др.

Регулирование экономической жизни включает в себя все ветви государственной власти, в том числе и законодательную, исполнительную, судебную. В регулировании принимает участие вся система институтов государства, прежде всего, органы управления экономики на уровне национальной экономики в целом, а также по отдельным сферам секторам и отраслям.

Замечание 2

В Российской Федерации на макроуровне регулирование осуществляет Центральный банк Российской Федерации, экономический блок правительства, парламентские комитеты.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг осуществляет регулирование фондового рынка, относясь к секторным органам регулирования.

Федеральные региональные энергетические комиссии устанавливают тарифы на электроэнергию и газ для определенных категорий потребителей.

Рыночные регуляторы

Во всей системе рыночных регуляторов основную роль в качестве контролирующего механизма играет конкуренция. Конкуренция заставляет продавцов и производителей удовлетворять потребности общества наилучшим для них образом.

С помощью механизма рыночной конкуренции налаживается эффективная деятельность производителей, использование прогрессивных технологий, совершенствуются качественные характеристики, обновляются номенклатура, улучшается организация производства и управления, снижаются издержки.

Вместе с конкуренцией, рыночные регуляторы способны образовать единые экономические методы рыночного хозяйства, заставляющие производителей учесть интересы и запросы покупателя, производить определенную продукцию (оказывать услуги).

Переход к повсеместному применению рыночных регуляторов экономики характеризуется поиском нетрадиционных форм хозяйствования, включая внедрение в отраслях, в компаниях.

Цена как регулятор рынка

Первостепенную роль в системе рыночных регуляторов играет цена, которая является наиболее видимым, сильнодействующим, вызывающим быструю реакцию рынка маркетинговым инструментом.

Ни одно предприятие не сможет эффективно функционировать без грамотной ценовой политики, которая основана на знании сути, взаимосвязи и закономерностей поведения рыночных цен, основы ценового маркетинга.

Важный фактор принятия решений в области цены — наличие достоверной информации, включая разносторонний анализ ценовой рыночной ситуации.Для решения этого вопроса необходимо знание методологии сбора, обработки и анализа данных, которые способны характеризовать цены, процесс их образования и изменения.

Исследование ценовых закономерностей и системы ценообразования происходит посредством современной экономической теории. Большинство специалистов исследуют цену в качестве денежного выражения стоимости товара.

Государственное регулирование рынка

Определение 2

Государственное регулирование рынка можно представить в виде вмешательства государственных органов в само функционирование рынка через воздействие на производственное развитие.

Государственное регулирование осуществляется также по причине решения возникающих социальных проблем.

С помощью государственного регулирования решается несколько основополагающих проблем макроэкономики, среди которых можно назвать:

  • Полную занятость трудоспособного населения;
  • Борьбу с инфляцией;
  • Объединение принципов социальной справедливости с принципами экономической эффективности.

Перед государственным регулированием рынка стоят несколько целей: стабилизировать рыночные отношения, установить их равновесие или сдвиг.

Эти цели достигаются через контроль объемов производства и уровня цен, использование государственных финансовых инструментов, установку фиксированных цен.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomicheskie_rynki/ekonomicheskie_regulyatory_rynka/

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран

Каковы варианты государственного регулятора экономики?

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран

Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности.

Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов.

Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.

Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий и олигополий.

Например, департамент юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken.

Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей.

Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети.

В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше.

В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%.

С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.

Грэ при формирование рыночных отношений в россии

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло.

Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровацировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений.

На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство

не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий.

Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию.

Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было.

Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться.

Наилучший способ достичь этой цели-заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами.

Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.

И так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий на основе которых строится экономика Российской Федерации.

В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место.

В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот.

В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина.

В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает.

Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодоря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Альтернативные концепции ГРЭ

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс.

Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения.

Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих.

Основными инструментами регулировнаия в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента.

Целевые приоритеты модели Кейнса — занятость и стабильность экономического роста, а инструменты-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

Проитивники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен-лучшие механизмы установления экономического равновесия.

Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве.

Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры.

Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода.

Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Описание предмета: «Государственное регулирование»

Государственное регулирование экономики — форма управления экономикой, представляющая собой влияние,воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объектуправления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Литература

  1. К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. – СпБ.: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – 148 с.
  2. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. – 336 с.
  3. Л.Г. Ходов. Государственное регулирование и государственная собственность в рыночной экономике. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. – 216 с.
  4. С.М. Цыганкова, М.М. Левкевич. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения. – М.: Инфра-М, 2013. – 156 с.
  5. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 240 с.
  6. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 352 с.
  7. Даниил Федоров. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
  8. И.Строкова und Н.Штурлак. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
  9. Мария Голышева. Антикризисное государственное регулирование реальной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 304 с.
  10. Илья Валерьевич Вахромов. Государственное регулирование инновационного развития экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.
  11. В.Белоусов, А.Белоусов und Е.Шаталов. Антология модернизации экономик: от адаптивной к конструктивной. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 516 с.
  12. Светлана Домбровская. Государственное регулирование в сфере высшего образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 60 с.
  13. Петр Бурковский. Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 156 с.
  14. Д.С. Петросян. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории. Гуманистический подход. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.
  15. М.П. Буров. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 344 с.
  16. М.П. Буров. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития Российских регионов. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 342 с.
  17. Е.П. Губин. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. – М.: Норма,Инфра-М, 2017. – 316 с.

Посмотреть другие результаты поиска

Образцы работ

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Внимание! Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенныетолько для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использоватьуказанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы.

Администрациясайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешенияна использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельностии не продаем данные материалы за деньги.

Мы принимаем претензии от авторов,чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указанияавторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Источник: http://catalog.studentochka.ru/3140.html

Refpoeconom
Добавить комментарий