Каковы инфляционные рычаги перераспределения доходов населения?

Влияние инфляции на перераспределение дохода

Каковы инфляционные рычаги перераспределения доходов населения?

В реальном мире ситуация гораздо сложнее. На практике трудно различать эти этапы инфляции, не зная первичного источника, т. е. подлинной причины роста цен и зарплаты.

Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленной ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. С одной стороны, инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. С другой стороны, инфляция, обусловленной ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, т. е.

либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция обусловленной ростом издержек, порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

Теперь попытаемся ответить на вопрос: как инфляция перераспределяет доходы?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом. Денежный, или номинальный, доход – это количество рублей, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли.

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода.Если номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то реальный доход повыситься. И наоборот, если уровень цен буде расти быстрее, чем номинальный доход, то реальный доход уменьшится.

Изменение реального дохода можно приблизительно выразить простой формулой:

Изменения реального дохода, (%) = Изменение номинального дохода, (%) – Изменение в уровне цен, (%).

Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5 % за этот период, то реальный доход повысится приблизительно на 5 %. И наоборот, 5%-ное повышение номинального дохода при 10%-ной инфляции понизит реальный доход примерно на 50%.

Следует помнить, что сам факт инфляции – снижение покупательной способности денег, т. е.

уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить на рубль, — не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни.

Инфляция снижает покупательную способность денег; однако реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции.

Инфляция сокращает доходы людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Она делает их просто беднее, и причем с каждым днем. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения.

Примером являются пожилые люди, живущие на пенсию, которая обеспечивает фиксированный ежемесячный размер номинального дохода. Человек, ушедший на пенсию в 1995г. и получавший по тем временам достаточную сумму, обнаруживает, что в 1999г. Покупательная способность его пенсии значительно сократилась.

От инфляции страдают те наемные рабочие, которые работают в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки профсоюзов. В такой ситуации рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.

Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции.

Номинальные доходы таких семей могут обогнать уровень цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, представленные профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальная зарплата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей.

Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять растущую волну инфляции.

Инфляция негативно влияет на владельцев сбережений.

С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений, отложенных на черный день, уменьшится. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных вкладов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью.

Инфляция перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей).

Предположим, вы берете в банке 1000 долл., которые вы должны возвратить через два года. Если за этот период общий уровень цен увеличился в 2 раза, то 1000 долл. — это только половина покупательной способности первоначально взятой суммы.

Вследствие инфляции за каждый доллар теперь можно будет купить только половину того, что могли вы купить в то время, когда брали ссуду. Когда цены растут, стоимость доллара падает.

Таким образом, из-за инфляции получателю ссуды дают «дорогие» доллары, а он возмещает ее «дешевыми» долларами.

Инфляция облегчает федеральному правительству реаль­ное бремя государственного долга.

Действительно, некоторые страны, такие, как Бразилия, когда-то настолько широко использовали инфляцию, чтобы уменьшить реальную стоимость своих долгов, что теперь кредиторы вынуждают их брать взаймы не в своей валюте, а в американских долларах или какой-нибудь другой относительно устойчивой валюте. Это не позволяет использовать инфляцию внутри страны, чтобы избежать «невыполнения обязательств» по долгам. Любая инфляция внутри страны приводит к уменьшению реальной стоимости ее валюты, но не стоимости долга, который необходимо выплатить.

Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли: 1) предвидеть инфляцию и 2) иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен.

Например, профсоюзы могут настаивать на том, чтобы в трудовые договоры вносились поправки на рост стоимости жизни, автоматически корректирующие доходы рабочих с учетом инфляции.

Итак: 1) инфляция произвольно «облагает налогами» тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и владельцев сбережений; 2) инфляция «субсидирует» тех, чьи денежные доходы меняются, и приносит выгоды по­лучателям займов за счет кредиторов. Наконец, сильно на­казывает непредвиденная инфляция.

И наоборот, в случае дефляции — снижения уровня цен — последствия прямо противоположные; реальные доходы возрастают у тех, кто имеет фиксированные денежные доходы; кредиторы выигрывают за счет дебиторов, а у владельцев сбережений в ре­зультате падения цен возрастает покупательная способность их сбережений.

Если размер «пирога» постоянный, а в результате инфляции некоторые группы получают большие куски, то другие группы обязательно получают куски поменьше. Но на практике объем национального производства может изменяться в зависимости от колебаний уровня цен. Другими словами, могут изменяться размеры самого «пирога».

Экономисты спорят по поводу того, сопровождается ли инфляция увеличением или уменьшением реального объема национального производства. Рассмотрим вкратце три модели, в первой из которых инфляция сопровождается увеличением объема национального производства, а в двух других — уменьшением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_172750_vliyanie-inflyatsii-na-pereraspredelenie-dohoda.html

Инфляционное перераспределение национального дохода — Энциклопедия по экономике

Каковы инфляционные рычаги перераспределения доходов населения?
Несостоятельно и положение о безграничности кредита, так как кредит— это движение ссудного капитала, и активным операциям банка, как правило, предшествуют пассивные операции (аккумуляция денежных капиталов). Небесспорно и утверждение, что инфляционный кредит — движущая сила экономического процесса.

Дело в том, что инфляционный кредит, основанный на мнимых вкладах, способствует перераспределению национального дохода в значительной степени в непроизводственных целях, например для покупки государственных ценных бумаг.
 [c.

317]
Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода.
 [c.127]

Полагали бы, что главное возражение против переноса центра тяжести налогов с прибыли (дохода) на имущество (капитал) состоит в следующем.

Нетрудно видеть, что при этом налоговое бремя будет перемещаться с посреднических фирм и торгово-закупочных организаций на производителей, ибо стоимости минимально необходимого имущества для создания национального дохода и для его перераспределения несопоставимы. Следовательно, с помощью подобных методов налогообложения можно охлаждать горячую конъюнктуру.

Но перед экономикой России стоит прямо противоположная задача — оживить производство, поддержать отечественного производителя. Такую роль повышенные имущественные налоги вряд ли могут выполнить. Об этом свидетельствует, в частности, и опыт второй половины 80-х годов, когда с целью повышения производительности труда была введена плата за основные фонды, т.е.

видоизмененная форма налога на имущество предприятий. Намеченные цели достигнуты не были. И, наконец, не следует забывать, что сумма имущественного налога в конечном счете все равно ляжет в цену продукции, сработает на усиление инфляционных процессов.
 [c.313]

Неразменная банкнота — типичное проявление общего кризиса капитализма в денежной сфере. Прекращение размена Б. б. на золото-свидетельствует о неустойчивости денежной системы современного капитализма. По сравнению с классическими Б. б. периода капитализма свободной конкуренции неразменные Б.

б. являются дефектными банкнотами.

Они либо занимают промежуточное положение между настоящими банкнотами и бумажными деньгами, либо же полностью перерождаются в бумажные деньги, сохраняя лишь название банкнот первое имеет место, когда они выпускаются в порядке кредитования товарооборота второе, когда эмиссия их производится для финансирования буржуазного гос-ва и покрытия бюджетных дефицитов. Банкнота, переродившаяся в бумажные деньги, служит средством инфляционного снижения монополиями реальной заработной платы и перераспределения в их интересах национального дохода.
 [c.120]

Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности, которое американский экономист А.

Оукен сравнил с «дырявым ведром». Масштабы утечки из этого ведра определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда.

В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов
 [c.71]

Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции.

Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму.

Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога — инфляционным налогом (IT), ставка которого равна темпам инфляции п. Инфляционный налог — это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме.

Базой такого налогообложения являются реальные денежные запасы М/Р, либо денежная база (С + R). Рассчитать инфляционный налог, взимаемый с населения, можно по формуле  [c.572]

Источник: https://economy-ru.info/info/156737/

12.5. Государственное перераспределение доходов. Социальная защита

Каковы инфляционные рычаги перераспределения доходов населения?
Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создание системы социального обеспечения нуждающихся.

Если функциональное распределение доходов основано на собственности на факторы производства, то персональное распределение доходов осуществляет государственная власть.

Главным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения.

Социальная защита населения, осуществляемая посредством социальной политики государства, использует два способа: социальную защиту и социальные гарантии.

Социальная защита — меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Она означает:

12.5. Государственное перераспределение доходов. Социальная защита населения 185

• воспроизводство квалифицированной рабочей силы:

• наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду;

• создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными, и др.

Социальные гарантии — обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают:

• общедоступность и бесплатность образования;

• гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду;

• гарантии неприемлемости принудительного труда и др.

В реализации социальной политики государства используются два подхода: социальный и рыночный.

Социальный подход предполагает, что общество обязано гарантировать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности.

Рыночный подход предусматривает обязательства общества только создавать условия каждому его члену для осуществления экономической активности и получения дохода.

Основными показателями обоих подходов к реализации социальной политики государства выступают показатели жизненного уровня населения, к которым относятся:

• удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте и национальном доходе;

• абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего продукта и национального дохода на душу населения;

• уровень занятости трудоспособного населения;

• условия труда и производства;

• состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства населения и продолжительности жизни;

• уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммунальными услугами;

• состояние экологической среды обитания людей и др. Каковы особенности социальной политики государства в современной России? Эти особенности проявляются:

• в сокращении масштабов бедности населения России;

• в сокращении массовой безработицы трудоспособного населения;

• в создании основ для повышения уровня и качества жизни населения по мере осуществления устойчивого развития экономики.

186

Глава 12. Социальная политика государства

Во всех странах мира распространен термин «социальное обеспечение». Однако его трактовка самая разная. В США под ним понимаются лишь пенсии по старости.

В Великобритании в него включают систему денежных пособий, в Европе — это денежные пособия плюс здравоохранение, в России — это государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых имеются дети. Таким образом, понятие «социальное обеспечение» в нашей стране имеет очень широкую трактовку.

Практически во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающем негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и др.

Социальное страхование представляет собой систему денежных пособий, создаваемую государством на основе обязательных специализированных взносов. Выплаты по социальному страхованию относят к такому виду пособий, которые соотносятся с заработком, выплачиваемым в форме процента от предыдущего заработка.

Все чаще используется понятие «система социальной поддержки», понимаемое в узком значении как денежные пособия по малообеспе-ченности, которые выплачиваются для борьбы с бедностью. Различают формальную и неформальную социальную поддержку.

Первая включает в себя ряд государственных программ социального страхования и помощи, нацеленных на определенные группы населения.

Под неформальной социальной поддержкой понимаются следующие виды: личные приусадебные участки, помощь друзей и родственников.

Социальная сфера финансируется за счет следующих источников:

• бюджетные источники:

— федеральный бюджет;

— бюджет субъекта РФ;

— местный бюджет;

— ресурсы небюджетного перераспределения;

• внебюджетные источники:

— государственные социальные фонды;

— внебюджетные фонды субъектов РФ;

— негосударственные социальные фонды;

— кредитные ресурсы;

12.5. Государственное перераспределение доходов. Социальная защита населения 187

— привлечение средств фирм и домашних хозяйств (территориальные займы); использование потенциала некоммерческих неправительственных организаций.

Соотношение бюджетных и внебюджетных финансовых потоков в каждой отдельной отрасли социальной сферы складывается по-разному. Например, в 1995 г. в системе социальной защиты населения России около 70% финансовых ресурсов формировалось за счет внебюджетных социально-страховых фондов.

Внебюджетные фонды России можно объединить в семь групп:

• целевые бюджетные фонды;

• государственные социально-страховые фонды;

• негосударственные страховые фонды;

• отраслевые, межотраслевые и специальные фонды;

• внебюджетные фонды субъектов федерации;

• местные внебюджетные фонды;

• другие.

Первые три группы являются внебюджетными фондами федерального уровня. Наиболее крупные из внебюджетных фондов федерального значения — это государственные социально-страховые фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и др.).

Достаточно широко используются внебюджетные фонды субъектов РФ. Все большую роль играют территориальные и муниципальные займы. Местные власти осуществляют эмиссию местных облигаций, реализуют жилищные сертификаты, размещают муниципальные краткосрочные облигации.

Источник: https://economy-ru.com/makroekonomika-rf-uchebnik/125-gosudarstvennoe-pereraspredelenie-dohodov.html

Refpoeconom
Добавить комментарий