Каковы достоинства и недостатки государственного сектора?

Достоинства и недостатки различных форм собситвенности

Каковы достоинства и недостатки государственного сектора?

Введение………………………………………………………………………………………………………….

1) Сущность собственности и её роль в экономике……………………………………………

1.1.  Государственная собственность. Достоинства и недостатки……………………….

1.2.  Муниципальная собственность. Достоинства и недостатки………………………..

1.3.  Частная собственность. Достоинства и недостатки…………………………………….

1.4.  Общественная собственность. Достоинства и недостатки…………………………..

2) Разгосударствление и огосударствление. Мировой опыт и практика………………

Заключение………………………………………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………………………………..

Введение

Проблема собственности одна из самых дискуссионных в экономической теории и социально острых в жизни общества. Собственность – это понятие, которое интуитивно ясно каждому, но, тем не менее, с трудом поддается определению, принимаемому всеми. Именно поэтому в научной литературе можно встретить самые разнообразные трактовки сущности собственности.

Отношения собственности имеют многовековую историю и общечеловеческую ценность. Они являются основой всей системы экономических отношений в обществе. С ними связаны действенные стимулы экономической и предпринимательской деятельности людей, их цели и интересы, формы и методы хозяйствования.

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании собственности как экономической категории, влияющей на социально-экономические отношения в обществе, а так же изучение роли достоинств и недостатков различных форм собственности в рыночной экономике.

Предметом исследования является государственная, муниципальная, частная и общественная собственности, ее место и роль в рыночной системе хозяйствования.

Необходимость рассмотрения данной проблемы заключается в выявлении и изучении существующих барьеров, которые мешают нормальному и эффективному функционированию и управлению государственной, муниципальной, частной и общественной собственностью в России.

1. Сущность собственности и её роль в экономике

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ.

Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ.

Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).

Любая национальная экономика включает в себя три типа экономических отношений. Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках.

Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношения собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления.

В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровне.

Собственность характеризует отношения человека к вещи как к своей или чужой — это отношение в современных обществах закреплено законом. С экономической точки зрения собственность представляет собой не просто отношения людей к вещам, а отношения между людьми по поводу вещей.

Собственность предстаёт, как объективно-субъективное отношение. Объекты собственности — это блага, субъекты собственности — это люди, относящиеся к её объектам, как к своим или чужим. Тем самым отношение собственности рождает целый ряд прав, которыми обладают собственники.

Особое значение имеют права владения, пользования, распоряжение и присвоение.

Прежде всего собственность предполагает право владения объектом собственности, что означает признание другими людьми (общество) того или иного субъекта владельцем какого-то объекта собственности. Владение объектом собственности может быть активным и пассивным. Вещью можно владеть, но не пользоваться.

Вот почему важно также право владения, то есть использование собственности как блага, потребление его полезности вплоть до уничтожения. Владение собственностью даёт право ею распоряжаться, но владелец может передать это право другому. Такая передача осуществляется в форме аренды, займа дарения и наследства.

В этом случае права владения и пользования переходят в право распоряжения объектом собственности, позволяющее определять судьбу собственности вплоть до отчуждения, то есть передачи собственности другому субъекту. Подобная передача означает передачу права распоряжения данной собственностью.

Началом и в то же время итогом прав владения, пользования и распоряжения является право присвоения. Через присвоения вещь становится собственностью, затем происходит присвоение полезности данной вещи, в том числе может быть полезность результатов использования собственности.

Например, если объектом собственности является предприятие, то произведённая на нём продукция и выручка от её продажи присваивается собственникам предприятия.

По принадлежности к различным группам субъектов принято выделять следующие формы и виды собственности:

ФормаГосударственнаяМуниципальнаяЧастнаяОбщественная
Видфедеральная;субъектов Федерации.районная;городская;поселковая.личная (семейная);индивидуальная;групповая;кооперативная;коллективнаясобственность партий, объединений

1.1. Государственная собственность. Достоинства и недостатки

Государственная собственность – это закрепление права контроля объектов за государством. В любой стране существует большой массив объектов, которые непосредственно контролируется государством.

Существуют государственные предприятия и учреждения, значительная часть земли находится в государственной собственности, государство контролирует минеральные и водные ресурсы, дороги, трубопроводы, системы связи и многое другое.

Контроль за этими объектами, должен обеспечивать реализацию интересов всего общества, производство ряда «общественных» товаров и услуг, реализацию макроэкономической стабилизационной политики и т.д.

Вместе с тем, как показывает опыт, управление объектами государственной собственности, выявление и реализация общественных предпочтений оказывается на практике довольно сложным делом.

Любое государство имеет определенную форму административно-территориального устройства. В каждом административном регионе должны быть свои органы государственного управления. Для эффективного выполнения своих функций они должны обладать правом собственности на ряд объектов.

Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный характер, понятие сущности государственной собственности было иное, нежели чем сейчас.

Однако можно выделить и положительные моменты в преобладании государственной собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства.

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны.

Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства, развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Государственная собственность делится на четыре группы: федеральная (собственность Федерации); федеральная и субъектов Федерации; субъектов Федерации (субфедеральная собственность); муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

Преимущества государственной собственности:

  • формирование условий для реализации государственных интересов и потребностей;
  • расширение возможностей воздействия на инфляцию издержек;
  • возможность эксплуатации сетевых структур при отсутствии чистого дохода;
  • рационализация использования инфраструктурных сетей;
  • повышение эффективности финансирования естественных монополий путём перераспределения доходов.

Недостатки государственной собственности:

  • снижение заинтересованности в быстрой окупаемости издержек и в росте прибыли;
  • усиление монопольной власти государства;
  • ограниченность финансовых возможностей государства;
  • дополнительное монопольное давление на потребителей общественно значимых благ.

1.2.  Муниципальная собственность. Достоинства и недостатки

Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст.

215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

Отметим, что если круг субъектов государственной собственности очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка»– городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается.

Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации – это «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 28).

Здесь главными моментами являются, во-первых, то, что это «деятельность населения», и, во-вторых, что данная деятельность осуществляется в соответствии с интересами населения.

В пункте 2 статьи 28 закона говорится, что местное самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории.

Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории.

А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.

Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

  • глава муниципального образования;
  • представительный орган муниципального образования;
  • структурные органы и подразделения местной администрации;
  • орган управления муниципальным хозяйством;
  • муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
  • другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления.

Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры.

Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_110/dostoinstva-i-nedostatki-razlichnyh-form/218174.2103092.page1.html

Достоинства и недостатки государственной собственности

Каковы достоинства и недостатки государственного сектора?

Государственная собственность отличается от других форм тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государства, как института власти. Государство является распорядителем имущества, а управляют производством назначенные им руководителем.

При системе государственной собственности доступ к редким ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов общества в целом.

Поэтому государство, как реальный собственник, назначает своих представителей на руководство тем или иным предприятием. Затем строго спрашивает с них за использование госсобственности в интересах всего общества.

Совладельцы государственной собственности, в лице непосредственных работников, не обладали единоличными правами на использование ресурсов.

Личные интересы не признавались достаточными для распоряжения ресурсами. То есть, смотрите, что получалось? Государство назначало своих руководителей для налаживания работы предприятий.

А те, с свою очередь, требовали от имени государства отличного труда от работников, являющихся сособственниками производства.

И таким образом, каждый (и директор, и инженер, и рабочие) вынуждены были блюсти прежде всего общественные интересы. А потом уже коллективные и личные интересы.

Госсобственность была безраздельно господствующей в бывших странах социализма. Так, в СССР она охватывала 92 % всех средств производства. Ее объектами были земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и многие другие предприятия. Все они принадлежали государству. Собственность граждан была ограничена личным имуществом, небольшим подсобным или дачным хозяйством.

Производство, обмен, распределение продукции, цены на нее, инвестиции, заработная плата, прибыли и убытки – все это было заранее расписано и осуществлялось по государственным планам.

Планомерное производство и командная экономика, построенные на основе госсобственности, обеспечивали относительную стабильность экономики, полную занятость населения, уверенность людей в будущем, удобный для многих государственный патернализм (бесплатное образование, медицинское обслуживание, льготные путевки в санатории, дома отдыха, невысокая квартирная плата и многое другое).

Государственная собственность в странах социализма, которая в конституциях этих стран считалась общественной, имела и множество недостатков (рис. 2).

Среди них можно выделить такие, как появление и воспроизводство дефицитов в товарах и услугах, административные методы управления, финансовая диктатура государства, слабые стимулы к высокопроизводительному труду, диктат производителей над потребителями, безынициативность и безответственность работников, низкий уровень жизни людей по сравнению с развитыми странами мира. Все это и привело в итоге к замене государственной собственности и командной экономики на различные формы частной собственности.

Государственная собственность стала неотъемлемым элементом большинства развитых стран, хотя она не занимает в них ключевого места. В одних странах ее доля выше (например в Австрии, Швеции), в других – ниже (например в США), что является одним из признаков разнообразия моделей смешанной экономики.

В странах, осуществляющих переход от командной экономики к рыночной, госсобственность остается, но, понятно, не в таких масштабах, как это было при социализме. Например, в экономике России сложились две формы государственной собственности – это федеральная и собственность субъектов Российской Федерации.

Разновидностью госсобственности можно считать муниципальную собственность. Она В юридических документах муниципальная собственность определяется как достояние населения данного муниципального образования.

Следовательно, ее субъектом является население соответствующей территории. Но население лишь формально может осуществлять все необходимые действия над объектами собственности.

Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Преобладание госсобственности в плановой экономике имело негативные последствия, снижало стимулы к развитию экономики и внедрению новых технологий, исключало роль ценового механизма в воздействии на производство.

Отсутствие конкуренции лишило государственные предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства.

В целом эффективность хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой.

Но в то же время государственная собственность обеспечивала огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших народнохозяйственных задач.

Выделялись средства для развития народного образования, здравоохранения, науки, искусства, культуры. Государственная собственность являлась основной базой для расширенного воспроизводства.

Централизация собственности в рамках государства была основой относительно равномерного распределения материальных благ среди членов общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_150505_dostoinstva-i-nedostatki-gosudarstvennoy-sobstvennosti.html

Государственной собственности плюсы и минусы | Популярный юрист

Каковы достоинства и недостатки государственного сектора?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Государственной собственности плюсы и минусы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Госсобственность имеет ряд преимуществ: Госсобственность должна использоваться в интересах всего общества, создание лучших цен для кооперирования, развития, рост производственного труда и эффективность производства. Госпредприятия имеют лучшие возможности для внедрения новой техники.

Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной).

Накануне реформ 1985— 1990-х гг. российская экономика практически представляла монолит государственной собственности. Но в процессе массовой приватизации…

Достоинства и недостатки государственной собственности

В первые годы рыночных реформ точка зрения на быструю приватизацию и накопление “критической массы” частной собственности сменилась пониманием особой роли государства и государственного сектора в переходной экономике.

Но кроме того частная собственность имеет и ряд недостатков. Частная собственность порождает неравенство и приводит к расслоению общества, пробуждает у человека стремление к личной выгоде в ущерб интересам других членов общества, приводит к огромным денежным расходам, становится причиной многих войн в истории человечества.

По закону тем, кто проживает в комнатах площадью меньше 18 кв.м, положено расселение. Государство должно выделить им квартиру с комнатой, площадь которой 18 кв.м. А для людей с инвалидностью по заболеваниям опорно-двигательного аппарата норма может увеличиться до 36 кв.м. Но если комната приватизирована, то предоставляется жильё равнозначной площади.

Сейчас определение понятия «общественная собственность» имеет более чёткие рамки и осязаемо каждым: противопоставление частной собственности.

В результате молниеносной приватизации государственной собственности в России (1992—1994 гг.) на сегодняшний день существенно сократилась роль государственной…

Так, статьей 35 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Сохраняют такое право и несовершеннолетние граждане, которые уже являются собственниками занимаемого жилья.

К примеру, исправно следить за состоянием своего автотранспорта, вовремя чинить, чтобы не было аварий на дорогах по вине хозяина. Присмотр за своими домашними животными тоже является обязательным, ответственным мероприятием. Об этом очень часто хозяева просто забывают и стараются переложить свои обязанности на других.

Следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации, положениями статьи 552 ГК РФ и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип неразрывности правовой судьбы объекта недвижимости и земельного участка, на котором он располагается.
Подготовил статью при решении вопроса — что же лучше для субъекта естественной монополии в сфере электроэнергетики — арендовать или выкупать земельные участки для размещения объектов.

Хоть муниципальная квартира и является бесплатной в получении, ежемесячно оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства всё же придётся. Размер коммунальных оплат устанавливается в соответствии с действующими тарифами и с учётом прочих особенностей жилплощади. Это стандартная оплата за электроэнергию, отопление, воду, газ, уборку территории вокруг дома, вывоз мусора.

Принуждать людей к оформлению жилья в собственность никто не имеет право. Даже если вся семья решит приватизировать квартиру, а один из ее членов будет против этого мероприятия, сделку заключить не удастся. В официальном порядке человека принуждать никто не станет.

Противоположную точку зрения наиболее полно аргументирует Э. Маркварт, ее поддерживают А.Н. Широков и С.Н. Юркова. Э.

Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом предприятий выступают федеральные государственные органы.

Он не видит ничего зазорного в том, чтобы вернуться в подобных ситуациях к созданию муниципальных предприятий, поскольку муниципалитет отвечает за наличие некоторого минимума услуг, которые должны оказываться на территории муниципального образования в любом случае.

Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна.

Введение частной собственности, однако , не привело к важным изменениям в перечни объектов права индивидуальной собственности, определенного Законом Украины “О собственности” (в первоначальной редакции) относительно права индивидуальной собственности, что удостоверило свойственность последней всех признаков собственности.

Плюсы и минусы государственной формы собственности

Бесспорно, что и в условиях перехода к рыночной экономике должны действовать определенные регуляторы источников благосостояния граждан с целью недопущения резкой дифференциации населения, а затем и деления его лишь на богатых и бедных.

Частная собственность признает лишь экономическое принуждение к труду, исключая любые силовые формы внеэкономического принуждения, которые существовали до капитализма. И, наконец, она заставляет человека не проедать, а постоянно приумножать богатство.

В рыночной экономике государственными активами часто управляют, как акционерной корпорацией. В этом случае государство обладает контрольным пакетом акций компании.

Общественная собственность — это собственность, которой владеет, распоряжается и пользуется общество (коллективный субъект). Общество является сложной многоуровневой системой, поэтому часто понятие «общественная собственность» путают с понятиями «общественные места», «собственность общественность организации» и т. д.

Итак, в России взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку.

По данным, опубликованным Минэкономразвития России, на 1 января 2014 г. большинство земель принадлежит государству и муниципалитетам — 92,2 %, гражданам и юридическим лицам принадлежит лишь 7,8 % от всех земель в Российской Федерации.

Напомним, что с 2017 года данный налог начисляется, исходя из кадастровой стоимости жилья, которая близка с рыночной.

Каковы достоинства и недостатки государственного сектора?

Унитарные предприятия не могут осуществлять использование своего имущества.

В законодательной базе под унитарными предприятиями (государственные, а также муниципальные унитарные) понимаются организации, главной целью которых выступает получение выгоды, но при этом у них есть имущество, пользоваться и распоряжаться которым они не могут. И на суть вопроса не влияет, каким образом они его получили.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Сегодня в России как никогда сохраняет актуальность вопрос о построении эффективной системы местной власти, пользующейся доверием и поддержкой населения….

Для осуществления главной цели общества — развития производства ради удовлетворения растущих потребностей нельзя (ошибочно) ликвидировать какие-то сектора макроэкономики.

Актуальность темы обусловлена тем, что одним из главных условий перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода Казахстана к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Стать собственником быстро и дешево. Для покупки потребовалось бы значительно больше финансовых вложений. За действующим законодательством Украины, состав и количество имущества может ограничиваться в частной собственности граждан лишь законом.

Реферат: Плюсы и минусы приватизация государственной собственности в РК

Все граждане Казахстана (включая детей) получили купонные книжки, при этом жителям городов начислялось по 100 купонов, а сельским жителям по 120 с целью частичной компенсации разницы в материальном положении. Распределение купонных книжек закончилось в конце 1993 года через сеть Национального Банка. В целом было выдано более 15,5 млн. купонных книжек, т.е. охвачено около 90 % всего населения.

Напрашивается, естественно, не вполне ясный вопрос: насколько экономически оправдано существование отдельных секторов в реально действующей национальной экономике?

Частное лицо несёт все материальные издержки, связанные со своей собственностью, а совладелец общественной собственности не так сильно ощущает материальную ответственность и менее заинтересован в контроле этой стороны. Например, случился ураган и штормовым ветром выбило стекло. За новое стекло в своём доме рядовой гражданин должен заплатить сам, не вставлять его — не в интересах хозяина.

Капитализм в его империалистической стадии вплотную подводит к самому всестороннему обобществлению производства, он втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воле и сознания, в какой-то новый общественный порядок, переходный от полной свободы конкуренции к полному обобществлению. Производство становится общественным, но присвоение остаётся частным.

Плюсы И Минусы Муниципальной Собственности

Обеспечить себе уход в старости. Пожилые люди, имеющие в собственности приватизированную квартиру, могут сделать ее вкладом при заключении договора ренты или для переселения в хороший социальный приют с комфортными условиями и квалифицированным персоналом, обеспечивающим уход.

Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала.

Источник: https://client-prav.ru/biznes/14487-gosudarstvennoy-sobstvennosti-plyusy-i-minusy.html

Основные плюсы и минусы государственной собственности

Каковы достоинства и недостатки государственного сектора?

Государственная собственность — это имущество, в том числе активы и средства производства, принадлежащие государству частично или полностью. Государственная собственность может осуществляться на национальном, региональном, местном или муниципальном уровнях управления или может относиться к негосударственной общественной собственности, принадлежащей автономным предприятиям.

Национализация — это процесс передачи частных или муниципальных активов центральному правительству или государственному субъекту.

Муниципализация — это процесс передачи частного или государственного имущества муниципальной власти.

Чем отличается общественная собственность от государственной

Существует различия между государственной собственностью и общественной собственностью. К первой относятся активы, которыми управляет конкретное государственное учреждение или ветвь власти, например, исследовательская лаборатория. Ко второй относит активы и ресурсы, которые доступны для общего пользования, например, общественный парк.

Государственное предприятие

В рыночной экономике государственными активами часто управляют, как акционерной корпорацией. В этом случае государство обладает контрольным пакетом акций компании. Эта форма часто упоминается в экономике под названием — государственное предприятие.

Предприятия данного типа могут по-разному функционировать, например, как некоммерческая корпорация, которая не нацелена на прибыль. Правительство может также использовать прибыльные компании, которыми оно владеет, для поддержки общего бюджета страны. Создание предприятия данного вида из других форм государственной собственности называется «корпоратизацией».

В экономике советского типа государственная собственность была доминирующей формой промышленности. Государство владело монополией на землю и природные ресурсы, а предприятия работали в рамках правовой системы номинально плановой экономики и, следовательно, имели другие критерии, чем предприятия в рыночной и смешанной экономике.

Плюсы государственной собственности

  • Возможность для страны с помощью больших госкомпаний оказывать воздействие на ситуацию в финансовом и экономическом секторе без ненужной нагрузки на бюджет государства.
  • Централизация внутренних ресурсов страны для инвестиций на определение направления развития, которые должны гарантировать необходимые экономические структурные сдвиги и демпфирование рыночных провалов правительства.
  • Увеличения предсказуемости и устойчивости хозяйственных отношений, сокращения транзакционных расходов, расширения горизонтов планирования на уровне компании, рост конкурентной стабильности за счёт контроля над долями в частном секторе рынка.
  • Возможность достижения в случае слияния более мелких хозяйственных компаний в одну большую государственную структуру эффекта масштаба деятельности (увеличение выпускаемой продукции и уменьшение расходов на этом, коллективное использование каналов сбыта, диверсификация и централизация снабжения, переназначение заказов, временный манёвр незанятыми резервами, использование денежных ресурсов).
  • Увеличение финансовых возможностей субъекта за счёт государства (например, доступ к внешнему финансовому вливанию с помощью банков или фондового рынка, возможность работы с большими кредиторами и инвесторами, повышение капитализации, более диверсифицированный и обширный потенциал для ипотечных операций, репутация заёмщика с более низкими рисками и вероятность получить благополучный кредитный рейтинг).
  • Государство также может способствовать развитию отраслей, которые «считаются экономически желательными и они, в противном случае не развивались бы за счёт частных инвестиций». Например, когда «новые» отрасли испытывают трудности с привлечением инвестиций из частного сектора (возможно, из-за того, что производимый товар требует очень рискованных инвестиций или существуют побочные эффекты), правительство может помочь этим отраслям попасть на рынок с положительным экономическим эффектом.
  • Госкомпании также часто используются в областях, где правительство хочет взимать дополнительную плату с пользователей, но оно считает, что политически невыгодно открыто вводить новое налогообложение.

Минусы государственной собственности

  • Работа любого государственного субъекта несёт опасность, так как может снизиться эффективности после превышения определённого лимита. Мировая экономика выдела очень много примеров, когда корпорации в приватном секторе со временем лишались гибкости, стремления к инновациям, в случае госкомпании эти риски увеличиваются многократно.
  • С управленческой точки зрения, государство недостаточно хорошо и не столь эффективно осуществляет контроль над руководством предприятий, благодаря чему создаются условия для коррупции.
  • Общественно-политическое вмешательство со стороны государственных органов может убедить руководство компании изменить политику предприятия на выполнение некоммерческих проблем, которые увеличивают расходы.
  • Естественная связь с государственными органами, позволяет рассчитывать на бюджетную или другую поддержку правительства (банковские кредиты или госзаказы), содействуют мягким бюджетным ограничениям, устраняют угрозу поглощения или банкротства, не способствуют увеличению конкурентных условий на рынке для различных компаний.
  • Негативное отношение работников к труду — еще одна проблема, связанная с государственными предприятиями. Такое отношение к работе, которое широко проявляется на государственных предприятиях, является одной из основных причин того, что многие из этих предприятий не преуспевают.
  • Если госкомпания несёт финансовые убытки, правительство должно предоставить субсидии для покрытия таких убытков. И поэтому увеличивается вероятность того, что руководство таких компаний будет не заинтересовано в профицитном бюджете.
  • Государственные корпорации дороги в обслуживании и эксплуатации. Они также могут участвовать в антиобщественных действиях, таких как завышения цен для потребителей.

Источник: https://plusiminusi.ru/osnovnye-plyusy-i-minusy-gosudarstvennoj-sobstvennosti/

Refpoeconom
Добавить комментарий