Информационно-аналитическая функция

Функции управления: информационно-аналитическая

Информационно-аналитическая функция

Термин «информация» используется в двух значениях: как уменьшение неопределенности в отношении ожидаемых событий и как значимое сообщение, некая сущность коммуникационного потока, ресурс.

Информационно-аналитическая функция включает в себя сбор, обработку, анализ и оценку информации в целях повышения эффективности управления деятельности, включает в себя все действия по оперированию информацией.

Информационное обеспечение управления — практика технологизации управленческого процесса (и учебная дисциплина для госслужащих), которая обусловливает воздействие информации на все элементы управленческой деятельности, предоставление всем звеньям и работникам необходимой профессиональной, экономической, правовой и другой информации.

По своему целевому назначению в процессе управления информационно-технические операции разделяются на следующие классы:

1. Документационные. На работу с документацией, как показывает практика, специалисты тратят до 15% рабочего. времени. Большую часть своего рабочего дня на этот класс операций расходуют работники штата технических исполнителей: работники канцелярий, делопроизводители и т.д. 2.

Первично-счетные и учетные операции, содержание и объем которых обусловлены номенклатурой и количеством объектов и показателей, подлежащих учету, измерениям, регистрации. Затраты труда на эти операции зависят от применяемых методов и средств их выполнения, а сокращение — от автоматизации процессов получения данных. 3.

Коммуникативно-технические операции, обеспечивающие взаимосвязь работников с помощью различного рода технических средств.

4.

Вычислительные и формально-логические операции — все операции по переработке информации, выполняемые специалистами или техническими исполнителями (в зависимости от сложности) на ручных счетных инструментах, а также с помощью вычислительной техники.

Выделяют следующие виды управленческих операций: = по характеру преобразования информации — на стереотипные, которые выполняются по заранее разработанным инструкциям и методикам, и эвристические, связанные с творческим поиском;

= по степени механизации на ручные, машинно-рутинные, автоматизированные и аппаратурные. Эта классификация отражает технологическую регламентацию процессов труда и выбор методов выполнения.

Виды информации, используемой в управлении: • по типу отражаемых отношений — технико-технологичес­кая, экономическая, социальная, политическая, идеологическая; • по масштабам отражаемого объекта — федеральная (общегосударственная), региональная, местная; • по отраслям (сферам) жизнедеятельности общества — промышленная, сельскохозяйственная, военная, образователь­ная и т.п.; • по структурированности — систематизированная и несистематизированная; • по характеру носителя — документированная и вербальная. • по структуре делится на распорядительную, координационную, контрольно-оценочную, плановую и т.д.

• по источнику поступления делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация возникает как результат описания состояния и деятельности организации и используется внутри ее для осуществления процессов принятия решений, оперативного управления, формирования учетно-отчетной документации, для выдачи информации во внешние организации. Использование ее характеризуется высокой степенью регламентированности в отношении предоставления и использования.

Значительный объем внутренней информации занимает исходная информация: › организационно-хозяйственная — сведения о состоянии системы управления, о кадрах, материально-техни­ческом, административно-хозяйственном обеспечении и службах и т.п.;

› оперативно-техническая информация о деятельности функциональных и обеспечивающих подсистем организации, т.е. отражающая ход производственно-управленческого процесса.

Еще более регламентированный вид внутренней информации — исходящая информация, т.е. документы, создаваемые в системе управления: ♦ внутреннего пользования, доступные правкам, изменениям;

♦ для выдачи во внешние системы, форма которых в большинстве случаев опре­делена и не может подвергаться изменениям.

Информация об управляющих воздействиях по содержанию является одним из видов оперативно-технической информации, так как включает сведения о функционировании подразделений, осуществляющих принятие решений для поддержания системы в заданных рамках, режимах. Форма их предоставления — приказы, распоряжения, инструкции, т.е.

текстовые документы, язык которых близок к естественному. Регламентированность заключается в том, что набор управляющих воздействий ограничен, а формы его выражения многообразны. Из регламентированности вытекает возможность стандартизации, унификации, построения стандартных бланков и т.д.

Еще одно проявление регламентированности заключается в заданности временных и ситуационных характеристик.

Внешняя информация — сведения из организаций, участвующих или активно влияющих на процесс управления. Содержательно она близка внутренней информации, описывает (отражает) ход управляющего воздействия, выступает в виде показателей, сведений, регламентирована в отношении содержания и временных параметров.

Этот вид информации не подвержен контролю над источником и формой сообщений, унификация и стандартизация сообщений внешней среды также невозможны и необходим специальный аппарат для предварительной обработки внешней информации, длительного ее хранения и многообразного использования первичных документов.

Внешняя информация может быть разделена на подвиды: дескриптивная и прескриптивная (нормативная).

Дескриптивная информация отражает сведения о наблюдаемых свойствах социальных управляемых объектов.

Прескриптивная информация соответствует нормативному подходу к управлению процессами и явлениями, содержит рекомендации на предмет, каким должен быть объект и какие действия нужно осуществить, чтобы его параметры соответствовали принятой норме (стандарту, традициям, ценностям).

Прескриптивная информация жестко регламентирует деятельность организации, являясь для управленцев обязательной. В свою очередь она делится на общую (единообразную для всех организаций) и ограниченного или индивидуального пользования.

К общей прескриптивной информации относятся законодательные и нормативные документы (кодексы, справочники, официальные печатные издания.

Различные виды управленческой деятельности имеют различную информационную потребность.

Стратегическое управление (планирование) предусматривает будущее взаимодействие организации и окружающей среды. Здесь требуется информация из внешних источников, не очень точная и детальная, но имеющая достаточно широкие границы, ясность тенденций.

Управленческий контроль, который осуществляют руководители высшего и среднего звена, опирается на иного рода информацию: из внешних и внутренних источников, более детальную, имеющую более узкие границы, более точную, более частную, регламентируемую временными параметрами.

Оперативный контроль требует информации о повседневной деятельности — очень точной, узкой и самой новейшей. Она должна поступать почти исключительно из внутренних источников. Кроме того, нужна специфическая информация, относящаяся к области конкретной профессиональной деятельности, отражающая при этом внешние обстоятельства, в которых работает организация.

Способы выработки информации: самонаблюдение (собственные источники информации во многом зависят от уровня подготовленности и коммуникативности управленца, его образования, опыта, знаний), взаимодействие, сообщения (письма, файлы и т.д.), аналитический анализ.

Информационный поиск, предшествующий принятию решения, это процесс сбора и переработки информации с учетом тре­бований, определенных закономерностей.

Информационный цикл охватывает ряд последовательных процессов, в каждом из которых информация, представленная на начальном этапе в виде фактов, цифр, сведений, данных, т.е.

сырого информационного материала, обрабатывается и преобразуется в сообщения, значимые (имевшие смысл) для адресата, заказчика — лица, принимающего решение.

В этом виде информация становится информацией в полном смысле этого понятия.

Информация как управленческая категория — это новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию, снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, воспринятые, понятные и оцененные как полезные для решения тех или иных задач управления. Информация в управлении — это не любые сведения, сообщения, данные, а только используемые в процессе формирования решения.

Информация в управлении должна удовлетворять требованиям: ♦ своевременность, оперативность; ♦ быть опережающей, т.е.

содержать в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, стратегии действий в будущем; ♦ надежность (достоверность, объективность, полнота); ♦ оптимальность (соотношение необходимой и достаточной информации); ♦ доступность и проста в восприятии (параметры: краткость, наглядность, выразительность, соотношение между звуковой и зрительной информацией, учитывая, что скорость восприятия зрительной информации очень высока); ♦ логичность и лаконичность (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткости временного интервала передачи сообщения); ♦ комплексность, системность; ♦ соответствовать полномочиям (компетенции) субъекта управления;

♦ ориентированность на машинную обработку. Основные трудности, которые возникают на пути сбора и распространения информации, связаны с коммуникационными проблемами. Информация обрабатывается человеком и неизбежны ее субъективные оценки как непригодной что может вызвать искажения информации. Поэтому информатизация как важное направление повышения эффективности управления должна быть осмыслена не только как технический, а главным образом — социальный процесс.



Источник: https://infopedia.su/8x1b5a.html

Информационно-аналитическая деятельность: понятие, основы, структура

Информационно-аналитическая функция

Информационно-аналитическая деятельность является одним из важнейших направлений интеллектуальной деятельности современного человека.

Она связана с решением задач в самых различных сферах жизни: политике, истории, экономике, образовании и других. Такая работа проводится по определенной методике.

В качестве основных источников информации служат текстовые данные, для упрощения обработки которых применяются автоматизированные системы.

Общее описание

В науке существует множество определений информационно-аналитической деятельности. Чаще всего ее рассматривают как один из процессов в сфере управления. Если рассматривать ее с терминологической точки зрения, то она состоит из двух слагаемых:

  • анализ – расчленение объектов на отдельные элементы, что позволяет в конечном итоге получить общее представление об их строении и функциях;
  • информация, а точнее, ее сбор, накопление, систематизация и обработка.

В более общем понимании аналитика – это разновидность техники мыслительной деятельности, с помощью которой производится обработка фактических данных с элементами прогнозирования. этого понятия у различных ученых и исследователей имеет свои специфические оттенки:

  • инструмент для преобразования интуитивных понятий в логическую категорию;
  • форма знания, используемая для выработки оптимальных управленческих решений;
  • способ для исследования неявных процессов в социально-экономической и политической жизни;
  • механизм обобщения разрозненных данных;
  • основа научно-исследовательских изысканий и другие.

Основу структуры информационно-аналитической деятельности составляют следующие процессы:

  • анализ целей и постановка задач работы;
  • осуществление сбора информации в комплексе с адаптацией к изменяющимся условиям ситуации;
  • анализ и оценка полученных данных в контексте управленческих целей;
  • выявление сущности исследуемых процессов и явлений;
  • формирование модели по существенной части данных и среды функционирования объекта;
  • проверка соответствия модели и ее корректировка (при необходимости);
  • планирование и осуществление эксперимента в естественных условиях или создание мысленной рабочей модели;
  • формирование новых знаний на основе исследования, прогнозирование;
  • обоснование и доведение результатов до потребителя, исполнителя или управленческого лица, принимающего решение.

Данная дисциплина включает в себя три главные составляющие:

  • методологию работы в аналитическом и информационном аспекте;
  • организационное обеспечение;
  • технико-методологическое обеспечение (создание инструментальных компонентов для достижения поставленных целей).

Исходя из вышеуказанных базовых процессов, аналитика – это основа мыслительной деятельности, которая направлена на решение практических задач. В плане познавательной деятельности даже ошибочный вывод, полученный в результате аналитического осмысления, также обладает определенной ценностью, так как он способствует получению новых знаний.

История развития

Зарождение основ информационно-аналитической деятельности уходит своими корнями в историю Древней Греции. В IV веке до н. э. философ и основоположник логики Аристотель написал две книги – «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». В них он сформулировал и истолковал законы классической логики.

Другого древнегреческого философа – Сократа – считают основоположником аналитических технологий. В своих трудах он использовал полемический анализ, целью которого было получение новых знаний в процессе спора с оппонентом.

В XX в. такая область знаний и осмысления стала профессиональной информационно-аналитической деятельностью. Во всех странах в государственных структурах существуют информационно-аналитические службы. Они создаются и в отдельных организациях, банках, образовательных и других учреждениях. Развиваются программные методы обеспечения.

В России эта сфера человеческой деятельности начала складываться лишь в конце XX в. в результате обострения социально-экономических проблем. В настоящее время активно создаются неправительственные аналитические центры, основной миссией которых является развитие гражданского общества и решение социальных проблем (ИАЦ «Сова», Московский центр Карнеги и другие).

Цели и управленческие задачи

цель информационно-аналитической работы (ИАР) – это получение качественно новой информации по исследуемому вопросу в результате обобщения исходных материалов, которые были приняты к обработке не систематизированными и беспорядочными.

В рамках стратегического консалтинга организации задачами данного процесса являются:

  • обеспечение руководства объективными данными о внутреннем и внешнем функционировании;
  • подготовка основы для выработки курса развития предприятия;
  • выявление «узких» мест в системе управления;
  • внедрение масштабных проектов.

Уровни

Во время осуществления такой деятельности выделяют два уровня:

  • Информационный уровень (или эмпирический). Работа на этом этапе связана с получением и предварительной обработкой фактических данных. Уровень состоит из нескольких стадий: добывание и фиксирование информации, ее осмысление и описание научными терминами, классифицирование и определение основных зависимостей. Работа исследователя также заключается в отсеивании несущественных деталей и данных, имеющих случайный характер, в выделении наиболее типичных, часто повторяющихся фактов, определении тенденции развития, выявлении очевидных связей.
  • Аналитический уровень (или теоретический). На данном этапе проводится глубокий и всесторонний анализ фактического материала, исследование сущности явлений и процессов, качественное и количественное определение закономерностей. Итогом работы служит прогнозирование возможных событий и выработка рекомендаций для осуществления воздействия на будущие процессы.

Принципы

Основными принципами информационно-аналитической деятельности являются:

  • ориентированность на определенные цели для выполнения прикладных задач;
  • значимость исследования на данный момент времени (актуальность), своевременность выдачи результатов;
  • использование достоверных данных для анализа, объективность при составлении выводов и предложений, беспристрастное отношение к исследованию;
  • учет всей информации, имеющей отношение к поставленной задаче, непрерывный мониторинг условий и их изменений;
  • лояльный подход к мнению каждого сотрудника аналитической службы, проработка альтернативных вариантов, в том числе тех, которые выходят за пределы общепринятых представлений;
  • использование последних достижений науки и техники для получения обоснованных результатов;
  • комплексное решение проблем с учетом взаимосвязи различных факторов;
  • высокий уровень адаптации к изменяющимся общественно-политическим условиям.

Технология

Исходя из основных элементов структуры данного понятия, можно определить технологический цикл ИАР. Технология аналитической работы – это организованная во времени совокупность методов и операций, которые способствуют достижению поставленной цели. Ниже приведена ее краткая последовательность:

  1. Подготовительные работы.
  2. Проработка характеристик поиска.
  3. Сбор информации и ее предварительный анализ (эмпирический этап).
  4. Непосредственно аналитическая деятельность.

Подготовительные работы включают в себя следующие мероприятия:

  • описание проблемы;
  • выработка главной цели и ее уточнение, установление стиля работы, учитывающего специфику потребителя информационной продукции;
  • определение предварительного бюджета для исследования.

Детальная проработка поисковых мероприятий содержит следующие операции:

  • образование группы работников для проведения исследования, назначение менеджера проекта;
  • разбиение главной цели на функции, задачи и операции;
  • выработка частных (промежуточных) целей по направлениям;
  • формирование списка возможных источников информации и оцениваемых признаков, состава выборки данных, достаточной для решения задачи;
  • определение кадровых и других ресурсов для поиска информации;
  • установление источников данных и оценка их информативности;
  • разработка бюджета для информационного уровня.

Эмпирический этап работы состоит из таких процедур, как:

  • определение средств для сбора данных;
  • накопление информации;
  • анализ репрезентативности выборки;
  • интегрирование массивов данных, полученных из разных источников, оценка их противоречивости;
  • анализ всего массива, определение тенденций;
  • синтез модели;
  • выработка выводов о целях, которые можно достичь без корректирующих мероприятий;
  • определение бюджета для заключительного этапа.

Аналитический, заключительный этап работы, проводится в следующем порядке:

  • выявление критических точек, влияние на которые может привести к максимальному эффекту;
  • создание имитационной модели;
  • оценка результата;
  • выработка комплексной стратегии управления;
  • сдача информационного продукта заказчику.

Источники информации

Данные, используемые во время информационно-аналитической деятельности, могут носить символьный и не символьный характер. Ко второму типу относятся конструктивные особенности, химический состав и другие виды образцов. Чаще всего применяются следующие источники символьных (текстовых) данных:

  • объекты неоперативной информации (архивы, библиотеки, хранилища документов);
  • традиционные носители: книги, журналы, газеты и другая периодическая литература, рукописи, фотоснимки;
  • нетрадиционные носители данных: голографические, магнитооптические, оптические накопители, информационно-вычислительные сети различного уровня, магнитные ленты;
  • объекты оперативной информации – информационно-коммуникационные системы (телевидение, радиовещание, мультисерверные и сотовые системы связи и другие).

Текстовые данные обладают наибольшей информационной емкостью. Их достоинством также является и то, что их сбор и обработка сравнительно легко поддаются автоматизации.

Типы средств автоматизации

Информатизация ИАР производится с помощью двух типов средств:

  • для сбора и накопления данных;
  • для обработки и анализа информации.

Применение автоматизированных систем позволяет значительно сократить затраты времени на поиск и обработку текстовой информации. Их недостатком является то, что сгенерированные результаты все-таки нуждаются в правке и редактуре человеком, а также невозможно произвести фильтрацию неявного упоминания терминов.

Информационно-аналитические системы

Современное программное обеспечение может предоставить следующую совокупность поисковых сервисов:

  • анализ точного совпадения слова или набора слов с поисковым заданием;
  • адаптационный поиск с учетом различных словоформ;
  • поиск с учетом разнесения элементов фразы по тексту на заданное расстояние (оно измеряется в словах);
  • поиск фразы с учетом перестановок и подстановок слов.

На отечественном и зарубежном рынках представлено много разработок подобного характера: программное обеспечение «Следопыт», «Арион», «Классификатор», Decision, «Аннотатор», Deductor, СУБД «Кронос», TextAnalyst, VisualLinks и другие.

Источник: https://FB.ru/article/461031/informatsionno-analiticheskaya-deyatelnost-ponyatie-osnovyi-struktura

Основные функции педагогического управления

Информационно-аналитическая функция

Кто имеет информацию, тот правит миром.

Б. Брехт

Функция управления образовательной системой — действия субъекта управления по отношению к учреждению образования (объекту управления) или по отношению к внешней среде.

Полный управленческий цикл состоит из четырех основных управленческих действий, в соответствии с которыми выделяются основные функции управления образовательными системами.

Эти виды управленческих действий (планирование, организация, руководство и контроль) в совокупности образуют полный управленческий цикл — от постановки целей до их реализации — и потому могут рассматриваться как необходимые и достаточные (В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров).

Кроме перечисленных к основным функциям внутришкольного управления (которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе) относятся мотивация, педагогический анализ, целеполагание.

Некоторые современные исследователи проблем управления образовательными учреждениями выделяют следующие функции управления: информационно-аналитическую, мотивационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную (Т.И. Шамова). Эти функции представляют собой последовательность звеньев, из которых слагается процесс управления для всех самоуправляемых систем. Они взаимосвязаны и поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Рассмотрим кратко содержание функций управления образовательными учреждениями и условия их реализации.

Информационно-аналитическая функция. Обновление управления образовательным учреждением связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.

Одной из основных характеристик любой системы, определяющих эффективность ее функционирования, является коммуникативность, характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений).

Управленческая деятельность руководителей образовательного учреждения и органов управления формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения в целом.

Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние (Т.И. Шамова).

Мотивационно-целевая функция. Цель — это осознанный желаемый результат. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности и общей жизнедеятельности учреждений. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом.

Целеполагание определяется как описание предвосхищаемых результатов, на достижение которых предполагается направить деятельность.

Это есть формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Трактовка данной функции в теории внутришкольного управления неоднозначна. С одной стороны, признается определяющая роль целеполагания как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации.

Подчеркивается, что наличие обоснованных перспективных целей — главное условие функционирования и развития образовательного учреждения, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств.

Однако при этом целеполагание не выделяется в качестве самостоятельной функции и рассматривается как часть другой функции — планирования (В.И. Зверева, В.С. Лазарев и др.) — или трактуется как исходная стадия всего управленческого цикла, как бы предшествующая ему, и потому выносится за пределы системы управленческих функций.

С другой стороны, целеполагание и по своему содержанию, и по роли в управлении признается именно управленческой функцией (И.Н. Герчикова, А.В. Карпов и др.).

Приверженцы данного подхода аргументируют свою позицию следующими положениями:

— целеполагание может происходить не только на начальном этапе управления, может потребоваться переформулировка или постановка новых целей в ходе последующей деятельности. При этом целеполагание не выступает в качестве первого этапа управления, а является следствием иных управленческих функций;

— по своему содержанию функция целеполагания — это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям;

— функциональной обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в процесс функционирования учреждения.

Реализация во внутришкольном управлении функции целеполагания является самым трудным и самым ответственным для руководства и педагогического коллектива образовательного учреждения. Качественное целеполагание закладывает основу результативности целеосуществления.

При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении в данном контексте понятий «задача», «цель», «идеал».

Задача — это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.

Цель предполагает достижение желаемого результата в более продолжительный отрезок времени.

Идеал, или сверхзадача, — это тот редко достигаемый результат, к которому нужно постоянно стремиться.

Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей по их значению и по временному охвату на стратегические, оперативные и тактические. Стратегические цели и задачи — ожидаемый долгосрочный результат. Тактические задачи — промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем. Оперативные задачи — желаемый результат на текущий момент.

По источнику и способу образования, как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы, цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне (обществом).

Внешние и внутренние цели различаются между собой способом своей связи с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающими субъекта к их достижению. Связь между целями и потребностями (мотивами) в первом случае образуется по направлению от целей к мотивам, во втором — по направлению от потребностей и мотивов к целям, а в этом случае мотивы трансформируются в цели.

Основными формами технологии целеобразования являются: усвоение целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в цели; замена целей, когда запланированный результат не получен или достигнут не полностью; преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели.

Планово-прогностическая функция. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения.

Планирование как один из основных процессов в управлении на всех уровнях должно отвечать ряду принципиальных требований:

— единство целевой установки и условий реализации;

— единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

— сочетание государственных и общественных начал;

— комплексный характер прогнозирования и планирования;

— стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ).

В структуру комплексной целевой программы включаются краткое описание состояния проблемы; ее место и роль в общешкольном плане; генеральная цель; система доведенных до исполнителей задач; показатели, сроки и исполнители; вид информационного обеспечения управления процессом решения задач; данные о контроле за ходом выполнения программы, о текущем и итоговом анализе, регулировании.

Системный подход к прогнозированию и планированию требует при определении целей и задач образовательного учреждения комплексного обоснования путей их реализации, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических. Этот подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления.

Организационно-исполнительская функция. Эта функция принадлежит каждому циклу управления.

Работа по управлению учреждением образования характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий (отношений) посредством совокупности способов и средств, необходимых для достижения целей.

Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.

Контрольно-диагностическая функция.

 Контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления в условиях все большей самостоятельности образовательных организаций занимает особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика.

Сочетание административного и общественного контроля внутри учреждения образования с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ и других учреждений образования.

Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль как технология в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.

Регулятивно-коррекционная функция. Регулятивно-коррекционная функция — вид деятельности по внесению коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в определенной ситуации.

Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.

Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах.

Причинами таких отклонений являются необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибочно принятые решения, плохое исполнение и недостатки в системе контроля и оценки результатов. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются прежде всего спецификой управляемого объекта.

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором является цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой.

Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность их участников.

Выполнение функций управления — процесс комплексный. Каждая функция реализуется во взаимодействии со всеми остальными, и ни одна не реализуется независимо от других. В то же время каждая функция выполняется автономно.

Например, функция планирования образовательной деятельности региона, которая осуществляется плановым отделом органа управления образованием, состоит из выполнения нескольких основных и специфических функций: организации работы отдела, изучения поставленных целей и установления за ними персональной ответственности, стимулирования работников, контроля, учета и корректирования их работы и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_69177_osnovnie-funktsii-pedagogicheskogo-upravleniya.html

Refpoeconom
Добавить комментарий