II.4.1. Интеграционные процессы в Латинской Америке

Интеграционные процессы в Латинской Америке

II.4.1. Интеграционные процессы в Латинской Америке

Оглавление

Введение

1. Новые ориентиры Латинской Америки

2. Роль НАФТА в интеграционных процессах

3. Развитие внешнеэкономических связей стран Латинской Америки

Заключение

Литература

Введение

Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала «Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г.

Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. «Инициатива для Америк» уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г.

Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями — Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР). С Мексикой с 1991 г.

Соединенные Штаты и Канада вступили в переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

Столь резко возросший интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия был обусловлен следующими факторами.

После окончания холодной войны более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков — в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия способных превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Это не вписывалось в выдвинутую Соединенными Штатами после распада СССР концепцию однополюсного мира.

На фоне интенсивного формирования новых полюсов экономической и политической мощи более отчетливо обозначились нарастающие трудности американской экономики, постепенное снижение веса США в мировой торговле и финансах.

1. Новые ориентиры Латинской Америки

Общие тенденции, характерные для эволюции развивающегося мира, с большой четкостью прослеживаются в Латинской Америке. Последние десятилетия отмечены значительным усилением экономических и политических позиций США в регионе и характеризуются определенным поворотом ведущих латиноамериканских государств в сторону сближения с США.

Эти изменения тесно связаны с активизацией латиноамериканской стратегии США, проведением политики так называемого нового регионализма. Латинская Америка традиционно рассматривалась США как регион особых военных, политических и экономических интересов, как сфера преобладающего американского влияния.

С этой точки зрения «новый регионализм» в известной степени является продолжением указанных традиционных тенденций.

Вместе с тем новую латиноамериканскую стратегию США отличает постановка беспрецедентных по своим масштабам задач, принципиальное изменение некоторых исходных позиций, значительное расширение арсенала средств, используемых для экономического взаимодействия со странами Латинской Америки.

Современный подход США исходит из необходимости налаживания с регионом партнерских отношений, учитывающих реально складывающуюся обстановку, которая определяется такими процессами, как стремление латиноамериканских стран к укреплению национального суверенитета, ускорению экономического и социального прогресса, упрочению мировых политических и экономических позиции. Соответственно, важнейшими элементами нового латиноамериканского курса США становятся существенная гибкость, готовность к компромиссам, активные поиски взаимоприемлемых основ сотрудничества.

Концепция нового регионализма осуществляется на двух уровнях: во-первых, на уровне предпринимательского сектора в форме резкой активизации деятельности транснациональных корпорации (ТНК) США в Латинской Америке, что уже привело к фундаментальным качественным изменениям в объемах и характере экономического сотрудничества; во-вторых, на межгосударственном уровне, где США предпринимают крупномасштабные шаги, направленные на образование экономической группировки, которая в перспективе должна охватить все Западное полушарие. В целом роль региона на шкале внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов США возрастает. Конечная цель данной стратегической линии состоит в том, чтобы создать в регионе новую систему экономических и политических отношений и использовать ее для консолидации мировых позиций США.

Поворот в сторону США в немалой степени определяется и внутренней обстановкой в регионе. Наиболее важным событием социально-экономической жизни стран Латинской Америки в последние два десятилетия стал переход к неолиберальной модели развития.

Новая экономическая стратегия рассматривалась как действенный инструмент для преодоления хозяйственного застоя, охватившего регион в 80-е годы.

Ее использование позволило стабилизировать обстановку: добиться повышения темпов хозяйственного роста (в 90-е годы они составили в среднем 3,3% против 1,2% в предыдущем десятилетии), обуздать инфляцию (ее темпы снизились примерно до 9 — 10% в год), обеспечить расширение экспорта (его объемы возросли в 2,5 раза), увеличение притока иностранного капитала (в 1997 — 2002 гг. прямые иностранные инвестиции превысили 250 млрд. долл. или в среднем более 60 млрд. долл. в год против 11,1 млрд. долл. в 1990 г).

Однако, оценивая в целом функционирование неолиберальной модели, нельзя не констатировать, что она принесла ограниченные результаты.

Их обобщающим показателем является неутешительная динамика душевого ВВП региона. В 80-е годы он снизился на 0.9%, а в 90-е годы возрос примерно на 1,5%.

Таким образом, к началу нового тысячелетия Латинская Америка пришла с уровнем душевого дохода почти 20-летней давности.

Больше того, в экономике региона возник ряд серьезных негативных явлений. Во многих странах обозначилось ослабление позиций национального капитала. Его поведение характеризует существенная пассивность и нежелание инвестировать финансовые ресурсы в производственную сферу.

В то же время возросла зависимость ведущих латиноамериканских стран от мирового финансового рынка и других внешнеэкономических факторов.

По-прежнему очень остро стоят внутренние социально-экономические проблемы, связанные с чрезмерной концентрацией доходов, обездоленностью беднейшего населения, узостью внутреннего рынка, ограниченностью внутренних накоплений и низкой инвестиционной квотой.

В результате обострения этих проблем в Латинской Америке наметилась тенденция к усилению экономической неустойчивости, которая явственно проявилась в ходе недавнего азиатского финансового кризиса в виде нулевого роста производства в регионе в 1999 году, падения в ряде стран занятости, увеличения банкротств и при других неблагоприятных показателях.

Многие видные специалисты, анализируя складывающуюся обстановку, приходят к выводу о неадекватности неолиберальной модели современным условиям. Так, известный аргентинский экономист Альдо Ферер пишет: «Провал рецептов Вашингтонского консенсуса очевиден.

Успехи, связанные с достижением финансового равновесия и низкими темпами инфляции, являются эфемерными, ибо они опираются на рост внешней задолженности, экономический застои и безработицу…

В целом не удалось трансформировать производственную структуру для того, чтобы освоить технологическую революцию и интегрироваться в динамичные потоки мировой экономики».

Для ведущих стран Латинской Америки корректировка действующей экономической модели и выбор новых приоритетов, отвечающих современной обстановке, приобретают особую значимость, поскольку большинство стран региона по итогам последних десятилетий не только все дальше отстают в своем развитии от центров капитализма, по и значительно уступают по многим показателям передовым районам развивающегося мира (прежде всего Юго-Восточной Азии). Латинская Америка фактически не справляется с решением задач индустриального этапа, что делает малореальной в условиях сохранения действующей модели развития постановку новых стратегических задач.

Вполне естественными в этих условиях являются поиски внешней опоры, способной обеспечить поддержку в нынешней сложной социально-экономической ситуации.

Непосредственная близость к главному центру постиндустриального мира — США и заметная эволюция латиноамериканской стратегии Вашингтона порождают в регионе надежды на возможность использовать экономическое взаимодействие с США для выработки подходов но преодолению имеющихся острых хозяйственных трудностей и решению новых стратегических задач, связанных с возможностью приобщения к постиндустриальной фазе развития.

Разумеется, ввиду новизны и большой сложности возникших проблем, в Латинской Америке пока нет единства относительно реализации наиболее эффективного курса, отвечающего национальным интересам.

Эти проблемы стоят в центре острых дискуссий, которые ведутся в самых широких общественных и политических кругах. Однако нельзя не видеть и существенных практических шагов, предпринимаемых на национальном и субрегиональном уровнях для определения новой стратегии развития.

Одним из таких шагов является налаживание сотрудничества с Россией. В последние годы ведущие латиноамериканские страны ведут налаживание дипломатических и экономических связей с нашей страной. Проходят совместные форумы и конференции по различным вопросам.

Среди стран Латинской Америки на сегодняшний день наиболее плодотворно осуществляется сотрудничество с Бразилией и Аргентиной.

2. Роль НАФТА в интеграционных процессах

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) вошло в силу в январе 1994 г., результатом чего стало создание одного из самых крупных торговых блоков на земле, объединившего все три государства Северной Америки. В известном смысле оно было продолжением более раннего соглашения о свободной торговле, существовавшего

Источник: https://www.studsell.com/view/52283/

II.4.1. Интеграционные процессы в Латинской Америке

II.4.1. Интеграционные процессы в Латинской Америке

Латиноамериканский континент на протяжении многих десятилетий развивался преимущественно на побережье, в силу ряда причин страны имели сильную раздробленность, в том числе:

• историческое прошлое, природно-географические условия и рельеф (Кордильеры, экваториальные леса), отсутствие транспортной сети (по мнению самих южноамериканцев) сильно отличает данный регион от компактной территории Западной Европы;

• изначально на очень низком уровне находился взаимообмен, внутренние национальные экономики не дополняли друг друга, а были ориентированы на экспорт;

• переход многих латиноамериканских стран к модели открытой экономики, через которую надеялись модернизировать структуру, увеличить объемы экспорта, тоже не принес особых успехов, так как основным ассортиментом продукции были сырье и мате-риалоемкое производство;

• большие объемы внешнего долга, низкие цены на сырье и материалы на мировых рынках также не способствовали значительным финансовым потокам.

В настоящее время в этом регионе осуществляется ряд пионерских проектов в области региональной интеграции. Некоторые из них носят форму двусторонних соглашений. Например, Чили в апреле 1992 г. подписала соглашение о свободной торговле с Венесуэлой. Расширяются торговые отношения между Боливией и Мексикой, в 1993 г.

они договорились провести либерализацию 60% своей взаимной торговли, а оставшиеся 40% — к 1997 г. Мексика в 1991 г. подписала договор о свободной торговле с Чили. При этом предусматривалось поэтапное устранение всех барьеров в торговле к 1998 г. Это явилось началом 80%-ного увеличения объема торговли Чили с Мексикой в 1992 г.

Двусторонние соглашения заключены государством Перу с Боливией и Венесуэлой, в которых предусмотрена отмена ограничений на импорт между собой.

Помимо двусторонних подписаны соглашения субрегионального характера: создание в 1991 г. общего рынка стран южного Конуса (МЕРКОСУР) между Аргентиной, Бразилией, Парагваем

106

и Уругваем. На их долю сегодня приходится 45% населения Латинской Америки, 50% ее ВВП, 30% внешнеторгового оборота.

На первых порах характерно быстрое увеличение внутрирегионального торгового оборота стран — членов МЕРКОСУР. Увеличившись на 24% в 1991 г., торговый оборот в 1992 г. возрос еще на 35%. Определенное сдерживающее влияние на такой процесс интеграции оказывает неоднородная валютная политика в этих странах, высокая инфляция, особенно в таких странах, как Бразилия и Аргентина.

После продолжительного застоя (более 10 лет) на стадии возрождения находится Андская группа в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу и Эквадора. В октябре 1992 г. подписана договоренность о создании зоны свободной торговли. За последние три года эти страны самостоятельно сократили свой средний внешний импортный тариф почти на 2/3, т. е. с 42 до 13,6%.

Торговый оборот между членами Андской группы возрос на 37% в 1991 г., на 18% в 1992 г. и достиг рекордного уровня, т. е. более 2 млрд долл.; более 1/3 торгового оборота этой группы приходится на долю Венесуэлы и Колумбии в форме взаимной торговли.

Происходит постепенное оживление процесса интеграции среди членов Центрально-Американского общего рынка (ЦАОР). Он был создан в 1960 г. Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором.

Однако в результате войны и кризиса задолженности он распался в 80-е годы. При этом доля внутрирегионального экспорта стран Центральной Америки сократилась с 20% в 1982 г. до 14% в 1990 г. и составила всего лишь 15% в 1991 г. В марте 1992 г.

Гватемала и Сальвадор отменили все торговые пошлины и наметили создать в 1995 г. общий рынок.

Кроме того, в 1992 г. пять членов ЦАОР подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с Мексикой к 1996 г., с Венесуэлой и Колумбией — к концу столетия.

Определенным тормозом при этом может быть сильная схожесть статей экспорта — в основном традиционные сельскохозяйственные товары, а также создание Североамериканской зоны свободной торговли (САЗСТ), куда может переключиться Мексика, и тогда конкурировать будет нелегко.

Карибское сообщество (КАРИКОМ), основанное в 1973 г., объединяет ряд англоязычных стран с численностью населения 5,5 млн чел. (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка).

Основная цель сообщества — создание общего рынка и Валютного союза, достигнуто соглашение о поэтапном сокращении тарифов. Крупнейшим торговым партнером являются США.

107

Новая концепция региональной интеграции латиноамериканских государств называется концепцией «открытого регионализма», т. е. интеграция, основанная на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка.

Первый импульс субрегиональное сотрудничество получило после создания в начале 90-х гг. НАФТА, в основе чего еще Дж. Бушем предусматривалось образование зоны свободной торговли от Аляски до Огненной Земли. Тем самым США укрепляют, с одной стороны, свои позиции, а с другой — усиливают региональные интеграционные процессы.

В условиях экономического развития латиноамериканских государств можно выделить ряд предпосылок (причин) ускорения интеграционных процессов.

Первая причина — растущая конкуренция в торговле и рост доходов от инвестиций и новых технологий, с одной стороны, а с другой — создание более крупных и открытых рынков.

Вторая причина — либерализация внешней торговли, т. е. введение единых тарифов, снятие нетарифных ограничений создает условия для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик.

Третья причина — договор от 1960 г. «Монтевидео» (столица Уругвая) о создании зоны свободной торговли, включающей страны — члены ЛАИ. Согласно этому договору была создана жесткая тарифная система, зачастую не оправдывающая себя и неэффективная с точки зрения создания режима наибольшего благоприятствования для всех стран ассоциации, а не только своих партнеров.

Договор «Монтевидео» через 20 лет был пересмотрен, согласно новым условиям он допускал заключение торговых соглашений с несколькими странами или отдельно с одной и постепенное снижение тарифов по региону.

Четвертая причина — улучшение политической жизни региона и отдельных стран. Процесс демократизации нацелен на смягчение конфликтных ситуаций на континенте.

В активизации интеграционных процессов в Южной Америке большую роль играет МЕРКОСУР, являющийся в настоящее время крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн чел.), 50% совокупного ВВП (более 1 трлн долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента.

Рынок предусматривал создание ЗСТ, включающие в себя свободное перемещение капиталов, рабочей силы, введение единого

108

тарифа, создание таможенного союза, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ва-лютно-финансовой сфере, создание свободной экономической зоны.

К этому времени были созданы Совет общего рынка — постоянно действующий административный секретариат, 10 технических комиссий, занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, валютно-финансовой политики, наземного и морского транспорта, сельского хозяйства, энергетики.

Однако к намеченному сроку (до 1 января 1995 г.) МЕРКОСУР не удалось провести полную отмену таможенных тарифов, ассоциация намечала продлить переходный период до 2000 г.

с оговорками для каждой из четырех стран: Уругвай получил наиболее обширный список исключений из беспошлинной торговли между странами, т. е. 950 позиций единой таможенной номенклатуры на срок до 2000 г.; Аргентина — 221 позицию до 1991 г.

; Бразилия — 28 позиций до 1999 г.; Парагвай — 272 позиции до 2000 г.

С 1 января 1995 г. на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран.

Процесс интеграции в МЕРКОСУР, несмотря на незавершенность становления таможенного союза в его классическом виде, является наиболее динамичным в регионе. Объем внутрирегионального экспорта в 1991—1995 гг. вырос с 5,1 млрд до 15,8 млрд долл, т. е.

более чем втрое, и составил почти половину экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна. МЕРКОСУР оказал положительное воздействие на качественные показатели внешней торговли, т. е.

способствовал росту промышленного экспорта, общих показателей ВВП.

МЕРКОСУР выступает и в роли стабилизатора экономики стран блока: сдерживание инфляции осуществлялось за счет увеличения импорта, регулирования тарифной политики. Все это способствовало замедлению темпов экономического спада.

Проблемы в рамках альянса остаются — в частности, это слабость транспортной инфраструктуры, валютное регулирование, унификация налогообложения и т. д.

Перспективы интеграции в МЕРКОСУР большинством наблюдателей оцениваются как благоприятные.

Главные условия углубления и развития интеграции — укрепление экономической и финансовой стабильности блока, создание специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами блока.

Речь идет о создании «наднациональной» структуры, способной сочетать рыночные механизмы с регулирующей деятельностью государств, учитывая специфику южно-американского региона, где до последнего времени насчитывалось значительное число стран с авторитарными режимами.

109

Источник: https://economy-ru.com/mirovaya-ekonomika-uchebnik/ii41-integratsionnyie-protsessyi-latinskoy.html

Интеграционные процессы в Латинской Америке: проблемы и перспективы

II.4.1. Интеграционные процессы в Латинской Америке

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Интеграционные процессы в Латинской Америке: проблемы и перспективы

fСодержание

Введение

1. Особенности интеграционных процессов в Южной Америке

1.1 Специфика и проблемы интеграции в регионе

1.2 Основные интеграционные объединения в Южной Америке

2. Показатели интеграции в Латинской Америке

3. Перспективы интеграционных процессах в Латинской Америке

Заключение

Список использованных источников

Приложения

fВведение

странаСтоимость (млн. долл. США)Доля (%)динамика 2010/2009 (%)
Китай3078615,346,6
США194629,623,7
Аргентина185239,244,9
Нидерланды102285,125,5
Германия81384,031,8
Япония71413,567,2
Великобритания46352,324,4
Чили45282,160,3
Италия42352,140,4
Россия41522,144,7
СтранаЭкспорт, 2002г.СтранаЭкспорт, 2012г.
Brazil4827791Brazil16494960
Chile2961084Chile5064777
United States2957202China5021348
Spain1145845United States4132598
China1092354Spain2652191
Netherlands1037897Netherlands2235774
Italy847237,9Venezuela (Bolivarian Republic of)2225392
Mexico669804,5Canada2194076
Germany631649,4Colombia2067289
other9261638other36706098
Странаимпорт, 2002г.Странаимпорт, 2012г.
Brazil2518267Brazil17907405
United States1804349China9951820
Germany553553,2United States8489991
China330240,3Germany3713977
Japan314049,3Mexico2251937
Italy311601,4Trinidad and Tobago1905166
Spain310980,7France1600768
France262200,9Japan1508532
Paraguay255397Italy1457478
other2078012other18765907

  • Активизация интеграционных процессов как одна из основных определяющих черт международных отношений в Западном полушарии. Переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Роль НАФТА в интеграционных процессах.реферат [23,0 K], добавлен 21.11.2010

Источник: https://revolution.allbest.ru/international/00425126_0.html

Интеграционные процессы в странах латинской америки

II.4.1. Интеграционные процессы в Латинской Америке

Страны латиноамериканского континентав течение многих лет имели сильнуюраздробленность в силу ряда причин:

  • историческое прошлое, природно-географические условия (рельеф: Кордильеры, экваториальные леса);

  • отсутствие развитой транспортной сети;

  • низкий уровень взаимного товарообмена, ориентация национальных экономик на сырьевой и материалоемкий экспорт, и отсутствие взаимодополняемости экономик;

  • большой внешний долг этих стран.

Однаков современных условиях экономическогоразвития латиноамериканских государствможно выделить рядпредпосылок ускорения интеграционныхпроцессов:

  1. усиление конкуренции в торговле и развитие новых технологий с одной стороны, и создание более крупных и открытых рынков – с другой;

  2. либерализация внешней торговли;

  3. улучшение политической ситуации в регионе и его отдельных странах, процесс демократизации, нацеленный на смягчение конфликтных ситуаций на континенте.

Интеграция стран Латинской Америки иКарибского бассейна началась почтиодновременно с аналогичными процессамив Западной Европе и прошла длительныйи сложный путь от Латиноамериканскойассоциации свободной торговли (1960г.) доЮжноамериканского общего рынка МЕРКОСУР(1991 г.).

За это время претерпели существенныеизменения цели и сами основы интеграции.

Сначала она осуществлялась в рамкахстратегии замещения импортаи рассматривалась в качестве способакомпенсации ограниченных размероввнутренних рынков, а потому былаориентирована главным образом назамкнутое развитие, основанное навысокой степени протекционизма внутреннихрынков в сочетании с активнымгосударственным вмешательством.

Этот процесс создал в дальнейшем базудля либерализации торговли,которая была направлена на снятиетаможенных ограничений и барьеров иснижение среднего для регионавнешнеторгового тарифа (с 40% доприблизительно 14% в 1999 г.).

При этомрегиональная интеграция рассматриваласькак средство усиления конкурентныхпозиций региона на мировом уровне ипривлечения иностранных инвестиций, содной стороны, а с другой – региональныеобязательства должны были служитьсвоеобразным символом проводимых наконтиненте структурных реформ ипреобразований.

Новаяконцепция региональной интеграцииЛатиноамериканских государств называетсяконцепцией «открытогорегионализма»,т.е. интеграция, основанная на низкихтаможенных барьерах и более открытаядля мирового рынка.

«Открытыйрегионализм» — концепциярегиональной интеграции латиноамериканскихгосударств, основанная на низкихтаможенных барьерах и большей открытостиэкономики для мирового рынка.

Специалистывыделяют три модели (уровня) интеграциив Латинской Америке:

  1. модель частичных экономических преференций, которую лучше всего иллюстрирует Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ).

  2. зона свободной торговли. Наиболее яркими примерами ЗСТ в Латинской Америке являются:

  • Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), которая существовала с 1960 по 1980 г.;

  • Карибская ассоциация свободной торговли (КАРАФТА), которая существовала с 1965 по 1973 года.

Однакони одна из этих организаций не реализовалаглавных целей своего создания –ликвидации торговых барьеров и снижениятаможенных пошлин, главной причинойчему послужило то, что страны-участницыэтих региональных объединений большеучаствовали в торговле с другимистранами, чем друг с другом,из-за чего внутри этих объединенийотсутствовали стимулы, которые работали,например, в ЕС.

  1. единый рынок, который в странах Латинской Америки стремятся создать (нельзя сказать, что это удалось им в полной мере, еще длится процесс становления):

  • Андская группа (создана в 1969 г. некоторыми прежними членами ЛАСТ, которые считали, что нужно обеспечить более высокий уровень интеграции, чем только свободная торговля, а именно:

-единые внешние тарифы;

-ограничение притока иностранныхинвестиций;

-единую интеграционную политику вэкономической и социальной сферах).

  • Центральноамериканский общий рынок,

  • Карибское сообщество и Карибский общий рынок;

  • Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР).

МЕРКОСУР — соглашениесубрегионального характера о созданиизоны свободной торговли, в соответствиис которым в 1991 г.

был создан общий рынокстран Южного Конуса между Аргентиной,Бразилией, Парагваем и Уругваем,подразумевающий отмену всех пошлин итарифных ограничений во взаимнойторговле между этими странами, введениеединого внешнего тарифа, свободноеперемещение капиталов и рабочей силы,координацию политики в областипромышленности, сельского хозяйства,транспорта и связи, в валютно-финансовойсфере.

ДоговорМЕРКОСУР предписывает отменунетарифных ограничений, за исключением:

  • мер регулирования торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными материалами,

  • рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния.

Характерной особенностью МЕРКОСУРявляется асимметричность экономикее стран-участниц: Бразилия и Аргентинаимеют более развитую и диверсифицированнуюпромышленность, а Парагвай – сельскоехозяйство.

Наначальном этаперазвития МЕРКОСУР было отмечено быстроеувеличениевнутрирегионального торгового оборотастран-участниц – на 35% в год. В результатепредпринимаемых усилий за период1991-1995гг. взаимный товарооборот вырос с3,5 млрд. долл. до 11,5 млрд. долл.

С1 января 1995 г. на внешних границах блокастали действовать общиетаможенные тарифы (ОТТ) на импорт изтретьих стран,охватывающие примерно 85%товарных позицийединой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР.Их ставки варьируются от 2 до 20% стоимоститовара.

Вотношении остальных 15%номенклатуры определен особыйпорядок формирования ОТТ:

  • для товаров инвестиционного назначения ставка ОТТ – 14%;

  • для продукции информатики и телекоммуникаций – 16 %.

Закаждым из членов МЕРКОСУР зарезервированоправона временные изъятия из режима ОТТв целях наиболее адекватной адаптациитак называемых «уязвимых» секторовэкономики к новой конкурентной среде(действующиенациональные тарифы на эти товары будутпостепенно приведены в соответствие ссогласованными ставками ОТТ).

Дляруководства процессами интеграции в1994 г. были созданы институциональныеорганы МЕРКОСУР:

  • Совет общего рынка, в состав которого вошли министры иностранных дел, осуществляет управление интеграционными процессами в рамках МЕРКОСУР;

  • Группа общего рынка – исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб–квартирой в Монтевидео;

  • 10 технических комиссий, подчиняющиеся Группе общего рынка и занимающиеся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Кключевым проблемам развития интеграционныхпроцессов в рамках МЕРКОСУР относятся:

  • недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры,

  • вопросы валютного регулирования,

  • проблема унификации налогообложения и трудового законодательства;

  • проблема распределения преимуществ интеграции, обусловленная членством в региональном объединении стран с «разной экономической мощностью», в результате чего появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и «уязвимыми» отраслями, такими как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая, автомобильная.

Другиеинтеграционные группировки странЛатинской Америки

Андскаягруппа (Андский пакт) – интеграционнаягруппировка стран Латинской Америки,созданная в 1969г. Боливией, Венесуэлой,Колумбией, Перу и Эквадором с цельюсодействия развитию стран участницпосредством социально-экономическогосотрудничества, ускорения экономическогороста, обеспечения занятости и созданиялатиноамериканского общего рынка.

Врамках Андской группы созданы:

  • Андская корпорация развития (Венесуэла, Каракас,1986 г.) выступает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия, имеет филиалы в странах-членах Андской группы;

  • Андский резервный фонд (Колумбия, Богота) распоряжается частью валютных резервов стран Андской группы для поддержания платежных балансов и согласования финансовой и валютной политики;

  • Ассоциация телекоммуникационных компаний функционирует в целях углубления сотрудничества и содействия развитию телекоммуникационных служб в регионе.

В1990 г. Андской группой была принята«Андскаястратегия»,в которой были сформулированы 3 основныецели интеграции:

  1. развитие Андского экономического пространства;

  2. углубление международных связей стран Андской группы;

  3. обеспечение единства Латинской Америки.

«Актмира»,принятыйв том же году,выдвинул в качестве важнейших задачуглубление процесса интеграции андскихстран; реализацию его отдельных этапов(зона свободной торговли, таможенныйсоюз), а также других мер, необходимыхдля создания Андского общего рынка.

Карибскоесообщество и Карибский общий рынок(КАРИКОМ)

Карибскоесообщество и Карибский общий рынок(КАРИКОМ) – договор,объединивший в 1973г.

14 стран Карибскогобассейна (Антигуаи Барбуда, Багамские острова, Барбадос,Белиз, Доминика, Гренада, Гайана,Монсеррат, Сент-Китс, Сент-Люсия,Сент-Винсент и Гренадины, Суринам,Тринидад и Тобаго, Ямайка)и 3 ассоциированных члена (ВиргинскиеБританские острова и острова Теркс иКайкос)и являющийся преемником Карибскойассоциации свободной торговли.

Вобласти экономики в рамках КАРИКОМнамечено:

  • обеспечение экономического сближения стран-участниц путем ликвидации таможенных пошлин и количественных ограничений, установления общего таможенного режима (договор предусматривает отмену таможенного обложения почти всех товаров, кроме ограниченной группы, включенной в список исключений);

  • проведение единой торговой политики и общей политики в области сельского хозяйства;

  • координация денежной и финансовой политики;

  • ликвидация ограничений на свободное перемещение лиц, капитала, сотрудничества в области туризма, транспорта и связи.

Дляфинансового обеспечения деятельностиКАРИКОМ созданы:

  • Карибский банк развития;

  • Карибская инвестиционная корпорация, учрежденная на паритетных началах более развитыми странами (Барбадос, Гайана, Тринидад и Тобаго, Ямайка) для финансирования проектов в менее развитых странах, входящих в КАРИКОМ;

  • Карибский инвестиционный фонд, целью которого является обеспечение ресурсов для развития предпринимательства в регионе.

Источник: https://studfile.net/preview/5436869/page:8/

Refpoeconom
Добавить комментарий