i 1.4.3. Формирование гражданского общества в России

§ 5.3. Формирование гражданского общества в России

i 1.4.3. Формирование гражданского общества в России

В течение последнего десятилетия России удалось существенно продвинуться по пути строительства гражданского общества.

За сравнительно короткий по историческим меркам промежуток времени в стране возникли и достаточно громко заявили о себе большинство институтов (ассоциаций), входящих в структуру современного гражданского общества.

Сам факт их появления свидетельствует о значительном (хотя и далеко еще не полностью востребованном) потенциале гражданственности, накопленном в ходе многовековой эволюции российского социума и который ему удалось сохранить даже в крайне неблагоприятных политических обстоятельствах. Однако сложившееся к настоящему времени в России гражданское общество имеет переходный характер, обусловленный взаимоналожением различных этапов исторической эволюции его самой развитой, современной формы.

В сущности, России приходится сегодня параллельно решать сразу три группы задач507:

— создавать адекватный гражданскому обществу экономический фундамент;

— строить демократическое правовое государство;

— формировать инфраструктуру «новой социальности»508.

Переходный характер формирующегося в России гражданского общества существенно усиливает этническая, конфессиональная неоднородность страны, а также большие различия в уровнях социально-экономического и культурного развития ее регионов.

Характерной чертой российского гражданского общества является высокий уровень его конфликтности.

Негативно влияют на общую атмосферу гражданского общества чрезмерная амбициозность лидеров ряда общественных организаций, их неготовность выработать скоординированную программу действий даже со своими союзниками и избежать тем самым ненужной обществу фрагментации.

Гражданское общество в России отличается противоречивым сочетанием политизированности и аполитичности, что является закономерным следствием его переходного характера. Политизированность обусловлена стремлением гражданского общества демократизировать сферу властных отношений, заставить власть жить по закону.

Политизированность гражданского общества усиливают неотлаженность механизмов согласования групповых интересов, имущественная дифференциация, отсутствие массового среднего класса и интегрирующей общество «национальной идеи».

В этих условиях политизацию ряда неправительственных организаций (шовинистов, религиозных фундаменталистов) трудно назвать положительной, а их самих – причислить к подлинно гражданским структурам.

Абсолютизация рядом неправительственных организаций политических аспектов своей деятельности часто оборачивается недооценкой других, не менее важных аспектов – организационных, правовых, социальных509.

Вместе с тем, многие структуры гражданского общества занимают либо подчеркнуто лояльную позицию по отношению к действующему политическому режиму, либо вовсе дистанцируются от политики.

Это вовсе не свидетельствует об их беспомощности или незначительности влияния на облик и перспективы гражданского общества.

Специфика переходного общества как раз и проявляется в том, что в нем одновременно заявляют о себе гражданские структуры различных типов, генезис которых связан с разными историческими этапами становления современного гражданского общества.

Такие гражданские инициативы – наиболее важный индикатор нарождающегося гражданского общества, и если большинство из них в настоящее время действуют разобщенно, то это вовсе не исключает установления более плотных сетей взаимодействия между ними в будущем.

Кроме того, специфика гражданского общества в России заключается в том, что его становление происходит в условиях продолжающейся политической трансформации.

Поскольку политическая и экономическая элиты не изъявляют особой готовности стимулировать становление гражданского общества, а средний класс не может это сделать вследствие своей малочисленности, основная тяжесть в этом плане падает на плечи многочисленных социальных слоев.

Красноречивым свидетельством их активности является тот факт, что в России в настоящее время активно действуют десятки тысяч общественных организаций, причем созданы эти организации обычными гражданами.

Другим, не менее важным, проявлением влияния трансформационного процесса на процесс становления гражданского общества следует назвать особую роль государства, точнее, его высшего политического руководства и высшего слоя бюрократии.

Именно от их позиции, как показывает практика, в огромной степени зависит качество формирующегося гражданского общества, а также его дальнейшие перспективы. Именно государство создает правовые и институциональные предпосылки гражданского общества – и особенно велика его роль в этом плане именно в условиях трансформации.

Многое будет зависеть от готовности государства к конструктивному сотрудничеству с гражданским обществом, к оказанию ему конкретной помощи.

Источник: https://lib.sale/uchebnik-teoriya-istoriya-gosudarstva/formirovanie-grajdanskogo-obschestva.html

Формирование гражданского общества в России

i 1.4.3. Формирование гражданского общества в России

Процесс формирования гражданского общества в России начался во второй половине XIX века после отмены крепостного права в 1861 году и реформ местного самоуправления и судебной системы.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости дало резкий толчок к развитию капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве, финансах.

Формируются крупные предприятия, банки, объединения частных сельхозпроизводителей, быстрыми темпами растет численность рабочего класса и класса капиталистов.

Российская буржуазия, владея крупной частной собственностью, но, не имея доступа к политической власти, начинает борьбу за гражданские права. Появляются независимые от государства образовательные, медицинские и другие общества, в которые объединяется активная часть буржуазии.

Деятельность этих добровольных организаций подготавливает почву для проведения реформы местного самоуправления и судопроизводства. В 60-70 годы XIX века проводятся земская и городская реформы. В выборах в органы местного самоуправления — земские собрания и управы, городские суды и управы — принимают участие представители всех сословий, имеющие частную собственность.

Местные органы самоуправления выполняли экономические и социальные функции — строительство и содержание школ, больниц, дорог, помощь населению в неурожайные годы и т. д.

Являясь независимыми от государства, структуры управления на местах способствовали постепенному становлению общественной жизни, элементов гражданского общества.

Таким образом, постепенно разрушались основы сословно-корпоративного устройства российского общества и происходила частичная децентрализация государственной власти.

Судебная реформа 1864 года установила равенство всех граждан России перед законом. Формально судьи становились независимыми от исполнительной власти. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, должности адвоката и прокурора.

В годы первой русской революции 1905-1907 годов появились политические партии и первый законодательный орган Российского государства, сформировавшийся на основе избирательного права — Государственная Дума. Деятельность политических партий и Думы четырех созывов подготовила демократические преобразования в России после Февральской революции 1917 года.

Легализовались политические партии и движения, были провозглашены и реально действовали свобода слова, собраний, демонстраций и митингов, на демократических началах реформировались прежние органы государственной власти. Однако правительство не сумело упорядочить процесс демократизации, решить многочисленные экономические и социальные проблемы в обществе.

После Октября 1917 года в стране была введена жесткая централизованная власть. Вся промышленность была национализирована, помещичьи земли были переданы крестьянам.

Формально продолжали действовать институты гражданского обязательства — женские, молодежные, профсоюзные, творческие и другие организации, но уже под государственным контролем.

В 20-е годы, в период НЭПа, на короткое время были разрешены многоукладная экономика, плюрализм в экономической, политической, идеологической и духовной жизни. Но уже в 30-е годы и до начала 90-х годов государственная власть контролировала все стороны жизни общества.

В 90-е годы после распада СССР в России началось формирование гражданского общества. Условиями для его развития и становления являются:

1. Экономический плюрализм, основанный на многообразии форм собственности и рыночной экономике.

2. Социальный плюрализм на базе равноправного сотрудничества различных социальных групп населения с опорой на средний класс.

3. Политический плюрализм и основы правового государства, предусматривающие демократические права и свободы, многопартийность, разделение властей, местное самоуправление, правовое государство.

4. Духовно-культурный плюрализм мнений, идей, религиозных верований, культурно-просветительных, культурно-воспитательных организаций.

На базе вышеуказанных условий в России сложилась определенная структура гражданского общества, основными элементами которого являются:

— демократически избранные органы местного Самоуправления;

— созданные на добровольной основе массовые общественные организации (молодежные, женские, ветеранские, благотворительные, общества потребителей и т. д.);

— промышленные, земледельческие, коммерческие, просветительские коллективы и ассоциации;

— религиозные и этнические общности;

— творческие союзы и гильдии;

— культурно-просветительские общества и центры;

— спортивные и оздоровительные центры.

Вместе с тем становление и развитие гражданского общества в России встречаются с большими трудностями.

Россия переживает переходный период, когда формирование правового государства и гражданского общества во многом зависит от равноправного и успешного функционирования этих основных субъектов социального и политического процессов.

Пока государство по отношению к гражданскому обществу пытается действовать по принципу властвования. С точки зрения государства, общество является всего лишь совокупностью подданных. Элита гражданского общества со своей стороны пытается отрицать необходимость государственного регулирования вообще.

С нашей точки зрения, необходимо создавать объективные и субъективные предпосылки для компромисса установления союзнических отношений между элитами государства и гражданского общества, и тогда в России появится реальная возможность сформировать полноценно правовое государство и гражданское общество.

Источник: https://students-library.com/library/read/24976-formirovanie-grazdanskogo-obsestva-v-rossii

23.4. Формирование гражданского общества в современной России

i 1.4.3. Формирование гражданского общества в России
Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобре­тает деспотический, тоталитарный характер. Об этом предупреждают ученые и свидетель­ствует опыт государственного строительства. Россия стала на путь построения граждан­ского общества.

Особенностью нашей российской действительности является то, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы нового демократиче­ского государства. Однако этот процесс проходит не всегда гладко.

Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собст­венности через приватизацию по объективным и субъективным причинам не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса.

Собственность в большинстве своем перестала быть государственной. Перейдя в руки новых собственников, она по- прежнему используется не очень эффективно и далеко не всегда в интересах государства и общества.

Экономическая политика государства пока недостаточно последовательно стиму­лирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса.

Имев­шие место: обесценивание денежных вкладов; достаточно высокий уровень инфляции; сильный налоговый пресс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсут­ствие развитой частной собственности на землю — не позволяли делать серьезные вложе­ния средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время суще­ствует еще ряд трудностей. Прежде всего, это устойчивые стереотипы и система ценно­стей, сформированные предыдущим государственным режимом. Они отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества.

У значи­тельной части (если не у большинства) населения продолжают вызывать психологический дискомфорт такие фундаментальные, ценности, на которых строится гражданское обще­ство, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Вследствие из­вестных ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей — конкуренции, демократии, рынка.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накла­дывает форсированный характер процесса гражданской модернизации. Мы являемся не только свидетелями, но и участниками процесса, когда в сжатые сроки одновременно ре­шаются задачи, до недавнего времени не стоявшие перед нашим обществом.

Изменение материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и ра­дикальной трансформации прежней социальной структуры.

Это обстоятельство порожда­ет конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в забастовках, стачках, пикетах, голодовках.

Осложняет процесс индивидуализации личности и то обстоятельство, что создание рыночных отношений одновременно с переходом от тоталитаризма к демократии совпали с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификации на основе отношений собственности.

Совпадение этих тенденций особенно на начальном этапе делали процесс формирования гражданского общества неустойчивым и даже отчас­ти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп.

Это в определенной степени снижает возможности оптимального управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и других общест­венных отношений.

Наиболее негативным последствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы лю­дей и большинства бедного населения.

В этих условиях государству еще многое предсто­ит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их по­вседневных потребностей.

Само же государство должно на практике все больше приобре­тать признаки правового государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно будет ускорить каким- либо подталкиванием.

Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, воз­никающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно, в первую очередь, усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

В целях более эффективного осуществления демократических преобразований в России и быстрейшего построения основ гражданского общества 26 мая 1994 года состоя­лось рабочее совещание по государственной поддержке института гражданского общест­ва. Принятый на нем итоговый документ носил программный характер.

Участники сове­щания отметили, что становление в России гражданского общества является основой и гарантией необратимости демократических преобразований.

Без самоорганизации граж­дан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и разви­тие, а следовательно, полноценная, устойчивая и благополучная жизнь человека.

Законы, призванные придать формированию в стране гражданского общества ци­вилизованный характер, должны отвечать некоторой совокупности необходимых принци­пов взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной де­мократической теорией и практикой. К их числу относятся:

1. Обеспечение прав человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декла­рацией прав человека и международно-правовыми нормами.

2. Обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассо­циаций.

3. Обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам.

4. Правовая защищенность гражданского общества и его структур.

5. Ответственность государства перед гражданином; осознанное самоограничение

власти.

Правовая база гражданского общества должна представлять собой систему содер­жательно взаимосвязанных блоков законодательства, отражающего федеративный харак­тер государственного устройства России, проблемы взаимоотношений граждан и государ­ства в экономической, социальной сферах и создающего правовые основы деятельности институтов гражданского общества.

Фундаментом гражданского общества в экономической сфере призван стать новый Гражданский кодекс Российской Федерации, открывающий простор формированию циви­лизованного российского рынка, закреплению автономии и независимости личности в экономике, обеспечению признания и защиты частной собственности наравне с другими видами собственности, свободу договора как основы экономической активности всех сло­ев гражданского общества.

Указанное выше совещание отметило, что основы отношений между обществом и государством могли бы найти отражение в федеральных отдельных законах.

К ним отне­сены законы: «Об общих принципах организации государственной власти в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О праве граждан на информацию», «О регулировании лоббистской деятельности в Федеральном Собрании» и др.

Блок законов о формах непосредственного волеизъявления граждан мог бы вклю­чать следующие правовые акты:

• об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации;

• о выборах Президента Российской Федерации;

• о выборах в Государственную Думу;

• о формировании Совета Федерации;

• о референдуме.

Нормы законов, входящих в этот блок, в дальнейшем могли бы составить единый Избирательный кодекс.

В блок законов, обеспечивающих деятельность структур гражданского общества, могли бы входить такие, как:

• о праве граждан на объединение;

• о политических партиях;

• о профсоюзах;

• о публичных мероприятиях;

• о религиозных объединениях;

• о благотворительной деятельности.

Трудно представить себе нормальное развитие гражданского общества без завер­шения судебной реформы, создания подлинно независимого, ответственного и квалифи­цированного суда, а также без принятия закона «Об адвокатуре» и «Об Уполномоченном по правам человека»

Перечисленные нормативные акты в настоящее время в России уже принята. Идет не всегда простой процесс их реализации в нашу повседневную действительность во всех сферах общественной жизни.

Государство по мере развития гражданских институтов, должно постепенно час­тично снимать с себя не свойственные ему функции.

Оно должно реализовывать, либо поддерживать информационные, просветительские и образовательные проекты, позво­ляющие гражданам полноценно использовать возможности институтов гражданского об­щества в защите своих прав, в отстаивании и выражении своих интересов.

В ходе прово­димой административной реформы (2003-2004 гг.) предполагается ревизия государствен­ных функций (их около 5 тысяч) в сфере государственного управления.

Деятельность по созданию благоприятных условий для развития гражданского об­щества в России должна осуществляться всеми субъектами Федерации, на любом уровне власти.

Только при успешном решении всего комплекса перечисленных выше задач, воз­можно поступательное движение и, в конечном счете, построение гражданского общества в России.

Обязательным условием этого процесса должно стать восприятие гражданами идей и действий государства.

Источник: https://all-sci.net/gosudarstva-prava-teoriya/234-formirovanie-grajdanskogo-obschestva-145495.html

Формирование гражданского общества в России (стр. 1 из 4)

i 1.4.3. Формирование гражданского общества в России

Формирование гражданского общества в России

Введение

Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние.

Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека и свобод человека.

https://www.youtube.com/watch?v=_LRz6ktXrpM

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество, наличие в обществе такого правового режима, при котором во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не произвол и насилие. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

Цель работы – рассмотреть формирование гражданского общества в России.

1. Сущность и условия формирования гражданского общества

Правовому государству присущи следующие признаки:

1. Принцип приоритета права.

Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей.

Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности.

Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку резюмируется, что правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.).

Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного ания (референдума).

В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.

Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.

Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии).

В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.).

Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

высокое сознание людей;

высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

широкие связи между членами общества;

наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

децентрализация власти;

передача части власти органам самоуправления;

согласование позиций вместо конфликтов;

развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие:

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.

В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е.

в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.

) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Источник: https://mirznanii.com/a/182830/formirovanie-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii

Refpoeconom
Добавить комментарий