ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Производство в государственном секторе экономики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Ранее была выявлена необходимость гос. вмешательства в экономику. Там, где рыночный экономический механизм дает сбой, требуется в той или иной форме государственное вмешательство в экономику.

Но государство вовсе не обязательно само должно производить общественные блага. Оно должно сформировать платежеспособный спрос на них, т.е. определить необходимый объем благ и заплатить за их производство.

Теория провалов рынка представляет собой обоснование необходимости гос. вмешательства в экономику в той или иной форме, но эта теория напрямую не дает обоснования необходимости производства тех или иных благ непосредственно в рамках госсектора.

В эконом. теории представители разных школ обосновывают следующие принципиальные варианты общественных действий в ситуациях, связанных с изъянами рынка (рисунке 2.10).

Варианты общественных действий в ситуациях, связанных с изъянами рынка
Организация государственного производства
Осуществление государственного регулирования
Предоставление рынку свободы действий

Рисунок 2.10 — Варианты общественных действий в ситуациях, связанных с изъянами рынка

Сферы и отрасли экономики, где существует государственное производство товаров и услуг, отличаются следующими особенностями.

Во-первых, конкуренция в них сильно затруднена или просто невозможна. А производство в частном секторе является эффективным, если существует свободная конкуренция.

Исторически сложилось так, что во многих странах только одна компания предоставляла почтовые услуги и только одна компания осуществляла телефонную связь. И без гос. вмешательства господство на рынке одной или нескольких компаний вело бы к эксплуатации потребителей.

Другой вариант гос. вмешательства — это регулирование частного производства, в частности контроль над ценами производимых товаров и услуг. Контроль над ценами уменьшает возможности реализации монопольной власти действующих в отрасли компаний.

Есть еще вариант действий в условиях институциональных провалов рынка и государства – оставить все так, как сложилось исторически в той или иной отрасли. Другими словами, просто игнорировать проблемы неэффективности рынка и государства.

Это решение в соответствии с той ситуацией, когда «лечение болезни хуже, чем сама болезнь».

Государственный сектор образуют сектор государственного управления и государственные институциональные единицы, входящие в секторы нефинансовых и финансовых корпораций (рисунок 2.11).

Как видно из данного рисунка госкорпорации объединяются в четыре основные группы (подсекторы) государственного сектора:

Нефинансовые госкорпорации — все нефинансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора госуправления.

Финансовые госкорпорации кроме денежно-кредитных — все финансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора государственного управления, за исключением ЦБ и др. госдепозитных корпораций.

Денежно-кредитные госкорпорации кроме ЦБ — все депозитные корпорации-резиденты, за исключением центрального банка, которые контролируются институциональными единицами сектора госуправления.

Сектор государственного управления  
Государственные корпорации и организации  
Центральное правительство  
Региональные органы управления
Местные органы управления  
Финансовые государственные корпорации  
Нефинансовые государственные корпорации  
Денежно кредитные государственные корпорации, включая Центральный банк  
Финансовые государственные корпорации кроме денежно-кредитных  

Рисунок 2.11 — Государственный сектор

Центральный банк, который состоит из самого ЦБ, структур валютного управления или независимых валютных органов, которые осуществляют эмиссию национальной валюты, полностью обеспеченной резервами в иностранной валюте, а также других связанных с органами ОГУ учреждений, которые представляют собой обособленные институциональные единицы и выполняют главным образом функции ЦБ.

Внутри сектора госуправления, в зависимости от количества уровней власти, могут выделяться подсекторы центрального правительства, региональных и местных органов управления.

В каждой стране институциональные единицы, образующие госсектор, могут выступать в различных организационно-правовых формах в соответствии с нормами национального законодательства.

По-разному решается и задача проведения границы между государственными и негосударственными корпорациями и квазикорпорациями. Международная статистическая система выделяет только два важнейших признака – участие государства в собственности соответствующего хозяйствующего субъекта или осуществление гос. контроля за его деятельностью.

Под контролем понимается возможность влиять на состав ее руководства, политику и деятельность корпорации, которая может проявляться, в частности, в следующем (рисунок 2.12):

Формы осуществления государственного контроля за деятельностью корпорации
предоставление кредитов по ставкам ниже рыночных
поставка электроэнергии по сниженным тарифам
наем большего числа работников, чем требуется
приобретение избыточных производственных ресурсов
оплата производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные
продажа продукции по ценам ниже рыночных

Рисунок 2.12 – Формы осуществления госконтроля за

деятельностью корпорации

Центральное место в госсекторе принадлежит сектору госуправления, который состоит из институциональных единиц ОГУ и всех нерыночных некоммерческих организаций, контролируемых и в основном финансируемых ОГУ.

Единицы ОГУ «выполняют функции ОГУ в качестве своего основного вида деятельности». Они обладают законодательной, судебной или исполнительной властью по отношению к другим институциональным единицам.

Государственные нерыночные НКО в реальной жизни могут иметь различный организационно-правовой статус, который, так же как и у корпораций, определяется национальным законодательством. Их основной общий признак — предоставление общественных товаров или услуг в целом бесплатно или по ценам, которые не являются экономически значимыми.

Основными примерами государственных НКО являются бюджетные учреждения, оказывающие услуги населению. Особым видом этих организаций являются социальные фонды, которые могут выделяться в самостоятельные подсекторы сектора госуправления.

Участие государства в предоставлении общественных товаров и услуг не предполагает, что государство должно само производить эти товары и услуги.

В современных условиях возможны различные формы предоставления общественных товаров и услуг (рисунок 2.13):

Формы предоставления общественных товаров и услуг
производство в рамках государственного сектора
приобретение у других уровней власти
приобретение у предприятий частного сектора
привлечение частного капитала к производству
участие в финансировании предоставления услуг
установление стандартов предоставления общественных услуг

Рисунок 2.13 – Формы предоставления общественных товаров и услуг

Использование различных форм предоставления общественных товаров и услуг, вплоть до отказа от производства в сферах, привлекательных для частного бизнеса, получило широкое распространение в развитых странах в последние 15-20 лет.

Это было связано с задачами повышения эффективности и результативности хозяйственной деятельности государства на основе внедрения рыночных стимулов и механизмов в управление общественными финансами, получивших название новой модели управления.

Центральными направлениями этого реформирования являются сокращение прямого участия государства в производстве общественных товаров и услуг, передача их в частный сектор и создание конкурентной среды для производителей государственного сектора.

Во-вторых, с отраслями, где распространено государственное производство, связаны разные государственные интересы. Рассматриваемые отрасли экономики — это отрасли, производящие общественно значимые блага, в производстве которых заинтересовано государство, в том числе и с точки зрения национальной безопасности.

Не существует эффективных способов регулирования частного сектора таким образом, чтобы он обеспечивал реализацию государственных интересов в этих отраслях экономики.

Отрасли, где распространено государственное производство товаров и услуг, — это прежде всего отрасли, где существует естественная монополия.

В стратегически важных отраслях также распространено государственное производство. В целом к стратегически важным отраслям относятся отрасли производственной инфраструктуры. Это телекоммуникации, почтовая связь, железнодорожный транспорт, нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, научно-исследовательский сектор.

Другой сферой государственного производстваявляется сфера производства социальных услуг — это здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство.

Третьей важной сферой, где действуют государственные предприятия, является сфера рыночной инфраструктуры. Это организации и предприятия, обеспечивающие функционирование рынков капитала, труда и земли.

К отраслям с высокой степенью государственного производстваотносятся:

1. Производственная инфраструктура экономики, которая включает:

почтовую службу;

телекоммуникации;

электроэнергетику;

нефтегазовую промышленность;

железнодорожный транспорт;

авиационный транспорт.

2. Социальная инфраструктура экономики, которая охватывает:

образование;

здравоохранение;

коммунальные услуги;

обеспечение общественного порядка;

обеспечение национальной безопасности.

3. Рыночная инфраструктура экономики, которая включает:

финансовую сферу (государственные финансы, государственное кредитование);

денежное обращение (центральный банк, денежная эмиссия);

рынок труда (организации по формированию предложения труда);

рынок земли (организации по формированию предложения земли).

Таким образом, необходимость государственного производства в обозначенных выше отраслях национальной экономики в рамках экономической теории общественного сектора объясняется главным образом (рисунок 2.14):

Необходимость государственного производства в отраслях национальной экономики
отсутствием или невозможностью конкуренции (естественная монополия) в этих отраслях
государственными интересами, связанными с производственной, социальной и рыночной инфраструктурой национальной экономики

Рисунок 2.14 – Необходимость государственного производства в отраслях национальной экономики в рамках экономической

теории общественного сектора

отсутствием или невозможностью конкуренции(естественная монополия) в этих отраслях;

государственными интересами, связанными с производственной, социальной и рыночной инфраструктурой национальной экономики.

Мы обсуждали необходимость государственного производства товаров и услуг. Вместе с тем существует весомый аргумент против производства в государственном секторе. Дело в том, что государственные предприятия часто бывают неэффективными.

Поэтому решение о том, производить благо в государственном или в частном секторе, должно быть сбалансированным, учитывать положительные и отрицательные стороны каждого варианта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_113223_iz-yani-rinka-i-neobhodimost-gosudarstvennogo-vmeshatelstva-v-ekonomiku.html

В россии стало меньше госкомпаний :: экономика :: рбк

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Количество государственных предприятий и компаний с госучастием сокращается, говорят данные Росстата. Но доля государства в экономике стабильна, а статистика отражает лишь реорганизацию госсектора

Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Общее количество юридических лиц в государственной собственности сократилось на 9%, в том числе компаний с госучастием (где государство владеет долей от четверти акций) — на 30%, за четыре года, с 2016-го по начало 2019-го, показали расчеты РБК на основе данных Росстата.

Как менялось число госпредприятий

  • Общее количество хозяйствующих субъектов в госсобственности за четыре года сократилось на 6 тыс., с 65,5 тыс. в 2016-м до 59,6 тыс. на 1 января 2019 года.

Показатель включает как коммерческие компании и предприятия с участием государства (около 5,7 тыс.), так и государственные учреждения (около 53 тыс.). До 2016 года Росстат не вел статистику о числе юрлиц в госсобственности, пояснили РБК в пресс-службе ведомства.

В том числе сократилось количество компаний с госучастием:

  • общее количество акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, — более чем на 30%, с 1557 в начале 2016-го до 1084 к 2019 году;
  • в том числе количество АО с участием государства на уровне 25–50% — вдвое;
  • число компаний, в которых государство владеет долей выше 50%, — на 45,8%;
  • количество компаний со специальным правом государства на участие в управлении («золотая акция») — на 13,6%.

66% акционерных обществ с госучастием завершили 2018 год с прибылью. Больше всего убыточных — среди гостиниц и предприятий общепита с участием государства (62,5%), оборонных предприятий (60%), строительных (58,8%) и предприятий в сфере оптовой, розничной торговли и ремонта (53,8%).

«Для иерархической системы слишком большое число управляемых организаций всегда проблема, и вполне рационально сокращать их количество», — прокомментировал РБК директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев.

Доходы и расходы 30 тыс. российских госпредприятий никак не отражены в бюджетной отчетности государства, обратил внимание Международный валютный фонд (МВФ). Эксперты рекомендовали российским властям обязать все госпредприятия публиковать ежегодные финансовые отчеты.

Сокращение или реорганизация?

Сокращение числа юрлиц в госсобственности не говорит об уменьшении доли государства в экономике, отмечает член экспертного совета при правительстве, старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. «Мы не видим масштабной приватизации, тенденция прежде всего отражает реорганизацию внутри госсектора», — пояснил он.

Доходы от приватизации за 2019 год должны составить 13 млрд руб., следует из закона о бюджете. «Эта цифра равна выручке всего семи средних предприятий, или примерно одной тысячной активов «Газпрома», а его выручка растет в год вовсе не на одну тысячную. Так что в плане приватизации планируются скромные распродажи», — отмечает Новиков.

«Идет общее сокращение числа хозяйствующих субъектов, особенно средних и мелких предприятий, в связи с депрессией, плохой конъюнктурой и стагнацией экономики», — считает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев.

МВФ оценивает вклад госсектора в российский ВВП в 33%. Государственные предприятия, по подсчетам МВФ, обеспечили 19,3% ВВП, госуправление — 13,5% ВВП в 2016 году.

Европейский банк реконструкции и развития оценил долю государства в 35% в 2005–2010-м, Moody’s — в 40–50%. Схожая точка зрения у Центра стратегических разработок — 46% по итогам 2016 года.

В каких отраслях сокращается число госпредприятий

Сильнее всего за анализируемый период сократилось число госпредприятий на конкурентных рынках:

  • обрабатывающих производств — в три раза;
  • в сфере оптовой, розничной торговли и ремонта — на 42,7%;
  • в строительстве — на 33,5%.

При этом число госпредприятий по производству и распределению газа, электричества и воды, наоборот, выросло на 27%.

Количество госпредприятий в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты и рыболовства сократилось на 19,4%, здравоохранения и соцуслуг — почти на 18%, образования — на 7,5%, культуры, спорта и отдыха — чуть более чем на 5%. «Это следствие оптимизации бюджетной сферы — объединения больниц, поликлиник и вузов, когда отдельные юрлица преобразовали в филиалы», — пояснил Яковлев из ВШЭ.

Заметно сократилось число госпредприятий в области рыболовства и рыбоводства: с 2017 по 2018-й — на 41%, с 80 до 47.

В прошлом году государство начало проводить оптимизацию научно-исследовательских институтов и научно-образовательных учреждений в сфере рыболовства и рыбоводства, пояснил РБК вице-президент Рыбной ассоциации Александр Фомин. Госпредприятия не исчезли, а изменили организационно-правовую форму, пояснил он.

Число госпредприятий в области военной безопасности и соцобеспечения остается практически неизменным и сократилось менее чем на 3%.

Наибольшая плотность государственных предприятий, по данным Росстата, наблюдается в регионах Крайнего Севера, в Ненецком и Чукотском автономных округах — около 39 на 10 тыс. населения.

Далее следуют Якутия, Магаданская область, Камчатский край, Еврейская АО, республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Мордовия и Новгородская область с показателями 14,6–23,7 госпредприятия на 10 тыс. населения.

Наибольшая плотность частных компаний, по данным Росстата, в Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области. По этому показателю они значительно опережают другие регионы.

РБК проанализировал динамику числа госпредприятий по организационно-правовой форме.

  • Сильнее всего сокращается число унитарных предприятий — на 39% с 2016 по 2019 год.

В предыдущий период происходил бурный рост ФГУПов и МУПов. По данным Федеральной налоговой службы, общее количество унитарных предприятий удвоилось за три года, с 2013 по 2016 год, с 11 тыс. до 23 тыс.

Значительная часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией, подчеркивает Федеральная антимонопольная служба. В отличие от бюджетных учреждений эти предприятия не подчиняются жестким требованиям о контрактной системе в госзакупках. Зaказчики передают бюджетные средства подведомственным унитарным предприятиям в форме субсидий, в том числе на конкурентных рынках.

«Унитарные предприятия, как правило, завязаны на бюджетное финансирование. Не секрет, что вокруг госкорпораций действует куча мелких аффилированных с топ-менеджментом унитарных предприятий», — отмечает Алексей Ведев из РАНХиГС.

Кроме того, отсутствие корпоративного контроля (совета директоров, систем управления рисками и т.д.) и «гарантированный» спрос не способствуют развитию таких предприятий, отмечает ФАС. Производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем в компаниях других типов.

Постепенное сокращение ФГУПов и МУПов началось после поручения президента Владимира Путина провести масштабную реформу государственного сектора экономики. Сократить число унитарных предприятий — одна из задач Национального плана развития конкуренции до 2020 года.

Унитарные предприятия на конкурентных рынках должны быть ликвидированы или реорганизованы, предполагает законопроект ФАС и правительства. Останутся лишь естественные монополии и унитарные предприятия в сфере обороны и безопасности. Создавать новые будет разрешено лишь в исключительных случаях, по решению президента или премьер-министра.

Инициатива столкнулась с сопротивлением Совета Федерации и властей регионов. По мнению спикера Совфеда Валентины Матвиенко, идея «противоречит Конституции».

Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки, которые продлили переходный период с 2021 до 2023 года и предлагают оставить унитарные предприятия в районах Крайнего Севера, где они являются единственными исполнителями коммунальных услуг, а также в сфере культуры и искусства.

Как сообщила РБК пресс-служба Росимущества, количество ФГУПов планомерно снижается и сократилось на 1104 предприятия, до 700 на 1 января 2019 года.

В программу приватизации на 2017–2019 годы на текущую дату включено 254 ФГУПа. 52 из них уже преобразовано в АО (ООО), приватизация еще 116 невозможна (находятся в процессе ликвидации, банкротства, реорганизации в форме присоединения или исключены из ЕГРЮЛ), пояснили в Росимуществе.

Растет число непубличных госпредприятий

  • Количество коммерческих корпоративных организаций уменьшилось на 21,8%. Причем число публичных АО уменьшилось вдвое, а непубличных компаний — возросло на 39,9%.

По мнению Яковлева из ВШЭ, это естественный процесс. «Публичные АО несут довольно весомые издержки на раскрытие информации и присутствие на бирже.

Такие расходы оправданы, когда экономика растет и можно рассчитывать на привлечение инвестиций.

Когда же экономика стагнирует и некому продать акции, эти издержки не компенсируются выручкой, а наоборот, публичность не выгодна, учитывая, что информацией воспользуются конкуренты», — пояснил он.

Непубличные АО укрупнились и усилились, отмечает Ведев из РАНХиГС. «В России и публичные компании грешат недостаточной прозрачностью и имеют низкую долю акций в свободном обращении. Биржа, как правило, используется не [столько] для привлечения средств, сколько для перераспределения собственности», — пояснил он.

По плотности госпредприятий Россия опережает Китай

Абсолютным лидером в мире по числу госкомпаний выступает Китай — 159,2 тыс. госпредприятий, по последним данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на 2015 год. Однако Россия опережает мирового лидера по плотности госпредприятий: на 10 тыс. граждан их приходится четыре, в то время как в Китае — чуть больше одного.

Среди стран ОЭСР наибольшая доля занятых на госпредприятиях — в Норвегии, Латвии, Эстонии, Венгрии, Франции, Финляндии, Чехии, Словакии и Италии. ОЭСР не приводит данных по России.

Не публикует статистику о численности занятых на госпредприятиях и Росстат, что не позволяет сравнить Россию по этому показателю с другими странами.

По оценке МВФ, российские бюджетные организации и крупнейшие госкомпании ответственны за 50% занятости в формальном секторе.

Ольга Агеева

Источник: https://www.rbc.ru/economics/12/08/2019/5d4c347c9a7947a615e02b77

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Cтраница 1

Государственное производство благ часто оправдывают тем, что эти блага имеют первостепенное значение для обществе.

Объясняет ли это, почему парки Рё библиотеки, как правило, принадлежат муниципалитетам, Р° еда Рё медицинское обслуживание обычно обеспечиваются посредством рынка.  [1]

Решая одни проблемы, государственное регулирование или государственное производство товаров и услуг порождает свои собственные проблемы. Недостаточность рынка дополняется недостаточностью государства.

Это связано и с увеличением административных расходов, и с ослаблением стимулов снижения издержек, если контроль рынка над производством замещается контролем чиновника или политика.

Поэтому даже если рынок РЅРµ вполне эффективен РІ качестве механизма размещения производственных ресурсов, РЅРµ всегда целесообразно замещать его государственным производством или регулированием, которые сами влекут потери РІ эффективности.  [2]

РќР° очереди — обогащение госсектора производственными отношениями, зафиксированными для кооперации, СЃ учетом, разумеется, специфики государственного производства.  [3]

Р’ царствование Р�вана Грозного для систематизации накопившегося Р·Р° столетия строительного опыта, был создан Приказ каменных дел, который СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» государственным производством строительных материалов Рё строительством, главным образом, крепостных сооружений.  [4]

Потому, что наша предыдущая экономическая политика, если нельзя сказать: рассчитывала ( РјС‹ РІ той обстановке вообще рассчитывали мало), то РґРѕ известной степени предполагала, — можно сказать, безрасчетно предполагала, — что произойдет непосредственный переход старой СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рє государственному производству Рё распределению РїР° коммунистических началах.  [5]

РџСЂРё таких условиях сбалансирование РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё расходов было возможно лишь РїСЂРё правильной постановке планомерного государственного производства Рё распределения продуктов.  [6]

РќРѕРІРѕРµ денежное обращение должно будет базироваться РЅРµ столько РЅР° золотом фондо Государственного банка, сколько РЅР° активной политике Государственного банка, РІ СЃРІРѕСЋ очередь основанной РЅР° накоплении РІ стране значительного количества материальных благ. Для ускорения этого процесса необходимо неотложное осуществление намеченных государственных монополий Рё развитие РІ стране правильно поставленной торговли как товарами государственного производства, так Рё частного, торговли или государственной или кооперативной или даже частной, являющейся РІ некоторых случаях комиссионером государства.  [7]

РњС‹ рассчитывали, поднятые волной энтузиазма, разбудившие народный энтузиазм сначала общеполитический, потом военный, РјС‹ рассчитывали осуществить непосредственно РїР° этом энтузиазме столь же великие ( как Рё общеполитические, как Рё военные) экономические задачи. РњС‹ рассчитывали — или, может быть, вернее будет сказать: РјС‹ предполагали без достаточного расчета — непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство Рё государственное распределение продуктов РїРѕ-коммунистически РІ мелкокрестьянской стране.  [8]

РќРѕ Бухарин впал РІ ошибку, РёР±Рѕ РЅРµ вдумался РІ конкретное своеобразие данного момента РІ Р РѕСЃСЃРёРё, момента как раз исключительного, РєРѕРіРґР° РјС‹, пролетариат Р РѕСЃСЃРёРё, впереди любой Англии Рё любой Германии РїРѕ нашему политическому строю, РїРѕ силе политической власти рабочих Рё вместе СЃ тем позади самого отсталого РёР· западноевропейских государств РїРѕ организации добропорядочного государственного капитализма, РїРѕ высоте культуры, РїРѕ степени подготовки Рє материально-производственному введению социализма. РќРµ СЏСЃРЅРѕ ли, что РёР· этого своеобразного положения вытекает для данного момента именно необходимость своеобразного выкупа, который рабочие должны предложить культурнейшим, талантливейшим, организаторски наиболее способным капиталистам, готовым идти РЅР° службу Рє Советской власти Рё добропорядочно помогать организации РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ Рё крупнейшего государственного производства. РќРµ СЏСЃРЅРѕ ли, что РїСЂРё таком своеобразном положении РјС‹ должны стараться избежать РґРІРѕСЏРєРѕРіРѕ СЂРѕРґР° ошибок, РёР· которых каждая РїРѕ-своему мелкобуржуазна. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, непоправимой ошибкой было Р±С‹ объявить, что раз признано несоответствие наших экономических СЃРёР» Рё силы политической, то, следовательно, РЅРµ надо было брать власти. Так рассуждают человеки РІ футлярах, забывающие, что соответствия РЅРµ будет РЅРёРєРѕРіРґР°, что его РЅРµ может быть РІ развитии общества, как Рё РІ развитии РїСЂРёСЂРѕРґС‹, что только путем СЂСЏРґР° попыток, РёР· которых каждая, отдельно взятая, будет одностороння, будет страдать известным несоответствием, — создается победоносный социализм РёР· революционного сотрудничества пролетариев всех стран.  [9]

РџРѕ Бухарин впал РІ ошибку, РёР±Рѕ РЅРµ вдумался Рє конкретное своеобразие данного момента РІ Р РѕСЃСЃРёРё, — момента как раз исключительного, РєРѕРіРґР° РјС‹, пролетариат Р РѕСЃСЃРёРё, впереди любой Англии Рё любой Германии РЅРѕ нашему политическому строю, РїРѕ силе политической ласти рабочих Рё имеете СЃ тем позади самого отсталого РёР· западноевропейских государств РїРѕ организации добропорядочного государственного капитализма, РїРѕ высоте культуры, РїРѕ степени подготовки Рє материально-производственному введению социализма. РќРµ СЏСЃРЅРѕ ли, что РёР· этого своеобразного положения вытекает для данного момента именно необходимость своеобразного выкупа, который рабочие должны предложить культурнейшим, талантливейшим, организаторски наиболее способным капиталистам, готовым идти РЅР° службу Рє Советской власти Рё добропорядочно помогать нала-жению РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ Рё крупнейшего государственного производства. РќРµ СЏСЃРЅРѕ ли, что РїСЂРё таком своеобразном положении РјС‹ должны стараться избежать РґРІРѕСЏРєРѕРіРѕ СЂРѕРґР° ошибок, РёР· которых каждая РїРѕ-своему мелкобуржуазна. Так рассуждают человеки РІ футлярах, забывающие, что соответствия РЅРµ будет РЅРёРєРѕРіРґР°, что его РЅРµ может быть РІ развитии РїСЂРёСЂРѕРґС‹, как Рё РІ развитии общества, что только путем СЂСЏРґР° попыток, — РёР· которых каждая, отдельно взятая, будет одностороння, будет страдать известным несоответствием, — создастся цельный социализм РёР· революционного сотрудничества пролетариев всех стран.  [10]

Ставки налога устанавливаются твердыми с единицы товара, но могут быть дифференцированы в зависимости от качественных характеристик товара.

Обычно акциз применяется к продукции частных предприятий.

На товары массового потребления, являющиеся объектом государственного производства и торговли, устанавливаются фискальные монопольные налоги.

Р’ этом случае государство продает определенный РІРёРґ товара РїРѕ более высоким ценам, включающим налог.  [11]

РњС‹ предполагали, что РѕР±Рµ системы — система государственного производства Рё распределения Рё система частноторгового производства Рё распределения — вступят между СЃРѕР±РѕСЋ РІ Р±РѕСЂСЊР±Сѓ РІ таких условиях, что РјС‹ будем строить государственное производство Рё распределение, шаг Р·Р° шагом отвоевывая его Сѓ враждебной системы.  [12]

Решая одни проблемы, государственное регулирование или государственное производство товаров и услуг порождает свои собственные проблемы. Недостаточность рынка дополняется недостаточностью государства.

Это связано и с увеличением административных расходов, и с ослаблением стимулов снижения издержек, если контроль рынка над производством замещается контролем чиновника или политика.

Поэтому даже если рынок РЅРµ вполне эффективен РІ качестве механизма размещения производственных ресурсов, РЅРµ всегда целесообразно замещать его государственным производством или регулированием, которые сами влекут потери РІ эффективности.  [13]

РњС‹ предполагали, что РѕР±Рµ системы — система государственного производства Рё распределения Рё система частноторгового производства Рё распределения — вступят между СЃРѕР±РѕСЋ РІ Р±РѕСЂСЊР±Сѓ РІ таких условиях, что РјС‹ будем строить государственное производство Рё распределение, шаг Р·Р° шагом отвоевывая его Сѓ враждебной системы.  [14]

Лебедева была возложена организация диапозитивного подотдела РєРёРЅРѕ-фото отдела Наркомпроса Рё организация государственного производства диапозитивов.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: https://www.ngpedia.ru/id335151p1.html

Компании с государственным участием, сколько их

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована.

Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

Начать инвестировать

БКС Брокер

Источник: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kompanii-s-gosudarstvennym-uchastiem-skol-ko-ikh

Refpoeconom
Добавить комментарий