ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (ЕВФ)

Европа создает собственный валютный фонд

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (ЕВФ)
15 декабря в Брюсселе состоится очередной саммит Европейского союза, в повестке дня которого есть вопрос о создании Европейского валютного фонда (ЕВФ).

Ещё в 1979 году на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС) возникла Европейская валютная система (ЕВС), создание которой преследовало цель защитить Европу от колебаний валют вследствие перехода от Бреттон-Вудской валютной системы к Ямайской.

Тогда был учреждён Европейский фонд валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund), формировавшийся за счёт взносов государств-членов и предназначенный для стабилизации обменных курсов валют отдельных стран в рамках ЕС путём выдачи кредитов для выравнивания платёжных балансов. В конце ХХ века, когда Европа стала переходить на единую валюту (евро), этот фонд прекратил своё существование.

О едином валютном фонде в Европе вспомнили вновь примерно через десять лет. На излёте финансового кризиса 2007-2009 гг. Европа начала медленно вползать в другой кризис — долговой, грозивший распадом ЕС.

В новых условиях фонд понадобился не для стабилизации валютных курсов национальных денежных единиц (они были упразднены), а для того, чтобы не допускать вопиющих нарушений финансовых нормативов, которые определялись Маастрихтским соглашением 1992 года (дефицит бюджета, государственный долг, инфляция, процентные ставки).

Ещё в 2010 году главный экономист Deutsche Bank Томас Майер предложил создать полноценный Европейский валютный фонд (ЕВФ) по аналогии с МВФ.

В 2010 году специально для борьбы с европейским долговым кризисом создали Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС). Было также принято решение о создании Европейского механизма финансовой стабилизации (ЕМФС) за счёт средств Европейской комиссии (60 млрд. евро) для решения долговых проблем Европы и стабилизации курса евро.

Наконец, в 2011 году был создан Европейский стабилизационный механизм, ЕСМ (European Stability Mechanism, ESM), который был призван заменить ранее созданные фонды. Некоторое время ЕСМ сосуществовал с ЕФФС, но в 2013 году последний прекратил своё существование.

Остался лишь ЕСМ — фонд, предоставляющий помощь странам еврозоны, когда у них возникают трудности с деньгами для выполнения внешних долговых обязательств. Ресурсная база ЕСМ формируется за счёт взносов 19 стран-членов еврозоны.

Взносы являются в значительной мере условными, они представляют собой обязательства стран внести деньги в случае возникновения острой необходимости. Проплаченная часть капитала ЕСМ по состоянию на март 2017 года составила 80,4 млрд. евро.

Основная часть ресурсов ЕСМ мобилизуется путём размещения облигаций на рынке. Размещений было много, сроки погашения бумаг различные, но все они «длинные» и «сверхдлинные» (до 40 лет). Первая эмиссия бумаг была проведена в 2011 году. Тогда спрос на облигации наднационального фонда превысил их предложение в 9 раз.

Самая большая эмиссия бондов была проведена в октябре 2012 года — на сумму 7 млрд. евро. В 2017 году запланировано выпустить долгосрочных облигаций на общую сумму 11,5 млрд. евро. Несмотря на очень скромную доходность бумаг ЕСМ, они пользуются по-прежнему хорошим спросом, т.к. рейтинговые агентства дают им высшие оценки.

Бумаги последних выпусков вообще имеют нулевую процентную ставку.

Как отмечается на сайте ЕСМ, выдано к настоящему времени кредитов на сумму 273,3 млрд. евро. Средняя ставка по предоставленным кредитам на 30 сентября 2017 года составила всего 1,06% годовых. В период 2011-2015 гг.

ЕФФС и пришедший ему на смену ЕСМ предоставили кредиты, общий объём которых в 2,5 раза превысил общую сумму кредитов МВФ за тот же период. Главными получателями кредитов ЕСМ стали Греция, Ирландия, Испания и Португалия.

Здесь особенно выделяется Греция. Для её спасения были разработаны программы помощи с участием МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии. За вывеской Еврокомиссии фактически действует ЕСМ. Две первые программы уже закрыты, сейчас действует третья (на общую сумму 86 млрд. евро). На сегодняшний день в рамках третьей программы ЕСМ перечислил Греции 42 млрд. евро.

Всего по линии ЕФФС и ЕСМ в Грецию было перечислено в рамках трёх программ помощи 182 млрд. евро. По состоянию на 30 октября 2017 года ЕСМ был держателем 52% всего суверенного долга Греции.

Следует также обратить внимание на то, что ЕСМ покупал очень длинные бумаги греческого казначейства: средний срок погашения долга по греческим бумагам, согласно данным ЕСМ, — 32,5 года.

Кредитный потенциал механизма на сегодняшний день составляет 500 млрд. евро, а использован он, по данным ЕСМ, лишь на 25%. Эта статистика призвана вселять оптимизм в участников ЕСМ: в случае возникновения кризиса механизм будет способен оказать масштабную помощь нуждающимся странам.

По ряду параметров кредиты ЕСМ даже более привлекательны, чем кредиты МВФ. Так, предельный срок погашения кредитов МВФ — 10 лет (средний — от 3 до 5 лет), а кредитов ЕСМ — 40 лет (средний — около 30 лет).

Процентные ставки по кредитам МВФ — в диапазоне от 2 до 5%, а у ЕСМ — примерно 1%.

Более гибко и оперативно решается вопрос о расширении ресурсной базы (для этого в ЕСМ используются эмиссии долговых бумаг; в МВФ же несколько лет безуспешно решается вопрос об увеличении капитала путём удвоения взносов стран-членов).

Уже не приходится говорить о том, что ЕСМ не выставляет таких жёстких условий получателям кредитов, как МВФ. Единственный серьёзный минус ЕСМ — узкая страновая направленность (на сегодняшний день всего четыре названные выше страны), а выход ЕСМ за пределы еврозоны вообще недопустим.

Словосочетание «Европейский валютный фонд» уже несколько лет звучало в статьях и выступлениях.

А 20 марта 2017 года министр финансов Нидерландов, глава еврогруппы (еврогруппа — неформальное объединение министров финансов стран еврозоны) Йерун Дейсселблум в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung призвал Евросоюз создать Европейский валютный фонд (ЕВФ) по образцу МВФ.

Такой фонд, по мнению Дейсселблума, может вырасти из Европейского стабилизационного механизма. Еврокомиссар по экономическим и финансовым делам Пьер Московиси в тот же день выразил поддержку замыслу европейского аналога МВФ. На протяжении всего 2017 года это предложение тщательно готовилось к годовому итоговому саммиту ЕС. Тут возникает несколько вопросов.

Зачем Европе свой валютный фонд, если есть МВФ? Дело в том, что Международный валютный фонд переживает серьёзный кризис. США как главный акционер МВФ всячески препятствуют его реформированию.

Недовольство Фондом растёт как со стороны стран-получателей кредитов и займов МВФ, так и со стороны многих государств, являющихся членами организации и справедливо считающими, что их доли в голосах при принятии решений сильно занижены.

Некоторые эксперты даже не исключают возможности развала этого финансового института. Есть также противоречия между МВФ и Европейским союзом, которые проявились при реализации программ помощи Греции.

Отмечу, что почти все деньги в рамках программы помощи Греции выделяет Европа (через ЕСМ), а МВФ участвует в этом лишь своими советами, которые сильно раздражают Брюссель.

Одним из наиболее сложных является вопрос о том, чем ЕВФ будет отличаться от нынешнего ЕСМ.

Эксперты выдвигают следующие версии: 1) расширится круг участников (ЕСМ охватывает еврозону, а ЕВФ будет охватывать весь ЕС); 2) расширится ресурсная база; 3) повысится оперативность принимаемых решений (ЕВФ будет избавлен от необходимости тягучих консультаций, кои сегодня Брюссель вынужден проводить с МВФ при оказании помощи Греции); 4) расширится круг решаемых задач (ЕСМ выделяет деньги на закрытие бюджетных дефицитов и решение проблем внешнего долга; ЕВФ может стать гибридом, совмещающим модели МВФ и Всемирного банка, т.е. деньги могут выделяться для финансирования инвестиционных проектов, имеющих общеевропейскую значимость).

Не буду множить список версий того, во что может трансформироваться нынешний Европейский стабилизационный механизм. В конце следующей недели надеюсь узнать ответы из документов саммита ЕС. Можно только предположить, что процесс создания ЕВФ будет непростым.

Слишком широким может оказаться разброс мнений среди стран еврозоны и ЕС о том, каким должны быть статус фонда, его ресурсная база, функции и т.д. Хранит пока полное молчание по поводу проекта ЕВФ Европейский центральный банк, деятельность которого уже сегодня сильно пересекается с ЕСМ, а завтра может ещё сильнее пересекаться с ЕВФ.

Европейская комиссия, выступающая главным мотором проекта, в своих лаконичных релизах говорит, что окончательные решения по ЕВФ будут приняты Евросоветом и Европарламентом лишь в середине 2019 года.

В заключение скажу, что создание Европейского валютного фонда вписывается в глобальный тренд создания подобного рода институтов в других частях мира. Тренд этот обусловлен кризисом МВФ, надвигающейся второй волной глобального финансового кризиса и растущими угрозами дезинтеграции мировой валютной системы.

Еще в 1976 году был учрежден Арабский валютный фонд (AMF), в 1978 году -Латиноамериканский резервный фонд (FLAR). Функции и корпоративное управление в этих фондах построены по аналогии с МВФ. До недавнего времени они существовали в замороженном виде, их влияние даже в региональных масштабах было минимальным. Сегодня наблюдаются попытки их реанимации.

Во время валютного кризиса 1997 года, который нанёс серьёзный ущерб более чем десятку стран Юго-Восточной Азии, родилась выдвинутая Японией идея создания Азиатского валютного фонда. Она не была реализована.

Её вновь реанимировали во время глобального финансового кризиса 2007-2009 гг., но и тогда она осталась на бумаге.

Сегодня, когда мир находится на пороге второй волны глобального финансового кризиса, Япония и ряд стран АСЕАН предприняли третью попытку создания Азиатского валютного фонда.

В 2009 году по инициативе президента Венесуэлы Уго Чавеса в рамках стран MercoSur создали Банк Юга (BancoSur), который совмещает функции валютного фонда и банка развития.

В разгар последнего финансового кризиса Россией и её соседями был создан Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества, который в 2015 году был переименован в Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР).

Кроме того, сейчас появляется новый вид валютных фондов, которые совершенно не похожи на МВФ. Это соглашения между центробанками и другими национальными институтами о валютных свопах (обменах валютами в виде краткосрочных кредитов) и иных формах помощи для стабилизации курсов национальных валют, но это уже тема отдельного разговора.

Источник: https://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/11/evropa_sozdaet_sobstvennyj_valyutnyj_fond

Валентин КАТАСОНОВ. Реанимация идеи Европейского валютного фонда как конкурента МВФ. Фонд стратегической культуры. Электронное издание

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (ЕВФ)

Экономическое и финансовое положение «единой Европы» становится всё более шатким. Поиски путей выхода из создавшего положения выливаются в проекты создания новых институциональных структур.

Например, в 2015 году родилась идея создания общеевропейского министерства финансов в дополнение к Европейскому центральному банку, но сейчас о ней вспоминают редко; с выходом из ЕС Великобритании, которая значится в первой пятёрке доноров «единой Европы», скромный единый бюджет ЕС грозит затрещать по швам. 

В начале текущего года Европейская банковская администрация (European Banking Authority — ЕВА) выдвинула ещё одну идею – предложение создать общеевропейский «плохой» банк, который должен принять на себя «плохие» кредиты и «токсичные» активы системообразующих банков еврозоны. Проект общеевропейской «финансовой помойки» призван остановить сползание Евросоюза к банковскому кризису. 

И вот на днях прозвучала идея создания ещё одного института – Европейского валютного фонда (ЕВФ). Судя по всему, идея родилась в недрах Еврогруппы – сообщества министров финансов еврозоны, которое не является официальной структурой ЕС. Назначение Еврогруппы – готовить предложения для Совета по экономическим и финансовым вопросам Совета Европейского содружества. 

В сентябре 2004 г. Еврогруппа решила, что она должна иметь постоянного президента. Первым президентом Еврогруппы был Жан-Клод Юнкер – премьер-министр и министр финансов Люксембурга. В январе 2013 г. его сменил Йерун Дейсселблум, министр финансов Нидерландов.

20 марта Дейсселблум в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung сделал сенсационное заявление: Евросоюзу, сказал он, нужно создать Европейский валютный фонд (ЕВФ) по образцу МВФ. Такой фонд, полагает Дейсселблум, может вырасти из Европейского стабилизационного механизма (ESM).

Еврокомиссар по экономическим и финансовым делам Пьер Московиси в тот же день выразил поддержку замыслу европейского аналога Международного валютного фонда (МВФ). «Я не шокирован этим предложением.

Европейский стабилизационный механизм развивается …Почему бы и не Европейский валютный фонд (ЕВФ)? Я думаю, это подлежит открытому обсуждению», — сказал Московиси.

Европейский стабилизационный механизм (European Stability Mechanism, ESM) – это фонд, предоставляющий помощь странам еврозоны, когда у них возникают трудности с финансированием.

В договор о создании ESM входят положения, требующие от государства, нуждающегося в помощи, участия в налогово-бюджетном соглашении, а также пункты, устанавливающие процедуру ания по всем решениям фонда большинством, что исключает возможность блокирования работы фонда малыми странами.

С июля 2013 года Европейский стабилизационный механизм стал единственным и постояннодействующим механизмом реагирования на запросы об оказании финансовой помощи в странах еврозоны. 

На конец 2015 года валюта баланса ESM составила 778,9 млрд. евро. Подавляющая часть пассивов (финансовая база ESM) была сформирована за счёт ценных бумаг, размещённых среди стран-членов еврозоны. Акционерный капитал превысил 700 млрд. евро. На самом деле такие гигантские суммы – это оптический обман.

Дело в том, что в балансе ESM более 600 млрд. евро – это так называемая неоплаченная часть акционерного капитала. Это не более чем обязательства участников ESM оплатить свои доли «в случае необходимости». Денежные средства и приравненные к ним высоколиквидные инструменты составляют 54,8 млрд. евр.

 

К концу 2015 года сумма кредитов, выданных странам-членам, составила 63,4 млрд. евро, что на 18 млрд. евро превысило сумму на начало года.

Прирост суммы выданных кредитов произошёл за счет перечисления траншей кредита Греции на сумму 21,4 млрд. евро и Кипру на сумму 0,6 млрд. евро. В то же время Испания в 2015 г.

погасила свою задолженность на сумму 4,0 млрд. евро по кредиту, полученному ранее. 

Эти три страны – Кипр, Испания и Греция – стали основными клиентами ESM за четыре года функционирования данного института. Главным клиентом ESM является Греция.

С ней летом 2015 года, когда она оказалась на грани дефолта по обязательствам перед МВФ, было подписано соглашение по третьей программе финансовой помощи на сумму 86 млрд. евро.

В качестве «спасителей» Греции, согласно официальным заявлениям, выступили МВФ, Еврокомиссия и Европейский центральный банк (ЕЦБ). В тройке кредиторов Греции ESM представлен Еврокомиссией. 

На примере третьей программы помощи Греции видно, почему президент Еврогруппы выступил с предложением создать европейский аналог МВФ. У европейских членов тройки кредиторов (Еврокомиссии и ЕЦБ) возникли достаточно серьёзные расхождения с третьим кредитором – Международным валютным фондом.

МВФ полагает, что Греции будет недостаточно той помощи и тех мер перестройки, которые предусмотрены третьей программой. Летом следующего года (когда завершается действие программы помощи) тройке кредиторов в Греции придётся подвести промежуточный итог.

МВФ полагает, что результаты будут неутешительными, потребуется новая, уже четвёртая программа помощи. 

Европейским кредиторам становится всё сложнее находить общий язык с чиновниками МВФ. К тому же доля участия МВФ точно не определена.

В любом случае Фонд здесь выступает в роли «пристяжного» (в 2015 году называлась ориентировочная сумма кредитов МВФ в 16 млрд. долл., что составляет немного более 18% всей программы помощи).

Противоречия между европейскими кредиторами и МВФ по поводу помощи Греции зашли так далеко, что эксперты вообще не исключают варианта, при котором Фонд может в этом году выйти из игры.

После прихода в Белый дом Дональда Трампа надежд на то, что Америка будет и дальше подставлять свое плечо Европе при кризисных ситуациях вроде дефолта Греции, поубавилось.

Международный валютный фонд, как известно, находится под сильным влиянием Вашингтона, Соединённым Штатам принадлежит «контрольный пакет» акций в МВФ. Фактически МВФ – «дочка» Минфина США.

Так что идея создания Европейского валютного фонда – это отчасти реакция Брюсселя на возможное охлаждение в американо-европейских отношениях. Так сказать, попытка сделать Европу «самодостаточной». 

Вообще, идея Европейского валютного фонда не нова.

Ещё в 1979 году на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС) была создана Европейская валютная система (ЕВС); тогда же появилась европейская валютная единица ЭКЮ (она существовала до 1998 года и была заменена на евро) и был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund). Он создавался за счёт взносов государств-членов и должен был стабилизировать обменные курсы валют отдельных стран в рамках ЕС путём выдачи кредитов. В 1998 году, когда Европа стала переходить на единую валюту, потребность в подобном фонде исчезла. 

Затем идея Европейского валютного фонда была реанимирована на излёте финансового кризиса 2007-2009 гг., когда Европа начала медленно вползать в другой кризис – долговой, грозивший распадом Европейского союза.

В новых условиях фонд понадобился не для стабилизации валютных курсов национальных денежных единиц (они были упразднены), а для того, чтобы не допускать вопиющих нарушений финансовых нормативов, которые определялись Маастрихтским соглашением 1992 года (дефицит бюджета, государственный долг, инфляция, процентные ставки).

Ещё в 2010 году главный экономист Deutsche Bank Томас Майер предложил создать полноценный Европейский валютный фонд по аналогии с МВФ. То есть с солидным статусом, достаточной капитализаций за счёт взносов стран-членов еврозоны, функциями контроля за исполнением условий выданных кредитов (регулярные миссии по типу тех, которые практикуются в МВФ).

Мыслилось, что ЕВФ в отличие от ESM должен распространять своё действие не только на еврозону (19 государств), а на всех членов Европейского союза (27 государств). 

Экспертное сообщество обсуждает идею ЕВФ уже два-три года. Существует мнение, что сумма капитала такого фонда не может быть меньше 50 млрд. евро.

А распределение взносов (исходя из этой минимальной суммы) могло бы выглядеть следующим образом: Германия – 5-7 млрд. евро, Франция, Италия – 3-6 млрд. евро. Непонятно, готовы ли будут другие члены ЕС внести хоть что-то.

Если такая готовность не обнаружится, тогда взносы главных членов ЕС могут существенно возрасти. 

Судя по всему, Германия предложение Дейсселблума по созданию ЕВФ забракует. И не только потому, что ей придётся нести основную часть расходов.

Ангела Меркель в отличие от многих других вполне довольна действиями Международного валютного фонда в Европе и вряд ли посчитает целесообразным создание европейского конкурента МВФ.

Единственное предложение МВФ, с которым не согласна Меркель, – списать часть долга Греции. 

Даже если после выборов во Франции (апрель-май) и Германии (сентябрь) настроения в Европе сложатся в пользу европейского фонда, процесс его создания не обещает быть быстрым. Во-первых, потребуется согласие на создание ЕВФ от всех 27 стран-членов ЕС, что делает неизбежными длительные переговоры.

Во-вторых, возникнет необходимость внесения серьёзных корректив в законодательство ЕС, в статус органов управления Евросоюзом. В этих условиях катализатором процесса принятия решения по ЕВФ может стать ожидаемое в текущем году обострение финансового положения Греции (в середине лета ей предстоит сделать выплаты по полученным кредитам на сумму 4,2 млрд.

евро), а также Италии (её банки находятся в критическом состоянии) и ряда других стран ЕС.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Источник: https://www.fondsk.ru/news/2017/03/31/reanimacia-idei-evropejskogo-valutnogo-fonda-kak-konkurenta-mvf-43752.html

Словарь терминов

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (ЕВФ)

Интернет-магазин Economicportal.ru

ЕВРОВАЛЮТА
1) денежные средства банков, размещенные в других, главным образом европейских, странах и выраженные в валюте этой страны.

Например, вклад японского банка в европейский банк в японских иенах дает основание этому банку выдавать кредит в евроиенах; 2) национальные валюты отдельных стран, имеющие хождение за пределами страны-эмитента, операции с которыми осуществляются зарубежными банками в значительных масштабах.

ЕВРОДОЛЛАРЫ
европейские доллары, представляющие денежные средства в долларах США, помещенные их владельцами в банки, находящиеся за пределами США, главным образом в европейские банки.

Банковские счета в долларах позволяют банкам, в которых открыты счета, использовать долларовые деньги для операций на международном рынке ссудных капиталов, так как доллар признан в качестве мировой валюты.

ЕВРОКАРД
международная кредитная карточка с правом пользования в странах — участницах европейской банковской системы.

ЕВРОКРЕДИТЫ
международные займы, предоставляемые коммерческими банками за счет ресурсов евровалютного рынка; предоставляются, как правило, на длительный срок с плавающими процентными ставками.

ЕВРОМАРКИ
денежные средства в немецких марках, размещенные в европейских банках за пределами ФРГ и используемые для кредитных операций.

ЕВРОНОТЫ
ценные бумаги, выпускаемые корпорациями на рынке евровалют сроком на 3-6 месяцев по изменяющейся ставке, основанной на либор (с премией за банковские услуги).

Используются для предоставления среднесрочного кредита, так как банки заключают соглашения с компаниями-заемщиками с обязательством покупать у них евроноты в течение 5-10 лет, что гарантирует заемщику среднесрочное кредитование.

ЕВРООБЛИГАЦИИ
разновидность ценных бумаг в виде купонных облигаций, выпускаемых эмитентом в целях получения долгосрочного займа на еврорынке. Рынок еврооблигаций возник в начале 70-х гг., их выпуск осуществили крупные международные банки. Гарантирование и размещение этих облигаций в ряде стран осуществляется обычно международным банковским синдикатом.

ЕВРООБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ
займы, выпускаемые в виде еврооблигаций на рынке евровалют. Средний размер такого займа составляет 20-30, а иногда до 500 млн. долларов.

ЕВРОПАРТНЕРЫ
международная банковская группировка, занимающаяся в основном кредитованием на рынке евровалют, финансированием проектов, управлением имуществом и ценными бумагами. Организована в 1970 г.

ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
региональная торгово-экономическая группировка ряда европейских стран, созданная по инициативе Великобритании в 1960 году в противовес Европейскому экономическому сообществу.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ ЕДИНИЦА (ЭКЮ)
валютная единица, используемая в европейской валютной системе. Соотношение (паритет) ЭКЮ с валютами других стран определяется исходя из того, что ЭКЮ служит представителем всей «корзины валют» стран, входящих в европейскую валютную систему.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС)
принятая рядом стран, входящих в экономическое сообщество, форма организации валютных отношений и валютного обмена, облегчающая экономические отношения между странами, стимулирующая интеграцию их экономик, способствующая стабилизации валют. Действует с 1979 г.

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА
система соглашений стран-участниц Европейского сообщества (ЕС), направленная на создание единых форм, методов, показателей учета экономических процессов в региональном масштабе. Система национального счетоводства разработана в 1970 г.

как базовая для построения счетов сообщества и участвующих в нем стран.

Разработка такой системы обусловлена тремя основными факторами: опытом действующих систем, стремлением создать достаточно жесткую систему, обеспечивающую реальную однородность национальных счетов стран-участниц, и в то же время достаточно гибкую, чтобы обеспечить возможность последующего внесения изменений и дополнений, а также обеспечить сопоставимость экономических показателей с международной системой. Основой системы является интегрирование счетов, по которым распределяются операции. Таких счетов выделяется шесть: производство, хозяйственная деятельность, доход, использование дохода, использо

ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА
сообщества, образующие основу Европейского союза, а именно Европейское объединение угля и стали (ЕОУСТ), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество (ЕС).

ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (ЕБРР)
международный банк, созданный в 1990 г. правительствами 42 стран, в том числе России, и международными организациями, ведет операции с 1991 г., штаб-квартира в Лондоне. Цель создания — кредитная поддержка стран Восточной и Центральной Европы при переходе к рыночной экономике.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (ЕВФ)
проект создания международной валютно-финансовой организации европейских стран, разработан в 1981 г. В перспективе ЕВФ должен стать расчетным центром для регулирования задолженности центральных банков в рамках ЕВС. Предполагаемый объем ресурсов — 50 млн. долларов.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК (ЕИБ)
действует с 1959 г. для финансирования развития отсталых европейских регионов в виде долгосрочных кредитов. В Совете управляющих — министры финансов стран-участниц. Уставный капитал — около 15 млрд. ЭКЮ.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД
фонд Европейского сообщества, участвующий в решении проблем занятости. Учрежден в 1959 г., в результате реформы 1971 г. были более четко определены приоритеты его деятельности.

Фонд представляет субсидии для развития профессионального образования, для финансирования программ повышения занятости, развития отраслей, переживающих спад, помощи в трудоустройстве иммигрантам и женщинам.

Большое внимание уделяется финансированию программ по устройству на работу молодежи, особенно лиц в возрасте до 25 лет.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД ВАЛЮТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ЕФВС)
действует с 1973 г. с целью валютной интеграции в рамках ЕС, предоставляет кредиты странам ЕС для погашения дефицита платежных балансов и расчетов. Ресурсы ЕФВС — 25 млрд. ЭКЮ.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕЭС, ОБЩИЙ РЫНОК)
группа из 12 западноевропейских государств (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Германия), осуществивших интеграцию своих экономик, объединившихся в экономический союз в 1957 г. В Европейском экономическом сообществе создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система. С 1992 г. ЕЭС называют Европейским сообществом.

ЕВРОРЫНОК (РЫНОК ЕВРОВАЛЮТ)
международный рынок ссудных капиталов, на котором операции осуществляются в евровалютах. Создан в Европе в конце 50-х гг.

В качестве кредиторов на еврорынке выступают преимущественно частные коммерческие банки, а в роли заемщиков — транснациональные корпорации и государства, нуждающиеся в иностранной валюте; операции проводятся в виде краткосрочных (до 18 месяцев) кредитов.

ЕВРОЧЕКИ
чеки, принимаемые к оплате в странах-участницах созданной в 1968 г. европейской банковской системы «Еврочек». В отличие от дорожных чеков оплачиваются за счет банковского кредита, предоставляемого на срок до одного месяца.

ЕДИНАЯ ПРОГРАММА МАРКЕТИНГА
взаимосвязанная система программ маркетинга по отдельным рынкам и по группам однородной продукции, которая служит основой для разработки планов научно-исследовательских работ, производства, сбыта.

ЕДИНИЦА АННУИТЕТА
единица накопления резервов в условиях коллективного страхования.

ЕДИНИЦА НАКОПЛЕНИЯ
доля фонда коллективного аннуитета, которая определяется путем деления общей суммы фонда на количество единиц накопления. Используется в период накопления аннуитета.

Источник: https://economicportal.ru/term-words/word-e1.html

Refpoeconom
Добавить комментарий