Естественная монополия

Содержание
  1. Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru
  2. Причины создания монополий
  3. Характерные черты монополии
  4. Виды монополий
  5. Естественная монополия
  6. Искусственная монополия
  7. Открытая монополия
  8. Государственная (закрытая) монополия
  9. Формы монополий
  10. Преимущества и недостатки монополий
  11. Антимонопольное законодательство
  12. Какова роль монополий в сфере закупок
  13. Причины формирования искусственной и естественной монополии
  14. Монополия как заказчик по 223-ФЗ
  15. Пример закупок естественной монополии
  16. Монополия как поставщик по 44-ФЗ
  17. Тема 3. Естественные монополии и их основные признаки
  18. Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий
  19. Признаки естественной монополии:
  20. Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии
  21. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
  22. ЕСТЕ́СТВЕННАЯ МОНОПО́ЛИЯ

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Естественная монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний. 

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

  • установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;
  • значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
  • укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;
  • политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:  

  • вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
  • компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
  • производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
  • производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
  • покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

  • естественная монополия;
  • искусственная монополия;
  • открытая монополия;
  • государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе. 

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию.

При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

  • ценовое маневрирование;
  • хозяйственный бойкот;
  • демпинг цен;
  • промышленный шпионаж;
  • спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

  • субъект монополии (монополиста);
  • товарные границы монопольного рынка;
  • формы контроля и регулирования его деятельности;
  • компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

  • Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;
  • Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;
  • Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов. 

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

  • Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.
  • Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.
  • Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.
  • Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪   Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪   Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪   Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

  • отсутствию стимула развивать новые технологии;
  • дефициту продукции;
  • не эффективному расходованию ресурсов;
  • не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

  • контролируют цены;
  • предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;
  • следят за уровнем конкуренции на рынке.

Монополия: подробности для бухгалтера

  • О восстановлении НДС в 2018 году при получении субсидий … приобретенных организациями – субъектами естественных монополий товаров (работ, услуг), имущественных … 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый … регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
    транспортировка … ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются … отношении субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий могут применять …
  • Раскрытие информации компаниями под госконтролем … рынков (кредитных организаций, естественных монополий);
    развитие механизма общественного контроля над … деятельностью госкомпаний (естественных монополий) для повышения эффективности расходования … стандартах по раскрытию информации отечественными монополиями отсутствует требование публиковать заверенные … установления тарифов на услуги естественных монополий. Это система долгосрочного тарифообразования, … ценообразования) в качестве естественных монополий.
    Согласно стандарту необходимо раскрывать …
  • Расходы на услуги связи … к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом … 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (пп. 1 п. 1 … закона к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и … связи к сферам деятельности естественных монополий в целях осуществления закупок … что к сферам деятельности естественных монополий относятся услуги междугородной телефонной связи … относятся к сфере деятельности естественных монополий;
    сумма закупки не превышает 100 …
  • Отмена внутрисетевого роуминга … не предусмотрено законодательством о естественных монополиях. Базовым нормативным документом такого права … федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и … интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара … законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в определенных сферах, включая услуги … в специальный реестр субъектов естественных монополий, который ведет контролирующий орган – …
  • Летние поправки в законодательстве … -ФЗ).
    Особенности отражения субъектами естественных монополий «входного» НДС по товарам, работам … .2018, а для субъектов естественных монополий
    – с 01.01.2019. Указанное … исключение для естественных монополий было предусмотрено ч. 5.1 … прав, приобретенных организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных … есть раньше для субъектов естественных монополий было предусмотрено, что «новые правила …
  • Особенности закупок отдельных видов услуг связи для учреждений … к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147 … .1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
    [4]
    Постановление Правительства РФ от …
  • Повышение ставки и другие изменения по НДС … .2025.
    О субсидиях, предоставляемых естественным монополиям
    На основании п. 1 ст … , услуг), имущественных прав, приобретенных естественными монополиями, все перечисленные положения должны были … прав, приобретенных:
    организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных …
  • Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223‑ФЗ … № 44-ФЗ, – закупки услуг естественных монополий, преподавательских услуг у физических лиц … поставщиков. Примеры – закупка услуг естественных монополий, услуг водоснабжения, газоснабжения. К этой …
  • О расчетах с бюджетом по НДС при получении бюджетных инвестиций на приобретение работ по строительству и реконструкции объектов ОС … 01.01.2018. Субъекты естественных монополий норму п. 2.1 и … на том, что субъекты естественных монополий в 2018 году нормы п …
  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за апрель 2018 года … отношении приобретенных организациями — субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных … дочерних обществ организаций — субъектов естественной монополии не применяются.
    Письмо от 19 …
  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России … отношении приобретенных организациями — субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных … дочерних обществ организаций — субъектов естественной монополии не применяются.
    Письмо от 19 …
  • Порядок и правила заключения энергосервисных контрактов … к сферам деятельности субъектов естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по …
  • Приобретаем СИЗ за счет средств ФСС. НДС-последствия … .2018 (исключение составляют субъекты естественных монополий, которые будут руководствоваться им с …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/monopoliya.html

Какова роль монополий в сфере закупок

Естественная монополия

Естественные монополии в России — это заказчики и поставщики в контрактной системе. Из статьи вы узнаете, как законодательно регулируется их деятельность.

Статья 3 № 147-ФЗ определяет понятие «естественная монополия» как ситуацию на рынке, когда отсутствие конкурентов позволяет наиболее эффективно удовлетворять нужды потребителей из-за специфики производства уникальных товаров (услуг). Спрос здесь меньше зависит от цены, по сравнению с обычными видами продукции.

Производитель товаров и услуг в такой ситуации является субъектом ЕМ. Точно определить, какая к естественной монополии относится отрасль, можно в ч. 1 ст. 4 № 147-ФЗ. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам. Сделать такую транспортную сеть наиболее эффективной и прибыльной можно только тогда, когда ею будет заниматься одна компания.
  2. Перевозки по железным дорогам. Все ж/д пути в России принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которая, в свою очередь, является естественным монополистом.
  3. Сетевая передача тепловой энергии и электричества. Такие монополисты, как, например, ПАО «Ленэнерго», снабжают светом Санкт-Петербург и Ленинградскую область. А значимых конкурентов у этой организации нет.
  4. Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных). Здесь также все централизовано для того, чтобы работа перевозчиков была контролируемой и безопасной.
  5. Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура. Так как поставщик на рынке только один, потребители вынуждены платить за эти услуги по тарифам, которые устанавливает государство.
  6. Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России». Конечно, существуют и другие операторы, но их доля рынка не превышает 1 %.

Вышеуказанные отрасли — это исключения, на которые не распространяется антимонопольное законодательство. Такое положение дел исключает недобросовестных конкурентов. Более того, работу монополий регулирует и контролирует государство.

Искусственная монополия — это состояние рынка, когда одна компания поглощает своих конкурентов и так централизует капитал, либо она производит уникальные товары или услуги.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний.

Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.

Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.

Монополия как заказчик по 223-ФЗ

Закон устанавливает общие принципы и требования закупочной деятельности для субъектов естественной монополии (п. 1 ч. 2 ст. 1). У каждой компании, которая работает в рамках данного акта, должны быть разработаны и опубликованы план и Положение о закупках.

Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год.

Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий.

Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).

Пример закупок естественной монополии

Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.

Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.

Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.

При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.

Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.

Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.

Закупочную деятельность компания осуществляет на основании 223-ФЗ и Положения о закупках. В 2020 году она стала лидером по объему закупок по 223-ФЗ, в 2,5 раза обогнав ПАО «Газпром».

Как заказчик ОАО «РЖД» имеет собственную электронную торгово-закупочную площадку (с 01.10.2018 — http://rzd.rts-tender.ru).

СКРИН ПЛОЩАДКА

Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Монополия как поставщик по 44-ФЗ

Приобрести продукцию у субъектов естественной монополии государственные заказчики могут через закупку у единственного поставщика (п. 1 ч. 1 ст. 93).

Здесь важно правильно определить, действительно ли поставщиком является естественная монополия. Сделать это можно либо ориентируясь на отрасли, в которых работают подобные организации (п. 1 ст. 4 № 147-ФЗ), либо обратившись к соответствующему реестру:

СКРИН РЕЕСТР

Однако поставщика может и не быть в таком реестре.

Источник: https://goscontract.info/shkola-goszakupok/kakova-rol-monopoliy-v-sfere-zakupok

Тема 3. Естественные монополии и их основные признаки

Естественная монополия

Перед тем как перейти к изложению основной темы лекции, ознакомимся с понятием монополии, основными видами и историей возникновения монополий.

Монополией называется ситуация абсолютного доминирования на рынке, когда один или небольшое количество производителей товаров или услуг обеспечивают подавляющую часть спроса.

В античном мире хорошо знали, что такое монополия и какие выгоды она сулит (само слово происходит из греческого языка). Например, известный философ Аристотель вообще считал создание монополии умелой хозяйственной политикой, к которой может прибегнуть умный гражданин или правитель.

В качестве примера он рассказывал о том, как «в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железоделательных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену». Более того, даже регулирование монополии началось уже в античном мире.

«Некто» из приведенного выше примера был выслан правительством с Сицилии.

В средние века появление монополии часто происходило по двум причинам. Существовал способ организации производителей, который получил название цеховой системы.

Цехом называлась организация всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных условий существования ремесленников.

Цех контролировал выпуск каждого ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов.

Другим распространенным случаем образования монополий была выдача монархами различных привилегий, дающих исключительное право на производство или торговлю чем-либо.

Бурный рост монополий начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов).

Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна.

Чтобы избежать этой конкуренции предприниматели организовывали различные «общества», которые по сути являлись монополистическими объединениями.

Россия не была исключением в этом процессе монополизации промышленности, хотя развитие монополистических объединений началось несколько позже и иногда инициировалось иностранными партнерами российских фирм.

В России первый промышленный синдикат возник в Петербурге при участии немецких предпринимателей в 1886 г., когда объединились шесть фирм по производству гвоздей и проволоки. В 1903 г. это уже был синдикат «Гвоздь», который контролировал 87% всего производства гвоздей. В 1887 г.

возникает сахарный синдикат, который к началу 1890-х гг. объединял 90% всех заводов (203 из 224). В 1902 г. возникает крупнейший синдикат «Продамета», объединивший металлургические заводы. В 1906 г.

появление синдиката «Продуголь» вызвало кризис на рынке угля, так как политика снижения объемов добычи оказалась опасной для всего хозяйства, зависящего очень сильно от этого топлива. В 1907 г. появился синдикат «Кровля», объединивший производителей кровельного железа. В 1908 г.

образовался синдикат «Медь», контролировавший 94% производства этого металла. В 1904 г. начал деятельность синдикат «Продвагон», который контролировал 97% всех заказов на железнодорожные вагоны.

Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

· Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). ОАО «Газпром», ЗАО «РЖД».

· Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Пример – «Аэрофлот»

· Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. «Норникель»

· Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).

· Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав. «Рособоронэкспорт».

· Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Примером открытой монополии может служить компания “Билайн”, которая в середине 90-х годов 20-го века первой вышла на российский рынок сотовой связи с доступным для рядового потребителя тарифом и недорогим аппаратом. Просуществовав в качестве открытого монополиста около 6 мес.

, «Билайн» разделила рынок доступной сотовой связи с компанией «МТС».

Наиболее распространенной формой монополий в нефтегазовой отрасли является естественная монополия, т.е. монополия, существование которой связано с некими «естественными» природными и технологическими факторами.

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 19.07.1995г.

, понятие естественной монополии определяется как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

Данный закон определяет, что корпорации, имеющие статус естественных монополий, работают в следующих отраслях:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

· железнодорожные перевозки;

· услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

· услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Функционирование всех естественных монополий связано с созданием и поддержанием в работоспособном состоянии больших инфраструктурных объектов.

Одной из особенностей естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров для входа в отрасль.

Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты).

Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ.

Рассмотрим основные достоинства и недостатки естественных монополий.

Достоинства:

· возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;

· возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;

· возможность использования достижений научно-технического прогресса;

· возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;

· внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Недостатки:

· возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;

· возможность блокировать технический прогресс;

· возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;

· возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_170326_tema--estestvennie-monopolii-i-ih-osnovnie-priznaki.html

Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий

Естественная монополия

Ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г.

N 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет, что естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Признаки естественной монополии:

    1. действие в строго определенных сферах хозяйствования, которые определяют границы правового режима регулирования деятельности естественных монополий;
    2. удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции (поскольку издержки производства на единицу товара существенно понижаются по мере увеличения объёмов производства);
    3. товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
    4. спрос на данном товарном рынке является неэластичным (он стабилен даже при росте цены).

Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии

    • Субъекты естественной монополии — это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом — это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий.
    • Потребители — это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие «потребитель» здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает с трактовкой, данной в Законе РФ «О защите прав потребителей».
    • Федеральные органы государственной власти по регулированию естественных монополий.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий

Ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» устанавливает, что регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

    1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    2. транспортировка газа по трубопроводам;
    3. железнодорожные перевозки;
    4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
    5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
    6. услуги по передаче электрической энергии;
    7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
    8. услуги по передаче тепловой энергии;
    9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
    10. захоронение радиоактивных отходов;
    11. водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
    12. ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-priznaki-estestvennoy-monopolii-sferi-deyatelnosti-i-subekti-estestvennich-monopoliy

ЕСТЕ́СТВЕННАЯ МОНОПО́ЛИЯ

Естественная монополия

Авторы: Р. М. Нуреев

ЕСТЕ́СТВЕННАЯ МОНОПО́ЛИЯ, осо­бая ры­ноч­ная струк­ту­ра, при ко­то­рой эко­но­ми­че­ски це­ле­со­об­раз­ным яв­ля­ет­ся на­ли­чие еди­но­го пред­при­ятия, обес­пе­чи­ваю­ще­го весь ры­нок кон­крет­ным то­ва­ром (ус­лу­га­ми); чис­тая мо­но­по­лия, при ко­то­рой ми­ни­маль­но эф­фек­тив­ный раз­мер про­из-­ва боль­ше су­ще­ст­вую­ще­го спро­са на её про­дук­цию. Напр., Е. м. мож­но на­звать транс­пор­ти­ров­ку га­за по тру­бо­про­во­дам; ус­лу­ги по пе­ре­да­че элек­трич. и те­п­ло­вой энер­гии; ж.-д. пе­ре­воз­ки; ус­лу­ги транс­порт­ных тер­ми­на­лов, пор­тов, аэ­ро­пор­тов; ус­лу­ги об­ще­дос­туп­ной элек­трич. поч­то­вой свя­зи.

Для Е. м. ха­рак­тер­ны: силь­ная вер­ти­каль­ная ин­те­гра­ция; не­эла­стич­ность спро­са на то­ва­ры (ус­лу­ги) при от­сут­ст­вии то­ва­ров-за­ме­ни­те­лей; вы­со­кие барь­е­ры для вхо­да в от­расль и вы­со­кие не­воз­врат­ные из­держ­ки; дли­тель­ный срок оку­пае­мо­сти ин­ве­сти­ций; фи­зич. ог­ра­ни­че­ния сре­ды, ли­ми­ти­рую­щие чис­ло ком­па­ний на од­ной тер­ри­то­рии.

Силь­ная вер­ти­каль­ная ин­те­гра­ция об­услов­ле­на тем, что Е. м. обес­пе­чи­ва­ет фун­к­цио­ни­ро­ва­ние це­лой от­рас­ли.

На­пример, ОАО «Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги» (ОАО «РЖД») вклю­ча­ет в се­бя не толь­ко гус­тую сеть же­лез­ных до­рог, но и вок­за­лы, сор­ти­ро­воч­ные станции, по­д­виж­ной со­став, ре­монт­ные де­по, транс­порт­ные раз­вяз­ки, сис­те­му про­да­жи би­ле­тов, ре­гу­ли­ро­ва­ние гру­зо­по­то­ков и т. д.

Не­эла­стич­ность спро­са на то­ва­ры (ус­лу­ги) при от­сут­ст­вии то­ва­ров-за­ме­ни­те­лей оз­на­ча­ет, что в не­ко­то­рых слу­ча­ях най­ти аде­к­ват­ную за­ме­ну про­дук­ции Е. м. до­воль­но слож­но. Напр., в це­лом ря­де от­рас­лей из­бе­жать об­ра­зо­ва­ния мо­но­по­лий не­воз­мож­но.

Нель­зя иметь в квар­ти­ре два га­зо­про­во­да от двух кон­ку­ри­рую­щих ком­па­ний, неск. ли­ний те­п­ло­пе­ре­да­чи, аль­тер­на­тив­ные ис­точ­ни­ки элек­тро­энер­гии и т. д. В боль­шин­ст­ве от­рас­лей ин­фра­струк­ту­ры об­ра­зо­ва­ние мо­но­по­лий про­ис­хо­дит ес­теств.

об­ра­зом, и го­су­дар­ст­во вы­ну­ж­де­но осу­ще­ст­в­лять по от­но­ше­нию к ним пря­мое или кос­вен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние.

Вы­со­кие барь­е­ры для вхо­да в от­расль и вы­со­кие не­воз­врат­ные из­держ­ки обу­слов­ле­ны тем, что соз­дать в ко­рот­кие сро­ки аль­тер­на­тив­ную сис­те­му, напр., ж.-д.

пе­ре­во­зок, не­воз­мож­но (же­лез­ные до­ро­ги на­ча­ли стро­ить­ся в Рос­сии с 1837 и с тех пор про­дол­жа­ют со­вер­шен­ст­во­вать­ся). К то­му же час­то фи­зич.

ог­ра­ни­че­ния сре­ды не по­зво­ля­ют соз­дать дуб­ли­рую­щую ком­па­нию на той же са­мой тер­ри­то­рии.

Дли­тель­ный срок оку­пае­мо­сти ин­ве­сти­ций свя­зан с тем, что объ­ек­ты Е. м. (напр., со­ору­же­ния по пе­ре­да­че элек­трич. и те­п­ло­вой энер­гии) соз­да­ва­лись де­ся­ти­ле­тия­ми.

Су­ще­ст­ву­ют тра­диц. и совр. ме­ха­низ­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния Е. м. К тра­диц. ме­ха­низ­мам от­но­сят­ся: нор­ма от­да­чи на ка­пи­тал, нор­ма при­бы­ли в за­ви­си­мо­сти от объ­ё­ма вы­пус­ка, от объ­ё­ма про­даж (до­хо­да), от из­дер­жек.

Од­на­ко все эти ме­то­ды не спо­соб­ст­ву­ют со­кра­ще­нию из­дер­жек, а, на­обо­рот, объ­ек­тив­но ве­дут к уве­ли­че­нию за­трат ка­пи­та­ла ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­лий и ка­пи­та­ло­ём­ко­сти про­из-ва. По­это­му в 1970–80-е гг.

ши­ро­ко раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся мо­де­ли сти­му­ли­рую­ще­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­лий.

Це­ля­ми сти­му­ли­рую­ще­го ре­гу­ли­ро­ва­ния яв­ля­ют­ся: ми­ни­ми­за­ция из­дер­жек, свя­зан­ных с про­цес­сом ре­гу­ли­ро­ва­ния; вве­де­ние кон­ку­рен­ции как сред­ст­ва рос­та эф­фек­тив­но­сти; соз­да­ние сти­му­лов к сни­же­нию из­дер­жек для ре­гу­ли­руе­мой фир­мы. Их осу­ще­ст­в­ле­ние спо­соб­ст­ву­ет эф­фек­тив­но­му ис­поль­зо­ва­нию ре­сур­сов, имею­щих­ся мощ­но­стей и за­ин­те­ре­со­вы­ва­ет фир­мы в ин­но­ва­ци­ях. Сре­ди мо­де­лей сти­му­ли­рую­ще­го ре­гу­ли­ро­ва­ния вы­де­ля­ют­ся сле­дую­щие.

Це­но­вые ли­ми­ты. Их суть за­клю­ча­ет­ся в ус­та­нов­ке фик­си­ров. по­тол­ка на це­ну, на­зна­чае­мую ре­гу­ли­руе­мой фир­мой. Цель этой опе­ра­ции – за­ста­вить фир­му со­кра­тить из­держ­ки. Напр.

, в сво­ей дея­тель­но­сти «American Telephone and Te­legraph Company» ус­та­нав­ли­ва­ет три кор­зи­ны ус­луг: од­ну для ин­ди­ви­ду­аль­ных по­тре­би­те­лей и две для ком­па­ний и биз­не­са.

При этом це­но­вой ли­мит ин­дек­си­ру­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с тем­пом при­рос­та ВНП, за ми­ну­сом 3% (что со­став­ля­ет ср. темп при­рос­та про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да в США).

«Яр­д­стик» кон­ку­рен­ции.

По это­му ме­то­ду ор­га­ни­зо­ва­но ре­гу­ли­ро­ва­ние во­до­снаб­же­ния и элек­тро­энер­ге­ти­ки в Ве­ли­ко­бри­та­нии, где по­доб­ные ком­па­нии яв­ля­ют­ся ре­гио­наль­ны­ми мо­но­по­ли­ями.

В ка­че­ст­ве ог­ра­ни­че­ния ис­поль­зу­ют­ся оцен­ки, ос­но­ван­ные на уров­не из­дер­жек др. фирм, дей­ст­вую­щих в сход­ных ус­ло­ви­ях. Од­на­ко воз­ни­ка­ет про­бле­ма со­пос­та­ви­мо­сти.

Схе­мы уча­стия в при­бы­ли. Этот ме­тод за­ин­те­ре­со­вы­ва­ет ком­па­нии в по­вы­ше­нии нор­мы при­бы­ли. Од­на­ко го­су­дар­ст­ву вы­год­но, что­бы нор­ма при­бы­ли не пре­вы­ша­ла оп­ре­де­лён­ных пре­де­лов.

При­ве­дём в ка­че­ст­ве при­ме­ра элек­тро­энер­ге­ти­ку шта­та Ин­диа­на (США); ес­ли до­хо­ды ком­па­нии не пре­вы­ша­ют 10,6%, их по­лу­ча­ет ком­па­ния; ес­ли же нор­ма при­бы­ли ока­зы­ва­ет­ся св. 12,3%, то ком­па­ния долж­на сни­зить це­ны и вы­го­да дос­та­ёт­ся по­тре­би­те­лям.

До­хо­ды (в про­ме­жут­ке от 10,6 до 12,3%) де­лят­ся ме­ж­ду ком­па­ни­ей и по­тре­би­те­ля­ми.

Та­ри­фы по вы­бо­ру. Фир­ма долж­на пре­дос­та­вить оп­ре­де­лён­ный на­бор ус­луг по ре­гу­ли­руе­мым це­нам. Од­на­ко она мо­жет са­ма пред­ло­жить по­тре­би­те­лю аль­тер­на­тив­ную струк­ту­ру та­ри­фов.

Гиб­рид­ные ме­ха­низ­мы. Они мо­гут ис­поль­зо­вать пре­ды­ду­щие фор­мы в оп­ре­де­лён­ном со­че­та­нии; напр., ре­гу­ли­ро­ва­ние те­ле­ком­му­ни­ка­ций и транс­пор­ти­ров­ка га­за в США в нач. 1990-х гг.

Ком­па­ния ус­та­нав­ли­ва­ет об­щий ли­мит на до­ход, про­из­во­дит ин­дек­си­ро­ва­ние ста­вок и осу­ще­ст­в­ля­ет пе­ре­смотр ста­вок на ба­зе из­дер­жек.

Дос­то­ин­ст­во гиб­рид­ных ме­ха­низ­мов – боль­шая гиб­кость в от­но­ше­нии цен.

С сер. 1980-х гг. на­ча­лась ли­бе­ра­ли­за­ция ре­фор­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния Е. м. в США и Ка­на­де. Бы­ла осу­ще­ст­в­ле­на при­ва­ти­за­ция и при­ня­ты ме­ры по уси­ле­нию кон­ку­рен­ции в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Но­вой Зе­лан­дии и Ав­ст­ра­лии. В ми­ре сло­жи­лись две прин­ци­пи­аль­но раз­ные сис­те­мы.

В Вост. и Зап. Ев­ро­пе га­зо­про­во­ды яв­ля­ют­ся гос. пред­при­ятия­ми, об­ла­даю­щи­ми транс­порт­ной мо­но­по­ли­ей, они вклю­че­ны и ин­тег­ри­ро­ва­ны в дея­тель­ность га­зо­вой ком­па­нии. Та­кая прак­ти­ка су­ще­ст­ву­ет в Ита­лии, Фран­ции, Бель­гии, Ни­дер­лан­дах, Да­нии, Поль­ше, Бол­га­рии и Ру­мы­нии.

В Сев. Аме­ри­ке, на­обо­рот, ма­ги­ст­раль­ные га­зо­про­во­ды – соб­ст­вен­ность ча­ст­ных или со­вме­ст­ных ком­па­ний. Управ­ле­ние ими осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не­за­ви­си­мо от про­дав­цов и по­ку­па­те­лей, да­же в слу­ча­ях ко­гда они на­хо­дят­ся в соб­ст­вен­но­сти тех или дру­гих.

От­кры­тый дос­туп к Е. м. (в та­ких стра­нах, как США, Ка­на­да, Ве­ли­ко­бри­та­ния) сти­му­ли­ру­ет кон­ку­рен­цию, т. к. да­ёт воз­мож­ность лю­бой треть­ей сто­ро­не пра­во при­об­ре­те­ния транс­порт­ной ус­лу­ги.

Вве­де­ние от­кры­то­го дос­ту­па воз­мож­но на ос­но­ве вы­чле­не­ния га­зо­про­во­да в отд. транс­порт­ную ком­па­нию.

При этом не­об­хо­ди­мо раз­де­ле­ние двух уров­ней: от­де­ле­ние транс­порт­ных функ­ций от функ­ций тор­гов­ца; от­де­ле­ние ус­луг, свя­зан­ных с транс­пор­ти­ров­кой, от хра­не­ния, бро­кер­ских ус­луг и т. д.

Транс­порт­ный та­риф. В стра­нах, где про­из­во­ди­тель га­за вла­де­ет всей вер­ти­каль­ной га­зо­вой це­пью (вклю­чая га­зо­про­во­ды) и име­ет­ся до­ми­ни­рую­щая мо­но­поль­ная ком­па­ния (Ита­лия, Бель­гия, Ни­дер­лан­ды, Фран­ция), отд. транс­порт­ный та­риф не при­ме­ня­ет­ся.

На­обо­рот, в стра­нах, где осу­ще­ст­в­ле­на при­ва­ти­за­ция га­зо­вых мо­но­по­лий (Ве­ли­ко­бри­та­ния) или где ма­ги­ст­раль­ные га­зо­про­во­ды на­хо­дят­ся в ру­ках ча­ст­ных или ак­цио­нер­ных ком­па­ний (США, Ка­на­да), во­прос о транс­порт­ном та­ри­фе яв­ля­ет­ся клю­че­вым.

Ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся так­же сти­му­ли­рую­щее ре­гу­ли­ро­ва­ние (це­но­вые ли­ми­ты, схе­мы уча­стия в при­бы­ли и др.).

Ре­фор­ми­ро­ва­ние Е. м. – дли­тель­ный и слож­ный про­цесс. Да­же наи­бо­лее удач­ная ре­фор­ма вер­ти­каль­но ин­тег­ри­ро­ван­ной мо­но­по­лии «British Gas» за­ня­ла 10 лет.

В Рос­сии в «Ос­нов­ных по­ло­же­ни­ях струк­тур­ной ре­фор­мы в сфе­рах ес­теств. мо­но­по­лий», одоб­рен­ных Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 28.4.1997, пре­ду­смот­ре­но уси­ле­ние гос.

ре­гу­ли­ро­ва­ния в сфе­ре транс­пор­ти­ров­ки, сти­му­ли­ро­ва­ние кон­ку­рен­ции в по­тен­ци­аль­но кон­ку­рент­ных ви­дах хо­зяйств.

дея­тель­но­сти и ос­лаб­ле­ние ре­гу­ли­ро­ва­ния в них, раз­ви­тие до­го­вор­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду по­став­щи­ка­ми и по­тре­би­те­ля­ми. При­ме­ра­ми Е. м. яв­ля­ют­ся РАО ЕЭС, «Газ­пром», ОАО «РЖД».

Источник: https://bigenc.ru/economics/text/1978680

Refpoeconom
Добавить комментарий