Элементы экономической системы

Экономическая система и ее элементы

Элементы экономической системы

  1. Элементы экономической системы
  2. Типы хозяйственных систем

Определение

Экономическая система указанного общества – это множество существующих в нем экономических процессов, которые совершаются в этом обществе, основываясь на организационные формы и имущественные отношения, которые в нем действуют. Понимание сути самой системы влечет за собой понимание многих происходящих в ней закономерных процессов.

Элементы экономической системы

К ним можно отнести:

  • отношения, которые имеют социально-экономический характер, и базируются на формах собственности на полученные вследствие деятельности результаты, а также экономические ресурсы, которые существуют в каждой из экономических систем;
  • формы организационного характера, которые присущи хозяйственной деятельности;
  • механизмы осуществления хозяйственной деятельности;
  • существующие локальные связи экономического характера между субъектами хозяйственной деятельности.

Два последних столетия в мировой экономике характеризуются наличием экономических систем нескольких типов.

Две из них это системы рыночного типа, которые считаются чистым капитализмом и современным капитализмом, а также две системы нерыночного типа, так называемые, административно-командная и традиционная система.

Отдельные страны и регионы имеют свои модели характерного им экономического развития, при этом находясь в пределах одной из экономических систем.

Система чистого капитализма представляет собой рыночную экономику со свободной конкуренцией. Она присуща периоду, который охватывал XVIII и XIX века, в некоторых странах она была актуальна вплоть до первых десятилетий ХХ века, но многие из её элементов смогли найти своё место в современной рыночной системе и до сих пор остаются актуальными.

Среди главных черт рыночной экономики с присущей ей свободной конкуренцией можно выделить:

  • наличие частной собственности;
  • рыночный механизм, который позволяет регулировать макроэкономическую деятельность и основывается на свободной конкуренции;
  • множество продавцов и покупателей, которые действуют самостоятельно в рамках продажи определенных товаров и продуктов.

Для возникновения чистого капитализма необходимо наличие личной свободы всех возможных участников экономической деятельности. В эту цепочку должны быть включены не только предприниматель, являющийся капиталистом, но и наёмные работники вплоть до наименьшего звена.

Одно из важнейших условий экономического прогресса – это наличие свободы деятельности предпринимателей, имеющих капитал. Была развита главная производительная сила в обществе, которой является развитие человеческого фактора. Теперь появилась возможность у наемного работника и капиталиста-предпринимателя выступать юридически равноправными агентами рыночных отношений.

Появляется понятие свободного наемного работника, которое предполагает возможность свободно выбирать того, кто выступит в роли покупателя рабочей силы, а также место её продажи. То есть появилась возможность совершать в пределах рынка труда свободные передвижения.

Всякий товаровладелец, который реализовал свой товар и получил за него деньги, теперь становится схожим с наемным работником, который может свободно выбирать предметы и возможные способы удовлетворения своих потребностей.

Однако свобода выбора имеет и вторую сторону, которая состоит в соблюдении личной ответственности по сохранению рабочей силы в соответствующем состоянии, контроле правильности лично принимаемых решений, а также в соблюдении всех условий, которые определены трудовым соглашением.

Задачи, которые являются фундаментальными для возможного экономического развития, должны решаться по средствам рынка и установленных там цен. Изменения их уровня от низкого к высокому и наоборот, являются индикатором потребностей общества.

Формирующийся на рынке спрос диктует правила, по которым предприниматель должен самостоятельно ориентироваться в конъюнктуре рынка, уровню и динамике цен, а также решать вопросы по распределению ресурсов в процессе производства необходимых товаров.

Стремясь получить максимальный доход, предприниматели как можно более экономно стараются использовать ресурсы, стараясь как можно полнее и шире реализовать свой предпринимательский потенциал и способности в выбранной сфере их деятельности. Именно это является стимулом, который обеспечит развитие и совершенствование производственных мощностей, раскрытие созидательных возможностей собственности предпринимателя.

Типы хозяйственных систем

В своей совокупности они создают современную рыночную экономику. При этом их можно условно подразделить на несколько типов, в каждом из которых хозяйствующие субъекты в рамках специфических, характерных для их системы, условиях проявляют свою инициативу и активность.

Определение

Хозяйственная система – это система, которая подразумевает производственно-экономические отношения. Ею определяется порядок, согласно которому происходит взаимодействие в рамках оговоренных правил и условий, хозяйствующих субъектов. Эти рамки и условия определяются в пределах законодательства рассматриваемого государства.

В мировой практике в последние пару столетий наблюдались хозяйственно-экономические системы различных типов.

В рамках рыночной экономики ценовая политика для товаров и услуг определяется с учетом влияния спроса.

Закон спроса определяет, что количество (их объемы) покупок будет прямо пропорционально установленному уровню цен. Таким образом, с повышением цены на товар, количество покупателей, которые способны будут его купить, сократится.

Возможно существование разнообразных моделей рыночной экономики в пределах одной хозяйственной системы. Они имеют широкое распространение в мире. Рыночная система, которая является достаточно гибкой, имеет способность к перестройке, приспособлению как к внутренним, так и ко внешним условиям.

Научно-техническая революция стимулировала развитие экономики государства, поэтому уже во второй половине ХХ века стал заметен активный рост производственной и социальной инфраструктуры.

Планомерность служит средством активного приспособления к рыночным требованиям, что приводит к новым решениям ключевых экономических задач развития. Например, результатом проведения маркетинговых исследований, является решение касательно объема и структуры будущей продукции, а также прогнозирование уровня изменения потребностей общества в этой продукции.

Замечание

На определение объема и структуры товаров и услуг, которые предоставляются производством, оказывают влияние программы государственного или общенационального характера. Они обеспечивают изменения в производстве согласно меняющимся потребностям общества.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/ekonomicheskaya-sistema-i-ee-elementi/

Типы хозяйственных систем

Современная рыночная экономика представлена несколькими типами хозяйственных систем. Английский экономист Фридрих фон Хайек особо отмечает «опережающую события» деловую активность, инициативу и самостоятельность хозяйствующих субъектов, действующих в специфических условиях данных хозяйственных систем. Сами хозяйственные системы могут подразделяться на несколько типов.

Определение 2

Под хозяйственной системой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определённых правил и условий, оговорённых или установленных законодательством данного государства.

В последние два столетия в мире действовали различные типы хозяйственно-экономических систем.

В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок под влиянием спроса.

Согласно действующему на рынке закону спроса, объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может большее число потребителей, а при повышении цен — количество покупателей сокращается.

В рамках определённых хозяйственных систем могут существовать различные модели рыночных экономик. Все они широко представлены в современном мире. Из всех хозяйственных систем рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям.

Во второй половине XX в.

, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

В развитой рыночной экономике хозяйственный механизм претерпевает существенные изменения. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро-уровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка, в результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение.

Так, вопрос об объёме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макро-уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции.

Маркетинговая система управления производством создаёт возможность ещё до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Рисунок 1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Замечание 1

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomicheskaya_sistema_i_ee_elementy/

Элементы экономической системы

Элементы экономической системы

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие экономической системы и ее элементов

Понятие системы используется практически во всех науках.

Наиболее общим определением системы является понимание ее как некоторой упорядоченной совокупности элементов, обладающей организованностью, и способностью выполнять ряд таких функций, которые не могут быть выполнены ни одним из отдельных элементов. Для характеристики системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции. Структура системы — это взаимосвязи между ее элементами.

Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм.

Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему.

Она состоит из малых экономических систем различных уровней (подсистем)-домохозяйств, отдельных предприятий, фирм, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.

Основными элементами экономической системы являются:

-Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности).

-Организационные формы хозяйственной деятельности.

-Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями.

-Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности.

-Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

экономический американский япония

2. Американская модель

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

* прогнозирование в системе государственного регулирования;

* внутрифирменное планирование;

* коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений — федеральные, а также штаты, и местные органы власти.

Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:

* регулирующий механизм федерального правительства;

* механизм штатов и местных органов власти;

* государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);

* аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные.

На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины.

Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг.

федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% Валовый Национальный Продукт (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы).

Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

3. Японская модель

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики.

Планирование носит индикативный характер.

Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии, притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.

Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации.

Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении.

В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25% или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж.

Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.

Экономические интересы — это объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей.

Экономические интересы выступают главной движущей силой прогресса в экономике и лежат в основе системы экономического стимулирования производства.

Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своих доходов. Предприятия нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния.

Экономические интересы принято делить на:

личные, связанные с индивидуальными потребностями домашних хозяйств;

коллективные, выражающие необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом;

общественные, представляющие потребности общества в целом, всего государства.

В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Они являются стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов — получение большего дохода, способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынка материальными благами и услугами, повышение их качества, обновление ассортимента.

Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов. Однако это не исключает противоречий между личными, коллективными и общественными интересами. Их разрешение предполагает вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/economy/00566177_0.html

Экономическая система, её сущность и основные структурные элементы

Элементы экономической системы

В переводе с греческого “система” означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность. Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, сущность, структуру.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономических ресурсах и результатах хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.

Установление связей между составляющими систему элементами означает определение ее структуры. Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом.

Важным свойством экономической системы является наличие структуры.

Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структурой общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.

Экономическая система — это сфера функционирования производительных сил и экономических отношений, взаимодействие между которыми характеризует совокупность организационных форм и видов хозяйственной деятельности. Экономическая система характеризуется иерархичностью, целостностью, органичностью, мобильностью.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Типы экономических систем

Выделяют следующие типы экономических систем:

Традиционная, основана на натуральном хозяйстве. В ней производство, обмен и распределение основаны на обычаях и традициях.

Продукты производятся для собственного потребления, разделение труда осуществляется по полу и возрасту, низкий уровень производительной силы. Обмен осуществляется в натуральной форме.

Имеется два фактора производства: земля и человек. Используются неэкономические методы принуждения. Удовлетворение потребностей на уровне выживания.

Плановая (командная), в основе, которой лежит плановое хозяйство. Существует общественная собственность на средства производства. Для системы характерно централизованное планирование, строгая иерархия управления, оплата производится по труду, а не по результатам труда. Используются некоторые элемента рыночной экономики (деньги, цена, прибыль).

Экономика чистого капитализма. Для этой системы характерна частная собственность на ресурсы, использование системы рынка и цен в организации коммерческой деятельности, существует спрос и предложение.

Смешанная экономика характеризуется сочетанием элементов чистого капитализма и командной экономики. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование денежно-кредитной системы.

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста. Административно-командная система имеет несколько существенных недостатков: негибкость, медленная адаптация к переменам, низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

Переход от административно-командной к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции.

Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), структурные преобразования, но в то же время обычно предполагает осуществление финансовых стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сферах, особенно в ценообразовании для уменьшения нестабильности хозяйственной и социальной ситуации). м переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики.

Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы.

Напомним, что понятие «основа экономической системы» (в данном случае — рыночной) означает установившиеся и сравнительно стабильные формы хозяйственных связей между экономическими агентами, а также преобладающую в данной системе форму собственности.

Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие:

— либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни;

— демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль, регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм;

— институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности, формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства;

— структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей;

— макроэкономическая стабилизация;

— формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_79112_ekonomicheskaya-sistema-ee-sushchnost-i-osnovnie-strukturnie-elementi.html

11 Понятие и элементы экономической системы, критерии выделения и виды экономических систем

Элементы экономической системы

    Экономическая система – это самостоятельное человеческое общество, ведущее совместную жизнь в определенных условиях и в органическом единстве с ними.

    Элементы  экономической системы:

    — производительные силы;

    — производственные отношения;

    — экономические законы;

    — экономические интересы;

    — хозяйственный механизм.

    Экономические системы анализируются  исходя из различных критериев, прежде всего:

— формы собственности;

— доминирующая форма координации действий хозяйствующих субъектов;

— уровень технологического развития

— совокупность элементов материальной и духовной культуры.

    Субъектами  экономической системы являются: предприятия (фирмы), домашние хозяйства, государство. Они экономически обособлены. Главной функцией предприятия является производство товаров и услуг. Домашние хозяйства являются мелкими производителями, поставщиками трудовых и финансовых ресурсов, потребителями конечных продуктов и услуг, производимых фирмами.

    Государство определяет цели развития системы, выделяет ресурсы для достижения этих целей; создает денежную систему; осуществляет перераспределение доходов с целью социальной защиты населения от безработицы, инфляции и других последствий рыночной экономики.

    В основе любой экономической системы  лежит производство.        

    Личные  и вещественные факторы в совокупности и взаимодействии образуют производительные силы общества. Взаимоотношения между людьми, в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, называются производственными отношениями.

          Экономические системы различаются:

1. По способу управления экономической деятельностью:

    — административно-командная  система (АКС);

    — чистый  капитализм;

    — традиционная  экономика;

    — смешанная  экономика.

    2. по формам собственности  на средства производства:

    — первобытнообщинная;

    — рабовладельческая;

    — феодальная;

    — капиталистическая;

    — коммунистичекая.

    3. с позиции приоритета  производительных сил:

    — доиндустриальная;

    — индустриальная;

    — постиндустриальная.

    4. с позиции господствующей  формы хозяйствования:

    — натуральное хозяйство;

    — товарное производство;

    — рыночная система.  

    12 Собственность: экономическая  и юридическая  трактовка. Современные теории собственности.

    Собственность – это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства.

    Собственность как категория  права – отношения между человеком или сообществом людей (субъектом) с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объекта), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом, характеризующие принадлежность объекта субъекту.

    Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

    Объект  собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, имущества, информации, интеллекта, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

      Собственность в экономическом смысле:

— присвоение

— владение: начальная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности

— пользование – отношения собственности, означающие применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по желанию и усмотрению пользователя. Владение и пользование могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделены между различными субъектами.

— распоряжение – наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его.

— ответственность означает как интерес к активному использованию средства производства, так и ответственность за них.

      Теория  «Прав собственности»

      Собственностью  является не ресурсы, а пучок прав по использованию ресурсов, закрепленных за разными объектами. 

Источник: https://studfile.net/preview/5405743/page:3/

Refpoeconom
Добавить комментарий