Единица обложения

Элементы налога

Единица обложения

Едиными и обязательными для всех налогов являются элементы налога. Именно эти элементы наиболее полно характеризуют конкретное налоговое обязательство, а их совокупность определяет логику построения того или иного налога. Обязательные и необязательные элементы налога представлены в таблице.

ОбязательныеНеобязательные
Субъект налогообложения — налогоплательщик, лицо, на которое по закону возложена обязанность уплачивать налогНалоговая льгота — полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – часть объекта, освобожденная от налога.
Объект налогообложения -предмет, подлежащий налогообложению. Например: доходы (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ, услуг), сделки по купле-продаже, имущество.Источник налога — экономический показатель, за счет которого налогоплательщик должен уплатить соответствующую сумму налога. Чаще всего источник – форма доходов (прибыль, заработная плата и т.д.) Иногда может совпадать с объектом обложения (напр. по налогу на прибыль)
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложенияЕдиница обложения (масштаб налога) — определенная количественная мера измерения объекта обложения (в натуральной или денежной форме: стоимость, масса, площадь, объем товара и т.п.) Например: по НДПИ единица обложения – объем добытого газа, по земельному налогу – сотка, гектар, по НДФЛ – рубль.
Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налогаНалоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта налогообложения
Налоговая ставка — величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета обложения налоговые ставки м.б. твердыми (в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли) и процентными (к стоимости объекта обложения)Отчетный период — установленный законом срок, по истечении которого налогоплательщик обязан уплатить авансовые платежи по соответствующему налогу и представить контролирующему органу предусмотренную отчетность по данному налогу. По отдельным видам налогов (НДС, НДПИ) налоговый и отчетный период могут совпадать, по другим – не совпадают.
Порядок исчислений налога — методика определения суммы налога, причитающегося к уплате налогоплательщиком с соответствующего объекта обложения
Порядок и сроки уплаты налога — законодательно установленные способы перечисления налога получателю. Устанавливаются применительно к каждому налогу при соблюдении общих правил.

Функциями налога являются:

фискальная – налогообложение носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и все юридические лица, которые согласно законодательству обязаны уплатить налоги.

Это связно с тем, что главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны, защиты правопорядка, решения социальных и иных задач.

распределительная – с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финн ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

стимулирующая – государство может стимулировать определенные виды налогоплательщиков и отраслей с помощью налоговых ставок, льгот, вычетов. Отменяя, вводя, повышая или снижая одни налоги государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей и одновременно сдерживает развитие других.

контрольная – с одной стороны – проверка эффективности хозяйствования, а с другой – контроль за действенностью проводимой экономической политики государства.

Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет.

Нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую систему.

Наряду с налогами в налоговую систему включены также и сборы, на которые, также как и на налоги распространяется установленный НК порядок исчисления, уплаты в бюджет, администрирования и налоговая ответственность за налоговые правонарушения и практически все другие условия.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

В отличие от налога сбор не имеет безвозмездного характера, не является регулярным платежом. Не предусмотрено, что он устанавливается исключительно законом и направляется в бюджетную систему или во внебюджетные государственные фонды.

Классификация налогов – это их группировка по определенным критериям и признакам. Имеется большое число классификаций налогов в зависимости от основания. Рассмотрим основные из них.

1. По принадлежности к уровню власти:

федеральные – устанавливаются федеральным налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.

региональные – устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие региональными законами и обязательны к уплате на соответствующей территории.

местные – вводятся в действие законодательными органами власти регионов. Эти органы определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов (в пределах, установленных федеральным законодательством), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты.

2. По методу взимания:

— прямые – те, бремя которых должен нести непосредственно налогоплательщик. Непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (НДФЛ, на прибыль, на имущество физических и юридических лиц и др.). Основанием для обложения служат владение и пользование доходом и имуществом.

— косвенные — взимаются в процессе движения доходов, или оборота товаров, работ, услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара (в тариф на работы, услуги) и оплачиваются потребителем.

Владелец товара при его реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.

Таким образом продавец товара (субъект налогообложения) выступает в качестве посредника меду государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара. (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

3. По субъекту уплаты:

с юридических лиц;

— с физических лиц;

— общие (например, налог на землю).

4. По объекту обложения:

— реальные (имущественные) – облагается продажа, покупка или владение имуществом и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика (например, земельный, налог на имущество).

— личные – учитывается финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с доходов физических и юридических лиц (например налог на прибыль корпораций, НДФЛ).

— ресурсные (рентные) – взимание определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов (например НДПИ, земельный).

— вмененные – объектом обложения выступает доход, определяемый государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества (напр. единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, объектом которого является не фактический, а условно рассчитанный доход с каждого игрового поля).

— взимаемые с фонда оплаты труда – объектом обложения выступают расходы налогоплательщика, связанные с выплатой заработной платы и других видов вознаграждения работникам.

5. По способу обложения:

— «у источника» — налог изымается налоговым агентом до получения дохода (НДФЛ).

— «по декларации» — после получения дохода налогоплательщик в установленный срок подает в налоговый орган декларацию – официальное заявление налогоплательщика о своих налоговых обязательствах за определенный период времени. Налоговый орган проверяет декларацию и самостоятельно исчисленную налогоплательщиком сумму налога (например у физических лиц — НДФЛ от предпринимательской деятельности, у юридических лиц – НДС, налог на прибыль и др.).

— «по кадастру» — применяется в отношении налогов, имеющих немобильный объект обложения – неменяющуюся налоговую базу (напр. земельный налог (размер участка), транспортный налог (объем двигателя), налог на имущество физических лиц). Налоговым органом на основе кадастра (реестра) в установленный срок исчисляется сумма налога и вписывается в уведомление налогоплательщику.

6. По применяемым ставкам:

прогрессивные – с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер (транспортный налог, налог на имущество физических лиц).

регрессивные – уменьшаются с увеличением дохода.

пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_108244_elementi-naloga.html

Элементы налога (стр. 1 из 2)

Единица обложения

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА

Элементы налога — это регламентированные налоговым законодатель­ством составные части налога, определяющие условия его применения.

Каждый налог представляет собой комплекс элементов. Элементы на­лога подразделяются на основные (сущностные), дополнительные (факуль­тативные) и специфические.

Основными элементами налога считаются те, отсутствие или неопре­деленность которых, делает налог неустановленным. Соответственно чему у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате данного нало­га, а само налоговое обязательство не возникает.

К числу дополнительных (факультативных) элементов относятся та­кие условия налогообложения, которые могут быть предусмотрены, но могут и отсутствовать.

Специфические элементы налога могут быть свойственны каким-то конкретным ви дам налогов. Например, подоходный налог может взимать­ся посредством его удержания у источника выплаты дохода, что предоп­ределит специфику порядка уплаты данного налога.

Субъект налога

Субъект налога — это лицо, обязанное платить налог. Налоговый ко­декс именует субъекта налога плательщиком или налогоплательщиком.

Правовой статус субъекта налога обычно зависит от того, кем он является: 1) юридическим или физическим лицом; 2) резидентом или нерезидентом.

2. 2. Объект и предмет налога

Объект налога (в широком значении) — это то, в связи с чем взимается налог.

Не существует налога в форме взимания денег просто так — любой налог взимается в связи с чем-то и по какому-то поводу, т. е. при наличии объекта обложения. В принципе налог можно установить по поводу чего угодно, и ис­тория налогового дела знает немало курьезных объектов налогообложения.

Так, Петр I вводил налог на бороду, составлявший значительную по тем вре­менам сумму в 50 рублей, в Англии существовал налог на покойников, налог на использование собственных гербов в обиходе, в Древнем Риме импера­тор Веспасиан ввел налог на посещение общественных туалетов и, протянув деньги к носу своего сына, возражавшему против этого налога, саркастичес­ки спросил: «Ну что, пахнут?», породив знаменитое «деньги не пахнут».

Объект налога — это юридические факты (состояния, события, действия), с которыми закон обуславливает возникновение налого­вого обязательства.

Например, при налоге на строения объектом налога будет выступать то право (право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управ­ления), в силу которого налогоплательщик владеет данным строением.

Предмет налога — это материальное выражение объекта налога.

В вышеприведенном примере предметом налога будет вступать само строение.

При имущественных налогах определить предмет налога сравнитель­но просто: это и есть то имущество (та вещь), обладание которым порож­дает у владельца имущества обязанность уплаты налога.

Сложнее выделить предмет налога при личных (налогах на доходы) и косвенных налогах. Тем не менее, предмет налога, как его элемент, можно определить и в этих случаях.

Так, предметом налога на доходы физических лиц выступает сумма дохода, полученная налогоплательщиком, объектом налога — право собственности на те денежные средства, которые выража­ют этот доход.

Предметом налога на добавленную стоимость выступит сама добавленная стоимость, объектом налога — факт реализации товара (ра­бот, услуг).

2. 3. Налоговая база, масштаб налога, единица обложения

Масштаб налога — это установленные законодательством параметры измерения предмета налога.

Масштаб налога определяется через стоимостные или физические по­казатели предмета налога.

Так, налоговое измерение жилого дома как предмета налогообложения (при подомовом налоге или налоге на жилые строения) можно произвести (что и фактически делалось в различные вре­мена) через объем дома, его площадь (жилую и нежилую), количество окон, количество входных дверей, количество печей (что породило так называе­мый «очажный налог») или количество печных труб на крыше («трубный налог» или «налог с дыма»), стоимость дома и т. п.

Доля масштаба налога выражается в единицах налогообложения.

Например, в приведенном выше случае при налогообложении строения мы будем иметь «объемный масштаб», где единицей обложения выступит ку­бический метр, «оконный масштаб», где единицей обложения выступит одно окно, «печной» масштаб, где единицей выступит одна печь, «трубный масштаб», где единицей обложения будет выступать количество труб на крыше, «стоимостный» масштаб, где единицей выступит одна денежная единица национальной валюты и т. п.

Количество единиц обложения в предмете налога выразит показатель, именуемый «налоговая база».

Налоговая база — количественная характеристика предмета налога, вы­раженная в единицах обложения, установленных для данного вида налога.

Налоговую базу именуют также основой налога, так как сумма налога исчисляется путем применения ставки налога к величине налоговой базы. С точки зрения теории налогового дела налоговая база имеет отношение в первую очередь к предмету налога.

Налоговая база может совпадать с предметом налога. Например, нало­гооблагаемая прибыль при уплате налога на прибыль будет одновременно и предметом налога, и налоговой базой.

Размер налоговой базы может определяться с помощью различных методов.

Основными методами исчисления налоговой базы являются: 1) пря­мой способ; 2) способ «по аналогии»; 3) косвенный способ; 4) условный (презумптивный); 5) паушальный способ.

Прямой способ означает измерение налоговой базы на основе фак­тически существующих и документально подтвержденных показателей.

Способ «по аналогии» заключается в измерении налоговой базы пу­тем сравнения предмета налога с аналогичным. Например, при невозмож­ности установить качество (балл бонитета) земельного участка, занимае­мого налогоплательщиком, что имеет значение при расчете размера земельного налога, этот балл определяется исходя из балла бонитета смежно расположенных земель.

Косвенный способ заключается в определении налоговой базы на ос­нове косвенных признаков. Например, доход лица, что имеет значение при расчете подоходного налога, определяется исходя из расходов этого лица.

Условный способ заключается в определении налоговой базы исходя из некоторой условной или предполагаемой величины.

Например, сумма дохода в целях налогообложения может определяться не из цены факти­ческой реализации, а исходя из средней рыночной цены.

Паушальный способ [от нем. Pauschal! — целиком, суммарно, оптом] заключается в определении налоговой базы независимо от ее реального размера.

Например, уплата подоходного налога индивидуальными пред­принимателями может производится путем приобретения патента, где фактический размер дохода от предпринимательской деятельности не принимается во внимание и где налог уплачивается еще до того, как нало­говая база сформировалась, то есть тогда, когда доход еще не получен и даже неизвестно, будет ли он вообще получен.

2. 4. Налоговая ставка

Налоговая ставка (ставка налогообложения, норма налога) представ­ляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения нало­говой базы.

Умножение ставки налогообложения на количество единиц налоговой базы определит сумму налогового платежа.

пример. Налоговая ставка по налогу на доходы частных нотариу­сов составляет 10 процентов. Налоговая база, исчисленная исходя из дохода, полученного данным частным нотариусом, составила, предположим, 200 тыс.

тенге в год. С каждой единицы налоговой базы, которая в данном случае рав­няется 1 тенге, налогоплательщик должен уплатить 10 тиинов (1 тенге х 10 %). В результате сумма налога составит 2 000 тенге (20 тыс. тенге х 10 %).

Ставки налога классифицируются по различным основаниям.

По способу определения суммы налога ставки налога подразделя­ются на: 1) равные; 2) твердые; 3) процентные.

Равные ставки — ставки, когда для каждого налогоплательщика уста­навливается равная сумма налога. При этом имущественное положение налогоплательщика, как правило, не учитывается. Примером может слу­жить применяемый в ранние времена подушный налог (налог с каждой души, т. е. с каждого человека), когда со всех налогоплательщиков взима­ется налог в одинаковой сумме.

Твердые ставки (абсолютные или тождественные) — ставки, когда на каж­дую единицу налогообложения установлен фиксированный размер налога (например, 1 тенге за каждый литр реализованной подакцизной продукции).

Налоговый кодекс определяет такие ставки, как ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы (п. 2 ст. 27 НК).

Процентные ставки (адвалорные или долевые) — ставки, когда размер налога выражен в процентах от стоимостной величины налоговой базы. Например, ставка по налогу на доходы адвокатов и частных нотариусов составляет 10 процентов от налогооблагаемого дохода.

По характеру применения ставки налога подразделяются на: 1) об­щие; 2) пониженные; 3) повышенные.

Общие ставки выражают общий режим налогообложения; повышен­ные или пониженные ставки выражают регулирующее воздействие госу­дарства на ту или иную сферу производства или продиктованы теми или иными представлениями государства о социальной справедливости. По­вышенные ставки могут быть также продиктованы стремлением государ­ства получить себе как можно больше дохода.

В зависимости от содержания различают следующие ставки: 1) мар­гинальные; 2) фактические; 3) экономические. Такое различие ставок ис­пользуется главным образом в целях экономического анализа состояния налогообложения в стране и определения уровня налогового бремени.

Источник: https://mirznanii.com/a/240808/elementy-naloga

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Единица обложения

Cтраница 1

Единица обложения — часть объекта, принимаемая Р·Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ РїСЂРё исчислении налога; например, РїРѕ РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕРјСѓ налогу ( РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации таковым является налог РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц) РІ качестве единицы обложения выступает рубль РґРѕС…РѕРґР°; РїРѕ земельному налогу — гектар, сотка.  [1]

Единица обложения — это часть объекта налогообложения, РЅР° который устанавливается ставка налога.  [2]

РћРЅРё устанавливаются РІ абсолютной СЃСѓРјРјРµ РЅР° единицу обложения независимо РѕС‚ размеров РґРѕС…РѕРґР° ( например, РЅР° тонну нефти, РЅР° 1 РєСѓР±.  [3]

НАЛОГОВАЯ РЎРўРђР’РљРђ — величина налога РЅР° единицу обложения, определяет ту часть РґРѕС…РѕРґР°, которая перечисляется РІ бюджет.

РџРѕ методу установления выделяют ставки: твердые — устанавливаются РІ абсолютной СЃСѓРјРјРµ РЅР° единицу обложения независимо РѕС‚ размеров РґРѕС…РѕРґР° ( применяются обычно РїСЂРё обложении реальными налогами земельных участков, РґРѕРјРѕРІ Рё РїСЂ. РџРѕ отношению Рє динамике роста объекта налога различают ставки: пропорциональные — действуют РІ одинаковом проценте Рє объекту налога без учета его; прогрессивные — возрастают РїРѕ мере роста облагаемого РґРѕС…РѕРґР°; регрессивные — уменьшаются РїРѕ мере роста РґРѕС…РѕРґР°.  [4]

Налоговая ставка представляет СЃРѕР±РѕР№ величину налога РЅР° единицу обложения.  [5]

Твердые ставки устанавливаются РІ абсолютной СЃСѓРјРјРµ РЅР° единицу обложения независимо РѕС‚ размеров РґРѕС…РѕРґРѕРІ или прибыли. Указанные ставки применяются обычно РїСЂРё обложении земельными налогами, налогами РЅР° имущество.  [6]

РљР’РћРўРђ НАЛОГОВАЯ — величина налога, взимаемая СЃ определенной единицы обложения; РІРёРґ налоговой ставки, установленный налоговым законодательством процент Рє единице обложения ( обороту, РґРѕС…РѕРґСѓ, стоимости имущества Рё РїСЂ. Показывает долю государства РІ полученном РґРѕС…РѕРґРµ.  [7]

РќРѕСЂРјРѕР№ налогообложения является налоговая ставка — размер налога РЅР° единицу обложения. Существуют различные РІРёРґС‹ налоговых ставок.

В том случае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками.

В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов, налицо прогрессивные ставки.

Р’ практике налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые РЅР° единицу объекта ( например, автомашину), независимо РѕС‚ его стоимости.  [8]

РљР’РћРўРђРўР�ВНЫЕ НАЛОГР� — налоги, ставки которых устанавливаются РІ процентах Рє единице обложения РґРѕС…РѕРґР° или имущества РІ денежном выражении. Квотативные налоги относятся Рє окладным налогам.  [9]

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.  [10]

ОКЛАДНЫЕ НАЛОГР� Р� СБОРЫ — система обложения, РїСЂРё Рє-СЂРѕР№ налоговые платежи исчисляются РїРѕ ставкам РЅР° единицу обложения.

Общая сумма причитающихся с данного плательщика платежей определяется в зависимости от размеров прибыли, дохода, оборота или оценки имущества. США в 1913 г.

, РІРѕ Франции — РІ 1916 Рі. Р’ РЎРЎРЎР  РІ настоящее время действует система Рћ.  [11]

ОКЛАДНЫЕ НАЛОГР�, СБОРЫ — налоги Рё СЃР±РѕСЂС‹, величина которых устанавливается РїРѕ действующим, установленным ставкам РЅР° единицу обложения.  [12]

ОКЛАДНЫЕ НАЛОГР� Р� СБОРЫ — СЃРїРѕСЃРѕР± налогообложения, РїСЂРё котором налоговые обязательства налогоплательщика исчисляются РїРѕ действующим ставкам РЅР° единицу обложения.  [13]

РљР’РћРўРђРўР�ВНЫЕ НАЛОГР� — термин, применяемый для обозначения налогов, устанавливаемых РІ определенной ставке ( квоте) РЅР° единицу обложения РґРѕС…РѕРґР° или имущества.

Квота может выражаться в абсолютной сумме или в процентах. Англии с каждого фунта стерлингов дохода, облагаемого основным подоходным налогом, взимается 7 шилл.

 [14]

ОКЛАДНЫЕ НАЛОГР�, СЃР±РѕСЂС‹ — налоги Рё СЃР±РѕСЂС‹, величина которых устанавливается РїРѕ действующим, принятым, установленным ставкам РЅР° единицу обложения.  [15]

Страницы:      1    2    3

Источник: https://www.ngpedia.ru/id15140p1.html

Читать

Единица обложения
sh: 1: —format=html: not found

Налоги и налогообложение. Шпаргалка

1. Объективная необходимость налогов

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота.

Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления.

Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста.

Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики.

Для выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема).

Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду.

В этой ситуации необходимо снижать налоги, чтобы был стимул к инвестированию.

Чрезмерно высокие налоги – негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов в обществе.

Основные недостатки системы налогообложения в России:

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.

2. Нестабильность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

3. Исключительно фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.

4. Реальная возможность ухода от уплаты налогов.

2. Функции налогов

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.

), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну для содержания армии, управленческого аппарата, социальной сферы.

Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции.

Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

3. Сущность налогов как финансово-экономической категории. Субъекты налоговых отношений

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства.

Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций.

Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.

Специфические признаки налогов:

• тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

• принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

• участие в экономических процессах общества.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик;

4) Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в России (далее – налоговые органы);

5) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения (далее – таможенные органы);

6) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее – сборщики налогов и сборов);

7) финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее – финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=285109&p=2

Refpoeconom
Добавить комментарий