Доходы бюджета: как они формируются?

Как составить бюджет

Доходы бюджета: как они формируются?

Формирование бюджета до сих пор остается малораспространенной практикой в России. Буквально 5% — 10% российских семей контролируют расходы и доходы.

Многие считают, что это только лишняя трата времени. И поначалу вам может показаться, что это отнимает слишком много времени, а результат получается довольно сомнительным. Но поверьте, многолетняя практика свидетельствует о том, что ведение бюджета позволяет:

  • сократить расходы до 40%
  • увеличить финансовое благополучие семьи
  • начать формировать «подушку финансовой безопасности»

Как формируется бюджет? Вам нужно составить некий план, в котором будут учтены доходы и расходы семьи. Таким образом вы, как минимум, исключите незапланированные траты, поймете, почему и на что вам не хватает денег, и в конечном итоге сможете понять, как сделать так, чтобы вам на все хватало и еще оставались лишние деньги.

Почему бюджет так важен?

  • Вам будет хватать денег на все, что нужно

Даже если вам кажется, что вы зарабатываете недостаточно много, стоит распределить расходы, и вы увидите, насколько больше вы сможете себе позволить.

Сосредоточившись на планировании расходов и доходов, вы сможете исключить «отрицательный баланс» и, не только закроете все долги, но и сможете регулярно откладывать некую сумму «на черный день».

Прогнозирование и планирование бюджета

Поначалу формирование бюджета может казаться непонятно и сложной задачей. Как можно что-то спланировать, если вы толком не представляете, что вам понадобится в следующем месяце?

Начать можно с того, чтобы просто в течение 3 – 6 месяцев записывать доходы и расходы.

    Советуем разделить:
  • Доходы – на постоянные и случайные
  • Расходы – на предсказуемые (еда, бытовая химия), внезапные (поломки, болезни)

Кроме того, расходы желательно в принципе распределить по категориям, чтобы в дальнейшем было проще ориентироваться. В результате у вас за каждый месяц будет получаться подробная смета, в рамках которой вы уже сами сможете определить и выделить, например, цветом, что действительно было необходимо, а от каких покупок, совершенных импульсивно, вы могли бы отказаться.

Через 3 – 6 месяцев, отмечая такие «необязательные» покупки, вы сами увидите, сколько вы могли бы сэкономить, чтобы потратить, допустим, на отпуск или отложить на покупку машины, квартиры, дома.

В результате у вас появится понимание, сколько вы стабильно получаете денег в месяц и сколько вам действительно нужно для поддержания привычного уровня жизни.

5 шагов к финансовой свободе

Финансовое планирование определяет ваш достаток. Поверьте, даже если бы олигархи не заботились о своем бюджете, они бы очень быстро обанкротились. И статистика говорит о том, что все богатые люди очень щепетильны и прагматичны, когда дело доходит до денежных вопросов.

    Следуйте этим 5 советам, чтобы обрести финансовую свободу:
  • Подсчитайте расходы – чтобы составить бюджет расходов, определите, какие продукты, предметы вам нужны каждый месяц; подумайте, как можно сократить эти траты – например, покупая продукты сразу на 2 – 4 недели.
  • Определите доходы – главное, чтобы месячные доходы перекрывали месячные расходы. Не стоит в этой категории учитывать «случайные деньги» — выигрыши, подарки и т.д. Их лучше будет потом отправить в сбережения.
  • Начните сберегать – подсчитав расходы и доходы, определите точный процент или сумму, которую вы можете откладывать каждый месяц и строго следуйте плану. Поверьте, даже 5 – 10 тысяч в месяц в конечном итоге могут стать для вас важной поддержкой. Но внимательно следите за этой «кубышкой». Если в какой-то момент вам приходится обращаться к «подушке безопасности» слишком часто, значит пора в очередной раз пересмотреть баланс доходов и расходов.
  • Записывайте достижения – записывайте не только расходы и доходы, но и сумму, которая остается каждый месяц. Понимание того, сколько вам удалось сэкономить и отложить, мотивирует вас на то, чтобы продолжать двигаться к финансовой свободе.
  • Будьте реалистами – экономия должна быть рациональной. Нет никакого смысла в том, чтобы 2 часа ехать в магазин, где картошка на 2 рубля дешевле. И нет ничего хорошего в том, чтобы сесть на «хлеб и воду», откладывая 90% зарплаты, если, конечно, вы не задались целью накопить на что-то экстра важное в кратчайшие сроки.

Помните, что задача планирования бюджета – сбалансировать ваши расходы и доходы и сформировать «подушку финансовой безопасности», а не урезать вам все возможности для удовольствия и отдыха.

Управление личными финансами

Бюджетный план – это таблица, в которую вы вносите свои расходы и доходы за определенный период. Как правило, за месяц. Многие воспринимают самое понятие «вести бюджет» как необходимость в строгой экономии и постоянных ограничениях. Хотя на самом деле это инструмент, который просто позволит вам более эффективно распоряжаться своими деньгами и обеспечить все ваши нужды.

Постоянно развивающаяся реклама влияет на всех. Умело расставленные в магазинах товары, постоянные акции, скидки, «возьмите два, третий – в подарок» – все эти уловки вынуждают тратить незапланированные суммы на вещи, которые на самом деле не имеют жесткой необходимости.

Ведение бюджета позволяет выявить все эти «случайные» траты, а в итоге сберечь средства для действительно нужных и важных покупок.

    Как составить бюджет?
  1. Заведите таблицу – в Excel-файле или просто на листе
  2. В одну часть внесите планируемый доход
  3. В другую – планируемые расходы
  4. Отдельно запишите точные расходы (квартплату, платежи по кредитам) и варьируемые (например, еду, развлечения)

Важно, что в расходах не было только(!) необходимых пунктов. Иначе буквально через 2 – 3 месяца удерживания себя в рамках вы забросите эту идею. Постарайтесь выделить какую-то сумму на хобби, развлечения, то, что нравится вам и вашей семье. И дальше удерживайтесь в этих рамках.

Зачем нужно планировать бюджет?

Еще один распространенный миф – планирование нужно только богатым. Многие считают, раз постоянно приходится сводить концы с концами, то и планировать нечего.

Напротив, научившись вести бюджет, вы удивитесь, как много денег у вас будет оставаться на накопления или важные траты.

    Формирование бюджета поможет вам:
  • Перестать тратить слишком много – отсутствие плана расходов практически всегда приводит к лишним тратам. В результате на действительно важные вещи не хватает средств, а вам приходится лишний раз нервничать, когда вы внезапно понимаете, что под конец месяца нечем оплатить коммунальные платежи или бензин.
  • Добиваться поставленных целей – это могут быть любые финансовые цели: от погашения долгов по кредитам до открытия собственного бизнеса или покупки машины, квартиры, дома. Так или иначе, планируя бюджет вы сможете определить приоритетность тех или иных расходов и, откладывая деньги каждый месяц, постепенно прийти к осуществлению своих планов.
  • Создать или увеличить сбережения – формирование «финансовой подушки безопасности» это единственно верный ответ на вопрос, как стать богатым. Как только доходы и расходы будут сбалансированы, вы увидите возможность сформировать сбережения. Часто более существенные, чем вы можете предполагать.
  • Забыть о беспокойстве – если вы не управляете деньгами, деньги управляют вами. Спланировав бюджет и выделив «свободные средства», вы уже не будете переживать из-за внезапно выросших цен на бензин или увеличивающихся коммунальных платежей.
  • Обрести контроль над вашей жизнью – когда расходы и доходы спланированы, вы сами решаете, в какой «категории» потратить больше или меньше, на какие вещи выделить больше средств, а где сэкономить. Вы можете гибко реагировать на все, что происходит, вместо того чтобы судорожно искать возможности и набирать новые и новые кредиты.
  • Избавиться от страхов – понимание, что вам на все хватает, в том числе, на внесение необходимых платежей, на погашение долгов и кредитов, на первостепенные траты, позволит вам избавиться от множества стрессов, отравляющих жизнь. Вы сможете плодотворнее работать и гораздо чаще отдыхать.

К тому же, это очень просто. Не нужно иметь диплом финансиста или опыт работы бухгалтером, чтобы составить бюджет расходов и доходов и следовать намеченному плану.

Как стать богатым? Правило 50/30/20

    Эксперты рекомендуют распределить доходы следующим образом:
  • 50% – на необходимые траты
  • 30% – на желания, развлечения
  • 20% – на оплату долгов и сбережения

Это простое правило позволит вам избавиться от долгов и достаточно свободно распоряжаться деньгами.

В те 50%, которые предназначены для необходимых трат, нужно включить налоги, оплату бензина или дороги до работы, еду, бытовую химию, коммунальные платежи. Если при подсчете вы понимаете, что вам нужно больше, чем половина доходов, значит, нужно пересмотреть либо ваши нужды, либо возможности получения средств.

20% нужно отложить на неожиданные траты и погашение долгов. Даже если это будет 5 – 10 тысяч рублей в месяц, это уже позволит вам избавиться от закредитованности и создать «подушку безопасности» на черный день.

30% вы тратите на свои желания. Иногда сложно отличить желаемое от необходимого.

Поэтому нужно понимать, что необходимое – это то, без чего вы действительно не сможете обойтись или то, без чего качество вашей жизни серьезно ухудшиться.

А, например, такие вещи как поход в ресторан, кафе, кино, путешествие за границу, посещение аттракционов и прочие развлечения можно отнести именно к желаниям.

Важно не исключать эти 30% и не пытаться добавить их к сбережениям или необходимым тратам. Отдых – это то, что действительно нужно человеку. Без развлечений, без положительных эмоций падает работоспособность, повышается усталость. Дело может дойти до серьезных болезней. Поэтому обязательно постарайтесь выделить средства и на свои желания.

Система конвертов – полезная хитрость

Первое время это может быть не слишком удобно (в эпоху, когда все уже привыкли пользоваться картами), но постарайтесь придерживаться этой системы хотя бы полгода – год, чтобы финансово себя дисциплинировать.

    Смысл в том, что вы раскладываете по разным конвертам средства, предназначенные для конкретных нужд:
  • на еду
  • на погашение кредитов
  • на коммунальные платежи
  • и т.д.

Помните – если деньги в конверте кончились, вы не можете потратить больше на эту категорию. Докладывать деньги в конверт нельзя.

Если под конец месяца в конверте остались деньги, направьте их на погашение долгов или отложите в виде сбережений.

Поначалу этот лайфхак может показаться довольно сложным.

    Но у него есть несколько важных преимуществ:
  • это действительно работает
  • это поможет вам выработать дисциплину в обращении с деньгами
  • это один из самых эффективных способов справиться с экстренными тратами
  • не нужно платить комиссию банкам за перевод денег
  • вы тратите деньги более вдумчиво, обдумывая каждую покупку
  • вы вряд ли потратите деньги на что-то неожиданное и бездумное, ведь вся наличность постоянно у вас перед глазами

Если из месяца в месяц в какой-то категории остаются лишние средства или, наоборот, денег все время не хватает, задумайтесь о перераспределении расходов. Либо измените «лимит», либо подумайте, как эффективнее перераспределить планирование трат.

Начните вести бюджет, и вы убедитесь в том, что финансовая свобода доступна каждому.

Источник: https://financer.com/ru/lichnie-financi/formirovanie-budgeta/

Как формируется федеральный бюджет

Доходы бюджета: как они формируются?
8 октября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко проведет парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

В преддверии рассмотрения в парламенте основного финансового документа страны мы решили рассказать о том, как формируется и как принимается федеральный бюджет.

Традиционно рассмотрение проекта федерального бюджета — основной законодательный приоритет осенней сессии.

Недаром его всегда называют главным финансовым законом страны. Впрочем, процедура его рассмотрения время от времени изменялась.

Так, в мае 2006 года президент страны Владимир Путин в своем Бюджетном послании заявил о необходимости реформировать бюджетный процесс. И прежде всего разрабатывать и утверждать госбюджет не только на будущий год, но и на два последующих года, а также сократить число чтений при рассмотрении Госдумой с четырех до трех, что и было сделано законодателями. Так открылась новая глава в государственном бюджетировании.

Бюджетная история

Впрочем, у государства не всегда существовал бюджет в отличие от системы налогообложения. А бюджет появился тогда, когда государство стало планировать свою финансовую деятельность, то есть составлять систему доходов и расходов на определенный период. Одной из первых стала Англия.

Когда в XVI-XVII веках палата общин утверждала субсидию королей, то по окончании заседания канцлер казначейства (тогдашний министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось «открытие бюджета» (budget — в английском тогда можно было перевести как «мешок»).

Уже позже, с конца XVII века, название этого портфеля было перенесено на сам документ, содержащий утверждаемые парламентом план доходов и расходов государства.

В России начало бюджетирования (или порядок государственной росписи доходов и расходов) отсчитывается с 1863 года. В то время был учрежден Государственный банк, а единственным распорядителем бюджета стал министр финансов.

Кстати, «роспись доходов и расходов» стала публиковаться для всеобщего сведения. Учрежденная Первая Государственная дума сразу была привлечена к рассмотрению госбюджета.

И после издания 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России впервые возникает официальное бюджетное право.

После Октябрьской революции с первых же дней подготовка бюджета была объявлена важной и срочной задачей. 28 января 1918 года появились Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь — июль 1918 г.

, в соответствии с которыми и был сверстан первый советский бюджет, утвержденный Советом народных комиссаров. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов, действовавших в течение двух лет. В 1920-1921 годах правительство вернулось к годовому планированию.

Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 года, в которой раздел 5-й так и назывался: «Бюджетное право».

Планирование доходов и расходов

В экономическом смысле федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств страны.

Именно через него идет перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, формируются финансовые ресурсы для экономического развития, реализации социальной политики и укрепления обороноспособности.

Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а порядок его формирования и исполнения детально регламентирует Бюджетный кодекс РФ.

Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные. Бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 1 января и планируется на двухлетний период.

Разработка и формирование госбюджета — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов и муниципальных образований.

Основным документом, в котором отражаются и стратегические, и тактические планы бюджетной политики государства, является ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

В нем, частности, глава государства формулирует главные задачи бюджетной политики на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.

Именно этим прежде всего и руководствуется Правительство РФ при работе над формированием госбюджета.

После утверждения проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год на заседании Правительства РФ он вносится на рассмотрение Госдумы (до 2007 года — в конце августа, сейчас — не позднее 1 октября).

Совет Госдумы в течение трех дней направляет его в Совет Федерации, думские комитеты, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Парламентские чтения

С июля 2007 года, когда Госдумой был принят федеральный бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, законопроект о госбюджете депутаты стали рассматривать в трех чтениях (до этого — в четырех).

В первом чтении рассматриваются основные параметры (размер доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, расходов, дефицит) и концепция госбюджета (главные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты во взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; пределы внешних заимствований; объем нефтегазового трансферта). При этом обязательно указываются прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.

Также обсуждается прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год. Он разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемые годы.

Причем по Бюджетному кодексу Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит госбюджета, если на это отсутствует положительное заключение Правительства.

Если депутаты не принимают проект бюджета в первом чтении, то они могут:

передать его в согласительную комиссию, формируемую из представителей Госдумы, Совета Федерации, Правительства и обязанную в течение 10 дней представить согласованный вариант; вернуть его в Правительство РФ, обязанное в течение 20 дней доработать проект и представить его на рассмотрение в Госдуму.

Если по итогам работы согласительной комиссии или дополнительной работы с Правительством РФ решение не принято, то проект федерального бюджета считается повторно отклоненным. Причем это уже равносильно постановке вопроса о доверии Правительству РФ и его роспуске.

Если законопроект принят в первом чтении, то основные параметры бюджета не могут быть изменены в последующих чтениях.

Во втором чтении Госдума рассматривает и утверждает различные приложения к закону о госбюджете, устанавливающие, в частности, источники финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов; распределение межбюджетных трансфертов; программы государственных внутренних и внешних заимствований, госгарантий в рублях и иностранной валюте; долгосрочные (федеральные) целевые программы с суммами ассигнований.

При этом до второго чтения должны быть приняты федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчете государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда.

Госдума рассматривает проект бюджета во втором чтении в течение 35 дней после его принятия в первом.

Основную работу по сбору и обобщению поправок ведет Комитет по бюджету, который готовит сводные таблицы поправок и направляет их в профильные комитеты и Правительство РФ, которые, в свою очередь, должны определиться, какие поправки они одобряют к принятию, а какие — к отклонению. Поправки по межбюджетным трансфертам рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

Если Госдума не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты бюджета.

Если законопроект отклоняется во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.

В третьем чтении Госдума рассматривает и утверждает расходы госбюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, предусмотренным отдельными приложениями, принятыми во втором чтении. Утверждается также ведомственная структура расходов. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на ание в целом.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации рассматривает закон в целом в течение 14 дней со дня его представления Госдумой.

В случае отклонения закон передается в согласительную комиссию, в течение 10 дней она выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный вариант, который обсуждается только в одном чтении.

Закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном ании за него проали не менее 2/3 общего числа депутатов.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ.

Если до 15 декабря текущего года закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не принят или по другим причинам не вступил в силу до 1 января, то орган, исполняющий бюджет, правомочен выделять средства не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал или не более 1/12 в расчете на месяц.

Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то орган, исполняющий бюджет, не имеет права: предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели, выделять бюджетные средства на возвратной основе, предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам, осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал, формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Бюджетные правки

Ситуация в экономике, особенно в условиях глобализации рынков и сегодняшних антироссийских санкций, может складываться по-разному, в том числе и негативно, когда рушатся ранее сделанные прогнозы социально-экономического развития, а значит, и основные параметры принятого бюджета. Впрочем, возможна и обратная ситуация, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные.

В этих случаях Правительство РФ обязано внести в Госдуму проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о госбюджете, который подлежит приоритетному и внеочередному рассмотрению.

Например, при форс-мажорной ситуации, когда произошло снижение ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10 процентов годовых назначений. Если в этом случае правительственный законопроект не принимается Госдумой, кабмин имеет право на пропорциональное сокращение бюджетных расходов до момента принятия законодательного решения по данному вопросу (подобная процедура получила название «секвестр»). Например, так случилось в мае 1996 года, когда Правительство внесло в Госдуму проект закона «О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год», который через полтора месяца в итоге был отклонен депутатами. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях, которые любое государство старается не допустить. РФССергей Рябухин председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам — Нулевое чтение проекта федерального бюджета — это своеобразный момент истины для Правительства и в то же время эффективный инструмент предварительного рассмотрения документа для депутатов и сенаторов. Здесь парламентарии имеют возможность вне жестких привязок к Бюджетному кодексу обменяться мнениями, подискутировать, услышать и понять. Это дает возможность без жестко регламентированных процедур, прописанных в самом регламенте рассмотрения бюджетных заявок, рассматривать альтернативные точки зрения по целевому использованию федеральных денег. Ведь важно не просто добиться утверждения бюджетной росписи в законе о бюджете, а чтобы эта роспись достигала наивысшего результата с точки зрения эффективности расходования средств. Однако должен заметить, работа законодателей начинается задолго до нулевого чтения. Последние внесенные на рассмотрение Правительства предложения в концепцию бюджета на ближайший трехлетний период были сформированы на заседании нашего комитета в конце июня. Как правило, предложения к нулевому чтению проекта федерального бюджета готовятся всеми комитетами палаты регионов, которые потом собираются в профильном комитете по бюджету и финрынкам и оформляются как предложения Совета Федерации. В дальнейшем Правительство рассматривает заявки отраслевых министерств, главных распорядителей бюджетных средств, с учетом мнения палаты регионов и майского указа президента, в котором определены приоритетные направления развития государства. После этого проект бюджета вносится в Государственную Думу в виде окончательного документа, который рассматривается на парламентских слушаниях в режиме нулевого чтения. В текущем году, к примеру, мы надеемся увидеть документ вместе с первыми его оценками Счетной палаты в Совете Федерации, куда будут приглашены первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин, губернаторы, председатели региональных законодательных собраний и эксперты из ВШЭ и МГУ. В ходе слушаний мы сравним документ, который внес кабмин, с заключением Счетной палаты и теми рекомендациями, которые были внесены нами ранее, выясним, какие из них были учтены, а какие отклонены и по какой причине, и уже по итогам этого нулевого чтения выработаем рекомендации Правительству.

Источник: https://finance.rambler.ru/other/40979798-kak-formiruetsya-federalnyy-byudzhet/

Доходы бюджета: как они формируются?: Доходная часть бюджета во многих западных странах образуется за счет

Доходы бюджета: как они формируются?

Доходная часть бюджета во многих западных странах образуется за счет следующих видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов (косвенных налогов на товары массового потребления и на услуги), налогов на предметы потребления.

Наибольший удельный вес составляют: а) налоги на доходы физических и юридических лиц; б) отчисления на социальное страхование (поддержка престарелых, нетрудоспособных граждан). Доходы государства поступают в его бюджет. При этом различаются федеральный бюджет, региональные бюджеты и суммы всех бюджетных доходов в консолидированном бюджете (табл. 28.1).

Таблица 28.

1
Доходы консолидированного бюджета в 2003 г. (в процентах ко всем доходам)

Из табл. 28.1 видно, что основную долю поступлений денег в бюджет составляют налоги. В связи с этим фискальная политика государства должна быть направлена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов. Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновидность налогообложения — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль фирм. Как определяется величина этого налога? Сначала подсчитывается валовой доход — сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников. По законодательству обычно разрешается из валового дохода произвести следующие вычеты: а) производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы; б) различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Значит, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами. Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различают следующие ставки налога: • прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов; • пропорциональные — единый процент уплаты налогов независимо от доходов; • регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов (рис. 28.4).

Виды налогов

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60—70-х гг. XX в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», широкое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения. Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база — заработная плата и прибыль. Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (рис. 28.5).

Кривая Лаффера

Было теоретически доказано: ставка налога в 50% (Но) является оптимальной. В таком случае достигается максимальная сумма налогов (Н„). При ставке налога выше Но резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При ставке налога, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству. Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70%. Американские экономисты говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. В 80-х — начале 90-х гг. XX в. в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Их цель — ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот. Среди бюджетных поступлений ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от '/, до '/, всех поступлений в бюджет). При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т. п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Подоходный налог подсчитывается по прогрессивной шкале ставок. Налоги на прибыли компаний составляют важную часть поступлений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран в последние годы эта доля доходов имеет тенденцию к уменьшению. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для малых предприятий, чтобы стимулировать их деятельность. В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей. Существенную фискальную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины — государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной. В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений и б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета. Нельзя не заметить, что часть налогоплательщиков различными способами пытаются избавиться от уплаты налогов. Сотрудники налоговой полиции обнаружили свыше 100 способов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых: • занижается объем произведенной продукции; • завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть прибыли); • торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается. Во второй половине XX в. разработаны новые способы ухода от налогов. В обход налоговых органов преступники стали переправлять свои доходы в места с разными названиями: • «налоговые убежища»; • «налоговые гавани»; • «оффшорные зоны» (от англ. off shore — вне берега). Такие укрытия для доходов — это небольшие государства и территории, куда активно привлекаются ссудные капиталы из-за рубежа. Владельцам капиталов предоставляются налоговые и другие льготы. Выделяются: семь официальных оффшорных центров: 1) Багамские острова; 2) Бахрейн; 3) Гонконг; 4) Сингапур; 5) Каймановы острова; 6) Панама; 7) Нидерландские Антильские острова. Не имеют официального правового положения «оффшор» более 70 территорий, где также предоставляют оффшорные услуги (Бермудские острова, Гибралтар, Кипр, Мальта, Швейцария и др.). Конечно, укрывательство от налогообложения уменьшает объемы доходной части бюджета и его расходной части. Источник: Е. Ф. Борисов. ЭКОНОМИКА. 2009

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/obschie-rabotyi_719/dohodyi-byudjeta-kak-oni.html

Refpoeconom
Добавить комментарий