Доходная часть бюджета

2.14 Государственный бюджет. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019

Доходная часть бюджета
2.14 Государственный бюджет. I. Государственный бюджет. Бюджетная система РФ. II. Источники бюджета. Доходы и расходы бюджета. III. Бюджетная политика. 

IV. Государственный долг. Источники покрытия бюджетного дефицита. 


I. Государственный бюджет. Бюджетная система РФ. 

Государственный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

Государственный бюджет разрабатывается Правительством и утверждается Государственной думой

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год. Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов. Доходы государственного бюджета: налоги на доходы юридических и физических лиц, поступления от реального сектора (налог на прибыль), поступление косвенных налогов и акцизов, пошлины и неналоговые сборы, региональные и местные налоги. Расходы государственного бюджета: промышленность, социальная политика, сельское хозяйство, государственного управление, международная деятельность, оборона, правоохранительная деятельность, наука, здравоохранение.

Выделяют следующие этапы бюджетного процесса:– бюджетное прогнозирование (Министерство финансов);– составление бюджета (Правительство)– рассмотрение и утверждение проекта бюджета;(Государственная дума)– исполнение бюджета в течение бюджетного года; (осуществляется Правительством)

– анализ и контроль исполнения бюджета. (Счетная палата)

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. 

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 

Федеральный бюджет составляет и отвечает за его исполнение Правительство РФ, утверждает — Федеральное собрание (Государственная Дума, Совет Федерации). 

Бюджеты субъектов РФ составляют и отвечают за исполнение Правительства (администрации) субъектов РФ, утверждают — Государственные собрания, законодательные собрания, областные, краевые думы, парламенты и др. 

Местные бюджеты (городские, районные, сельские) составляют и отвечают за исполнение городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др. утверждают — выборные собрания, районные, городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др. 

II. Источники бюджета. Доходы и расходы бюджета. 

Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, а расходы — выплачиваемые из бюджета денежные средства. 

Источники государственного бюджета: 

1)    Налоги 2)    Государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.) 3)    Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег. 

4)    Займы у международных организаций. 

Доходная статья: пени, штрафы,налоги, средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности, приватизация государственного имущества, эмиссия, займы.

Основное место в расходах российского правительства занимают национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение. 
Главные источники доходов государства — налоговые доходы. 

Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), на обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики. 

Сальдо — разница между доходами и расходами государства.
III. Бюджетная политика. 

Бюджетная политика — определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. 

Бюджет может быть сбалансированным, когда доходы и расходы примерно равны, дефицитным или профицитным.

Профицит государственного бюджета возникает, когда государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем может реально получить доходов (т. е. доходы государства превышают его расходы).

Дефицит государственного бюджета — обратная ситуация: государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов (т. е. расходы государства превышают его доходы). 

Способы покрытия бюджетного дефицита:

  • сокращение бюджетных расходов (в т, ч. урезание социальных программ; может привести к социальным протестам и политической нестабильности); 
  • изыскание дополнительных доходов (нередко связано с повышением налогов; опасно, так как ведёт к снижению доходов государства и росту «теневой экономики»); 
  • выпуск (эмиссия) необеспеченных денег (рост инфляции и бюджетного дефицита); 
  • одалживание денег (государственный долг). 

IV. Государственный долг. Источники покрытия бюджетного дефицита. 


Государственный долг
— это долговые обязательства государства и муниципалитетов перед отечественными и иностранными  гражданами, фирмами и другими организациями. 

Различают внутренний долг (перед гражданами, фирмами и организациями своей страны, иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов) и внешний долг (перед иностранными государствами и финансовыми организациями, предоставившими кредиты на основе межправительственных соглашений). 

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводят к дефициту бюджета — одному из негативных экономических показателей. Заметим, что бюджет, имеющий профицит, т. е. превышение доходов над расходами, более редкое явление. 

Источники покрытия бюджетного дефицита.

 

1.    Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкладывают свои сбережения.

В этом случае увеличивается государственный долг, так как лица, купившие облигации и другие долговые обязательства государства, предоставили государству кредит, и через какое-то время оно обязано вернуть эти деньги своим кредиторам.

Государственные займы оказывают благотворное влияние на экономику, если финансирование государственных расходов компенсирует сокращение частных инвестиций. Эта политика получила название дефицитного бюджетного финансирования. Оно служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости. 

2.

    Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные казначейские обязательства выпускает определённую сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег. В данном случае возникает угроза инфляции, так как создаётся добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.  

2.13 Налоги.
 I. Налоги и сборы. Функции налогов. 
Налоговая система — законодательно закрепленная совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания.

В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:
Всеобщность — охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом.
Обязательность.

Юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго указанное сроки, нарушение сроков или отклонение от уплаты карается законом.
Равнонапряженность, т. е. взимание налогов по единым ставкам, независимо от субъектов налогообложения.

Однократность — недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза.
Стабильность. Ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться.
Простота и доступность для восприятия.
Гибкость. Налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.

Справедливость.

В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги.

Второй — то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги. 

I. Налоги и сборы. Функции налогов. Государство на своей территории обладает исключительным правом сбора налогов. 

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. 

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государством юридических действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий. 

Выделяют следующие функции налогов: 

  • фискальную (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства); 
  • социальную (распределительную) (за счёт частичного перераспределения средств, собранных в качестве налогов, происходит некоторое сглаживание социального неравенства); 
  • регулирующую (влияние на структурные изменения в экономике, развитие внешнеэкономических связей, влияние на потребление и др.). 

Также выделяют стимулирующую функцию (обеспечение развития научно-технического прогресса, снижение безработицы)
Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения нало­гового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога. 
Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог. 
Объекты налогообложения — доход (прибыль), имущество (материальные ре­сурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость.

Единица налогообложения — единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, масштабом налога с владельцев автотранспортных средств является мощность двигателя автомобиля. Мощность может быть определена в различных единицах — в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица измерения мощности в целях налогообложения и будет являться е. н. Выбор той или иной единицы налогообложения из ряда возможных диктуется соображениями удобства, а т.ж. традициями. Например, при обложении земель используются единицы измерения, принятые в стране (акр, гектар, сотка, квадратный метр и др.). При установлении акцизов на бензин в качестве единицы налогообложения могут фигурировать литр, галлон, баррель и т.д. При налогообложении прибыли и доходов единицей налогообложения выступает национальная денежная единица.
Источник налога — средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т. д.).

Налоговые льготы — уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т. д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налоговые платежи — виды и группы налогов.
Налоговая база — сумма, с которой взимается налог.
Налоговое бремя — отношение налоговой суммы к доходу.
II. Виды налогов. 

По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. 

Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика.

Объектом налогообложения могут быть:

  • доходы налогоплательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций), 
  • принадлежащее налогоплательщику имущество (например, налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог),
  • определённые виды деятельности (например, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов). 

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, накапливаются у продавца товаров и выплачиваются им в казну. 

К косвенным налогам относят:

  • налог на добавленную стоимость, 
  • акцизы, 
  • таможенные пошлины и сборы. 

Та­мо­жен­ная пошлина — налог, взи­ма­е­мый с вла­дель­ца то­ва­ра при пересечении гра­ни­цы (экспорте или им­пор­те товара).
По характеру ставок различают:

  • регрессивные налоги (ставки снижаются при возрастании налоговой базы), 
  • пропорциональные (ставки не зависят от величины налоговой базы),
  • прогрессивные (ставки увеличиваются при возрастании налоговой базы). 

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: 

  • федеральные (налог на добавленную стоимость(НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль(доход) организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, государственная пошлина) 
  • региональные (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес) 
  • местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор)  

Граждане РФ могут рассчитывать на получение социального налогового вычета. Для него необходимо одно из следующих оснований: получение образования, оплата лечения, наличие ребенка и так далее. ЕГЭ по обществознанию / Экономика ЕГЭ Предыдущая публикация Следующая публикация

Источник: https://socialtutors.ru/egeobsch/economicege/32-214-gosudarstvennyj-bjudzhet-teorija-egje-po-obschestvoznaniju-2019.html

Государственный бюджет . Кратко. — УчительPRO

Доходная часть бюджета

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе.

Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях.

После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

 Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

 Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82/

Основные статьи доходной части бюджета

Доходная часть бюджета

1.Налоговые поступления.

2.Доходы от государственной собственности.

3.Государственные займы.

4.

Денежная эмиссия.

Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых доходов (например, от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета непостоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.

50. Определение и виды налогов. Понятие налоговой ставки и объектов налогообложения. Налоговая нагрузка и механизмы ее перераспределения.

Налогявляется обязательным платежом, взимаемым государством с юридических и физических лиц.

Объектом налогообложения, или налогооблагаемой базой являются стоимость имущества, размер доходов, цена товара или услуги до налогообложения и т.п.

Налоговая ставка представляет собой процентное отношение суммы налоговых выплат к налогооблагаемой базе.

Виды налогов:

1. По территориальному признаку налоги подразделяются на федеральные, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные.

2. По формам взимания налоги бывают прямыми и косвенными.

Прямыми налогами облагаются доходы и имущество конкретных юридических и физических лиц. К их числу относятся налог на прибыль, имущество, за пользование природными ресурсами, на операции с ценными бумагами, подоходный налог с граждан, отчисления в дорожные фонды и т.п.

Косвенными налогами облагаются отдельные единицы товаров и услуг. Они выплачиваются неопределенными участниками экономических отношений в момент совершения соответствующих операций.

Косвенные налоги непосредственным образом включаются в рыночные цены, увеличивая их.

Примером данных налогов являются налог на добавленную стоимость (НДС), с продаж, акцизный налог, импортные и экспортные Таможенные пошлины и т.п.

3. В зависимости от характера изменения налоговых ставок различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Особенностью пропорциональных налогов является постоянство налоговых ставок. При прогрессивных налогах их ставки растут по мере увеличения размера доходов, стоимости имущества, а при регрессивных — снижаются.

Налог на прибыль акционерных обществ может быть распределен между акционерами (в форме уменьшения- размера дивидендов), покупателями продукции (посредством повышения цен) и поставщиками ресурсов (через снижение закупочных цен).

Налог на имущество зачастую перераспределяется на арендаторов путем повышения арендной платы. Но сами арендаторы-производители могут переложить налоговую нагрузку на потребителей своей продукции или услуг, включая арендную плату в издержки производства и тем самым увеличивая рыночные цены.

Возможности перераспределения налоговой нагрузки между отдельными субъектами экономики в отношении косвенных налогов зависят от эластичности спроса и предложения.

Чем выше эластичность спроса, тем большую часть налоговой нагрузки приходится нести производителю в форме уменьшения прибыли.

Но при высокой эластичности предложения налоговая нагрузка в большей степени может перекладываться на покупателей продукции или услуг путем повышения цен.

51. Понятие государственного долга. Причины бюджетного дефицита и методы его финансирования.

Государственным долгом признаются обязательства гос-ва перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям. Он обеспечивается полностью и без условий всем государственным имуществом, составляющим казну.

Бывает внутренний образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства и внешний задолженность государства правительствам организациям или гражданам других стран в национальной и иностранной валюте.. может образовываться когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций

Бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.

бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе

должны быть сбалансированы.

Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых доходов (например, от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетным профицитом (профицитом бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетным дефицитом (дефицитом бюджета).

Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов (секвестр). При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.

Причины бюджетного дефицита:

1.Экономический спад и депрессия, в том числе под влиянием роста издержек общественного производства.

2.Кризис неплатежей, когда предприятию или организации не возвращают в срок долги, поэтому они не платят зарплату и не возвращают кредиты.

3. Крупномасштабные обороты теневой экономики.

4.

Несовершенство налоговой системы.

5. Неоправданно раздутые расходы на содержание государственного аппарата, неэффективное финансирование военно-промышленного комплекса, социальных программ др.

Методы финансирования бюджетного дефицита:

1. Внутренние и внешние государственные займы в форме продажи государственных ценных бумаг или получения прямых кредитов. Внутренние займы — это с народом, предприятиями, а внешние заимствования это взаимодействие с зарубежными субъектами экономики и международными финансовыми организациями.

2. Увеличение налоговой нагрузки.

3. Дополнительная денежная эмиссия.

52. Дискреционная и автоматическая бюджетная политика. Инструменты стимулирующей и сдерживающей фискальной политики.

Дискреционная бюджетная политика — комплекс мер, посредством которых законодательная власть манипулирует системой налогообложения и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста в целях поддержания высокого уровня экономической активности.

Во время экономического спада и депрессии проводится стимулирующая бюджетная политика. Увеличение совокупных расходов (потребления, инвестиций, государственных расходов, чистого экспорта).Дефицитный бюджет, который предусматривает рост государственных расходов, снижение налоговой нагрузки.

В условиях инфляции спроса необходима сдерживающая бюджетная политика. Ее меры носят противоположный характер — сокращение государственных расходов, увеличение налоговой нагрузки. Такой бюджет будет профицитным.

Автоматическая бюджетная политика — это экономический механизм, корректирующий развитие экономики с целью сдерживания намечаемых нежелательных тенденций автоматически, т.е. не требуя пересмотра налогового законодательства, системы трансфертных платежей, утверждения или реструктуризации государственного бюджета.

Если в стране наблюдаются высокие темпы экономического роста, то велика вероятность инфляции. Однако она будет удерживаться благодаря увеличению налоговых поступлений и уменьшению суммы трансфертных выплат из государственного бюджета.

Расширяется налогооблагаемая база (увеличиваются валовая прибыль, суммарный фонд оплаты труда, совокупная стоимость имущества), сокращается число предприятий, нуждающихся в субсидировании, а также уменьшается численность населения, в отношении которого осуществляются выплаты пособий (количество бедных, безработных).

Во время экономического спада рассмотренные процессы протекают в обратном направлении, что противодействует нежелательному уменьшению величины ВВП.

Факторы, снижающие эффективность бюджетной политики:

1. Инерционность системы принятия и реализации необходимых решений. В результате экономическая ситуация в стране может измениться и потребовать проведения других мер.

2. При небольшом сроке до новых выборов законодательных органов политические деятели вряд ли будут принимать такие непопулярные решения, хотя это может потребовать экономическая обстановка.

3. Внешнеэкономические отношения. Например, в условиях экономического спада или депрессии в стране проводится стимулирующая бюджетная политика. Такая политика увеличивает спрос на деньги частных инвесторов.

Приток иностранной валюты в страну увеличивается поднимая курс национальной. Это ограничивает экспортные возможности страны и стимулирует импорт. Сокращается национальное производство, ориентированное на экспорт.

Уменьшение величины ВВП.

4.

Инфляция, в условиях которой, как уже отмечалось, запланированный прирост расходов в реальном исчислении заметно сокращается, эффект мультипликатора совокупных расходов ослабляется, что уменьшает величину прироста реального ВВП. Кроме того, инфляция влияет на рост процентных ставок в стране. Это еще больше сокращает частные инвестиции в производство, ограничивает текущее потребление населения и приводит к негативному воздействию на экономику.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения.

Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.

Расширительная фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

Перерасход (дефицит) правительство будет покрывать за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д. Оно может занять и у центрального банка.

Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.

Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок.

Инструментамифискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

· государственные закупки;

· налоги;

· трансферты.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде и имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

53. Принцип сравнительных преимуществ и его влияние на международную специализацию и торговлю, взаимодействие мировых и национальных рынков.

Существует абсолютное и сравнительное преимущество страны в производстве отдельных видов продукции.

Абсолютное преимущество — это более высокая эффективность использования факторов производства, измеряемая отношением объема продукции к количеству затраченных факторов производства.

Сравнительное преимущество выявляет такой показатель, как альтернативная стоимость (альтернативные, вмененные издержки, издержки упущенных возможностей, упущенной выгоды).

Абсолютное и сравнительное преимущества влияют на производственную специализацию по странам и состав, направления товарных потоков международной торговли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_32415_osnovnie-stati-dohodnoy-chasti-byudzheta.html

Государственный бюджет — Answr

Доходная часть бюджета

Совокупность доходов и расходов государства в строго определенный временной период, оформленная в виде финансового документа с обязательным указанием источников и предполагаемых размеров денежных поступлений, направлений и объемов их расходования.

Для формирования государственного бюджета, отражающего потребности страны, подлежащие финансированию для их удовлетворения из казны государства, правительственные органы, участвующие в его составлении, исследуют и утверждают расходную и доходную части, каждая из которых является обязательной структурной формой госбюджета. Государственный бюджет складывается из следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • местного;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура расходной части бюджета

Государственные расходы, закладываемые в бюджет страны, формируются из совокупности всех потребностей государства в определенный временной период. Денежные средства из госказны направляются на удовлетворение таких национальных целей и интересов, как:

  • Военные. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
  • Экономические. Формирование госсобственности, погашение внешнего долга, поддержка предпринимательства, пополнение государственного резерва, участие в инвестиционных проектах, прочие расходы экономического характера.
  • Внешнеполитические. Расходы для осуществления международной деятельности, участия в интернациональных объединениях, организациях, ассамблеях, обеспечения международных соглашений и прочее.
  • Социальные. Обеспечение страховых, пенсионных, целевых и прочих выплат, бюджетные ассигнования на содержание медицинских, образовательных, культурных и других социальных объектов. Расходы на формирование и функционирование социальной политики государства.
  • Расходы на государственное управление. Предусматривают обеспечение деятельности президента страны, органов власти и другие потребности общегосударственного управления.

Таким образом, государственный бюджет имеет три структуры расходов, включая ведомственную, экономическую и функциональную. Главный финансовый документ страны также включает в себя закрытые статьи расходов, как правило, используемые Министерством обороны, но часто распределяющиеся и на социально-экономическую сферу.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.

Государственные доходы, превысившие расходы, образуют профицит бюджета, фактически избыток денежных средств. В случае, когда расходная часть оказывается больше доходной, формируется дефицит.

Принципы построения государственного бюджета

В абсолютном большинстве демократических стран составление государственного бюджета возложено на правительство, принятие и утверждение его поручено высшим законодательным органам.

Бюджет может формироваться на различные временные периоды, устанавливаемые Конституцией или соответствующими национальными законами государств. К принципам построения государственного бюджета относятся:

  • единая бюджетная система;
  • достоверность показателей бюджета;
  • самостоятельность бюджетных уровней;
  • открытость и гласность бюджета;
  • разграничение доходной и расходной частей между уровнями бюджетной системы.

Для эффективности использования бюджетных средств, адекватности и актуальности формирования государственного бюджета государство обеспечивает бюджетный учет, основы которого заложены в действующем законодательстве.

Статьи на эту тему

  • Нефть и бюджет РФГосударственные финансыРоссийская экономика во многом зависит от экспорта нефтепродуктов и, соответственно, от мировых цен на нефть.
  • Операционный бюджетКоммерцияОбщий объем финансовых потребностей компании, зависящий от прогнозируемого уровня затрат и объема прибыли.
  • Баланс государственного бюджетаГосударственные финансыСоотношение расходов и доходов государства.

Источник: https://answr.pro/articles/167-gosudarstvennyiy-byudzhet/

ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет

Доходная часть бюджета

Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.

Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.

Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.

По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Части госбюджета:

  • доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
  • расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.

Счётная палата – это парламентский орган финансового контроля РФ.

Федеральное казначейство (Казначейство России)  –  федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.

Функции госбюджета:

  • регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
  • контролирующая (легально контролирует действия правительства);
  • информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
  • направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).

Уровни бюджетной системы РФ:

  • федеральный бюджет,
  • бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
  • бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).

Источники госбюджета:

  • налоги,
  • государственные займы,
  • доходы от предпринимательской деятельности государства
  • пошлины и неналоговые средства,
  • походы от внешнеэкономической деятельности.

Направления расходов госбюджета РФ:

  • оборона
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • содержание органов власти
  • оплата труда работников бюджетной сферы
  • развитие национальной экономки
  • ЖКХ
  • охрана окружающей среды
  • образование
  • культура
  • СМИ
  • здравоохранение
  • спорт
  • социальная политика
  • межбюджетные трансферты
  • выплата государственного долга

Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.

 Путипреодоления дефицита госбюджета:

  • внутренние займы
  • внешние займы
  • денежная эмиссия
  • продуманная политика государства

Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.

Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.

Факторы, влияющие на состояние госбюджета:

  • состояние налоговых поступлений
  • государственные расходы
  • политика государства
  • фаза экономического цикла в стране

Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь

В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.

Социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд
  • Фонд социального и обязательного медицинского страхования
  • Федеральная служба по труду и занятости

Экономические внебюджетные фонды:

  • Фонд развития промышленности
  • финансовые фонды поддержки отраслей
  • инвестиционные фонды и др.

Государственный долг

Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.

Виды государственного долга:

  • внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)

Внутренний государственный долг  включает в себя:

  • рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
  • нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
  • внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)

Виды государственного долга по срокам его выплаты:

  • краткосрочный ( до 1 года)
  • среднесрочный ( до 5 лет)
  • долгосрочный ( свыше 5 лет)

Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-21-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9/

Refpoeconom
Добавить комментарий