Диверсификация экспорта

Как России диверсифицировать экспорт

Диверсификация экспорта

Встраивание именно крупных производств в глобальные цепочки могло бы быть наиболее прямым путем диверсификации российского экспорта /Андрей Гордеев / Ведомости

Нужно ли государству помогать экспортерам? Экспортеры, как правило, лучшие компании в своих отраслях, и совсем не очевидно, что они нуждаются в помощи.

Но российская ситуация отягощается тем, что основной экспорт страны формируется в добывающем секторе, что создает дополнительные риски для экономики из-за нестабильности мировых цен на сырье.

Поэтому увеличение экспорта обрабатывающей промышленности – это важный приоритет структурных реформ в экономике. Для достижения этой цели одних институциональных преобразований недостаточно: работу институтов поддерживают те, кто в них заинтересован.

Но в экспорте главные игроки – сырьевые производства, которые заинтересованы в сохранении текущих настроек. Чтобы преодолеть эту тенденцию, нужно вырастить крупных экспортеров в обрабатывающей промышленности, в том числе правильно используя имеющиеся у государства возможности.

В арсенале правительства много инструментов, которые влияют на внешнюю торговлю.

Принято считать, что для экспортеров важен слабый рубль, поэтому бизнесмены часто критикуют Центробанк, который во главу угла поставил низкую инфляцию и отпустил курс в свободное плаванье, так что рубль вторит динамике котировок нефти.

Однако эмпирические исследования не подтверждают связь успеха экспортеров и слабой национальной валюты. Для развития экспорта, его диверсификации нужны другие меры.

Глобализация производства и капитала взаимосвязаны: согласно исследованию Всемирного банка, роль иностранных инвестиций в росте экспорта очень велика. Сегодня одни детали товара производятся в одной стране, другие – в другой, а конечный продукт собирается в третьей.

Транснациональные корпорации инвестируют в каждое звено своей производственной цепи, которое априори рассчитано на экспорт: в постиндустриальный век выигрывают те, кто встраивается в глобальные производственные цепочки.

Помимо роста поступлений налогов в бюджет и создания рабочих мест товары, которые выдерживают конкуренцию на глобальном рынке, способствуют снижению нефтяной зависимости, делают экономику более устойчивой к скачкам цен на энергоресурсы.

Повышая торговые барьеры и объявляя политику импортозамещения, Россия наносит удар собственной экономике.

Смысл международной торговли в том, чтобы, приобретая импортные товары по более низкой (даже с учетом затрат на доставку) цене, можно было сосредоточить ресурсы на направлениях, в которых у нас есть конкурентное преимущество.

Современная торговая теория подчеркивает, что либерализация торговли помогает выявить наиболее эффективные для страны отрасли и фирмы, снижает издержки производства и повышает конкурентоспособность экономики.

Дешевый импорт тем более актуален для нас, что большая часть производств использует импортное сырье, оборудование или детали. Более 60% импорта в России участвует в дальнейшем производстве внутри страны.

Исследования на примерах разных стран показывают, что чем больше импортируется промежуточных товаров, тем успешнее отрасль или фирма.

В ряде эмпирических работ даже установлена причинно-следственная связь: импорт промежуточных товаров способствует росту эффективности отдельных фирм и экономики в целом. И напротив, в экономике сильно «защищенной» производительность падает.

Импортозамещение же стимулировало «простые» отрасли и ударило по хайтеку. Желание диверсифицировать экономику в очередной раз споткнулось о внутреннее препятствие.

Сегодня более половины российского экспорта составляют нефть и газ, доходы от них формируют большую часть федерального бюджета. Естественной альтернативой сырью должен стать экспорт товаров обрабатывающей промышленности.

Однако 25 лет усилий, направленных на достижение этой цели, не очень себя оправдали.

Что сдерживает развитие этого экспорта? Недостаточно новых экспортных фирм, товаров и направлений? Или существующие экспортеры недостаточно полно используют свой потенциал? Для понимания «нормальностей» и «аномалий» полезно сравнить структуры экспорта России с другими странами.

Вклад топ-экспортеров в России и США в экспорт обрабатывающей промышленности очень похож, поэтому интересно обратить внимание на различия.

Так, в США крупные экспортеры (те, которые поставляют пять и более товаров в пять и более стран) составляют 11% от общего числа экспортеров и обеспечивают 92% экспорта обрабатывающей промышленности. В России такие экспортеры составляют 6% от общего числа и обеспечивают только 53% экспорта обрабатывающей промышленности. Малые экспортеры (один товар в одну страну) в России обеспечивают 4% экспорта, а в США всего 0,2% экспорта, составляя при этом около 40% экспортирующих фирм в обеих странах.

Это дает основания полагать, что в России не хватает крупных несырьевых экспортеров с диверсифицированной товарной структурой экспортного портфеля, а уже имеющиеся недостаточно крупны. А значит, меры по поддержке и развитию экспорта должны быть ориентированы в первую очередь на крупных игроков.

В последние годы поддержка по стимулированию экспорта была адресована среднему и малому бизнесу, что неплохо для развития конкурентоспособного малого и среднего бизнеса, но это не сможет значительно улучшить ситуацию с диверсификацией экспорта.

Продвижение крупных экспортеров и расширение ассортимента их экспортных поставок сопряжено с другими проблемами и требует других мер.

Встраивание именно крупных производств в глобальные цепочки могло бы быть наиболее прямым путем диверсификации российского экспорта. Эти компании уже имеют значительные масштабы, поэтому отдача от их модернизации будет заметна в короткие сроки. Возможно ли это в реальности? Очень сложно, но не невозможно.

Значительная часть работы должна быть сделана на региональном уровне, путем тиражирования успешного опыта ряда российских регионов.

Однако важно, чтобы привлечение западных инвесторов было нацелено не на поставку товаров на внутренний рынок, чтобы исходная ориентация была именно на экспорт продукции, а также чтобы логистика, транспорт и таможня не были непреодолимыми издержками для производств.

Чтобы узнать, какие таможенные тарифы эффективны для производителей, мы оценили, как меняется добавленная стоимость при производстве товаров при существующей структуре тарифа по сравнению со снижением этого тарифа до нуля. Анализ отраслевой структуры тарифов 2014 г.

показал, что от протекционизма заметно выигрывают секторы производства мяса, молока, текстиль, обувь, металлургия и др.

Но секторы с высокой добавленной стоимостью – там, где вклад российских производителей наиболее ценен, – либо проигрывают от существующих тарифов по сравнению со свободной торговлей (например, производство электрооборудования), либо выигрывают совсем немного. Такой результат говорит о несоответствии структуры тарифа задачам структурной перестройки экономики.

По сути, тарифы создают антиэкспортное смещение экономики. Наш анализ также показал, что, если снизить все тарифы в 2 раза, ситуация во многих секторах станет более сбалансированной. Сверхвысокая «защита» местных производителей чуть снижается, но и негативное влияние сокращается. То есть стимулы инвестировать остаются теми же, но при этом уменьшается антиэкспортное смещение.

Другой важный фактор, который отпугивает иностранных инвесторов и вредит российским экспортерам, – затраты на пересечение границы и прохождение таможенных процедур. Их упрощение было одним из приоритетов в программе улучшения бизнес-климата, принятой в 2012 г.

Однако если по другим направлениям Россия сильно продвинулась, поднявшись со 120-го места в рейтинге Doing Business до 35-го, то по простоте таможенных процедур мы занимаем 100-ю строчку из 190 стран. В 2015 г.

в рамках оптимизации госуправления таможня перешла в ведение Минфина. Это верный шаг – накопленный позитивный опыт в сфере налогового администрирования станет теперь доступен и для таможенных процедур.

Распространение практики риск-ориентированного регулирования на таможенные процедуры позволит ускорить прохождение таможни для значительной части бизнеса.

В экономической истории есть случаи, когда страны диверсифицировали свой экспорт за довольно короткий срок – до пяти лет. Ключевую роль в этих изменениях играли иностранные инвесторы, которые приходили в страну с целью обслужить не внутренний рынок, а внешние. Возможен ли такой путь для России? Большой внутренний рынок играет против такого развития событий.

Чтобы российские площадки стали рассматриваться как промежуточные ступени в глобальных стратегиях транснациональных компаний, необходимо создавать благоприятные условия путем и снижения тарифов, и упрощения таможенного регулирования, и создания благоприятной и эффективной транспортной и логистической инфраструктуры на перспективных зарубежных направлениях.

Статья подготовлена для аналитического проекта «План перемен»

Автор — профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИРа

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/06/13/772522-diversifitsirovat-eksport

Структура экспорта РФ. Является ли она благоприятной и почему. Понятие диверсификации экспорта

Диверсификация экспорта

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА — увеличение количества видов и наименований продукции и услуг, предназначенных для экспорта.

В результате ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКСПОРТА создаются лучшие условия для хозяйственного маневра, расширяются возможности преодоления негативного влияния на экономику неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, в т.ч. ухудшения «условий торгов ли».

На современном этапе ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА связана с ускоренным обновлением ассортимента вывозимой продукции под влиянием НТР.

5. Всемирная торговая организация (ВТО), цели и задачи. Проблемы вступления РФ в ВТО. Понятия «режима наибольшего благоприятствования» и «национального режима», применяемые в международных торговых соглашениях.

Вступление в ВТО. Занимает в среднем 7 лет. Особая рабочая группа изучает экономические механизмы страны, затем начинаются консультации, односторонние переговоры и после этого – двухсторонние переговоры и договоры на национальном уровне.

В рабочую группу по России входило 60 стран. По сути, с каждой страной нужно было заключить договор, при этом ЕС считалась как одна сторона.

2010 г. – прорывной год в отношениях. Он ознаменовал вступление России в организацию. Урегулированы вопросы с США, Грузией, ЕС.

Уступки России для вступления в ВТО: в сельском хозяйстве снизилась поддержка вдвое и будет снижаться далее. Разрешили открывать иностранные филиалы на территории страны. Иностранные филиалы банков открывать запрещается. Возросла доля собственности. Большие споры вызвали аэросборы. С 2014 г. Отменены авиасборы.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

· Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;

· Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

· Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Последствия вступления в ВТО:

Плюсы:

· ежегодный рост ВВП на 1,2 % (до 11 % в долгосрочной перспективе)

· преодоление издержек в 2 млрд $

· снижение пошлин на импорт

Минусы:

· уязвлены многие отрасли

· повысятся тарифы на нефть/газ/электроэнергию

· многие российские товары могут быть задавлены

Режим наибольшего благоприятствования в торговле — экономический и юридический термин, означающий установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим или юридическим лицам.

Режим наибольшего благоприятствования предусматривает представление таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых товаров, и.т.д.

Оговорки о режиме наибольшего благоприятствования, то есть положения о его взаимном представлении, обычно включаются в тексты межгосударственных торгово-экономических договоров. Любые изъятия из режима наибольшего благоприятствования, так же как и сам режим, устанавливаются в договорном порядке.

Наиболее типичное изъятие того рода — положение, предусматривающее особый порядок регулирования приграничной торговли (смотрите национальный режим). Национальный режим — юридическое понятие в международных экономических отношениях, распространяющее на иностранные компании национальный статус.

Иностранные юридические или физические лица, работающие в условиях национального режима в данной стране, пользуются всеми юридическими преимуществами, что и национальные предприятия, юридические и физические лица данной страны, что обычно подразумевает преимущества в сфере налогообложения и возможность не платить импортные налоговые пошлины.

6. Глобализация мировой экономики. Понятие, определяющие факторы, примеры.

Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему.

Глобализация мировой экономики — это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.

Тенденции мировой экономики:

1. Интернационализация производства

2. Как последствие интернационализации – глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости между экономиками отдельных стран.

Основные предпосылки и факторы глобализации:

· Производственно-технические – резкое возрастание масштабов производства и появление международных форм его осуществления

· Экономический – небывалая концентрация и централизация капитала и выход его за рамки национальных границ, т.е. финансовые сделки приобретают международный характер, выходят за границы и формируют единое рыночное пространство.

· Информационный

· Научно-технологический (появилась возможность обмена технологиями)

· Социологический (ослабление роли привычек и традиций, смешивание национальностей)

· Политический (ослабление жесткости государственных границ и процедур въезда и выезда)

· Экологический (то, с чего начала применяться глобализация)

· Аутсорсинг

Глобализация охватывает последние 3 десятилетия. Раньше страны были друг от друга отделены. Сейчас барьеры исчезают. Расстояния приобретают другое понятие.

Глобализация рынков – процесс объединения исторически отличных и разрозненных национальных рынков в единое глобальное рыночное пространство. Предпочтения потребителей разных стран стали приобретать единые нормы. Материальная культура становится единообразная.

В США около 90 процентов фирм-экспортеров – фирмы численностью до 100 человек. Их доля в валовом экспорте — 20 %.

Средний бизнес около 97 % (до 500 человек) — 30% (?)

В Германии — еще выше.

Глобальными стали рынки промышленных товаров и материалов, удовлетворяют универсальные потребности.

Финансовые рынки также становятся глобальными, наиболее чувствительный и уязвимый сектор.

Глобализация производства — выявление определенных видов товаров и услуг из различных точек земного шара с целью использования преимуществ национальных различий в расходах и качестве факторов производства — по сути, это специализация, МРТ.

Боинг – 8 деталей в Японии, Сингапур – дверцы для шасси, Италия – закрылки; > 60 процентов иностранного производства.

Источник: https://cyberpedia.su/3x90a4.html

Диверсификация товарного экспорта Республики Беларусь

Диверсификация экспорта

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………….…………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКСПОРТА ………………………………………………..…………………….5
1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики…………………………..5
1.2 Диверсификация экспорта в общей системе диверсификации хозяйственной деятельности…………..……………….………………………8
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ТОВАРНОГО ЭКСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………….12
2.1 Анализ динамики и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь…………….……………………………………………….12
2.2 Диверсификация товарной структуры экспорта ………………………….20
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ И ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………..……………….……………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………….……33

Фрагмент работы:

Если рассматривать отдельно понятия диверсификацию экспорта и импорта, то  ддиверсификация экспорта – увеличение количества видов и наименований продукции и услуг, предназначенных для экспорта.

В результате диверсификации создаются лучшие условия для хозяйственного маневра, расширяются возможности преодоления негативного влияния на экономику неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, в том числе ухудшения «условий торговли».

Диверсификация экспорта создает условия для хозяйственного маневра, расширяет возможности преодоления негативного влияния на экономику неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры.

Она обуславливает формирование его эффективности и оптимальной структуры, расширение ассортимента товаров, постепенное увеличение доли высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью обработки, а также освоение производителями и экспортерами новых рынков товаров, технологий, капиталов и услуг [2, c.53].

Таким образом, обладая рядом существенных преимуществ, диверсификация получила широкое распространение среди передовых отечественных и зарубежных организаций. Благодаря одновременному развитию нескольких направлений деятельности организациям удается добиться конкурентоспособности и рационального распределения ресурсов.

В условиях перехода страны на рыночные отношения актуальность диверсификации внешней торговли в организациях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов обезопасить себя от критического риска, банкротства и получить максимальную прибыль.

Основные преимущества диверсификации вытекают из возможности с ее помощью добиваться синергии и повышать ценность организации.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ТОВАРНОГО ЭКСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Анализ динамики и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь

Беларусь относится к числу малых индустриальных стран с ограниченными природными ресурсами и незначительной емкостью внутреннего рынка. В связи с этим активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в республике приоритетное значение и во многом определяет общий характер развития хозяйственного комплекса.

Важным условием экономического роста становится расширение экспортного потенциала, с которым связаны валютные поступления, необходимые для структурной перестройки экономики, модернизации производства, закупок топливно–сырьевых ресурсов. Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики.

В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране. Внешняя торговля Республики Беларусь подверглась определенной структурной трансформации в посткризисный период развития мировой торговли.

Сегодня взят курс на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в структуре экспорта, диверсификации поставок на новые рынки [12, с.99].

Расширение внешнеэкономических связей Республики Беларусь является одной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на современном этапе.

В Республике Беларусь внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики.

В период с 2010 года по 2014 год Республика Беларусь провела экспортно–импортные операции со 197 странами мира. Товары поставлялись на рынки 159 государств, импортировались из 182.

На долю 5 стран приходилось в среднем 73,1%, белорусского экспорта, а на 20 стран – 91,3%, что свидетельствует о высокой степени зависимости экспорта Беларуси не просто от конъюнктуры мирового рынка, но и от состояния экономики стран – основных партнеров республики.

К примеру, около 85% экспорта сельскохозяйственной продукции, оборудования и транспортных средств, товаров легкой промышленности Республики  Беларусь сконцентрировано на России.

Эта зависимость усугубляется тем, что основой белорусской внешней торговли с зарубежными странами традиционно являются нефтепродукты, производимые из российской нефти. 

В последние годы в Республике Беларусь наблюдался динамичный рост объемов внешней торговли. С 2010 года по 2014 год товарооборот республики увеличился на 61%, экспорт – на 75%, импорт – на 50,5 %.

Годовые темпы роста внешней торговли в среднем составляли 99,7%.

Наиболее высокие темпы роста товарооборота были в 2011 году (143%) к уровню 2010 года, самые низкие в 2009 году (69,3%) к уровню 2008 года.

Таблица 2.1 – Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 2010–2014 гг., млн. долл. США

Показатель20102011201220132014
Оборот внешней торговли товарами Республики Беларусь60 16887 17892 46480 22677 180
экспорт25 28441 41946 06037 20336 392
импорт34 88445 75946 40443 02340 788
сальдо–9 600–4 340–344–5 820–4 396
со странами СНГ 34 17248 47053 83448 22445 789

………….

Анализ географической структуры внешнеторговых связей определил, что самым крупным партнером Республики Беларусь является Российская Федерация. В связи с особенностями развития экономики Беларуси доля Российской Федерации, как основного торгового партнера республики, будет существенной и в дальнейшем.

Такая ситуация обозначает, что экономически республика зависит от России, а следовательно, требует поиск новых форм взаимодействия между государствами, которые смогут обеспечить устойчивость развития Беларуси.

Особое значение для Республики Беларусь имеет налаживание широкомасштабного сотрудничества в области науки и технологий со всеми рассмотренными внешнеторговыми партнерами.

Список использованной литературы:

Источник: https://megabank.by/kursovye/diversifikaciya-tovarnogo-eksporta-respubliki-belarus-1.html

Вопрос 33. Направления диверсификации российского экспорта

Диверсификация экспорта

Наименование товара 9 месяцев 2012
Всего
Минеральные продукты 64,8 69,8 67,4 68,4 72,6 71,53
Нефть сырая 32,6 33,7 34,7
Нефтепродукты 17,5 20,1
Газ природный 12,6 11,7 11,8
Машины и оборудование 6,8 3,9 3,7 4,8
Черные металлы 8,8 4,8 4,3 4,5

Низкая диверсификация российского экспорта — одна из наиболее острых проблем российской экономики. Критерием сырьевого характера экономики является доля сырьевых товаров в экспорте. Если в основном экспортируется сырье, то это означает, что экономика страны не в состоянии конкурировать с зарубежными странами в создании продукции и услуг потребительского и инвестиционного назначения. Таким образом, структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер: на внешний рынок поставляются в основном энергетическое сырье, необработанные металлы и концентраты. Доля продукции глубокой переработки не превышает 10%.

Однако сегодня в условиях мирового финансового кризиса становится очевидным то, что модель экономики России, по которой страна развивалась в последние годы, себя исчерпала.

«Сырьевая» модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России.

В последнее время сырьевая специализация российской экономики только усиливается.

Недостатки сырьевой экономики выражаются в следующем:
1) Данная модель экономики характеризуется экономической нестабильностью, которая периодически приводит к финансовым и социально-политическим кризисам в связи с зависимостью экономического развития страны от уровня мировых цен на нефть. Финансовый кризис в настоящее время демонстрирует зависимость социально-экономического развития России от динамики мировых цен на нефть сильнее, чем от экономической политики и институциональных реформ.

2) Запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более высоких удельных капиталовложений. Возможно, что в ближайшее время российская экономика столкнется с сокращением добычи нефти и газа.

3) «Голландская болезнь»— рост добычи и экспорта сырья в минерально-сырьевом секторе приводит к перемещению ресурсов труда и капитала из торгуемого сектора в неторгуемый несырьевой сектор, что в России на сегодняшний день проявляется в отставании роста обрабатывающих производств по сравнению с ростом ВВП.

4) Отсталость научно-технического прогресса (НТП), являющегося основным источником современного экономического роста.

В сырьевом секторе состав продукции почти не меняется, а применение новых технологий связано с созданием новых машин, оборудования, транспортных средств, реагентов, методов разведки и бурения скважин и т.д. Т.е.

без НТП в торгуемом секторе стране приходится эти технологии импортировать. Получая природную ренту, страна-экспортер сырья в то же время вынуждена платить «интеллектуальную ренту» странам – технологическим лидерам.

Для формирования диверсифицированной экономики необходимо привлекать значительно большее количество новых субъектов хозяйствования, рыночных игроков, включая малые и средние предприятия, которые также должны быть диверсифицированы в ходе эволюции. При этом необходимы государственные механизмы стимулирования данных процессов в виде амортизационной, налоговой составляющих, инфраструктурной поддержке и др.

Главные направления диверсификации российского экспорта включают:

· инерционная диверсификация — диверсификация путем мобилизации, консолидации и комбинирования уже имеющихся конкурентных преимуществ, когда в экспортный оборот вовлекаются товары и услуги, принципиально не меняющие, а лишь корректирующие сложившуюся специализацию;

· инновационная диверсификация — диверсификация на базе реализации сценария инновационного развития и структурной диверсификации российской экономики.

Инновационная диверсификация экспорта предполагает дальнейшее развитие и усиление всей системы национальных конкурентных преимуществ, становление новых кластеров конкурентоспособных производств, концентрирующихся на завершающих стадиях технологического цикла и обеспечивающих высокую динамику инновационной деятельности.

·

Основные направления инерционной диверсификации экспорта охватывают:

— диверсификацию на основе углубления переработки первичных ресурсов, предполагающую задействование более сложных факторов производства, что обеспечивает рост добавленной стоимости в 2-10 раз в зависимости от вида и глубины передела продукции;

— диверсификацию на путях экономически целесообразного увеличения поставок возобновляемых природных ресурсов;

— последовательную коммерциализацию преимуществ огромной и географически выгодно расположенной территории (прежде всего для расширения экспорта транспортных и транзитных услуг, туристических услуг, экологически чистой продукции и экологических услуг);

— диверсификацию экспортного ассортимента в обрабатывающей промышленности за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции, изменения производственных программ в пользу наиболее востребованных на мировом рынке товаров, повышения экспортной составляющей сегмента гражданского производства ОПК, увеличения поставок частей и компонентов в рамках субподрядных отношений с зарубежными фирмами;

— расширение экспортного ассортимента и закрепление в перспективных рыночных нишах через активное, скоординированное участие российских компаний в тендерах за рубежом, использование механизмов долгового урегулирования и официальной помощи развитию, возможностей многосторонних и региональных финансовых институтов;

— географическая диверсификация экспорта, предполагающая восстановление и развитие производственной и научно-технической кооперации на пространстве СНГ, укрепление ЕврАЗЭС, формирование в его рамках Таможенного союза и единого экономического пространства,

— диверсификацию путем широкого вовлечения в экспортную деятельность внутренних регионов РФ, муниципальных предприятий, малого бизнеса и кустарных промыслов;

— диверсификацию за счет расширения и совершенствования форм экспортной деятельности (в рамках приграничной и прибрежной торговли, путем встраивания в международные производственно-сбытовые цепочки, создания экспортно-ориентированных сборочных производств и др.);

— диверсификацию инновационного экспорта путем конверсии и коммерциализации технологических продуктов ОПК, атомной и ракетно-космической промышленности, расширения продаж объектов промышленной собственности, программного обеспечения и инжиниринговых услуг.

— усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка: на основе обеспечения ведущих позиций в многосторонних международных институтах (ВТО, ОЭСР, «группа восьми», ООН, МВФ, и других), участия в развитии системы правил регулирования международной торговли и инвестиций, разработке международных стандартов с целью сближения национальной системы стандартов и сертификации с международной, участие в таких объединениях на ведущих ролях (АТЭС, ШОС, СГБМ, и др.) и развитие сотрудничества с другими интеграционными группировками (АСЕАН, МЕРКОСУР) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах.

Ключевое значение для инерционной диверсификации экспорта имеют меры государственной политики, обеспечивающие поддержание (по крайней мере неухудшение) ценовой конкурентоспособности отечественной продукции, прежде всего в области курсовой и тарифной политики.

Инновационная диверсификация экспорта, позволяющая качественно улучшить параметры международной специализации РФ, возможна при соблюдении следующих условий:

· инновационный сценарий развития отечественной экономики будет успешно реализовываться, обеспечивая увеличение инвестиций в обрабатывающую промышленность и сферу услуг, общее повышение инновационной активности в стране;

· российские предприятия, демонстрирующие растущую эффективность менеджмента и производительность труда, станут достаточно привлекательными для широкого, экономически целесообразного включения в международные производственно-сбытовые цепочки и создания стратегических межфирменных альянсов с участием иностранных компаний;

· пользующиеся государственной поддержкой российские ТНК, в том числе в обрабатывающих отраслях и сфере услуг, приступят к выстраиванию собственных производственно-сбытовых цепочек путем приобретения конкурентоспособных зарубежных активов (профильных и непрофильных для диверсификации бизнеса).

Принципиальные задачи государства по обеспечению инновационной диверсификации экспорта включают:

· совершенствование предпринимательского климата в стране, содействие развитию инновационного бизнеса и формированию российских ТНК;

· развитие механизмов частно-государственного партнерства в приоритетных секторах, обеспечивающих появление прорывных технологий и продуктов и их коммерциализацию на глобальном рынке;

· меры по минимизации трансакционных издержек ведения международного бизнеса, включая совершенствование логистики, внешнеторгового и таможенного регулирования, расширение и повышение эффективности участия в интеграционных процессах, двусторонних, региональных и многосторонних либерализационных инициативах;

· создание системы политико-дипломатического лоббирования проектов и сделок с участием российского бизнеса за рубежом.

·

Таким образом, необходима разработка новой стратегии внешнеэкономической политики, приоритетами которой должны стать:

— диверсификация экспорта (товарной, географической структуры, с точки зрения участвующих фирм и субъектов РФ, форм и механизмов вовлечения в экспортную деятельность);

— эффективная транснационализация российского бизнеса путем создания стратегических межфирменных альянсов для диверсификации бизнеса, выстраивание собственных международных производственно-сбытовых цепочек;

— повышение эффективности участия в международном обмене интеллектом и результатами интеллектуальной деятельности, а также повышение степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий;

— оптимизация импорта и повышение его вклада в модернизацию экономики(стимулирование ввоза технологического оборудования, развитие импортозамещения в валютоемких отраслях, увеличение импорта современных профессиональных и научно- технических услуг).



Источник: https://infopedia.su/10x2eb.html

Диверсификация экспорта. На чем делать акцент производителям?

Диверсификация экспорта

Наталья Карпович, Екатерина Макуценя, Василина Ахрамович

Рост экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, диверсификация рынков сбыта — главные задачи отрасли на современном этапе. Решить их поможет информация о том, какие товары и регионы наиболее перспективны для экспорта, какие существуют барьеры и ограничения для него, какие трудности поджидают отечественных экспортеров на внешних рынках.

В последние годы Республика Беларусь проделала огромную работу, повышая производственный потенциал аграрной отрасли, укрепляя продовольственную безопасность и расширяя возможности выхода на зарубежные рынки. Главным результатом этих усилий стал рост внешнеторгового оборота сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

С 2005 по 2013 год он увеличился в 3 раза, причем экспорт вырос в 4 раза, а импорт — в 2,3 раза. Положительное внешнеторговое сальдо в аграрной отрасли при этом достигло 1,6 млрд долларов США (рис. 1).

Тем не менее для белорусских экспортеров достигнутые результаты — не повод почивать на лаврах, а скорее возможность задуматься над тем, какую политику выстраивать в среднесрочной перспективе.

На чем делать акцент в экспорте?

Основные экспортно ориентированные товары белорусского АПК — продукты животного происхождения, на долю которых приходится около 70 % в общем объеме продовольственного экспорта.

Например, в 2013 году доля молокопродуктов составила 39,6 %, мяса и мясопродуктов — 23,9 %.

Достаточно велика доля экспорта сахара и кондитерских изделий из него (6 %), рыбы и продукции ее переработки (4,6 %) (рис. 2).

За последние годы рост стоимости продовольственного экспорта наблюдается почти во всех сегментах. Если сравнивать данные 2005 и 2013 годов, мы увидим, что стоимость экспорта плодов увеличилась в 11,3 раза, овощей — в 8,8 раза, жиров и масел — в 8,4 раза, мяса и мясопродуктов — в 4,8 раза, молокопродуктов — в 4,7 раза.

Наибольший прирост физических объемов экспорта за эти годы наблюдался по плодам и овощам (в 15,3 и 11,3 раза соответственно), жирам и маслам (в 6 раз), мясу и мясопродуктам (в 2,7 раза), птице (в 10 раз), а также по сырам (в 2,2 раза).

При этом, несмотря на заметный рост экспорта продукции растительного происхождения, в общих объемах продаж на внешнем рынке аграрной продукции ее доля находится в пределах 25–28 % — здесь еще есть над чем работать.

Заметим, что стоимость экспорта росла как за счет увеличения объемов поставок, так и за счет повышения цен. Если сравнивать 2005 и 2013 годы, сильнее всего в цене выросли молокопродукты (в 2,7 раза), готовые мясные продукты (в 2,2 раза), говядина (в 1,7 раза).

Однако наибольшее влияние на рост стоимости экспорта аграрной продукции в 2012 и 2013 годах оказали не цены, а объемы продаж. Так, в 2013 году относительно 2012-го стоимость совокупного экспорта выросла в основном из-за увеличения объемов продаж, т. к. индекс цен составил 1,01, а объемов — 1,16.

Оценка сравнительной эффективности продовольственного экспорта за последние годы свидетельствует, что в сегменте продукции животного происхождения наиболее эффективными оказались продажи колбасных изделий, удельный вес которых в общих объемах экспорта составил 4,5–4,7 %.

Продажа масла животного и говядины также приносила хорошую прибыль товаропроизводителям. Эффективным был и экспорт плодоовощной продукции, однако следует отметить, что, несмотря на рост продаж в 2012–2013 годах, фактические стоимость и объемы по этим позициям пока незначительны (около 6 %).

В любом случае в плане экспорта упомянутые виды продукции должны рассматриваться как перспективные.

Кроме того, к перспективным белорусским экспортным товарам следует отнести почти все иные виды продукции животноводства, картофель и продукты его переработки, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки.

Куда и как мы экспортируем товар?

В 2013 году Беларусь экспортировала продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье в 80 стран мира против 62 в 2005 году. Однако более 90 % поставок приходилось на страны СНГ, особенно на государства — участники ЕЭП (табл. 1).

Здесь отметим, что беспошлинная торговля, снятие таможенных барьеров и упрощение процедур перемещения товаров через границу в значительной степени способствовали увеличению взаимной торговли в рамках Таможенного союза. Например, с 2005 по 2013 год стоимость экспорта белорусских сельскохозяйственных товаров и продовольствия в Казахстан и Россию выросла почти в 4,2 раза, а положительная величина внешнеторгового сальдо — в 7,6 раза.

Что касается мира за пределами постсоветского пространства, то хоть стоимость экспорта там и росла, но удельный вес этих регионов в общем объеме остается незначительным. В частности, на страны Европы приходится около 7 %, а на вместе взятые Северную и Южную Америку, Азию, Африку и Океанию — менее 1 %.

Анализ экспорта Беларуси в страны ЕС показывает, что в 2013 году рост по сравнению с 2005-м составил 2,1 раза. Однако удельный вес Европы в общем объеме экспорта аграрной продукции сократился до 5,6 % против 10,9 % в 2005 году. Отрицательная величина внешнеторгового сальдо со странами ЕС выросла с –360,6 млн долларов США в 2005-м до –974,3 млн долларов США в 2013-м.

При этом перечень сельскохозяйственной продукции и продовольствия, экспортируемых в ЕС, постоянно расширяется, но товаров, формирующих значимые потоки, немного. В 2013 году это были масло рапсовое (23,5 %), шкуры и кожа (13 %), черника (11,6 %), остатки и отходы пищевой промышленности (10,5 %), казеин (8,9 %), алкогольные и безалкогольные напитки (7,4 %), лисички (7,8 %).

В последние годы Республика Беларусь шире развивает внешнеторговые отношения в сфере АПК со странами Азии, особенно с Китаем, Индией и Монголией. В эти и другие государства Азии поставлялись в основном СОМ, СЦМ, алкогольные и безалкогольные напитки.

Экспорт в страны Африки ограничивается СОМ, СЦМ, маргарином и майонезом. В несколько больших объемах Беларусь экспортирует продовольственные товары в Южную Америку. Так, в 2013 году стоимость экспорта в Венесуэлу и Чили составила 18,6 млн долларов США.

Кроме СЦМ, продавались молоко- и мясопродукты для детского питания, кондитерские изделия, алкогольные напитки.

Таким образом, география отечественного экспорта продуктов показывает, что основными потребителями белорусской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются государства — члены Таможенного союза и Единого экономического пространства. Одна из главных причин, препятствующих расширению рынков сбыта, — использование странами-импортерами обширного перечня инструментов защиты от импорта.

Почему так сложно выйти на внешние рынки?

Мировая практика свидетельствует, что почти все страны так или иначе ограничивают чрезмерный импорт сельскохозяйственной продукции. При этом используются методы тарифного и нетарифного регулирования, а также инструменты аграрной политики (ввозные пошлины, тарифные квоты, лицензирование, субсидии, минимальные входные цены и др.).

Доступ на такие защищенные рынки есть только у экспортеров из стран, с которыми заключены договоренности в виде торгово-экономических соглашений о преференциальной, свободной торговле и т. д. Для прочих экспортеров рынок оказывается, по сути, закрыт.

К примеру, возможности проникновения белорусской мясо-молочной продукции на рынки стран Европейского союза, помимо прочих факторов (высокий уровень самообеспеченности региона, достаточно высокий уровень конкурентоспособности европейской продукции и т. д.), ограничены значительным арсеналом инструментов внешнеторговой политики.

Так, очень велик диапазон применяемых импортных пошлин, который колеблется в пределах от 0 до 604 %.

Пошлины по СОМ и СЦМ в среднем составляют около 1 300 евро/т (эквивалентно 35 % в соответствии со средней экспортной ценой белорусской продукции), по маслу сливочному — 1 896 евро/т (эквивалентно 46 % в соответствии со средней экспортной ценой белорусской продукции).

При этом тарифные квоты, действующие для отдельных стран, позволяют их экспортерам ввозить продукцию по ставкам в 1,5–2 раза ниже, чем те, которые предусмотрены общим таможенным тарифом. В частности, для Новой Зеландии предусмотрена тарифная квота на ввоз 74,7 тыс. т сливочного масла по ставке 700 евро/т.

Аналогичный пример можно привести в отношении доступа на рынок сельскохозяйственной продукции Канады. Эта страна — активный участник торгово-экономических соглашений с США, Мексикой, Чили, Израилем, Коста-Рикой, Австралией, Новой Зеландией.

В отношении указанных государств действуют преференции во взаимной торговле.

В результате применяемые ставки ввозных таможенных пошлин для американских экспортеров как минимум в 2–2,5 раза ниже, чем для экспортеров из прочих стран, включая Беларусь.

В целом можно сказать, что сильнее всего тарифными барьерами защищены рынки стран ЕС, Норвегии, Турции, Швейцарии, Индии и Канады (рис. 3).

Помимо пошлин, в числе мер, ограничивающих импортные поставки, различные страны все чаще используют правила таможенного оформления и административные формальности. Например, при таможенном оформлении импортной сельскохозяйственной продукции в Турции взимается более 30 видов платежей и сборов.

Среди правил регулирования внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием заметное место занимают также меры нетарифного воздействия: количественные ограничения, санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры и др. (табл. 2 и 3).

Возвращаясь к опыту Европейского союза, отметим, что, кроме высоких тарифных барьеров, во внешнеторговой политике ЕС в отношении импорта продукции сельскохозяйственного происхождения действует множество сложных и крайне детализированных санитарных и фитосанитарных норм, а также ТБТ. Меры, обеспечивающие безопасность продовольствия, охватывают всю стоимостную цепочку, начиная с производства животных и растений и заканчивая маркировкой продовольственных товаров.

Например, разрешительный механизм допуска на территорию ЕС импортной продукции животного происхождения предполагает выполнение ряда последовательных мероприятий.

Часть из них должны совершить само предприятие-экспортер и компетентные органы страны-экспортера в области ветеринарного контроля (для Беларуси — Минсельхозпрод, в том числе Департамент ветеринарного и продовольственного надзора), остальные — компетентные органы Европейской комиссии в данной области (Генеральный директорат по вопросам здравоохранения и защиты потребителей Европейской комиссии (DG SANCO)).

Разрешительный принцип ввоза импортной продукции действует и во многих других государствах.

Например, в Канаде импорт отдельных сельскохозяйственных продуктов ограничивается в связи с болезнями или эпидемиями, такими как вирус губчатой энцефалопатии КРС, ящур и т. д.

Согласно ее законодательству в список стран, из которых сейчас разрешен ввоз мяса, входят Чили, Китай, Европейский союз, Япония и США.

В некоторых странах действуют и прямые запреты. Например, в Индию запрещено ввозить продукцию, содержащую говядину, в Саудовскую Аравию — продукты из свинины, включая колбасы и консервы, отдельные виды алкогольной продукции и т. д.

При этом каждая страна также имеет особые требования к импортируемой продукции, которые по существу не относятся к мерам, ограничивающим импорт, но создают определенные сложности для экспортеров.

Так, Саудовская Аравия применяет строгие требования к маркировке (этикеткам) продукции животного происхождения. В частности, обязательно должно быть указано, что сырье для производства данного товара получено в соответствии с исламскими традициями и нормами Халяль. Маркировка на этикетках при этом обязательно должна быть на арабском языке в дополнение к любым другим языкам.

Таким образом, почти все страны мира в отношении продукции сельскохозяйственного происхождения в той или иной степени используют защитные меры. Порядок импорта преимущественно основывается на дифференцированном подходе к разным странам и сообществам, обусловленном внешнеторговыми взаимоотношениями стран-партнеров: двух- и многосторонними соглашениями, зонами свободной торговли и др.

Акцент на качестве и оперативности информации

Упомянутые факторы влияют на возможность диверсификации экспорта и должны учитываться при построении экспортной стратегии развития отечественного АПК. Поиск новых рынков сбыта — необходимое условие устойчивого развития агропродовольственной сферы Беларуси с учетом ее экспортно ориентированного характера.

В связи с этим одним из эффективных способов поддержки национальных экспортеров должно стать развитие информационно-консультационной инфраструктуры.

Имеется в виду предоставление белорусским экспортерам и производителям подробной оперативной информации о состоянии потенциальных рынков сбыта — анализ конкурентной среды, внешнеторговой и аграрной политики, основных барьеров, препятствующих вхождению на рынок, и т. д.

Источник: http://agriculture.by/articles/agrarnaja-politika/diversifikacija-jeksporta.-na-chem-delat-akcent-proizvoditeljam

Refpoeconom
Добавить комментарий