Данное фиас- ко рынка — пример проблемы общих ресурсов.

Основные понятия экономической теории

Данное фиас- ко рынка — пример проблемы общих ресурсов.
авление в компанию третьего снизит их полезность.

Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде: если чистое частное благо в количестве x может быть распределено среди различных индивидов (1, 2,…, s) следующим образом:

то для общественного блага в количестве y одновременно для каждого i-того индивида выполняется условие:

= yi, i = 1,…, s.

Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага

Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов — невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, — одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.

Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

Чистое общественное благо, так же как и его противоположность — чистое частное благо, является теоретической конструкцией, экстремальным случаем (как, например, совершенная конкуренция и чистая монополия). Чистое общественное благо характеризуется несоперничеством в потреблении, что связано с его неделимостью, и неисключаемостью, причина которой — внешние эффекты.

Смешанные блага

Если чистое частное и чистое общественное блага признаются исключительно теоретическими конструкциями, то весь реальный мир должен был бы попасть в категорию смешанных благ. Однако это неудобно для анализа, поскольку очевидно, что реальные товары и услуги сильно отличаются друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости.

По этой причине обычно выделяются только две категории смешанных благ — перегружаемые, или переполняемые, (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости).

Важно отметить, что и эти две группы смешанных благ также теоретические, в реальном мире существует огромное множество вариаций свойств несоперничества и неисключаемости.

Продолжая аналогию с анализом рыночных структур, напомним, что и критерии выявления монополистической конкуренции и олигополии достаточно расплывчаты, а конкретных вариантов поведения предприятий в рамках данных структур бесконечно много.

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо.

Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо.

С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т. п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам.

К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

Общественное благо — один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства. Многие экономисты, однако, не соглашались с тем, что государственное вмешательство требуется только в ситуации с чистыми (или близкими к чистым) общественными благами.

Речь здесь идет не о государственном регулировании, затрагивающем на практике множество отраслей и самые разные категории благ, а о теоретическом обосновании столь широкого спектра его применения. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р.

Масгрейвом в конце 1950-х гг.

В случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя.

В противоположность этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки.

Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать

Вопрос 18. Общие ресурсы и проблема их рационального использования. Трагедия общинных земель. Спецификация прав собственности и ее значение для решения проблемы «фиаско рынка»

Общие ресурсы, как и общественные блага, не являются исключительными: они бесплатно доступны каждому кто желает их использовать. Но общие ресурсы объект соперничества: использование их одним человеком уменьшает возможность потребления других индивидов.

Раз блага предоставляются, политики должны обеспокоится порядком его использовании.

Трагедия общинных земель — город окружает земли, называемые его жителями. Трагедия «общинных земель» учит нас, что если один человек использует общий ресурс, он уменьшает его потребление другими людьми, а отрицательный внешний эффект приводит к тому нерациональному использованию ресурсов.

Правительство может решить проблему ограничения доступности общего ресурса с помощью прямого регулирования или введения специального налога. Иногда в качестве альтернативы правительство превращает общий ресурс в частный товар.

Спецификация прав собственности и ее значение для решения проблемы «фиаско рынка» — Чистая вода и воздух. Рынки не состоянии защитить окружающую среду от загрязнения. Загрязнение отрицательный внешний эффект, который может быть смягчен с помощью регулирования или налогов Пигу.

Данное фиаско рынка — пример проблемы общих ресурсов. Чистый воздух и чистая вода такой же общий ресурс как открытое пастбища: чрезмерное загрязнение окружающей среды — сродни неразумному выпасу овец. Деградация окружающей среды — современная « трагедия общинных земель».

Рынок не способен предоставить некоторые товары: чистый воздух, национальную безопасность общество рассчитывает на то, что защитой окружающей среды или обороной страны займется правительство.

Когда отсутствие прав собственности приводит к фиаско рынка, за устранение проблемы берется правительство

Вопрос 19. Финансовая система. Виды налогов. Налоги прямые и косвенные, пропорциональные и прогрессивные. Структура доходов и расходов федерального правительства и местной администрации

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налоги выполняют следующие функции:

. фискальную с целью обеспечения государства финансовыми средствами для выполнения им своих многочисленных функций;

. регулирующую с целью государственного регулирования развития экономики: осуществления антициклического регулирования, проведения структурных изменений, стимулирования НИОКР … Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы и освобождения;

. социальную с целью частичного выравнивания доходов отдельных социальных групп путем перераспределения доходов в обществе. Одним из способов является прогрессивное налогообложение.

Виды налогов:.по способу платежа различают прямые и косвенные налоги.

a)Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорционально их платежеспособности, устанавливаются непосредственно на доход или имущество и считаются наиболее справедливыми. К ним относятся: налог с доходов физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество, налог на землю, налог на операции с ценными бумагами и др.

b)Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товара или тарифа. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Фактическим плательщика налога становится покупатель. Косвенными налогами являются: НДС (налог на добавленную стоимость), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог и др.

В развитых странах основные поступления в государственный бюджет приходятся на прямые налоги, в России — на косвенные налоги и поступления от внешнеэкономической деятельности..по использованию различают общие и специальные налоги.

)Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;)Специальные (целевые)налоги имеют строго определенное назначение (например, дорожный налог)..

по уровню налогообложения, в зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги. Некоторые налоги, например, налог на прибыль предприятий, НДС поступают во все бюджеты в определенных долях.

По интенсивности обложения налоги различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные— действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные

Источник: https://www.studsell.com/view/102888/?page=10

Проблемы фиаско (провалов) рынка

Данное фиас- ко рынка — пример проблемы общих ресурсов.

4. Проблемы фиаско (провалов) рынка

Ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование.

4.1 Внешние эффекты

Эффекты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, никак не отражено в цене этого блага.

Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Из многих возможных причин фиаско рынка три заслуживают особого внимания.

Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг.

Обыкновенно рыночные цены отражают хотя бы приблизительную величину альтернативной стоимости.

Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере, равную альтернативной стоимости; в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке.

Однако возникают ситуации, при которых действия производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты.

Внешние эффекты можно интерпретировать как дефекты в системе прав собственности, присущие экономике. Например, загрязнение воздуха происходит потому, что ни у кого нет твердых прав владения воздухом.

Если бы землевладельцы имели право контроля за использованием воздуха над своими земельными участками, они в принципе могли бы помешать сталелитейным заводам и другим источникам загрязнения использовать воздушное пространство для выброса отходов без выплаты соответствующей компенсации.

Исходя из этих соображений ряд экономистов выступает за перестройку прав собственности для контроля за загрязнением.

4.2 Общественные блага

Блага: 1) которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение всех других; 2) которые, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат.

Товары и услуги, использовавшиеся во всех примерах, приведенных нами ранее (цыпленок, автомобили, жилье и т. д.), имеют два общих свойства: 1) Лицо, осуществляющее предложение, может решить, что одним людям оно будет предлагать свой товар, а другим — нет; это называется свойством исключения.

2) Использование единицы товара одним лицом ограничивает возможность использования товара другими лицами; это называется свойством соперничества. Однако ряд товаров не обладают свойствами исключения и соперничества. Их называют общественными благами.

Не обладающие свойством исключения, они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим. Не обладающие свойством соперничества, они, будучи однажды предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без каких-либо дополнительных затрат.

Общественные блага, как и внешние эффекты, являются потенциальным источником фиаско рынка.

Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Нельзя защитить от ядерной атаки или вторжения одного человека, не распространив эту защиту на всех.

Кроме того, затраты на защиту одного жителя какой-то зоны не больше, чем оборона целого города или района.

Хотя в чистом виде общественные блага встречаются редко, целый ряд благ может характеризоваться частичным отсутствием свойств исключения или соперничества.

Частные фирмы имеют большие трудности с получением прибыли при продаже продуктов, которые, будучи единожды предоставлены в распоряжение одного клиента, становятся доступными для других без дополнительных затрат.

Для того, чтобы увидеть, почему рынок в таких случаях может потерпеть фиаско, представьте себе, что некто попытался установить частную систему противоракетной обороны (назовем ее компания «Звездные войны»), а финансирование ее решил организовать по подписке, собирая деньги с тех людей, которые хотят иметь гарантированную защиту от ядерной атаки.

Тем не менее, многие блага, товары и услуги, которые предоставляются за общественный счет, являются общественными благами лишь в незначительной степени, если вообще являются таковыми. Возьмите, например, образование. В первую очередь благами образования пользуются студенты. Нет ничего невозможного в исключении студентов из университета.

Лишь незначительное количество высших учебных заведений (как государственных, так и частных) принимают всех желающих. Все остальные отбирают студентов исходя из того, живут ли они по соседству, могут ли платить за обучение или исходя из успехов в учебе. Более того, образование имеет очевидное свойство соперничества с точки зрения потребления.

Нельзя без дополнительных расходов увеличить число студентов в университете. Чем больше принято студентов, тем больше нужно преподавателей, аудиторий, лабораторий и прочего оборудования.

Таким образом, образование соответствует определению общественного блага (если оно вообще ему соответствует) лишь в той степени, в какой оно приносит некую общую пользу, способствуя формированию добропорядочных граждан.

… единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д. 1.3 Преимущества и недостатки рынка   Преимущества рынка.

В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей …

… интересов общества. Концепция «невидимой руки» заключается в том, что, когда фирмы максимизируют свою прибыль, общественный продукт тоже максимизируется. Теперь, когда мы определили и раскрыли основные элементы рыночного механизма, я думаю, необходимо, определить какие же преимущества и недостатки имеются у рыночной системы. То есть дать ей оценку. Рынок как определенный механизм …

… специализации в рам­ках отдельного предприятия, так и в международных мас­штабах. Условием возникновения рынка является и так называ­емая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства.

Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, автономные в принятии хозяйст­венных решений производители. Экономическая обособ­ …

… удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/118802/7

Refpoeconom
Добавить комментарий