Базис и надстройка

Базис и надстройка

Базис и надстройка

 СхемыСтатьиКнигиПрезентацииРефераты

от греч. basis — основание) — англ. substructure and superstructure; нем. Basis und Uberbau. По К. Марксу -две составные части обществ.-экон. формации: базис включает совокупность производственных отношений, составляющих экон. структуру (экон.

строй) общества на данной ступени его развития, к-рым соответствует функционально с ним связанная институционально-идеологическая надстройка (включающая совокупность тех форм обществ, сознания, полит., правовых и др. учреждений, к-рые порождаются базисом и содействуют его укреплению).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

в историческом материализме К. Маркса основные понятия, обозначающие соответственно материальный и духовный элементы общественно-экономической формации.

Базис составляет совокупность производственных отношений, присущих данному типу общества, а надстройка — совокупность соответствующих базису идейных и правовых образований, порожденных и определяемых базисом и способствующих его укреплению.

Между базисом и надстройкой существует взаимное диалектическое отношение: надстройка оказывает обратное влияние на базис при детерминирующем характере последнего.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

basis and superstructure) — метафора Маркса для выражения связи между экономикой как основой с определяющим влиянием на общество (базисом) и другими его составляющими (надстройкой).

Таким образом, предположение состоит в том, что на каждой стадии экономического развития формы экономики (прежде всего общая совокупность производственных отношений) определяет в значительной мере наличие особых форм государства, законодательной системы и т.д. Хотя это — общий тезис марксизма (см.

также Исторический материализм; Экономическая интерпретация истории), Маркс, тем не менее, понимал, что в реальной истории определение экономических и социальных систем сложнее, чем следует из общего понятия базис и надстройка, ибо исторические детерминанты общественного устройства необходимо анализировать отдельно в рамках общих его категорий.

Это предполагает признание того, что отношения между базисом и надстройкой являются отчасти двухсторонними связями, в которых надстроечные формы могут иметь обратную связь и оказывать «относительно автономное» воздействие на базис, не обязательно подрывая идею об определяющем характере экономики «в конечном счете» (см. также Относительная автономия).

Источник: Большой толковый социологический словарь

греч. basis — основание) — основные понятия марксистской версии социологии , характеризующие структуру «общественно-экономической формации» . С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития.

Сжатую характеристику Б. и Н.

и их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Таким образом, Б.

, по Марксу, — это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Н. — совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).

К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, «формы общественного сознания»). Б. носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения в экономическом строе общества (т.е. в Б.

) вызывают изменения и в Н. Однако изменения в ней, по Марксу, происходят не автоматически вслед за изменениями в Б., а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с Б. через политику, право, мораль. Н. обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от Б.

или опережать его в своем развитии. Н. выполняет в обществе важные социальные функции. Она выражает и закрепляет экономические отношения собственности данного общества прежде всего с помощью определенных правовых и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют элементы Н., выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их Б. и способствующие возникновению нового Б. Таким образом, Н. оказывает активное воздействие на Б.

Разработка концепции Б. и Н.

в версии Маркса, с одной стороны, являла собой одну из первых попыток анализа социума как сложной системы, с другой же — выступила как избыточно упрощенная и одномерная попытка материалистического решения так называемого «основного вопроса философии» в марксовой версии применительно к обществу. Справедливая критика Маркса его оппонентами за экономический материализм во многом была обусловлена именно этой концептуальной схемой.

Р.Н. Дождикова

Источник: Социология: энциклопедия

BASE AND SUPERSTRUCTURE) Данные термины использовались марксистскими социологами в рамках анализа отношений между экономикой (базисом) и другими социальными формами (надстройкой).

Экономика с этой точки зрения состоит из трех элементов: работника, средства производства (которые включают в себя как используемые материалы, так и средства, с помощью которых эта работа выполняется) и того, кто присваивает продукт.

Для любой экономики характерно наличие трех указанных элементов, при этом отличие одного типа экономики от другого заключается в том, каким образом эти элементы сочетаются. Существует два вида отношений, которые могут устанавливаться между элементами, — отношения владения (possession) и отношения собственности (property).

Владение указывает на отношение между работником и средствами производства: либо работник владеет средствами производства, контролирует их и управляет ими, либо нет. В рамках отношений собственности нетрудящийся элемент имеет собственность либо на средства производства, либо на труд, либо и на то, и на другое — следовательно, он может присваивать продукт.

Надстройка обычно понимается как остаточная категория, охватывающая такие институты, как государство, семья и господствующие в обществе формы идеологии. Сила марксистской позиции зиждется на положении о том, что характер надстройки определяется характером базиса: по мере изменения базиса меняется и надстройка.

С этой точки зрения предполагается, что отличие, например, политической структуры феодализма от политической структуры капитализма основывается на отличии двух соответствующих форм экономики. Модель базиса и надстройки стала основой множества исследований, от интерпретации романа XVIII в. до изучения структуры семьи в современном обществе.

Эти исследования в основном имели форму классового анализа, что означает рассмотрение производственных отношений в рамках базиса в качестве отношений между социальными классами (например, между рабочими и капиталистами).

Положение о том, что базис детерминирует надстройку, указывает на то, что характер последней — литература, искусство, политика или структура семьи — определяется главным образом экономическими интересами господствующего социального класса.

Использование метафоры базиса и надстройки может быть плодотворным аналитическим средством, однако оно вызывает острые споры как в рамках марксизма, так и вне его. Одним из моментов, вызывающих разногласия, является определение производственных отношений.

То, что эти отношения являются отчасти отношениями собственности, говорит о базисной роли юридических определений, представляемых данной моделью в качестве надстроечных. Таким образом, аналитическое разделение на базис и надстройку сопряжено с определенными трудностями.

В последнее время внимание исследователей сосредоточивалось на разработке такого понятия производственных отношений, при котором они не определялись бы в юридических терминах. Однако положение о том, что базис детерминирует надстройку, по-прежнему остается «яблоком раздора».

Ряд критиков утверждает, что модель базиса и надстройки ведет к экономическому детерминизму, хотя на деле лишь немногие сторонники этой модели используют такого рода детерминистскую точку зрения. Например, Маркс и Энгельс никогда не придерживались доктрины детерминизма. Во-первых, они полагали, что надстроечные элементы могут быть относительно автономными по отношению к базису и иметь свои собственные законы развития. Во-вторых, они утверждали, что надстройка взаимодействует с базисом или оказывает на него влияние. Современные марксисты еще дальше отходят от экономического детерминизма, заявляя, что надстроечные элементы должны рассматриваться как условия существования базиса. Эта идея, как полагают, связана с отказом от первичности экономики и приданием всем институтам общества равной причинной значимости. Высказывалось также мнение о том, что отношения между базисом и надстройкой являются функциональными. См. также: Альтюссер; Капитала функции; Марксистская социология; Способ производства; Трудовая теория стоимости. Лит.: Cohen, G.A. (1978)

Источник: Социологический словарь

Источник: https://voluntary.ru/termin/bazis-i-nadstroika.html

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Базис и надстройка

Рассуждая о значении интернета в популярной лекции Е. Шульман отмечает, что он избавляет людей от одиночества и тем повышает уровень счастья «до такой степени, что это компенсирует снижение доходов». По ее мнению, этот факт опровергает положение Маркса о приоритете базиса над надстройкой в обществе.

С этим нельзя согласиться. Счастье относится к сфере психологии, базис и надстройка – к обществоведению. Это две разные науки и их понятия несопоставимы.

Столь детское понимание различия между базисом и надстройкой заставляет подробнее рассмотреть эти понятия.

Согласно учению Маркса, основу общества составляет материальное производство, которое проходит ряд ступеней развития. Каждой ступени развития соответствует определенный правящий класс, который служит надстройкой общества. Этот класс регулирует жизнь общества, создает религию, законодательство, идеологию и т.д.

Учение относится к классовому обществу, в котором население разделено на трудящийся класс и правящий. Один занимается физическим трудом на средствах производства, находящихся в собственности другого класса. Рассмотрим отношения базиса и надстройки в истории древней Руси.

Согласно исследованиям автора, первое классовое государство появляется на Руси в 12 в. Его производственной основой является подсечное полуоседлое земледелие, которым занимались большие патриархальные семьи, проживающие в селах, а правящий класс состоял из князей рода Рюрика со своим двором.

Полуоседлое хозяйство определяет необходимость личной свободы крестьян. Право крестьян на переход от одного собственника земли к другому сохранялось почти пятьсот лет, и только в 1649 г. было заменено на крепостное право.

За эти пятьсот лет форма земледелия меняется два раза и переходит в свою противоположность, полуоседлое земледелие сменяется оседлым.

Первое изменение начинается с начала 14 в. В это время население стало переходить к двухпольному земледелию с более продолжительным сроком оседлости.

При этом, большие патриархальные семьи распадались на малые патриархальные семьи, которые переселялись из сел в однодворные деревни.

Это привело к росту плотность населения и появлению нового правящего класса — боярства, владеющего обширными территориями на землях, принадлежавших князьям.

С 16 в. население переходит к трехпольному земледелию с применением удобрений, которое позволяет вести оседлое хозяйство. Малые патриархальные семьи распадаются на семьи моногамные, которые проживают в многодворных деревнях. Плотность населения снова возрастает и возникает новый правящий класс – мелкопоместное дворянство.

На этом третьем этапе трехпольное земледелие входит в противоречие с правых крестьян на переход, что проявляется истощением плодородия земли в центральных районах и продовольственным кризисом, за которым последовала гражданская война – Смутное время.

В результате гражданской войны к власти приходит дворянство, которое постепенно прикрепляет крестьян к земле и вводит крепостное право.   

Итак, каждая форма земледелия (способ производства) приводит к изменению самого работника (формы семьи и характера труда) и появлению соответствующего правящего класса, который приспосабливается к новым условиям, разрабатывает законодательство для нового способа производства и организует жизнь всего общества. Значит, способ производства трудящегося населения определяет форму правящего класса, т.е. базис определяет надстройку.

Новым, по сравнению с определением Маркса, является то, что исследованиями автора установлено: существует главное производственное отношение, которое задается первым из способов и продолжается на протяжении всей формации. В древней истории Руси – это полуоседлое земледелие, которое требует сохранения права перехода крестьян.  

Третий способ производства входит в противоречие с главным производственным отношением, что приводит к смене общественной формации.

Изложенное позволяет уточнить представления Маркса и базисе, надстройке, производственных отношениях и способе производства.

Каждая общественная формация основана на главном производственном отношении, которое определяется первым способом производства. За время формации способ производства меняется дважды и переходит в свою противоположность — меняется экономический базис. А с каждым новым способом производства изменяется правящий класс — меняется надстройка общества.

На третьей стадии новый способ производства входит в противоречие с существующим производственным отношением, происходит революция и новый правящий класс приводит производственные отношения в соответствие с уже существующим способом производства.

В рассматриваемом случае, право крестьян на переходы заменяется крепостным правом, которое соответствует оседлому трехпольному земледелию, что приводит к прогрессивному развитию России на протяжении последующих трехсот лет. 

Итак, Маркса нельзя опровергнуть, особенно по-детски, его можно только уточнить и улучшить, сделать его учение приемлемым для анализа текущих исторических изменений.

Политолог Е. Шульман интересна тем, что показывает, как в современном обществе материальные изменения влияют на жизнь людей, то есть стоит на материалистических позициях, как и Маркс.

При этом она совершенно упускает из вида, что материальные изменения вызваны процессами производства, то есть экономическим базисом общества. Значит, базис влияет не только на устройство власти, но и на мировоззрение людей. На деле она — марксист, потому что именно К.

Маркс установил, что «бытие определяет сознание» в истории человечества, а на словах – интеллигентно пинает К. Маркса бессовестным образом.

Источник: https://newsland.com/user/1092366176/content/bazis-i-nadstroika-obshchestva-kak-ne-sleduet-oprovergat-k-marksa/6805163

Базис и надстройка — это основные из понятий социальной философии в версии Маркса

Базис и надстройка

Базис и надстройка – основные из понятий социальной философии по версии Маркса. Эти понятия дают довольно четкую картину структуры общественно-экономических формаций.

Именно эти два понятия из его философии дали возможность установить значимую связь и виды взаимной зависимости экономического и идеологического вида отношений с учетом их совместных закономерностей развития.

Базис – это первичный вид экономической структуры общества, который представляет собой общность определенных историческим фоном прозводственных отношений.

Надстройкой Маркс называет совокупность нескольких видов идеологических отношений и идей или взглядов и отвечающих за их поддержку и развитие организаций и учреждений, типа государства, церквей, партий и пр. Надстроечные идеи включают в себя следующие виды воззрений:

  1. политические;
  2. правовые;
  3. нравственные;
  4. эстетические;
  5. религиозные;
  6. философские.

Согласно описанным Марксом в своей философии «формам общественного сознания», базис должен носить изменяющийся характер, должен меняться исходя из исторического фона, в том числе развития сил производства. Существенные изменения в качестве экономического общественного строя, а значит в базисе, меняют и надстройку.

Однако изменения, согласно понятиям Маркса, происходят далеко не сразу, а после нескольких звеньев, которые связывают их между собой.

Например, философия связана с базисом через мораль, политику и право.

Надстройка же обладает относительно самостоятельным уровнем развития, который, в зависимости от обстоятельств, может незначительно опережать базис в развитии или немного отставать от него.

Надстройка

Надстройка способна выполнять значимые для развития общества функции.

К ним относятся, например, выражение и закрепление экономического вида отношений собственности, предоставленного общества изначально с использованием некоторых норм и учреждений, относящихся к праву и политике.

Однако в каждом из обществ есть такие элементы надстройки, которые способны разрушитьпородивший ее базис. Итог: надстройка активно влияет на базис.

Разработанная Марксом версия концепция взаимодействия базиса и надстройки была одной из самых первых попыток проанализировать социум с точки зрения сложно созданной системы. С другой стороны, это был крайне упрощенный способ обобщить материалистическое решение. Именно эта концептуальная схема стала причиной волны критики от оппонентов Маркса за настрой экономического материализма.

Материалистическое понимание истории человечества

В основе материалистических взглядов на исторические события, которые были сформулированы Марксом, лежит признание факторов, влияющих на уровень производства, ведущими. Другими словами, эти факторы будут поставлены выше процессов развития и перемен в общественном сознании.

С этого ракурса все исторические процессы будут развиваться в качестве последовательной и закономерной смены формаций общественного и экономического характера. Как правило, именно они приводят к развитию производственных сил и усовершенствованию способов производства.

Маркс дал краткую вышеописанную оценку существу исторического материализма во вступлении к «Капиталу», однако он пришел к этим выводам намного раньше. В течение последних лет жизни и после смерти Маркса Энгельс собрал все его идеи воедино, систематизировал их и изложил в своем труде под названием «Анти-Дюринг» и некоторых последовавших за ним работах.

В понятие способа производства обязательно входит надстройка, которая представлена политическими, идеологическими и юридическими институтами общества.

Смысл общественно-экономических формаций дает возможность отделить общее в установленных порядках разных стран мира, которые находятся на одном уровне развития согласно историческому фону. Так можно применить в процессе исторического исследования общенаучные критерии повторяемости, подойти к раскопкам с целью познания объективных законов общества и процессов его развития.

Каждая из общественно-экономических формаций является своеобразным «социальным организмом» . Его специфику можно определить, рассмотрев материальные производственные отношения, которые являются базисом формации.

Базис играет роль своеобразного «экономического скелета» в социальном организме, надстройка же – это «плоть и кровь» .

Базис является материальным производством, которое образуется с помощью сочетания производственных сил – массы рабочих и производственных средств, которыми они пользуются – и производственных отношений (общественные отношения, которые обязательно возникают в процессе производства).

Так что базис является основой и первопричиной для каждого процесса хотя бы теоретически имеющего возможность произойти в обществе.

Согласно своей роли в процессе производства, в любой формации можно выделить два условных класса: представителями первого являются трудящиеся, производящие товар или услугу, и собственники средств, задействованные в производстве.

В отличие от базиса, надстройка является совокупностью нескольких видов отношений, определяющих чувства, настроение, взгляды, идеи, теории, которые в обобщенном виде открывают общую картину психологии и идеологии общества. Вот их краткое перечисление:

  • Первобытный строй.
  • Азиатский тип производства.
  • Рабовладельческий строй.
  • Феодализм.
  • Капитализм.
  • Социализм.

Список общественно-экономических формаций

Рост уровня сил производства и борьбы упомянутых выше классов провоцирует прохождение общества через определенные формации, к которым относятся:

  1. Первобытный коммунизм или первобытно-общинное устройство. Планка экономического развития находится на низшем уровне. Орудия, используемые людьми, примитивны. Собственность – коллективная. Производство прибавочного продукта невозможно, как и классовое разделение. Труд для всех, средства производства – общие.
  2. Азиатский тип производства. В течение поздних этапов существования первобытного строя уровень сформировавшегося производства вырос настолько, что появилась возможность создания прибавочного продукта. Общины стали объединяться в более крупные образования и создавать сеть с централизованным управлением. Из представителей этой сети со временем выделилась группа ответственных за осуществление управления, которые занимались только этим. В процессе развития производства эта группа обособилась, стала присваивать себе некоторые материальные блага и создавать привилегии. Это привело к возникновению частной собственности и социального неравенства. Появились возможности и даже выгода перехода к рабовладельческому строю. Управленческий институт становится все сложнее и постепенно переходит в государство. При этом существование азиатского типа производства как отдельной формации никогда не было общепризнанным. На эту тему много дискутировали, он упоминается в некоторых работах Энгельса и Маркса, однако все еще неофициален.
  3. Рабовладельческий строй. В традициях марксизма принято давать названия формациям по имени самому прогрессивному классу. Именно поэтому эта формация названа не рабской, а рабовладельческой. На этом этапе возникает вполне четко очерченная частная собственность, приобретенная на средства производства. Непосредственно трудом занимается отдельный рабский класс. Эти люди лишены свободы, они являются собственностью рабовладельцев, которые рассматривают их не больше, чем говорящим орудием. рабы много работают, однако своей собственности не имеют. Их владельцы занимаются только организацией производства и присваиванием результатов труда их рабов. Основной механизм, который побуждает людей к труду – это страх и насильственное принуждение. В случае неповиновения, рабов жестоко наказывали.
  4. Феодальный строй. Общество начинает по-другому смотреть на землю. Формируется класс феодалов, которые обладают землей. Также существует класс крестьян, которые были от них зависимы. Главный тип производства – сельскохозяйственный. Его ведет исключительно труд крестьян, которых эксплуатируют феодалы. Этот тип общества характеризует сословная социальная структура. Основной механизм, который побуждает людей трудиться – крепостное право и экономически оформленное принуждение.
  5. Капиталистический строй. Возникает всеобщее право отнесения средств производства к частной собственности. В обществе появились класс капиталистов, или буржуазии (обладающие средствами производства) и пролетариата, у которого не было во владении средств производства и которые работали на капиталистов. Капиталисты организовывали процесс производства и присваивали прибавочный продукт, который производили рабочие. Основным побуждением к труду по-прежнему являются экономические обстоятельства. Работники, которые не способны жить не работая, были вынуждены обустраивать свою жизнь на получаемую за труд заработную плату.
  6. Социалистический строй. По окончании политической борьбы между пролетариатом и буржуазией сформировался по всему миру. Разделение на классы никуда не исчезло, так что повод для существования государства остался. Средства производства переходят из частной собственности в государственную. Производительные силы развиты недостаточно для удовлетворения всех потребностей. Товарно-денежные отношения сохранились, как и экономическое принуждение к труду. Социалистическая система стремится к осуществлению цели развития производительных сил до исчезновения классового разделения. Благодаря таким изменениям, государства будут не нужны, товарно-денежные отношения исчезнут, не будет экономического принуждения, как и других черт товарного общества. Как Маркс, так и Энгельс не отводили для социалистической системы отдельной формации. Понятия социализма и коммунизма были синонимами. Их задачей было обозначение общества, которое появилось после капитализма.

В этой статье были коротко изложены понятия надстройки и базиса, которые вывел Маркс и позднее структурировал Энгельс.

Источник: https://psiho.guru/tipologiya-i-harakter/predstavleniya-marksa-o-bazise-i-nadstroyke.html

Refpoeconom
Добавить комментарий