Антиинфляционная тактика

Антиинфляционная политика государства: тактические и стратегические мероприятия

Антиинфляционная тактика

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги.

Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом на экономику.

Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика.

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного уровня

5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса.

Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль.

Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;

существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.

Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка. Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования.

Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию.

Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга.

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

24. Социально-экономические последствия безработицы и методы её преодоления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_40224_antiinflyatsionnaya-politika-gosudarstva-takticheskie-i-strategicheskie-meropriyatiya.html

Антиинфляционная тактика

Антиинфляционная тактика

Методы краткосрочной антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов. Их целями являются снижение температуры инфляционного процесса, подготовка экономики к более радикальному лечению. Это требует сокращения разрыва между совокупным спросом и совокупным предложением:

  1. Расширяется совокупное предложение при относительно неизменном совокупном спросе. Для этого:

    • используется массированный потребительский импорт. В его наращивании немаловажную роль могут сыграть так называемые «челноки», которые, неустанно совершая на конкурентных началах мелкооптовые посреднические операции, обеспечивают заполнение внутреннего рынка сравнительно дешевыми зарубежными товарами и тем самым тормозят динамику цен (естественно, при условии относительной стабильности курса национальной валюты);
    • производится частичная реализация государственных стратегических запасов (сырьевых, продовольственных, золотовалютных и др.);
    • поощряется продажа населению части накопленных предприятиями и организациями излишних материальных и товарных запасов, что повышает степень товарности народного хозяйства.
  2. При постоянстве совокупного предложения жесткими дефляционными мерами сжимается совокупный спрос. Для этого:

    • существенно повышается ставка процента по депозитам (в общем случае она должна быть несколько выше — на 2-4% — годовых темпов инфляции с учетом инфляционных ожиданий). При этом устанавливается значительно более высокий процент по срочным вкладам: отвлекая свободные денежные средства на длительный срок с потребительского рынка, такое стимулирование долгосрочных вкладов становится к тому же инструментом обеспечения долгосрочного инвестиционного кредита для товаропроизводителей. В то же время при повышении снижающих предельную склонность к потреб-лению процентных ставок нельзя забывать о том, что данная удорожающая кредит мера способна серьезно подорвать инвестиционную активность и рост производства, а потому необходим неустанный поиск оптимальных для каждого данного периода ставок процента по депозитам. А здесь, как говорится, возможны варианты. Например, в нашей стране реальная процентная ставка по депозитам уже довольно давно приняла отрицательное значение. Но хотя этот факт в немалой степени тормозит рост сберегательной активности населения, а значит, и сокращает кредитный потенциал коммерческих банков, однако в то же время в нем можно обнаружить и антиинфляционный компонент. Не торопясь нести свои сбережения в коммерческие банки и предпочитая накапливать их перед покупкой дорогостоящих товаров длительного пользования в домашних условиях, население косвенно уменьшает скорость обращения денег в стране и тем самым замедляет динамику цен.
    • проводятся акционирование и приватизация предприятий, подрывающие стимулы трудовых коллективов к проеданию доходов.
    • стимулируется помещение полученных населением доходов в земельные участки, золото и иные ценности, что уводит их с потребительского рынка.
    • вводятся разнообразные приемы ограничения роста доходов и даже, желательно, их понижения. При этом целесообразно использовать такие формы противоинфляционной компенсации, которые как можно меньше затрагивают денежные издержки производства — натуральную компенсацию в виде, например, продовольственных талонов малообеспеченным категориям населения. Богатой же части населения не следует компенсировать снижение реальных доходов. К тому же индексацию доходов правительству целесообразно проводить не автоматически, а лишь под мощным давлением профсоюзов, максимально выигрывая время (и бюджетные средства). Социально-политическая обстановка в стране может исключать экономически возможное прямое снижение номинальных доходов сколько-нибудь широкого круга участников экономического процесса. Так, попытаться в нашей стране в 1992 г. разморозить цены и одновременно в любом звене экономики заморозить заработную плату — значило бы вызвать неизбежные социальные взрывы, да и просто лавину требований, которой правительство не смогло бы противостоять и было вынуждено отступить по широкому кругу позиций, после чего в образовавшийся прорыв неизбежно ворвались бы все остальные профессиональные и социальные группы. В таком случае оказалось возможным использование тактики сокращения реальных доходов населения в результате отставания роста доходов от опережающей динамики цен. Парадокс: в результате проведения данной политики преодолевается инфляция (обусловленная структурными факторами) путем инфляции: номинальный «пирог» растет, и вместе с его ростом изменяются и реально урезаются — хотя и не одинаково — доли его потребителей. Как доказывает практика, этот способ воздействия на реальные доходы является менее болезненным и менее очевидным. Правда, при его использовании существует опасность — в том, что суммарный объем компенсационных выплат, дотаций населению и предприятиям окажется больше суммарного повышения цен. В таком случае жертвы населения (его обесцененные сбережения) окажутся бессмысленными, а инфляция станет сочетаться с товарным дефицитом и установлением потолков цен.
    • в качестве крайних способов преодоления гиперинфляции могут быть применены такие такти-ческие, не имеющие отношения к причинам и механизмам инфляции меры, как временное заморажи-вание вкладов, а также денежная реформа конфискационного типа.

Разделение методов осуществления антиинфляционной тактики на два выделенных направления является весьма условным.

В реальной действительности при ее осуществлении государство может одновременно воздействовать и на спрос, и на предложение.

Рассмотрим это на примере такого мощного тактического регулятора, каким является приватизация государственной собственности. Ее тактический антиинфляционный эффект реализуется по следующим направлениям:

  • возрастают неналоговые доходы бюджета от продажи государственных предприятий в частные руки — при сокращении его расходов на содержание нередко убыточных предприятий госсектора. И это сразу с двух сторон сокращает бюджетный дефицит;
  • появление на фондовом рынке акций приватизированных предприятий отвлекает на себя часть инфляционного спроса. особенно, если курс обращающихся на бирже акций неуклонно растет или, по крайней мере, изменяется так, что эти ценные бумаги оказываются более предпочтительным видом актива, нежели наличные деньги — по критериям теории «портфельного выбора». К тому же нельзя забывать, что приобретение частным сектором акций приватизируемых компаний есть немаловажный фактор подъема инвестиционной активности, а через нее — адекватного роста совокупного предложения и, как результат, стабилизации цен;
  • изменяются предпочтения становящихся собственниками трудовых коллективов — от проедания полученных доходов к направлению их на инвестиционные цели;
  • ликвидация монополизма государственной собственности (что особенно важно для стран с переходной экономикой) и усиление конкурентной борьбы множества появляющихся в ходе приватизации частных компаний, сбивающей температуру инфляционного процесса.

Так, приватизационная политика британского правительства, проводимая с периода «Великой инфляции» 70-х гг. и связанная с продажей примерно половины государственных предприятий и значительной части жилья, сыграла заметную роль в стабилизации цен и сокращении инфляции с 24 до 4% в годовом исчислении.

При реализации комплекса тактических мер антиинфляционного регулирования следует учитывать то обстоятельство, что между данными мерами, а также действиями стратегического плана существует серьезное противоречие, неучет которого в практике хозяйствования способен противопоставить стратегию и тактику борьбы с инфляцией.

Так, ликвидация «денежного навеса» в России в 1992 г. через фактическую конфискацию сбережений населения в тактическом плане, безусловно, сократила возможный инфляционный накал, однако в плане стратегическом сделала «бегство от денег» — денег отечественных, неустанно превращаемых в дальнейшем в конвертируемую валюту — предопределенным.

Между тем реальной альтернативой такой конфискации могло бы стать и «замораживание» сбережений на годы вперед (при соответствующей индексации и государственных гарантиях их последующей выплаты), и добровольно-принудительное превращение их в долгосрочные государственные обязательства с ежегодной выплатой тех или иных процентов, и направление значительной доли этих денег на приватизацию государственной собственности и т.п. Однако, не вынеся уроков из провалов 90-х гг., правительство России и в году 1998 г. не нашло ничего лучшего, чем в очередной раз обвалить сбережения россиян в рамках проведения очередной тактической антиинфляционной акции. Вторая крупнейшая за 90-е гг. конфискация хранившихся в банках сбережений, позволив сбить на некоторое время инфляционный накал, в то же время сделала фактически недоступными для целей инвестирова-ния те примерно 100 млрд. долл., которые находятся на руках населения. Еще один пример возможного рассогласования стратегии и тактики: кардинальным образом устраняя многочисленные инфляционные последствия гонки вооружений, переориентация ВПК на гражданские нужды способна вызвать временное ускорение ценовой динамики — через всплеск частного инвестиционного спроса при проведении назревших структурных преобразований, через сокращения поступлений в бюджет от экспорта вооружений, а также через бюджетный дефицит, возникающий в результате государственного участия в столь глобальных преобразований в национальной экономике.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/macroecon/77.shtml

Антиинфляционная политика

Антиинфляционная тактика

Негативные социально-экономические последствия высокой инфляции вынуждают правительства осуществлять меры по государственному регулированию экономики.

Определение 1

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс механизмов и мер по государственному регулированию экономики, которые направлены на борьбу с инфляцией.

Весь комплекс мер можно подразделить на две основные категории. Первая из них – это антиинфляционная стратегия, которая включает методы и цели, ориентированные на долгосрочную перспективу. Вторая – антиинфляционная тактика, которая содержит набор механизмов и мер, ориентированных на краткосрочный результат.

Антиинфляционная стратегия и тактика

Антиинфляционная стратегия, как уже говорилось, состоит из механизмов долгосрочного действия, а потому их эффект экономическая система ощущает далеко не сразу, а лишь по истечении довольно продолжительного периода времени.

Первоочередное значение в антиинфляционной стратегии отводится снижению инфляционных ожиданий. Этого можно достичь посредством реализации двух основных наборов методов:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • во-первых, через всемерное укрепление механизмов рынка;
  • во-вторых, через формирование и реализацию курса на борьбу с неуправляемой инфляцией, а также на повышение доверия населения к финансовой системе страны и к национальной денежной единице, в частности.

Следующим важным компонентом антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, целью которой является регулирование прироста монетарной массы в экономике.

Третий важный компонент антиинфляционной стратегии – это бюджетная политика. Основной ее целью является принятие и исполнение бездефицитного и сбалансированного бюджета.

Замечание 1

Еще одной важнейшей составляющей антиинфляционной стратегии является защита экономики от внешних инфляционных воздействий (или, как еще говорят, политика ограничения импорта инфляции). Основные инструменты реализации данной типа политики – это регулирование валютного курса, а также платежного баланса.

Антиинфляционная тактика представляет собой совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, которые рассчитаны не на устранение глубинных причин инфляции, а на краткосрочный, однако достаточно сильный эффект.

Методы антиинфляционной тактики дают возможность резко нарастить предложение без соответствующего роста спроса; способствуют резкому снижению текущего спроса без адекватного падения предложения.

Основные методы антиинфляционной политики

В зависимости от теоретических основ осуществляемой государством антиинфляционной политики можно выделить три относительно самостоятельных блока:

  • дефляционная политика;
  • политика доходов;
  • политика валютного курса.

Замечание 2

Суть дефляционной политики состоит в ограничении денежного спроса через кредитно-денежный (монетарный) и налоговый (фискальный) механизм. Основной специфической особенностью дефляционной политики можно считать то, что ради снижения инфляции приходится идти на, пусть даже и относительно краткосрочное, но все же замедление темпов экономического роста.

Важнейшим элементом дефляционной политики является ограничение денежного предложения в экономике, в первую очередь, через установление лимитов ее ежегодного прироста. Введение монетарных ограничений как правило реализуется посредством комплекса мер, находящихся в распоряжении Центрального банка страны.

Одна из этих мер – регулирование величины учетной ставки. Рост ставки способствует снижению денежного предложения в экономике. Негативной стороной такой меры можно считать рост процентных ставок коммерческих банков.

Это делает кредитные ресурсы более дорогими, что оказывает крайне негативное влияние на деловую активность.

Следующий, пожалуй, еще более жесткий инструмент антиинфляционной политики Центрального банка, направленный на ограничение прироста монетарной массы – это норма обязательных резервов.

В соответствии с ней рассчитывается объем денежных ресурсов, который любой коммерческий банк не имеет права давать в кредит, и, следовательно, обязан временно держать на специальном счете в Центральном банке страны.

Таким образом, регулируется совокупный объем кредитов, который коммерческие банки могут предоставить своим клиентам.

Третий антиинфляционный инструмент – операции на открытом рынке (продажа и покупка государственных ценных бумаг Центральным банком на финансовом рынке) в целях регулирования объема денежного предложения. Так, продавая государственные ценные бумаги, регулятор сокращает объем монетарной массы в экономике и наоборот, покупая – расширяет денежное предложение.

Как метод антиинфляционной тактики, политика доходов делает акцент на контроле над заработной платой и ценами.

Данная политика применяется тогда, когда в основе инфляции лежат необоснованно высокие, быстрорастущие издержки производства.

Основной акцент политика доходов делает на достижении ценовой стабильности, а среди антиинфляционных мер, в рамках этой политики, обычно применяются следующие:

  1. Целенаправленное и продолжительное регулирование государством цен на отдельные товары и услуги, чаще всего производимые естественными монополиями и/или олигополиями.
  2. Добровольное регулирование доходов. В данном случае государство способствует достижению консенсуса между трудящимися и работодателями по поводу размеров оплаты труда, а также достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений на всех уровнях (в рамках предприятия, отраслевом и национальном).

Политика валютного курса собой представляет комплекс мер, которые направлены на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Основными антиинфляционными мероприятиями в контексте данного типа политики являются:

  • масштабное разъяснение посредством СМИ намеченной антиинфляционной стратегии с целью максимального доверия общества к финансовой системе и политике государства;
  • создание специального стабилизационного фонда для поддержания национальной валюты посредством проведения интервенций, а также для сглаживания циклический колебаний экономической конъюнктуры;
  • введение фиксированного обменного курса, а также ограничений в валютной и внешнеэкономической сферах;
  • стимулирование экспорта и ограничение импорта (посредством квот, таможенных пошлин, лицензирования, а также политика импортозамещения), что способствует укреплению курса национальной валюты.

Замечание 3

По мере стабилизации среднего уровня цен и наращивания объема золотовалютных резервов вышеперечисленные временно введенные ограничения постепенно снимаются.

Иные методы антиинфляционной политики

Помимо вышеперечисленного, в отдельную группу можно отнести институциональные методы антиинфляционной политики и денежную реформу.

К институциональным относятся методы, формирующие основные предпосылки и общие условия для осуществления эффективной антиинфляционной политики. Другими словами, институциональная политика направлена на формирование и укрепление институтов рынка.

Так, эффективно функционирующий и развитый, современный рыночный механизм создает мощные стимулы для расширения предложения экономических благ на рынке, способствует значительному улучшению инвестиционного климата, развитию финансового рынка.

Такая высокоэффективная и стабильная институциональная среда представляет собой благодатную почву для успешной реализации антиинфляционных мер.

Суть денежной реформы состоит в изъятии из обращения и последующей замены обесцененных инфляцией денег на новые.

В зависимости от особенностей антиинфляционной стратегии государства, денежная реформа может выступать, либо начальным, либо конечным этапом.

Стоит подчеркнуть, что любая денежная реформа может доказать свою эффективность лишь в тесной взаимосвязи с другими мероприятиями, направленными на развитие и улучшение институциональной среды и либерализацию экономики.

Замечание 4

Стоит напоследок отметить, что в современных условиях «искоренить» инфляцию вряд ли возможно, да и пытаться делать этого не стоит, поскольку рыночная экономика по своей сути является инфляционной. Основная задача антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы сделать инфляцию умеренной, прогнозируемой и управляемой.

Источник: https://spravochnick.ru/mikro-_makroekonomika/makroekonomicheskaya_nestabilnost/antiinflyacionnaya_politika/

Refpoeconom
Добавить комментарий