9. Регулирование монополии

9.4. Регулирование монополии: Вот рынка моего границы новые, Пелопонесцам торг я разрешаю здесь

9. Регулирование монополии
Вот рынка моего границы новые, Пелопонесцам торг я разрешаю здесь. Мегарцам разрешаю и беотянам, Но чтоб со мною торговать, не с Ламахом. А рынка назначается надсмотрщиком Вот этот крепкий лепрейский кнут.

Перевод Адриана Пиотровского

Существование монополий и монопольной власти часто провоцирует государ­ство к всевозможным мерам «справедливого» регулирования.

Регулирование монополий может осуществляться по следующим направле­ниям: ♦ налогообложение; ♦ ограничение размера монополии; ♦ ограничение цен.

Рис. 9.9. Последствия введения акцизного налога на продукт монополии
Допустим, единица продукции монополии облагается налогом в £ ден. ед. так, что монополист должен платить государству £ ден. ед. за каждую проданную еди­ницу выпуска. В таком случае издержки (МС) фирмы соответственно возрастают на £ ед. Это приводит к значительному росту цены и падению выпуска. Регулирование естественных монополий. В последние годы одной из акту­альных проблем экономической жизни является проблема естественных монопо­лий. Прежде всего это касается судьбы РАО «ЕЭС России». Единая Энергетиче­ская Система России остается самым крупным высокоавтоматизированным комплексом, обеспечивающим производство, передачу и распределение элект­роэнергии и централизованное оперативно-технологическое управление этими

1. Налогообложение. Последствия введения налога на выпуск в условиях мо­нополии существенно отличаются от тех, которые возникают в условиях чистой конкуренции. При монополии цена продукта может возрастать на величину, зна­чительно превышающую размер налога. Рассмотрим это на конкретном приме­ре (рис. 9.9).

процессами. В ее состав входят 440 тепловых и гидравлических электростанций мощностью соответственно 131,3 и 40 млн кВт и АЭС мощностью 21 млн кВт, а также 2,5 млн км ЛЭП всех классов, в том числе свыше 30 тыс. км основных ЛЭП напряжением 500,750 и 1150 кВт.

1 Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России») было учреждено в декабре 1992 г. в ка­честве головной холдинговой организации, контролирующей основную массу предприятий электроэнергетики.

РАО «ЕЭС России» является типичной естественной монополией, и ее мик­роэкономическую модель можно проиллюстрировать при помощи рис. 9.10.

Как уже отмечалось, естественная монополия существует в том случае, ко1*да эко­номия от масштаба позволяет лишь одному-единственному предприятию удовлет­ворить весь рыночный спрос. При этом входные барьеры основаны на технологиях, отражающих естественные законы природы (технологии). На рис. 9.

10 экономи­ческие условия, приводящие к естественной монополии, изображены при помощи кривых спроса (D), предельного дохода (MR), средних долгосрочных издержек (LAC) и долгосрочных предельных издержек (LMC).

В отсутствие какой-либо регу­лирующей активности естественная монополия максимизирует прибыль, произво­дя объем Q при цене Р В этих условиях естественная монополия получит моно­польную прибыль объемом, равным площади прямоугольника РтВСА. Допустим, что общество посчитало, что выпуск Q «слишком мал», а цена Рт «слишком высока».

Регулирующая альтернатива подразумевает попытку, во-пер­вых, усилить конкуренцию «сломом» монополии на большое число независимых фирм или, во-вторых, регулирования монопольной цены. 2. Ограничение размера монополии (Проект Анатолия Чубайса). Данный вариант уничтожения естественной монополии вряд ли можно считать эффек- ' См.: Маламед Л.

Рыночное трансформирование электроэнергетики России // Рынки электроэнергии. Новосибирск, 1999. С. 175. тивным: новые малые фирмы, скорее всего, попытаются снизить свои издержки, стремясь увеличить размеры собственных предприятий. Кроме того, некоторые из них неизбежно разорятся и будут вынуждены покинуть отрасль.

Чтобы под­держать все вновь созданные фирмы в отрасли, государство будет вынуждено на­ложить ограничения на размеры предприятий в данной отрасли и постоянно сле­дить за тем, чтобы предотвратить стихийное укрупнение фирм (а это стоит денег налогоплательщиков). Ограничение размеров фирм поднимет рыночную кривую предложения небольших фирм на искусственно высокий уровень, скажем на уро­вень 5 (рис.

9.10). Вновь созданные мелкие предприятия обречены стать неэффективными. При­чем цена и выпуск будут примерно такими же, как и в случае нерегулируемой естественной монополии. Даже если потребители от всего этого ничего не выиг­рают и ничего не проиграют (а скорее всего, проиграют, так как издержки произ­водства, а значит и цены, возрастут), издержки общества неизбежно возрастут, ибо «процесс регулирования» потребует затрат, кроме того, неизбежно неэконо­мичное дублирование капиталов.

В лучшем случае вместо единой естественной монополии в масштабах государ­ства сложится множество региональных естественных монополий. Однако единая энергетическая система страны (важный компонент экономической безопасно­сти государства) будет утрачена.

Мне нравятся эти Чубайсы, Что лихо немцуют страну Под музыку венского вальса, У всех вызывая «ну, ну…» (1998) А. М. Марласов Естественная монополия может исчезнуть вследствие уменьшения размера ми­нимально эффективного масштаба производства (рис. 9.11).

Исчезновение есте­ственной монополии происходит тогда, когда технологические изменения резко со­кращают минимально эффективный размер предприятия (сдвиг кривой Л С влево) при неизменной величине счроса (£)), либо при резком увеличении спроса (сдвиг кривой спроса О вправо).

Среди факторов, способных изменить положение кривой средних затрат (АС) или спроса (В), можно отметить численность населения, прин­ципиальную модернизацию технологий, либерализацию экономических отноше­ний и др. Р

а Рис. 9.11. Исчезновение естественной монополии 3. Регулирование монопольной цены. Допустим, государство решило устано­вить цену и выпуск на уровне Р и Q,, т. е. в соответствии с условием LMC = D (рис. 9.10).

В этом случае монополист будет нести убытки, равные площади пря­моугольника EFGPV Фирма уйдет из отрасли, если не будет получать соответ­ствующие субсидии (опять же за счет налогоплательщиков). Более практичным решением является установление цены на уровне Р2 (LAC = = D). При этой цене объем выпуска фирмы равен Q2 (рис. 9.10).

В этих условиях монополист будет получать нормальную (нулевую экономическую) прибыль. Необходимость в субсидиях отпадет. Если установленная административная цена базируется па предельных или средних издержках, результатом может быть довольно курьезный результат: уста­новление ценового потолка вынуждает монополиста увеличивать объем выпуска.

Этот эффект совершенно противоположен тому, что имеет место при свободной конкуренции. Этот кажущийся парадокс объясняется следующим образом. Цено­вой контроль делаег линию спроса (D) пологой, а значит, и линия предельного до­хода (MR) также становится более пологой.

Поэтому величина оптимального вы­пуска монополиста (£У) как результат пересечения линий MC и MR стремится вправо — что и приводит к стремлению монополиста расширять производство. Ценовое регулирование естественной монополии чревато рядом проблем. Во-первых, каждое регулирование не обходится без издержек.

Необходимы уси­лия аудиторов для оценки деятельности регулируемой монополии. Во-вторых, регулируемая фирма имеет склонность преувеличивать объем своих издержек. В-третьих, при ограничении деятельности фирмы ее менеджеры теряют склон­ность к поиску оптимальных стратегий и т. п.

Источник: https://finances.social/mikroekonomika_890/regulirovanie-monopolii-124274.html

Регулирование монополии

9. Регулирование монополии

Регулирование деятельности монополии направлено на ограничение монопольных проявлений и проводится с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции. Проводится оно посредством законодательных и экономических мер.

Законодательные меры регулирования деятельности монополий – это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренци.

Чаще всего законодательные меры предполагают: запрещение договоров о ценах и разделе рынка, установление контроля за разделом рынка и слияниями, регулирование наборов услуг, предоставляемых доминантными фирмами.

Эти меры направлены на коррекцию поведения монополистов, чтобы оно стало более конкурентным и проведение структурной политики, в ходе которой отрасль становится более конкурентным.

Экономические меры регулирования деятельности монополий – это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничивается возможность реализации монопольной власти.

Прямое регулирование цен и прибылей обычно проявляется в форме установления “потолка цен”, т.е установления верхнего предела цены и предельного установления уровня нормы прибыли.

Целью установления “потолка” цен является увеличение выпуска по более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение “потолка”цен возможно лишь при условии приемлемого для фирмы такого уровня цены.

“Потолок” цен должен быть таким, чтобы с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой – обспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал.

Наиболее частый случай применения “потолка” цен имеет место в условиях естественной монополии.

Целью такого регулирования является не само снижение цены, а сокращение чистых потерь, т.е. расширение предложения

При установлении потолка цен монополист будет осуществлять свой выбор уровнем установленного предела цены и положением его кривой MC. При самостоятельном ценообразовании монополист при спросе D назначит цену Pm и объем выпуска Qm.

Государство может установить цену в пределах от P1 до Pm, т.к. при цене меньше P1=AVCmin фирма прекратит свой существование, а установление цены выше Pm не имеет смысла. Эффективный диапазон цен находится между Pm и P2.

При цене ниже P2 монополист будет сокращать свое предложение.

В случае установления потолка цен кривая спроса становится ломаной. Соответственно, ломаной становится и кривая предельного дохода и имеет разрыв на участке для выбранного объема выпуска.

Любые изменения наклона кривой предельных издержек на линии разрыва всегда будут давать один и тот же результат.

Поэтому наилучший результат регулирования будет достигаться при равенстве цены предельным издержкам, что соответствует условия совершенной конкуренции, которое обеспечивает полную экономическую эффективность.

Косвенное регулирование цен и прибылей проводится путем налогообложения продукции, деятельности либо прибыли. В случае налогообложения продукции налог уплачивается с каждой единицы продукции. Поэтому монополист рассматривает налого как вид переменных затрат и включает его в переменные издержки.

Существенно при этом не возрастание издержек, а то что происходит возрастание предельных издержек MC+T. В результате происходит сокращение равновесного объема выпуска и рост цены. При этом у монополиста изымаетс часть прибыли равной (Pt-P)Qt, потери в совокупном излишке возрастают.

Поскольку монополист всегда стремится компенсировать налог посредством повышения цены, то при применении этого способа регулирования очень важно учитывать степень эластичности спроса. При высокой эластичности спроса рост цены окажется меньше спроса налога, а большая часть налогового бремени будет возложена на монополиста.

При спросе имеющем низкую эластичность, большая часть налогового бремени ляжет на потребителей.

В случае применения налогообложения деятельности вводится налог определенного размера на ведение какой-либо деятельности. Такой вид налога часто называют паушальным налогом.

Так как величина этого налога не связана с объемом выпуска, то производитель рассматривает его как часть своих постоянных издержек. Поэтому в результате введения такого налога произойдет только смещение кривой средних издержек в положение АТС+Т.

Так как кривая предельных затрат не меняет своего положения, то неизменными остаются цена и выпуск монопольной фирмы. В результате произойдет чистое изъятие части монопольной прибыли.

Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль, оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему среднюю прибыль.

Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и объем впуска, а вся тяжесть налогового бремени ложится на производителя.

По своим экономическим последствиям налогообложение монопольной прибыли тождественно действию паушального налога.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_9525_regulirovanie-monopolii.html

9. Регулирование монополии

9. Регулирование монополии

Большинству чистомонополизированных отраслей в условияхрыночной экономики присущи чертыестественной монополии. В связи с этимвозникает необходимость общественногорегулирования цен и тарифовмонополизированных рынков либо нафедеральном, либо на региональном, либона местном уровнях государственногоуправления.

Проиллюстрируемвыбор государственного регулированияестественной монополии, используя рис.21.8.

Рис. 21.8. Регулируемаямонополия

Предположим, чтопредприятие-монополист несет большиепостоянные издержки, в результате чегокривая спроса пересекает кривую среднихиздержек в точке, где средние издержкивсе еще понижаются.

Монополист выбираетобъем выпуска продукции, равный QM, при ценеЦM, чтопозволяет ему получать значительнуюэкономическую прибыль (отрезок ML). Однакоданный уровень цены вызывает ограниченныйспрос на предлагаемый монополией товарили услугу.

Требование эффективногораспределения ресурсов и более полногоудовлетворения потребностей в данномтоваре или услуге вынуждает государственныеорганы устанавливать верхнюю цену длямонополиста, равную предельным издержкамкак соответствующую общественнооптимальным условиям реализациипродукции. Такой ценой на рис. 21.8 являетсяЦK.

При даннойадминистративно установленной ценемонополист будет максимизироватьприбыль или минимизировать убытки,производя QKединиц продукции, так как в новых условияхименно при этом объеме выпуска будетвыполняться условие равенства Дпред(Ц) = Ипред.

Здесь какбы имитируются условия чистой конкуренции,связанные с распределением ресурсов.Равенство ЦК= Ипред указывает на эффективное распределениересурсов для этого продукта или услуги.

В то же время нельзяустанавливать цену, которая не будетпокрывать средние общие издержки. Этаситуация показана на рис. 21.8 : криваясредних общих издержек ()находится над ценой спроса (ЦК).

Такоерегулирование для предприятия означаетубытки в краткосрочных периодах ибанкротство в долговременном аспектеего деятельности, если не будет оказанаему государственная поддержка. Исходяиз того, что валовые издержки включаютв себя нормальную, или «справедливую»прибыль, цена должна совпадать сосредними общими издержками. Такой ценойна рис. 21.

8 является ЦN. В точке Nпересекаются кривая спроса и криваясредних общих издержек. Поэтому ценаЦNобеспечиваетмонополисту получение «справедливойприбыли».

Очевидно, чторегулирование цен, каким бы способомоно ни происходило, должно одновременносодействовать и снижению цены, иувеличению объема производства, ивызвать сокращение экономическойприбыли монополий.

Выводы

1. Специфика рынкачистой монополии заключается в том, чтона нем выступает один-единственныйпродавец, который одновременноолицетворяет собой и предприятие, иотрасль.

Поэтому он имеет возможностьманипулировать ценой, но при повышениипоследней спрос на его продукциюсокращается, а при ее понижении —увеличивается.

Поэтому предприятие-монополиствынуждено также выбирать объем выпуска,который обеспечивает получениемаксимальной прибыли или открываетвозможность минимизировать убытки.

2. Монополиявыступает в закрытой, открытой иестественной формах. Закрытая монополияхарактеризуется наличием нормативныхи

законодательныхактов, препятствующих проникновению вданную отрасль других предприятий.

Открытая монополия допускает возможностьпоявления предприятий, выпускающихидентичную продукцию или продукты-субституты,но пока предприятие остается единственнымпродавцом данного товара.

Естественнаямонополия обусловлена технико-экономическимипараметрами достижения оптимальногомасштаба производства, при которомнаилучшим образом удовлетворяетсяспрос на продукцию.

3. Принципымаксимизации прибыли, минимизацииубытков и закрытия предприятия — теже, что и при чистой конкуренции.Специфическими моментами для чистойприбыли являются:

• валовойдоход увеличивается не равномерно, каку предприятия-конкурента, а имеетнелинейную зависимость от предельногодохода;

• предельныйдоход (кривая предельного дохода)отклоняется от цены (кривой спроса),т.е. не совпадает с ней, как в условияхчистой конкуренции. Поэтому предельныйдоход сопоставляется с предельнымииздержками, а цена (средний доход) — свеличиной средних общих (при максимизацииприбыли) и переменных (при минимизацииубытков) издержек.

4. Итак, максимумприбыли предприятие получает при томобъеме производства, при которомдостигается наибольшая разность междувеличинами валового дохода и общихиздержек или равенство между предельнымдоходом и предельными издержками припревышении цены средних общих издержек.

Предприятиеминимизирует убытки, когда общие издержкипревышают валовой доход, но когдапоследний больше переменных издержек,т.е. когда убытки меньше постоянныхиздержек, или при равенстве предельногодохода и предельных издержек, когдацена ниже

средних общихиздержек, но больше величины среднихпеременных издержек.

5. С целью добитьсямаксимальной прибыли в результатенаращивания объема выпуска монополияможет прибегнуть к ценовой дискриминации— один и тот же товар продается по разнымценам различным покупателям: по болеевысоким — покупателям с низкойэластичностью спроса, по более низким— покупателям с относительно высокойэластичностью спроса.

6. В результатеустановления (навязывания) цен монополистомсущественно сокращается излишекпотребителя и значительно увеличиваетсяизлишек производителя при наличиичистых потерь для общества.

7. В интересахограничения власти монополии на рынке,сокращения чистых потерь общества посравнению с условиями чистой конкуренциии достижения рационального использованияресурсов государство вынужденорегулировать деятельностьпредприятия-монополиста путем установлениямаксимально допустимой цены. Однакоэта цена должна обеспечить получениемонополистом как минимум нормальнойприбыли.

Источник: https://studfile.net/preview/3938491/page:8/

9.2. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИИ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

9. Регулирование монополии
В экономической жизни монополия выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определенными экономическими преимуществами.

Монополия — рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с един-ственным продавцом товара называется чистой монополией.

Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает «единственный продавец товара».

В современных условиях он используется для обозначения различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли.

Критерием оценки степени монополизации в настоящее время служит доля хозяйственной единицы в производстве и в объеме продаж.

Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно из них приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм.

В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70 %.

Степень монополизации для предприятий, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцированно. В частности, выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.

До начала XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерными, что связано с условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала. Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.

Фирма имеет монопольную власть в случае, если она может влиять на цену своего товара, изменяя объемы его предложения. Степень этой власти зависит от наличия товаров-заменителей, доли в общих продажах на рынке.

Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить его, снизив цену.

Общим условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных издержек и предельного дохода.

В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности монопольной власти. Одни определяют ее как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.

Стремление к достижению монопольной власти обусловлено желанием обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем.

Власть мощных хозяйственных единиц позволяет им произвольно изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Как заметил американский экономист А.

Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим ее фор-мированию.

Американский экономист М. Фридмен называет три основных источника монопольной власти:

технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении);

прямая или косвенная правительственная поддержка;

частный сговор между отдельными лицами.

Некоторые экономисты считают, что основой рыночной монопольной власти являются ограничение числа продавцов, концентрация предложения какого-либо товара (услуги) в руках небольшой группы крупнейших производителей отрасли.

В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу.

Монопольная власть достигается не только естественным путем, благодаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно — может быть предоставлена государственными, местными органами власти. Многие западные экономисты считают государство важнейшим источником монопольной власти.

Факторами, влияющими на степень монопольной власти, являются:

экономический потенциал фирмы;

предполагаемая прибыль;

масштабы инноваций;

наличие производственных секретов;

высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов;

наличие товаров-субститутов;

конкуренция со стороны других фирм, выпускающих аналогичную продукцию;

обладание рыночной информацией.

Носителями монопольной власти выступают государство, фирмы, отдельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные, так и средние, мелкие фирмы, имеющие определенные преимущества по сравнению с конкурентами.

Выделяют низшие и высшие формы монополии.Низшие формы— временные союзы и соглашения, возникающие с целью достижения конкретного проекта. Высшими формами монополий являются картель, синдикат, трест, концерн.

В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую.

Естественная монополия— складывается ситуация, когда единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водо-, энерго-, газоснабжение).

Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) определенных факторов и условий производства, в частности природных ресурсов.

Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.

Организационная монополия— объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).

Технологическая монополия (техническая, производственная) — разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определенной продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия.

Экономическая монополия — возникает либо в силу договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.

На практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).

Предпринимательская монополия— рынок, при котором одна или несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли.

Двусторонняя монополия — представляет собой рыночную ситуацию, в которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).

Государственная монополия— рынок, когда государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны.

Монополии устанавливают .монопольные цены, состоящие из издержек и монопольной прибыли. В структуре монопольной прибыли можно выделить:

среднюю прибыль, избыточную прибыль и монополистическую сверхприбыль. Первую присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях внутри- и межотраслевой конкуренции.

Вторая представляет собой разницу между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы.

Третья — специфическая форма, когда в пользу монополии через монопольную цену присваивается часть прибыли, создаваемой на других предприятиях.

Монопольная цена устанавливается не произвольно, а определяется характером издержек и условиями спроса. Цена в условиях монопольной власти всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы устанавливают разные цены для различных покупателей, т. е. проводят ценовую дискриминацию.

Для проведения ценовой дискриминации необходимы следующие условия:

продавец должен быть монополистом;

продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы;

невозможность перепродажи товара;

обладание монопольной властью, т. е. способностью контролировать производство и ценообразование.

Различают три вида ценовой дискриминации:

непреднамеренная, или совершенная, — когда на единицу од-нородного товара устанавливается цена, равная цене спроса;

установление ценовых скидок;

разделение покупателей на отдельные группы и установление соответствующих цен.

Важное экономическое последствие монополизма состоит в том, что монополист считает более выгодным продавать меньший объем продукции по более высоким ценам. Это означает, что монополия использует ресурсы менее рационально, чем кон-курирующая фирма.

Монополия — это, как правило, крупная фирма, поэтому она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта). Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать ее деятельность.

Монополист в меньшей степени стремится внедрять новые технологии, чем предприниматель в условиях конкуренции. Поэтому его фактические издержки больше, чем минимальные.

Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний.

Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и желание монополиста полностью использовать имеющееся оборудование ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу, нововведениям. Другие полагают, что, имея огромные финансовые средства, монополия располагает большими возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.

Негативные последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику. Антимонопольное регулирование — специфическая форма госу-дарственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики. Его можно определить и как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение развития рыночной конкуренции, недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотребления монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными соглашениями (ЕС, ВТО).

Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, впервые принятое в конце XIX в. в Канаде и США. Правительства в этих странах установили ряд правил, относящихся к организации капитала и содержанию заключаемых договоров.

В Европе антимонопольное законодательство получило широкое развитие после Второй мировой войны. В ряде стран были приняты законы, направленные против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они были призваны предотвратить монополизацию рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговоры о ценах и др.

Во всех развитых странах на общегосударственном уровне действуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики.

В США — это Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел министерства юстиции, возглавляемые помощником министра; в ФРГ — Федеральное управление по делам картелей; в Великобритании — Департамент охраны интересов потребителей и цен, Комиссия по вопросам слияний и монополизации, Судебная палата по вопросам свободной торговли и ограничительных мер; во Франции — Совет по делам кон-куренции; в Швеции — Государственное бюро по вопросам цен и картелей и Антитрестовское управление; в Японии — Комиссия по вопросам свободной торговли.

В настоящее время антимонопольное регулирование представляет собой гибкую систему постоянно действующих и мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих ограничительный, запретительный и поощрительный характер и основанных на принципах экономической целесообразности и эффективности. Так, объединение фирм (вертикальное, горизонтальное, конгломера- тивное) нельзя считать заведомо отрицательным явлением, так как оно может повысить эффективность производства за счет сни-жения издержек путем роста масштабов производства и приобре-тения дополнительных преимуществ, которыми обладала каждая фирма (наличие высокопрофессиональных менеджеров, оригинальных научных разработок и т.д.), способствовать решению финансовых проблем участников соглашения, дисциплинировать управляло ющих корпораций, совершенствовать организацию поставок и т. д.

Некоторые виды и формы монополий современная западная экономическая наука и законодательство считают нормальным явлением. Нельзя наказывать фирму, которая захватывает значительную долю рынка путем выпуска уникального товара или внедрения новой технологии.

Правительства многих стран, учитывая достоинства и недостатки больших компаний, не препятствуют образованию эффективного крупномасштабного производства. _

Источник: https://knigi.news/ekonomika/teoriya-monopolii-antimonopolnoe-18656.html

9. Регулирование монополии: Большинству чисто монополизированных отраслей в условиях рыночной

9. Регулирование монополии

Большинству чисто монополизированных отраслей в условиях рыночной экономики присущи черты естественной монополии.

В связи с этим возникает необходимость общественного регулирования цен и тарифов монополизированных рынков либо на федеральном, либо на региональном, либо на местном уровнях государственного управления.

Проиллюстрируем выбор государственного регулирования естественной монополии, используя рис. 21.8.

Рис. 21.8. Регулируемая монополия

Предположим, что предприятие-монополист несет большие постоянные издержки, в результате чего кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки все еще понижаются. Монополист выбирает объем выпуска продукции, равный QM , при цене ЦM , что позволяет ему получать значительную экономическую прибыль (отрезок ML). Однако данный уровень цены вызывает ограниченный спрос на предлагаемый монополией товар или услугу. Требование эффективного распределения ресурсов и более полного удовлетворения потребностей в данном товаре или услуге вынуждает государственные органы устанавливать верхнюю цену для монополиста, равную предельным издержкам как соответствующую общественно оптимальным условиям реализации продукции. Такой ценой на рис. 21.8 является ЦK . При данной административно установленной цене монополист будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя QK единиц продукции, так как в новых условиях именно при этом объеме выпуска будет выполняться условие равенства Дпред (Ц) = Ипред . Здесь как бы имитируются условия чистой конкуренции, связанные с распределением ресурсов. Равенство ЦК = Ипред указывает на эффективное распределение ресурсов для этого продукта или услуги. В то же время нельзя устанавливать цену, которая не будет покрывать средние общие издержки. Эта ситуация показана на рис. 21.8 : кривая средних общих издержек ( ) находится над ценой спроса (ЦК ). Такое регулирование для предприятия означает убытки в краткосрочных периодах и банкротство в долговременном аспекте его деятельности, если не будет оказана ему государственная поддержка. Исходя из того, что валовые издержки включают в себя нормальную, или «справедливую» прибыль, цена должна совпадать со средними общими издержками. Такой ценой на рис. 21.8 является ЦN . В точке N пересекаются кривая спроса и кривая средних общих издержек. Поэтому цена ЦN обеспечивает монополисту получение «справедливой прибыли». Очевидно, что регулирование цен, каким бы способом оно ни происходило, должно одновременно содействовать и снижению цены, и увеличению объема производства, и вызвать сокращение экономической прибыли монополий. Выводы 1. Специфика рынка чистой монополии заключается в том, что на нем выступает один-единственный продавец, который одновременно олицетворяет собой и предприятие, и отрасль. Поэтому он имеет возможность манипулировать ценой, но при повышении последней спрос на его продукцию сокращается, а при ее понижении — увеличивается. Поэтому предприятие-монополист вынуждено также выбирать объем выпуска, который обеспечивает получение максимальной прибыли или открывает возможность минимизировать убытки.

2.

Монополия выступает в закрытой, открытой и естественной формах. Закрытая монополия характеризуется наличием нормативных и законодательных актов, препятствующих проникновению в данную отрасль других предприятий. Открытая монополия допускает возможность появления предприятий, выпускающих идентичную продукцию или продукты-субституты, но пока предприятие остается единственным продавцом данного товара. Естественная монополия обусловлена технико-экономическими параметрами достижения оптимального масштаба производства, при котором наилучшим образом удовлетворяется спрос на продукцию. 3. Принципы максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытия предприятия — те же, что и при чистой конкуренции. Специфическими моментами для чистой прибыли являются: • валовой доход увеличивается не равномерно, как у предприятия-конкурента, а имеет нелинейную зависимость от предельного дохода; • предельный доход (кривая предельного дохода) отклоняется от цены (кривой спроса), т.е. не совпадает с ней, как в условиях чистой конкуренции. Поэтому предельный доход сопоставляется с предельными издержками, а цена (средний доход) — с величиной средних общих (при максимизации прибыли) и переменных (при минимизации убытков) издержек. 4. Итак, максимум прибыли предприятие получает при том объеме производства, при котором достигается наибольшая разность между величинами валового дохода и общих издержек или равенство между предельным доходом и предельными издержками при превышении цены средних общих издержек. Предприятие минимизирует убытки, когда общие издержки превышают валовой доход, но когда последний больше переменных издержек, т.е. когда убытки меньше постоянных издержек, или при равенстве предельного дохода и предельных издержек, когда цена ниже средних общих издержек, но больше величины средних переменных издержек. 5. С целью добиться максимальной прибыли в результате наращивания объема выпуска монополия может прибегнуть к ценовой дискриминации — один и тот же товар продается по разным ценам различным покупателям: по более высоким — покупателям с низкой эластичностью спроса, по более низким — покупателям с относительно высокой эластичностью спроса. 6. В результате установления (навязывания) цен монополистом существенно сокращается излишек потребителя и значительно увеличивается излишек производителя при наличии чистых потерь для общества. 7. В интересах ограничения власти монополии на рынке, сокращения чистых потерь общества по сравнению с условиями чистой конкуренции и достижения рационального использования ресурсов государство вынуждено регулировать деятельность предприятия-монополиста путем установления максимально допустимой цены. Однако эта цена должна обеспечить получение монополистом как минимум нормальной прибыли. Источник: В.Я. Иохин. Экономическая теория. 2006

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/regulirovanie-monopolii-24401.html

Refpoeconom
Добавить комментарий