9.5. Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России

35.Государственное регулирование монополистической деятельности

9.5. Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России

Монополия– 1.исключительное право на что-либо;2.крупное хоз объединение, сосредоточившеев своих руках большую часть производстваи сбыта товара.

Госрегулирование имеет три направления:

1.антимонопольноерегулирование;

2.регулированиедеятельности субъектов естественныхмонополий;

3.регулированиедеятельности гос монополий.

Антимонопольноерегулирование. Базовый нормативный акт– ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля2006г

Конкуренция- соперничество хозяйствующих субъектов,при котором самостоятельными действиямикаждого из них исключается илиограничивается возможность каждого изних в одностороннем порядке воздействоватьна общие условия обращения товаров насоответствующем товарном рынке.

Монополистическаядеятельность — злоупотреблениехозяйствующим субъектом, группой лицсвоим доминирующим положением, соглашенияили согласованные действия, запрещенныеантимонопольным законодательством, атакже иные действия (бездействие),признанные в соответствии с федеральнымизаконами монополистической деятельностью.

Доминирующимположением признается положениехозяйствующего субъекта (группы лиц)или нескольких хозяйствующих субъектов(групп лиц) на рынке определенноготовара, дающее такому хозяйствующемусубъекту (группе лиц) или такимхозяйствующим субъектам (группам лиц)возможность:

-оказывать решающее влияние на общиеусловия обращения товара на соответствующемтоварном рынке, и (или)

— устранять с этого товарного рынкадругих хозяйствующих субъектов,

— и (или) затруднять доступ на этот товарныйрынок другим хозяйствующим субъектам.

Определяетсялибо путем признания (автоматически всилу закона), либо путем установления(специальным решением антимонопольногооргана).

Должнаучитываться доля товарного рынка впроцентном соотношении.

1.хоз-щиесубъекты на товарном рынке, не превышающие35% — не могут считаться занимающимидоминирующее положение

2.доляна товарном рынке превышает 50% — признаютсяавтоматически занимающими доминирующееположение

3.менее50% — доминирующее положение м б установленоорганом (решением)

*Воснове антимонопольного регулирования– 5 законодательно закрепленных запретов:

1.запретна злоупотребление доминирующимположением (например, установлениемонопольно высокой или монопольнонизкой цены)

2.запрет на согласованные действияхозяйствующих субъектов, ограничивающиеконкуренцию

3.запретна недобросовестную конкуренцию(распространение ложных сведений,которые могут причинить ущерб)

4.

запрет на ограничивающие конкуренциюакты и действия (бездействие) федеральныхорганов исполнительной власти, органовгосударственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местногосамоуправления, иных органов органовили организаций, организаций, участвующихв предоставлении государственных илимуниципальных услуг, а также государственныхвнебюджетных фондов, Центрального банкаРоссийской Федерации

5.запрет на ограничивающие конкуренциюсоглашения или согласованные действияфедеральных органов исполнительнойвласти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, иныхосуществляющих функции указанныхорганов органов или организаций, а такжегосударственных внебюджетных фондов,Центрального банка Российской Федерации

ПолномочияФАС (фед антимоноп службы) и еетерриториальных органов; вправе:

1)возбуждать и рассматривать дела онарушениях антимонопольногозаконодательства;

2)выдавать хозяйствующим субъектамобязательные для исполнения предписания:(о прекращении злоупотребленияхозяйствующим субъектом доминирующимположением, о прекращении недобросовестнойконкуренции и тп)

3)привлекать к ответственности за нарушениеантимонопольного законодательства;

4)обращаться в арбитражный суд с искамии заявлениями

5)ведет реестр хоз субъектов, имеющихдолю на рынке определенного товараболее 35%.

Такжеосуществляется государственный контрольза экономической концентрацией, т. е.за сделками и иными действиями,осуществление которых влияет на состояниеконкуренции.

Стадиирассмотрения дел о нарушенииантимонопольного законодательства:

1.возбуждениедела о нарушении антимоноп законодательства

2.рассмотрениедела

3.обжалованиерешений и предписаний антимоноп органа

4.

исполнениепредписаний (если не удалось добитьсяотмены)

Регулированиедеятельности субъектов естественныхмонополий. ФЗ от 17.08.95 «О естественныхмонополиях».

Естественнаямонополия — состояние товарного рынка,при котором удовлетворение спроса наэтом рынке эффективнее в отсутствиеконкуренции в силу технологическихособенностей производства (в связи ссущественным понижением издержекпроизводства на единицу товара по мереувеличения объема производства).

Товары,производимые субъектами естественноймонополии, не могут быть заменены впотреблении другими товарами, в связис чем спрос на данном товарном рынке натовары, производимые субъектамиестественных монополий, в меньшейстепени зависит от изменения цены наэтот товар, чем спрос на другие видытоваров.

ФАСи ФСТ (фед службы по тарифам) могутвмешиваться путем:

1.ценовогорегулирования, осуществляемогопосредством определения цен и тарифов или предельного их уровня

2.определенияпотребителей, подлежащих обязательномуобслуживанию и установления минимальногоуровня их обеспечения товарами, которыепроизводит субъект естественноймонополии

Государственнаямонополия – монополия, созданная всоответствии с законодательством РФ,определяющим товарные границы монопольногорынка, субъекта монополии (монополиста),формы контроля и регулирования егодеятельности, а также компетенциюконтролирующего органа.

Вотличие от естественных монополий,существование которых определяетсяобъективными причинами (невозможностьконкуренции), государственные монополиивводятся государством в целях обеспеченияпубличных интересов. Введениегосударственной монополии носитисключительный характер и представляетсобой по существу установленное закономограничение принципа свободы экономическойдеятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/1811672/page:29/

Особенности антимонопольного регулирования в России

9.5. Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России

Антимонопольное регулирование в России закрепляет ряд правил, ориентиром которых являются поддержка и развитие конкуренции; ограничение монополистической деятельности; запрет соглашений, нарушающих конкуренцию; запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Целью антимонопольного регулирования является прежде всего установление и реализация правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений[13].

Фундамент антимонопольного регулирования — правовая база, включающая в себя совокупность норм, направленных на формирование конкурентных отношений и на предупреждение и ограничение правонарушений, связанных с ограничением конкуренции и монополистической деятельности.

Четкая и прозрачная юридическая основа антимонопольного регулирования необходима для привлечения частных национальных и иностранных компаний на рынок товаров (услуг). Важно и то, что для любого предпринимателя важна стабильность, которая будет ждать его не в ближайший месяц, а в долгосрочной перспективе.

Разумеется, эффективность национальной экономики непосредственно связана с практическим применением норм права, а не только с их законодательным закреплением.

Вполне справедливо причислить к антимонопольному регулированию отношения в сфере естественных монополий, так как они взаимосвязаны с конкурентными рынками. Ярким примером является рынок почтовой связи. На основании ст.

4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги общедоступной почтовой связи являются сферой естественной монополии.

Тем не менее доставку почтовой корреспонденции осуществляют и частные компании («DHL», «Federal Express»).

Более того, на сегодняшний день сложно однозначно относить определенную отрасль экономики к сфере естественной монополии, так как зачастую таковыми являются всего лишь отдельные сектора отрасли. В частности, в отрасли электроэнергетики производство электроэнергии и ее сбыт теперь представляют собой конкурентные сектора, а передача электроэнергии — сектор естественной монополии.

Тем не менее государство должно непосредственно участвовать в формировании правил конкурентной борьбы посредством предоставления гарантии за соблюдением таких правил и их законодательного закрепления.

По мнению К.Ю. Тотьева, важной формой антимонопольного регулирования становится нормативное воздействие, типичным проявлением которого является антимонопольное законодательство Российской Федерации[14].

В то же время под антимонопольным законодательством понимается совокупность нормативных правовых актов, направленных на ограничение экономического процесса монополизации экономики посредством государственного контроля за доминирующим (монопольным) положением субъектов предпринимательства, концентрацией капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждения и преследования монополистической деятельности[15].

Итак, российское антимонопольное законодательство включает в себя конституционные нормы, направленные на поддержку конкуренции, запрет монополизации и недобросовестной конкуренции (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), которые реализуются в законодательстве федерального уровня:

1) общие антимонопольные нормы;

2) нормы, связанные с регулированием естественных монополий

3) положения, касающиеся антимонопольного регулирования в отраслевых законах

Таким образом, ключевым законодательным актом, который содержит подробный, но не исчерпывающий перечень методов антимонопольного регулирования, является Закон «О конкуренции».

В нем установлены преимущественно ограничительные нормы, которые запрещают: злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию; акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.

Кроме того, концептуальные положения национального законодательства пересекаются с принципами международного права и законодательством зарубежных стран. К примеру, право конкуренции ЕС содержит запрет соглашений, нарушающих конкуренцию на рынке, и запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке.

И хотя Закон «О конкуренции» применяется на всей территории России, он действует и в тех случаях, когда действия или соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Закона «О конкуренции»).

Между тем если рассматривать сферу применения антимонопольных (антитрестовских) законов других стран и сравнивать ее со сферой применения российского Закона «О конкуренции», то справедливо сделать вывод, что в большинстве случаев законодательство имеет строго территориальный характер, т.е. регулирует операции частных компаний в пределах национальных регионов (рынков). Лишь законодательные акты США, Канады и ЕЭС в отдельных деталях являются экстерриториальными[16].

Вместе с тем согласно действующему антимонопольному законодательству под определение хозяйствующих субъектов подпадают не только российские, но и иностранные коммерческие организации (п. 1 ст.

2 Закона «О конкуренции»).

В любом случае, необходимо учитывать, что совершенство или несовершенство национальных правовых норм влияет на желание иностранных компаний осуществлять предпринимательскую деятельность в России.

В то же время немаловажным фактором является сотрудничество России с международными организациями, а также заключение международных соглашений, так как от наибольшей результативности торговых отношений с другими странами зависит национальное экономическое благополучие.

Как известно, гарантией конкурентных отношений является взаимодействие национального и международного рынка, которое напрямую зависит от уровня национального производства, конкурентоспособности товаров (услуг) при выходе на международный рынок, определения рынка сбыта (национального или зарубежного), социальных интересов и предпочтений общества.

Для эффективного развития производства, распределения и сбыта товаров (услуг) прежде всего необходимо создание механизма, в основе которого закреплены правила честной конкуренции.

Такими правилами являются: предоставление свободного доступа на рынок со стороны частных компаний, субъектов естественных монополий и органов государственной власти; существование свободных цен, которые формируются при конкурентной борьбе; защита предпринимателей от недобросовестной конкуренции; защита потребителей как на рынках взаимозаменяемых товаров, так и на рынках естественных монополий, где у потребителей нет возможности приобретения аналогичного товара.

Рассмотрим особенности деятельности ОАО «РЖД» как естественного монополиста.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги« входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;

высокие финансовые рейтинги;

квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

большая научно-техническая база;

проектные и строительные мощности;

значительный опыт международного сотрудничества.

ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.

В табл. 1 представлена форма раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг).

Таблица 1

Форма раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг)

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»[17]

Наименование показателей финансово-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок   Единица измерения   Год (отчет) 2010г.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей): (млн.руб.) 1 195 143
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (млн.руб.) 1 080 531
— расходы на оплату труда (млн.руб.) 359 009
— отчисления на социальные нужды (млн.руб.) 77 026
— материалы (млн.руб.) 109 297
— топливо (млн.руб.) 53 801
— электроэнергия (млн.руб.) 91 657
— прочие материальные затраты (млн.руб.) 108 425
— амортизация (млн.руб.) 178 079
— прочие (млн.руб.) 103 237
Прибыль (убыток) от продаж: (млн.руб.) 114 612
Прочие доходы всего: (млн.руб.) 265 283
Прочие расходы всего: (млн.руб.) 249 536
Результат от прочих доходов и расходов (млн.руб.) 15 747
Прибыль (убыток) до налогообложения (млн.руб.) 130 360
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства (млн.руб.) 51 907
Чистая прибыль (убыток) (млн.руб.) 78 453

В 2010 году в России сложилась относи­тельно благоприятная макроэкономи­ческая конъюнктура. Поданным Росстата, ВВП России в 2010 году увеличился на 4%. Повышение экономической активности способствовало росту объ­емов перевозочной работы, выполняе­мой транспортной системой страны.

В 2010 году, поданным Росстата, грузо­оборот транспорта в России составил 4 752,5 млрд. т-км, увеличившись на 6,9% по сравнению с 2009 годом. Прирост грузооборота произошел по всем видам транспорта. В максимальной степени увеличился грузооборот на воздушном транспорте (+32%).

Рис. 5. Вклад грузооборота видов транспорта в общий прирост грузооборота транспортной системы страны, 2010 г., %

Однако ведущим секторам транспорт­ной системы страны не удалось достиг­нуть уровня 2008 года. По сравнению с уровнем 2008 года грузооборот же­лезнодорожного транспорта снизился на 5%,трубопроводного — на 3,3%, автомобильного — на 7,6%, внутренне­го водного — на 14,5%.

Грузооборот на железнодорожном транспорте в 2010 году вырос на 7,8% по сравнению с 2009 годом. При этом удельный вес железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транс­портной системы страны увеличился на 0,3 п.п. (с 42% в 2009 году до 42,3% в 2010 году). Доля трубопроводного транспорта снизилась (с 50,5% до 50,1%).

Рис.6. Структура грузооборота по видам транспорта за2003—2010 гг., %

Объем промышленного производства в 2010 году вырос на 8,2%, в резуль­тате чего погрузка грузов по сети железных дорог увеличилась на 8,8% (до 1 205,8 млн. тонн) после снижения на 3% и 15% в 2008 и 2009 годах соответ­ственно. Относительно 2008 года объем погрузки в 2010 году был ниже на 7,5%.

Восстановление мировой экономики в 2010 году способствовало увеличению объемов внешней торговли России. Поданным Росстата, в 2010 году объем экспорта в стоимостном выражении увеличился на 31,9% к 2009 году, а импорта — на 29,5%.

Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении в 2010 году вырос на 9,3% по сравнению с 2009 годом (до 511,7 млн. тонн).

Негативное влияние на деятельность ОАО «РЖД» в 2010 году оказывало уве­личение цен производителей промыш­ленной продукции, которые выросли на 16,7% к декабрю 2009 г., усилив це­новое давление на эксплуатационные расходы Компании[18].

Таким образом, на мой взгляд, ОАО «РЖД» в настоящее время является монополистом в России в сфере железнодорожных перевозок и каждый год отчитывается перед государством как субъект естественной монополии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_3007_osobennosti-antimonopolnogo-regulirovaniya-v-rossii.html

Refpoeconom
Добавить комментарий