9.3. Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа

9.3. последовательность проведения функционально-стоимостного анализа • Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Савицкая Г. В., 2000

9.3. Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа

Этапы выполнения исследований по ФСА. Программа отдельных этапов ФСА.

В разных литературных источниках при описании последовательности проведения ФСА выделяют разное количество этапов. Правда, независимо от количества этапов сама программа анализа не меняется.

Поэтому мы при изложении этого вопроса будем основываться на требованиях методики, которая являлась официальным документом в бывшем СССР и содержала семь этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, разработка рекомендаций и внедрение.

Остановимся подробнее на работах, которые выполняются на каждом из перечисленных этапов.

Подготовительный этап. Одной из задач, которая должна решаться на этом этапе, является популяризация метода, в результате чего создаются благоприятные условия для выполнения определенных аналитических исследований.

Тут же выбирается объект будущего исследования, создается временная исследовательская группа из специалистов разного направления для более полного охвата всех инженерно-экономических и технологических особенностей объекта.

При отсутствии у этих специалистов знаний по ФСА их направляют на курсы по изучению методики. На этом этапе разрабатывается подробный календарный план выполнения исследования.

Кроме того, на подготовительном этапе оформляются все нормативные документы, которые связаны с проведением ФСА (приказ руководителя о проведении анализа определенного объекта, привлечении определенных работников к выполнению этой работы, материальной заинтересованности работников по результатам анализа и т.д.).

Информационный этап. задача, которая решается на этом этапе, сбор, изучение и обобщение разнообразных данных об исследуемом объекте.

Они должны отражать условия производства, реализации и потребления изделия, новейшие достижения в отраслях науки и техники, так или иначе связанных с этим объектом, удерживать всю без исключения экономическую информацию, имеющую отношение к анализируемому объекту.

Данный этап нередко называют фундаментом ФСА, потому что от полноты и достоверности собираемой информации во многом зависит успех последующих этапов ФСА.

Аналитический этап. На данном этапе прежде всего проводятся детализация изучаемого объекта на функции, их классификация, определение стоимости каждой из них. Практически это означает создание функционально-стоимостной модели объекта.

В результате проведенных исследований должны быть выявлены зоны наибольшей концентрации затрат (в том числе и ненужных), т.е. наиболее перспективные зоны с точки зрения задач ФСА.

На основании этого формулируются задачи по усовершенствованию объекта с целью сокращения затрат на его производство, выбираются направления дальнейшего исследования.

Творческий этап. На этом этапе осуществляется разработка вариантов упрощения и удешевления конструкции изделия или технологии.

Здесь решаются задачи по совмещению функций, возможности ликвидации ненужных функций, удешевления элементов конструкции, устанавливаются разные варианты выполнения основных функций, производится обсуждение и отбор наиболее реальных вариантов с точки зрения их реализации.

В разработке предложений участвует весь творческий коллектив. Внесенные предложения регистрируются в специальном журнале, доступном всем желающим.

После сокращения или прекращения количества поступивших предложений начинается их обсуждение и обоснование всеми участниками творческого коллектива. В качестве экспертов могут привлекаться и другие специалисты. Обсуждение ведется обычно в форме круглого стола.

Для обоснования эффективности каждого предложения используются методы «мозговой атаки», «мозгового штурма», синектический, морфологический, «Дельфы», ПАТТЕРН и др.

Метод «мозговой атаки» или конференции идей предусматривает генерирование идей членами экспертной группы в творческом споре при личном контакте специалистов. Продолжительность каждого заседания не более 45 мин., длительность генерирования 1-2 мин., не допускается на первом этапе критика вносимых предложений.

Разновидностью этого метода является «мозговой штурм», когда одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует.

Синектический метод предполагает при генерировании идей использование аналогий из других областей знаний и фантастики.

Метод «Дельфы» предусматривает анонимный опрос специально подобранной группы экспертов по заранее подготовленным анкетам с последующей статистической обработкой материала. После обобщения результатов опроса запрашивается мнение экспертов по спорным вопросам. В результате обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным.

Для этого метода характерна изолированность в работе и независимость суждений каждого члена экспертной группы. Здесь полностью исключается влияние психологических факторов, таких, как внушение, мнение большинства или авторитетных лиц и т.п.

Название метода ПАТТЕРН состоит из первых букв английских слов, означающих помощь планированию посредством количественной оценки технических данных.

Сущность его состоит в том, что изучаемая проблема расчленяется на ряд подпроблем, отдельных задач и элементов, которые выстраиваются в «дерево решений». Определяются коэффициенты важности каждого элемента, подлежащих экспертной оценке.

Оценки отдельных экспертов подвергаются открытому обсуждению. Данный метод извлекает пользу от делового взаимовлияния экспертов, не исключая отрицательных последствий конформизма.

Морфологический метод основан на использовании морфологических матриц, с помощью которых обеспечивается системный поиск взаимосвязей между всеми ее элементами в рамках изучаемой проблемы. В левой ее части приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой — всевозможные способы их осуществления.

На заключительном этапе из общего количества предложений должно остаться 2—3 наиболее привлекательных и перспективных, по мнению специалистов, вариантов усовершенствования объекта. К тому же эти предложения требуют более детального исследования, а иной раз и экспериментальной проверки.

Творческий этап является решающим, так как именно в ходе его начинается зарождение нового, усовершенствованного объекта, очерчиваются его контуры.

Исследовательский этап. Экспериментальная проверка выдвинутых предложений главная задача исследовательского этапа.

Для ее решения обычно проводятся все необходимые технические, технологические и экономические расчеты, проверяется соответствие нового варианта продукции условиям его использования потребителями. Иной раз расчетов недостаточно.

Тогда создаются исследуемые образцы объекта и проводится их испытание как с точки зрения приспособленности к существующему производственному оборудованию, так и с точки зрения условий доставки до потребителя и эксплуатации.

Рекомендательный этап. На этом этапе должен быть сделан окончательный выбор вариантов изменений исследуемого объекта, который бы не снижал его потребительских качеств.

При этом оформляется вся необходимая документация по выбранному варианту усовершенствованного объекта. Согласуются все вносимые в него изменения с потребителями и поставщиками.

Для того чтобы организовать производство нового вида продукции или хотя бы новой модели того же самого вида продукции, следует согласовать много разных вопросов с органами Госстандарта, пожарными, санитарными, экологическими и другими службами.

Здесь же разрабатываются планы-графики внедрения результатов анализа в производство. Необходимая документация производственного характера передается технологическим, экономическим и другим заинтересованным службам.

Этап внедрения — последний этап по всему циклу ФСА. После его окончания должны быть решены все вопросы, связанные с организацией производства нового варианта анализируемого изделия. Для специалистов, занятых непосредственно в производстве, должны быть проведены консультации, а при необходимости курсы повышения их квалификации.

На протяжении всего срока освоения нового варианта должен осуществляться контроль со стороны специалистов временного творческого коллектива.

На этом же этапе подводятся результаты проведенной работы, определяется экономический эффект от ее проведения, оформляется отчет о результатах анализа, решаются вопросы материальной заинтересованности участников разработки и внедрения результатов ФСА.

В зависимости от особенностей конкретного объекта, технологии его производства и других причин методика выполнения ФСА может существенно отличаться. Но в любом случае общие принципы методологии должны сохраняться и выполняться.

Источник: https://uchebnik.biz/book/606-analiz-xozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya/52-93-posledovatelnost-provedeniya-funkcionalno-stoimostnogo-analiza/

9.3. Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа

9.3. Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа

Этапы выполнения исследований, поФСА. Программу отдельных этапов ФСА.

В разных литературных источниках приописании последовательности проведенияФСА выделяют разное количество этапов.Правда, независимо от количества этаповсама программа анализа не меняется.

Поэтому мы при изложении этого вопросабудем основываться на требованияхметодики, которая являлась официальнымдокументом в бывшем СССР содержала семьэтапов: подготовительный, информационный,аналитический, творческий, исследовательский,разработка рекомендаций и внедрение.

Остановимся подробнее на работах,которые выполняются на каждом изперечисленных этапов.

Подготовительный этап. На данномэтапе выбирается объект будущегоисследования, создается временнаяисследовательская группа из специалистовразного направления для более полногоохвата всех инженерно-экономических итехнологических особенностей объекта.

При отсутствии у этих специалистовзнаний по ФСА их направляют на курсы поизучению методики.

На этом этаперазрабатывается подробный календарныйплан выполнения исследования, оформляютсянормативные документы, связанные спроведением ФСА (приказ руководителяо проведении анализа определенногообъекта, привлечении определенныхработников к выполнению этой работы,материальной заинтересованностиработников по результатам анализа ит.д.).

Информационный этап. задача, которая решается на этом этапе,— сбор, изучение и обобщение разнообразныхданных об исследуемом объекте.

Онидолжны отражать условия производства,реализации и потребления изделия,новейшие достижения в отраслях наукии техники, так или иначе связанных сэтим объектом, удерживать всю безисключения экономическую информацию,имеющую отношение к анализируемомуобъекту.

Данный этап нередко называютфундаментом ФСА, потому что от полнотыи достоверности собираемой информацииво многом зависит успех последующихэтапов ФСА.

Аналитический этап. На данномэтапе прежде всего проводятся детализацияизучаемого объекта на функции, ихклассификация, определение стоимостикаждой из них. Практически это означаетсоздание функционально-стоимостноймодели объекта.

В результате проведенныхисследований должны быть выявлены зонынаибольшей концентрации затрат (в томчисле и ненужных), т.е. наиболееперспективные зоны с точки зрения задачФСА.

На основании этого формулируютсязадачи по усовершенствованию объектас целью сокращения затрат на егопроизводство, выбираются направлениядальнейшего исследования.

Творческий этап. На этом этапеосуществляется разработка вариантовупрощения и удешевления конструкцииизделия или технологии.

Здесь решаютсязадачи по совмещению функций, возможностиликвидации ненужных функций, удешевленияэлементов конструкции, устанавливаютсяразные варианты выполнения основныхфункций, производится обсуждение иотбор наиболее реальных вариантов сточки зрения их реализации.

В разработке предложений участвуетвесь творческий коллектив. Внесенныепредложения обычно регистрируются вспециальном журнале, доступном всемжелающим.

После сокращения или прекращенияколичества поступивших предложенийначинается их обсуждение и обоснованиевсеми участниками творческого коллектива.В качестве экспертов могут привлекатьсяи другие специалисты. Обсуждение ведетсяобычно в форме круглого стола.

Дляобоснования эффективности каждогопредложения используются методы»мозговой атаки», «мозговогоштурма», синектический, морфологический,»Дельфы, ПАТТЕРН и др.

Метод «мозговой атаки» иликонференции идей предусматриваетгенерирование идей членами экспертнойгруппы в творческом споре при личномконтакте специалистов. Продолжительностькаждого заседания не более 45 мин.,длительность генерирования 1-2 мин., недопускается на первом этапе критикавносимых предложений.

Разновидностью этого метода является«мозговой штурм», когда однагруппа экспертов выдвигает идеи, адругая их анализирует.

Синектический метод предполагаетпри генерировании идей использованиеаналогий из других областей знаний ифантастики.

Метод «Дельфы предусматриваетанонимный опрос специально подобраннойгруппы экспертов по заранее подготовленныманкетам с последующей статистическойобработкой материала. После обобщениярезультатов опроса запрашивается мнениеэкспертов по спорным вопросам. Врезультате обеспечивается переход отинтуитивных форм мышления к дискуссионным.

Для этого метода характерна изолированностьв работе и независимость сужденийкаждого члена экспертной группы. Здесьполностью исключается влияниепсихологических факторов, таких, каквнушение, мнение большинства илиавторитетных лиц и т.п.

Название метода ПАТТЕРН состоит изпервых букв английских слов, означающихпомощь планированию посредствомколичественной оценки техническихданных.

Сущность его состоит в том, чтоизучаемая проблема расчленяется на рядподпроблем, отдельных задач и элементов,которые выстраиваются в «дереворешений». Определяются коэффициентыважности каждого элемента, подлежащихэкспертной оценке.

Оценки отдельныхэкспертов подвергаются открытомуобсуждению. Данный метод извлекаетпользу от делового взаимовлиянияэкспертов, не исключая отрицательныхпоследствий конформизма.

Морфологический метод основан наиспользовании морфологических матриц,с помощью которых обеспечиваетсясистемный поиск взаимосвязей междувсеми ее элементами в рамках изучаемойпроблемы. В левой ее части приводятсявсе функции изучаемого объекта, а вправой — всевозможные способы ихосуществления.

На заключительном этапе из общегоколичества предложений должно остаться2-3 наиболее привлекательных и перспективных,по мнению специалистов, вариантовусовершенствования объекта. К тому жеэти предложения требуют более детальногоисследования, а иной раз и экспериментальнойпроверки.

Творческий этап является решающим, таккак именно в ходе его начинаетсязарождение нового, усовершенствованногообъекта, очерчиваются его контуры.

Исследовательский этап. Экспериментальнаяпроверка выдвинутых предложений —главная задача исследовательскогоэтапа.

Для ее решения обычно проводятсявсе необходимые технические, технологическиеи экономические расчеты, проверяетсясоответствие нового варианта продукцииусловиям его использования потребителями.Иной раз расчетов недостаточно.

Тогдасоздаются исследуемые образцы объектаи проводится их испытание как с точкизрения приспособленности к существующемупроизводственному оборудованию, так ис точки зрения условий доставки допотребителя и эксплуатации.

Рекомендательный этап. На этомэтапе должен быть сделан окончательныйвыбор вариантов изменений исследуемогообъекта, который бы не снижал егопотребительских качеств.

При этомоформляется вся необходимая документацияпо выбранному варианту усовершенствованногообъекта. Согласуются все вносимые внего изменения с потребителями ипоставщиками.

Для того чтобы организоватьпроизводство нового вида продукции илихотя бы новой модели того же самого видапродукции, следует согласовать многоразных вопросов с органами Госстандарта,пожарными, санитарными, экологическимии другими службами.

Здесь же разрабатываютсяпланы-графики внедрения результатованализа в производство. Необходимаядокументация производственного характерапередается технологическим, экономическими другим заинтересованным службам.

Этап внедрения — последний этаппо всему циклу ФСА. После его окончаниядолжны быть решены все вопросы, связанныес организацией производства новоговарианта анализируемого изделия. Дляспециалистов, занятых непосредственнов производстве, должны быть проведеныконсультации, а при необходимости —курсы повышения их квалификации.

Напротяжении всего срока освоения новоговарианта должен осуществляться контрольсо стороны специалистов временноготворческого коллектива.

На этом же этапеподводятся результаты проведеннойработы, определяется ее экономическийэффект, оформляется отчет о результатаханализа, решаются вопросы материальногопоощрения участников разработки ивнедрения результатов ФСА.

В зависимости от особенностей конкретногообъекта, технологии его производстваи других причин методика выполненияФСА может существенно отличаться. Но влюбом случае общие принципы методологиидолжны сохраняться и выполняться.

Источник: https://studfile.net/preview/5270012/page:42/

Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа

9.3. Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа

Этапы выполнения исследований по ФСА. Программа отдельных этапов ФСА.

В разных литературных источниках при описании последовательности проведения ФСА выделяют разное количество этапов. Правда, независимо от количества этапов сама программа анализа не меняется.

Поэтому мы при изложении этого вопроса будем основываться на требованиях методики, которая являлась официальным документом в бывшем СССР и содержала семь этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, разработка рекомендаций и внедрение.

Остановимся подробнее на работах, которые выполняются на каждом из перечисленных этапов.

Подготовительный этап. Одной из задач, которая должна решаться на этом этапе, является популяризация метода, в результате чего создаются благоприятные условия для выполнения определенных аналитических исследований.

Тут же выбирается объект будущего исследования, создается временная исследовательская группа из специалистов разного направления для более полного охвата всех инженерно-экономических и технологических особенностей объекта. При отсутствии у этих специалистов знаний по ФСА их направляют на курсы по изучению методики.

На этом этапе разрабатывается подробный календарный план выполнения исследования.

Кроме того, на подготовительном этапе оформляются все нормативные документы, которые связаны с проведением ФСА (приказ руководителя о проведении анализа определенного объекта, привлечении определенных работников к выполнению этой работы, материальной заинтересованности работников по результатам анализа и т.д.).

Информационный этап. задача, которая решается на этом этапе, — сбор, изучение и обобщение разнообразных данных об исследуемом объекте.

Они должны отражать условия производства, реализации и потребления изделия, новейшие достижения в отраслях науки и техники, так или иначе связанных с этим объектом, удерживать всю без исключения экономическую информацию, имеющую отношение к анализируемому объекту.

Данный этап нередко называют фундаментом ФСА, потому что от полноты и достоверности собираемой информации во многом зависит успех последующих этапов ФСА.

Аналитический этап. На данном этапе прежде всего проводятся детализация изучаемого объекта на функции, их классификация, определение стоимости каждой из них. Практически это означает создание функционально-стоимостной модели объекта.

В результате проведенных исследований должны быть выявлены зоны наибольшей концентрации затрат (в том числе и ненужных), т.е. наиболее перспективные зоны с точки зрения задач ФСА.

На основании этого формулируются задачи по усовершенствованию объекта с целью сокращения затрат на его производство, выбираются направления дальнейшего исследования.

Творческий этап. На этом этапе осуществляется разработка вариантов упрощения и удешевления конструкции изделия или технологии.

Здесь решаются задачи по совмещению функций, возможности ликвидации ненужных функций, удешевления элементов конструкции, устанавливаются разные варианты выполнения основных функций, производится обсуждение и отбор наиболее реальных вариантов с точки зрения их реализации.

В разработке предложений участвует весь творческий коллектив. Внесенные предложения регистрируются в специальном журнале, доступном всем желающим.

После сокращения или прекращения количества поступивших предложений начинается их обсуждение и обоснование всеми участниками творческого коллектива. В качестве экспертов могут привлекаться и другие специалисты. Обсуждение ведется обычно в форме круглого стола.

Для обоснования эффективности каждого предложения используются методы «мозговой атаки», «мозгового штурма», синектический, морфологический, «Дельфы», ПАТТЕРН и др.

Метод «мозговой атаки» или конференции идей предусматривает генерирование идей членами экспертной группы в творческом споре при личном контакте специалистов. Продолжительность каждого заседания не более 45 мин., длительность генерирования 1-2 мин., не допускается на первом этапе критика вносимых предложений.

Разновидностью этого метода является «мозговой штурм», когда одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует.

Синектический метод предполагает при генерировании идей использование аналогий из других областей знаний и фантастики.

Метод «Дельфы» предусматривает анонимный опрос специально подобранной группы экспертов по заранее подготовленным анкетам с последующей статистической обработкой материала. После обобщения результатов опроса запрашивается мнение экспертов по спорным вопросам. В результате обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным.

Для этого метода характерна изолированность в работе и независимость суждений каждого члена экспертной группы. Здесь полностью исключается влияние психологических факторов, таких, как внушение, мнение большинства или авторитетных лиц и т.п.

Название метода ПАТТЕРН состоит из первых букв английских слов, означающих помощь планированию посредством количественной оценки технических данных.

Сущность его состоит в том, что изучаемая проблема расчленяется на ряд подпроблем, отдельных задач и элементов, которые выстраиваются в «дерево решений». Определяются коэффициенты важности каждого элемента, подлежащих экспертной оценке.

Оценки отдельных экспертов подвергаются открытому обсуждению. Данный метод извлекает пользу от делового взаимовлияния экспертов, не исключая отрицательных последствий конформизма.

Морфологический метод основан на использовании морфологических матриц, с помощью которых обеспечивается системный поиск взаимосвязей между всеми ее элементами в рамках изучаемой проблемы. В левой ее части приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой — всевозможные способы их осуществления.

На заключительном этапе из общего количества предложений должно остаться 2—3 наиболее привлекательных и перспективных, по мнению специалистов, вариантов усовершенствования объекта. К тому же эти предложения требуют более детального исследования, а иной раз и экспериментальной проверки.

Творческий этап является решающим, так как именно в ходе его начинается зарождение нового, усовершенствованного объекта, очерчиваются его контуры.

Исследовательский этап. Экспериментальная проверка выдвинутых предложений — главная задача исследовательского этапа.

Для ее решения обычно проводятся все необходимые технические, технологические и экономические расчеты, проверяется соответствие нового варианта продукции условиям его использования потребителями. Иной раз расчетов недостаточно.

Тогда создаются исследуемые образцы объекта и проводится их испытание как с точки зрения приспособленности к существующему производственному оборудованию, так и с точки зрения условий доставки до потребителя и эксплуатации.

Рекомендательный этап. На этом этапе должен быть сделан окончательный выбор вариантов изменений исследуемого объекта, который бы не снижал его потребительских качеств.

При этом оформляется вся необходимая документация по выбранному варианту усовершенствованного объекта. Согласуются все вносимые в него изменения с потребителями и поставщиками.

Для того чтобы организовать производство нового вида продукции или хотя бы новой модели того же самого вида продукции, следует согласовать много разных вопросов с органами Госстандарта, пожарными, санитарными, экологическими и другими службами.

Здесь же разрабатываются планы-графики внедрения результатов анализа в производство. Необходимая документация производственного характера передается технологическим, экономическим и другим заинтересованным службам.

Этап внедрения последний этап по всему циклу ФСА. После его окончания должны быть решены все вопросы, связанные с организацией производства нового варианта анализируемого изделия. Для специалистов, занятых непосредственно в производстве, должны быть проведены консультации, а при необходимости — курсы повышения их квалификации.

На протяжении всего срока освоения нового варианта должен осуществляться контроль со стороны специалистов временного творческого коллектива.

На этом же этапе подводятся результаты проведенной работы, определяется экономический эффект от ее проведения, оформляется отчет о результатах анализа, решаются вопросы материальной заинтересованности участников разработки и внедрения результатов ФСА.

В зависимости от особенностей конкретного объекта, технологии его производства и других причин методика выполнения ФСА может существенно отличаться. Но в любом случае общие принципы методологии должны сохраняться и выполняться.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 275; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-4187.html

Refpoeconom
Добавить комментарий