9.2. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Частный сектор в экономике некоторых азиатских стран

9.2. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

В условиях рыночных отношений очень важное место принадлежит частному сектору, который позволить лучшему использованию ограниченных ресурсов, чем государственный сектор.

Частный сектор стал играть значимую роль и в экономике многих азиатских стран. В частности, стратегические цели в экономике Малайзии согласно последнему пятилетнему плану Правительства до 2015 г.

включительно создание экономики частного сектора как основа экономического роста требует модернизацию регулирования частного сектора, либерализацию сферы услуг, снятие барьеров для входа на рынки, принятие нового законодательства о конкуренции, улучшения интерфейса бизнес — власть.

В данных стратегических целях стимулирование инновационного роста предусматривает создании поддерживающей инновации инфраструктуры (экосистемы), инновационных возможностей, финансирование инновационных проектов, поддержка их частного финансирования, а также рационализации роли правительства в бизнесе, путем увеличение долей частного сектора в государственно-частных партнерствах, создание соответствующего правительственного фонда поддержки данного сектора, достижение баланса между частным сектором и государственными корпорациями. В развитие малого и среднего бизнеса как фактора роста и инноваций достигается путем снижения доли издержек регулирования, поддержки развития предпринимательской культуры, дальнейшего ускорения и облегчения процедур создания и регистрации, облегчения доступа к финансированию, участия в глобальной конкуренции с привлечением прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также привлечением иностранных квалифицированных кадров. [1]

Важность развития частного сектора наблюдалась и в экономике Казахстана. С учетом этого в стране реализуется программа приватизации. Суммарный объем средств, вырученных в результате реализации программы приватизации, составил 40 млрд тенге.

По словам министра финансов РК в рамках программы реализовано 152 объекта, из них по коммунальной собственности — 64, по социально-предпринимательским корпорациям (СПК) — 47 и 36 объектов холдингов. При этом в республиканский бюджет поступило всего только 336 млн тенге, в областные бюджеты — 707 млн тенге.

Холдинги выручили от продажи объектов 25 млрд тенге, а СПК — порядка 3 млрд тенге.[2]

Развитие частного сектора во многом зависит от условий, созданных для предпринимательства. Учитывая это обстоятельство, в Казахстане был принять Закон РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК, который вступил в силу с 1 января 2015 года.

Закон предусматривает существенного упрощения таможенных процедур, сокращения сроков регистрации предприятий до 1 часа и отмена требования о наличии минимального уставного капитала, отмены обязательного требования наличия печати для субъектов частного предпринимательства, сокращения сроков и количества процедур при получении разрешений на строительство, отмены обязательного нотариального заверения копий документов там, где это возможно, исключения процедуры согласования и прохождения экологической экспертизы проектной документации объектов с пониженными требованиями экологических и санитарно-эпидемиологических норм (IV категории), сокращения сроков государственной регистрации объектов недвижимости, относящихся к первой категории сложности, в том числе для вновь построенных помещений, отмены сбора за регистрацию для субъектов малого и среднего предпринимательства. [3]

Как и многие другие страны азиатского региона, также и в нашей республике уделяется большое внимание на развития этого сектора. В частности, 2011 год был объявлен в Узбекистане годом малого бизнеса и частного предпринимательства. После этого в нашей стране со стороны руководства и правительства все больше и больше внимание уделяется к развитию данного сектора.

Таблица 1

Основные показатели уровня развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Годы201220132014
Удельный вес малого бизнеса в ВВП ( %)54,655,856,1
в том числе: малых предприятий и микрофирм ( %)33,934,634,8
Количество действующих юридических лиц (тыс. ед.) (без учета фермерских хозяйств)219,7217,7221,1
Численность занятых в хозяйствующих субъектах (тыс. чел.)2301,52325,62317,2

Источник: Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан

В целях создания благоприятной деловой среды для развития малого бизнеса разработаны 20 проектов нормативно-правовых актов, в том числе 5 проектов законов, 5 проектов решений Президента Республики Узбекистан, 10 проектов решений правительства.

В целях поддержки развития предпринимательской деятельности и содействия в организации малых производств в течение I полугодия 2015 года субъектам малого бизнеса выделены кредиты в размере 6,4 трлн. сум., рост в 1,3 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Реализуемые меры по формированию деловой среды, всесторонней поддержке и дальнейшему стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства способствовали созданию в I полугодии 2015 года 15,2 тыс. новых субъектов малого бизнеса.

Таблица 2

Удельный вес малого бизнеса и частного предпринимательства в производстве продукции по сферам экономики (%)

Сферы деятельности201220132014
Промышленность22,224,831,9
Сельское хозяйство98,099,098,3
Строительство70,771,970,3
Розничный товарооборот45,346,345,4
Платные услуги44,746,748,5

Источник: Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан

Наибольшее количество субъектов малого бизнеса, т.е 36,5 % от общего количества, создано в сфере промышленности и других производственных отраслях, 11,5 % в строительстве, а также 29,8 % в торговли и общепита.

Принятые меры по поддержке развития частного предпринимательства способствовали увеличению доли малого бизнеса в промышленности — до 31,4 %, в розничном товарообороте — до 86,3 %, в платных услугах — до 47,6 % и занятости — до 77,2 %. [4]

Успехи в данной сфере в азиатских странах даже признаны специалистами международных организаций. Вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии господин Мюллер утверждал, что “Узбекистан сделал довольно много в развитии благоприятной среды для частного сектора.

В этом году в исследовании Всемирного банка Ведение бизнеса (Doing Business) были отмечены высокие показатели страны в упрощении регистрации бизнеса и собственности, улучшении доступа к кредитам путём внедрения Реестра залогового обеспечения, а также внесением изменений в методологию расчёта индикатора торговли, с тем, чтобы лучше отражать истинную стоимость ведения бизнеса в странах, не имеющих выхода к морю. Тем не менее, ещё многое предстоит сделать… Ведущим приоритетом для правительства должны оставаться увеличение размеров и объёма частного сектора, так как мы живём в конкурентном мире, где за экономическими возможностями следуют инвестиции и создание рабочих мест.”

Вице-президент Международной финансовой корпорации по глобальным услугам отметил следующее: “Частный сектор является ключевым сектором в достижении целей развития Узбекистана, в особенности в отношении создания рабочих мест и диверсификации экономики, поэтому IFC заинтересована в оказании поддержки в усилиях частного сектора по повышению эффективности и продуктивности экономики, и укреплении связей между региональными и глобальными рынками.” [5]

В настоящее время с учетом рыночных отношений многих странах активизируется роль малого инновационного предпринимательства.

Данная форма предпринимательствавключает в себя содействие созданию новых малых инновационных предприятий, оказание помощи действующим малым инновационным предприятиям, производящим наукоемкую продукцию, обеспечение подготовки и повышение квалификации подготовляемых специалистов, владеющих технологиями управленческого и финансового анализа, маркетинга. Решение данной задачи позволит своевременно и гибко реагировать на потребности рынка в наукоемкой высокотехнологичной продукции, ускорить ее создание и производственное освоение, обеспечить повышение уровня инновационной активности и конкурентоспособности экономики страны за счет эффективного использования инновационного потенциала малого предпринимательства и удовлетворения спроса на инновации со стороны крупных предприятий. Следует обратить внимание на развития этой форме малого предпринимательства и в нашей республике.

В заключении можно отметить то, что с 1 января 2016 года предприниматели будут получать 16 услуг посредством центров «одно окно», что значительно упростит их взаимодействие с государственными органами и уполномоченными организациями.

Литература:

  1.                10 th Malaysia Plan. Chapter 3: Creating the Environment for Unleashing Economic Growth. P. 69.
  2.                В результате приватизации выручено 40 млрд тенге http//.kapital.kz/economic/ 38393/
  3.                Меры по улучшению позиций Казахстана в рейтинге DoingBusiness обсудили в Алматы http//kapital.kz/economic/ 38385
  4.                Экономика Узбекистана информационно-аналитический бюллетень за январь-июнь 2015 года. http://www.cer.uz
  5.                  Вице-президенты Группы Всемирного банка посетили Узбекистан, отметили достижения и обсудили вопросы создания рабочих мест. http://data.worldbank.org/country/uzbekistan/russian

Источник: https://moluch.ru/archive/105/24303/

Основные макроэкономические агенты, их характеристика, функции и взаимодействие

9.2. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

4 макроэкономических агента:

1) Домохозяйства – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике:

а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают

б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются

в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

2) Фирмы — это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают:

а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являются

б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются

в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. А поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то они выступают

г) основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

3) Государство –это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику.

Государство — это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка (market failures) и максимизация общественного благосостояния – и выступающий поэтому:

а) производителем общественных благ;

б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;

в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов);

г) в зависимости от состояния государственного бюджета — кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство выступает

д) регулятором и организатором функционирование рыночной экономики.

Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:

1)структурную, обеспечивающую экономический рост

2) конъюнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия). Основными видами стабилизационной политики являются:

а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика;

б) монетарная (или денежно-кредитная) политика;

в) внешнеэкономическая политика;

г) политика доходов. Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику

4)Иностранный сектор – объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством: а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг)

б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов). Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику

3. Макроэкономическая модель

есть формализованное описание экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных связей между ними.

Построение макроэкономической модели изучаемого объекта предполагает использование определенных агрегированных переменных. Параметры некоторых из этих переменных заранее известны, привнесены в модель извне; параметры других предстоит определить в ходе выявления закономерностей функционирования изучаемого явления.

Первые — экзогенные (внешние) экономические переменные, вторые – эндогенные (внутренние) экономические переменные.

Задача макроэкономики как научной дисциплины – объяснить «поведение» эндогенных переменных под воздействием экзогенных переменных, то есть отыскать функцию, связывающую известные и неизвестные параметры модели.

При определенной реакции эндогенных переменных на воздействие внешних воздействий экономика оказывается в состоянии общего равновесия.

Общее экономическое равновесие – это такое состояние национальной экономики, когда на всех рынках одновременно достигается равенство между спросом и предложением и никто из рыночных субъектов не заинтересован в изменении сложившейся экономической конъюнктуры.

В целом для экономики характерны неравновесные состояния, объясняемые известной автономностью хозяйствующих субъектов и рынков, переходы от одного равновесного состояния к другому. Равновесие экономической системы постоянно нарушается.

При построении макроэкономических моделей используют четыре вида функциональных связей между эндогенными и экзогенными экономическими переменными: Дефиниционные – выражают зависимости, которые соответствуют словесному определению экономических явлений.

Например, под таким макроэкономическим показателем, как совокупный спрос на товарном рынке, подразумевают суммарный спрос домохозяйств, инвестиционный спрос предпринимательского сектора, спрос государства и заграницы. Поведенческие — показывают сложившиеся в обществе предпочтения хозяйствующих субъектов.

Например, зависимость потребления (С) от величины дохода (Y) можно записать так: С = С(Y). Технологические – показывают технологические зависимости в экономике.

Например, зависимость объема выпуска (Q), при прочих равных условиях, зависит от количества применяемых производственных факторов и выражается так называемой производственной функцией: Q = f (х1, х2. х3, … , х n), где х1, х2, х3, … , хn – применяемые факторы производства.

Институциональные – выражают взаимосвязи между экономическими показателями и государственными институтами, регламентирующими экономическую деятельность. Например, величина налоговых поступлений в бюджет (Т) зависит как от величины доходов хозяйствующих субъектов (Y), так и от величины налоговой ставки (tу) и выражается функцией Т = tу * Y.

Агрегированные макроэкономические переменные различают также по способу их измерения во времени.. Переменные потока измеряются количеством в единицу времени (например, рост совокупных доходов населения в отчетном году). Переменные запаса представляют собой величину, фиксируемую на какой-то момент времени (например, количество безработных в стране на определенное время).

Взаимосвязь запасов и потоков является основой моделей кругооборота. Модель закрытой кономики с участием государства:

Государство само может заниматься производственной деятельностью, в частности оно производит так называемые общественные товары. Домашние хозяйства получают от государства различные трансфертные выплаты. Предпринимательским фирмам оказывается государственная поддержка в виде субвенций.

В свою очередь, в государственный бюджет от домашних хозяйств и фирм поступают прямые и косвенные налоги и другие выплаты.

Равновесие в закрытой экономике с участием государства выражается следующим равенством: Y(произведенный продукт) = С(потребительские расходы) + I(инвестиции) + G(государственные расходы).



Источник: https://infopedia.su/8x93e9.html

Частный сектор и его экономические агенты

9.2. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Частный сектор в смешанной экономике развитых стран господствует в прибыльных отраслях экономики. Он несет на себе основную экономическую нагрузку. Доля частного сектора в экономике развитых стран колеблется в пределах 60-80%.

Частный сектор представляет собой взаимодействие экономических агентов.

Экономические агенты — субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении. Обмене и потреблении экономических благ. Это «действующие лица» экономики: они принимают решения совершать действия. Они делятся на рыночные агенты – домохозяйства и фирмы – и нерыночные – государство и его подразделения, а также профсоюзы и объединения работодателей (предпринимателей).

Экономические агенты – домохозяйство, фирмы, государство- преследуют в своей деятельности экономические цели. Каждый экономический агент стремится достичь своей цели с помощью определенных средств.

Домашнее хозяйство – это рыночный экономический агент, принимающий решения о производстве и потреблении благ для поддержания собственного существования.

Это один человек или группа людей, чаще всего семьи (адвокатов, врачей, фермеров, торговцев, владельцев мелких и иных корпоративных предприятий), которые занимаются или готовы заниматься экономической деятельностью в течении длительного периода времени (не менее одного года).

В развитых странах домохозяйства – один из ведущих секторов экономики, наряду с другими: корпоративным, государственным и международным. Домохозяйства с одной стороны выступают как получатели дохода, поставляя экономические ресурсы предприятиям, а с другой – как основная расходующая группа.

Целью домохозяйства является продолжение своего существования или выживание, т.е. максимальное удовлетворение своих потребностей. Средством достижения этой цели служит доход в виде заработной платы, дивидендов, ренты и процентов.

Домашние хозяйства активно участвуют в создании валового внутреннего продукта (ВВП) страны, рост которого обеспечивает динамику всей социально-экономической системы.

С этой точки зрения домохозяйства выступают не только как первичные социальные, но, прежде всего, как экономические ячейки общества.

В условиях рыночной экономики домохозяйства являются основными звеньями по формированию человеческого капитала.

Фирма- рыночный экономический агент, юридически самостоятельная организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность: одну или несколько специфических функций по производству и продаже товаров и услуг. К ней относятся промышленные, строительные, сельскохозяйственные, торговые и другие организации. Экономические агенты преследуют собственные экономические интересы.

Государство (правительство) – нерыночный экономический агент, принимающий решения, способствующие прибыльному функционированию частного сектора, производству общественных благ и справедливому перераспределению частных благ среди членов общества. Экономическая сила государства определяется долей национального дохода, сосредоточенной в его руках, что, собственно, и приводит к формированию государственного сектора.

Целью государства является рост общественного благосостояния. Средством достижения этой цели является набор эффективных инструментов экономической стратегии и экономической политики правительственных расходов и налогообложения.

Особенность государства как экономического субъекта – это то, что оно не руководствуется рыночными принципами максимализации прибыли и эквивалентности обмена, так как в своей законодательной и экономической деятельности, оно руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и другими, которые выходят за рамки рыночных принципов.

Существование государства, как субъекта рыночной экономики, привело к крайней необходимости государственного регулирования – государство как самый крупный инвестор, владелец материальных и нематериальных средств, основной потребитель промышленной продукции специфического назначения (вооружение, оборудование для ядерной энергетики и космоса, а также другие капиталоемкие технологии) играет самую значительную роль на рынке. В тоже время государство обладает субъективизмом по причине субъективной природы составляющих его элементов – людей. Именно в этом, существует основное противоречие – существование государство определяет необходимость государственного регулирования, из чего вытекает – существование классической рыночной экономики в масштабах государства не возможно.

По мере развития рыночных отношений взгляды на государственное регулирование экономики изменились. Возобладала концепция, согласно которой государство должно свести вмешательство в экономику к минимуму.

Оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику.

Государству отводится лишь роль регулятора общего равновесия экономики и экономического законодательства.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: https://refnew.ru/krugooborot-resursov-i-dohodov-v-smeshannoj-ekonomike.html?page=4

Экономические агенты

9.2. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Определение 1

Экономические агенты— субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Рыночные агенты — это домашние хозяйства и фирмы.

Домохозяйство — экономический агент, состоящий из одного или более лиц, который является владельцем экономических ресурсов и основным потребителем товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.

Это обособленная ячейка общества, в рамках которой происходит производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, т.е. самого человека. Определение домохозяйства зависит от конкретных социально-экономических условий и различается по странам. Согласно рекомендациям комиссии ООН (1981 г.

) понятие «домохозяйство» — это лицо или группа лиц, объединённых с целью обеспечения всем необходимым для жизни.

Замечание 1

Сегодня большинство стран придерживается точки зрения ООН на домохозяйства, но в некоторых из них приняты и другие определения, причём в одних странах на первый план выдвигается совместное питание, в других — совместное проживание. Например, в США, Швеции, Швейцарии домохозяйством считается лицо или группа лиц, занимающих отдельное жилое помещение.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Домохозяйства различаются по составу

  1. Один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;

  2. Два человека или более, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или нескольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо не быть родственниками.

Следовательно, термины «домохозяйство» и «семья» — не синонимы, хотя семья является ядром домохозяйства.

Таким образом, по составу к домохозяйству относятся:

  1. Семьи (адвокатов, врачей, фермеров, торговцев, владельцев мелких и иных некорпоративных предприятий);
  2. Один человек (без семьи);
  3. Группа лиц, проживающих под одной крышей, которые занимаются экономической деятельностью в течение длительного периода времени (не менее одного года).

Таким образом, все домохозяйства можно подразделить на семейные, внесемейные и общественные. К общественному домохозяйству относят лиц, проживающих в учреждениях постоянно или в течение длительного времени.

Примеры таких домохозяйств: общежитие, школа-интернат, интернаты для престарелых и другие институциональные заведения, монастыри и т.д.

Сюда же могут быть отнесены военнослужащие, проживающие в гарнизонах; пациенты, находящиеся подолгу в больницах; заключённые, отбывающие длительные сроки наказания, и т.п.

Рисунок 1.

Следует также видеть различие между ведением домашнего хозяйства — домашней экономикой и деятельностью домохозяйства. Ведение домашнего хозяйства включает в себя хозяйственную деятельность внутри дома силами членов домохозяйства.

Это поддержание в нормальном состоянии жилища и придомовой территории, приготовление пищи, уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи и т.п.

Деятельность домохозяйства включает в себя как ведение домашнего хозяйства, так и внешнее взаимодействие его членов с другими рыночными агентами в интересах домохозяйства.

В рыночной экономике домохозяйства играют двойственную роль: в первую очередь, как группа получателей дохода и, во вторую, — как расходующая группа.

Основным источником дохода домохозяйств является заработная плата, выплачиваемая рабочим и служащим компаниями или государственными учреждениями.

Доход мелких собственников (врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких предприятий) является, по существу, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Те домохозяйства, которые владеют акциями корпораций, получают на свои вложения доход в виде дивидендов.

Домохозяйства, собственники облигаций и сберегательных счетов, имеют доход в виде процентов. Рентный доход получают домохозяйства за предоставление компаниям зданий, земли и других природных ресурсов.

Замечание 2

Каким образом домохозяйства распоряжаются доходом, который они получают? В общих чертах ответ прост: часть поступает государству в форме индивидуальных налогов, а остаток вместе с получаемыми государственными трансфертами (пенсия, пособие по безработице, стипендии студентам и др.) используются на личное потребление и личные сбережения.

Целевая функция домохозяйства

Максимизация благосостояния при осуществлении потребительского выбора в условиях бюджетного ограничения.

Это значит, что домохозяйство стремится иметь как можно больше товаров, причём при их покупках главной проблемой является не наличие товаров, а недостаток денег.

В этих условиях члены домохозяйства заботятся главным образом об увеличении доходов, стремясь «делать карьеру». Досуг при этом воспринимается прежде всего как способ «набраться сил» для работы, а не как самоцель.

Наряду с богатыми домохозяйствами имеют место и бедные. Для последних, в целях недопущения их разрушения, государство в условиях рыночного хозяйства создаёт специальные стимулы.

В частности, система социальных пособий рассчитана на помощь именно домохозяйствам (бедным семьям, матерям-одиночкам), а не отдельным людям.

Таким образом, государство определяет правила игры, но не вмешивается напрямую во внутреннюю жизнь домохозяйств.

Замечание 3

Ещё в Новое время во всех западноевропейских странах был провозглашён принцип неприкосновенности личной жизни («мой дом — моя крепость»). Он и по сей день строго запрещает государству вмешиваться в жизнь домохозяйств, за исключением особых ситуаций (например, при жестоком обращении с членами семьи).

Таким образом, домохозяйство — это объективно необходимый экономический агент всего воспроизводственного процесса, которому присущи свои функции в социально-экономической системе общества, а хозяйственно-финансовая деятельность домохозяйств объективно вписывается в экономическую систему, взаимодействуя со всеми остальными хозяйствующими в обществе субъектами.

Отметим особенности российских домохозяйств.

До Октябрьской революции в нашей стране при переписях населения учитывались домохозяйства, затем было принято понятие «семья как первичная ячейка общества», которая являлась единицей учёта в государственной статистике. С 1994 года государственная статистика России вновь вернулась к понятию «домохозяйство», которая представляет собой единицу учёта.

Как в России, так и во всех странах определяющая роль в доходной части бюджетов домохозяйств принадлежит заработной плате.

Уровень заработной платы, ее динамика оказывают наиболее существенное влияние на покупательную активность домохозяйств.

Доля доходов, получаемых домохозяйствами от собственной предпринимательской и иной индивидуальной деятельности, приносящей денежный доход семье, характеризует уровень развития рыночных отношений.

В России есть домохозяйства как с рыночным типом поведения, так и близкие к поведению при экономике допереходного (советского) периода — ориентирующиеся на государство. Да это и понятно.

В советский период не было официально зарегистрированного частного сектора. Все было государственное. В связи с переходом к рыночной экономике (с 1990-х гг.

) первоочередной целью большинства российских домохозяйств стало выживание, а не развитие. Кстати, это продолжается и в сегодняшнее время.

В сфере потребительского поведения российских домохозяйств заметна их резкая дифференциация. Произошло расслоение домохозяйств на богатые и бедные. Причём если на современном Западе не принято выставлять богатство напоказ, то российские так называемые олигархи демонстрируют своё богатство, вызывая осуждение со стороны большинства людей.

Фирма — это хозяйственная организация, преобразующая ресурсы в продукцию (товары и услуги) с целью удовлетворения потребностей населения. ее цель — максимизация прибыли. Подчинённые цели — увеличение доли продаж собственной продукции на мировом рынке и лидерство в мировой экономике.

В рыночной экономике в качестве нерыночных агентов выступают:

  • государство;
  • профсоюзы;
  • объединения работодателей (предпринимателей). Государство в рыночной экономике может являться собственником и контролировать деятельность определённой части экономики. Вмешательство государства в экономику объективно вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «провалы», связанные с функционированием рыночной экономики.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomika_kak_nauka/ekonomicheskie_agenty/

Refpoeconom
Добавить комментарий