8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство

Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство

8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции.

Рынок несовершенной конкуренции, напротив, предполагает отклонение от состояния равновесия. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией. В настоящее время основными формами монополистической конкуренции являются:

• научно-техническое соперничество;

• промышленно-производственное соперничество;

•торговое соперничество.

Таблица 8.1 Рыночные структуры и формы конкуренции

В конечном счете проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой. Эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства, тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др.

Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США. Оно базируется на трех основных законодательных актах:

Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах;

Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ценовую дискриминацию, определенные виды слияний и др.;

Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) запрещал «ножницы цен», ценовую дискриминацию и др.

Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами и контроль за слиянием компаний.

В Украины в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Однако закон несовершенен и используется он недостаточно.

Лекция 9 Тема: ФИРМА – ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ БИЗНЕСА. ФОРМИРОВАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА ФИРМЫ

Предметом анализа данной лекции являются:

• выяснение причин образования фирмы и ее теории;

• кругооборот и оборот капитала фирмы;

• менеджмент как теория управления фирмой;

• сущность и функции маркетинга.

9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки

Базовой формой предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики является фирма.

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.

Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансак-ционными (лат. transactio – сделка).

Термин «трансакционные издержки» впервые применен лауреатом нобелевской премии Р. Коузом в статье «Природа фирмы», которая положила начало новой институциональной теории.

Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами, связанными с поиском информации о ценах, ведением переговоров, разработкой системы стандартов и контролем над ней, содержанием юридической системы, некорректным поведением партнеров и т. д.

Классификацию трансакционных издержек привязывают к этапам заключения сделки. Издержки, возникающие до заключения сделки, называют ex ante, после заключения сделки – ex post.

Они представлены в таблице.

Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации с целью подавить рыночный механизм. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии на трансакционных затратах, фирма вытесняет рынок.

В сопоставлении рыночных и административных регуляторов решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна административная «иерархия» (фирма), после – рынок.

Размер фирмы зависит также от отрасли, технологии и т. д. С издержками обращения (трансакции) связана еще одна проблема – определение границ действия рыночных отношений. Уровень влияния друг на друга производства и обмена (трансакций) отражен в теореме А. Смита (XVIII в.) и теореме Р. Коуза (ХХ в.). Теорема А.

Смита доказывает, что добровольный обмен приносит выгоду обеим сторонам. Развитие рынка и обеспечение выгод в процессе обмена товарами между фирмами достигается в результате специализации, основанной на разделении труда. За счет этого происходит увеличение объемов производства и масштабов обмена. Расширение обмена (Р. Коуз) сопровождается ростом трансакционных издержек.

Возникает противоречие: за счет специализации издержки сокращаются, а за счет расширения территориальных границ рыночных отношений – растут, в результате чего выгоды от разделения труда могут быть сведены к нулю. Отсюда следует, что границы рыночных отношений выступают в качестве границ между субъектами рыночных отношений.

Если права собственности субъектов обмена определены, то их отношения решаются без вмешательства государства. В противном случае растут издержки, связанные с помощью государства, что сужает границы рыночных отношений.

В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.

Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом – дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы.

Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Рост осуществляется за счет слияний и поглощений, т. е. путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification – разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).

Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

Теории множественных целей главный упор делают на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.

В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.

Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Различают два типа стратегии: оборонительную, наступательную.

Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.

Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, новведений, освоения и заполнения рыночной ниши.

Неудачная стратегия фирмы может привести ее к банкротству.

Банкротство (итал. banko – банк, rotto – сломать) – это признанная судом или арбитражем абсолютная неплатежеспособность должника и неспособность его в связи с этим осуществлять экономическую деятельность с целью погашения долгов.

Выходом из данной ситуации является либо распродажа имущества должника гласно на торгах, либо выкуп имущества и погашение долгов работниками данной фирмы.

С этой целью по решению суда организуется ликвидационная комиссия. В Украины был издан в 1993 г. Указ Президента, а в 1994 г. Постановление о банкротстве.

Закон преследует две задачи: или ликвидировать фирму, или помочь ей выжить. Для этого используется практика «санации».

Санация (лат. sanatio – лечение, выздоровление) – это система мероприятий, осуществляемая по улучшению финансового положения фирмы с целью предотвращения ее банкротства или повышения конкурентоспособности.

Санация может проводиться либо самим предприятием, либо другими, более сильными в финансовом отношении компаниями или банком.

Институциональная теория, быстро распространяющаяся в Украины, описывает три типа фирм: в командной экономике, в рыночной экономике, в переходной экономике.

Предприятие, действовавшее в командной экономике, было ориентировано не на максимизацию прибыли, а на выполнение плана с нормальной напряженностью. Распоряжения исходили от планового органа.

Жесткая дисциплина выполнения плана достигалась тремя механизмами контроля: партийным, хозяйственным (через министерства) и советским (через исполнительные органы Советов народных депутатов). Механизмы же контроля плановых органов со стороны трудящихся отсутствовали.

Поэтому плановый орган превращался в бесконтрольный бюрократический аппарат и получал возможность отождествлять свои интересы с интересами общества в целом. Предприятию централизованно «спускался» объем фондов и численность рабочей силы. Рабочая сила, как и всякий другой ресурс в командной экономике, дефицитна.

Поэтому предприятие стремилось создать собственный запас ресурсов, в том числе и рабочей силы, в форме избыточной занятости. Но оно было не в состоянии обеспечить работой всех своих работников и потому выплачивало им уравнительную, фактически не заработанную ими заработную плату.

Фирма, действующая в рыночной экономике, нацелена на максимизацию прибыли. Эту цель фирме задает не плановый орган, а акционеры. В свою очередь, размер прибыли всецело зависит от действий наемных менеджеров.

Отношения менеджеров и работников строятся в рамках фордизма – системы принципов и правил организации труда, чьи корни уходят к экспериментам Генри Форда в период Великой депрессии 1929–1933 гг. Элементами этой политики являются:

• высокий уровень оплаты труда, включающий индексацию зарплаты в зависимости от роста цен;

• жесткая производственная дисциплина;

• посредническая роль профсоюзов в конфликтных отношениях между работодателями и наемными работниками;

• высокая степень ротации кадров между предприятиями одной и той же отрасли.

Фирма переходной экономики качественно отличается от двух первых. Целевая функция такой фирмы не сводится ни к реагированию на административные команды, ни к максимизации прибыли.

Предприятие ориентировано на выживание, на сохранение трудового коллектива. Наблюдается рассогласование формальной и реальной структуры собственности, допускающей размытость границ частной и государственной собственности.

Формально приватизированное предприятие не зависит от государственного бюджета.

Однако государство не готово идти на банкротство не выполняющих свои контрактные обязательства предприятий, что равносильно согласию государства взять часть дебиторской задолженности предприятия на себя.

Для начала деятельности фирма должна иметь стартовый капитал.

https://www.youtube.com/watch?v=Z5g3mr8BRbI

Стартовый капитал – это первоначально вложенный капитал плюс текущие затраты на начальное ведение производства.

Источниками покрытия этих затрат могут быть как собственные средства, так и заемные.

Собственные (внутренние) средства – это:

• сбережения, образовавшиеся за счет прибыли;

• деньги, предназначенные для амортизации;

• капитал, поступающий от продажи акций и облигаций. Они составляют 60–70 % всех финансов предприятия.

Заемные (внешние) средства – это банковский и коммерческий кредит. На их долю приходится 30–40 % всех финансов.

Кредиты подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Последние возвращаются в течение одного года, первые – за более длительный срок. Но в обоих случаях размер кредита возвращается с процентом.

Краткосрочные займы используются для покрытия ежедневных затрат по выплате заработной платы, покупке сырья и т. п.

Долгосрочные займы в основном применяются при долгосрочных покупках оборудования, зданий и т. п.

Краткосрочные займы имеют формы:

• коммерческого кредита, который одна фирма предоставляет другой;

• займов у финансовых институтов: банков или финансовых компаний;

• займов у инвесторов (в основном у населения) через продажу им акций и облигаций, которые являются своего рода долговыми расписками фирмы, обязующейся вернуть деньги с определенным процентом.

Источник: https://studopedia.su/8_10721_poteri-ot-nesovershennoy-konkurentsii-antimonopolnoe-zakonodatelstvo.html

Потери от несовершенной конкуренции

8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Потери от несовершенной конкуренции:

неоправданный рост цен

увеличение издержек производства и обращения

замедление научно-технического прогресса

снижение конкурентоспособности на мировых рынках

падение эффективности экономики

?ценовая дискриминация

Ценова́я дискримина́ция или ценова́я дифференциа́ция — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками[1].

Разновидности ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить.

Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода.

Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.

д — которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления.

Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей.

При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.

Естественная монополия и ее регулирование

Естественная монополия — отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.

Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.

Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии.

Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.

Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 30.1. На рисунке LAC и LMC — кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D — кривая спроса, MR — соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ.

Однако выпуск Q1 «очень мал», а цена P1 «очень высока». Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3).

Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3 < LAC (Q3) = GO3 = ОН. В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q3, имела бы убыток, равный площади P3HGF. В таком случае фирма-монополист может уйти с рынка.

Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине P3HGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.

Антимонопольная политика

Антимонопольная политика действует на основе антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство — это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Основными законами, регулирующими монополии, является закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон » О естественных монополиях».

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство применяет следующие санкции:

— предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм);

— штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами);

— прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Олигополия модели

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

Свойства олигополии

Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию

Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора

Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке

В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношеМногообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей олигополии. Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное изображение олигопольного рынка.

Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.

При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.

При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.

В качестве примера моделей некооперированной олигополии будут рассмотрены: модель Курно, модель Штакельберга, модель ломаной кривой спроса.

Примером модели кооперированной олигополии служат: модель картеля и модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство).

Модель теории игр будет рассмотрена в отдельном разделе и раскроет механизм стратегического выбора фирм между кооперированной и некооперированной олигополиями.

Модель Курно

Модель ломаной кривой спроса

Модель ценового лидерствание — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x4d96.html

Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное регулирование

8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство

Спонтанное развитие рыночных процессов, ведущее к концентрации рыночной власти в руках немногих, подвергает опасности сам принцип рыночной конкуренции.

Поэтому еще в конце 19 века в промышленно развитых странах была осознана необходимость в целях сохранения эффективной рыночной среды применения антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство ставит целью недопущение определенных форм злоупотребления рыночной властью, предотвращение нечестных, недобросовестных деловых операций, направленных на исключение соперников из конкуренции.

Основными недопустимыми средствами ограничительной практики считаются:

— монополизация рынка явным образом;

— продажи с «нагрузкой»;

— сбивание цен, фиксирование цен;

— блокирование поставок или закупок;

— промышленный шпионаж.

Как незаконная практика рассматривается демпинговое ценообразование. Демпингом называется продажа продукции по цене, умышленно установленной на уровне, достаточно низком для вытеснения конкурирующих фирм из бизнеса.

Часто, когда фирма занимается этим, для достижения своей цели она должна продавать продукцию по цене ниже ее собственных минимально возможных средних издержек производства. Участвуя в такой практике, фирма-монополист и сама может понести убытки.

Если она идет на это, она считает, что текущие убытки стоят будущего возможного возрастания прибылей, если фирме удастся добиться монополистической власти, устранив из своего бизнеса соперников.

Одним из важнейших видов монополистической деятельности, которую запрещают антимонопольные законы, являются соглашения по ценам. Любой сговор с целью установления цен является незаконным. Однако во многих случаях юридической проблемой является доказательство того, свидетельствует ли близость цен у разных фирм в отрасли об их намерении совместно устанавливать цены.

Предметом внимания антимонополистического законодательства являются слияния, когда они приводят к увеличению рыночных долей сливающихся фирм.

Группа фирм может избежать обвинений в согласованном установлении цен, просто объединяясь в одну фирму. Правительственные санкции начинают действовать, если можно доказать, что слияния ослабляют конкуренцию.

Наибольшую озабоченность вызывают слияния двух или большего числа компаний, конкурирующих на одном рынке.

Под контролем правительства находятся также естественные монополии и монополии с правительственными привилегиями.

Целью регулирования в этом случае является обеспечение доступности для потребителя продукции естественных монополий; установление и поддержание таких цен на эту продукцию, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие самих монополий.

Государство для регулирования естественных монополий использует в основном такие формы, как ценообразование на продукцию естественных монополий, ограничение их доходности, регулирование отношений собственности.

Тесты, проблемные ситуации и задачи к теме 8

1. Олигополия предполагает, что:

а) олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;

б) олигополисты вступают в сговор друг с другом;

в) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества;

г) могут использовать все вышеперечисленные модели поведения.

2. Характерной чертой монополии в отличие от конкурентной фирмы является:

а) стремление максимизировать прибыль;

б) стремление увеличивать количество производимой продукции и повышать цену;

в) стремление снижать объем производимой продукции и повышать на нее цену;

г) стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей в данном виде продукции.

3. Примером естественной монополии может служить:

а) «Дженерал Моторс»;

б) «Газпром»;

в) фирма «Адидас»;

г) все ответы неверны.

5. Монополист-производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объем продукции, при котором: MR — 180 дол.; МС — 100 дол.; АТС — 200 дол.

Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна: а) повысить цену и уменьшить объем выпуска; б) снизить цену и уменьшить объем выпуска; в) повысить цену и увеличить объем выпуска; г) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска; д) снизить цену и увеличить объем выпуска.

6. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а) совершенной конкуренцией;

б) монополистической конкуренцией;

в) олигополией;

д) монополией.

7. Функция спроса на продукцию монополиста: QD=16-P, функция общих издержек: TC=14+Q2, тогда максимальную прибыль монополисту обеспечат цена и объем продаж, соответственно, равные:

а) 14 и 2; б) 10 и 6; в) 12 и 4; г) 8 и 6.

8. Рынки несовершенной конкуренции характеризуются:

а) совершенством рыночной информации;

б) значительной до

лей рынка у отдельного производителя;

в) однородность продукции;

г) наличием барьеров для проникновения в отрасль.

9. Классификационный признак, который не свойствен рыночной ситуации в модели чистой монополии: а) кривая спроса на продукт фирмы имеет вид горизонтальной линии; б) фирма обладает полным контролем над ценами; в) в отрасли функционирует только одна фирма; г) доступ в отрасль прочих фирм блокирован.

10. В какой из следующих ситуаций имеет место дуополия:

а) небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частичный контроль над ценами;

б) большое количество компаний производят различную продукцию при очень слабом контроле над ценами;

в) однородная продукция производится на двух предприятиях при частичном контроле над ценами;

г) определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами.

Предыдущая123456789101112131415Следующая

Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 708; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/4-112440.html

§14. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика

8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство

Несовершенной конкуренцией является любая форма конкуренции, где не выполняются условия чистой конкуренции. В развитых странах практически в каждой отрасли производства господствуют несколько крупных корпораций — монополий, а в отрасли в целом присутствует олигополия.

В то же время на этих рынках подавляющую экономическую власть имеет ограничен­ное число фирм. Поэтому, во-первых, появляется больше воз­можностей у фирм влиять на цену, а во-вторых, меняются сами формы и методы конкуренции.

При чистой конкуренции на рын­ке выигрывает тот предприниматель или та группа предприятий, которые добиваются более низких издержек производства и вы-

пускают более качественную продукцию. При несовершенной конкуренции всё отмеченное необязательно.

Более того, конку­ренция претерпевает большую трансформацию: она становит­ся более жёсткой и дорогой. Важно и то, что общим результа­том господства монополий является потеря ими желания и ини­циативы использовать передовые технологии. Их доминирование на рынке и так обеспечивает им большие прибыли.

Таким обра­зом, монополия сдерживает не только возможности выбора покупателя, но и технологический прогресс, внедрение иннова­ций.

Пример объединения монополистов в одной отрасли (кар­тель) — ОПЕК. Это Организация стран — экспортёров нефти, основанная в 1960 г. с целью координации действий по объёму продаж и установлению цен на сырую нефть.

ОПЕК контролиру­ет около половины мирового объёма торговли нефтью. На долю нефтяного картеля, который в 1962 г. зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти. ОПЕК может кос­венно влиять на цену сырой нефти в мире, увеличивая или уменьшая объём её добычи.

Для ограничения влияния монополий в странах с развитой рыночной экономикой действуют антитрестовские (антимоно­польные) законодательства. Первый антимонопольный закон — закон Шермана — был принят в США в 1880 г.

Он запрещал лю­бые слияния предприятий, объединения или сговоры, направлен­ные на сокращение и ограничение производства и торговли.

Ан­тимонопольное законодательство непрерывно совершенствует­ся, и его главной задачей является защита мелких и средних производителей товаров и услуг, формирующих общую конку­рентную среду.

Российское антимонопольное законодательство пока ещё сла­бо развито, практика его применения незначительна. В Россий­ской Федерации в 2004 г. была создана специальная структура, осуществляющая антимонопольную политику государства, — Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

ФАС России явля­ется федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по контролю и надзору за соблюдением за­конодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополиях, рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных право­вых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются: .

• надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услут;

• надзор и контроль за соблюдением законодательства о ес­тественных монополиях;

• надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и без­опасности государства;'

• надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок;

• надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекла­ме до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

ФАС имеет право наложить крупный штраф на недобро­совестных предпринимателей или через суд закрыть их бизнес. Примером работы ФАС может служить проверка ценообра­зования на бензоколонках, в результате чего был выявлен сговор владельцев с целью завышения розничных цен на бензин.

—— НОВЫЕ СЛОВА ——————————————————————————————

• несовершенная конкуренция • картель • трест

• антимонопольная политика • Федеральная антимонопольная служба

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Приведите примеры несовершенной конкуренции.

2. Почему государство должно бороться с проявлениями несовершенной кон­куренции?

3. Какие функции выполняет Федеральная антимонопольная служба России?

4. Прокомментируйте заметку из газеты «Вести.ру»: «Основать газовый картель предложили Россия и Иран — крупнейшие в мире экспортёры газа. Катего­рически против такого предложения были США и Япония. Они считают, что новая организация будет манипулировать ценами на мировых рынках».

5. Найдите в источниках СМИ сообщения о деятельности ФАС.

6. Почему так важна и необходима деятельность ФАС?

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. В современной рыночной экономике благосостояние каждого человека оп­ределяется тем, насколько успешно развивается экономика страны, в кото­рой он живёт; как действует рынок; может ли фирма свободно продать на рынке товар, которым она владеет. Механизм направлен на то, чтобы через

эгоистические интересы каждого агента рынка уравновесить интересы всех его участников для блага общества. Созданный коллективным разумом че­ловечества, он и используется человечеством в целом. При этом дух конку­ренции, соперничества в экономике служит мощным «двигателем» развития.

2. Современный рынок товаров и услуг сложился в результате многовековой эволюции — от натурального хозяйства до постиндустриальной экономики. При этом существует огромное число рынков, которые в самом общем виде можно разделить на товарные, финансовые и международные. В свою оче­редь, каждый из них дифференцируется на множество более узких специали­зированных рынков.

3. Конкуренция — сложная функция рынка, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов покупателю. Рынок не может существовать без и вне конкуренции. Только рыночная конкуренция позволяет деятельному че­ловеку начать своё дело (бизнес).

Она показывает товаропроизводителю направление движения, но не даёт никаких гарантий результатов, т. е. сопряжена с риском. Успехов в конкурентной борьбе добивается тот, кто су­меет обнаружить в системе рынков признаки новых потребностей или техно­логий производства.

Механизм рынка в целом освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна, но в пределах тех ресурсов, которыми рас­полагает то или иное государство.

В условиях нормальной рыночной эконо­мики длительный устойчивый разрыв между потребностями и потреблением (т. е. дефицит) практически невозможен, поскольку это состояние противоре­чит экономическим интересам всех участников конкурентного процесса.

4. На рынке действует огромное число фирм, которые в определяющей мере формируют его облик, его содержание. В каждой стране с развитой эко­номикой в ходе длительного развития сформировались свои национальные типы (модели) рынка, имеющие какие-то свои особенности.

Экономисты на основе изучения общих свойств и особенностей рынков определили четыре основные модели — рынки совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Для ограничения монопо­лизма государства применяют антимонопольную политику.

5. В России функции контроля в сфере антимонопольной политики государства осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Источник: https://knigi.news/ekonomika/nesovershennaya-konkurentsiya-antimonopolnaya-52779.html

Refpoeconom
Добавить комментарий