7.4. Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса

Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса

7.4. Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса
⇐ ПредыдущаяСтр 83 из 86Следующая ⇒

В последние годы отечественные экономисты все чаще обраща­ются к анализу зарубежного опыта, надеясь, что он поможет найти пути возрождения России и других стран СНГ. Примеров «экономического

Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса___ 601

чуда» немало, но и не так много. Все они доказывают необходимость благоприятного сочетания внутренних и внешних факторов.

Большой интерес представляет изучение «плана Маршалла»' по­скольку он позволил решить в послевоенной Европе сходные задачи: было восстановлено производство, осуществлена его структурная пе­рестройка, а Западная Германия сумела успешно перейти от тотали­тарной экономики к рыночной, возродить и укрепить демократичес­кие ценности. «План Маршалла» создал основы для дальнейшего меж­дународного экономического сотрудничества.

Состояние современной российской экономики в некотором от­ношении напоминает послевоенную Западную Германию: необходи­мость перехода от тоталитарной экономики к рыночной, нарушение сложившихся экономических связей, сильно развитый военно-промыш­ленный комплекс, сохранение в целом промышленного потенциала и при этом неполное его использование, приток беженцев, резкое паде­ние уровня жизни. В то же время есть значительные различия, главные из которых — сохранение в Германии в тоталитарный период частной собственности, а также традиционной культуры труда и предпринима­тельства.

7.4.1.Цел и и механизм «плана Маршалла»

Основная задача плана, который был оформлен в виде закона США об экономическом сотрудничестве на 1948 г.

, состояла втом, что­бы «поддержать и укрепить принципы индивидуальной свободы, сво­бодные институты и подлинную независимость в Европе1 путем помо­щи тем странам, которые участвуют в единой программе восстановле­ния, основанной на собственных усилиях стран и их взаимном сотруд­ничестве».

Понимая, что европейский рынок оказывает стабилизиру­ющее влияние на мировую экономику, Маршалл утверждал, что США должны ставить своей целью как можно быстрее покончить с зависи­мостью от их помощи.

План включал меры по возрождению производ­ства, расширению внешней торговли, поддержанию международной финансовой стабильности, развитию экономического сотрудничества, в том числе всевозможные Шаги, направленные на установление спра­ведливых обменных курсов и снятие торговых ограничений. Следует отметить, что в первые послевоенные годы страны Западной Европы испытывали острейший дефицит валютных ресурсов для оплаты им­порта из США — («долларовый голод»). США оказались перед воз-

1 Назван по имени его автора — госсекретаря США, был нацелен на' оказание экономической помощи США послевоенной Европе.

602

Раздел 7

можностью резкого сокращения своего экспорта в Европу. Поэтому «план Маршалла» был направлен не только на решение экономичес­ких и политических проблем стран Западной Европы, но и на поддер­жание собственного американского экспорта.

США не только финансировали рост экспорта из самих США, в том числе излишков сельскохозяйственной продукции, но и сделали ус­ловием помощи снижение торговых барьеров, что способствовало сво­боде торговли в Европе. Были приняты кодексы о либерализации тор­говли и движения капитала. В то же время благодаря образованию Ев­ропейского платежного союза осуществилась либерализация взаимных платежей.

В качестве составной части закон США об экономическом сотруд­ ничестве 1948 г. включал положение о защите национальной (внутрен­ ней) экономики.

Во-первых, это касалось закупки нефти и нефтепро­ дуктов за пределами США и ограничения вывоза нефтепотребляюще- го оборудования в страны, где возможно использование альтернатив­ ного топлива и источников энергии.

Во-вторых, определялся размер экспорта пшеницы и особо стимулировалось направление излишков сельскохозяйственного производства для поставки в счет помощи ев-

ропейским странам по «плану Маршалла». , . . ■

Американское правительство гарантировало капиталовложения своих предпринимателей и возвращение в любой'момент инвестирован­ных сумм в долларах.

Вся прибыль, полученная американскими компа­ниями в местной валюте, также могла вывозиться в США в долларах.

Наряду с гарантиями и привилегиями двусторонние соглашения пред­усматривали снятие всех ограничений с импорта американских това­ров, снижение таможенных пошлин, поставку в США военно-страте­гического сырья.

В ходе реализации «плана Маршалла» происходила перекачка дол­ларов в активы частных американских компаний, так как в силу дефи­цита внешнеторгового баланса стран Западной Европы ассигнованные им государственные средства США возвращались назад, но уже к час­тным фирмам, осуществляющим поставки в Европу. Это позволило оживить американскую экономику.

Помимо значительной материальной помощи «план Маршалла» нес в себе нечто большее — обмен знаниями, ноу-хау, который очень много дал и США, и принявшим помощь странам. Так, в результате использования немецкой научной и технической информации и «им­порта» лучших немецких ученых и техников США, получили больше, чем любые денежные репарации. Дж. Джимбел на основании ранее за-

Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса 603

секреченных документов подсчитал, что в денежном выражении стои­мость переданной в конечном счете частным американским фирмам ин­формации о научно-технических достижениях германской промышлен­ности в области производства синтетического топлива, в резиновой, текстильной, машиностроительной и керамической отраслях, в произ­водстве оптики достигала 10 млрд долл.

А Организационные структуры.

Для разработки и управления реализацией программы помощи Организацией европейского эконо­мического сотрудничества были созданы горизонтальные — общие (по разработке программы, платежного баланса, внутриевропёйской торговле и платежам) и вертикальные — имеющие дело с определен­ными товарами (уголь, электроэнергия, нефть, железная руда и сталь, продовольствие и сельское хозяйство, сырье, наземный и морской тран­спорт, рабочая сила) комитеты. Главными функциями организации были: разработка отдельных программ помощи, разработка програм­мы второго этапа (июль — сентябрь 1948 г.), определение общей сум­мы помощи и распределение ее между странами.

Для управления предоставлением помощи в США была учрежде­на Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая назначенным президентом США администратором.

В организацион­ные структуры США, созданные для реализации «плана Маршалла», входили также: Национальный консультационный совет по проблемам международного денежного обращения и финансам, Государственный консультационный совет.

Кроме того, был учрежден пост специально­го представителя США за рубежом и сбздана в каждой стране специ­альная миссия — Администрация экономического сотрудничества за рубежом, которые являлись представителями и действовали под кон­тролем администратора.

Формы и этапы помощи. Помощь в рамках «плана Маршалла» предоставлялась в виде субсидий или кредита, в том числе с оплатой его поставками в США сырья и материалов, необходимых им вследст­ вие дефицита ресурсов.

Выбор формы помощи и условия возмещения кредитов зависели от характера и целей предоставления конкретных сумм и учитывали наличие достаточных гарантий того,' сможет ли дан­ ная страна выплатить долг, не подвергая риску осуществление програм­

мы восстановления. .

Вначале помощь оказывалась на срок 15 месяцев, а затем на каж­дый последующий год. Если она использовалась неэффективно, решался вопрос, давать ли ее в дальнейшем. Помощь предоставлялась в трех формах:

Раздел 7

1. Безвозвратными товарными кредитами и «дарами». Выручка от их продажи хранилась на «эквивалентных счетах» эмиссионных бан­ков и могла быть использована только с разрешения американской администрации по осуществлению «плана Маршалла». Безвозвратные кредиты и «дары» составляли ббльшую часть всех ассигнований.

2. Обычными кредитами под низкие проценты, которые подле­жали возврату. Кредиты выдавались на срок 3,5 года (льготный пе­риод — 7,5 года), процентная ставка составляла 2,5% годовых. Первые 3,5 года проценты не выплачивались. Погашение принималось, кроме долларов, стратегическим сырьем, предусматривалась отсрочка.

3. В виде обусловленной помощи, по которой получившие долла­ры страны выдавали в обмен на них соответствующую сумму нацио­нальной валюты по официальному курсу. Эта валюта направлялась в распоряжение других стран-участниц для развития внутриеврс(пейской торговли. В 1950 г. данная система была заменена Европейским пла­тежным союзом.

Первой форме помощи соответствовали так называемые эквива­лентные фонды. На них возлагалась большая надежда в ограничении инфляции. Дело в том, что западноевропейский импорт, финансиро­вавшийся США по программе Маршалла, предоставлялся не непосред­ственным потребителям, а государствам.

Деньги, полученные от про­дажи этих товаров, были «дубликатом» помощи в национальной ва­люте. Естественно,..что первым намерением правительств стран, полу­чающих помощь, было включить данные.фонды в доход и потратить на текущие расходы.

В этом случае дефляционный эффект пассивного сальдо торгового баланса (превышения стоимости импорта над стои­мостью экспорта) был бы сведен на нет инфляционными затратами государства. Однако закон США 1948 г.

, вводивший в действие про­грамму восстановления, в Европе, устанавливал, что 95% эквивалент­ных фондов должны были принадлежать участвующим странам, но могли быть задействованы только с разрешения Администрации по со­трудничеству в Европе. И хотя американская Администрация эконо­мического сотрудничества не могла диктовать, как их тратить, но мог­ла не согласиться с их инфляционным использованием.

Эквивалентные фонды дополнили внутренние резервы капитала европейских стран. С другой стороны, они облегчили государственное управление ресурсами и позволили направить их на политически жела­тельные цели, что в свою очередь усилило контроль государства над экономикой.

Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса____________ 605

Механизм обусловленной помощи складывался, следующим обра­зом. Был сделан прогноз о перспективных дефицитах и положитель­ных сальдо внутриевропейской торговли.

Тем странам, которые запла­нировали дефицит, были выданы права заимствования для получения национальной валюты от тех, у кого намечалось положительное саль­до.

Зависимость от поставщиков привела к превращению прав заим­ствования в трансфертные путем разрешения передачи их (а следова­тельно, и соответствующей долларовой помощи) тем странам, кото­рые могли обеспечить необходимые поставки.

Перелив капитала из США не имел большого значения для наполнения инвестиционных ресурсов. Его роль в процессе стимули­рования экономического роста состояла в том, чтобы стабилизировать систему международных платежей, что позволило европейским стра­нам использовать свой потенциал роста полностью, без внешних огра­ничений и дефляционных шоков.

Более отдаленным итогом «плана Маршалла» является импульс к европейской интеграции, центром которой стала Организация евро­пейского экономического сотрудничества, которая первоначально спо­собствовала отмене торговых ограничений, в частности количествен­ных ограничений, между странами Западной Европы, при этом сохра­няя эти барьеры по отношению к импорту из США.

Лишь позднее, по мере восстановления и укрепления западноевропейской экономики, страны ОЕЭС стали распространять снятие количественных ограниче­ний и на поставки товаров из США. Внутриевропейская платежная система положила начало целенаправленному регулированию европей­ской валютной системы.

Но переход к конвертируемости европейских валют был осуществлен только к концу 50-х годов.

В экономической политике европейских стран происходили изме­нения, направленные на поиск и применение государством новых ме; тодов экономического регулирования. Изначально здесь было заложе­но противоречие.

С одной стороны, условием американскри помощи был отказ страны, ее принимающей, от дальнейшей программы нацио­нализации и планов, которые будут причинять ущерб частному пред­принимательству.

С другой стороны, восстановление можно было осу­ществить только при ведущей роли государства, которое обеспечивало на первых этапах население продовольствием, а промышленность — сырьем, старалось ликвидировать безработицу.

В некоторых случаях пришлось национализировать не способные к самообеспечению отрас­ли промышленности: железные дороги, воздушный транспорт, сферу социальных услуг, отдельные отрасли тяжелой промышленности.

Раздел 7

Уровень вмешательства государства в экономику был разным. Это и естественно, ведь страны решали как общие, так и свои специфичес­кие задачи. Так, Франция и Швеция пошли по пути государственного (индикативного) планирования.

Во Франции бсуществлялся жесткий государственный контроль за кредитом. Великобритания не торопи­лась с применением планирования, а национализацию рассматривала как меру «спасения» стагнирующих отраслей, а не как средство стиму­лирования роста эффективности.

Высок был уровень национализации промышленности в Австрии, Бельгии, Италии.

Несмотря на различия в задачах и методах проведения экономи­ческой политики в европейских странах, программа восстановления Европы была успешно выполнена.

Довоенный уровень производства был достигнут уже в начале 50-х годов, а темпы роста экономики в це­лом и новых отраслей промышленности, в частности, к 1952 г. оказа­лись выше ожидаемых.

Немалую роль в этом сыграла помощь по «пла­ну Маршалла», но ее значение для экономики конкретных стран не было одинаковым.

Осново'й для распределения фондов по «плану Маршалла» между странами было состояние платежного баланса по отношению к долла­ровой зоне, а не потребность в инвестициях или предварительная оцен­ка вероятной эффективности использования фондов. Главные получа­тели помощи — Великобритания и Франция — прошли через кризис платежного баланса в 50-х годах.

⇐ Предыдущая77787980818283848586Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/1-81029.html

Международное сотрудничество по преодолению экологического кризиса

7.4. Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

Назревание конфликта между природой и человеком предсказывалось с незапамятных времен, надпись иероглифами на пирамиде Хеопса гласит: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».

Близкие пророчества содержатся в религиях древних персов, индусов, Библии. Основания для подобных суждений находили и ученые (Ж.Б. Ламарк и др.)

1968 г. – создание «Римского клуба» по инициативе одного из экономических директоров компании «Фиат». Цель – построить прогнозы близкого будущего и представить мировому сообществу доводы о необходимости мер для предотвращения глобального эколого-экономического кризиса.

1972 г. – первый доклад « Римского клуба» – «Пределы роста», годом раньше – книга Дж Форрестера «Мировая динамика». Первые прогнозы, модели экологического развития были несовершенны, т.к.

не учитывали многих факторов, основывались лишь на экономике и безопасности человека.

Но главный итог начинаний «Римского клуба» – ответ на стратегический вопрос: «Угроза глобального экологического кризиса реальна и велика, нельзя избежать значительных потерь для человечества, если не сдержать рост, а затем и не уменьшить природоемкость мировой экономики».

Программы охраны окружающей среды (ПООС) – естественная реакция промышленно-развитых стран на угрозу экологического кризиса, т.к.

до сих пор считается, что именно техногенное загрязнение среды лежит в основе этой угрозы или является главным ее компонентом.

Это представление связано с попыткой положительно ответить на вопрос, можно ли сохранить природоемкость экономики, не затрагивая ее фундамента, а лишь уменьшая загрязнение окружающей среды.

«Генеральная уборка и всеобщая чистка» при сохранении темпов экономического роста и минимальном влиянии на основные параметры экономики – это в принципе невозможно, если не изменяется валовая отходность материального баланса и производства.

1972 г. – Первая всемирная конференция по окружающей среде в Стокгольме (участвовали 113 государств). Генеральный секретарь Конференции Морис Стронг впервые сформулировал понятие экоразвитие – экологически ориентированное социально-экономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем.

Стокгольмская конференция мягко поставила задачи выработки практических принципов экоразвития, для которых велись исследования по четырем направлениям:

1. Тенденции, мировая динамика развития эколого-экономической ситуации при различных сценариях экономического роста и специализации.

2. Естественно-научное прогнозирование состояния природных комплексов и климата.

3. Изучение возможностей экологической регламентации использования природных ресурсов и качественной экологизации производства.

4. Организация международного сотрудничества и координации усилий в области решения региональных и национальных задач экоразвития и управления природопользованием.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – специально созданная для разработки этих проблем структура.

1983 г. –По инициативе Генерального секретаря ООНсоздана МКОСР – международная комиссия по окружающей среде и развитию («Комиссия Брунтланд» – возглавлена Гру Харлем Брунтланд – премьер-министр Норвегии).

1987 г. Отчет МКОСР «Наше общее будущее», в котором был резко обострен вопрос о необходимости поиска новой модели цивилизации.

«Концепция устойчивого развития» – вошла в обиход со времени опубликования и одобрения Генеральной Ассамблеей ООН доклада МКОСР – «Комиссии Брунтланд» – это такая модель социально-экономического развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без того, чтобы будущие поколения были лишены такой возможности из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды.

Основные положения «Концепции устойчивого развития» по отчету МКОСР (1987):

5. Человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. Главные условия для этого:

— справедливость в реализации права людей на экологическую безопасность и благоприятную среду обитания;

— приостановка необратимого расходования незаменимых природных ресурсов;

— сохранение необходимого качества ОС и возможность экологической регенерации;

— прекращение и преодоление утрат генофонда человечества и окружающей природы.

6. В основе КУР – бережное отношение к имеющимся глобальным ресурсам и экологическому потенциалу планеты.

Необходимые ограничения в эксплуатации природных ресурсов не абсолютны, а относительны, и связаны с современным уровнем техники и социальной организации, со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.

Размеры и темпы роста численности населения допускают устойчивое развитие, если они согласуются с меняющимися производительными потенциалами эколого-экономических систем.

7. Нищета не является неизбежной и не есть зло в себе. Для обеспечения устойчивого и долговременного развития необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовать свои надежды на лучшую жизнь.

В мире, в котором нищета приобрела хронический характер, всегда будут возможны экологические и другие катастрофы. Для людей категории бедноты должны существовать гарантии того, что они получат причитающуюся им долю ресурсов при экономическом росте. Для этого необходимо демократическое обеспечение участия граждан в процессе принятия решений.

8. Для устойчивого глобального развития требуется, чтобы те, кто располагает большими средствами, согласовали свой образ жизни с экологическими возможностями планеты, например в том, что касается потребления энергии, а их помощь развивающимся странам не приводила бы к усилению чрезмерной эксплуатации природных ресурсов этих стран.

9. Устойчивое развитие – не неизменное состояние гармонии, а процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями.

«В конечном счете, в основе устойчивого развития должна лежать политическая воля» – все эти положения Концепции Устойчивого Развития звучат не как идеология конкретных действий, а как наивная оптимистическая надежда, которая пытается примирить непримиримое:

— сохранить по возможности цивилизацию потребления как «отвечающую потребностям ныне живущих и будущих поколения людей»;

— решить задачу сохранения природы в рамках цивилизации, уничтожающей природу.

В Концепции Устойчивого Развития нет ни слова о необходимости остановить экономический рост и сократить масштабы материального производства (напротив, воспринимается как «устойчивый экономический рост» – что подхвачено некоторыми политическими кругами России).

РИО-92. В 1992 в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92), в которой приняли участие 179 государств, представители неправительственных организаций, научных и деловых кругов.

Отчет и ряд документов, принятых в РИО – 92 касался большинства экологических проблем, составляющих современный экологический кризис – беспрецедентный по масштабу перечень намерений, претендующий на всемирную программу действий.

Глава делегации России А. Руцкой легкой рукой подписал все документы и соглашения КОСР–92, но единственное что сделала Россия после этого для их выполнения – вдвое снизила объем промышленного производства, причем природоемкость его уменьшилась не так заметно.

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 779 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-95989.html

Refpoeconom
Добавить комментарий