7.2. Сущность государственного регулирования экономики

Сущность государственного регулирования экономики

7.2. Сущность государственного регулирования экономики

Экономика представляет собой систему рационального использования ограниченных экономических ресурсов в целях удовлетворения растущих потребностей общества. Основное предназначение государственного регулирования экономики состоит в сохранении её как системы за счёт поддержания внутренней экономической стабильности и адаптации к изменяющимся внешним условиям.

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из основополагающих в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе.

Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства.

Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Например, феодальное государство стояло на страже земельной собственности феодалов, определяло обязанности ремесленников, крестьян, т.е.

обязанности всех по отношению к центральной власти. Особенно наглядно роль государства проявляется в так называемые переломные, переходные периоды независимо от того, происходят ли эти изменения мирным или немирным путем. В качестве примера можно привести «кровавое законодательство» в Англии в конце XV в.

, направленное против экспроприированных крестьян; законы Петра I в России в конце XVI – начале XVII в.; Кодекс Наполеона во Франции в начале XIX в. и т.д.

Резкое усиление роли государства связано с Первой мировой войной, которая вызвала необходимость невиданной ранее концентрации ресурсов в руках и под контролем государства.

Исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., так называемая Великая депрессия.

В условиях, когда объем производства в странах с рыночной экономикой упал почти вдвое, замерла международная торговля, безработными оказались миллионы людей, государства были вынуждены взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисом.

Неэффективность политики нерегулируемого рынка (laissez-faire), которая была провозглашена еще А. Смитом, стала очевидной и, в частности, заставила президента США Ф. Д. Рузвельта, одного из первых государственных руководителей стран с рыночной системой хозяйствования, пойти на активное вмешательство государства в управление экономикой.

Иначе говоря, пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнить мерами государственного регулирования. Объективная необходимость вмешательства государства в рыночную экономику возникла в связи с тем, что рыночный механизм порождает ряд негативных последствий.

Кроме того, сама общественная жизнь требует вмешательства государства как особого инструмента, обладающего исключительным и общепризнанным правом принуждать. Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Идеи этой книги надолго определили механизм государственного вмешательства в экономику.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Глобальной целью ГРЭ является достижение экономической и социальной стабильности, укрепление и совершенствование существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям. Эта глобальная цель реализуется через взаимосвязанные цели: 1) постоянный, устойчивый экономический рост;

2) обеспечение высокого уровня занятости трудоспособного населения; 3) обеспечение стабильности цен на основные услуги и товары; 4) внешнеэкономическое равновесие; 5) создание системы социальной защищённости населения, особенно его малозащищённой части (пенсионеров, детей, инвалидов и т.д.).

Объектами ГРЭ являются те условия, процессы и отношения, происходящие в сфере общественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще.

К объектам ГРЭ по уровню решаемых задач относятся:

1. Общехозяйственные процессы – экономический цикл. денежное обращение, занятость, инвестиции, инновации, цены, инфляция, приватизация.

2. Крупные секторы экономики – промышленность, строительство, сельское хозяйство, инфраструктура, финансовая сфера, государственный сектор.

3. Отрасли и корпорации.

4. Регионы как крупные хозяйственные комплексы.

5.Объекты внешнеэкономического регулирования: условия международной торговли, движение капитала и рабочей силы, валютные отношения, участие в международных экономических организациях, платёжный баланс.

6. Социальные отношения: отношения между работодателями и лицами, работающими по найму, мелкое и среднее предпринимательство, а также сфера социального обеспечения, образование.

7. Окружающая среда.

Все объекты ГРЭ связаны между собой и при оказании регулирующих воздействий на один объект одновременно оказываются втянутыми в орбиту влияния и другие объекты. Например, антикризисные меры включают в себя стимулирование инвестиционной деятельности, шаги по снижению безработицы, инфляции, контроль за уровнем цен, курсом национальной валюты, снижение социальной напряжённости и т.д.

Субъектами государственного регулирования экономики на современном этапе являются:

1. Национальные – законодательные, исполнительные и судебные органы власти данной страны как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Транснациональный капитал (ТНК)[1]. В условиях глобализации экономики транснациональный капитал стал играть важную роль в государственном регулировании.

Экономическая мощь наиболее крупных транснациональных корпораций, выраженная в показателе валового внутреннего продукта, сравнима с уровнем средних государств, что позволяет им оказывать влияние на решения, принимаемые национальными правительствами.

Государства уже не обладают достаточной мощью для крупномасштабных интервенций, противодействующих движениям ТНК.

3. Международные политические и экономические организации. При выдаче займов и кредитов эти организации выдвигают перед национальными правительствами ряд условий для обеспечения возврата заёмных средств.

В частности, предлагают различные программы макроэкономической стабилизации, содержащие инструменты государственного регулирования, которые, кстати, не всегда отвечают национальным интересам стран-заёмщиков, как политическим, так и социальным.

К таким организациям относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и т.д.

Международное разделение труда вызывает необходимость для государств подчиняться правилам, установленным на надгосударственном уровне (например, правилам Всемирной торговой организации), что также оказывает влияние на формирование национальных регуляторов экономики.

4. Группы стран, объединённых общими целями регулирования национальных экономик и применяющих общие механизмы регулирования (например, Европейский союз, использующий общую валюту евро).

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 854; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-3312.html

Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы

7.2. Сущность государственного регулирования экономики

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Сущность государственного регулирования, цели и задачи

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве — целенаправленное воздействие государства на микро — и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. Выделяют различные стороны — практическую и научную.

Практический опыт — это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект — систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества.

Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

· экономический рост;

· полная занятость;

· стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

· внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель — удовлетворение требований полной занятости.

Суть ее — достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения.

Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка.

Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран.

Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что его «сверхзадача» связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема — создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности.

Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают).

По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.

Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант — использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования.

Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей — оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

Функции и инструментарий государственного регулирования

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы.

Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др.

Государство должно создать такой экономический «фон», который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Рыночный механизм сам по себе в «чистом виде» не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности.

Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования — активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты.

Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Еще одной функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе.

Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов — итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством.

Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру — степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство.

Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования.

К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий. Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными.

Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Объекты государственного регулирования — сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия социально-экономической жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно, т.е.

это: экономические циклы; структура экономики, условия накопления и инвестиционные процессы; научно-технический прогресс; инновационные процессы; денежное обращение и инфляция; цены; платежный баланс; блок социальных проблем (занятость, доходы населения, социальная защита, подготовка и переподготовка кадров и т.д.

); условия конкуренции, окружающая среда (экологические проблемы); регионы.

Методы государственного регулирования

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния.

Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки.

Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики.

К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации.

Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы.

Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер — создание определенных «правил игры» в рыночной экономике.

Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее.

Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один — покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого.

Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/6-63728.html

Refpoeconom
Добавить комментарий