7.1. Факторы производства и факторные доходы: введение в проблему

Урок 2. факторы производства. проблема ограниченности — Экономика — 10 класс — Российская электронная школа

7.1. Факторы производства и факторные доходы: введение в проблему

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №2 «Факторы производства. Проблема ограниченности».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие составляющие необходимы для организации процесса производства?
  • Чем ресурсы отличаются от факторов производства?
  • Какие доходы приносят факторы производства своим владельцам?
  • В чём заключается основная проблема экономики?

Глоссарий по теме: земля, труд, капитал, заработная плата, рента, процент, предпринимательские способности и технический прогресс, ограниченность ресурсов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Производство товаров и услуг – это основная и неотъемлемая часть экономической деятельности человечества. Постоянное развитие производства – гарантия того, что общество будет обеспечено необходимыми экономическими благами.

Запросы людей в товарах и услугах постоянно растут, следовательно, производство должно неуклонно развиваться.

Постоянно действующая закономерность развития производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности, называется техническим прогрессом.

Общая черта любого производства: для изготовления блага необходимы ресурсы.

Ресурсы – средства, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг (трудовые, капитальные, природные, финансовые, информационные).

Для более точного и конкретного определения нужд производственного процесса в экономической теории используется понятие «факторы производства».

В отличие от ресурсов, оно подразумевает непосредственное вовлечение необходимого ресурса в данное производство.

Выделяют следующие факторы производства:

Земля – природные ресурсы: почва, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы, всё то, что берётся в готовом виде от природы и используется в процессе производства.

Труд – умственные и физические способности людей, применяемые в производстве.

Капитал – произведённые ранее в процессе производства станки, оборудование, сооружения, инструмент, машины. Не является фактором производства финансовый капитал. Деньги всегда выступают лишь как посредники и, следовательно, не принимают непосредственного участия в процессе производства.

Предпринимательские способности – способность человека проявлять талант, инициативу, собрать воедино все необходимые для производства факторы и включить их в производственный процесс, взять на себя весь риск.

Для любого производственного процесса необходимо наличие всех четырёх факторов производства, отсутствие хотя бы одного приведёт к остановке производства. Каждый фактор производства приносит своему владельцу факторный доход.

В своём произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит писал: «Всякий человек, который получает свой доход из источника, принадлежащего лично ему, должен получать его либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли». Фактор производства «земля» приносит своему владельцу доход, который называется «рента».

Владелец труда получает «заработную плату», «процент» – это факторный доход капитала. Доход, к которому стремится любой предприниматель, называется «прибыль».

Несмотря на научно-технический прогресс, имеющихся в распоряжении общества экономических ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить все экономические потребности. Эту проблему экономисты называют проблемой ограниченности ресурсов. Все перечисленные факторы производства относительно ограничены.

Ограниченность фактора «земля» определяется географическим положением страны, наличием природных ископаемых, их способностью к возобновлению. Ограничены физические и умственные способности работников, привлечённых к конкретному производству. Ограниченность капитала обусловлена количеством оборудования, машин, сооружений, которые были произведены ранее в процессе производства.

По оценкам экспертов, предпринимательскими способностями обладает лишь около 10% трудоспособного населения.

С развитием науки и техники растёт количество доступных ресурсов, но потребности человечества растут быстрее, чем возможности для их реализации, поэтому факторов производства всегда будет не хватать, чтобы полностью удовлетворить все потребности.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Факторы производства – ресурсы, которые участвуют в процессе __________. Труд как фактор производства представляет собой совокупность физических и умственных_________ людей, пригодных для создания экономических благ. Доход от этого фактора производства называется __________. Все виды природных ресурсов определяют сущность такого фактора производства, как ________.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список слов:

  • Земля
  • Потребности
  • Капитал
  • Производство
  • Труд
  • Способности
  • Зарплата
  • Рента

Решение.

Вставим термины в текст.

Факторы производства – ресурсы, которые участвуют в процессе производства.

Труд как фактор производства представляет собой совокупность физических и умственных способностей людей, пригодных для создания экономических благ.

Доход от этого фактора производства называется зарплата. Все виды природных ресурсов определяют сущность такого фактора производства, как земля.

  1. В полях для ввода ответов напишите номера ячеек таблицы, в которых содержатся верные утверждения. При правильном ответе программа дорисует картинку, последовательно соединив линиями точки, номера которых соответствуют вписанным ответам.

Таблица 1 – Постановка задачи

1.Безработный токарь не является трудовым ресурсом2.Проблема ограниченности – это проблема слаборазвитых стран3.Доход предпринимателя – прибыль
4.Тот, у кого есть волшебная палочка, не нуждается в изучении экономики5.Энергия ветра относится к фактору производства «земля»6.Проблему ограниченности можно решить в будущем, когда увеличится производство товаров и услуг
7.Экскаватор, лопата, кирпич, щебень относятся к капитальным ресурсам8.Собака, охраняющая склад, является трудовым ресурсом9. Программист, который лежит на диване и составляет алгоритм, является трудовым ресурсом

Поля для ввода ответов:

Рисунок 1 – Исходное изображение практического задания

Решение.

9

3.

4.

5.

7.

Номера ячеек с верными утверждениями:

Рисунок 2 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 13–16.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3647/conspect/

Презентация по обществознанию

7.1. Факторы производства и факторные доходы: введение в проблему

Инфоурок › Обществознание ›Презентации›Презентация по обществознанию «Факторы производства и факторные доходы».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Земля- природные ресурсы, пригодные для производства благ.

2 слайдОписание слайда:

Труд — осознанная, целенаправленная деятельность, дающая конкретный результат Умственные способности Физические способности От чего зависит величина этого фактора? От численности работоспособного населения страны и отработанного им времени.

3 слайдОписание слайда:

Факторы производства. Труд Предпринимательство Капитал Земля Информация

4 слайдОписание слайда:

Ограниченность экономических ресурсов. Ресурс Ограниченность Труд Количеством трудоспособных граждан, способностями человека. Земля Географическое положение страны, наличие полезных ископаемых. Капитал Экономическая ситуация в стране, уровень развития НТП. Предприни-мательство Отсутствие способностей, таланта. Информация Способности человека, наличие ресурса.

5 слайдОписание слайда:

Пути преодоления ограниченности. Ресурс Пути преодоления Труд Приглашение рабочих из-за рубежа, переобучение или переквалификация «своих» рабочих Земля «Облагораживание» земли, поиск полезных ископаемых в новых местах.

Капитал Строительство новых капитальных сооружений. Предприни-мательство Развивать предпринимательский талант, издание законов, направленных на защиту предпринимательства.

Информация Обучение персонала, поиск новых путей получения информации.

6 слайдОписание слайда:

Капитал- то, что приносит прибыль здания и сооружения, станки и оборудование, железные дороги, порты и т.д.

7 слайдОписание слайда:

услуги, которые оказывают обществу люди с определенными способностями, создавая новые фирмы на свой страх и риск. Предпринимательство-

8 слайдОписание слайда:

Информация — сведения, передаваемые людям в устной или письменной форме, а так же на электронных носителях.

9 слайдОписание слайда:

ИНФОРМАЦИЯ – НОВЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ПЯТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 1456 ГОД – НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЕВРОПЕ (ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ) 1876 ГОД – ИЗОБРЕТЕНИЕ ТЕЛЕФОНА (АЛЕКСАНДР БЕЛЛ) Первым технологическим достижением, имевшим огромное общественное и культурное значение, стал изобретенный Иоганном Гутенбергом печатный станок.

Библию Гутенберга, напечатанную в 1456г., можно считать первым информационным продуктом массового производства. Вторым технологическим изобретением, внесшим революционные преобразования в способ обмена информацией, был телефон. Аппарат Александра Белла, запатентованный в 1876 г., служил передатчиком и приемником речи.

Третью революцию в обмене информацией совершило радио, представившее эффективный и удобный способ связи без проводов. Генрих Герц, Никола Тесла, Гульельмо Маркони и Александр Попов — все они, первооткрыватели радио, внесли свой решающий вклад в становление информации как одного из основных экономических ресурсов.

А через шесть десятилетий, когда орбитальный спутник заменил дорогостоящий и малонадежный трансатлантический телефонный кабель, спутниковая радиосвязь преобразовала межконтинентальный информационный обмен. Она кардинально расширила понятие коммуникационной сети, телефонной системы и информационного пространства.

Четвертая информационная революция стала результатом появления персонального компьютера. Если вторая и третья революции охватывали средства  передачи  информации, то создание  персонального   компьютера решительно изменило способ формирования, организации и распространения знания.

 Благодаря персональному компьютеру человек получил доступ к информационным кладовым человечества и возможность осуществления самого широкого обмена и скоростной обработки информации.

В качестве пятой выступает «сетевая информационная революция» —  появление технических и программных средств, обеспечивающих поддержку больших распределительных компьютерных сетей, объединяющих в себе как крупнейшие центры, так и персональные компьютеры частных пользователей.

Результатом сетевой информационной революции становиться появление информационно-технологической парадигмы, характерными чертами которой исследователь М.Кастельс считает: «- информация является ее сырьем; — всеохватность эффектов новых технологий; — сетевая логика любой системы или совокупности отношений, использующей эти новые информационные технологии; — гибкость».[1] Таким образом революционные преобразования в способе обмена, обработки, хранения и передачи информации привели к тому, что сегодня информация — важнейший экономический ресурс.

10 слайдОписание слайда:

ИНФОРМАЦИЯ – НОВЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ПЯТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 1895-1897 ГОД – ИЗОБРЕТЕНИЕ РАДИО (ГЕНРИХ ГЕРЦ, НИКОЛА ТЕСЛА, ГУЛЬЕЛЬМО МАРКОНИ, АЛЕКСАНДР ПОПОВ)

11 слайдОписание слайда:

ИНФОРМАЦИЯ – НОВЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ПЯТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 2-Я ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА – ИЗОБРЕТЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА Apple II Apple I Apple I и Apple II

12 слайдОписание слайда:

ИНФОРМАЦИЯ – НОВЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ПЯТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 2-Я ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА – «СЕТЕВАЯ  ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» США. 1991 год ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СТАНОВЯТСЯ ОСНОВНЫМИ В ЧИСТО КОЛИЧЕСТВЕННОМ АСПЕКТЕ

13 слайдОписание слайда:

ФАКТОРНЫЙ ДОХОД ЗЕМЛЯ КАПИТАЛ ТРУД ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ В рыночной экономике все ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый доход – ФАКТОРНЫЙ. РЕНТА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПРОЦЕНТ ПРИБЫЛЬ ПРИБЫЛЬ ДОХОДЫ СОБСТВЕННИКОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА – ЭТО ЗАТРАТЫ ВЛАДЕЛЬЦА ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)

14 слайдОписание слайда:

Развитие способов использования ресурсов . собирательство земледелие или скотоводство охота ремесло профессия Использование только природных благ Появление первых орудий труда Появление первых ремесленников Появление первых профессий

15 слайдОписание слайда:

I стадия разделения труда. Первобытное общество разделилось на: земледельцев или скотоводов и охотников

16 слайдОписание слайда:

II стадия разделения труда. По мере роста общества, нужда в каждом благе увеличивается и у отдельных людей появляется возможность заниматься производством отдельных благ.

17 слайдОписание слайда:

III стадия разделения труда. С увеличением потребности в отдельных продуктах, ремесленники начинают концентрироваться на производстве какого-либо одного блага.

18 слайдОписание слайда:

развитию специализации Развитие способов использования ресурсов т.е., сосредоточению производства определенного изделия в руках того, кто производит его лучше

19 слайдОписание слайда:

появлению излишков продукции увеличению количества произведенных благ возникновению обмена Специализация способствовала

20 слайдОписание слайда:

Преимущество специализации. специализация увеличивается доход продавцов излишний объем благ предлагается к продаже увеличился объем доступных благ рост производительности труда

21 слайдОписание слайда:

В постиндустриальном обществе человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%.

ГЛАВЕНСТВУЮЩАЯ РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Особенности человеческого капитала — это капитал, стимулирующий новый объем инвестиций в свое развитие: капитал здоровья; капитал образования; капитал культуры.

human resources  СОВРЕМЕННУЮ ЭКОНОМИКУ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ СЛЕДУЕТ ИМЕНОВАТЬ ЭКОНОМИКОЙ ЭФФЕКТИВНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И.В.

Ильинский подчеркивает тот факт, что формирование человеческого капитала является результатом инвестиций в человека, и выводит общую формулу человеческого капитала, состоящую из трех компонентов: капитала здоровья, капитала образования и капитала культуры [7].

Здоровье при данном подходе рассматривается как определенное психофизиологическое состояние человека, направленное на поддержание его жизнедеятельности. Образование предопределяет максимально достижимый каждым индивидом социальный статус и формирует необходимые условия для его карьерного роста. Культура способствует созданию стереотипных моделей поведения и ценностей индивида, реализующихся в процессе трудовой деятельности.

22 слайдОписание слайда:

ПОВТОРЕНИЕ:

23 слайдОписание слайда:

ЦИТАТНИК Труд есть отец богатства, а земля – его мать. Уильям Петти (1623—1687)  — английский статистик и экономист, один из основоположников классической политической экономии в Англии. Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать.

Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам. Стив Джобс (1955 -2011) — американский предприниматель, пионер эры IT-технологий, один из основателей корпорации Apple. Быть информированным означает иметь много денег. Жак Аттали (р. 01.11.

1943) — французский экономист, в 1991-1993 гг. был первым руководителем Европейского Банка Реконструкции и Развития. Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал. Сегодня решающий фактор – сам человек и его знания.

  Иоанн Павел II (1920 — 2005) — папа римский, глава Римско-католической церкви в 1978-2005 гг.

24 слайдОписание слайда:

ДОМАШНЯЯ РАБОТА & 2 Выучить определения. *** Доклад История успеха фирмы

25 слайдОписание слайда:

АВТОР- ЮРГАНОВА Е.В.

26 слайд 27 слайд 28 слайд

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-obschestvoznaniyu-faktori-proizvodstva-i-faktornie-dohodi-1512572.html

Факторы производства и факторные доходы

7.1. Факторы производства и факторные доходы: введение в проблему

Изучаяразные вопросы, связанные с экономикой, вы встречали два термина, которые частоиспользуют как синонимы: производственные ресурсы и факторыпроизводства. На первый взгляд, и правда, между ними нет никакого различия.

И то, и другое – то, что необходимо для изготовления какого-либо продукта(товара или услуги): работники, исходное сырьё, деньги. И, тем не менее,различия между этими понятиями существуют.

Когда мы говорим о производственныхресурсах, имеем в виду то, что потенциально может быть использовано.Ресурсы могут существовать сами по себе. Какие-то есть в наличии, каких-то нет.

Факторы производства – это те ресурсы, которые реальнозадействованы в производстве. Их невозможно использовать по отдельности. Чтобыизготовить какой-то товар, их нужно соединить в одном месте в одно время.

Производственные ресурсы и факторыпроизводства

Какиефакторы производства принято выделять? Ответ зависит от того, какогонаправления в экономической науке вы придерживаетесь.

Например,марксисты все факторы производства делят на две группы: личные и вещественные.И называют их все вместе производительными силами. Личные – этолюди, рабочая сила, а вещественные – средства производства. Кпоследним относят предметы и средства труда.

Предметы труда – этоприродное сырьё или материалы, которые уже обработаны людьми, но используются вкачестве исходного сырья в другой отрасли производства. Например, сталь –конечный продукт для металлургической промышленности и сырьё длямашиностроителей.

Средства труда включают в себя орудия труда –любое оборудование, начиная от каменного топора и заканчивая автоматизированнымилиниями и супернавороченными компьютерами.

К средствам труда относят и такназываемую производственную инфраструктуру: здания, дороги, линииэлектропередач… Всё это нельзя назвать орудиями труда, но и обойтись без этогов процессе производства невозможно.

Марксистыпо-разному оценивают роль различных факторов производства. Средствапроизводства, говорят они, не создают никакой новой стоимости. Они простопереносят её в новый продукт.

Так, в стоимость торта включены стоимостииспользованных при его выпечке муки, яиц, масла, электроэнергии (если плитаэлектрическая) или дров, часть стоимости самой плиты, ну и так далее. Новую,прибавочную стоимость создаёт пекарь. Только труд работника приносит доход.

Нов условиях капиталистического строя этот доход идёт не только тому, кто егосоздаёт. Значительная часть прибавочной стоимости оседает в карманахсобственников средства производства. Причём именно они решают, каким образомона будет распределяться.

Работник от этого процесса отстранён. В этом,собственно, и заключается сущность капиталистической эксплуатации.

ВыходМаркс видел в ликвидации частной собственности на средства производства. Онидолжны принадлежать тем, кто их использует, создаёт с их помощью эту самуюприбавочную стоимость. Частная собственность должна быть заменена общественной.Капитализм – социализмом.

Ссемидесятых годов девятнадцатого века среди экономистов стали широкораспространяться маржиналистские идеи. Название маржинализмпроисходит от латинскогоmargo,marginis –край, предел.

Это экономическое учение главным, фундаментальным элементомтеории стоимости признаёт принцип предельной полезности. То есть,стоимость товара определяется не только затратами труда на его производство, нои степенью его полезности, которая определяется потребителями.

Важно не простовыпустить какой-то товар, а тот который будет максимально востребованпокупателями. Причём, желательно, с минимально возможными затратами.

Поэтому ктрём основным факторам производства, которые выделил ещё Адам Смит, основательклассической политэкономии: труд, земля и капитал, маржиналисты добавили ещёодин – четвёртый: предпринимательские способности. Но обо всём попорядку.

Маржинализм

Начнёмс труда. При любом раскладе он остаётся главным из факторов. Человек – основнойи единственный субъект экономической деятельности. Производство осуществляетсядля того, чтобы удовлетворить его потребности. И производителем, организаторомпроизводства может быть только человек.

Всё остальное – лишь используемые имсредства. Труд, как фактор производства, – это теусилия, физические и интеллектуальные, которые люди затрачивают припроизводстве товаров и услуг. этого понятия не совпадает полностьюсо значением термина «рабочая сила».

Рабочаясила – это способность к труду вообще. Ею матушка-природанаделяет практически каждого человека с момента рождения. Две руки, две ноги,голова (с мозгом, способным осуществлять мыслительную деятельность,разумеется), плюс способность расходовать какое-то количество энергии,производя некую полезную работу.

Или бесполезную… Впрочем, понятие пользывесьма субъективно. Короче, расходуемая энергия даёт какой-то результат. Однаков процессе производства конкретного товара требуются не работники вообще, аспециалисты определённого профиля, обладающие определённой квалификацией,знаниями и умениями.

Для того чтобы процесс пошёл, их надо найти или обучить.

Следующийважный фактор производства (да, неважных, собственно, и не бывает) – земля.Имеется в виду не только земля в буквальном смысле этого слова – грунт, почва,но все природные ресурсы.

То есть, так называемые естественные блага: то, чтоесть в природе, а не создано людьми: полезные ископаемые, леса, воды, воздух.Да, и воздух тоже! Из него не только воздушные замки можно строить.

Вхимической промышленности полученный из атмосферного воздуха кислородиспользуют в качестве окислителя в самых разных производственных процессах.Оттуда же, из воздуха, получают сырьё для производства жидкого и газообразногоазота.

Кстати,землю, которая используется как сельскохозяйственные угодья, строго говоря,нельзя отнести к фактору производства «земля». В этот природный ресурс вложеномного человеческого труда.

Её очистили от леса или осушили, или, наоборот,подвели воду. Для повышения природного плодородия внесли органические иминеральные удобрения, специально выращенных калифорнийских червей запустили,ну и так далее.

То есть, эта земля уже не земля (в экономическом смысле), а капитал.

Скапиталом у многих людей ассоциируются деньги, … много денег. Человек,обладающий капиталом, – это богатый человек. Но деньги сами по себе капиталомне являются.

Они им становятся только тогда, когда облекаются в форму,способную приносить прибыль. А прибыль приносит лишь производство. Ну, иторговля, конечно.

Но цикл общественного воспроизводства вы уже изучали: чтобычто-то продать, надо это что-то сначала купить – у производителя.

Капитал– это, в первую очередь, средства производства: те ресурсы, которыеиспользуются для производства других товаров и услуг. Их так и называют:капитальные блага. Капитал может быть основным иоборотным. Это не означает, что один из них важный, а другой – так себе. Дляпроизводства необходим и тот, и другой.

Основной капитал – станки,машины, компьютеры, здания… то есть, то, что используется в течение длительноговремени, участвует в нескольких или многих производственных циклах.

Оборотныйкапитал – те средства производства, которые используются сразу, и нуждаются впостоянном возобновлении: сырьё, комплектующе, затраты на наём рабочей силы, наоплату электроэнергии и тому подобное.

Такжевыделяют финансовый, или денежный капитал: когдаденьги вложены в акции, облигации, иные ценные бумаги, или находятся набанковском вкладе. Во всех этих случаях они, так или иначе, инвестируются, тоесть, вкладываются в производство.

Капиталможет быть и нефизическим, когда его невозможно пощупать. Человеческий– средства, вложенные в подготовку и повышение квалификацииспециалистов. Или «доброе имя» фирмы, доверие к ней – тоже своеобразныйкапитал, способный влиять на величину её прибыли.

Всеэти факторы кто-то должен свести воедино, организовать процесс производства,выбрать направление деятельности, добиться максимально возможной эффективностив условиях постоянно ограниченных ресурсов.

Тут в дело вступает четвёртый факторпроизводства – предприниматель. Тот, кто готов рискнуть, взять насебя ответственность за результаты производственной деятельности. Иногдапредпринимательский талант считают разновидностью общей способности людей ктруду.

Им обладает далеко не каждый. Но и классными программистами тоже не всемогут стать.

Вусловиях постиндустриального общества особое место начинает занимать ещё одинфактор производства – информация. Это связано со значительнымповышением роли науки в производстве.

Только новые технологии способны помочьрешить проблему удорожания ресурсов и сохранить возможность получения доходовот производства в этих условиях. Информация, знания – фактор производства,отличающийся ото всех остальных. Он неотчуждаем. Если вы что-то знаете, васневозможно этого лишить.

Знания остаются с вами, если вы с кем-то ими делитесь.Информация не связана с определённым пространством, ею можно пользоватьсяодновременно во многих местах. Но иметь информацию и суметь ей распорядиться –это не одно и то же. Не случайно информационные технологии востребованы в самыхразных отраслях.

Из двадцати пяти крупнейших по стоимости акционерного капиталакомпаний США восемнадцать работают в сфере информационных технологий.

Выуже знакомились со схемой оборота ресурсов и товаров. Предлагая что-то нарынок, владелец этого чего-то рассчитывает получить взамен доход. Это касаетсяи владельцев основных факторов производства.

Владельцырабочей силы получают факторный доход в видезаработной платы. Её размер зависит от востребованности тех профессиональныхзнаний и умений, которыми обладает работник, от его способности трудитьсяинтенсивно, производить товары и услуги с максимально возможной эффективностью.

Владелецземлиприродных ресурсов – получает ренту: платуза возможность ими пользоваться. Владельцем может быть частное лицо, фирма.Многие природные ресурсы являются собственностью государства.

Владелецкапитала получает процент. Он может быть также в формедивидендов, если речь идёт о владении акциями. Существует целая группа людей,которые живут на банковский или ссудный процент. Их называют французским словом«рантье».

Предпринимательполучаетприбыль. Или не получает, если не смог добиться успеха. Это единственный изфакторных доходов, который может выражаться как положительным, так иотрицательным значением.

Формадохода от продажи информации зависит от того, в качестве кого человек еёпродаёт. Это может быть зарплата, если речь идёт о высококвалифицированномспециалисте.

Это может быть прибыль, если информацию использует для организациисвоей деятельности предприниматель.

А может быть и процент или рента, есливладелец информации оформил патент на своё открытие и продаёт возможность импользоваться.

Источник: https://videouroki.net/video/11-faktory-proizvodstva-i-faktornyie-dokhody.html

Refpoeconom
Добавить комментарий