61. Понятие трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека: понятие, составляющие и особенности

61. Понятие трудовой деятельности

Социальное поведение каждого человека включает такой элемент, как трудовая деятельность. Этот процесс строго фиксированный, и включает в себя ряд функций, которые должен совершать человек. Эти функции являются его обязанностями и регулируются конкретной организацией.

Трудовая деятельность и ее сущность

Специалисты сферы трудоустройства и управления персоналом занимаются решением таких задач, как:

  • создание средств социального жизнеобеспечения}
  • разработка идей в области науки, а также формирование новых ценностей}
  • развитие каждого отдельного сотрудника как работника и как индивида.

Кроме того, трудовая и рабочая деятельность имеет ряд определенных свойств. В первую очередь, она содержит ряд конкретных трудовых операций. В каждом предприятии они могут быть разными, свойственными лишь этой компании. Кроме того, все предприятия различаются материально-техническими условиями реализации продукции либо оказания услуг. Это касается также временных и пространственных рамок.

Понятие трудовой деятельности включает два основных параметра:

  • Первый определяет психофизическое состояние работника, иными словами, его возможность выполнять физическую и умственную работу, несмотря на какие-либо обстоятельства.
  • Второй параметр определяет условия, в которых данный работник осуществляет свою трудовую деятельность.

От этих параметров зависят нагрузки во время выполнения работы. Физические обусловлены технологической оснащенностью предприятия, а психические – объемами обрабатываемой информации. Необходимо учитывать риски, которые возникают в случае выполнения монотонной работы, а также взаимоотношений, которые складываются между сотрудниками.

Сейчас очень многие функции переданы автоматике. Таким образом, основной задачей определенной категории работников является управление техникой и ее перепрограммирование в случае необходимости.

В результате количество затрат физической силы уменьшается, и все больше людей отдают предпочтение интеллектуальному труду.

Еще одним преимуществом автоматизации некоторых процессов является вывод работников из зоны, где они могут быть подвержены вредному воздействию окружающей среды или другим рискам.

Существует и негативная сторона автоматизации производственных процессов – снижение двигательной активности, которое в результате приводит в гиподинамии.

Из-за больших нервных нагрузок может произойти аварийная ситуация, а сотрудник становится больше подвержен нервно-психическим расстройствам.

Также слишком активно растет скорость обработки данных благодаря новейшему оборудованию, и в результате человек не успевает принимать необходимые решения.

Сегодня должна быть решена одна из главных проблем, которая возникает во время трудовой деятельности, а именно – оптимизация взаимодействия человека и техники. При этом должны учитываться психические и физические характеристики работников, а также разработан ряд нормативов.

Особенности и функции трудовой деятельности

Трудовая деятельность предусматривает некоторые особенности, в частности, касающиеся таких процессов, как продуктивный и репродуктивный. При этом первый вид процессов доминирует над вторым.

Суть репродуктивного процесса состоит в том, чтобы изменять один вид энергии в другой. При этом часть энергии расходуется на выполнение задачи. Таким образом, каждый человек старается как можно меньше расходовать свои силы и при этом получать удовлетворительный результат.

Продуктивный процесс кардинально отличается от репродуктивного. Благодаря этому процессу осуществляется превращение энергии из внешнего мира в результат творческой работы. При этом человек практически не расходует свою энергию, либо быстро восполняет ее.

Среди функций, которые выполняет трудовая деятельность, следует выделить следующие.

Социально-экономическая

Суть социально-экономической функции заключается в том, что субъект труда, каковым является работник, воздействует на ресурсы окружающей среды. Результат этой деятельности – материальные блага, в задачу которых входит удовлетворение потребностей всех членов общества.

Контролирующая

Контролирующая функция, которую выполняет трудовая деятельность человека, заключается в создании сложной системы отношений между членами трудового коллектива, которые регулируются нормами поведения, санкциями, стандартами. Сюда входит трудовое законодательство, различные нормативы, уставы, инструкции и другая документация, цель которой – контролировать социальные связи в коллективе.

Социализирующая

Благодаря социализирующей функции перечень социальных ролей непрерывно обогащается и расширяется. Совершенствуются образцы поведения, нормы и ценности сотрудников. Таким образом, каждый отдельный член персонала чувствует себя полноценным участником в жизни общества. В итоге сотрудники получают не только какой-либо статус, но и способны ощутить социальную идентичность.

Развивающая

Проявляется в том, что каждый работник способен получить опыт, на основе которого совершенствуются навыки. Это возможно благодаря творческой сути каждого человека, которая развита в той или иной мере. Поэтому время от времени повышаются требования к уровню знаний и умений членов трудового коллектива с целью улучшить результаты трудовой деятельности.

Продуктивная

Продуктивная функция направлена на реализацию у работников их творческих способностей, а также самовыражения. В результате данной функции появляются новые технологии.

Стратификационная

Задача стратификационной функции, которая также входит в особенности трудовой деятельности, состоит в оценке потребителями результатов труда, а также в вознаграждении за проведенную работу.

При этом все виды трудовой деятельности делятся на более и менее престижные.

Это приводит к формированию определенной системы ценностей и созданию лестницы престижа профессий и стратификационной пирамиды.

Сущность элементов трудовой деятельности

Любая трудовая деятельность делится на отдельные элементы, касающиеся разных направлений.

Организация труда

Одним из таких элементов является организация труда. Это ряд мероприятий, необходимых для обеспечения рационального использования трудового коллектива в целях совершенствования результатов производства.

Разделение труда

Успешное протекание всех производственных процессов зависит от членов персонала, каждый из которых в течение рабочего времени должен находиться на своем месте.

Все сотрудники имеют собственные трудовые функции, которые выполняют согласно договору, и за которые получают заработную плату.

При этом происходит разделение труда: каждый отдельный работник выполняет поставленные ему задачи, которые являются частью общей цели, на достижение которой направлена деятельность компании.

Существует несколько видов разделения труда:

  • предметное предусматривает закрепление за определенными рабочими местами сотрудников, которые выполняют при помощи предоставленных инструментов поставленные задачи}
  • функциональное распределение зависит от конкретных функций, которые возлагаются на каждого из работников.

Кооперирование

Каждый отдельный филиал или цех может самостоятельно выбрать персонал, который будет выполнять те либо иные задачи. Элементы трудовой деятельности включают и другое понятие – кооперирование труда.

Согласно данному принципу, чем больше осуществляется дробление выполняемых работ на разные части, тем больше сотрудников необходимо объединить для выполнения поставленных задач.

В кооперирование входит такое понятие, как специализация производства, то есть сосредоточение выпуска конкретного вида продукции в данном подразделении.

Обслуживание рабочих мест

Поскольку от эффективности работы оборудования зависит работоспособность и результативность работников, нанимаются сотрудники, которые занимаются обслуживанием устройств, применяемых в целях производства.

  1. Сначала осуществляется планировка, то есть размещение места в помещении таким образом, чтобы обеспечить работника комфортом, а также эффективно использовать полезную площадь.
  2. Оснащение заключается в приобретении необходимого оборудования, с помощью которого работник будет выполнять поставленные задачи.
  3. Обслуживание предусматривает последующие ремонт установленной техники и ее модернизация для улучшения работоспособности.

Норма времени

Этот элемент регулирует время, затрачиваемое на выполнение работы. Этот показатель непостоянен: человек может выполнять больше нормы за определенный период времени. Даже если сотрудник продолжительное время работает согласно определенной норме, он в любое время может заняться улучшением эффективности своей деятельности и справляться с задачами значительно быстрее.

Оплата труда

Одним из важнейших элементов и удерживающих факторов на рабочем месте является заработная плата. Если работник справляется со своими задачами лучше, чем требуется, его могут повысить либо выдать материальное поощрение. Таким образом, желание заработать становится причиной повышения производительности работника.

Способы повышения эффективности работы

Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.

Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:

  • рабочей смены (перерыв)}
  • суток (нормированный рабочий день)}
  • недели (выходные)}
  • года (отпуск).

Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора.

Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа.

Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.

Мотивация трудовой деятельности

Кроме основной мотивации в форме материального вознаграждения работник может иметь и другие мотивы, которые обусловлены определенными обстоятельствами и причинами.

Например, одним из основных мотивов является потребность находиться в коллективе, а не вне его.

Этот фактор влияет на другой мотив – стремление самоутвердиться, которое в большинстве случаев свойственно специалистам высокой квалификации, стремящихся получить руководящую должность.

Среди других не менее важных мотивов следует назвать стремление к приобретению чего-либо нового, к состязательности, к стабильности. Человек может иметь несколько мотивов, объединенных в одно мотивационное целое, которое определяет трудовая деятельность. Как правило, выделяют три вида ядра, которые характеризируются стремлением к:

  • обеспечению,
  • признанию,
  • престижу.

Первая группа связана с желанием получения стабильного благополучия, вторая заключается в попытках реализовать себя в качестве успешного сотрудника, суть третьей – показать свою значимость и продемонстрировать социальную руль, принимая активное участие в общественной деятельности.

Определившись с мотивами, работник может достичь определенных успехов, а также удовлетворить свои потребности путем выполнения поставленных руководством задач. Таким образом, рекомендуется тщательно изучить мотивацию работников, а на ее основе выработать систему стимулов, которая повысит работоспособность трудового коллектива.

Система стимулирования будет действовать эффективней, если работодатель применит комплексный подход в его разработке. Стимулирование должно опираться на традиции, установившиеся в компании, с учетом общего направления деятельности предприятия. При этом желательно, чтобы сотрудники предприятия также участвовали в разработке системы стимулирования.

Особенности индивидуальной деятельности

Совсем иначе обстоит дело с индивидуальной трудовой деятельностью. Законодательство Российской Федерации разрешает, помимо создания предприятия как юридического лица, проведение индивидуальной деятельности.

Как пример – частное преподавание предметов, подготовка детей к школе, репетиторство.

Однако такая индивидуальная деятельность имеет свои преимущества и недостатки, из-за чего многие не решаются заняться репетиторством.

Такой преподаватель не обязан оформлять лицензию, которая давала бы ему право осуществлять преподавательскую деятельность. Также значительно проще вести собственный бухгалтерский учет. Однако существуют некоторые нюансы, при которых репетитор обязан выплачивать больший процент налога в сравнении с организациями.

Индивидуальную педагогическую трудовую деятельность можно причислить к интеллектуальному труду. Как и любая другая работа, этот вид деятельности направлен на получение определенного дохода, а поэтому должен быть зарегистрирован.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность может быть связана не только с проведением занятий по внешкольной программе. Она включает также продажу товаров, связанных с образовательной сферой, а именно: учебников, ручек, тетрадей и т.д. Кроме того, любой индивидуальный предприниматель может заниматься разработкой методик и программ обучения.

https://www.youtube.com/watch?v=gZJu5WP2dCE

Регистрация должна проходить в соответствии с законодательством Российской Федерации. Процесс регулируется Гражданским кодексом и рядом других документов. При регистрации необходимо подать фото, удостоверяющий личность документ, а также свидетельство, подтверждающее уплату регистрационного сбора.

Источник: https://hr-portal.ru/article/trudovaya-deyatelnost-cheloveka-ponyatie-sostavlyayushchie-i-osobennosti

Понятие о труде и трудовой деятельности

61. Понятие трудовой деятельности

Труд является основным и исторически первичным видом деятельности человека. Именно труд, как известно, выступил в качестве решающего фактора, под влиянием которого возник и сформировался современный человек как особое биологическое и общественное существо.

С помощью труда человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, познает и изменяет окружающий мир, создает все необходимые предпосылки для су­ществования и развития человеческого общества. В процессе тру­да «ваяется» также и личность самого работающего.

Создавая ценности общественного бытия, человек, вместе с тем, развивает и свои собственные силы и способности, формируется как лич­ность.

Хорошо организованный труд в нормальных производст­венных и социальных условиях обладает притягательной силой для человека — он может увлекаться им и проявлять свою творче­скую активность, переживать чувство радости и заинтересованно­сти, получать эстетическое удовлетворение. Огромным значением труда в жизни общества и отдельного человека и объясняется тот неоспоримый факт, что люди издавна проявляли большой интерес к его всестороннему изучению.

С общефилософской точки зрения труд — это основная фор­ма связи и взаимодействия человека с окружающей средой. Дан­ное положение базируется на понимании природы труда К. Мар­ксом, взгляды которого во многом определили современные под­ходы к изучению трудовой деятельности. «…Труд, — писал К.

Маркс, — есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собст­венной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы.

Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для собствен­ной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу ес­тественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя по­средством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу.

Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» [6, с. 188-189].

Если с общественной и экономической точки зрения труд есть целесообразная деятельность для создания «потребительных стоимостей», то с физиологической стороны он представляет со­бою «…

функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание и форма, по существу есть трата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.» [6, с. 81]. В процессе труда К.

Маркс выделяет три простых момента: 1) предмет труда; 2) средства труда; 3) целесообразную деятельность человека, или собственно труд. Предмет труда — это то, на что направлена трудовая активность человека.

Им мо­жет быть вещество или объект, непосредственно данный самой природой (каменный уголь, извлекаемый из недр земли), полу­фабрикат (металлическая заготовка, обрабатываемая на токарном станке) и т. д. Предметная область труда очень обширна и вклю­чает в себя массу различных объектов, явлений, процессов и свойств, с которыми человек оперирует в трудовой деятельности.

К средствам труда относятся любые реальные вещи и при­способления, с помощью которых человек воздействует на пред­мет труда. «Средство труда есть вещь или комплекс вещей, кото­рые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет» [6, с.

189]. К ним принадлежат ручные и машинные ору­дия труда (инструменты, машины, станки), приборы контроля и переработки информации, автоматизированные системы управле­ния, а также производственные помещения, здания, сооружения и т. д. Предмет труда и средства труда в своей совокупности со­ставляют средства производства.

Целесообразная деятельность — это проявление психиче­ской и физической активности человека, направленной на дости­жение сознательно поставленных целей (создание материальных и духовных благ, необходимых для человека и общества).

Трудовая деятельность, следовательно, есть такая активность, которая идет от человека, и в этом смысле о нем говорят как о субъекте труда. Именно субъект труда осуществляет взаимодействие между ком­понентами трудового процесса и выступает как интегрирующее звено этой взаимодействующей системы.

Деятельность субъекта труда характеризуется определенной структурой, важнейшими элементами которой являются следующие.

1. Цель деятельности, т. е. то, ради чего действует человек. Цель — это ожидаемый результат деятельности. На начальном эта­пе она всегда выступает как мысленный, идеальный образ того результата, который стремится достичь человек. К.

Маркс, рас­сматривая различия между инстинктивными действиями живот­ных и трудовой деятельностью человека, писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов.

Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в пред­ставлении человека, т. е. идеально» [6, с. 189].

Этот мысленный образ-цель сохраняется в сознании на протяжении всего процесса труда и выступает в качестве основного психического регулятора деятельности человека.

2. Мотивы деятельности. Активность человека как субъек­та труда всегда направлена на удовлетворение тех или иных по­требностей, которые, осознаваясь, становятся движущей силой поведения человека. Мотивом называется любое психическое явление, которое побуждает человека действовать, стремиться к достижению цели.

В качестве мотивов чаще всего выступают биологические и социальные потребности, но мотивировать дея­тельность человека могут и другие психологические образования — интересы, убеждения, ценностные ориентации личности и т. д. Мотивы непосредственно связаны с целями.

Нельзя понять смыс­ла деятельности человека, если не установить, что именно побуж­дает его к деятельности, и какие цели при этом он ставит перед собой.

3. Действия. Всякая деятельность осуществляется на основе ряда частных действий. Действия — это отдельные акты деятель­ности, направленные на определенные частные цели. Действия обязательно включают в себя моторные компоненты (движения) — с их помощью выполняются те или иные действия.

Однако, кроме моторных, в любой деятельности большое значение имеют и ум­ственные действия. Соотношение между теми и другими в значи­тельной степени зависит от характера, формы и особенностей труда.

Так, в частности, чем больше уровень механизации и авто­матизации труда, тем больший удельный вес в деятельности име­ют действия умственные и, наоборот.

Наряду с действиями, в качестве составных частей деятель­ности в производственной практике часто выделяют операции. Сам термин «операция» широко употребляется в разных областях и имеет разное значение.

В психологии труда этим термином обо­значается выделенный в результате разделения технологического процесса элемент деятельности (включающий ряд действий), ко­торый постоянно выполняется на одном рабочем месте одним ра­ботником или группой работников.

Классический в данном случае пример — изготовление какого-либо изделия при конвейерной форме организации производства, где весь технологический про­цесс разделяется на отдельные производственные операции, каж­дая из которых выполняется одним человеком или группой рабо­тающих.

Поскольку одна и та же операция может осуществляться разными способами, в психологии труда нередко говорят о приемах работы. Прием — это определенное законченное действие, которое направлено на достижение простой технологической цели. Например, закрепление заготовки на токарном станке является приемом, который входит составной частью в ряд токарных опе­раций.

Необходимо отметить, что достижение цели в трудовой дея­тельности представляет собою не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, протекающий во времени.

Он всегда развертывается в систему частных задач, каждая из которых ре­шается с помощью выполнения отдельных действий, приемов и операций. Поэтому, в принципе, любую деятельность можно рас­сматривать как систему сменяющих друг друга действий.

А для того, чтобы эти действия были связаны между собой и подчиня­лись достижению главной цели, человек должен иметь план дея­тельности, который организует ее во времени и пространстве.

План, как и цель, складывается в сознании человека еще до начала деятельности, в чем проявляется одна из важнейших психических функций человека — функция опережающего отражения действи­тельности.

4. Результат деятельности. Под результатом понимается реальное воплощение цели деятельности, которая в ее начале выступала как мысленный образ-цель. Основное требование к ре­зультату деятельности — его соответствие поставленной цели.

Чтобы не произошло рассогласования результата и цели, субъекту труда необходимо получать текущую информацию о ходе выпол­нения каждого действия и, опираясь на нее, осуществлять контроль за ходом всей деятельности.

В случае рассогласования цели и результата субъект труда на основе данных контроля принимает и выполняет соответствующие корректирующие решения и дей­ствия.

Таким образом, постановка мотивированной цели, выбор системы оптимальных действий, планирование, переработка текущей информации, контроль результатов, принятие решений и некоторые другие элементы являются важнейшими структурно-функциональными составляющими сознательной деятельности субъекта труда.

Виды труда

В процессе исторического развития человечества и общест­венного разделения труда выделилось несколько его видов: про­мышленный и сельскохозяйственный труд, труд в сфере строи­тельства и транспорта, обслуживающий труд и т. д.

В каждой из этих сфер деятельности труд, в зависимости от способа и характе­ра использования средств производства, может быть трех типов: ручной, механизированный, автоматизированный. £ Ручной труд выполняется на основе чисто физических (ма-нипулятивных) действий с применением (или без применения) некоторых простых инструментов.

Примером такого труда могут служить сортировка, упаковка, сборка, штукатурка, слесарные, малярные, плотницкие работы и т. п. Чаще всего он встречается при массовом, поточном производстве определенных изделий.

Механизированный труд характеризуется широким исполь­зованием различных машин, станков, аппаратов, измерительных инструментов. Механизация трудового процесса освобождает че­ловека от тяжелой физической работы, а его главной функцией становится управление машиной, а также контроль за ее работой.

Вместе с тем, обслуживая машины, человек осуществляет различ­ные моторные (двигательные) действия и выполняет ряд ручных операций.

Этим типом труда заняты станочники по холодной и горячей обработке металлов, работники швейного и полиграфиче­ского производства, водители транспорта, машинисты, трактори­сты, газоэлектросварщики и т. д.

Автоматизированный труд практически полностью исклю­чает ручные действия, направленные непосредственно на предмет труда. Вся работа в данном случае выполняется при помощи автоматов, автоматизированных линий и установок.

В условиях ав­томатизированного производства трудовая деятельность человека резко меняется — его основными функциями становятся слежение (наблюдение) за работой управляемой системы, прием и перера­ботка информации о ходе производственного процесса, принятие соответствующих решений. Иначе говоря, при автоматизирован­ном труде на первый план в регуляции деятельности выходят мыслительные действия и операции. К этому типу труда относит­ся деятельность операторов станков с программным управлением, железнодорожных и авиационных диспетчеров, операторов энер­госистем, аппаратчиков химического производства и т. д.

В особый вид труда принято выделять умственный труд, который нередко противопоставляется труду физическому. Это противопоставление корнями своими уходит далеко в глубь исто­рии человеческого общества.

Действительно, умственный труд (например, труд ученого, писателя, учебный труд студентов, школьников) в психофизиологическом отношении отличается ря­дом особенностей — малой активностью моторно-двигательного аппарата и высоким напряжением нервно-психических функций, преобладанием в деятельности интеллектуальных (умственных) действий и т. д. Однако разделение трудовой активности человека на физическую и умственную следует считать достаточно услов­ным: нет физического труда, который бы не требовал от исполни­теля участия интеллекта, и нет умственного труда, при котором бы не проявлялась активность двигательного аппарата и других физиологических систем организма. Речь, следовательно, может идти лишь о разной степени участия в обоих видах труда тех или иных психических и физиологических функций

Все перечисленные выше типы и виды труда представляют значительный интерес для психологии. Хотя труд в целом, как уже отмечалось, является категорией не психологической, а соци­ально-экономической, он имеет и свою психофизиологическую основу.

Трудовую деятельность можно рассматривать как своеобразный переход субъекта в объект, труд как бы «овеществляется» в предмете, «угасает» в продукте, соединяется с предметом труда.

Это значит, что в ходе трудовой деятельности происходит реали­зация психических и физических сил человека, его возможностей и способности превращать вещество природы в полезные для об­щества продукты и предметы.

В труде активизируются не только различные психофизиологические функции человеческого орга­низма, но и «овеществляются», «материализуются» знания, уме­ния, квалификация работающего. Ведь для того, чтобы изготовить какой-либо продукт, человек должен обладать определенным уровнем общих и профессиональных знаний, соответствующими способностями, умениями и навыками, а также определенными свойствами личности.

Из приведенного выше описания структуры целесообразной деятельности человека видно, что она невозможна без сознатель­ного отражения окружающего мира.

В любом виде труда человек осознает цель своих действий, предвосхищает ожидаемый резуль­тат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, получает и анализирует необходимую информацию, осуществляет контроль за ходом дея­тельности.

Психика, отдельные мыслительные процессы и функ­ции выступают, следовательно, в качестве регуляторов этой дея­тельности. Вот почему труд и производственная деятельность че­ловека не могут находиться вне поля зрения психологической науки и соответствующих психологических исследований.

Источник: https://cyberpedia.su/3x138e.html

Вопрос 1. Общие понятия о трудовой деятельности человека

61. Понятие трудовой деятельности

Тема 1. Трудовая деятельность человека

Лекция 8. 150

Лекция 7. 134

Тема 1.8. Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка.. 134

Вопрос 1.8.1. Основные типы работников. 134

Вопрос 1.8.2. Трудовые обязанности работника. 142

Вопрос 1.8.3. Права и трудовые обязанности работника по охране труда. 144

Тема 1.9. Обязанности и ответственность
должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда.. 150

Вопрос 1.9.1. Должностные лица и их обязанности. 150

Вопрос 1.9.2. Ответственность должностных лиц. 155

Лекция 1

Понятия «трудовая деятельность» и «человек» неразрывно связаны на всей протяженности исторического развития человека как биологического вида и человечества как социального сообщества. Именно через трудовую деятельность Homo erectus (человек прямоходящий) в ходе длительной эволюции стал Homo sapiens (человек разумный).

Напомним, что деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира для удовлетворения тех или иных потребностей личности или общества.

Важнейшей формой деятельности является трудовая деятельность.

Трудовая деятельность – это осознанная целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и направленная на преобразование окружающего мира для удовлетворения тех или иных потребностей личности или общества, в том числе производство тех или иных товаров или оказание услуг.

Основой трудовой деятельности является простой процесс труда, осуществляемый трудящимся человеком (субъектом труда) по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и орудий труда в продукт труда.

Простой процесс труда настолько полно, ярко и наглядно олицетворяет процесс преобразования внешнего мира человеком, что его часто называют просто трудом.

Физический труд – одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется существенным преобладанием физической нагрузки человека над психической. Трудясь физически, человек использует мышечную энергию и силу для приведения «в действие» средств и орудий труда и частично «управляет» этим «действием».

Физический труд может потребовать значительных физических усилий (подъем и перемещение тяжести) или высокой напряженности, когда какое-то движение надо выполнять в высоком ритме, или выносливости, если определенное действие надо производить длительное время.

Умственный труд – вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки человека над физической (мускульной). В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности. Умственный труд также может быть репродуктивным, шаблонным, рутинным, монотонным и неинтересным.

Технический прогресс уменьшает роль физического труда в процессе производства и увеличивает роль умственного. При этом исчезают одни проблемы, но неизбежно возникают другие.

Ответственность оператора за своевременное распознавание сигнальной информации и принятие правильного решения (водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер и т. д.

), быстрота смены ситуации (диспетчер аэропорта), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета), и многое другое ставят новые проблемы облегчения умственного труда на повестку дня XXI века.

Характер организации труда существенно меняется, когда вместо одного человека совместно трудятся несколько человек. Все хорошо знают, что организация труда одного, двух, трех и более человек – совершенно разные задачи, вносящие свои проблемы в запланированное осуществление простого процесса труда.

Однако труд большого количества людей, труд в обществе значительно отличается от труда одного человека не только своей организацией, но и наличием связанных с простым процессом труда социально-трудовых отношений.

Эти отношения отражают формы и методы привлечения к труду, распределения трудовых функций между людьми, распределения продукта труда и участия работников в управлении организациями; методы поддержания дисциплины труда; способы создания здоровых и безопасных условий в процессе трудовой деятельности и т. п.

Человек – существо социальное, да и труд – источник всякого богатства, а потому носит двойственный характер. Он не только выступает как простой процесс труда по преобразованию материального мира, но и как социальное отношение (часто говорят социально–трудовое отношение) участвующих (прямо или косвенно) в нем людей.

Социальный (или социально-экономический) характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различают частный труд (собственник или арендатор) и наемный труд.

Частный труд – это труд собственника средств производства либо их арендатора на самого себя (и на свой страх и риск).

При этом социальный характер труда остается неизменным независимо от того, предназначен ли продукт труда на продажу (товарное производство) или для личного потребления (натуральное хозяйство).

Занимающийся этим трудом человек является одновременно собственником средств производства, его организатором и исполнителем (тружеником).

Наемный труд – это труд наемного работника (владеющего только своей рабочей силой) в интересах нанимателя (работодателя), владеющего на правах собственности или аренды средствами производства и выступающего организатором производства.

Такой труд осуществляется за какое-либо вознаграждение (чаще всего заработная плата). При этом отношения работника и работодателя можно рассматривать как сделку по купле-продаже рабочей силы (найм) на рынке труда.

Для работника наемный труд служит источником средств к существованию, а для работодателя – источником извлечения прибыли, источником богатства.

Всемирное и всеобщее разделение труда, безудержный рост масштабов современного товарного производства привели к доминированию наемного труда, часто называемого еще профессиональным трудом, т. е. трудом по той или иной профессии.

Как и любая другая деятельность, трудовая деятельность чревата опасностями, в том числе для жизни и здоровья занятого в простом процессе труда человека. Чтобы им противостоять, нужно знать особенности строения и функционирования организма человека. Этому посвящен следующий вопрос нашего курса.

Источник: https://studopedia.su/11_110637_vopros--obshchie-ponyatiya-o-trudovoy-deyatelnosti-cheloveka.html

Понятие трудовой деятельности

61. Понятие трудовой деятельности

Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность человека,

которая в то же время развивает и преобразует самого человека. Все великие открытия, весь

научно-технический прогресс общества, его цивилизация — это результат большого труда не

одного поколения людей. Человек, общество в целом могут потреблять лишь то, что

создается трудом.

Труд — это целенаправленная деятельность человека, реализующего свои физические и

умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ,

именуемых на производстве продуктом труда, продуктом производства. При этом трудовая

деятельность может осуществляться как индивидуально (самостоятельный труд), так и в

общественной кооперации. Отдельные виды трудовой деятельности могут выполняться

только на основе имеющихся у работника, специальных (профессиональных) знаний, опыта,

навыков и умений.

В процессе труда между людьми – участниками производства складываются

определенные общественные отношения, которые называются трудовыми. Но не все от-

ношения, связанные с трудом, регулируются нормами трудового права. Во-первых, трудовое

право не регулирует техническую сторону труда, сам процесс труда (связь человека в

процессе труда с орудиями труда, техникой, материалами, технологическим процессом). Во-

вторых, трудовым правом не регулируется индивидуальный труд (например, на своем

дачном участке, труд в семье), труд военный, службу и учебу. В-третьих, предметом

трудовых отношений является не всякий труд человека вообще, а только труд в

общественной организации труда, под которой понимается существующая в данном

обществе, государстве связь между людьми в процессе совместного труда, включающая их

отношения по поводу собственности к средствам производства и к продукту труда.

В комплексе общественных отношений в сфере труда на производстве главными,

определяющими являются именно трудовые отношения. Все остальные общественные

отношения, входящие в предмет трудового права, производны от трудовых или

непосредственно с ними связаны, занимая подчиненное положение, и существуют лишь

постольку, поскольку имеются трудовые отношения.

3.2. Правовое регулирование трудовой деятельности. Трудовой кодекс РФ.

Трудовые отношения работников с работодателями и иные отношения,

непосредственно связанные с трудовыми регулируются Трудовым кодексом РФ. Его нормы

регулируют трудовые отношения во всех организациях (юридических лицах) независимо от

организационно-правовых форм и форм собственности, а также у работодателей –

физических лиц. В настоящее время Трудовой кодекс регулирует труд не только работников

государственных, негосударственных и частных организаций, но и труд членов

кооперативов, акционеров и осужденных.

Трудовое законодательство лежит в основе действий каждого гражданина,

юридического лица в процессе труда. Однако Трудовой кодекс и иные акты, содержащие

нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном

Трудовом кодексе Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в

качестве работодателей или их представителей):

военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением

лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;

других лиц, если это установлено федеральным законом (ч. 7 ст. 11 ТК РФ).

Структурно вся система Трудового кодекса РФ подразделяется на две большие части —

общую и особенную.

Нормы Общей части отрасли трудового права регламентируют наиболее общие

вопросы организации и применения труда работников в зависимости от региональной и

отраслевой принадлежности организаций, в которых они работают. Они устанавливают

предмет трудового права, субъективный состав участников регулируемых общественных

отношений, их статус (правовое положение), формируют метод правового регулирования.

Общая часть не имеет институтов, так как в ней сгруппированы нормы, имеющие общий

характер по регулированию труда: конституционные основы труда (ст. 2, 7, 19, 32, 34, 37, 38,

41, 43, 45, 46 и 47 Конституции РФ), раздел 1 «Общие положения» (ст. 1-22) Трудового

кодекса Российской Федерации и раздел 2 «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-

55 ТК РФ).

Нормы Особенной части отрасли трудового права конкретизируют положения Общей

части. Они регламентируют отдельные виды общественных отношений и их элементы,

группируясь в институты и подинституты.

Современная система трудового права включает в себя следующие институты:

— институт обеспечение занятости и трудоустройства,

— институт трудового договора,

— институт рабочего времени и времени отдыха,

— институт оплаты труда,

— институт гарантийных и компенсационных выплат,

— институт рудовой дисциплины,

— институт материальной ответственности сторон трудовых отношений,

— институт охраны труда,

— институт порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров,

—институт надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового

законодательства.

В Трудовом Кодексе имеется специальный раздел XII об особенностях правового

регулирования труда некоторых работников. Он не является самостоятельным институтом

отрасли, так как отражает ее дифференциацию специальными нормами, которые в отрыве от

общих норм не могут являться самостоятельными институтами (хотя в науке есть и другие

мнения).

3.3. Трудовые отношения: понятие и виды и основания

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_59485_ponyatie-trudovoy-deyatelnosti.html

Refpoeconom
Добавить комментарий