6. Прямое вмешательство государства в потребление

Вмешательство государства в экономику

6. Прямое вмешательство государства в потребление

Помощь в учебе. Узнать цену.

Государство вмешивается в экономику независимо от степени развития экономики и от ее типа. Существует два основных типа экономической деятельности:

Распределительная экономика: государство берет все права и обязанности по производству товаров и услуг. Регулирования при такой экономике быть не может. Она характеризуется одной единственной формой собственности – государственной.

Рыночная экономика: государству приходится постоянно изменять глубину своего влияния, перед государством не стоят задачи непосредственного распределения товаров и услуг, и оно теряет право свободно распоряжаться ресурсами.

Государство вынуждено то увеличивать, то уменьшать степень своего вмешательства в экономику. Если государство этого не делает, то это приводит к развитию бюрократического аппарата и замедлению экономики в целом.

Таким образом, история показывает, что государство постоянно вмешивается в экономику.

Необходимость государственного регулирования объясняется несовершенством рыночных механизмов. Государство корректирует это несовершенство, с которым рынок либо сам справиться не в состоянии, либо это решение будет неэффективным.

Для этого: государство берет на себя ответственность за создание равных условий для предпринимательства, охраняет конкуренцию, ограничивает власть монополий; государство заботится о производстве общественных благ, т.

к рынку невыгодно их производить с точки зрения прибыли.

К общественным благам относится: прокладка и разметка дорог, уличное освещение, содержание маяков, вакцинирование населения, поддержание общественного порядка; экономические выгодные, но с точки зрения общественности блага эти нельзя выдавать в частные руки (национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворческая деятельность). Выделяют два основных признака общественных благ: незаменимость и несовместимость.

В современных социально-экономических условиях: рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов, т.е. государство берет на себя функцию заботы об инвалидах и стариках; рынок не обеспечивает развитие науки, т. к. для предпринимателей он очень рискован, чрезвычайно дорог и не приносит быстрых доходов.

Государство берет на себя функцию развития фундаментальных научных исследований; рынок не гарантирует право на труд, поэтому государство регулирует рынок труда, принимая меры по сокращению безработицы. Таким образом, государство в целом берет на себя обязанности соблюдения социально-экономических и политических принципов данного сообщества граждан.

Оно берет на себя обязанности формирования макроэкономических процессов.

К основным функциям государства можно отнести следующие:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (налоговое законодательство, антимонопольное законодательство), определяя права и обязанности граждан (трудовой кодекс, закон о правах потребителя).

2. Стабилизация экономики. Правительство использует бюджет на налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержание стабильного уровня цен и национальной валюты.

3. Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

4. Социально ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, создает условия для сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на науку. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика.

Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д.

, возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия.

В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования.

Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

5. Формирование программы образования и здравоохранения.

6. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимальную заработную плату, пенсии по старости, по инвалидности, пособия по безработицы, различная помощь для малоимущих.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Выделяют две основные формы воздействия государства на экономику:

1. Прямое (административные методы воздействия – расширение государственной собственности на ресурсы; управление государственными мероприятиями и законотворчество).

2. Косвенное (экономические методы воздействия, которые используются для регулирования рынка налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики: государственные расходы, налогообложение и государственное предпринимательство).

Государственные расходы – перераспределение национального дохода и ресурсов экономики страны.

Выделяют следующие государственные расходы:

а) государственные закупки – это приобретение общественных благ, затраты на оборону и строительство, содержание школ и т.д.

Признаки: связано непосредственно с использованием ресурсов; повышает национальный доход; приводит к перераспределению ресурсов от частного к общественному; дает гражданам возможность пользоваться общественными благами.

б) трансфертные платежи – это выплаты из государственного бюджета определенным слоям населения в виде пособий по безработице, инвалидам.

К основным отличиям трансфертных платежей от государственных закупок относятся платежи, не связанные с: производством; использованием природных ресурсов; изменением структуры производства товаров индивидуального потребления (суммы, взятые у одних слоев населения в виде налогов, выплачиваются другим, кому предназначались эти выплаты, те в свою очередь тратят полученные деньги на иные товары, нежели первоначальные хозяева денег. Этим достигается изменение структуры потребления).

В систему налогообложения входят прямые и косвенные налоги.

1. Прямые налоги (налоги видимого характера). Характеризуются тем, что налогоплательщик всегда знает, за что он платит.

2. Косвенные налоги. Накладываются на налогоплательщика, воздействуя в виде повышения цены (НДС, акциз).

Существуют три основных системы налогообложения: пропорциональная, регрессивная, прогрессивная. При слишком высоких налогах возникает массовое уклонение от их уплаты.

Государственное предпринимательство применяется в тех отраслях, где требуются огромные вложения средств, так как возникает существенный риск.

Цель государственного предпринимательства – это решение социально-экономических задач, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклического развития экономики, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и др., а не получение прибыли.

Применимо к отраслям экономической инфраструктуры (транспорт, связь) и к наукоемким отраслям (освоение космоса, производство товаров является государственной монополией).

Таким образом, государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

Помощь в учебе. Узнать цену.

: Проблемы экономики России и их решение

Источник: https://vuzru.ru/vmeshatelstvo-gosudarstva-v-ekonomiku/

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

6. Прямое вмешательство государства в потребление

Cтраница 1

РџСЂСЏРјРѕРµ вмешательство государства целесообразно тогда, РєРѕРіРґР° ставится задача стабилизации действующих цен или РёС… незначительного роста, например РІ 1998 Рі. предполагался СЂРѕСЃС‚ цен 5 — 10 % РІ РіРѕРґ.  [1]

Р’ РЇРїРѕРЅРёРё РїСЂСЏРјРѕРµ вмешательство государства РІ ценообразование минимально. Более того, государство РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ РєСѓСЂСЃ РЅР° ограничение любых форм контроля над оптовыми Рё розничными ценами СЃРѕ стороны корпораций.  [2]

РњРЅРѕРіРёРµ экономисты Рё аналитики полагают, что РїСЂСЏРјРѕРµ вмешательство государства РІ международные экономические отношения — РЅРµ лучшее средство для решения проблем платежного баланса. Ключевой проблемой решения комплекса задач эффективности платежного баланса является конкурентоспособность национальных товаров.  [3]

Другими словами, рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° — это саморегулирующаяся система, которая СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° эффективно функционировать без РїСЂСЏРјРѕРіРѕ вмешательства государства.

Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям.

Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, Рё РїСЂРё этом обеспечивается сбалансированность СЃРїСЂРѕСЃР° Рё предложения.  [4]

Конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы — это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее РЅР° иностранные валюты Рё обратно без РїСЂСЏРјРѕРіРѕ вмешательства государства РІ данный процесс.  [5]

Кейнс, 1883 — 1946) отражает элементы анализа общего функционирования СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, выделяет роль государства Рё его влияние РЅР° экономические процессы; регулирование социально-экономических границ налогообложения, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· неустойчивости динамического равновесия Рё необходимости РїСЂСЏРјРѕРіРѕ вмешательства государства РІ экономические процессы СЃ помощью СЃРІРѕРёС… инструментов. Сторонники данной теории считают, что налоги, как Рё РЅРѕСЂРјР° процента, призваны играть регулирующую функцию РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, РєРѕРіРґР° излишние денежные сбережения изымаются посредством прогрессивного обложения. Налоги РІ этом случае действуют РІ экономической системе как встроенные механизмы гибкости, сглаживают обострение экономической неустойчивости РѕС‚ уменьшения РґРѕС…РѕРґРѕРІ бюджета: РІРѕ время экономического подъема облагаемые РґРѕС…РѕРґС‹ растут медленнее, чем налоговые РґРѕС…РѕРґС‹, Р° РїСЂРё РєСЂРёР·РёСЃРµ — налог уменьшается быстрее, чем падают РґРѕС…РѕРґС‹. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение РІ обществе.  [6]

Для его нормального функционирования необходимы следующие основные условия: СЃРІРѕР±РѕРґР° выбора сфер хозяйственной деятельности Рё партнеров, сочетающаяся СЃ полной экономической ответственностью Р·Р° результаты этой деятельности; наличие достаточного числа конкурентных товаропроизводителей однородных товаров Рё услуг, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ ценообразование, отказ РѕС‚ РїСЂСЏРјРѕРіРѕ вмешательства государства РІ оперативную хозяйственную деятельность, открытость СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё для РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ рынка; создание адекватной правовой Рё институциональной инфраструктуры. Рыночная система включает частные Рё территориальные рынки. Р�СЃС…РѕРґСЏ РёР· территориальных границ выделяют рынки местного, национального Рё РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЏ.  [7]

Есть более эффективные методы решения экологических проблем — введение платы Р·Р° выбросы, наносящие ущерб РїСЂРёСЂРѕРґРµ, Р° также продажа временных разрешений РЅР° выбросы, РЅРѕ РѕР± этом речь впереди. Рљ РїСЂСЏРјРѕРјСѓ вмешательству государства РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ указанные меры РЅРµ относятся.  [8]

Любое предприятие может стать участником внешнеэкономической деятельности. Существенно ослаблено прямое вмешательство государства в деятельность предприятия.

Таким образом, сегодня предприятия обладают подлинной, а не мнимой финансовой независимостью, но вместе с тем существенно возрастает их экономическая ответственность.

 [9]

В переходный период необходимо по-новому осмыслить роль государства в экономике.

Здесь очевидно лишь то, что прямое вмешательство государства в экономическую сферу должно постепенно дополняться и заменяться косвенным регулированием.

В самом деле, вовсе не обязательно, например, доводить плановые задания до каждого малого или большого предприятия.

Напротив, наделив полномочиями администрацию Рё остальной коллектив предприятия, дав РёРј самостоятельный статус, государство тем самым высвобождает СЂСѓРєРё для организации присущей ему деятельности — определения стратегии развития. Короче РіРѕРІРѕСЂСЏ, государство РІ условиях рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё призвано играть РёРЅСѓСЋ роль, нежели РІ условиях командно-административной системы. Подчеркнем: РЅРµ меньшую, Р° именно РёРЅСѓСЋ, может быть даже Рё большую, чтобы его граждане, Р±СѓРґСЊ то отдельные предприниматели или трудовые коллективы, почувствовали Р±С‹ РІРєСѓСЃ Рє самостоятельности Рё ответственности РІ процессе принятия решений, освободились Р±С‹ РѕС‚ страха перед всезнающими Рё везде проникающими органами государственной машины. Усиление роли государства видится РІ том, что РѕРЅРѕ, разрабатывая новые законы, должно поставить всех граждан РІ равное перед РЅРёРјРё положение. Р�менно РІ этом залог процветания Рё могущества демократического государства.  [10]

Кратко рассмотрим еще два измерения темы экономика и общество.

Как уже подчеркивалось ранее, идеалом индустриального общества являлась СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°, свободная как РѕС‚ РїСЂСЏРјРѕРіРѕ вмешательства государства, так Рё РѕС‚ принятия дополнительных обязательств РЅР° экономическую деятельность.  [11]

Законодательно закрепленная обратимость национальной денежной единицы, т.е.

возможность обменивать ее РЅР° иностранные валюты ( Рё обратно) для всех желающих без РїСЂСЏРјРѕРіРѕ вмешательства государства РІ процесс обмена.  [12]

Впрочем, сам Смит был далек от отрицания роли государства в экономике.

РћРЅ РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ характеризовал его функции РІ таких сферах, как РѕР±РѕСЂРѕРЅР°, правосудие, образование; наконец, его собственно жономическую роль, связанную СЃ чеканкой монет, содержанием того, что сегодня РјС‹ назвали Р±С‹ отраслями инфраструктуры: транспортной, почтовой Рё С‚.Рї. Р’ то же время РѕРЅ был последовательным противником РїСЂСЏРјРѕРіРѕ вмешательства государства РІ предпринимательскую деятельность, РІ частности Рё, пожалуй, РІ особенности внешнеэкономическую. РЎРјРёС‚ был активным приверженцем принципа СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ торговли РІ противовес протекционизму — — типу государственной экономической политики, господствовавшему РІ его СЌРїРѕС…Сѓ.  [13]

После уплаты налогов предприятия распоряжаются всеми остающимися Сѓ РЅРёС… финансовыми ресурсами, самостоятельно выбирают наиболее эффективные объекты инвестирования, вложений РІ оборотные, внеоборотные Рё нематериальные активы Рё разрабатывают учетную политику, влияющую РЅР° формирование финансовых показателей ( СЃРј. РіР». Любое предприятие наделено правом вести внешнеэкономическую деятельность. Существенно ослаблено РїСЂСЏРјРѕРµ вмешательство государства РІ деятельность предприятия.  [14]

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов.

Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования.

Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь РЅР° то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ конкуренции1, поэтому государственное вмешательство РЅРµ должно ограничивать рынок СЃ его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи РёР·РІРЅРµ достигнуть экономического равновесия. Р’ этом заключается отличие неоклассической теории РѕС‚ кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, Рё делающей выводы Рѕ необходимости РїСЂСЏРјРѕРіРѕ вмешательства государства РІ экономические процессы.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: https://www.ngpedia.ru/id497800p1.html

Вмешательство государства в рыночное равновесие: цели и последствия

6. Прямое вмешательство государства в потребление

Государство с древних времен воздействует на рыночное равновесие. Выделяют прямые и косвенные воздействия государства на рыночный механизм.

Примером косвенного воздействия государства на рыночный механизм – налоговая политика.

Более жестким инструментом государственной политики является прямое воздействие государства на рыночный механизм путем установления максимальных и минимальных цен.

Максимальная цена (“социально низкая цена”) устанавливается государством в целях защиты малоимущих потребителей на социально-значимые товары (продовольствие, лекарства). Максимальная цена (Рmax, рис.13) – верхняя граница цены, “потолок” цены.

Рис. 13. Последствия установления максимальной цены.

Максимальная цена всегда меньше равновесной.

Естественное следствие установления максимальной цены — возникновение дефицита (Qdmax > Qsmax) и превращение его в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется, а кривая предложения тем самым искусственно “отрубается” до отрезка S1S2.

Реальный объем продаж данного товара сократится до Qsmax (Qsmax < QЕ). Общество столкнется с необходимостью нормирования распределения этого товара неценовыми методами (карточная система, очереди, списки). Затраты покупателей на приобретение товара будут выражаться не только в деньгах, но и в виде потери времени и нервной энергии.

Максимальная цена порождает “черный” (нелегальный) рынок. Продажа товара на “черном” рынке сопряжена с дополнительным риском и ростом издержек. Кривая предложения сдвигается влево. Отрезок S2S3 показывает предложение в условиях “черного” рынка.

Из графика видно, что предложение сокращается, а цена “черного” рынка ‑ теневая цена (P1) выше не только максимальной (Рmах), но и равновесной цены (РЕ). Разность между равновесной ценой (РЕ) и теневой ценой (P1) представляет плату за риск.

Что касается суммарного объема продаж в случае установления максимальной цены, то даже с учетом проданного на черном рынке, он будет меньше равновесного объема (Qs1 < QЕ).

Следовательно, даже дополненное “теневой” экономикой государственное вмешательство в рыночный механизм не решает поставленной цели и разрушает рыночный механизм.

Минимальная цена — другой вариант регулирования цен устанавливается государством с целью поддержки тех или иных отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоемких отечественных производств) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. Минимальная цена (Pmin, рис.14) — нижняя граница цены, ее “пол”.

Рис.14. Последствия установления минимальной цены.

Минимальная цена всегда больше равновесной. Установление минимальной цены приводит к избытку, затовариванию (Qsmin > Qdmin), которое становится хроническим по тем же причинам, что и дефицит в случае установления максимальной цены. Кривая предложения в случае установления минимальной цены принимает вид ломаной линии с горизонтальным отрезком на уровне “пола”, цены Pmin (рис.14).

Избыток товара вынуждает правительство прибегать к различным способам стимулирования спроса или сокращения предложения. Здесь, так же как и при установлении максимальной цены, государства подменяет рыночный механизм.

Следует заметить, что минимальная цена толкает производителей к противозаконной продаже излишков по более низкой цене, вплоть до цены равновесия (PЕ), что означает появление теневой экономики.

Итак, государственное установление верхнего или нижнего предела цен подрывает рыночный механизм, нарушает рыночное равновесие, приводит к сокращению объема реализованной продукции по сравнению с равновесным объемом, порождает теневую экономику.

Выводы:

1. Рыночная экономика – это экономическая система, базирующаяся на частной собственности, на факторы производства, общественном разделении труда, на решениях, принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами.

2. Основные черты рыночной экономики:

· разнообразные формы частной собственности;

· экономическая свобода;

· экономическая ответственность;

· всеобщность рынка;

· конкуренция;

· свободное ценообразование;

3. Рынок – система экономических отношений обмена между производителем и потребителем.

4. Функции рынка:

· информационная;

· регулирующая;

· санирующая;

· ценообразующая;

· контроля.

5. Преимущества рыночной экономики:

· свобода выбора и действий хозяйствующих субъектов;

· высокая адаптивность и гибкость к изменяющимся условием экономики;

· способность к быстрому удовлетворению потребностей людей;

· стимулирование эффективного использования ограниченных ресурсов и др.

6. Недостатки (фиаско) рынка:

· неспособность к решению стратегических фундаментальных проблем;

· не обеспечивает решение социальных проблем;

· не стимулирует развитие социальных отраслей экономики.

7. Основные механизмы рынка – спрос, предложение, цена.

8. Спрос – реализованная платежеспособная потребность. Влияют на спрос ценовые и неценовые факторы. Закон спроса: при данных условиях с увеличением цены объем спроса снижается и наоборот. Зависимость обратная.

9. Предложение – товары и услуги, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Влияют на предложение ценовые и неценовые факторы. Закон предложения устанавливает прямую зависимость между ценой и величиной предложения.

10. Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос соответствует предложению. Параметры равновесия:

· Qd = Qs = QE

· Pd = Ps = PE

11. Эластичность – степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов. Различают:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· перекрестную эластичность.

12. Эластичность предложения – степень изменения предложения в ответ на изменение воздействующих на него факторов. Различают:

· эластичность предложения по цене;

· перекрестную эластичность предложения.

13. Теория эластичности имеет широкое практическое значение: в налогообложении, разработке ценовых стратегий и т. д.

Вопросы для повторения

1. Можно ли создать рыночные отношения решением верховной власти?

2. Существует ли абсолютная экономическая свобода?

3. Можно ли утверждать, что конкуренция способствует стабилизации экономики?

4. Сформулируйте закон спроса и закон предложения. Применяется ли в этом случае принцип “при прочих равных условиях”?

5. В чем отличие действия ценового фактора и неценовых факторов спроса и предложения?

6. Почему неэластичен (по цене) спрос на соль?

7. Какие товары следует относить к качественным при анализе эластичности спроса по доходу?

8. Приведите примеры практического использования теории эластичности.

9. Оцените эффективность прямого государственного вмешательства в действие рыночного механизма (установление максимальных и минимальных цен).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_25289_vmeshatelstvo-gosudarstva-v-rinochnoe-ravnovesie-tseli-i-posledstviya.html

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование и его формы. Государственный контроль за ценами, его позитивные и негативные последствия

6. Прямое вмешательство государства в потребление

Тема 2.

Рыночная система — система отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Платежеспособный спрос — это потребительский спрос, выраженный в сумме денег, которая тратится населением на приобретение товаров и услуг. На него влияют: – уровень цен; – экономические ожидания; – накопленное богатство; – традиции в обществе; – уровень налогообложения; – политическая и демографическая ситуация;

– ставки % по кредитам.

Величина спроса— это количество предметов торговли (товары, услуги), которые согласны приобрести в определенном месте, в данное время и за определенную цену покупатели.

Величина спроса зависит от доступности товара, ожидания потребителей, использования рекламы, величины доходов потребителей, изменения моды и вкусов, уровня цен на взаимозаменяемые товары, количества населения, размеры рынка.

Величина спроса на определенный товар всегда в некотором соотношении зависит от его стоимости — это основной показатель, влияющий на ее изменение.

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем.

Рыночный спрос — суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями.

Величина предложения –это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах.

Равновесие — ситуация, при которой при данной цене величина объема спроса равна величине объема предложения.

Равновесная цена — цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Выражается как Qd(P) = Qs(P).

Паутинообразная модель описывает динамический процесс приспособления на рынках, отслеживая всю траекторию корректировки цен и объема выпуска при движении от одного состояния равновесия к другому.

Паутинообразная модель обычно используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, где большой временной интервал, например между севом и сбором урожая, обусловливает запаздывание реакции предложения на изменение цены.

Паутинообразная модель — модель, отображающая рыночную ситуацию, при которой объем спроса определяется исходя из цены текущего периода (t), а объем предложения — на основе цены предыдущего периода (t — 1).

Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование и его формы. Государственный контроль за ценами, его позитивные и негативные последствия.

Самым мягким и “цивилизованным” средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма являются налоги, которые не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

Введение поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом, приводит к сокращению равновесного объема рынка, повышению цен, фактически уплачиваемых покупателями, и снижению цен, фактически получаемых продавцами.

Формы гос-го вмешательства:

1) прямые,

2) косвенные.

При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести:

-регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли,

— замораживание, т.е. блокирование повышения цен,

— установление верхнего и нижнего пределов цен,

— ограничение нормы прибыли,

— обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье,

— различного рода дотации,

— изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

— установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены (минимального или максимального).

— установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению цен на другие товары;

— установление рекомендательных цен.

Косвенное регулирование — вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное регулирование — это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

Основными формами косвенного государственного регулирования являются:

1) проведение государственных закупок;

2) регулирование денежного обращения, в т. ч. валютного курса;

3) налогообложение;

4) кредитная политика, в т. ч. уровень учетной ставки;

5) дотации;

6) различные таможенные пошлины и квоты;

7) индексация заработной платы;

8) регулирование государственных расходов;

9) установление норм амортизации и др.

Положительные последствия: социальная стабильность (контроль цен на социальные продукты и т. п.), равномерное развитие экономики (поддержка слаборазвитых отраслей, поддержка малого бизнеса и т. п.)

Отрицательные последствия: появление теневой экономики (потеря налогов в бюджет), товарный дефицит (среди товаров, над которыми существует госконтроль), формирование неконкурентоспособных отраслей, фирм (среди тех, кого поддерживает государство).

Возможны варианты эластичного и неэластичного спроса, отражающего чувствительность рынка к изменению цены на товар.

Эти характеристики спроса определяются рядом факторов: товару нет или почти нет замены; покупатели не сразу замечают изменение цены; покупатели медленно меняют свои привычки и не ищут дешевых заменителей; покупатели считают, что повышение цены оправдано повышением качества.

Эластичный спрос означает заметное его изменение при незначительном росте цен; при неэластичном — эта зависимость почти не отслеживается. Если спрос эластичен, то предприниматель должен задуматься о снижении цены, так как это принесет большой доход за счет увеличения массы продаж. Такой подход может ограничиваться пока нет пропорционального роста издержек по производству и сбыту.

Необходимо, однако, учитывать, что на спрос влияют и неценовые факторы: реклама, престижность (мода) и др. Поэтому при анализе спроса приходится учитывать и их влияние, соотнося дополнительные расходы с увеличением сбыта. Показано увеличение спроса за счет неценовых факторов, позволяющих «сдвинуть» кривую спроса вправо (показано пунктиром) С3 > С1 при одной и той же цене товара.

Эластичность предложения по цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Ситуация, когда объем предложения товара ос­тается практически неизменным вне зависимости от изменения цены -этонеэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложе­ние, может служить рынок свежей рыбы.

Ведь продать ее необхо­димо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто ис­портится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении.

Третий, промежуточный, случай — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.

Тема 3.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/29667.html

Refpoeconom
Добавить комментарий