6. Государственная политика на рынке труда

6. Государственная политика на рынке труда: Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему

6. Государственная политика на рынке труда

Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Степень развитости рынка труда характеризуется институционализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда — ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой. функция государства заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства — широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Когда безработица превышает естественный уровень, что свидетельствует о наличии вынужденной безработицы, то необходимо вмешательство государства, деятельность которого осуществляется по двум основным направлениям. Первое направление — регулирование уровня и продолжительности безработицы.

Задача государства заключается в том, чтобы снизить безработицу до естественного уровня, но методами, нейтральными по отношению к инфляции. В противном случае экономика окажется в состоянии стагфляции. Допустимы такие меры воздействия, как организация работы бирж труда, совершенствование информации о вакансиях и т. п.

Хорошие результаты дают также целевые программы как регионального, так и социального характера. Второе направление — социальная защита безработных. Социальная политика дает реальный результат, если строится на основе реальных возможностей экономики и исключает ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.

Направления государственного регулирования рынка труда: ? программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, ? программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, ? программы содействия найму рабочей силы, ? правительственные программы по социальному страхованию от безработицы.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру.

Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Государственные меры борьбы с безработицей: — создание федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения, — поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России, — досрочный выход на пенсию — широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода, — расширение программ переподготовки, — социальная помощь безработным через пособия по безработице.

Важнейшим государственным приоритетом в политике занятости является содействие реструктурированию российской экономики в направлении общецивилизационных тенденций, одной из которых является повышение удельного веса сферы услуг как преобладающей сферы занятости. Поэтому расширение позиций сферы услуг в хозяйстве России нельзя рассматривать как временное явление, связанное с кризисным сокращением материального производства.

Этот сдвиг — результат действия глубинных объективных причин. С одной стороны, с началом рыночных реформ и в ходе их реализации сформировались и возрастают потребности хозяйства в тех видах деятельности, которые опосредуют рыночные отношения. С другой стороны, хозяйство располагает ресурсами, необходимыми для реализации этой потребности. Сравнительно безболезненно решается проблема рабочей силы для новых отраслей услуг за счет ее оттока из сокращающихся секторов, прежде всего из военно-промышленного комплекса, а также за счет немалых размеров скрытой безработицы во многих других отраслях хозяйства. Народившийся рынок рабочей силы обеспечивает довольно быстрое ее перераспределение в отрасли услуг. Сфера услуг получает, таким образом, основной ресурс, поскольку многие ее отрасли отличаются высокой трудоемкостью, одновременно смягчается угроза безработицы. Сравнительно легче, чем в материальном производстве, решается в сфере услуг и проблема инвестиций. Второй сферой государственных приоритетов является мелкий и средний бизнес, который способен внести весомый вклад в решение острейших для России проблем безработицы и социальной устойчивости общества за счет поглощения рабочей силы, высвобождающейся из других сфер, и в результате формирования социального слоя мелких собственников. Тем самым государство должно обеспечивать ускоренное формирование институциональной основы мелкого бизнеса как рассасывающей образующуюся вследствие реструктуризации безработицу сферы. За короткий срок число мелких и средних предприятий превысило 900 тыс., на них занято на постоянной основе 8,5 млн. человек и еще большее число работников получают здесь дополнительную работу. Уже сейчас этот сектор хозяйства отличается сравнительно высокой эффективностью: в 1999 г. на его долю приходилось 1,2% ВВП.

Реализаци намеченных Программой занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы мероприятий Департаментом Федеральной государственной службой занятости по Ростовской области позволяет прогнозировать следующие тенденции на рынке труда

Источник: Белокрылова О.С.. Теория переходной экономики. 2002

Источник: https://textbooks.studio/economics-uchebnik/gosudarstvennaya-politika-ryinke.html

15.4. Государственная политика на рынке труда

6. Государственная политика на рынке труда

Г

Государственная политика на рынке труда – направлена на регулирование условий использования труда; его оплаты; регулирование отношений между наемными работниками и предпринимателями.

осударственное регулирование рынкатруда было первым направлением социальнойполитики. Свою историю оно начинает впервой половинеXIX века в Англии, когдаформируется фабричное законодательство,ограничивающее применение детскоготруда и продолжительность рабочеговремени для взрослых.

Так, фабричныйакт 1833года запрещал использование труда детейдо 9-летнего возраста, а труд детей ввозрасте 9 — 13лет ограничивал8 часами в день.Продолжительность рабочего дня взрослыхсоставляла 12часов. И только постепенно устанавливается10-часовой рабочий день.

Соответствующиезаконы в других странах принимаютсяпозднее.

Внастоящее время в развитых странахсложилась развитая система государственногорегулирования рынка труда. В ней можновыделить три основные направления:

1.Государство устанавливает условияиспользования труда:меры по ограничению применения детскогои женского труда; установлениепродолжительности рабочего дня, рабочейнедели, продолжительности отпуска;установление норм гигиены и безопасноститруда

2.Государство воздействует на условияоплаты труда.

Регулирование заработной платыосуществляется посредством следующихформ: установление минимальной заработнойплаты; регламентация ряда надбавок кзаработной плате; индексация заработнойплаты в связи с ростом цен; налогообложениеличных доходов; информация об уровнезаработной платы в разных секторахэкономики и различная методологическаяпомощь государственных органов фирмам,компенсации, связанные с трудовойдеятельностью (страхование на случайбезработицы, страхование от несчастныхслучаев на производстве).

3.Государство регулирует отношения междунаемными работникам и предпринимателями,принуждая их к переговорам как способуурегулирования конфликтов. В результатетакой деятельности обычной практикойстало заключение коллективных трудовыхсоглашений, подробно устанавливающихправа и обязанности сторон трудовыхотношений.

ВРоссийской Федерации основным документом,регулирующим трудовые отношения являетсяТрудовой Кодекс Российской Федерации,принятый Государственной Думой 21декабря 2001 г. и вступивший в действие с1 февраля 2002 г.

В соответствии с ним,государственной регламентации подлежит:организация труда и управление трудом;трудоустройство; социальное партнерство,заключение коллективных соглашений,участие работников и профсоюзов вустановлении условий труда; разрешениетрудовых споров и др.

Он обязываетработника и работодателя заключатьтрудовойдоговор ипредоставлять работу, рабочее место,выплачивать зарплату в соответствии сним; заключение коллективныхтрудовых договоров и соглашений черезсвоих представителей с работодателеми др.

Кодекс вводит принцип социальногопартнерства в сфере труда на следующихуровнях: федеральном, региональном,отраслевом, территориальном, уровеньорганизаций. Нормальная продолжительностьрабочего дня для взрослых установлена40 часов в неделю. Сверхурочные работы(с согласия работника) не должны превышать120 час. в год.

Продолжительность ежегодногоотпуска устанавливается в 28 календарныхдней. 11 дней в году являются нерабочимипраздничными. Кодекс обязываетПравительство РФ утверждать нормативныеакты по охране и создавать государственныеинспекции труда. Все вопросы, касающиесярегулирования трудовых отношений с2004 г. возложены на Федеральную службупо труду и занятости, подчиняющуюсяМинистру здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации.

Остановимсяподробнее на некоторых аспектахсоциальной политики государства нарынке труда.

У

Важным направлением социальной политики на рынке труда является установление минимального уровня заработной платы. В каждой стране существуют свои условия определения минимального уровня заработной платы.

становление минимального уровнязаработной платы.Государство, устанавливая минимальныйуровень заработной платы, предоставляетсоциальную гарантию, призванную уменьшитьмасштабы бедности. В числе критериевустановления размеров минимальнойзаработной платы конвенция МОТ(Международная Организация Труда) «Оминимальной заработной плате»называет:

-потребности работника и его семьи сучетом общего уровня заработной платыв стране, стоимости жизни, социальныхвыплат, доходов других социальных групп;

-экономические соображения, включаяуровень производительности и занятости.

Вразвитых странах устанавливаетсяминимальная часовая ставка заработнойплаты. Так в США в1938 г. она составила0,25 долл.,в1991 г.- 4,25 долл.,в 1998г. -5,15 долл., сейчас – 5,75 долл. Минимальныйуровень заработной платы находится впределах37 — 53 % отсреднечасовой заработной платы вобрабатывающей промышленности.

ВРоссии законодательно устанавливаетсяминимальная месячная заработная плата,размер которой равен 600 руб.

ТрудовойКодекс предусматривает, что минимальнаямесячная заработная плата работникавыполнившего трудовые обязанности недолжна быть меньше установленногозаконом прожиточного минимуматрудоспособного человека.

Но порядоквведения этой статьи Кодекса устанавливаетсяфедеральным законом. В 2004 г. минимальнаязаработная плата примерно в3-7 разменьше прожиточного минимума, взависимости от региона страны.

Коллективныетрудовые соглашения,заключаемые каждые2-3 года,регулируют отношения между фирмой инаемными работниками. Они включают:определение продолжительности рабочегодня, условия оплаты труда сверхурочных,праздничных дней, пенсионное и медицинскоечастное групповое страхование, условияувольнения работников, условия индексациизаработной платы и т.д.

Важноеместо в социальной политике на рынкетруда играетстрахование от безработицы.В США закон о страховании на случайпотери работы был принят в1935 году. Всоответствии с ним во всех штатах страныразработаны местные правовые акты ипрограммы по безработице. Целью этихпрограмм является временная и частичнаякомпенсация «утерянного» доходав связи с безработицей.

В различныхстранах существуют свои правиланачисления пособия по безработице. Дляопределения размера пособия обычноучитываются: заработок потерявшегоработу; минимум и максимум выплат;причины потери работы; профессия,длительность периода безработицы.

Выплаты пособия по безработице отвалового внутреннего продукта составляют:в Ирландии- 3,4 %,Голландии- 3, Великобритании- 2, воФранции- 1,3, в США- 0,4 %. ВСША пособияпо безработице финансируются за счет3,5 % налога,который выплачивают наниматели с первых7 тыс. долл.заработка, приходящегося в среднем накаждого рабочего.

Любой застрахованныйрабочий, потерявший работу, послекороткого периода ожидания(1 неделя)получает право на пособие. Эта программаохватывает почти90 % всехработающих в гражданских отрасляхэкономики. Размеры платежей и количествонедель, в течение которых выплачиваетсяпособие, значительно отличаются другот друга в разных штатах.

В целом пособиесоставляет50 % зарплатырабочего после уплаты налогов. ВГерманииправо на пособие по безработице имеютте, кто за последние 3 года до того, какстать безработным, минимум год платилвзносы в страховой фонд. Размер пособиядо последнего времени составлял 70 % отпоследней заработной платы и оновыплачивалось в течение 3-х лет. С 2006 г.

будет выплачиваться пособие по безработицев течение 12 месяцев. Пособие по безработицене подлежит налогообложению. Наемныеработники, которым исполнилось 55 лет,будут иметь право на пособие по безработицев течение 18 месяцев. «Пособие побезработице II»вводится с 1 января 2005 г.

Происходитслияние пособия по бедности (котороевыплачивали общины) и пособия безработнымпо бедности (которое выплачивалось изказны федерации, когда кончался сроквыплат пособия безработным по бедностииз страхового фонда на случай безработицы).

Пособия по безработице IIвключают в себя выплаты для обеспеченияжизненного существования, а также услугипо интеграции безработных в трудовуюжизнь. Для хронических безработныхбудут действовать более жесткие правилав плане трудоустройства. Средний срокпоиска рабочего места должен бытьсокращен на неделю.

Безработным,открывающим собственное дело (такназываемое акционерное общество «Я»),биржа труда предоставляет дотации втечение 3 лет (600 евро ежемесячно в 1-йгод, 360 – на 2-й год и 240 – на 3-й год). Ихне надо возвращать и они не облагаютсяналогами. Реформа положения о ремеслахпредусматривает отмену необходимостииметь звание мастера в 53 из 94 видахремесел.

В большинстве сфер приопределенных условиях ремесленникимогут вести свои дела, не имея званиямастера, они должны иметь 6-летний опытработы, из них 4 года находиться наруководящей должности. Это облегчитоткрытие собственного дела и создаетусловия для появления новых рабочих иученических мест, снижая уровеньбезработицы. Основнымиположениями реформы в этой областиявляется минимизация безработицы иболее быстрое трудоустройство безработных.Ведь, если в США без работы больше годаостаются 6 % безработных, то в ЕС – 44 %(2003 г.).

ВШвецииофициально провозглашаемая цельсоциальной политики- достижениеполной занятости, поставила передгосударством задачи трудоустройствабезработных и их материальногоподдержания.

Чтобы получить пособие побезработице, необходимо соблюдениетрех условий: быть членом обществадобровольного страхования на случайбезработицы не менее52 недель,из них20 недельв течение12 месяцев,предшествующих безработице; бытьзарегистрированным в местном бюро потрудоустройству; быть трудоспособным.

В то же время не все безработные, дажеофициально зарегистрированные на биржетруда, имеют право на пособие. Оновыплачивается при условии, что потерярабочего места была вызвана не зависящимиот воли безработного обстоятельствами.

В этой связи следует подчеркнуть, чтов Швеции действуют законы, разработанныена основе предложений ЦентральногоОбъединения профсоюзов Швеции,обеспечивающие защиту от необоснованныхувольнений. В частности, предпринимательимеет право сократить численностьперсонала, но это сокращение должнобыть обоснованным.

Выплата пособия побезработице производится по прошествиипяти дней после потери рабочего места.Максимальный срок предоставленияматериальной помощи составляет300 дней длялиц моложе55 лет и450 дней длялиц более старшего возраста. Еслибезработный не является членом обществадобровольного страхования на случайбезработицы, то он имеет право получатьпособие максимум150 дней.

Кроместраховых пособий в ряде стран, безработныйможет получать от государства помощьпо безработице. Этим видом социальногообеспечения пользуются лица, не охваченныесистемой страхования, особенно этокасается тех людей, у которых закончилсясрок получения пособия по безработице.

ВРоссии система страхования от безработицыотсутствует (пока), а работа службызанятости и выплата пособий по безработицефинансируется по линии указанной вышеФедеральной службы по труду и занятости.

Пособие выплачивается в размере 75 %среднего заработка в течение первыхтрех месяцев, 60 % — в течение еще 4 месяцеви 45 % заработка в течение следующих 5месяцев, но в то же время введеныограничения: максимальный уровеньпособия не должен превышать стоимостипрожиточной корзины по региону, аминимальный не ниже 30 % стоимостипрожиточной корзины по региону.

Всистеме социальной защиты населенияважную роль играет и обязательноегосударственное страхование по случаютравм на производстве,по дороге на работу или с работы. Вбольшинстве случаев этот вид страхованияфинансируется целиком за счет обязательныхвзносов с предпринимателей.

За счет ихобеспечивается лечение, возмещениепотерянного заработка, выплата пенсийпо инвалидности, выплата пособий членамсемьи в случае потери кормильца.

В Россиитолько отдельные категории работниковподлежат обязательному социальномустрахованию от несчастных случаев напроизводстве и профессиональныхзаболеваний.

Поэтомувсе более важным направлением социальнойполитики государства становитсяпоощрение предпринимательства исоздание новых рабочих мест, уменьшениесоциальных гарантий, так как такназываемое «социальное государство»обнаруживает тенденцию к саморазрушению.

Условиемповышения конкурентоспособностинациональных экономик в глобализирующемсямире становится демонтаж благотворительногогосударства, выравнивание системсоциальных гарантий, продолжительностирабочего года (в часах), систем страхованияот безработицы (видимо, ориентируясьна США), поощрение предпринимательства,восстановление «трудовой этики»,обеспечившей в свое время гигантскийпрогресс капитализма, утрачиваемый вовторой половине ХХ в.

1 Лейбористская партия возникла в Англии в 1900 г. Она создана тредюнионами (английскими профсоюзами) и не имеет индивидуального членства. Лейбористская партия одна из ведущих партий социалистического интернационала.

2 Позднее социал-демократы примут ее.

3 См. Введение к третьему разделу курса лекций.

4 По данным Cato institute, в 2004 г. по уровню экономической свободы первое место занял Гонконг. Далее идут: Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, Великобритания, США, Германия занимала 22 место, Италия и Япония – 36-е, Франция – 44-е, Индия – 68-е, Китай – 90-е, Россия — 114 место.

Источник: https://studfile.net/preview/6147162/page:6/

Государственная политика на рынке труда

6. Государственная политика на рынке труда

Интернет-магазин Economicportal.ru

Государственное регулирование рынка труда было первым направлением социальной политики. Свою историю оно начинает в первой половине XIX века в Англии, когда формируется фабричное законодательство, ограничивающее применение детского труда и продолжительность рабочего времени для взрослых.

Так, фабричный акт 1833 года запрещал использование труда детей до 9-летнего возраста, а труд детей в возрасте 9 — 13 лет ограничивал 8 часами в день. Продолжительность рабочего дня взрослых составляла 12 часов. И только постепенно устанавливается 10-часовой рабочий день.

Соответствующие законы в других странах принимаются позднее.

В настоящее время сложилась развитая система государственного регулирования рынка труда. В ней можно выделить три основных направления:

  1. Государство устанавливает условия использования труда: меры по ограничению применения детского и женского труда; установление продолжительности рабочего дня, рабочей недели, продолжительности отпуска; установление норм гигиены и безопасности труда.
  2. Государство воздействует на условия оплаты труда. Регулирование заработной платы осуществляется посредством следующих форм: установление минимальной заработной платы; регламентация ряда надбавок к заработной плате; индексация заработной платы в связи с ростом цен; замораживание заработной платы и цен; налогообложение личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных секторах экономики и различная методологическая помощь государственных органов фирмам, компенсации, связанные с трудовой деятельностью (страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).
  3. Государство регулирует отношения между наемными работниками и предпринимателями, принуждая их к переговорам как способу урегулирования конфликтов. В результате такой деятельности обычной практикой стало заключение коллективных трудовых соглашений, подробно устанавливающих права и обязанности сторон трудовых отношений.

Остановимся подробнее лишь на некоторых аспектах социальной политики государства на рынке труда.

Установление минимального уровня заработной платы. Государство, устанавливая минимальный уровень заработной платы, предоставляет социальную гарантию, призванную уменьшить масштабы бедности. В числе критериев установления размеров минимальной заработной платы конвенция МОТ (Международная Организация Труда) «О минимальной заработной плате» называет:

  • потребности работника и его семьи с учетом общего уровня зарплаты в государстве, социальных выплат, стоимости жизни, доходов других социальных слоев;
  • экономические соображения, включая уровень производительности и занятости.

Так, в США минимум заработной платы устанавливается в номинальном выражении за час работы. В 1938 году он составлял 0,25 долл., в 1991 году — 4,25 долл., в 1998 году — 5,15 долл. Минимальный уровень заработной платы находится в пределах 37-53% от среднечасовой заработной платы в обрабатывающей промышленности.

В других странах минимум заработной платы определяется через процентное отношение к средней заработной плате (обычно от 33 до 40%).

В России законодательно устанавливается минимальная месячная заработная плата, размер которой составлял в 90-е годы 83,49 руб. Для выполнения социальной гарантии минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума.

Во многих странах для поддержания покупательной способности проводится индексация заработной платы. Порядок индексации различается по странам.

Наиболее распространенной формой является автоматический рост заработной платы с учетом изменения индекса потребительских цен за определенный период времени.

В Италии, Бельгии, Дании, Греции и Нидерландах индексация имеет общенациональный характер и отображается в общенациональных соглашениях, заключаемых на трехсторонней основе между предпринимательскими организациями, профсоюзами и государственными органами.

В Японии, Великобритании, Франции, Швейцарии индексация осуществляется на уровне отраслей и компаний с помощью заключения коллективных соглашений между профсоюзами и предпринимателями.

Коллективные трудовые соглашения, заключаемые каждые 2-3 года, регулируют отношения между фирмой и наемными работниками. Они включают: определение продолжительности рабочего дня, условия оплаты труда сверхурочных, праздничных дней, пенсионное и медицинское групповое страхование, условия увольнения работников и т.д.

Важное место в социальной политике на рынке труда играет страхование от безработицы. В США закон о страховании на случай потери работы был принят в 1935 году. В соответствии с ним во всех штатах страны разработаны местные правовые акты и программы по безработице. Целью этих программ является временная и частичная компенсация «утерянного» дохода в связи с безработицей.

В различных странах существуют свои правила начисления пособия по безработице.

Для определения размера пособия обычно учитываются: заработок потерявшего работу; минимум и максимум выплат; причины потери работы; профессия, длительность периода безработицы.

Выплаты пособия по безработице от валового внутреннего продукта составляют: в Ирландии — 3,4%, Голландии — 3, Великобритании — 2, во Франции — 1,3, в США — 0,4%.

В США финансирование пособий по безработице осуществляется за счет 3,5%-го налога, выплачиваемого нанимателями труда с первых 7 тыс. долларов заработной платы, которая приходится в среднем на каждого работника. Любой застрахованный работник, потерявший работу, после непродолжительного периода ожидания (1 неделя) немедленно получает право на пособие.

Данная программа распространяется почти на 90% рабочих и служащих в гражданских отраслях экономики. Размеры выплат, а также количество недель, в течение которых выплачивается данное пособие, значительно различается друг от друга в разных штатах. В целом же пособие по безработице составляет 50% заработной платы работника после уплаты всех налогов.

В Германии наиболее детализировано положение о выплате пособия по безработице. Для получения пособия на 6, 8, 10 и 12 месяцев необходим трудовой стаж не менее четырех лет и отчисления в страховой фонд в течение 18, 24, 30 и 36 месяцев соответственно.

Возраст 44, 49 или 54 года дает возможность более длительных сроков выплаты пособия (24 месяца). Размер пособия примерно равен 68% чистого заработка за последний оплачиваемый период. Пособие рассчитывается на 6-дневную неделю.

Размер пособия зависит от количества дней, охваченных страхованием от безработицы, за последние 3 года.

Если застраховано 360 — 539 дней, пособие выплачивается за 156 дней максимально, если 540 — 719 дней — 234 дня; если 720 дней и более — пособие выплачивается за 312 дней. Пособие по безработице не подлежит налогообложению.

В Швеции официально провозглашаемая цель социальной политики — достижение полной занятости — поставила перед государством задачи трудоустройства безработных и их материального поддержания.

Чтобы получить пособие по безработице, необходимо соблюдение трех условий: быть членом общества по добровольному страхованию на случай безработицы не менее 52 недель, из них 20 недель в течение 12 месяцев, предшествующих безработице, быть зарегистрированным в местном бюро по трудоустройству; быть трудоспособным.

В то же время не все безработные, даже официально зарегистрированные на бирже труда, имеют право на пособие. Оно выплачивается при условии, что потеря рабочего места была вызвана не зависящими от воли безработного обстоятельствами.

В этой связи следует подчеркнуть, что в Швеции действуют законы, разработанные на основе предложений Центрального объединения профсоюзов Швеции, обеспечивающие защиту от необоснованных увольнений. В частности, предприниматель имеет право сократить численность персонала, но это сокращение должно быть обоснованным.

Выплата пособия по безработице производится по истечении пяти дней после потери рабочего места. При этом максимальный срок предоставления финансовой помощи составляет 300 дней для лиц не достигших возраста в 55 лет, а также 450 дней для лиц более старшего возраста. В случае, если безработный не имеет отношения к обществу по добровольному страхованию, не являясь его членом, в случае безработицы, он имеет полное право получать пособие до 150 дней.

Кроме страховых пособий в ряде стран, безработный может получать от государства помощь по безработице. Этим видом социального обеспечения пользуются лица, не охваченные системой страхования, особенно это касается тех людей, у которых закончился срок получения пособия по безработице.

В системе социальной защиты населения важную роль играет и обязательное государственное страхование по случаю травм на производстве, а также по дороге на работу, либо по дороге с работы.

В большинстве случаев этот вид страхования финансируется целиком за счет обязательных взносов с предпринимателей.

За счет их обеспечивается лечение, возмещение потерянного заработка, выплата пенсий по инвалидности, выплата пособий членам семьи в случае потери кормильца.

В России в 90-е годы возникла система страхования от безработицы. Все предприятия и организации выплачивали налог (1,5% (1999 г.) к фонду заработной платы), который аккумулировался в Фонде занятости. (С 2001 года предложена новая система формирования Фонда занятости).

Эти средства использовались для создания новых рабочих мест, для переквалификации безработных, для выплаты пособия по безработице.

Пособие выплачивается в размере 75% среднего заработка в течение первых трех месяцев, 60% — в течение еще 4 месяцев и 45% заработка в течение следующих 5 месяцев.

Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что в каждой стране сформировалась своя система страхования по безработице. Уровень безработицы в стране находится в обратной зависимости от развитости системы социальной помощи. Так, в странах, ориентирующихся на жесткую социальную политику (США, Япония и др.) он составляет 3 — 5%.

В странах с преобладанием мягкой социальной политики – значительно выше. Так, в ЕС уровень безработицы в конце 90-х годов достиг 10%. Причем растут масштабы долговременной безработицы.

Поэтому все более важным направлением социальной политики государства становится поощрение предпринимательства и создание новых рабочих мест, уменьшение социальных гарантий, так как так называемое «социальное государство» обнаруживает тенденцию к саморазрушению.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Добавить в закладки

Добавить комментарии

Источник: https://economicportal.ru/facts/gosudarstvennaya-politika-truda.html

Refpoeconom
Добавить комментарий