6. Аргументы в пользу тарифов

Железные аргументы против новых тарифов

6. Аргументы в пользу тарифов

Металлурги оценили затраты от роста цены на перевозку в 14 млрд руб. в год

Металлурги попросили правительство не поддерживать предложение РЖД повысить тарифы на перевозку железной руды. По их оценкам, дополнительные затраты отрасли достигнут 14 млрд руб. в год, что приведет к росту цен на стройматериалы

Владимир Смирнов / ТАСС

Ассоциация металлургов «Русская сталь» (в нее входят крупнейшие сталелитейные компании — НЛМК Владимира Лисина, Evraz Романа Абрамовича и партнеров, ММК Виктора Рашникова, «Северсталь» Алексея Мордашова и «Мечел» Игоря Зюзина) оценила транспортные затраты предприятий отрасли от новых тарифных инициатив РЖД в 13,87 млрд руб. в год. Такая оценка приводится в материалах ассоциации (есть у РБК).

Повышенная тарифная нагрузка приведет к увеличению себестоимости готовой металлопродукции, что в свою очередь спровоцирует незапланированный рост стоимости государственных строительных объектов, в том числе нефтегазовых, указываютметаллурги в письме в правительство (РБК ознакомился с проектом письма, источник, близкий к одной из компаний, входящих в «Русскую сталь», подтвердил РБК подлинность документа). В итоге рост затрат металлургических предприятий мультипликативным эффектом увеличит расходы бюджета России, предупреждают они.

Представитель «Русской стали» отказался от комментариев.

Недавно РЖД предложили правительству изменить тарифные классы металлургических грузов, увеличив сборы с кокса и руды. В перевозках монополии выросла доля низкодоходных грузов, что ухудшает ее финансовые показатели, указывали РЖД.

Система железнодорожных тарифов РЖД состоит из трех классов. Для грузов первого класса (уголь, руда и прочее сырье) предусмотрены скидка 25% и понижающий коэффициент за дальность перевозок до 0,55.

Для грузов второго класса (удобрения, нефтепродукты, продовольствие) действует коэффициент 1, а для грузов третьего класса (металлы черные и цветные, вино, ковры) действуют повышающий коэффициент 1,74.

Таким образом, перевозка на экспорт угля и руды субсидируется поставщиками нефти и нефтепродуктов, черных металлов, металлолома, химикатов, зерна, продукции машиностроения и металлообработки. Этот прейскурант утвержден в июне 2003 года.

17 июня заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило направил письмо совету потребителей (копия есть у РБК), в котором допустил изменение тарифов с 2025 года.

В РЖД сообщили, что изменение тарифной политики позволит стимулировать вывоз готовой продукции, в том числе на экспортные рынки, при одновременном снижении зависимости финансовых показателей РЖД от динамики изменения объемов перевозок сырьевых грузов.

«Русская сталь» просит правительство не поддерживать предложение РЖД, поскольку основной причиной ухудшения финансовых показателей компании является рост перевозок угля, а не металлов и руды.

«Перевозки грузов предприятий черной металлургии являются одними из наиболее доходных для РЖД, за счет них субсидируются перевозки грузов некоторых других отраслей экономики», — отмечает ассоциация и предлагает решать проблему РЖД «за счет воздействия на источник рисков».

РБК направил запросы в пресс-службы угольных компаний — «Мечела» Зюзина, СУЭК Андрея Мельниченко и «Сибантрацита» Дмитрия Босова. Источник РБК в одной из угольных компаний подчеркнул, что угольщики сейчас вынуждены сокращать погрузку из-за низких цен.

Но он также против повышения тарифов производителям руды, поскольку это создаст прецедент и разрушит систему.

Вице-премьер Максим Акимов, курирующий в правительстве транспорт, выступает против изменения тарифной политики, сказал РБК его представитель.

«Любые изменения тарификации по перевозкам конкретных грузов по отдельным направлениям возможны только в правилах применения РЖД тарифного коридора, который одобрен ФАС», — подчеркнул он.

Сейчас тарифы РЖД на перевозку угля, руды и черных металлов установлены на верхнем уровне прейскуранта, и перевозчик может выдавать только скидки до 50%.

В письме «Русской стали», направленном в начале июня в Минтранс (копия есть у РБК), металлурги также просят предусмотреть снижение тарифных ставок на грузы черной металлургии, ориентированные на экспорт, при проработке изменений в прейскурант РЖД. Металлурги считают реальным снижение тарифов за счет оптимизационных мероприятий компании и средств государственной поддержки отраслей промышленности. Представитель Минтранса сообщил, что письмо получено, но комментировать его отказался.

По оценкам директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова, в среднем с учетом погрузки 78 млн т черных металлов в 2018 году средние расходы отрасли на перевозку составили около 160–210 млрд руб. Дополнительные 13,87 млрд руб., о которых говорится в материалах «Русской стали», — это 6,6–8,7% от текущих затрат, что выше инфляции и может действительно привести к росту цен на металл, отметил он.

Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин оценил дополнительные затраты металлургов в случае повышения тарифов РЖД еще выше — от 20 млрд до 30 млрд руб. в год.

Кроме того, тарифная реформа изменит географию перевозок, добавил он. Доставка сырья на длинные расстояния станет для грузоотправителей невыгодной, поясняет эксперт: сейчас сырье везут на экспорт и на 5 тыс., и на 9 тыс.

км, а в случае введения новых тарифов компании переориентируются на более короткие маршруты.

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/06/21/5d0b57809a7947241ff305ad

3. 2. Аргументы в пользу введения тарифов и контраргументы

6. Аргументы в пользу тарифов

Тарифи производственная субсидия

Аргументыв пользу ограничения свободной торговлидостаточно многообразны и противоречивы.Главными из них являются следующие:

1.Таможенные тарифы позволяют защититьоборонные отрасли промышленности,которые необходимо развивать независимоот критерия экономической эффективностиразмещения ре­сурсов, так как в случаевойны очень важна самообеспеченностьэкономики их продукцией.

2.Таможенные тарифы позволяютувеличить внутреннюю за­нятостьресурсов ипростимулироватьсовокупный спрос,что осо­бенно важно в период приближенияциклического спада производ­ства.

Врезультате ограничений импортаотносительно возрастает величиначистого экспортакак компонента совокупного спроса, чтоспособствует росту занятости и выпуска,а также улучшению состо­янияплатежного баланса страныпо счету текущих операций.

3.Таможенные тарифы необходимы длязащиты монокуль­турных экономикот разрушительных колебаний конъюнктурымирового рынка.

4.Таможенные тарифы необходимы длязащиты новых, «мо­лодых» отраслейнациональной экономики, порожденныхнауч­но-техническим прогрессом, отконкуренции более зрелых и эф­фективныхиностранных фирм.

5.Если правительство не используеттаможенные тарифы, то иностранные фирмы,использующие более дешевую рабочуюсилу, могут увеличить приток дешевогоимпорта на внутренний рынок. В результатеснижения внутренних цен снизится изара­ботная плата, что может послужитьосновой для снижения уров­ня жизни встране.

6.Таможенные тарифы необходимы для защитыотечествен­ных производителей отдемпинга —сбыта импортной продукции по ценам,которые ниже внутренних рыночных ценв стране-из­готовителе. Обычно демпингявляется результатом монопольнойрыночной власти и используется в целяхее укрепления.

Всеаргументы в пользу введения таможенныхтарифов и дру­гих торговых ограниченийявляются дискуссионными, так как вбольшинстве случаев те же цели могутбыть достигнуты с мень­шими издержками.

Альтернативным способом разрешенияпро­блемы «защиты» оборонных,»молодых» и других отраслей,нуж­дающихся во временной поддержкегосударства, являетсяпря­мая субсидия отечественнымпроизводителямв этих отраслях (или дотация, или снижениеналогообложения пропорционально ро­стуобъема отечественного производства).

Вто же время прямые производственныесубсидии не гарантируют от неэффективнойрастраты ресурсов, так как нелегкоопределить, какие именно отрасли следуетзащищать от иностранной конкуренции.

И тарифы, и субсидии очень сложноотменить, если они уже введены, в товремя как очень велик риск «защиты»отраслей, которые никогда не смогутстать конкурентоспособными на мировомрынке.

Это обстоятельство являетсяособенно существенным для переходныхэкономик, в том числе и для российской,которые ведут поиски «свободных ниш»в структуре мировогорынка, тогда как их сравнительныепреимущества в международной торговлев некоторых случаях оказываются весь­мапроблематичными.

Длярегулирования экономического цикла,увеличения внут­ренней занятости исовокупного спроса в целях предотвращенияспада целесообразно использовать другиемеры фискальнойи кредитно-денежной политики,а не манипулирование пошлина­ми иквотами. Причина заключается в угрозеразвязываниятор­говой войны,в условиях которой даже временноерегулирующее воздействие внешнеторговыхограничений на совокупный спросотсутствует.

Чтокасается дешевой рабочей силы за рубежом,то пробле­ма заключается не стольков этом, сколько в том, что некотораячасть отечественной рабочей силы занятав производстве това­ров, которыеэкономически выгоднее было быимпортировать.

Если отечественнаяотрасль потеряла сравнительноепреимуще­ство и стала неконкурентоспособной,то ее целесообразно свер­нуть изаменить импортом.

В этом случае ееуволенным работ­никам может бытьпредоставлена материальная помощь изгосударственного бюджета (на целипереквалификации, переезда в другиерегионы страны и т.д.).

Такие государственныерасходы окажутся экономически болееэффективными, чем чистые потери оттарифа на импорт, так как они способствуютповышению мобильности трудовых икапитальных ресурсов, ихболее рацио­нальному размещению ииспользованию, что в более долгосроч­нойперспективе служит фактором экономическогороста.

Заисключением защиты от демпинга, которуюцелесообраз­но рассматривать каксамостоятельную проблему, отступленияот политики свободной торговли в пользутарифного протекци­онизма относительнооправданы в следующих случаях:

1)Использование«оптимального тарифа»:если страна спо­собна воздействоватьна уровень мировых цен, то можно найтитакой уровень тарифной ставки, которыйпринесет ей чистый выигрыш.

Оптимальная ставка тарифаравна величине, обрат­ной величинеэластичности предложения импорта: чемменее гиб­кими оказываются зарубежныепоставщики, поддерживающие примерноодинаковый объем импорта, тем вышеоптимальная ставка тарифа на импорт ибольше чистый выигрыш данной стра­ны.

Наоборот, если эластичность импортаочень велика, а миро­вая цена остаетсянеизменной, то оптимальный тариф будетра­вен нулю и тарифная система принесетстране чистые потери бла­госостояния.

Более того, в случае ответных мер торговыхпартнеров на введение оптимальноготарифа, то есть в случае торговойвойны, дажеоптимальная ставка тарифа не можетпри­нести никаких положительныхрезультатов.

2)Иногда введение тарифа может оказатьсяполезнее, чем экономическая пассивностьправительства.

Если, например, уве­личениезанятости в какой-либо передовой отраслипроизводства, конкурирующей с импортом,приносит большие социальные пре­имущества,связанные с ростом знаний, квалификацииили изме­нением отношений во всемобществе, то введение тарифа на им­портможет оказать положительное влияниена национальное благосостояние. Тарифныйпротекционизм может подтолкнуть фирмыэтой отрасли к увеличению выпускапродукции и найму большего количестварабочей силы. Дополнительные социальныевыгоды, связанные с созданием новыхрабочих мест, могут пере­крыть потериотечественных потребителей от повышенияцен на импорт. Однако каждый подобныйслучай требует тщательногомакроэкономического анализа,предшествующего введению та­рифа,особенно в странах с переходнойэкономикой.

3) Тарифы могут рассматриваться в качествеприемлемой меры торговой политики, еслиэкономика страны настолько слаборазвита, что ее правительство не имеетдругих источников средств дляфинансирования социальных программ иинвестиционной деятельности. Этаситуация скорее характерна для бывшихколоний с монокультурной экономикой,чем для государств Восточной Европы,России и стран СНГ.

Источник: https://studfile.net/preview/434391/page:6/

Аргументы против тарифов

6. Аргументы в пользу тарифов

Предыдущая123456789101112Следующая

• Тарифы замедляют экономический рост.воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно,поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

• Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом.

Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

• Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей,

которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам.

Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий.

Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в

стране.

• Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняяпроблемы платежного баланса.

Во многих странах экспортные товарывключают в себя импортные детали икомпоненты, рост цен на которые приводитк росту издержек на производствоэкспортной продукции, которая становитсяменее конкурентоспособной намировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращаяимпорт, который является экспортомдругой страны, сокращает ееэкспортные доходы и, следовательно,возможность импортировать из первойстраны. Спрос на экспортные товарыуменьшается, что ведет к сворачиваниюпроизводства и обострению проблем занятости.

• Тариф ведет к безработице.Защищая рабочие места на местных предприятиях,производящих товары, конкурирующиес импортом, импортный тариф в то жевремя приводит к сокращению занятости

в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-

за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Тема. Тарифные инструменты внешнеторговой политики

1. Классификация тарифных инструментов внешнеторговой политики

2. Аргументы в пользу тарифов

3. Аргументы «против» тарифов

Инструменты государственного регулирования международной торговли

по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на

использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт (табл. 6.1).

Таможенный тариф(customs tariff) — ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

специфические — начисляются в установленном размере за единицу

облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения

По характеру:

сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на

территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена

в экспортирующей стране;

компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров,

при производстве которых использовались субсидии.

По происхождению:

автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений

органов государственной власти страны.

договорные — пошлины, устанавливаемые на базе

двустороннего или многостороннего соглашения

преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений

на товары, происходящие из развивающихся стран.

По типам ставок:

постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно

установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях

По способу вычисления:

номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они

могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обло-жения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Аргументы «за» и «против» тарифов

Предыдущая123456789101112Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/7-106379.html

Refpoeconom
Добавить комментарий