6. Активная фискальная политикаи автоматические стабилизаторы

Автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

6. Активная фискальная политикаи автоматические стабилизаторы

Для стабилизирующего воздействия фискальной политики на экономическую конъюнктуру, правительство должно в периоды спада увеличивать «приток», а в периоды бума – «отток» на рынке благ.

Такое развитие событий обеспечивается не только дискреционной политикой, но и системой автоматических (встроенных) стабилизаторов – факторов рыночной экономики, обеспечивающих эти «притоки» и «оттоки».

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика, или «система встроенных (автоматических) стабилизаторов» – изменение в относительных уровнях государственных расходов и налогов без вмешательства государства, вызванное изменением экономической конъюнктуры.

Эта система представляет собой фискальное законодательство, сформированное таким образом, чтобы автоматически смягчать колебания совокупного выпуска и занятости.

Его цель – создать механизмы, которые без специальных правительственных решений оказывают стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита) при наступлении спада, а во время подъемасдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

Основная задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода, тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний.

К «встроенным стабилизаторам» относятся:

1 прогрессивная система налогообложения доходов;

2 систему социальных пособий и программы помощи;

3 потребление и сбережение;

4 система участия наемных работников в прибыли.

Прогрессивная система налогообложения заключается в увеличении налоговых ставок с ростом объекта налогообложения.

Благодаря такой системе в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса.

Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. В результате этого колебания совокупных расходов будут смягчены.

Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также индексация доходов населения. В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства.

Автоматическим стабилизатором является функция потребления, зависящая от национального дохода.

Если потребление домохозяйств соответствует этой концепции, это оказывает стабилизирующее воздействие на экономическую конъюнктуру: в периоды спада потребление снижается не так быстро, как доходы, а в периоды подъема рост потребления отстает от роста доходов. Как правило, домохозяйства стремятся поддерживать привычный жизненный уровень и медленно приспосабливаются к повышению дохода.

Любой встроенный стабилизатор действует в сторону частичного уменьшения любых колебаний экономики, но он не может полностью их нейтрализовать. Без проведения дискреционной политики сами по себе они недостаточны.

Определим их влияние на мультипликативные эффекты дискреционной фискальной политики.

Если государство вводит пропорциональный налог, то все мультипликаторы изменяются, что доказывается алгебраически. Так, налоговая функция принимает вид, аналогичный функции потребления:

, (8.4)

где: Та – объем автономных (не зависящих от совокупного дохода) налоговых поступлений;

t – ставка налога (доля дохода, изымаемого в виде налога).

Тогда функция потребления принимает вид

В точке равновесия имеет место . Введем в это уравнение функцию потребления:

.

Решая данное уравнение относительно Y, получаем следующие результаты (таблица 8.1).

Очевидно, что при наличии встроенных стабилизаторов величина мультипликаторов снижается, что ослабляет влияние резких изменений автономных (в первую очередь инвестиционных) расходов на объем совокупного выпуска и дохода.

Таблица 8.1

Фискальные мультипликаторы при отсутствии и наличии

встроенных стабилизаторов

Видмультипликатора Экономическийсмысл Формула расчета
при отсутствии встроенных стабилизаторов при наличии встроенных стабилизаторов
Мультипликатор автономных расходов
Мультипликатор налогов

Следовательно, одной из задач фискальной политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволяет снизить мультипликативный эффект.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

25

| 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Источник: https://studall.org/all4-64649.html

Фискальная политика и автоматические стабилизаторы (стр. 1 из 6)

6. Активная фискальная политикаи автоматические стабилизаторы

ВВЕДЕНИЕ

«Фискальная политика — манипулирование

государственным бюджетом, производственными

расходами и налогообложением, для

достижения выдвинутых целей, увеличения

производства и занятости или снижения инфляции»

К. Р. Макконнелл и С. Л Брю

фискальный занятость инфляция налог

Актуальность темы

Фискальная политика является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства.

Я считаю, что исследуемая мною тема, тема фискальной политики, на сегодняшний день очень актуальна, так как экономика переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба страны и судьба каждого человека, живущего в Республике Молдова.

Целью данной курсовой работы, является рассмотрение проблем и особенностей осуществления на территории РМ фискальной политики, проводимой правительством Республики Молдова.

Реализация поставленной цели, предполагает решение задач:

— анализ общих положений фискальной политики и ее механизма.

— исследование направленности фискальной политики в РМ

— выявление проблем повышения эффективности фискальной политики в РМ

Объектом исследования данной курсовой работы, является фискальная политика государства, автоматические стабилизаторы и их воздействие на экономику.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

Объём работы составляет 36 страницы. Данная курсовая работа содержит 4 рисунка, 1 приложение.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ речь идет о основных методологических аспектах фискальной политики и автоматических стабилизаторов, о их воздействии на экономику страны.

Здесь определяются и исследуются основные задачи фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Описана сущность основных инструментов бюджетно-налоговой политики (государственных расходов(G) и налогов(Т)).

ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ рассматриваются особенности бюджетно-налоговой политики Молдовы. Здесь выявлены содержание и направленности налоговой системы Республики Молдова. Подробно рассмотрен один из основных налогов Республики Молдовы, который является регулирующим доходным источником бюджетной системы — подоходный налог с физических лиц.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ идет речь о эффективности фискальной политики в Республике Молдова. Целью Правительства является служение на благо всей страны в целом и каждого гражданина в отдельности. Повышения эффективности бюджетно-налоговой политики является задачей Правительства.

Эффективность и качество государственной службы лежат в основе современного публичного управления, ориентированного на достижение конкретных результатов. В данной главе рассмотрены именно проблемы повышения эффективности фискальной политики, задачи Правительства и непосредственная деятельность Правительства Республики Молдова по осуществлению данных задач.

ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ МЕХАНИЗМ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Фискальная политика представляет собой деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны. Фискальная политика является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства.

Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации, делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. Ее еще называют активной фискальной политикой.

Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. Прямые это-изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Косвенные – изменения в налогообложении(ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Уровень государственных расходов, налоговых поступлений может изменяться даже если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику.

Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса.

Автоматические стабилизаторы обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции, во-вторых, они действуют автоматически. Способность стабилизировать выпуск продукции проистекает из того, что пропорциональный налог на доходы уменьшает величину мультипликатора.

Это означает, например, что любое падение инвестиций ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину. Автоматизм их действия обусловлен тем фактом, что налоговая ставка одним только фактом своего существования уже способствует стабилизации выпуска продукции.К автоматическим стабилизаторам относятся:1. Изменения налоговых поступлений.

Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства, сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.2.

Системы пособий по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства, увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос.

Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат.

Существуют и другие формы встроенных автоматических стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д. Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта.

~ Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.~ Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

-Стимулирующая фискальная политика проводится в тех случаях, когда равновесный уровень производства меньше потенциального. Государство может воздействовать на совокупный спрос через налоги, или государственные закупки, или используя сразу оба инструмента фискальной политики. Когда увеличиваются государственные закупок (G ) или снижаются налоги(T), кривая совокупного спроса сдвигается вправо(AD). (см. рисунок 1). Стимулирующая фискальная политика приводит к дефициту государственного бюджета.

Рис. 1 Виды фискальной политики

-Сдерживающая фискальная политика действует в ситуации инфляционного разрыва (когда равновесный уровень производства больше потенциального). Данная политика предусматривает увеличение налогов, уменьшение госзакупок, или совмещение этих двух методов.

Ограничительная фискальная политика приводит к излишку госбюджета. (см. рисунок 1.)

Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы (G) и налоги (Т).

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны.

С их помощью государство воздействует на многие экономические и социальные процессы.

Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Функции налогов:

Фискальная функция — основная, характерная для всех государств. Посредством фискальной функции системы налогообложения мобилизуют денежные средства, необходимые государству для выполнения его функций и удовлетворения общенациональных необходимых потребностей.

Размер налогового бремени в стране определяется суммой расходов государства на управление, оборону, содержание суда, органов общественного порядка, на хозяйственно-организаторскую деятельность, социальные нужды и другие. Чем больше функций возложено на государство, тем оно должно больше мобилизовать налогов в бюджет.

С другой стороны, размер налогового платежа определяется в зависимости от доходов, объема потребления, стоимости имущества, находящегося в собственности плательщика.

Источник: https://mirznanii.com/a/256372/fiskalnaya-politika-i-avtomaticheskie-stabilizatory

4.7. Политика автоматических стабилизаторов

6. Активная фискальная политикаи автоматические стабилизаторы

Как мы раньшеотметили, бюджетно-налоговая политикарешает различные задачи. При этом можетиспользоваться два механизма, которыеобладают различным механизмом реализациии разной эффективностью.

Политикаавтоматических стабилизаторовзаключается в том, что расходыгосударственного бюджета и налоги напротяжении рассмотренного периодавремени меняются автоматически взависимости от экономической конъюнктуры.При этом ставки налогов и статьи расходагосбюджета не пересматриваются, остаютсяпостоянными.

В период подъемаи растущей инфляции увеличиваютсядоходы, которые получают домохозяйства,что стимулирует рост инфляции и объемапроизводства.

Однако механизм политикиавтоматических стабилизаторов приводитк тому, что они, при существующемпрогрессирующем налогообложениипопадают под более высокую ставку налогаи чистые доходы увеличиваются в меньшейстепени.

Соответственно совокупныйспрос увеличивается в меньшей степени,чем растет объем производства. Одновременнов период подъема сокращаются расходыгосударства в виде трансфертов, такихкак:

  1. расходы по выплате пособий безработным;

  2. выплата пособий малообеспеченным слоям населения.

Это позволяет ещебольше сократить темпы роста доходовсубъектов и совокупный спрос. Тем самымправительство ограничивает темпы ростаинфляции и сдерживает темпы ростапроизводства, чтобы не допустить«перегрева» экономики и последующегокризиса.

В период экономическогоспада наблюдается противоположнаяситуация. Ввиду падения производстваувеличивается безработица, что требуетроста расходов государства на пособияпо безработице и малообеспеченнымсемьям.

Одновременно снижается зарплатаработающего населения, что автоматическипереводит их на более низкие ставкиподоходного налога. В результате этогореальные доходы сокращаются в меньшейстепени, чем спад производства.

Темсамым тормозится падение совокупногоспроса и дальнейшее падение объемапроизводства.

Таким образом,автоматические стабилизаторы препятствуютслишком большому перегреву экономикиили глубокому кризису, но не могутполностью устранить нежелательныетенденции экономического цикла. Этоозначает, что если правительство впериод спада хочет устранить негативныепоследствия, то оно должно проводитьдискреционную фискальную политику.

4.8. Дискреционная фискальная политика

Дискреционнаяполитикапроявляется в том, чтогосударство меняет налоги и государственныерасходы в зависимости от экономическойконъюнктуры и целей.

В период экономическогокризиса и высокой безработицы государствопроводит экспансионистскую(стимулирующую) дискреционнуюполитику. Она проявляется в сниженииналогов, увеличении государственныхрасходов, или в одновременном сочетаниипервых двух мер.

Снижение налогиприводит к росту располагаемого доходадомохозяйств, что вызывает ростсовокупного спроса.

Государственныерасходы действуют по двум направлениям:

  1. Субсидии (трансферы), которые приводят в период спада к росту располагаемого дохода домохозяйств и стимулирует увеличение совокупного спроса, что является толчком для развития производств, что означает сокращение безработицы, прекращение спада.

  2. Закупки товаров и услуг, которые прямо воздействуют на увеличение совокупного спроса.

В результате того,что совокупный спрос превышает совокупноепредложение, предприниматели начинаютрасширять производство.

ВНП увеличивается,что означает сокращение безработицы,а это приводит к новому увеличениюдоходов, в результате чего растетнациональный доход и объем производства.Спад ликвидируется.

При этом так какдействует эффект мультипликатора, тоэкономика растет в большей степени, чемпредпринятые государством расходы.Побочным эффектом данной политики можетбыть стимулирование роста цен в силуинерционности развития экономики.

В период ростаинфляции в стране проводится рестриктивная(сдерживающая) фискальная политика.Она осуществляется через увеличениеналогов, сокращение государственныхрасходов или сочетание этих двух методов.В этом случае сокращаются располагаемыедоходы домохозяйств и фирм.

В результатепадает спрос на товары и растутнезапланированные запасы произведеннойпродукции у фирм. Данное обстоятельствопобуждает фирмы сдерживать дальнейшийрост цен.

Отрицательным моментомпроведения данной политики может бытьспад производства, так как в условияхгосподства олигополий на рынке имвыгоднее сократить объем производстваи не снижать цены (действует эффектхраповика).

В настоящее времяв экономической литературе идет дискуссияпо поводу предпочтительности использованияналогов или государственных расходовдля борьбы с экономической конъюнктурой.Кейнсианство предпочитает государственныерасходы, которые должны расти в периодспада, и сокращаться в период подъема.

Неоклассическаятеориясчитает, что усиление роли госбюджетаподрывает рыночные стимулы, так каксопровождается ростом налогов, и поэтомунеобходимо сокращать государственныерасходы, особенно на социальные программы,так как они порождают иждивенческиенастроения в обществе. Необходимоиспользовать налоги и, прежде всего,сокращать их.

Если в стране экономическийкризис, то сокращение налогов с доходовпредприятий позволит им выделить большесредств на инвестиции и за счет этоговыйти из кризиса.

Если в стране растетсовокупный спрос и за счет этогоразвивается инфляция, то снижениеналогов на прибыль позволит фирмамувеличить производство товаров иудовлетворить спрос, уничтожив основаниедля роста цен.

Источник: https://studfile.net/preview/5404827/page:29/

Refpoeconom
Добавить комментарий