6.5.3. Реформирование социального страхования

Как реформировать систему социального страхования

6.5.3. Реформирование социального страхования

Максим Стулов / Ведомости

20 лет назад был принят закон «Об основах обязательного социального страхования», который должен был иметь основополагающее значение для пенсионного обеспечения, защиты работника в случае безработицы и временной нетрудоспособности, функционирования системы здравоохранения.

Если посчитать средства, которые аккумулируются и тратятся на обязательное социальное страхование, то они будут сопоставимы с федеральным бюджетом: так, в 2018 г. государственные внебюджетные фонды – Пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования (ОМС) – потратили почти 11 трлн руб., а федеральный бюджет – 16,7 трлн.

Работодатели перечисляют в эти фонды 30% заработной платы своих работников, кроме того, регионы вносят платежи за неработающее население в федеральный фонд ОМС.

Но функционирует ли такая объемная и затратная система действительно по страховому принципу? Нет. И вот почему.

Во-первых, устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования должна базироваться на основе автономности, для чего собираемые взносы должны полностью обеспечивать исполнение страховых обязательств. Однако в реальности и Пенсионный фонд, и федеральный фонд ОМС получают трансферты из федерального бюджета, без которых невозможно обеспечить предусмотренные расходы.

Во-вторых, введенная с 1 января 2015 г. так называемая балльная система исчисления пенсионных прав нивелирует размер выплачиваемых пенсий, не связывая их величину с фактическим заработком, с которого уплачен взнос в Пенсионный фонд, что не мотивирует людей к получению высоких зарплат – ведь они никак не влияют на стоимость пенсионных коэффициентов.

В-третьих, отмена индексации пенсий работающим пенсионерам и искусственное занижение стоимости зарабатываемых ими пенсионных коэффициентов грубо нарушают основополагающий страховой принцип соизмеримости (соотносимости) страховых взносов и размеров пенсий.

В-четвертых, у нас нет общефедерального персонифицированного учета объема взносов в увязке с размером индивидуальных затрат в фонде социального страхования и федеральном фонде ОМС.

В-пятых, отсутствует возможность внесения собственных денежных средств гражданином в систему обязательного социального страхования на основе персонального договора между ним и всеми тремя внебюджетными государственными фондами.

В-шестых, льготы по уплате взносов в систему обязательного социального страхования предоставляются работодателю по принципу вида деятельности (отраслевой принадлежности), а не на индивидуальной основе, базирующейся на улучшении полученных финансово-экономических показателей в результате применения такого рода стимулирования.

Наконец, ликвидирован институт обязательного страхования от безработицы, что лишило рынок труда важного и проверенного международным опытом механизма его регулирования.

Фактически российское обязательное социальное страхование институционально весьма напоминает еще один федеральный бюджет, отличие от которого только в чисто социальном характере расходов этой системы. Поэтому неудивительно, что в 2001–2010 гг.

активно обсуждался вопрос о ликвидации внебюджетных фондов и поглощении их федеральным бюджетом.

В качестве первого шага в этом направлении страховые платежи были заменены на единый социальный налог, несмотря на то что природа страхового взноса принципиально отличается от налога (первый – это отложенная часть оплаты труда, которая возвращается работнику в виде пенсии, услуг бесплатного здравоохранения, пособий по временной нетрудоспособности и т. п., второй, например НДФЛ, – это прямые отчисления в казну, где перечисления теряют целевой характер и могут быть использованы на любые государственные нужды).

В чем же главные нерешенные институциональные проблемы, которые не дают создать в России реально действующую систему обязательного социального страхования? Мы бы выделили две.

Прежде всего, это форма собственности средств, аккумулируемых во внебюджетных страховых фондах: сейчас это федеральная собственность.

Отсюда следует и огосударствление управления средствами обязательного социального страхования.

Сейчас эта обязанность возложена на правительство, хотя законом закреплен принцип паритетности участия представителей работников, работодателей и государства в органах управления этой системой.

Мы считаем, что роль государства в обязательном социальном страховании должна быть принципиально изменена. Как? Необходимо уже в ближайшие годы сформировать нормативную базу для создания и функционирования (например, с 2024 г.

) единого социального страхового фонда, предполагающую изменение формы собственности средств этого фонда с государственной на общественную (публичную). Не менее важно создать механизм управления этим фондом на основе равного по численности участия представителей работников, работодателей и федерального правительства.

Руководитель фонда должен избираться его правлением, а не назначаться государством, как сейчас.

Второй принципиальный вопрос – определение видов обязательного социального страхования, относящегося к компетенции этого фонда.

Кроме уже привычных его видов – пенсионное, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, медицинское страхование – мы считаем необходимым возобновить страхование от безработицы, а также на случай необходимости постороннего постоянного ухода.

Надо перейти и к единому страховому платежу, покрывающему все виды рисков.

Его совокупный размер должен устанавливаться на основе консенсуса представителей работников, работодателей и федерального правительства в органе управления единого социального страхового фонда и, что принципиально важно, в прямой увязке с ожидаемым коэффициентом замещения страховой выплатой утраченного работником заработка. Ведь страховой тариф и коэффициент замещения – это как две стороны одной медали.

Мы считаем целесообразным сформировать персонифицированную систему управления социальными рисками – такую, которая предполагала бы право перераспределения самим работником личного страхового взноса для увеличения уровня гарантий по одному или нескольким видам обязательного социального страхования и одновременного сокращения по другим видам страхового покрытия. Кроме того, надо дать гражданам трудоспособного возраста право самостоятельно осуществлять дополнительные платежи в систему социального страхования из собственных средств, а в случае отсутствия у человека необходимого страхового стажа – право «выкупать» его за прошлый период по установленным тарифам.

Что касается работодателей, то льготы по платежам на социальное страхование должны предоставляться им в персональном порядке в обмен на выполнение ключевых показателей по созданию дополнительных рабочих мест, повышению уровня оплаты труда, легализации занятости и фонда оплаты труда.

Инфраструктура единого фонда социального страхования должна строиться на базе единого реестра застрахованных лиц.

В нем кроме персональной информации о человеке, месте его работы и размерах заработка и отчислениях из него, условиях труда должен содержаться паспорт здоровья – информация о прохождении диспансеризаций и специальных профосмотрах, включая сведения о противопоказаниях к работе с вредными и тяжелыми условиями труда. Неотъемлемой частью этого реестра должна стать и информация об объеме произведенных выплат по видам страхования.

Безусловно, предлагаемая реформа обязательного социального страхования должна стать объектом открытой дискуссии с участием экспертов, политиков, широкого круга граждан, для того чтобы найти устраивающий все стороны компромисс. Только тогда можно приступить к реальным шагам, целью которых в конечном счете станет формирование институциональной основы для долгосрочного улучшения социального положения всех слоев российского общества.

Авторы – замминистра здравоохранения и социального развития в 2007–2012 гг.; замминистра социальной защиты населения в 1993–1994 гг., начальник департамента социального развития аппарата правительства в 1997–2003 гг.; замминистра здравоохранения и социального развития в 2007–2012 гг.

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/05/19/801773-reformirovat-sistemu-sotsialnogo

Реформирование социального страхования

6.5.3. Реформирование социального страхования

Для действующей системы государственного социального страхо­вания, особенно в отношении размеров страховых взносов, уровня, условий назначения и выплаты пособий, в большей степени характер­ны принципы социального обеспечения.

В большинстве видов соци­ального страхования отсутствует дифференциация страховых взносов, что не позволяет повысить экономическую заинтересованность рабо­тодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.

Внебюджетные социальные фонды часто выполняют несвойственные страхованию функции, выплачивая пособия по социальному вспомо­ществованию, компенсации и оплачивая другие нестраховые расходы.

Размеры страховых фондов по видам страхования определяются без достаточного обоснования. Отсутствует единая законодательная база системы государственного социального страхования. Вследствие этого при высоких страховых тарифах (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень социальных выплат явно недостаточен, а социальные страховые фонды постоянно испытывают финансовые затруднения.

Целью реформирования государственного социального страхова­ния является создание финансово устойчивой системы, обеспечиваю­щей гражданам государственные гарантии в защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использова­ние страховых средств.

Реформирование системы социальных выплат будет осуществляться по двум приоритетным направлениям.

Во-первых, это установление экономически обоснованных раз­меров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка, ста­жем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов.

Решить проблему можно на основе персонифицированного учета страховых взносов по отдельным видам страхования, повыше­ния заинтересованности граждан в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и контроля за расходованием средств страховых фондов.

Во-вторых, будут изменены требования к предоставлению соци­альных пособий. Здесь должен соблюдаться принцип, в соответствии с которым при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка.

Предстоит реформировать систему страховых плате­жей и взносов в государственном социальном страховании. При этом предусматривается ввести трехканальную схему поступления средств, в соответствии с которой большая часть нагрузки будет при­ходиться на работодателя, а меньшая — распределяться между работ­ником и государством.

Соотношение между уплачиваемыми взносами намечается устанав­ливать в зависимости от вида страхования. Так, страхование, связанное с вредом, причиняемым здоровью работника, должно осуществляться полностью за счет взносов работодателей, а страхование минимальных гарантий неработающим гражданам — за счет бюджетных средств.

Существенным фактором совершенствования системы страховых взносов должна стать дифференциация тарифов в зависимости от ве­личины расходов по каждому виду страхования. Эта величина обусловлена уровнем общей и профессиональной заболеваемости, про­изводственного травматизма и других социальных и профессиональ­ных рисков.

Дифференциация тарифов будет побуждать работодателя принимать меры по улучшению условий и охраны труда, по профи­лактике и снижению заболеваемости работающих.

Постепенное рас­ширение участия работников в уплате страховых взносов по мере роста реальных доходов населения позволит повысить роль личных доходов в решении социальных проблем.

Создание правовой базы и новой системы управления

Важнейшей частью реформирования социального страхования является создание адекватной правовой базы и системы управления. Федеральный закон «Об основах государственного социального стра­хования в Российской Федерации» должен стать рамочным законом, на основе которого будут подготовлены и приняты федеральные за­коны по отдельным видам страхования.

В 1998 г. был принят Федеральный закон «Об обязательном социаль­ном страховании от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний», требующий формирования новой системы соци­ального страхования, подобной существующей в развитых странах.

В Рос­сии исполнение нового закона возложено на Фонд социального страхо­вания РФ, что еще более усложняет его функции.

В связи с этим необ­ходимо принятие закона «О видах обязательного социального страхования в Российской Федерации», который позволил бы построить систему фон­дов социального страхования в России по примеру развитых стран.

Сложность решения всех этих задач требует сохранения в пере­ходный период за государством функции управления системой соци­ального страхования.

В отдельных видах обязательного социального страхования в ближайшие годы будет расширяться участие страховых организаций, имеющих лицензии и удовлетворяющих специальным требованиям, которые обеспечивают гарантии выполнения страховых обязательств.

В более отдаленной перспективе ряд функций социаль­ного страхования будет осуществляться самоуправляемыми профес­сиональными объединениями работников и работодателей на отрас­левом и региональном уровнях при сохранении за государством за­конодательных и контрольных функций.

При достижении устойчивого экономического роста, трансфор­мации российской экономики в социально ориентированное рыноч­ное хозяйство смешанного типа социальное страхование наряду с го­сударственными бюджетными гарантиями станет основой современ­ной системы социальной защиты населения, сводя к минимальным показатели нищеты и малообеспеченности населения страны.

Выводы

1. Современная система социальной защиты населения включает госу­дарственные социальные гарантии, социальное страхование и социальную помощь.

2. Социальное страхование является формой социальной защиты насе­ления от различных социальных рисков, связанных с потерей работы, тру­доспособности, жизни и доходов.

3. Особенностью социального страхования является его финансирование из целевых внебюджетных фондов, формируемых из страховых взносов ра­ботодателей и работников при поддержке государства.

4. Обязательное социальное страхование является особой разновиднос­тью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные фонды. Добровольное социальное страхование обеспечивает дополнительную страховую защиту граждан от социальных рисков на основе коллективной солидарности работников и работодателей.

5. Средства социального страхования используются в виде денежных вы­плат пенсий и пособий, финансирования социальных услуг и предоставления льгот.

6. Формирование современной системы социального страхования в Рос­сии потребовало создания системы государственных внебюджетных фондов, включающих Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и террито­риальные) и Государственный фонд занятости населения РФ.

7. Обострение проблем социального страхования в России обусловлено противоречием между растущими социальными потребностями населения в переходный период и сокращением ресурсов государственных внебюджетных фондов в условиях экономического кризиса.

8. Главное направление пенсионной реформы в России связано с фор­мированием трехуровневой системы пенсионного обеспечения, включающей базовую (социальную) пенсию, страховую и негосударственную пенсии.

9. Важным направлением реформы социального страхования в России является реорганизация фондов социального страхования по видам соци­альных рисков. Это предполагает объединение Фонда социального страхо­вания РФ с фондами обязательного медицинского страхования в единую систему обязательного страхования на случай болезни по примеру развитых зарубежных стран.

10. Реформа системы страхования от безработицы в РФ предполагает переход к активной политике занятости с повышением уровня страховых тарифов в условиях растущей безработицы в стране.

11. Другим направлением реформы является введение обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с формированием нового внебюджетного фонда, финансируемого за счет взносов работодателей, с дифференциацией тарифов в зависи­мости от уровня профессиональных рисков в различных отраслях экономики.

12. Постепенное расширение участия работников в уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на основе введения пер­сонифицированного учета и по мере роста реальных доходов населения по­зволит снизить налоговую нагрузку работодателей и повысить доходы соци­ального страхования.

13. Совершенствование системы управления государственными внебюд­жетными фондами социального страхования предполагает повышение роли представителей работников и работодателей в органах управления этих фондов.

14. Конечной целью реформирования государственного социального страхования в РФ является создание финансово устойчивой системы вне­бюджетных фондов, обеспечивающих гражданам государственные гарантии по защите от социальных и профессиональных рисков при наиболее эффек­тивном использовании их ресурсов.

« Формирование и использование внебюджетных фондовВиды и последствия инфляции »

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Источник: https://rudiplom.ru/lectures/politika-doxodov-i-zarabotnoj-platy/685.html

О реформе социального страхования

6.5.3. Реформирование социального страхования

C 1 июля 2019 года в регионе стартует пилотный проект Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты».

Инициатива призвана исключить экономические преступления, связанные с социальными выплатами, а также позволит свести к нулю риск неплатежей пособий застрахованным гражданам.

Система меняется, суммы сохраняются

Фонд социального страхования (ФСС) запустил этот пилотный проект в 2011 году.

Сегодня он уже успешно реализуется в 39 субъектах России. С июля 2019-го в проект включаются Забайкальский край, Тульская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Архангельская области. С 2021 года участие в этой программе станет обязательным для всех регионов страны.

Проект «Прямые выплаты» меняет традиционную схему взаимодействия между страхователем (работодателем), работником и ФСС. В настоящее время работодатели уплачивают страховые взносы в фонд за минусом расходов на выплату пособий своим сотрудникам.

С 1 июля 2019 года они будут уплачивать страховые взносы в бюджет ФСС в полном объёме, а также направлять необходимые документы для начисления пособий.

В свою очередь органы Фонда социального страхования станут напрямую выплачивать пособия застрахованным гражданам.

Таким образом, поменяется система взаиморасчёта между территориальным органом фонда и страхователем. При этом размеры пособий застрахованных граждан останутся прежними.

Порядок обращения за пособием

Важно, что порядок обращения за начислением пособий не изменится. Как и раньше, сотрудники будут предоставлять больничные листы и другие документы для назначения страховых выплат непосредственно по месту работы. Здесь появится только одно небольшое нововведение: получателю пособия необходимо написать заявление о способе перечисления выплаты:

  • на банковский счёт (любого банка, в том числе зарплатного);
  • на карту «Мир» (карта национальной платёжной системы «Мир»);
  • почтовым переводом.

Это можно будет сделать в отделе кадров при сдаче больничного листа.

Обращаем внимание, что региональным отделением фонда исключительно на карту «Мир» будут перечисляться следующие виды пособий, выплачиваемых гражданам в рамках «Прямых выплат»:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком.

При получении пособия по временной нетрудоспособности, оплате больничных (в том числе в связи с несчастными случаями на производстве и (или) профессиональными заболеваниями) возможно выбрать способ перечисления выплат: на банковский счёт, почтовым переводом или на карту «Мир».

Сроки получения выплат

Проектом регламентировано время перечисления пособий. Не позднее пяти календарных дней работодатель обязан сформировать комплект документов на выплату пособий и направить его в региональное отделение фонда.

Если нет аргументированных причин для отказа в выплате застрахованному лицу, то ФСС обязан перечислить средства в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов от работодателя.

Таким образом, максимальный срок перечисления составляет 15 календарных дней. Что касается пособий по уходу за ребёнком, то их выплата будет производиться с 1 по 15-е число каждого месяца. Например, пособие за июль зачислят на карту в период с 1 по 15 августа.

Пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника оплачивает работодатель. Работник получит своё пособие в два этапа: за первые три дня болезни — вместе с зарплатой (от работодателя), за остальные дни — от Фонда социального страхования на свой банковский счёт, карту «Мир» либо переводом по почте.

Работник может обратиться за пособиями не позднее шести месяцев с даты окончания страхового случая. Например, за единовременным пособием при рождении ребёнка — не позднее шести месяцев со дня рождения.

Контроль за выплатой пособия

В электронном «Личном кабинете» застрахованного лица (получателя социальных услуг) lk.fss.ru/recipient можно ознакомиться с данными расчёта пособия, отследить его прохождение: от работодателя в фонд и далее в банк. Для доступа к электронному ресурсу в обоих случаях используются те же логин и пароль, что и для единого портала госуслуг.

Кроме того, во всех региональных отделениях ФСС работают многоканальные телефоны горячих линий, где можно задать все интересующие вопросы и получить компетентные консультации. Номер телефона в Архангельске (8 8182) 27-54-06.

Также информация о проекте размещена на сайте r29fss.ru (раздел «Пилотный проект «Прямые выплаты») и в интернет-группе .com/29fss.

Система начисления страховых пособий

Прямые выплаты (перечисляет Фонд социального страхования)Выплаты от работодателя
Исключительно на карту «Мир»На выбор: на лицевой счёт в банке, карту «Мир» или почтовым переводомНа зарплатную карту
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременностиПо временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием)Оплата четырёх дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами
Ежемесячное пособие по уходу за ребёнкомОплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) застрахованному лицу, пострадавшему на производствеПособие на погребение
Единовременное пособие при рождении ребёнкаПособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника
Пособие по беременности и родам

Размеры страховых пособий в 2019 году*

ПособиеРазмер выплаты
Временная нетрудоспособность60–100% от заработка (в зависимости от трудового стажа)
Единовременное пособие по беременности и родам (за 140 календарных дней)Зависит от зарплаты. Максимум — 301 095,2 рубля
Единовременное пособие в связи с постановкой на учёт в ранние сроки беременности786,59 рубля
Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребёнка20 975,68 рубля
Ежемесячное пособие по уходу за несовершеннолетним до 1,5 лет40% от среднего заработка. Максимум — 26 152,27 рубля, минимум — 3932,94 рубля. На второго и последующих детей — 7865,87 рубля
Пособие на погребение7135,76 рубля
Оплата больничного по уходу за больным ребёнкомОт 50% до 100% заработка. Производится в зависимости от трудового стажа родителя, места лечения (дома или в стационаре) и продолжительности больничного. Возраст ребёнка: — до 7 лет — оплачивается весь период заболевания; — от 7 до 15 лет — до 15 дней; — старше 15 лет — до 3 дней

*информация с сайта Фонда социального страхования РФ http://r29.fss.ru/news/353880.shtml.

Источник: https://bumazhnik.ru/2019/06/15/5d07f495ef39ed0f751b7932.html

Проблемы реформирования системы обязательного социального страхования

6.5.3. Реформирование социального страхования


Значительную роль в жизни современных государств играет система обязательного социального страхования, имеющая целью обеспечить социальную защиту граждан при наступлении социальных рисков, в законодательстве именуемых страховыми рисками. Эта система имеет множество несомненных преимуществ: концентрация ресурсов в единых фондах, независимость бюджетов, целевой характер использования, государственный и независимый контроль.

и функции обязательного социального страхования органически связаны. Как верно заметила профессор В. Г. Павлюченко, «если человек не участвует в формировании финансовой базы страхового общества, то есть — не застрахован, он и не может претендовать на социальное обеспечение при наступлении материально- финансовых трудностей».

Важность и значимость системы обязательного социального страхования легко продемонстрировать на примере тех функций, которые она призвана выполнять: [1]

а) формирование специализированных страховых фондов денежных средств.

Данная функция основана на аккумуляции страховых взносов как платы за защиту от социально-экономических последствий реализации страховых социальных рисков, которую представляют страховщики.

Фонды могут формироваться как в обязательном, так и в добровольном прядке и государство имеет право регулировать размеры этих фондов в зависимости от экономической и социальной обстановки в стране;

б) следующая функция происходит из предыдущей функции: сбережение и накопление денежных средств осуществляется через формирование страховых фондов и размещение этих средств в активы, которые определяются законом или внутренними нормативными актами страховщика.

в) если рассматривать обязательное социальное страхование с экономических позиций, при реализации страхового социального риска предусмотренных договором страхования имеют право на материальное обеспечение только те граждане, которые лично или опосредованно через работодателей и государство участвовали в формировании страховых фондов. Размер материального обеспечения при обязательном социальном страховании устанавливается законодательно, а при добровольном страховании — договором страхования, но т в первом, и во втором случае порядок заключения договора и последующего материального обеспечения регулируется государством;

г) предупреждение и профилактика страхового случая, минимизация материальных последствий реализации социального страхового риска.

Данная функция происходит из необходимости сбережения и накопления средств и страховых фондов через комплекс процедур по предотвращению или уменьшению дальнейших исходов наступления социально страховых рисков.

данной функции можно трактовать двойственно: с одной стороны, для уменьшения материального обеспечения необходимо лишь сократить количество нуждающихся путем исключения из социального страхования индивидуальных категорий граждан.

С другой стороны, необходимо помнить, что увеличение круга застрахованных, а значит, защищенных лиц расширяет финансовую базу страховщика и позволяет профилактические и предупредительные мероприятия, которые в свое время снабжают «материальную тяжесть». Примерами могут служить докторская профилактика или разъяснительно — просветительская трудовая нагрузка;

д) контрольная функция. Данная функция логически связана с предыдущим, так как страховщики — это специализированные организации, а страховые фонды имеют строго целевую направленность. Внутри страховых формирований данная функция осуществляется контрольно-ревизионными органами, а за пределами ее контролирующими муниципальными органами.

Исходя из этих же функций, можно определить и главное предназначение обязательного социального страхования.

Оно заключается в оказании главным образом материальной помощи в случае изменения — в худшую сторону — материального и социального статуса работающего населения при наступлении того или иного социального риска с целью сохранения достигнутого уровня и качества жизни застрахованных лиц.

В законе «Об обязательном социальном страховании в РФ» это предназначение системы обязательного социального страхования указано с предельной четкостью: лица, подлежащие защите, вид защиты и ее цель, полный перечень страховых случаев — в самом определении понятия «обязательное социальное страхование». [2] И это несомненное достоинство указанного закона.

Как системное образование обязательное социальное страхование состоит из нескольких видов и подсистем: обязательное пенсионное страхование; обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства и детства. Каждому виду обязательного социального страхования свойствен свой набор критериев, который определен законодательно. [3] В качестве критериев используются страховые риски, страховые случаи, страховое обеспечение. При этом во всех подсистемах страховое возмещение в первую очередь призвано замещать утраченный заработок, во вторую имеет характер дополнительной материальной помощи, необходимой для поддержания здоровья, лечения, реабилитации, поддержки материнства и детства. Поэтому и размер страховых взносов должен определяться именно этими задачами.

Продолжая разговор о страховом возмещении, заметим, что здесь возможны минимум два подхода.

Первый используется активно в нашей стране и заключается в оказании всесторонней материальной помощи, что очень хорошо видно на примере страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где очень остро стоит вопрос реабилитации застрахованных лиц и их возвращения к полноценной трудовой жизни.

Второй подход, как в Германии, предполагает, кроме возмещения причиненного ущерба и материальной помощи, активное участие работодателей и государства в самом процессе реабилитации: создание специализированных учреждений, позволяющих в короткий срок вернуть профессиональную трудоспособность.

Следует признать, что в выборе между инвалидностью и нормальной трудовой деятельностью второе предпочтительнее. На наш взгляд, нашей системе обязательного социального страхования не хватает именно этого: необходимо сместить ориентиры в сторону полноценной профессиональной реабилитации. [4]

Давно и много говорится о невысокой эффективности системы обязательного социального страхования в России и ее причинах.

В первую очередь следует признать, что отрицательное влияние на уровень и качество социальной защиты населения в рамках обязательного социального страхования оказывают внешние факторы: сложная демографическая ситуация, теневая экономика, низкий уровень доходов населения и особенно уровень оплаты труда.

Формирование подлинно страхового характера обязательного социального страхования предполагает изменение и совершенствование экономических, правовых и финансовых его основ. Ядром их должны стать изменение статуса обязательного социального страхования, переход на подлинно страховые принципы. [5, с. 257.]

В основе радикального реформирования системы обязательного социального страхования должно быть изменение его статуса как особого института гражданского общества. Этому статусу должен быть придан публично-правовой характер.

В настоящее время социальное страхование имеет статус государственного, а фонды обязательного социального страхования — соответственно статус государственных учреждений. Придание обязательному социальному страхованию публично-правового статуса означает выведение его из прямого управления государством.

Таким образом, обязательное социальное страхование перестает быть государственным, а фонды обязательного социального страхования перестают быть государственными учреждениями, в результате его деятельность приобретает публичный характер и обязательное социальное страхование начинает функционировать как самостоятельный в организационном и финансовом отношении социальный институт, деятельность которого подчиняется интересам застрахованных граждан.

В тоже время проявление инициативы обязательного социального страхования осуществляется на основе установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих его отношения с государством, хозяйствующими субъектами, социальными организациями. В частности, публично правовой статус социального страхования предполагает:

а) обязательность, установленную законным правом, страховой формы социальной защиты как для предоставляющих работу, так и для наемных работников с соответствующими правилами и обязательствами;

б) законодательное определение перечня общественных и профессиональных рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию;

в) законодательное установление страховых тарифных планов;

г) установленные законом стандарты материального обеспечения по социальному страхованию.

Следующим направлением радикального реформирования обязательного социального страхования является разгосударствление национальной системы обязательного социального страхования.

Данная проблема имеет два аспекта: перемена формы собственности и формирование обстоятельств для развития негосударственных форм обязательного социального страхования.

Разгосударствление означает юридическое закрепление денежных фондов в собственность самой системы обязательного социального страхования и создание условий для развития негосударственных форм. Таким образом, система перестанет быть только государственной.

Но следует отметить, что разгосударствление было бы неправильно понимать как полный уход государства из сферы социального страхования.

В этом случае речь идет об ином: о преобразовании юридической формы и сущности собственности на материальные и финансовые ресурсы обязательного социального страхования и об освобождении государства от не свойственных ему функций непосредственного управления страховой формой социальной защиты населения.

В этой области оно должно заниматься тем, что для него присуще: формировать законодательную основу, на которой базируется социальное страхование, в соответствии с общепризнанными нормами законодательства принимать решения об образовании учреждений или регулировать их появление.

Перемена отношений собственности в системе обязательного социального страхования оправдана не только с финансовой и правовой точек зрения, но необходима и с практической точки зрения. Владение, пользование и распоряжение денежными средствами фондов обязательного социального страхования позволит обеспечить их финансовую институциональную независимость от государства. [6]

Несомненную важность представляют и изменения порядка формирования, распределения финансами обязательного социального страхования. Первый шаг на этом пути уже сделан: осуществлен возврат к практике уплаты страховых взносов.

Следующим шагом должно стать предоставление полной автономности и самостоятельности бюджетам фондов обязательного социального страхования от государственного бюджета и увеличение объема страховых выплат до уровня, необходимых и достаточных для защиты интересов застрахованных лиц в полном объеме.

И главный вопрос реформирования обязательного социального страхования — это необходимость восстановления его функционирования на подлинно страховых принципах и приостановление процесса его развития по пути социального обеспечения. Так, переход на страховые выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере, зависящем от заработка застрахованного лица, придал им характер настоящего страхования заработка.

В заключение хотелось бы сказать, что возможности создания системы обязательного социального страхования, базирующейся на подлинно страховых принципах, далеко еще не исчерпаны.

Развитая система негосударственного социального страхования позволит значительно продвинуться по пути разгосударствления обязательного социального страхования, ликвидации монополии государства, усиления влияния альтернативного страхования.

Поэтому вопрос о разгосударствлении социальный сферы носит не только тактический, но и стратегический характер.

Литература:

  1. Кадомцева С. В. Экономические основы системы социальной защиты. М., 2000.
  2. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4059/
  3. Журавин С. Г. Краткий курс истории страхования — М.: «Анкил», 2005.
  4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/180687/#ixzz34hqRnL3Q
  5. Павлюченко В. Г. Социальное страхование: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. С 257.
  6. Корчевская Л., Иванов К. Обязательное страхование: нужны правильность форм и четкость определений // Закон 2008. № 2 https://studwood.ru/688238/bankovskoe_delo/spisok_ispolzovannoy_literatury#403

Основные термины(генерируются автоматически): обязательное социальное страхование, социальное страхование, материальное обеспечение, государство, фонд, функция, временная нетрудоспособность, материальная помощь, социальное обеспечение, страховая форма.

Источник: https://moluch.ru/archive/207/50792/

6.5.3. Реформирование социального страхования: Для действующей системы государственного социального страхования,

6.5.3. Реформирование социального страхования

Для действующей системы государственного социального страхования, особенно в отношении размеров страховых взносов, уровня, условий назначения и выплаты пособий, в большей степени характерны принципы социального обеспечения.

В большинстве видов социального страхования отсутствует дифференциация страховых взносов, что не позволяет повысить экономическую заинтересованность работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ним выплат.

Внебюджетные социальные фонды часто выполняют не свойственные страхованию функции, выплачивая пособия по социальному вспомоществованию, компенсации и оплачивая другие нестраховые расходы. Размеры страховых фондов по видам страхования определяются без достаточного обоснования. Отсутствует единая законодательная база системы государственного социального страхования. Вследствие этого при высоких страховых тарифах (почти 40% от оплаты труда) уровень социальных выплат явно недостаточен, а социальные страховые фонды постоянно испытывают финансовые затруднения. Целью реформирования государственного социального страхования является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам установленные государственные гарантии по защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использование страховых средств. Реформирование системы социальных выплат будет осуществляться по двум приоритетным направлениям. Во-первых, это установление экономически обоснованных размеров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка; стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов. Решить эту проблему можно на основе персонифицированного учета страховых взносов по отдельным видам страхования, повышения заинтересованности граждан в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и контроле за расходованием средств страхования. Во-вторых, будут упорядочены требования к предоставлению социальных пособий. Здесь должен соблюдаться принцип, в соответствии с которым при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка. Предстоит реформировать систему страховых платежей и взносов в государственном социальном страховании, предусматривается ввести трехканальную схему поступления средств, в соответствии с ко- торой большая часть нагрузки будет приходиться на работодателя, а меньшая будет распределяться между работником и государством. Соотношение между уплачиваемыми взносами намечается устанавливать в зависимости от вида страхования. Так, страхование, связанное с вредом, причиняемым здоровью работника, должно осуществляться полностью за счет взносов работодателя, а страхование минимальных гарантий неработающих граждан — за счет бюджетных средств. Существенным фактором совершенствования системы страховых взносов должна стать дифференциация тарифов страховых взносов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования, обусловленных состоянием общей и профессиональной 'заболеваемости, производственного травматизма и других социальных профессиональных рисков. Это будет стимулировать работодателя в том, чтобы принимать меры по улучшению условий и охраны труда, по профилактике и снижению заболеваемости работающих. Постепенное расширение участия работников в уплате страховых взносов позволит повысить роль доходов населения в решении острых социальных проблем.

Важнейшей частью реформирования социального страхования является создание нормативной правовой базы и системы управления.

Федеральный закон «Об основах государственного социального страхования в Российской Федерации» должен стать рамочным законом, на основе которого будут подготовлены и приняты федеральные законы по отдельным видам страхования. Сложность решения всех этих задач требует сохранения в переходный период за государством функции управления системой социального страхования. В отдельных видах государственного социального страхования будет расширяться участие страховых организаций» имеющих лицензии и удовлетворяющих специальным требованиям к уставному капиталу, резервированию средств и др., обеспечивающим гарантии выполнения страховых обязательств. В дальнейшем ряд функций социального страхования будет осуществляться самоуправляемыми профессиональными объединениями работников и работодателей на отраслевом и региональном уровнях при сохранении за государством законодательных и контрольных функций. В перспективе—при достижении стабилизации и устойчивого экономического роста, трансформации российской экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство смешанного типа, а молодой российской демократии — в правовое демократическое государство с приоритетом защиты прав человека и гражданина — система социального страхования также приобретет новые черты. Наряду с государственными бюджетными гарантиями социальное страхование станет основой современной системы социальной защиты населения, вытесняя институт социального вспомоществования»на ее периферию, сводя к минимальным показатели Нищеты и малОобеспе-ченности населения страны. Контрольные вопросы 1. Какую роль играет социальное страхование в системе социальной защиты населения? 2. Каковы основные субъекты и источники финансиро вания социального страхования в условиях переход ной экономики? В чем сходство и различия.обязательного и добровольного социального страхования? Каковы важнейшие виды социального страхования? В чем состоят задачи и функции государственных внебюджетных фондов социального страхования? Каковы основные направления реформ социального страхования в России? ЛИТЕРАТУРА V Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань: ППО им. К.Якуба, 1996. Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: МГТУ им. Н.Баумана, 1997. Жильцов Е. Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1991. Рож В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М.: Йн-т труда, 1994. О государственных внебюджетных социальных фондах. Методические рекомендации. Нормативные документы. М.: Ось-89, 1995. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов // Российская газета. 1997. 12 марта. Источник: Л.И. Абалкин. Курс переходной экономики. 1997

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/653-reformirovanie-sotsialnogo-27992.html

Refpoeconom
Добавить комментарий