6.4.2. Основные цели и формы реализации политики занятости в современной России

Политика занятости в современной России

6.4.2. Основные цели и формы реализации политики занятости в современной России

Одним из наиболее острых социально-экономических последствий рыночных преобразований в странах с переходной экономикой на этапе либерализации и макро­экономической стабилизации было обострение проблемы занятости.

термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности.

Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.

Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда ока­зывают три основных субъекта: государство (прежде всего через за­конодательную, а также исполнительную власть), работодатели (пред­приниматели, администрация предприятий и организаций), госу­дарственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

Государство реализует стратегическое управление заня­тостью, т. е. формирует общую политику занятости, под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.

Существует два основных варианта выбора средств поли­тики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости — это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью сниже­ния уровня безработицы.

Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; гибкие формы занятости, квоти­рование рабочих мест; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная поли­тика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через госу­дарственную службу занятости.

Пассивная политика занятости включает в основном следующие мероприятия.

  1. Субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе; поддержка безработных, открывающих собственное дело; субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке тру­да; льготное кредитование).
  2. Оформление досрочного выхода на пенсию при условии нали­чия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на полу­чение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до уста­новленного законодательством срока выхода на пенсию.
  3. Социальная защита, классическим примером которой являет­ся выплата пособий по безработице, размер которых дифференци­рован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безра­ботного и установленного минимума заработной платы.

Меры активной политики занятости. Служба занятости населения организует профессиональную ориентацию населения, приступающего к труду, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях.

Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии. Устанавливает им на период обучения стипендии.

Служба занятости населения обеспечивает меры экономической поддержки занятости населения, включая поддержку рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирование и создание новых рабочих мест.

Социальные гарантии зарегистрированным безработным. Государственная служ­ба занятости населения осуществляет регистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособие по безрабо­тице с учетом индексации, содействует досрочному выходу на пенсию при невозможности трудоустройства в установленном по­рядке; предоставляет материальную помощь безработным и чле­нам их семей.

Социальные меры, проекты и программы обеспечения занятос­ти и адаптации к рынку труда. Государственная служ­ба занятости разрабатывает мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Обеспечивает квотирование рабочих мест для женщин, имею­щих малолетних детей, инвалидов, неквалифицированной мо­лодежи; создание рабочих мест для трудоустройства социально не защищенных граждан; временное трудоустройство подрост­ков и учащейся молодежи, выпускников учебных заведений.

Про­водит мероприятия по расширению возможности трудоустрой­ства и социальной адаптации граждан, не имеющих работы дли­тельное время.

Источник: https://magref.ru/politika-zanyatosti-v-sovremennoy-rossii/

Государственная политика занятости населения, ее основные цели, принципы и направления

6.4.2. Основные цели и формы реализации политики занятости в современной России

Тема: Государственное регулирование рынка труда и политика занятости

Государственная политика занятости населения, ее основные цели, принципы и направления

При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия “политика занятости” и “политика на рынке труда”, которые часто отождествляются.

Государственная политика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности.

Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации – правительство и Федеральное Собрание.

Что касается политики на рынке труда, то будучи составной частью общей политики занятостиона призвана решать относительно частные задачи, связанные с ликвидацией возникающих дисбалансов и диспропорций в сфере труда в процессе функционирования рыночной экономики.

Ее основная задача – минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

В качестве объекта политики государства на рынке труда выступает незанятое экономически активное население, а в качестве субъектов– Федеральная служба по труду и занятости и Федеральная служба занятости в лице своих региональных центров.

Политика на рынке труда и политика занятости имеют разные цели. Цели первой – способствовать работодателю – собственнику рабочих мест в приобретении рабочей силы, требуемого качества, создавая тем самым предпосылки соединения факторов производства.

Ищущим же работу людям оказывается содействие в подборе рабочего места и по возможности в соответствии с профессионально-квалификационными, демографическими и иными характеристиками.

Безработным оказываются услуги по обучению и переподготовке, принимаются меры по привлечению их на общественные и другие временные работы, предпринимается контроль над уровнем безработицы и меры по ее минимизации.

Главные же цели политики занятости связаны с проблемами использования труда, повышением его продуктивности.

Этому должны быть подчинены сдвиги в структурах занятости (отраслевой – за счет возрастания доли передовых технологий, профессионально-квалификационной – за счет увеличения удельного веса квалифицированного труда и современных профессий, демографической — за счет более образованной молодежи).

Важным направлением политики занятости на современном этапе должно стать решительное сокращение излишних масс труда в производстве (скрытой безработицы). Контроль уровня безработицы и ее минимизация должны обеспечиваться за счет сохранения и прироста рабочих мест, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  • Обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам РФ независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
  • Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • Поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способно­стей к производительному и творческому труду;
  • Обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • Принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудо­способностью;
  • Обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • Координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и со­циальной политики;
  • Участие профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллекти­вов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессио­нальную деятельность граждан РФ за рубежом и трудовую деятельность ино­странных граждан в РФ.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

· разработку планов и программ социально-экономического развития, мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и др. мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест (в ред. ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ);

· правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

· разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

· создание Федеральной государственной службы занятости населения; внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных на группы в зависимости от профиля их предыдущей деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) (10.01 2003);

· оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то, на наш взгляд, он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддержать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.

2. Политика на рынке труда: эволюция подходов

Часто осознание проблем отечественного рынка труда сопровождается требованиями к правительству “что-нибудь сделать с безработицей”. Неструктурированная проблема порождает стихийные и неэффективные действия.

Для того чтобы определить, чем должна заниматься российская политика на рынке труда, обратимся к “рыночному” мировому опыту.

Он будет полезен и в том смысле, что Россия находится в стадии перехода именно к рыночному хозяйству.

В первые два десятилетия 20-го века циклические периоды роста безработицы воспринимались как неизбежное экономическое зло.

Поэтому и средства от безработицы сводились к исправлению ее следствий и не содержали мер, смягчающих ее рост в ходе циклических колебаний экономики.

Облегчение бремени безработицы связывалось с двумя направлениями: во-первых, с посредничеством в трудоустройстве через биржи труда и, во-вторых, с системой страхования от безработицы.

В последующем больше внимания стало уделяться мерам по снижению риска безработицы среди отдельных групп населения. Тем не менее, все разрабатываемые меры основывались на индивидуальной помощи потерявшим работу и не предусматривали активного вмешательства правительств в регулирование рынка труда.

Перемены после Второй мировой войны — в первую очередь, экономическая депрессия, конверсия промышленности, массовая демобилизация, репатриация пленных и беженцев — заставили изменить роль государства в регулировании рынка труда. Безработица уже не рассматривалась как индивидуальная проблема работника.

Было признано, что основная ее причина кроется в неудовлетворительно функционирующей экономической системе. Постепенно концепция индивидуальной помощи безработным начинает меняться в направлении осознания позитивной роли активных средств влияния государства на равновесие рынка труда и его организацию.

Одним из этапных моментов в послевоенной истории политики на рынке труда стало принятие Международной Конференцией Труда документов о политике занятости в 1964г.

Во-первых, безработица уже не связывалась только с вопросами организации рынка труда.

Политика, направленная на поддержание и развитие занятости, предусматривала меры экономического регулирования в области налоговой политики, регулирования рабочего времени, заработной платы, образования, противодействие социальной изоляции, инвестиционные программы и т.д. Декларировано, что решение проблем занятости населения должно стать основной целью политики правительств.

Во-вторых, широкая трактовка мер, направленных на поддержку занятости, изменила и роль службы занятости. Она перестает быть единственным инструментом регулирования рынка труда и становится одним из элементов политики.

Несмотря на «потерю» исключительной роли, как функции, так и полномочия служб занятости расширяются.

Помимо традиционных посреднических функций и управления системами страхования от безработицы, предусматривались и специальные программы, например, для молодежи.

Постепенно основным направлением перемен становится смещение акцентов с пассивного возмещения потери доходов безработных и индивидуальной помощи через посредничество в трудоустройстве к расширению “активных” мер вмешательства в рынок труда.

Наиболее показателен в этом отношении опыт Швеции. Решением, альтернативным контролю над зарплатами и ценами в послевоенной Швеции, стала концепция активной политики на рынке труда.

Пакет политических мер в области людских ресурсов стал частью макроэкономической политической стратегии, то есть политика трудовых ресурсов рассматривалась как средство стимулирования спроса, не вызывающее инфляционных последствий.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в США на вооружение были взяты три политические предложения: более экспансионистское управление спросом, создание рабочих мест в государственном секторе и меры по обучению с целью помочь неблагополучным слоям населения вернуться на рынок труда.

ОЭСР в дополнение к улучшению баланса “инфляция–безработица” и уравновешиванию возможностей выхода с рынка труда третьей целью активной политики в области трудовых ресурсов выдвинула содействие экономическому росту посредством развития людских ресурсов.

Основная идея состояла в том, что любой шаг в сторону экономических ограничений, направленных на снижение инфляции, которые могут привести к появлению безработицы, должны с самого начала сочетаться с подготовкой выборочных контрмер.

В центре внимания оказались такие направления политики в области предложения рабочей силы, как меры по подготовке, поиску работы и трудоустройству,способныев наибольшей степени удовлетворять одновременно требованиям эффективности и справедливости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_194521_gosudarstvennaya-politika-zanyatosti-naseleniya-ee-osnovnie-tseli-printsipi-i-napravleniya.html

Refpoeconom
Добавить комментарий