6.3. Коллективно-договорное регулирование заработной платы

Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на предприятии транспорта

6.3. Коллективно-договорное регулирование заработной платы

2.3. Расчет заработной платы руководителей и служащих

Для руководителей и специалистов применяется, как правило, повременная оплата труда.

Рассмотрим расчет заработной платы директора и главного бухгалтера предприятия на конкретном примере:

В организации установлена тарифная ставка первого разряда в размере 20 000 руб., надбавка директору за производственные достижения в работе и за выполнение особо важных работ в размере составляет 40%.

Директор предприятия имеет 20 тарифный разряд по ЕТС, а главный бухгалтер — 17., для должности директора применяем тарифный коэффициент в размере 4,88, а для главного бухгалтера — 3,98.

Таким образом, должностной оклад директора и главного бухгалтера предприятия составляет:

О = ТС1р * Ктр.

Где О — тарифный должностной оклад,

Ктр — тарифный коэффициент по ЕТС.

Од = 20 000 * 4,88= 97600 руб.

Огл.бух = 20 000 * 3,98 = 79600 руб.

Коэффициент повышения тарифного должностного оклада по Приложению 2 к Инструкции составляет 1,1. Таким образом, должностной оклад с учетом увеличения составит:

Для директора — 97600 * 1,1 = 107360 руб.

Для главного бухгалтера — 79600 * 1,1 = 87560 руб.

Надбавка к окладу директора по контракту составляет 15%.

107360 * 15%= 16104 руб.

Месячный размер заработной платы директора:

107360+16104 = 123464 руб.

Месячный размер заработной платы главного бухгалтера: 87650 руб.

Расчет заработной платы водителей

Водители грузовых автомобилей

Сдельная оплата труда довольно часто определяется по сдельным расценкам за 1 куб.м и 1 куб.м.км.

Сдельная расценка за 1 куб.м. определяется умножением минутной тарифной ставки водителя автомобиля по норму времени погрузки и разгрузки одного куба ТБО.

Норма времени на 1 куб.м.км устанавливается по следующей формуле: 

Нвр. 1куб.км=Тдв+ tn- з/V*q*B,

где Тдв — время движения автомобиля (при расчётах норм применяется 60 мин.);

1п- з — подготовительно-заключительное время (2,5 мин. на 1 час работы);

V — расчетная норма пробега автомобиля для соответствующей группы дорог, км/час;

q- грузоподъемность автомобиля;

В — коэффициент использования пробега автомобиля (при расчетах норм принимается, как правило, в пределах 0,45 — 0,50).

Рассмотрим начисление заработной платы водителю по сдельным расценкам за кубы и кубокилометры на конкретном примере:

Согласно путевому листу формы 3 (С) автомобиля ГАЗ-3307 грузоподъемностью 3,25 т (в среднем 20 куб.м., Водитель вывозит ТБО с микрорайона , где установлено 40 контейнеров. Рабочее время водителя — 8 часов. Протяженность маршрута -75 км, в т.ч. по дорогам 1 группы -30 км с расчетной нормой пробега 50 км/ч и по дорогам в городах — 45 км с расчетной нормой пробега 25 км/ч.

Водителю установлена доплата за совмещение должности грузчика по перевозке ТБО в размере 30% тарифной ставки грузчика.

Тарифная ставка , установленная в организации, за вывоз одного куба — 17 рублей. Начислить заработную плату водителю.

Решение

Тарифная ставка водителя при 5-дневной 40-часовой рабочей неделе в 2010 г. составит: 17рублей*40 куб.м *21дней = 14280 рублей

По договору, если водитель работал без нарушений внутреннего распорядка, выполнил норму вывоза ТБО в сроки и нет перерасходов по ГСМ, то к тарифной ставке начисляется премия в размере 30% по коэффициенту 1.

14280 рублей * 1,3 = 18564 рублей

Если за водителем было какое-то нарушение, то коэффициент снижается от 1до 0, в зависимости нарушения.

Доплата за совмещение должности грузчика по вывозу ТБО в размере 30% тарифной ставки грузчика. Тарифный коэффициент грузчика 0,6. Тарифная ставка экспедитора составит:

0,6*14280 руб. = 8568 руб.

Доплата составит: 18564 руб. *30%/100% = 5569 руб.

Всего начислено заработной платы 18564 руб. + 5569 руб. = 24133 руб.

Для оплаты труда ремонтных рабочих применяется, как правило, повременная оплата труда

Сдельная оплата пока не находит, по разным причинам, широкого применения при оплате труда ремонтных рабочих АТП.

Сдельные расценки для оплаты труда ремонтных рабочих следует определять исходя из тарифных ставок, соответствующих разряду выполняемых работ, а не тарифному разряду работника.

Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей должны осуществляться, как правило, без привлечения для выполнения этих работ водителей.

В случае перевода водителей на работы по ТО и ТР автомобилей в связи с производственной необходимостью на срок до одного месяца оплата их труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. [12]

В случае перевода водителей на работы по ТО и ТР автомобилей на более длительный срок им присваивается квалификационный разряд слесаря по ремонту подвижного состава и оплата их труда производится по выполняемой работе. Но если заработная плата по выполняемой работе окажется ниже среднего заработка по прежней работе, то производится доплата:

при выполнении норм выработки до среднего заработка по прежней работе;

при невыполнении норм выработки — до тарифной ставки по прежней работе.

Доплаты за ненормируемый рабочий день и надбавки за классность за время, оплаченное по тарифным ставкам ремонтных рабочих, водителям не выплачиваются.

На предприятиях с небольшим количеством автомобилей (до 15) водители, как правило, полностью осуществляют работы по ТО и ТР. В этом случае оплата их труда за время выполнения этих работ проводится по установленным для них, как водителей, условиям: с доплатой за ненормируемый рабочий день и выплатой надбавки за классность.

Рассмотрим порядок начисления заработной платы вспомогательных рабочих на конкретном примере:

На предприятии автослесарь 4-го разряда за смену произвел замену тормозных колодок у 3 грузовых автомобилей. Норма времени на выполнение одной операции по замене колодок составляет 2,5 ч. На предприятии установлена тарифная ставка 1-го разряда в размере 187 ООО руб. Автослесарю установлены надбавки за вредные условия труда в размере 15%, за стаж работы — 10%.

Начислить заработную плату автослесарю.

Месячная тарифная ставка слесаря 4 разряда составит:

ТСм = 187 ООО * 1,57 * 1,1 = 322 949 руб.

Часовая тарифная ставка:

ТСч = 322 949 / 169,3 = 1 907,55 руб.

Сдельная расценка за выполнение одной операции составит:

Р = 2,5 * 1 907,55 = 4 768,9 руб.

Заработная плата за смену слесаря:

  1. = 4 768,9 * 3 = 14 306,7 руб.

Размер надбавки за вредные условия труда: 14 306,7 * 15% = 2 146 руб.

Размер надбавки за стаж работы: 14 306,7 * 10% = 1 430 руб.

Всего начислено: 14 306,7 + 2 146 + 1 430 = 17 883 руб

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ТРАНСПОРТА ОАО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО»

3.1. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда на предприятии ОАО «Спецавтохозяйство»

С  переходом  к  рыночным  отношениям  требуется принципиально  новая организация оплаты труда.  И  это  не самоцель, а  реальная  необходимость замены  устаревшей,  низко эффективной  модели  оплаты  труда, которая   в значительной мере  сдерживает  реализацию  потенциала   работников, тормозит развитие  экономики.

Организация  заработной  платы, основанная на  использовании  ее  традиционных  элементов  в  виде  тарифных ставок  и  окладов,  разного  вида  премии,   доплат   и   надбавок, слабо восприимчива к научно-техническому прогрессу, экономии ресурсов.

Всевозможные  премии,  доплаты  и   надбавки   утратили стимулирующую  роль  и  превратились  по  сути  в механическую  прибавку  к тарифным  ставкам  и  должностным  окладам,  как  правило,  не  связанную  с результатами труда.

Более того, они настолько   усложняют   организацию заработной платы, что она становится недоступной для понимания.

Можно было бы и дальше перечислять то, к чему  существующая  система оплаты  труда не восприимчива, в чем она не заинтересовывает, к чему не побуждает и т. д.,  и т.п.

Какие же первоочередные  преобразования  в  организации  оплаты  труда ОАО «Спецавтохозяйство» следует   провести,   чтобы   она  соответствовала   современным   условиям хозяйствования?

Говоря о  неэффективном  использовании  фонда  оплаты  труда,  нельзя искать недостатки только на исследуемом предприятии. Действующие системы оплаты  по труду, в том числе на ОАО «Спецавтохозяйство», обладают  рядом  недостатков.

Главный недостаток состоит в том, что заработная  плата  плохо,  а  зачастую вообще  не  связана  с  конечными  результатами  труда. Встает    вопрос о выборе процесса стимулирования роста производительности труда и качества.

Для  ОАО «Спецавтохозяйство»  в  большей степени подходят системы оплаты труда, базирующиеся на участии в прибылях  и распределении доходов. Сущность  гибкой системы  оплаты  труда  «Участие  в прибылях» в том, что за счет заранее установленной доли прибыли  формируются премиальный фонд, из которого работники получают регулярные выплаты.

Размер выплат зависит от  уровня  прибыли,  общих результатов коммерческой   деятельности   предприятия.  В системе «Участие в прибылях»  премии  выплачиваются за   достижение  конкретных   результатов коммерческой деятельности   предприятия.

     Это означает, что водители ОАО «Спецавтохозяйство», желая получить большую заработную плату постараются не допустить простоя на загрузке и выгрузке груза, перерасходы топлива, поломки автомобилей, т.к. это напрямую будет отражаться на прибыльности Общества.

Начисляются премии пропорционально  заработной плате  каждого  с  учетом  личных  и   трудовых характеристик исполнителя: классность,  отсутствие  аварийных ситуаций, поломок и простоев, рационализаторская деятельность, верность фирме и  т.  п.Но  эта система обладает рядом недостатков:

1) размер  получаемой  компанией  прибыли,  следовательно,  величина  премий зависит от множества внешних факторов, которые, часто  не  зависят  напрямую от работников компании (сезонный характер работы предприятий–заказчиков, ситуации форс-мажора, изменения в налоговом законодательстве и др.);

2) для работников управленческого аппарата часто трудно оценить, какое влияние  они   оказали своей работой на величину прибыли.

   При использовании этой системы необходимо помнить, что увеличение прибыли может зависеть от рыночных факторов и иметь краткосрочный характер.  Поэтому показатель прибыльности не всегда является наилучшей основой для  увеличения зарплаты.

   Система распределения доходов предусматривает,  что  премиальные  выплаты зависят от таких показателей,  как  своевременность доставки груза, наличие совмещаемых профессий, экономия материалов, надежность  работы.  В  результате  работник  может чувствовать тесную взаимосвязь между результатами  своей  работы  и  величиной  прибыли.

   С точки зрения защиты интересов наемных работников ОАО «Спецавтохозяйство»  заслуживает  внимания переход на гарантированный часовой размер минимума оплаты труда.

  Даже  если в основу его установления  будет  положен  значительно  более  высокий,  чем сегодня действующий, месячный размер государственного тарифа, это отнюдь  не будет означать аналогичного увеличения заработной  платы  работника.

  Когда занятость  в  течение  полного   рабочего   дня   и   рабочего   месяца   не гарантированна, работники  могут  оказаться  менее  защищенными  перед произволом   работодателей.

   Гарантированным   будет   лишь   заработок   в соответствии с  балансом  часов,  фактически  отработанных  за  оплачиваемый период времени  даже предусмотренную в настоящее время  норму:  простои  не по вине работника оплачиваются в размере 2/3 тарифной  ставки.

  Руководство ОАО «Спецавтохозяйство» при переходе на часовой гарантированный размер оплаты будет обязан  оплатить лишь  фактические  часы  работы. Оторвать   же  размеры   гарантированных государством  льгот  и  компенсаций  от  установленного  месячного  минимума оплаты  труда  возможно и  другим  путем:  установив  их   в   определенном соотношении  с  прожиточным  минимумом,  рассчитанным  для  соответствующей категории населения — получателей пенсий, стипендий, пособий и т.д.

Чтобы рабочая сила как товар  оплачивалась по своей  реальной  стоимости, необходимо приблизить минимальную зарплату с прожиточным минимумом, а  затем с потребительским бюджетом. Это должно  быть  зафиксировано  в  коллективном договоре и   неукоснительно   выполняться   всеми   сторонами, подписавшими соглашение.

Водители автомобилей ОАО «Спецавтохозяйство» на собрании трудового коллектива внесли предложении о том, чтобы директор внес изменения в коллективный договор и включил пункт о премировании водителей в размере 10% от тарифа за своевременную и качественную доставку груза заказчика, но в то же время все убытки за простой на загрузке или выгрузке по вине водителя возлагать на виновника. Эта мера дает реальный шанс значительно поднять зарплату водителей за счет увеличения количества поездок за период времени, сохраняя при этом качество обслуживания, уменьшая убытки Общества.

Источник: https://www.referat911.ru/Ekonomika-organizacii/kollektivnodogovornoe-regulirovanie-oplaty-truda-na/251139-2525061-place4.html

Refpoeconom
Добавить комментарий