6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы

Классификация хозяйствующих субъектов

6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы

Наиболее общим признаком разграничения является внесение предприятий и организаций к одной из сфер деятельности — ма­териальной или нематериальной (непроизводственной).

Хозяйствующие субъекты материальной сферы деятельности создают материальные продукты и блага являющиеся основой жизнедеятельности всего общества.

Продукты и блага выступает в натурально-вещественном выражении, в форме преобразован­ной энергии природы, или находятся в стадиях продолжения про­цессов производства, способствующих использованию создан­ных продуктов потребителями (транспортировка, заготовка, хра­нение и др.), при которых происходит наращивание стоимости.

Часть продукта данной сферы потребляется внутри ее отраслей (продукция производственного потребления), другая направляет­ся на конечное потребление, в том числе и в непроизводственную сферу.

Результаты деятельности непроизводственной сферы при­нимают форму услуг, процесс создания которых совпадает, как правило, с процессом их потребления, то есть они не подлежат накоплению, хранению.

Следующим крупным признаком классификации является характер финансовой деятельности хозяйствующих субъектов — коммерческая и некоммерческая.

Целью коммерческой деятельности является получение дохо­да.

На коммерческих началах функционируют подавляющая часть хозяйствующих субъектов сферы материального производства и значительная часть организаций и учреждений нематериальной сферы: коммерческие банки, страховые организации, другие учреждения финансового сектора (сберегательно-депозитные, инвестиционные фонды, фондовые биржи, разные учреждения, обслуживающие рынок ценных бумаг и денежно-кредитные рын­ки), торгово-посреднические предприятия, добровольные обще­ственные фонды, трастовые компании и прочие.

Значительная часть учреждений непроизводственной сферы остается в некоммерческом секторе: государственное управле­ние, оборона, государственное социальное страхование и обеспе­чение, охрана правопорядка, защита окружающей среды, боль­шая часть здравоохранения и образования, культуры и искусство, фундаментальная наука. Некоммерческая деятельность направ­лена не на получение дохода (прибыли), а на выполнение функ­ций и действий, необходимых для всего общества, в том числе обеспечение социальной защиты населения.

Важным признаком классификации хозяйствующих субъектов является принадлежность к определенной форме собственности. Согласно законодательству в Республике Казахстан приняты две формы собственности: частная и государственная.

Частная соб­ственность выступает как собственность граждан и (или) не­государственных юридических лиц и их объединений; в качестве особого вида частной собственности выступает собственность общественных организаций.

Государственная собственность представлена республикан­ской и коммунальной собственностью.

Внутри названных форм собственности могут быть сформиро­ваны разные хозяйственные структуры, что порождает большее количество организационно-правовых форм хозяйствования:

1. Государственные предприятия, основанные на государ­ственной собственности, в том числе:

республиканские — для решения общегосударственных задач экономического и социального развития Казахстана;

предприятия коммунальной собственности — для решения за­дач по удовлетворению социально экономических потребностей населения соответствующей территории, находятся в местном подчинении.

2. Хозяйствующие субъекты, основанные на частной соб­ственности юридических лиц: хозяйственные товарищества раз­ного типа, в том числе акционерные общества, кооперативные предприятия и организации.

3. Хозяйствующие субъекты, основанные на собственности общественных объединений.

4. Совместные предприятия на основе объединения имуще­ства учредителей, в том числе иностранных юридических лиц и граждан.

5. Частные хозяйствующие субъекты, основанные на соб­ственности граждан.

6. Смешанные предприятия с участием разных вышеперечис­ленных форм собственности.

Следует различать организационно-правовые формы хозяй­ствующих субъектов и их размеры. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов определяются формой собственности — государственной, частной (с разновидностями). По размерам хозяйствующие субъекты могут быть малыми, средни­ми и большими.

В законодательном порядке определены пара­метры хозяйствующих субъектов разных сфер деятельности в целях стимулирования их развития как эффективных структур, позволяющих оперативно решать производственные и организа­ционные задачи.

Так, в Казахстане к субъектам частного предпри­нимательства относятся:

— субъекты индивидуального предпринимательства;

— субъекты микробизнеса;

— субъекты малого предпринимательства;

— субъекты среднего предпринимательства;

— субъекты крупного бизнеса.

Многообразие разных классификационных характеристик хо­зяйствующих субъектов, возможные их сочетания усложняют фи­нансовый механизм данного звена финансовой системы, требуют постоянно его совершенствования, четкого законодательного ре­гламентирования деятельности, хорошо налаженного управления и контроля финансовых процессов.

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2269; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-16637.html

Статья 4. Единый хозяйствующий субъект | ГАРАНТ

6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы

Статья 4. Единый хозяйствующий субъект

1. Учредителем единого хозяйствующего субъекта является Российская Федерация.

Решение об учреждении единого хозяйствующего субъекта принимается Правительством Российской Федерации.

Устав единого хозяйствующего субъекта утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.

Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, а также прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации.

В уставный капитал единого хозяйствующего субъекта может не вноситься имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, непосредственно не связанное с организацией движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте и обеспечением аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте (промышленных, ремонтных, строительных организаций, организаций торговли), в случае, если соблюдены следующие условия:

организация не является единственным поставщиком товаров, работ и услуг для железнодорожного транспорта;

организация имеет наряду с организациями федерального железнодорожного транспорта иных заказчиков и иной рынок сбыта своей продукции;

выделение имущества организации из состава вносимого в уставный капитал имущества федерального железнодорожного транспорта не приведет к росту издержек на железнодорожном транспорте, повышению тарифов на услуги железнодорожного транспорта и ухудшению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта.

3.

Размер уставного капитала единого хозяйствующего субъекта в момент его создания определяется Правительством Российской Федерации, исходя из стоимости подлежащих приватизации активов организаций федерального железнодорожного транспорта, но не может быть выше балансовой стоимости указанных активов, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанной в сводном передаточном акте.

Земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.

Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством Российской Федерации ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.

Внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.

4. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.

Сводный передаточный акт и его форма утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Сводный передаточный акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

5. В целях составления передаточных актов на основании совместного решения федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом и федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта создаются инвентаризационные комиссии.

6. Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Опубликование утвержденного Правительством Российской Федерации перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, является для кредиторов и должников уведомлением о внесении имущества соответствующих организаций в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

В течение месяца со дня опубликования Правительством Российской Федерации перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, кредиторы вправе предъявить свои требования к этим организациям.

Предъявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном законодательством Российской Федерации порядке при определении состава имущества, вносимого в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

При этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на единый хозяйствующий субъект.

Организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, продолжают осуществлять деятельность, на осуществление которой требуется получение аккредитации и необходимых специальных разрешений (лицензий), впредь до получения единым хозяйствующим субъектом (его дочерними обществами) такой аккредитации и переоформления им документов, подтверждающих наличие специальных разрешений (лицензий), после чего указанные организации прекращаются и исключаются из единого реестра юридических лиц в установленном порядке.

Документы, подтверждающие наличие специальных разрешений (лицензий), выданных организациям федерального железнодорожного транспорта, подлежат переоформлению на документы, подтверждающие наличие соответствующих специальных разрешений (лицензий) у единого хозяйствующего субъекта (его дочерних обществ), в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные организации федерального железнодорожного транспорта прекращаются и исключаются из единого государственного реестра юридических лиц в установленном порядке после внесения их имущества в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

7.

Со дня включения организаций федерального железнодорожного транспорта в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на имущество, в том числе земельные участки, к единому хозяйствующему субъекту ни одна из организаций федерального железнодорожного транспорта без согласования с федеральным органом по управлению государственным имуществом, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не вправе:

совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые влекут за собой возможность отчуждения имущества, стоимость которого составляет более чем пять процентов балансовой стоимости активов организаций; цена которых превышает пять процентов балансовой стоимости активов организаций на дату утверждения ее последнего балансового отчета; цена которых более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;

сокращать численность работников;

получать кредиты, осуществлять выпуск ценных бумаг, предоставлять займы и выдавать ссуды;

передавать имущество в аренду, залог или безвозмездное пользование;

приобретать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ.

Источник: https://base.garant.ru/185585/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

Refpoeconom
Добавить комментарий