6.1.3. Поиск новой модели финансирования образования

Модели бюджетного финансирования образования

6.1.3. Поиск новой модели финансирования образования

ЛЕКЦИЯ 4

Финансовый механизм

Бюджетное финансирование

План:

1. Финансовый механизм: определение и сущность.

2. Модели бюджетного финансирования.

3. Основные функции участников финансирования образования.

4. Типы государственных (муниципальных) учреждений.

5. Планирование бюджетных средств на реализацию образовательных услуг

6. Организация финансирования расходов на образование.

Введение

Попытаемся связать данную лекцию с предыдущими. Мы вели речь об открытых, сложных, нелинейных системах и об их свойствах. Одним из существенных свойств таких систем является их способность к самоорганизации.

Социальные системы, встроенные в государственные структуры, развиваются под влиянием организации (в смысле управления извне) и самоорганизации (в смысле самоуправления).

В зависимости от характеристик таких систем, для их успешного функционирования и развития необходим определённый баланс между управлением и самоуправлением, т.е. — организацией и самоорганизацией. Причём далеко не всегда середина в соотношении этих двух факторов является золотой.

В ряде случаев должна преобладать организация (управление извне), например, в армии, а ряде случаев – самоорганизация (самоуправление), например, в научных комплексах типа Силиконовой Долины.

Что же должно преобладать в системе образования в целом и в отдельных образовательных учреждениях? Обратимся к их финансовому механизму.

1. Финансовый механизм – это совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования денежных средств учреждениями и органами управления образования в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования.

Финансирование – это обеспечение необходимыми денежными средствами затрат на осуществление определённой деятельности. В нашем случае на осуществление образовательного процесса.

Финансирование осуществляется на принципах:

• плановости — средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

целевой направленности — использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

• безвозвратности — у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

• выделения средств по мере их расходования;

• экономии — рационального расходования средств.

Следует отметить, что финансирование не следует смешивать с отношениями ”купли-продажи“, где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Для дальнейшего изучения это важно, поскольку, строго говоря, далеко не каждое поступление денег или материальных объектов в образовательное учреждение является финансированием.

Модели бюджетного финансирования образования

Мировая практика предлагает три модели бюджетного финансирования: 1) сметное финансирование, 2) нормативное финансирование и 3) бюджетное финансирование, основанное на дифференциальной грантовой поддержке.

Исторически так сложилось, что для нашей страны типичной моделью является бюджетное сметное финансирование.

Сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного или муниципального бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов.

Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемые финансирующим органом с учётом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчётом по каждому виду расходов.

Смета бюджетного учреждения – основной плановый документ, определяющий объём, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Утверждённая смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.

Для практической деятельности образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса, т.е. документа, отражающего не только расходы, но и получаемые им доходы. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, оно имеет самостоятельный баланс и расчётный счёт.

Для образовательного учреждения составляются три вида смет согласно видам разделов лицевого счёта учреждения:

● на конкретную образовательную программу;

● на получение и расходование средств по нацпроекту «Образование» ((Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года №497);

● содержание структурных подразделений учреждения, реализующих образовательные программы различных уровней и не обладающих правом юридического лица (например, детский сад или школа в составе вуза);

● на строительство или реконструкцию объектов и др.

Для разработки сметы необходимо определить потребность в средствах для осуществления расходов по каждой статье классификации.

Потребность в бюджетном финансировании системы образования базируется на трёх основных количественных параметрах:

● численность обучающихся (по уровням образования);

● сроки и условия обучения и воспитания (по уровням образования);

● материальная база образовательного учреждения.

Источниками для получения этих данных являются нормативные документы, формы статистического наблюдения, данные бухгалтерской отчётности.

Так, нормативы численности обучающихся (воспитанников) в группе, классе указаны в соответствующих типовых положениях образовательных учреждений.

Государственные образовательные стандарты определяют сроки и условия обучения учащихся на каждом уровне образования.

Ежегодно органы управления образования собирают статистические данные о контингенте обучающихся по типам и видам образовательных учреждений и уровням образования.

Естественно, что для обучения разного количества учащихся требуется соответственно и разные затраты, как и для обучения одного и того же количества учащихся, но с разным сроком обучения и разным набором дисциплин.

Материальная база образовательного учреждения является элементом относительно постоянным. В определённой мере она зависит от контингента обучающихся.

Количество учебных площадей, оборудования в детском саду, школе должно соответствовать численности обучающихся и условиям их обучения.

При этом здание образовательного учреждения используется одинаково для учебных целей вне зависимости от количества воспитанников, учащихся.

Технический расчёт потребности в бюджетных средствах может осуществляться двумя способами.

Первый способ строится на том, что расчёт потребности в бюджетных средствах проводится непосредственно образовательным учреждением.

Для этого на уровне дошкольного учреждения, школы или другого типа учреждения необходимо, пользуясь общей схемой расчёта потребности в средствах, просчитать общую сумму затрат учреждения на год.

Этот процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой работы по сбору и обработке экономической информации. Сводная работа часто приводит к большому количеству ошибок.

Второй способ предполагает, что расчёт потребности в средствах проводится органами управления образования соответствующего уровня. Условием проведения такого расчёта является наличие необходимой статистической информации о сети подведомственных образовательных учреждений и необходимой методической базы.

Всё это в необходимых объёмах имеется в органах управления образования. Может уточняться в течение подготовительного периода.

Данный подход отличается большой оперативностью, возможностью проведения расчётов «в любой момент» при выдаче исходных финансовых показателей Министерством финансов РФ, единым подходом к совокупности образовательных учреждений.

В связи с этим этот способ отличается «усреднённостью», т.е. меньшей индивидуализацией расчётов для каждого образовательного учреждения. В свою очередь, это тоже может потребовать ввода значительного количества поправок.

Такой способ расчёта используется в настоящее время министерством образования и науки РФ.

Оба пути требуют методической основы расчёта потребности в средствах либо на уровне отдельного образовательного учреждения. Либо на уровне министерства.

Таким образом, понятие сметы можно охарактеризовать следующими признаками:

● это финансовый плановый документ;

● она отражает свод затрат на определённый вид деятельности, отдельное производство, мероприятие;

● она составляется на определённый временной период (год, месяц, время производства, время проведения мероприятия и т.п.);

● смета не определяет источники погашения планируемых затрат.

Нормативное (нормативно-подушное) финансирование предполагает финансирование предоставленной услуги, а не учреждения, и зависимость объёма выделяемых бюджетных средств от числа обучающихся, воспитанников в отдельно взятом образовательном учреждении.

Источник: https://poisk-ru.ru/s41601t7.html

Проблемы государственного финансирования в сфере образования

6.1.3. Поиск новой модели финансирования образования

Ключевые слова: ФИНАНСИРОВАНИЕ; БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ; ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ; ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ; КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ; FINANCING; BUDGET FINANCING; FINANCING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS; FINANCIAL RESOURCES; CONSOLIDATED BUDGET; EDUCATIONAL SERVICES.

Аннотация: В статье рассмотрена проблема финансирования бюджетных образовательных организаций и сферы образования в целом. Проведен анализ и оценка основных факторов, которые негативно влияют на выделение государственного бюджета в образование. Сформулированы основные качественные и количественные понятия федеральных программ. Даны рекомендации по модернизации системы финансирования сферы образовательных услуг.

Наиболее важным социально-экономическим правом каждого гражданина Российской Федерации является право на образование. От реализации данного права зависит функционирование и развитие общества и государства. Образованность поколения зависит от качественных реализуемых процессов образования.

Основная гарантия государства в области образования состоит в том, что любой гражданин имеет право на получение бесплатного образования. На сферу образования возлагается одна из ведущих ролей государственной деятельности, которые требует значительной финансовой поддержки со стороны государства.

На сегодняшний день финансирование образовательных организаций является одной из первостепенных проблем, на пути развития образования в нашей стране. На данном этапе сфера образования в Российской Федерации характеризуется нехваткой бюджетных мест.

Проблемы содержания и качества образования отходят на второй план, так как они зависят непосредственно от финансовых ресурсов.

Задолженность по заработной плате персоналу в образовательных учреждениях, также является актуальной проблемой в последние годы, что негативно сказывается на привлечении молодых специалистов, из образовательных организаций в коммерческие структуры.

Данные обстоятельства оставляют значимый негативный отпечаток в формировании рынка труда, услуг и цен. Такие ученые как: Л. Г. Поляк, Е. А. Колесникова, Е. В. Савицкая, И. Ю. Федорова, Н.И. Сидорова, занимались исследованием данной проблемы, и посвящали этому множество трудов. [3]

Основным источником финансирования образования является федеральный бюджет государства, бюджет субъектов Российской федерации, бюджеты муниципальных организаций и внебюджетные средства. Под финансированием понимается процесс обеспечения образовательных организаций финансовыми ресурсами.

В данный процесс входят определение целей финансирования, размер необходимых денежных средств, сроки, порядок расходования и отчет о расходах. [5] Экономическое состояние страны влияет на финансирование экономики, в том числе и образования.

Благодаря макроэкономическим показателям финансирования в нашей стране, можно проанализировать состояния обеспечения сферы образования, и развития ее в дальнейшем.

К большому разочарованию приводит тот факт, что за последние годы происходят значительные сокращения расходов на всех уровнях, обусловленных экономическим состоянием нашей страны.

На фоне мирового финансового кризиса, проявляется значительное ухудшение государственного финансирования системы образования. При значительном снижении финансирования в сфере образования, нарастает риск возникновения кризиса и поиск путей альтернативных образовательных учреждений.

Консолидированный бюджет Российской федерации в период с 2013-2016 гг. является дефицитным. [1]

Таблица.1 Показатели консолидированного бюджета в образовании

ПоказателиГодовые показатели значений
2012 г.2013 г.2014г.2015г.2016г.
1Доходы консолидированного бюджета, млрд руб.20853,723088,724082,426371,16 044,6
2Расходы консолидированного бюджета, млрд руб.20004,522825,924931,427216,46 491,6
3Доходы федерального бюджета, млрд руб.11366,212853,713019,514496,615082,4
4Расходы федерального бюджета, млрд руб.10936,512 89813352,814831,715523,6
5Расходы на социальную политику в % от дохода28,73028,823,420,9
6Расходы по разделу «Образование», млрд руб., в том числе:588,5603,9672,32638,6632,2
6.1Дошкольное образование6,17.057,855,936,4
6.2Общее образование81,289,767,230,137
6.3Профессиональное образование9,610,29,210,110,1
6.4Переподготовка и повышение квалификации6,26,66,98,27,5
6.5Высшее профессиональное образование423,4448,2495,7498,1517,1
6.6Молодежная политика5,05,55,67,21,4
6.7Прикладные научные исследования в области образования12,113,78,715,213,2
6.8Другие расходы в области образования22,823,621,513,59,4
7Уровень безработицы, в %6,45,65,45,25,8
8Уровень инфляции, в %6,16,576,4311,3712,9

Начиная с 2013 года, дефицит составил порядка 880 млрд. рублей, к 2016 эта цифра уменьшилась вдвое. Применительно к сфере образования, данный профицит влияет негативно на финансирование образовательных учреждений. [1]

Рис.1 Изменение консолидированного бюджета РФ 2012-2016На реализацию Федеральной программы «Развитие образования» в период 2014-2020 годов было запланировано порядка 306 млрд. рублей, из них федерального бюджета 273 млрд. рублей, и порядка 33 млрд. из внебюджетных источников.

Основной целью данной программы является обеспечение соответствия качества образования в Российской Федерации к запросам населения и задачам развития социальной сферы и экономики
Последние пару лет показали нам, что финансирование данной программы сократилось более, чем на 90%, по сравнению с предыдущими годами (2016 год — 1,3 млрд). [1]

Весомым негативным фактором является передача финансирования с федерального уровня на региональный.

Начиная с 2015 в региональных образовательных учреждениях, из-за дефицита финансовых средств, началась оптимизация расходов, путем сокращения рабочих мест и переподготовки кадров.

Данное явление влияет на увеличение уровня безработицы в стране с каждым годом. Так же немаловажным фактором, пагубно влияющим на процесс финансирования сферы образования, является инфляция.

Исследования, проводимые в системе образования, позволяют искать и разрабатывать новые финансовые механизмы и инструменты, которые позволят ускорить шаги, на пути модернизации системы образования и ее финансирования. В связи с вышесказанным, на пути совершенствования финансирования системы образования, мы считаем, что полезными факторами буду являться:

1. Освобождение от уплаты налогов бюджетные образовательные организации, на которые возлагается основной доход.2. Совершенствование системы финансирования образования на законодательном уровне.3. Создание единой информационной платформы для анализа функционирования бюджетных и внебюджетных средств образовательной организации.4.

Привлечение частных и спонсорских инвестиций на государственном уровне (Совершенствование и развитие программы государственно-частного партнерства в области образования).5. Введение четкой подотчетности и повышение ответственности учредителей и подведомственных организаций. Оценка эффективности использования финансов.6.

Развитие системы образовательного кредитования, с частичным покрытием государства.7. Введение тендеров на образовательные услуги.

8. Плановые мониторинги и оптимизация в образовательных организациях.

Подводя итоги, можно сказать, что процесс финансирования образовательных услуг требует серьезной работы по исследованию и анализу бюджетных образовательных учреждений и для их потребителей, с целью сведения к минимуму рисков, по созданию определенной нормативной базы. Результатом проведенных мониторингов и работ, должно быть не сокращение финансовой поддержки образовательных организаций, а эффективно функционирующий процесс расходов, с целью оказания качественных образовательных услуг.

Источник: http://novaum.ru/public/p405

Refpoeconom
Добавить комментарий