5. Последствия бюджетного дефицита

5. Последствия бюджетного дефицита: Лауреат Нобелевской премии 1986 г. по экономике Джеймс Бьюкенен

5. Последствия бюджетного дефицита

Лауреат Нобелевской премии 1986 г. по экономике Джеймс Бьюкенен (James Buchanan) из Универси­тета Джорджа Мейсона утверждает, что наихудшее наследие Кейнса для экономики состоит в том, что он узаконил бюджетный дефицит[246].

Считая, что го­сударство имеет право оплачивать свой выход из де­прессии, Кейнс выступал против преобладавшей в то время ортодоксальной точки зрения на способы благоразумного ведения государственных финансов. Эта точка зрения состояла в том, что для недопуще­ния государственного дефицита приемлемы любые средства.

Таким образом, утверждает Бьюкенен, Кейнс открыл шлюзы, позволившие политикам тра­тить деньги, не поднимая при этом налогов для оплаты расходов. Разумеется, Кейнс не был сторон­ником безрассудных трат, результатом которых явился бы дефицит.

Он писал свой труд во время Великой депрессии, когда высокий уровень безрабо­тицы и падение цен означали минимальный риск инфляции при дефицитном финансировании. Потребовалось длительное время для принятия идеи Кейнса о пользе бюджетного дефицита во вре­мя спадов. И коль скоро она была принята, дефи­цитное финансирование стало использоваться даже в благоприятные времена.

В 80-х годах дефицит полной занятости Соединенных Штатов перешагнул за отметку 3% ВНП (см рис 34-3). Столь значительные масштабы дефицита, кото­рые имели место в Соединенных Штатах к середи­не 80-х годов, могут в конце концов вызвать инфля­цию.

Однако мы уже говорили о слабости в Соеди­ненных Штатах как прямой связи между дефици­том и инфляцией, так и косвенной связи «дефицит — рост денежной массы — инфляция».

Отсюда за­явление о том, что дефицит не может быть допу­щен, поскольку он неизбежно ведет к инфляции, следует признать необоснованным, по крайней мере в тех условиях, которые преобладают в Соединен­ных Штатах в последние десятилетия.

Однако имеется еще одна причина для беспокой­ства по поводу дефицита В современных промыш- ленно развитых странах, функционирующих в усло­виях приемлемых темпов инфляции, главная опас­ность дефицита заключается в эффекте вытеснения. Рост дефицита полной занятости вытесняет частные инвестиции в результате увеличения реальной про­центной ставки[247].

Скажем проще: чем больше дефи­цит, тем выше объем сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и тем меньше величина средств, доступных для фи­нансирования инвестиций. При уменьшении этой суммы реальная процентная ставка должна вырасти таким образом, чтобы сократить спрос на инвести­ции до суммы, соответствующей объему предлагае­мых средств.

Рост реальной процентной ставки и соответству­ющее ему сокращение нормы инвестиций приводят к тому, что в распоряжении экономики остается меньше заводов и оборудования, и рано или поздно дефицит вызовет снижение уровня жизни. В этом состоит бремя государственного долга.

Допуская де­фицит и финансируя его посредством выпуска цен­ных бумаг, одно поколение имеет возможность уве­личить свое потребление, оставляя будущим поколе­ниям возросший долг, меньше основного капитала и, следовательно, более низкие масштабы потребле­ния. РАВЕНСТВО РИКАРДО.

Решающий аргумент в пользу того, что государственный долг и финансиро­вание этого долга создают бремя для будущих поко- 11 Эффект вытеснения был предметом нашего обсуждения в гл 30. лений, состоит в том, что увеличение объемов заим­ствования государством приводит к росту реальной процентной ставки.

Профессор Роберт Барро (Robert Ватто) из Гарвардского университета полу­чил известность благодаря следующему своему тези­су: в то время как рост государственных расходов увеличивает реальную процентную ставку, измене­ния в величине дефицита, вызываемые изменения­ми в налогообложении, не влияют на уровень про­центной ставки при условии, что государственные расходы и все другие имеющие значение факторы сохраняются неизменными. Чтобы увидеть, как действует этот механизм, предположим, что государство сокращает налоги на 20 млрд. долл без сокращения расходов. Следова­тельно, оно должно занять у общества 20 млрд. долл Допустим, что это делается посредством эмис­сии облигаций, которые должны быть погашены че­рез 5 лет. Естественно предположить, что рацио­нально мыслящие люди понимают: через 5 лет госу­дарство должно будет поднять налоги, для того что­бы выплатить 20 млрд. долл и еще проценты по ним Какие изменения они внесут в свое поведение вследствие осознания этого факта? Их доходы в ре­зультате сокращения налогов повышаются на 20 млрд. долл Поэтому они могут сэкономить 20 млрд. долл и инвестировать их в государственные облига­ции, для того чтобы через 5 лет платежи, которые они получат от государства в качестве оплаты за свои облигации, были достаточными для компен­сации роста налогов В соответствии с этой логикой сегодняшнее сокращение налогов полностью на­правляется в сбережения, оставляя текущее потреб­ление без изменения, поскольку люди ожидают в будущем увеличения налогов. По логике Барро возросшие сбережения потре­бителей в точности соответствуют уровню, достаточ­ному для предотвращения роста процентной ставки. Таким образом, влияние дефицита на инвестиции отсутствует. Эта логика была проанализирована и отвергнута английским экономистом Давидом Ри- кардо (1772-1823). Отсюда и появилось название равенство Рикардо для тезиса об эквивалентности финансирования данного уровня государственных расходов посредством долга и посредством налогов. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ. Логика равенства Ри­кардо интересна с теоретической точки зрения, но соответствует ли оно реальному поведению людей? Рисунок 34-6 иллюстрирует динамику реальной про­центной ставки и дефицита полной занятости в Сое­диненных Штатах для периода начиная с 1960 г.12 80-е годы выделяются как период наиболее высоких процентных ставок и устойчивого крупномасштаб­ного дефицита полной занятости. Но в целом оче-

Годы
РИС. 34-6. Реальная процентная ставка и де­фицит полной занятости в Соединенных Шта­тах в 1960-1986 гг. Примечания. Метод исчисления реальной процентной ставки описан в тексте Дефи­цит полной занятости измеряется в процентах от ВНП. (Источник Data Resources, Inc.)

12 Реальная процентная ставка исчисляется как разность между средними значениями годовой номинальной ставки по казначейским векселям и нормы инфляции для данного года (в частности, для 1984 г. норма ин­фляции измеряется как процентное увеличение дефлятора ВНП в пери­од с IV квартала 1983 г. по IV квартал 1984 г.).

видной связи нет. Например, в 1960-1964 гг. имел место огромный рост дефицита полной занятости, который, видимо, не влиял на величину реальной процентной ставки. Как это часто бывает в экономике, проблема со­стоит в том, что теоретическая предпосылка «при прочих равных условиях» на деле не выполняется. В период 1960-1964 гг.

денежная политика стимули­ровала экономический рост, тогда как в начале 80-х годов она была чрезвычайно рестриктивной.

Более внимательный анализ данных рис 34-6, адаптиро­ванных с учетом влияния денежной политики, при­водит к выводу, что рост дефицита полной занято­сти при прочих равных условиях действительно в тенденции вызывает увеличение реальной процент­ной ставки.

Истинность равенства Рикардо может быть так­же установлена путем проверки факта увеличения людьми нормы своих сбережений в результате со­кращения налогов. В данном случае опыт 80-х годов свидетельствует не в пользу этого тезиса: дефицит, последовавший за значительным сокращением нало­

Источник: https://all-sci.net/predpriyatiy-ekonomika/posledstviya-byudjetnogo-defitsita-245675.html

Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита государственного бюджета

5. Последствия бюджетного дефицита

Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами. 

Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.

Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.

Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.

Профицит и сбалансированный бюджет

Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.

Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.

Причины бюджетного дефицита

  • Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.
  • Рост неоплаченного государственного долга.
  • Сокращение доходов из-за экономического кризиса.
  • Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.
  • Неэффективность финансовой системы государства.
  • Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.
  • Коррупция.

Виды бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.

Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.

  • Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.
  • Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Последствия дефицита бюджета

Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.

Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.

Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.

Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита

  • Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.
  • Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.
  • Бюджетные кредиты.
  • Доходы от продажи государственного имущества.
  • Использование государственных резервов.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита

  • Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.
  • Кредиты иностранных государств.
  • Кредиты зарубежных банков и фирм.
  • Кредиты международных финансовых организаций.

Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами. 

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:

  • Денежная эмиссия. Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.
  • Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.
  • Секвестирование бюджета. Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.

Источник: https://www.anews.com/p/114440530-deficit-byudzheta-istochniki-finansirovaniya-deficita-gosudarstvennogo-byudzheta/

Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия

5. Последствия бюджетного дефицита
  

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Финансы»

На тему:

       Бюджетный дефицит, его экономические и социальные

       последствия  

    Введение……………………………………………………………………………3

  1. Сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия
    1.        Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
    2.        Виды бюджетного дефицита………………………………………………..7
    3.        Факторы, влияющие на бюджетный дефицит……………………………..14
    4.        Последствия бюджетного дефицита………………………………………15
  2.      Финансирование бюджетного дефицита

2.1.        Сущность понятия управления бюджетного дефицита………………….18

2.2.        Способы покрытия бюджетного дефицита………………………………..19

    3.                Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 годы………………………..……..27

    3.1.        Прогнозы бюджетного дефицита………………………………………….30

          Заключение …………………………………………………………………….…33  

Введение 

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами — это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.

В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства.

Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего, законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

Идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики. Именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Возникает вопрос, как соблюсти баланс федерального бюджета и какими методами урегулировать его.

Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита.

Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета цикличности (циклический дефицит), с проводимой правительством политикой позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования.

Уровень инфляции, динамика валютного курса, налоговая нагрузка и бюджетный дефицит взаимосвязаны и от этих факторов зависит также стабильность экономической деятельности и экономического роста страны.

В Российской Федерации в 1998 году был принят Бюджетный Кодекс, в котором отражены основные положения о доходах бюджета, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования.

По размеру бюджетного дефицита отчитывается Министерство финансов, прогнозируемый дефицит бюджета учитывается при составлении бюджета на следующий год.

Для этого составляется Федеральный закон о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, который содержит такие характеристики бюджета как бюджетный дефицит и источники его финансирования.  

1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежные фонды.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда — за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Бюджетный дефицит — это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.

Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические показатели. Известный английский экономист Дж.М.

Кейнс в целях ''взбадривания'' экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено.

Интересно, что в начале 90-х годов положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета достигал в Кувейте в начале 80-х годов и составлял более 60 % ВВП.

А самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд.

долларов, или 4,8 % ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

    — спад общественного производства;

    — завышенные расходы на реализации принятых социальных программ;

    — возросшие затраты на оборону;

    — рост «теневого» сектора экономики;

    — рост предельных издержек общественного производства;

    — массовый выпуск «пустых» денег.

 Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется.

 Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

На 2000 год в «тени» производилось до 40% ВВП.

Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода.

Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

В этом случае он — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.

Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 — 3 %.

Таким образом, сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.

Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е.

используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.

Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы.

Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита.

Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.

В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета. 

1.2Виды бюджетного дефицита

Существуют следующие виды бюджетного дефицита:

Циклический дефицит госбюджета — результат действия встроенных стабилизаторов.

Структурный дефицит госбюджета — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Операционный дефицит госбюджета — общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

Первичный дефицит госбюджета — разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

Квазифискальный дефицит госбюджета — скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор — экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики.

В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.

«Встроенные» стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

Источник: https://www.stud24.ru/budget/bjudzhetnyj-deficit-ego-jekonomicheskie-i/120976-355879-page1.html

Refpoeconom
Добавить комментарий