5. Поощрительная функция налогообложения

Поощрительная функция налогообложения

5. Поощрительная функция налогообложения

Как отмечает Е.

Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг опреде­ленных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако дан­ная функция представляет собой простое приспособление на­логовых механизмов для реализации социальной политики го­сударства.

Налоги используютсявсеми рыночными государствами как метод прямого влия­ния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг.

Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.

Посредством налогов госу­дарство решает экономические, социальные и многие другие общественные проб­лемы.

С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каж­дая из которых реализует практическое назначение налогов.

Фискальная функция — основная. Она формирует доходы, аккумулируя в бюд­жете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и пла­тежи по государственному долгу.

Социальная функция осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между раз­личными категориями населения. Примерами реализации распределительной (со­циальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая функция посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влия­ние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направ­ляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляе­мые на накопление производственных фондов.

Поэтому для этой функции выделя­ют три составляющие: стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производи­телей; дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошли­ны, приостановить вывоз капитала из страны и т. д., и воспроизводственная под­функция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необхо­димость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

1. Фискальная функция {фиск — государственная казна) про­является в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения общенациональных потребно­стей.

Эта функция — исходная и основная, характерна для всех государств на различных этапах его развития. С ее помощью об­разуется централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия для государственного функционирования.

Именно фискальная функция обуславливает реальные возмож­ности для перераспределения части стоимости НД в пользу оп­ределенных групп общества.

Через фискальную функцию государство обеспечивает:

1) достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;

2) равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;

3) установление высокого уровня социальной инфраструкту­ры в государстве и в каждом отдельном регионе;

4) выполнение всех экономических, политических и социаль­ных задач.

Значение фискальной функции с развитием рыночных отно­шений возрастает. Для XX столетия было характерно беспредель­ное увеличение налоговых поступлений государства. Это обуслов­лено объективными причинами: особенностями производства, расширением деятельности государства.

Рост объема производства, развитие научно-технической революции создали реальные воз­можности увеличения национального дохода, а следовательно, и финансовых ресурсов государства, главным образом за счет нало­говых поступлений.

Одновременно деятельность государства рас­ширилась, и потребность в средствах возросла (особенно высоки были темпы роста налогов после второй мировой войны, что свя­зано не только с восстановлением экономики, но и ухудшением условий производства во многих развитых зарубежных странах).

Каждое десятилетие налоговые поступления возрастали в 1,5 и более раз, с учетом обесценивания валют. Шел процесс увели­чения доли налоговых доходов в НД.

Накануне второй мировой войны эта доля составила 20—25%, а в первой половине 70-х го­дов достигла 34% в Японии и 47% во Франции (с учетом взно­сов на социальное страхование).

Абсолютное и относительное увеличение налогов является ответной реакцией государства на необходимость финансировать экономические процессы в связи с усложнением производства, возникновением новых социаль­но-экономических проблем.

В середине 80-х годов налоговые поступления замедлили свой рост.

Объяснялось это рядом причин: рост налогов достиг такого уровня, что вызвал в странах увеличение издержек произ­водства и удорожание товара, что стало сдерживать темпы эко­номического роста.

Чрезмерное обложение населения вызвало ухудшение материального положения определенных социальных групп. Ныне, несмотря на определенное сокращение налоговых поступлений, их доля в новой стоимости сохраняется высокой.

Для сравнения налогового бремени по странам в междуна­родной статистике используются показатели удельного веса в валовом внутреннем продукте (ВВП). В начале 90-х годов доля налоговых доходов в ВВП (включая взносы на социальное стра­хование) колебалась от 29,8% (для США) до 55,3% (для Шве­ции), в странах ЕЭС — 40,8%, в РФ — 43,3%.

Фискальная функция налогов, с помощью которой происхо­дит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обуслав­ливает регулирующую функцию.

2.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свобо­ду хозяйствующих субъектов. Рынок обуславливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время от­ветственность за результаты производства.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

1) регулирование спроса и предложения;

2) стимулирование сбережений граждан;

3) выравнивание доходов отдельных социальных групп;

4) развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуаль­ной предпринимательской инициативы;

5) регулирование экспортно-импортной деятельности;

6) стимулирование научно-технического прогресса. Конечная цель налогового регулирования — обеспечение не­прерывных инвестиционных процессов, рост финансовых резуль­татов и в конечном счете увеличение общенационального фонда денежных средств.

Налоги как специфическая форма производственных отно­шений оказывают влияние на основные факторы общественного производства: труд и капитал.

Работники наемного труда, получив оплату, расходуют ее пре­имущественно на потребление товаров и услуг, а также на налоги. В связи с этим налоги воздействуют в зависимости от уровня этой оплаты на труд по трем направлениям. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи.

Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупно­го спроса, а через механизм рынка могут содействовать или тормо­зить производство.

Это обусловлено тем, что доходы лиц наемного труда предназначены в основном на потребление в данный момент или в будущем, поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны, которая зависит прежде всего от данной социальной груп­пы.

В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товара и услуг. Это соотношение является определяющим для предпринимателя в процессе использования или реализации производственных мощностей.

Влияние налогов на владельцев капитала распространяется и на другие социальные группы. Оно многогранно. Налоги ней­тральны к личному потреблению предпринимателя, так как при­быль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его по­требностей как члена общества.

В то же время налоги воздейст­вуют на собственника капитала через систему амортизации. Сред­ства производства, участвуя многократно в кругообороте капи­тала, постепенно изнашиваются морально и физически и долж­ны восстанавливаться путем накопления капитала в амортиза­ционном фонде.

Амортизационный фонд предназначен для воз­мещения изношенных средств производства. Он определяется за счет амортизационных отчислений, которые включаются в из­держки производства и свободны от налога. Их размер в значи­тельной степени определяется величиной налога.

Под налоговым контролем, по существу, находится накопление капитала как ис­точник расширенного производства.

Регулирующая функция неотделима от фискальной и нахо­дится с ней в тесной взаимосвязи.

Расширение налогового ме­тода мобилизации государством части стоимости НД вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками — агента­ми процесса производства, что обеспечивает органам государст­венной власти реальные возможности влиять на экономику стра­ны, на все стадии производственного процесса.

Обусловленная внутренними потребностями развития производства, регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством. ? На различных этапах развития общества действия регули­рующей функции претерпели определенные изменения.

До ка­питализма в силу объективных условий эта функция оказывала лишь незначительное влияние на производство. Национальный доход стран был относительно невелик, налоги не являлись ос­новным доходом государства, исполнительная власть была дале­ка от экономики. Действие налогов на производстве носило ог­раниченный характер. В период первоначального накопления капитала налоги принимали участие в становлении и развитии капиталистических производственных отношений.

С утверждением господства капитала, когда производствен­ные отношения покоились преимущественно на рыночной сти­хии, буржуазия провозгласила лозунг — «невмешательство госу­дарства в экономику».

В этот период государственная собствен­ность стала уменьшаться, земля — переходить в частное владе­ние. Домены и регалии все меньше обеспечивали доходы госу­дарства. Роль налоговых доходов возрастала.

На ранней стадии развития капитализма налоговое вмеша­тельство в производственный процесс осуществлялось главным образом через таможенную систему.

Переход к развитому капи­тализму вызвал рост производительных сил, обобществление ка­питала в условия НТР, создал объективные предпосылки и по­требность в более масштабном государственном регулировании экономических отношений. Это подняло налоговое регулирова­ние на новую ступень.

Функции налогов представляют собой единство противопо­ложностей. Обе находятся во внутреннем единстве. Фискальная функция, возникшая с налогами, обуславливает действие и раз­витие регулирующей.

Возросшее фискальное значение налого­вых доходов создает объективные условия для более широкого и 'углубленного воздействия на процесс производства.

В то же Время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность определен­ных групп населения и может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Следовательно, функции налогов взаи­мосвязаны и взаимообусловлены.

Взаимосвязь и взаимообуслов­ленность функций не исключают некоторой самостоятельности и обособленности каждой. Так, акциз на спирт преследует глав­ным образом фискальные цели — получение дохода для госу­дарства, а амортизационная политика — экономическую цель.

Внутреннее единство функций не исключает противоречий внутри каждой функции и между ними. Это противоречие зало­жено в сущности налогов как специфической формы производст­венных отношений. Каждая из функций отражает определенную сторону налоговых отношений, противостоящих друг другу как противоположность.

Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, а регулирующая — государства к налогоплательщику.

В фискальной функции, снабжающей фи­нансовыми средствами государство, заложено противоречие меж­ду необходимостью постоянного расширения доходной базы го­сударства и ограниченными возможностями членов общества в обеспечении такого расширения.

Противоречие регулирующей функции в том, что реальная потребность государственного вме­шательства в процесс производства наталкивается на узкую эко­номическую базу, определяемую частнокапиталистической собст­венностью на средства производства.

Государство не может через налоги влиять на все фазы движенияВВП, так как они функцио­нируют только на второй фазе — фазе распределения. Частная собственность исключает регулирование всего производства из единого центра, допуская это регулирование в определенных пре­делах, когда оно отвечает интересам общества.

Рассмотрев две функции налогов, следует отметить, что неко­торые российские ученые к этим функциям добавляют еще три — распределительную, стимулирующую и контрольную. Анализ этих дополнительных функций показывает, чтщ они поглощаются фис­кальной и регулирующей функциями.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/27674.html

Налоговая система: сущность и функции, принципы налогообложения

5. Поощрительная функция налогообложения

Определение налога содержится в п. 1 ст.

8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоговая система – совокупность на­логов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взима­емых в установленном порядке.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги вы­полняют следующие основные функции:

1.Фискальная функция :формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

2.Распределительная (социальная) функция налогов состо­ит в перераспределении общественных доходов между различ­ными категориями населения.

3.Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого ас­пекта налоговых отношений представляется необходимым вы­делить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводствен­ную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку раз­вития тех или иных экономических процессов. Она реализует­ся через систему льгот и освобождений.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на ус­тановление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реали­зацию государством своей протекционистской экономической политики.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстанов­ление используемых ресурсов.

4.Контрольная функция налогообложения.Через налоги государство осуществляет контроль за финансо­во-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей дохо­дов с потребностями государства в финансовых ресурсах.

5.Поощрительная функция налогообложения. представляет собой простое приспособление на­логовых механизмов для реализации социальной политики го­сударства.

Основные принципы налоговой системы РФ:

– каждый налогоплательщик обязан уплачивать установленные налоги;

– налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования государства;

– не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства;

– не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

Составные части этой налоговой системы – элементы налогообложения.

К важнейшим элементам налогообложения относятся его субъект (налогоплательщик), объект налогообложения, единица налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и др.

При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:

1.Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2.Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность

3.Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4.Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5.Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий.

Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6.Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7.Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8.Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.

Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.

) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, ндс, таможенные пошлины, налог с продаж).

Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

Предыдущая100101102103104105106107108109110111112113114115Следующая

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 749; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-100060.html

Контрольная функция налогов: описание и примеры

5. Поощрительная функция налогообложения

Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.

Что считается налогом?

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Налог — это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора — обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения — это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну — весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

Спектр функций

Контрольная функция налогов — это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Социальная.
  • Контрольная функция налогов.

Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.

Контрольная

Разберем сущность контрольной функции налога.

Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов.

Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового «пресса» на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.

Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.

Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем — количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах.

В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан.

Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.

Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств — контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.

Социальная

Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.

Конкретные механизмы реализации данной социальной функции — страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:

  • Доходов, которые не подлежат налогообложению.
  • Налоговых стандартных вычетов.
  • Профессиональных налоговых вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

Фискальная

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь — обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.

Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений.

Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну.

По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент — они способствуют накоплению государственного долга.

Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства.

Следствие — взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути.

В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.

Регулирующая

Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.

Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. ее задача — регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.

Цель применения льгот — уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:

  • Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
  • Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
  • Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.

Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:

  • Понижение ставок налога.
  • Сокращение окладных сумм.
  • Налоговые каникулы — полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
  • Возврат уплаченного ранее налога — полный или частичный.
  • Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
  • Зачеты ранее внесенных налогов.
  • Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.

Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.

К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:

  • Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
  • Налог на пользование недрами.
  • Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
  • Водный налог.
  • Лесной налог.
  • Экологический налог.
  • Дорожный налог.
  • Налог на собственность.
  • Транспортный налог.
  • Земельный налог.

Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.

Налоговые подфункции

Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.

Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:

  • Воспроизводственная.
  • Стимулирующая.
  • Дестимулирующая.

Разберем эти подкатегории детально.

Стимулирующая подфункция

Задача этой налоговой подфункции — поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.

Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.

Дестимулирующая подфункция

Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции. В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.

Воспроизводственная подфункция

задача такой налоговой подфункции — накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.

Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч.

Поощрительная функция

В некоторых системах и классификациях, помимо контрольной, социальной (перераспределительной), регулирующей и фискальной, порой выделяется и поощрительная функция. В ней выражается признание государством заслуг определенных категорий населения. В РФ это, к примеру, участники ВОВ, герои России, Советского Союза и др.

По своей сути эта функция — приспосабливание налоговой системы под социальную политику государства.

Так, из налогооблагаемого дохода граждан делаются вычеты на содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей, строительство и покупку жилья, осуществление благотворительной помощи.

База налогообложения снижается и в связи с социальными расходами гражданина — покупкой медикаментов, платным обучением детей и проч.

Функции налоговых органов

Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов. Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога.

Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:

  • Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
  • Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
  • Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
  • Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.

Дополнительные задачи ФНС

Перечислим и дополнительные контрольные функции налоговых органов:

  • Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в госказну налоговых платежей.
  • Контроль за производством и последующим оборотом этилового спирта, алкогольных и табачных продуктов.
  • Контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции ФНС.
  • Контроль за информированием налогоплательщиков.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать объем и полноту поступления данных платежей, анализировать качество налоговых каналов. И на основе этих данных корректировать НК, бюджетную политику. Что касается контрольных функций ФНС, они отличны от функций собственно налогов.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1591057429124876678/kontrolnaya-funktsiya-nalogov-opisanie-i-primery/

Refpoeconom
Добавить комментарий