5. Квазирынок

Квазирынки

5. Квазирынок

В условиях контрактации партнерами общественного сектора, берущими на себя

за плату часть возложенных на него функций, становятся предприятия и организации,

не находящиеся в собственности государства. Наряду с этим внутри самого государст-

венного сектора в ряде случаев формируются квазирынки на основе разделения

покупателя и поставщика, В результате непосредственно в этом секторе возникает

конкуренция рыночного типа, позитивно влияющая на аллокационную и Х-эф-

фективность.

Наибольшее развитие квази рынки получили в национальной системе

здравоохранения Великобритании. Большинство медицинских стационаров в этой

стране принадлежит государству. До разделения покупателя и поставщика бюджет

покрывал затраты на их содержание практически независимо от эффективности

использования ресурсов. Население, как правило, пользовалось услугами ближайших

больниц. На общем фоне процессов приватизации возник интерес к конкурентной

ситуации и в сфере здравоохранения, однако в силу особенностей этой сферы,

обусловленных в конечном счете информационной асимметрией, смена собст-

венника и даже контрактация представлялись нецелесообразными. В результате

был избран следующий подход.

Территориальные органы здравоохранения были освобождены от непо-

средственного повседневного руководства работой больниц. Вместо этого они

стали выступать в роли покупателей (заказчиков) медицинских услуг для населения.

Территориальный орган закупает услуги у поставщиков, т. е. больниц, находящихся

чаще всего в государственной собственности. Однако финансирование медицинского

учреждения теперь зависит от того, какие контракты ему удалось заключить.

Больницы конкурируют друг с другом в сфере заключения контрактов (в большин-

стве районов Великобритании характер расселения и дорожной сети позволяет

избегать «прикрепления» пациента к одной-двум транспорте доступным боль-

ницам). Чтобы такая конкуренция стала возможной, медицинские учреждения были

наделены значительно большей, чем прежде, административной самостоятельностью'.

В условиях квазирынка и заказчик (покупатель), и поставщик (продавец)

принадлежат к общественному сектору, однако их интересы достаточно четко

разведены. Территориальный орган (агентство), в принципе, действует так, как

действовал бы пациент, приобретающий услуги с помощью ваучера, но отличается

от него значительно большей информированностью. Если же производство в

общественном секторе организуется без использования квазирынков, агентство

вынуждено постоянно представлять интересы как потребителей, так и произво-

дителей, хотя они заведомо разнонаправленны. Так, при прочих равных условиях,

больница заинтересована максимизировать свой бюджет при умеренном объеме

услуг, тогда как пациенты заинтересованы в получении при данном бюджете

максимального объема услуг высокого качества.

Вообще говоря, агентство призвано выступать в роли арбитра во взаимоотно-

шениях потребителей и производителей. Однако, во-первых, в силу наличия

провалов государства способность успешно выполнять эту роль, в принципе, не

очевидна, а во-вторых, коль скоро агентство непосредственно организует произ-

1 Постепенно расширение самостоятельности больниц как государственных учреждений стало

дополняться переводом все большего их числа в разряд трастов, т. е., по существу, самоуправляемых

некоммерческих структур. Больница, функционирующая в форме траста, строго говоря, не является

объектом государственной собственности, но, безусловно, не относится к частнопредпринимательскому

сектору и действует под контролем государства.

водство, оно имеет тенденцию разделять интересы производителей (например, при

всех обстоятельствах избегать снижения занятости в учреждениях). Идея квази-

рынка состоит в том, чтобы побудить агентства сосредоточиться на защите

интересов потребителей, передав функции арбитра рыночным силам.

Таким образом, в рамках государственного сектора конструируется некий

аналог «невидимой руки», благодаря которой эффективная аллокация достигается

за счет взаимодействия самостоятельных участников, имеющих противоположные

интересы и находящихся в конкурентной среде. Возможности и результативность

использования квазирынков зависят от того, насколько выполняются названные

условия. Самостоятельность производителей и противостояние их интересов

интересам государственных u1072 агентств, представляющих потребителей, могут лими-

тироваться по политическим мотивам, например, когда речь идет о силовых

структурах. Политические соображения способны влиять также на реальные

масштабы конкуренции (например, ограничивая готовность муниципалитета

заказывать услуги организациям, расположенным за пределами данной юрисдикции),

кроме того, конкуренция иногда сдерживается техническими условиями (когда

имеет место естественная монополия). Однако, если оставить в стороне последнее

обстоятельство, а также неоднозначные последствия введения квази рынка на

величину административных издержек, с собственно экономической точки зрения

квази рынки имеют несомненные преимущества перед более традиционными

вариантами организации производства в общественном секторе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_31630_kvazirinki.html

Самые ценные и редкие монеты номиналом 5 копеек

5. Квазирынок

Монеты современной России номиналом 5 копеек, которые массово чеканились с 1997 года по 2017, найти в обращении становится все сложнее.

Из-за растущих цен на товары и услуги потребность в копейках при проведении денежных операций практически отпала. Поэтому ранее отчеканенные пятикопеечные монетки оказались лежащими без надобности в копилках у населения.

А производить новые мелкие монеты стало нецелесообразно, так как выпуск обходится дороже их номинальной стоимости.

Важно! Все цены примерные, реальная стоимость продажи может значительно отличаться от указанной. Подробнее о ценах.

Все пятикопеечные монеты чеканились на двух предприятиях. Московский монетный двор (сокращенно — ММД) на копейках ставит миниатюрную букву «М», Санкт-Петербургский (СПМД) — буквы «СП». Знак монетного двора следует искать на лицевой стороне под копытом поднятой передней ноги коня.

Вариант М:

Вариант СП:

Сколько стоят 5 копеек?

Нумизматическая ценность всех монет номиналом 5 копеек при условии их высокой степени сохранности всегда выше номинальной стоимости. По каталогам стоимость пятикопеечных монет оценивается в среднем от 10 до 80 рублей.

Экземпляры с хорошим качеством чеканки и ярким блеском, а также выпуски отдельных лет могут стоить дороже 100 рублей.

Еще следует помнить, что экземпляры с буквами «СП» считаются более редкими, поэтому их цена в большинстве случаев раза в два-три выше варианта «М».

Особо ценными могут быть монеты с выраженным браком, редкие разновидности, а также экземпляры из пробных партий.

Редкие монеты

Первое, что влияет на стоимость любой монеты, это тираж. В некоторые годы тираж был крайне небольшим, а отдельные выпуски состояли и вовсе из 1-2 экземпляров. Чем меньше число монет попало в оборот и дошло до коллекционеров, тем дороже они оцениваются. Ниже в таблице список самых редких 5 копеек: 

Год Монетный двор Цена, в руб.
1999СП250 000
2011СП150 000
2017Мот 5 000

5 копеек 1999 года СП. По легенде этот единственный экземпляр из пробного тиража был обнаружен в обороте. Монета несколько раз выставлялась на торги, но цена всегда была столь высокой, что желающих приобрести ее не находилось. Специалисты, составляющие нумизматические каталоги, считают адекватной стоимостью для данного лота 250-300 тыс. рублей.

5 копеек 2011 года СП. Еще одна пробная монета. Цена этого экземпляра ниже выпуска 1999 года, так как в данном случае речь идет не про единичную находку. Нумизматы указывают на существование нескольких экземпляров этой редкой монеты.

5 копеек 2017 года М. По этой монете нет никакой достоверной информации. Нумизматы пытаются угадать тираж и причины выпуска. Тем не менее такой денежный знак существует и активно продается на различных площадках в интернете. Стоимость его начинается от 5 тысяч и продолжает активно расти.

Ценные разновидности

Пятикопеечные монеты одного года выпуска могут иметь существенные отличия некоторых элементов изображения, позволяющие выделить их в отдельные разновидности. Это может быть разница в положении знака монетного двора, отличия в рисунке растительного орнамента и т.д. Некоторые разновидности могут быть очень дорогими.

Самыми известными разновидностями являются 5 копеек 2002 и 2003 годов без знака монетного двора. Их оценивают в 10 и 2 тысячи рублей соответственно.

Есть и другие дорогостоящие разновиды, но для их поиска понадобится особенная внимательность и практика. Такие разновиды есть у монет следующих лет: 1997, 2002, 2003, 2005, 2007, 2008.  Самые дорогие из них стоят свыше 20 тыс. рублей.

Дорогие виды брака

Один из самых частых видов брака, это раскол штемпеля, цена 5 копеек с расколом штемпеля обычно не превышает 1000 руб. На фото примеры:

Нарушения соосности встречается также относительно часто, наиболее высоко будут стоить повороты близкие к 180 градусам. Они оцениваются дороже 1 тыс. руб.

Выкусы обычно стоят недорого, но если выкус очень больших размеров или на одной монете присутствуют два выкуса, то цена лота может вырасти до 1,5 тыс. руб. Примеры брака:

Очень редкий брак «аверс-аверс», его оценивают на аукционных торгах в сумму более 10 тыс. руб.

Множественные удары с сильным смещением обычно относят к спекулятивным выпускам, их изготавливают на монетных дворах в угоду нумизматам.  Оцениваются они от 2000 рублей.

Самые дорогие виды браков — это перепутки. Например, следующие 5 копеек были отчеканены на кружке желтого цвета, по массе и размерам монеты можно понять что была использована заготовка от 10 копеек. Стоимость продажи этой перепутки составила  65 тыс. руб.

Небольшие локальные непрочеканы относятся к частым дефектам, поэтому их продают не дороже 100 рублей.

Статьи по теме

Источник: https://CennyeMonety.ru/redkie-i-cennye-monety-5-kopeek.html

Квазирынки в экономике общественного сектора

5. Квазирынок

 

Введение

1. Система Квазирынков 

2. Квазирынки в экономике общественного сектора

3.Особенности квазирынков

4.Преимущества и недостатки квазирынков

5. Квазирынки в реальной экономической системе

6. Квазирынки в экономике общественного сектора

Список литературы                                    

Введение 

Квазирынок– это рыночная форма с латентным раздаточным содержанием: частные компании и фирмы квазирынка вырабатывают в массе своей не рыночно-ориентированные стратегии, а ведут борьбу за государственный ресурс в разных его формах и стремятся использовать

Предназначение квазирыночных отношений обеспечивает свободу для экспериментирования и включения механизма институциональных инноваций, с помощью которого осуществляется подбор институциональных форм для обновления базовых институтов раздаточного типа на следующем институциональном цикле.

Квазирыночный механизм.

«Рыночный«, т.к. внешне присутствуют все атрибуты рыночного хозяйства: частная собственность, отношения купли-продажи, свободное ценообразование. Квази — поскольку сущностные, глубинные свойства российского рынка не соответствуют типичным рыночным отношениям.

Г.В. Андрущак 

Проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу средств и, с другой, для обеспечения условий эффективного использования доступных ресурсов.

В краткосрочном периоде альтернативой такого рода реформам

может служить увеличение бюджетных ассигнований, выделяемых

на соответствующие нужды. Однако такой путь сегодня неприемлем,

поскольку, во-первых, в этом случае возникнет необходимость финансирования дополнительной нагрузки на бюджет и, во-вторых,

остановится процесс решения структурных проблем образования и

здравоохранения3. Уже в среднесрочной перспективе это приведет

к ухудшению состояния российской экономики.

Идеология предлагаемых мер по реформированию систем образования

и здравоохранения базируется на следующем широко известном

и неоднократно подтвержденном эмпирикой мнении. Частная

собственность в условиях конкуренции стимулирует более эффективное

использование ресурсов и в большей степени отвечает

запросам потребителей, нежели государственная собственность4.

В то же время высокая стоимость измерения качества образовательных

и медицинских услуг и необратимость связанных с ними затрат

порождают значительные трансакционные издержки. Таким образом,

традиционные системы рыночных институтов оказываются неработоспособными и реорганизация социальной сферы предполагает

создание квазирыночных структур. В этой связи цель настоящей

работы — познакомить читателя с концепцией квазирынков на примере

реформ здравоохранения и образования в Великобритании.

Важно отметить, что российские реформы во многом учитывают

опыт зарубежных стран. Так, модернизация российского высшего

образования опирается на систему нормативно-подушевого финансирования

(государственных именных финансовых обязательств —

ГИФО), размеры которого определяются при помощи стандартизированного

механизма отбора перспективных абитуриентов (ЕГЭ).

Введение системы «прямых» трансфертов бюджетных средств студентам,

в отличие от сметного финансирования учебных заведений

(без изменения их формы собственности), является, как показано

в работе, основной особенностью квазирынка. Это позволяет реализовать

механизм конкуренции между производителями (образовательными

учреждениями) даже в условиях, когда они находятся

в государственной собственности.

Аналогичные меры, по сути, обсуждались в 1990-е годы в рамках

введения системы медицинского страхования. Цель реформы состояла

в упразднении системы сметного финансирования медицинских

учреждений. В частности, была предложена схема, при которой соответствующие

средства государственного и частного секторов аккумулируются

страховыми компаниями, а медицинские учреждения

конкурируют за них между собой. Система также подразумевала

конкуренцию на уровне страховых компаний за средства частного

сектора.

Говорить о результатах образовательной реформы сегодня объективно

рано. Тем не менее непоследовательность государственной

образовательной политики отмечается и сегодня: «Через 4 года после

принятия первой реформаторской программы ни один элемент

инноваций полностью не работает». Что же касается модернизации

системы здравоохранения, то аналитики отмечают ее фрагментарный

характер, а также оппозиционное давление представителей различных

групп интересов. Наиболее полное обсуждение причин и

последствий реформы здравоохранения 1990-х годов в России читатель

может найти в работе С. Шишкина.

В настоящей статье акцент делается на рассмотрении практики

функционирования квазирыночных систем на примере медицинского

и образовательного секторов экономики Великобритании. Дается

достаточно подробное описание модели квази-рыночных отношений.

Интерес к особенностям организации социальной сферы в экономике

Соединенного Королевства вызван следующим. Вопросы эффективности

квазирынков по сравнению с традиционной системой отношений

в общественном секторе наиболее полно освещены именно

представителями британского экономического сообщества на примере

проходивших в стране реформ образования (обязательного) и здравоохранения.

Опыт Великобритании показывает необходимость проведения

комплексных преобразований с учетом интересов и мотивации

экономических агентов, вовлеченных в соответствующие отношения.

В 1980—1990-х годах в англоговорящих странах (Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, США) были проведены реформы, имевшие

своей целью дебюрократизацию общественного сектора. Основу преобразований составило внедрение рыночных механизмов в социальную

сферу. Создаваемые квазирыночные системы были призваны увеличить

эффективность деятельности организаций, непосредственно

занимающихся предоставлением образовательных, медицинских и

прочих услуг, способствовать повышению их качества, а также обеспечить

к ним равный доступ представителей всех слоев населения.

Реформы образовательной сферы и системы здравоохранения

в Великобритании и других странах начались в конце 1980-х годов,

а во второй половине 1990-х преобразованиям подверглась система

переподготовки кадров.

Квазирынки в экономике общественного сектора

Базовая предпосылка, на которой основывается система квазирыночных

отношений, состояла в следующем. Для создания квазирынка

необходимо исключить прямое государственное финансирование

предприятий, осуществляющих производство услуг общественного

сектора. Выделяемые же бюджетные ассигнования

следует направить потребителям этих услуг. В результате будет

создан механизм, в котором координация взаимоотношений между

производителями и потребителями услуг регулируется рыночными

институтами в отличие от бюрократической системы государственного

заказа.

Впервые данная идея была высказана в 1960-х годах, когда широко

обсуждалось введение ваучеров в системе образования, закреплявших

выделяемые государством средства за конкретным студентом.

Однако последовательные действия, направленные на создание

квазирыночных систем, начались значительно позже, и пионером

в этой области была Великобритания, начавшая реформу образования

в 1988 г.

Долгое время деятельность общественного сектора рассматривалась

в координатах «финансирование–производство» в соответствии со

схемой, предложенной Клейном. В ней выделялись

четыре варианта организации отраслей общественного сектора, отличавшихся

инициаторами платежей и контролем за производством.

Однако такое видение модели общественного сектора не удовлетворяло

многих исследователей, поскольку реформы предполагали

более сложный механизм модернизации. В частности, необходимо

было учесть следующие тенденции, наблюдавшиеся в образовательной

системе Великобритании в 1980-х годах:

1) увеличение государственных расходов на поддержку частных

школ;

2) переход к рыночным отношениям в сфере их обслуживания

(например, питание, уборка помещений);

3) увеличение финансирования образования за счет частных

средств, получаемых учебными заведениями за оказание дополнительных

услуг (например, занятия музыкой, спорт).

Другим более серьезным аргументом критиков модели Клейна

являлось то, что в ходе реформ не проводилось полномасштабной

приватизации общественного сектора.  

1. Система Квазирынков  

Разделение производства и финансирования общественных благ,

что действительно является основной предпосылкой возникновения

системы, базирующейся на рыночных механизмах.

В этой связи была предложена модифицированная модель общественного

сектора. В нее вводился дополнительный элемент,

характеризующий субъектов, которые принимают решение о финансировании

и производстве соответствующих благ.

В случае когда функционирование общественного сектора координируется

государством, система принятия решений традиционна.

Что же касается механизмов рыночной координации образовательной

Источник: https://www.turboreferat.ru/management/kvazirynki-v-jekonomike-obshhestvennogo-sektora/100218-518537-page1.html

Квазирынок

5. Квазирынок

Все рыночные отношения в современной экономической системе – это сложный механизм взаимодействия и развития. В этом механизме все настолько сложно, что он порождает различные элементы экономических и финансовых отношений, которые, порой, слабо известны и понятны обычным людям.

Так, например, понятие квазирынка малоизвестное, но в достаточной степени важное для современных экономических и рыночных процессов.

Определение 1

Квазирынок – это рынок, созданный искусственным путем, для того чтобы развивать и делать эффективными рыночные процессы, которые в этой сфере слабо развиты.

Квазирынки способны создаваться именно там, где это необходимо. Причем, надо заметить, что именно государство выступает инициатором создания и поддержания таких рынков, с целью повышения конкуренции.

На сегодняшний день на современных рынка существует условие конкуренции, которое необходимо для его развития и эффективной работы.

Но есть определенные отрасли производства или хозяйствования, а также торговли, где конкуренция очень слабая или отсутствует в принципе.

В этом случае необходима так называемая «невидимая рука», которая будет управлять рыночными отношениями именно в этом секторе рыночных взаимоотношений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Высказывание «невидимая рука» и «квазирынок» давно сроднились и стали часто используемыми в экономической деятельности.

Сущность управления квазирынками

Экономисты и ведущие рыночные деятели, совместно с государственными структурами придумали управления проблемными сферами производства за счет квазирынков совсем недавно. Основными аспектами управления квазирынков являются следущие:

  • Управление начинается с двух основных сторон рынка – это потребитель и производитель. Рынок производства, где слабо развиты рыночные отношения постоянно нуждается в урегулировании конфликтов и недопонимания со стороны производителей и потребителей. Это связано, прежде всего, с тем, что, производитель, не имея практически аналогов своего товара на рынке, устанавливает свои правила игры, которые в меньшей степени устраивают его покупателей. Это порождает негативные явления и не эффективную конкуренцию на таком рынке;
  • Квазирынки создаются специально, надо отметить, что они явно не вмешиваются в сам процесс производства и перераспределения товара в сферах, где рыночные отношения не развитые. Однако, надо заметить, что специальные органы по управления разрабатывают специальные мероприятия, направленные на устранение проблем и повышение эффективности работы на подобных рынках. Основным условием развитие считается создание искусственной конкуренции в таких сферах производства, чтобы создать условия, при которых производитель товара начнет менять политику ценообразования, качества, производства своего товара и ассортимента;
  • Стратегия управления на основе разделение поставщиков товара на рынок со слабой конкуренцией. На рынках со слабой конкуренцией участники стремятся образовать монополистический союз для наиболее быстрого и эффективного достижения желаемого финансового результата. Более крупные компании подавляют малые, делая их своими союзниками или вводя их в свой бизнес, что приводит к еще большему снижению конкуренции, что недопустимо в условиях рыночных отношениях. Квазирынки с помощью управленческих маневров пытаются различными способами разделить поставщиков товара на рынок, чтобы каждый из них работал самостоятельно и обособленно, что создать требуемую конкуренцию на рынке, а не монополию.

Квазирынки в большей степени преследуют интересы покупателей, а не производителей, отстаивая их интересы на рыночной арене. Поэтому вся сущность управления опирается на политику защиты прав и интересов потребителей товара.

Квазирынки и финансовая политика государства

Квазирынки активно влияют на:

  • экономику страны;
  • финансовые рынки.

Эта зависимость обоснована тем, что на конкурентном рынке активное развитие идет финансовых отношений, а на монополистических, наоборот, замедление финансового оборота, так как мало участников рынка , что снижает финансовую активность.

Финансовая система и само понятие финансов возникло очень давно. Прежде всего, их появление связывают с товарными отношениями, когда производители начали продавать то, что они производят.

Ранее натуральное хозяйство предполагало самостоятельное и полное потребление того, что производится. В дальнейшем, это стало подлежать обмену, а еще дальше продаже.

Когда появились продажи товара, появились и финансы.

Современная финансовая система – это механизм, аккумулирующий все денежные процессы, протекающие внутри рынка с целью повышения эффективности работы всей экономической системы страны.

Без финансов государство не может быть образовано и существовать в принципе. Поэтому можно считать, что деньги и государство две неделимые части одного целого.

На сегодняшний день ни одно современное предприятие не работает без финансовой политики, так как именно она является:

  • рычагом рынка;
  • инструментом работы на рынке.

Люди, а точнее потребители становятся основным объектом деятельности торговых и производственных предприятий. Именно потребители обладают покупательской способностью, которая и формирует финансы компании на рынке.

Сейчас финансовая политика неотъемлемый элемент деятельности любой компании на рынке, так как именно финансы формируют фундамент развития и расширения деятельности этой компании на современном рынке.

Замечание 2

Квазирынки способствуют активному развитию финансовой политики, так как мотивируют производителей создавать здоровые конкурентные рынки, что будет способствовать активному спросу на таких рынках, а, следовательно, и развитию финансовых отношений, и экономики страны в целом.

Таким образом, квазирынки – это искусственно созданные отношения между государством и участниками рыночных отношений. Сущность таких рынков заключается в восстановлении нормальных, адекватных конкурентных отношений внутри проблемных отраслях производства с нездоровой финансовой и товарной политикой.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/kvazirynok/

Диспропорции в экономике и пути их преодоления (стр. 2 из 6)

5. Квазирынок

где P – вектор-строка цен; A – матрица коэффициентов технологических затрат; R – вектор-строка добавленных стоимостей [5].

Что в общем случае не в любых экономиках могут быть установлены цены, обеспечивающие расширенное или хотя бы простое воспроизводство во всех отраслях, независимо от того, устанавливает ли эти цены рынок или административный орган (рисунок 1).

Рис. 1. Продуктивная экономика

Прямыми L1, L2 отображены предельно допустимые отраслями 1 и 2 значения цен P1, P2. На прямой L1 находятся значения цен, обеспечивающие простое воспроизводство в отрасли 1, на L2 – в отрасли 2.

Область D содержит значения цен, обеспечивающие расширенное воспроизводство в обеих отраслях, а область N – вводящие их в режим “проедания” основного капитала. Пусть значения цен, “доставшиеся в наследство” от командной экономики, находятся в области N.

Тогда для перехода в режим простого воспроизводства необходимо поднять цены до уровня P1', P2' (точка межотраслевого равновесия цен). В условиях либерализации цен именно это и произойдет. “Ценовая война завершится в точке равновесия P1', P2'. Причем по мере приближения к этой точке инфляция будет затухать.

Достигнув точки равновесия, инфляция устранит породившую ее причину – межотраслевую диспропорциональность цен. Дальнейший рост цен будет обусловливаться другими причинами, в том числе переходом к экономическому росту и причинами монетарного характера. Рассмотрим непродуктивную экономику (рисунок2).

Рис. 2. Непродуктивная экономика

Прямые L1, L2 пересекаются в области отрицательных значений цен. Положительных цен, обеспечивающих хотя бы простое воспроизводство в обеих отраслях, не существует. На установление отраслью 2 цены P2', отрасль 1 ответит как минимум ценой P1'.

Это вызовет необходимость повышения цены P2, по крайней мере, до уровня P2'', что в свою очередь приведет к повышению цены P1 до уровня P1'' и т. д.

Здесь, как и в продуктивной экономике, наблюдаются инфляционная спираль и те же негативные экономические явления: высокая инфляция, инвестиционный кризис, выбытие производственных мощностей, сокращение объемов производства, негэластичность товарного предложения. Однако финал инфляционной спирали непродуктивной экономики – не переход к рынку, а ликвидация обеих отраслей.

Инфляционная спираль непродуктивной экономики является опасной институциональной ловушкой – устойчивым институтом саморазрушения экономики. Устойчивость институциональной ловушки обычно объясняется заинтересованностью экономических агентов в следовании устанавливаемым ею неэффективным нормам поведения [6].

Рынок жесток к неплатежеспособным потребителям и экономическим банкротам. И те, и другие должны позаботиться о собственном выживании самостоятельно.

Однако что же им делать, если выживание невозможно без осуществления рыночных трансакций? Обсудим этот вопрос, воспользовавшись простейшей моделью.

Пусть имеется рынок некоторого товара, и объемы поставок товара на рынок ограничены сверху производственной мощностью N.

Обозначим Q– – минимально необходимый для выживания потребителей физический объем товара. Отличительная черта этого параметра – его инвариантность относительно цены товара. Будем считать, что N > Q–, и продажа товара в объеме Q– для продавцов экономически выгодна.

Пусть товар жизненно необходим для всех потребителей, и все потребители однородны, т. е. имеют равные финансовые возможности, и за каждую дополнительную единицу товара каждый из них склонен заплатить одинаковую цену. При введенных условиях рассмотрим графическую модель рынка (рисунок 4).

Линия предложения товара продавцами – S, линия спроса потребителей – D. Диапазон варьирования цен на рынке C – от минимальной цены предложения P до максимальной цены спроса P .

Физические объемы продаж ограничиваются диапазоном от потребительского минимума Q– до объема равновесных продаж QE. Пусть рынок находится в равновесном состоянии.

Тогда продажа товара ведется по цене PE, а постоянный товарный запас поддерживается на уровне QE.

Рис.4. Рынок с граничными условиями

Если Q QE происходит крах рынка (рисунок 5).

Рис. 5. Квазирынок

Для ликвидации дефицита товара в размере Q– – QE необходимо повысить цену как минимум до уровня P .

Однако это приведет к дефициту финансовых средств у потребителей в размере P P , и в силу однородности потребителей ни один из них не сумеет купить товар в объеме жизненно необходимого минимума.

За этим последует исчезновение на рынке покупателей товаров, а следовательно, и исчезновение продавцов. Рынок “схлопнется”*.

Таким образом, рыночными свойствами обладают только продуктивные экономики, и только они могут эффективно функционировать по правилам рынка, рекомендуемым либеральной экономической доктриной. Непродуктивные же экономики по своим технологическим характеристикам не совместимы с рынком.

Неэффективность монетаристских мер по преодолению инфляции не удивительна, поскольку, как было отмечено выше, в экономике России действует механизм постоянного воспроизводства инициирующих инфляцию ценовых диспропорций. Существуют две альтернативные концепции, объясняющие причины действия этого механизма: концепция акад. Ю.В.

Яременко и либеральная экономическая концепция.

Согласно первой концепции между технологической структурой производства и структурой цен существует тесная зависимость. Нельзя трансформировать систему цен вне связи со сдвигами в технологиях, эффективности и издержках.

Структурно-технологические характеристики экономики России изначально не обладали рыночными свойствами, что исключало возможность автоматического запуска механизмов рыночного саморегулирования.

Именно поэтому до сих пор не решена главная задача ценовой политики – установление равновесной системы цен. Продвижение экономики России к рынку без глубоких структурно-технологических преобразований принципиально невозможно.

Формирование адекватного рынку производственно-технологического пространства – столь же важная и необходимая компонента экономических реформ, как и институциональное строительство [2].

Согласно второй концепции для переходной экономики характерна так называемая негэластичность совокупного товарного предложения. Она означает, что в условиях недостаточно развитых конкуренции и инфраструктуры рынка рост цен приводит не к увеличению предложения товаров, а, наоборот, к его снижению, что вызывает очередное повышение цен.

Высокая инфляция и развитие рыночных институтов постепенно избавляют переходную экономику от “плохой наследственности” командной экономики и по мере освобождения включается главный рыночный механизм саморегулирования: рост цен вызывает увеличение предложения товаров, что в свою очередь приводит к снижению цен или остановке их роста.

Инфляция утихает, и ее сдерживание традиционными монетаристскими приемами становится возможным [3].

Негэластичность товарного предложения в российской экономике на протяжении всего периода реформ очевидна: при непрерывном росте цен объемы физического производства во всех отраслях экономики вплоть до 1999 г. не росли, а падали. Рост объемов производства в 1999-2008 гг.

, хотя и был обусловлен ростом цен, однако рублевых на импортируемые и долларовых на экспортируемые Россией товары. Вместе с тем из факта негэластичности товарного предложения не следует, что оздоровление российской экономики произойдет за счет высокой инфляции, развития конкуренции и инфраструктуры рынка.

Для этого необходимо, чтобы проводимые преобразования привели к слому механизма воспроизводства инициирующих инфляцию ценовых диспропорций, к которым относятся межотраслевые диспропорции цен, диспропорции цен спроса и предложения. Первая группа диспропорций инициирует инфляцию издержек, вторая – инфляцию спроса.

Исследования показывают, что каждая из этих групп определяет около половины суммарного прироста потребительских цен [4].

Характерными чертами непродуктивной экономики наряду с незатухающей инфляцией и инвестиционным кризисом являются:

– длительное существование большого количества убыточных производств и повторяющиеся изменения их отраслевого состава;

– постоянные корректировки цен на продукцию убыточных отраслей в сторону повышения с целью выхода на рентабельный уровень производства;

– периодическое воспроизводство одних и тех же отраслевых ценовых пропорций на более высоком уровне.

Источник: https://mirznanii.com/a/249709-2/disproportsii-v-ekonomike-i-puti-ikh-preodoleniya-2

Refpoeconom
Добавить комментарий