5. Инструменты государственного регулирования

Тема 5. Инструменты госрегулирования экономики

5. Инструменты государственного регулирования

Слайд 1. Классификация инструментов госрегулирования

Цель: достижение поставленных в стратегии ГР целей по изменению положения экономической системы.

Экономические инструменты — способы и средства управления экономикой, регулирования экономических процессов и отношений. В совокупности образуют экономические институты.

Слайд 2.

Собственно экономические инструменты:

· объем и структура производства, инвестиции,

· структура и формы собственности,

· денежная масса и параметры денежного обращения,

· доходы и расходы бюджета,

· трансферты,

· налоги и налоговые ставки, налоговые льготы,

· тарифы оплаты труда,

· цены, кредиты,

· банковские ставки кредитного и депозитного процента,

· ставка рефинансирования ЦБ,

· внутренние и внешние займы,

· государственные закупки,

· конкурсы, аукционы,

· санкции, штрафы, экономические стимулы, льготы, преференции и многое другое.

Слайд 3.

Исходя из различия мер воздействия на социально-экономические процессы, средства ГР (инструменты) подразделяют на:

· прямые (правовые и административные) методы;

· косвенные(экономические) методы.

Слайд 4.

Административные методыбазируются на силе государственной власти, действующем законодательстве и включают в себя меры разрешения, запрета или принуждения. Ограничивая экономическую свободу, например, через лицензирование и квотирование хозяйственной деятельности, могут свести ее к нулю. Их сфера действия:

· охрана окружающей среды;

· создание минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищенных слоев населения.

Слайд 5.

К административным регуляторам непосредственно примыкают неэкономические средства государственного регулированиеправительственные убеждения, например, приобретать облигации государственного целевого займа, покупать преимущественно отечественные товары, хранить деньги в банках и пр.

Слайд 6.

Без создания правового поля невозможно обеспечить рациональное ГР экономики (создание единого информационного и экономического поля). Право позволяет построить базу для регулирования отношений предприятий, организаций и частных лиц с государством и друг с другом.

Слайд 7.

Области, где применение административных приемов обязательно в силу их высшей результативности:

1) обеспечение прямого госконтроля над монопольными рынками, например, естественными (ж/д транспорт, газо- и водоснабжение и т.п.);

2) недостаточность экономических регуляторов или их полная неэффективность при регулировании побочных эффектов рыночных процессов и их последствий для состояния окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов;

3) разработка всех видов стандартов (образовательных, технологических и др.), контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы;

4) определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, т.е. планки, ниже которой наступает деградация;

5) защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (лицензирование экспорта или прямой госконтроль над экспортом и импортом товаров, капиталов, рабочей силы).

Слайд 8.

Экономические методы регулирования связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью нанесения финансового ущерба. Они расширяют свободу выбора посредством введения дополнительного стимула.

Слайд 9.

В смешанной экономике преобладают косвенные регуляторы.

Соотношениеадминистративных и экономических регуляторовподвижно. Дерегулирование как смягчение контроля государства над экономикой приводит к изменению соотношения прямых и косвенных методов государственного вмешательства в пользу косвенных.

Слайд 10.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Действенность ГР экономики с помощью бюджетных расходов зависит:

1) от относительных размеров расходуемых им сумм;

2) от структуры этих расходов;

3) от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Слайд 11.

Самостоятельный комплексный инструмент госрегулирования и одновременно его объект — государственный сектор в экономике — комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

Слайд 12.

Все экономические инструменты ГР можно разделить на четыре группы:

· фискальные (бюджетно-налоговые),

· монетарные (денежно-кредитные),

· внешнеторгового регулирования (манипуляции с валютным курсом) и

· регулирующие доходы.

Слайд 13.

Фискальная политика — деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами (сбор и расходование).

Налоговая политика нацелена на создание тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц.

Бюджетная политика — расходы госбюджета, которые позволяют государству выполнять функции политического, социального и хозяйственного регулирования путем выплат, субсидий, пособий.

Денежно-кредитная политика: регулируя денежную массу, государство влияет на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста.

Социальная политика — система мер госрегулирования социальной сферы жизнедеятельности с целью ее изменения. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводит определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины и пр.

Госрегулирование внешней экономической деятельности включает меры по стимулированию экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитованию экспорта, гарантированию экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введению или отмене количественных ограничений, изменению пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Слайд 14.

Инструменты ГР тесно взаимосвязаны. При принятии решения необходимо учитывать их взаимовлияние.

Высшая форма ГР экономики — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов госрегулирования экономики.

Просмотров 609 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/3-27420.html

7.3. Методы и инструменты государственного регулирования

5. Инструменты государственного регулирования

Для осуществления целей и задач государственного регулирования используется набор средств как экономического, так и неэкономического характера. Они подразделяются на методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй — экономические средства регулирования.

Административные методы регулирования экономики достаточно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных, но и местных органов власти. Данная категория включает в себя запрещение, т.е. запрет какой-либо деятельности, использования каких-либо товаров и услуг и их компонентов.

Например, государство может запретить строительство промышленных предприятий в городе, транзит через его территорию грузов и транспортных средств других государств, ввоз или вывоз каких-либо товаров. Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом.

Формой разрешения может выступать лицензирование разнообразных видов экономической деятельности, ввоза или вывоза ряда товаров (лекарств, продовольствия и пр.). Принуждение — метод административного управления, основанный на применении мер наказания за нарушение установленных норм.

Например, уклонение от уплаты налогов, их недоплата или несвоевременная уплата наказываются взиманием штрафов с налогоплательщиков. К административным методам относятся также различные нормы и стандарты, находящиеся на стыке экономики, техники, экологии.

В качестве примера можно привести максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросах вредных веществ (токсинов) в окружающую среду. В рыночной экономике государственное регулирование осуществляется преимущественно на основе экономических средств.

К ним относят бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, ускоренную амортизацию, государственное программирование и прогнозирование, использование в качестве рычагов управления государственной собственности, внешнеэкономические инструменты. Денежно-кредитная политика осуществляется под руководством центрального банка страны.

Она направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения и денежной системы страны, неинфляционного экономического роста, сдерживания безработицы, выравнивания платежного баланса.

Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают: ¦ регулирование учетной ставки (или ставки рефинансирования); ¦ установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке; ¦ операции Центробанка на рынке ценных бумаг.

В системе мер денежно-кредитной политики есть и административные рычаги: лицензирование банковской деятельности, ограничение кредитования, установление различных нормативов для банков. Бюджетно-налоговая политика осуществляется под руководством министерства финансов и сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию налоговой системы и государственных расходов для реализации целей социально-экономической политики.

Государство может оказывать стимулирующее воздействие на экономику, поддерживать научно-технический прогресс, ускорять развитие отдельных отраслей экономики, проводя политику ускоренной амортизации. Такая политика широко используется во всем мире для ускорения обновления основных производственных фондов.

Смысл ускоренной амортизации состоит в начислении ежегодных списаний в амортизационный фонд по повышенным нормам. В результате стоимость основных фондов переносится на издержки производства в более быстрые сроки, уменьшается налоговая нагрузка на предприятие. В то же время увеличиваются возможности инвестирования. Прогнозирование широко используется в процессе регулирования современной рыночной экономики. Оно представляет собой оценку развития экономики на определенный предстоящий период, прогноз перспектив развития рыночной конъюнктуры, изменений рыночных условий. Результаты прогнозирования используются при составлении бюджетов страны, определении целей экономической и социальной политики и пр. Выделяют краткосрочные (на 1—1,5 года), среднесрочные (на 4—5 лет) и долгосрочные (на 10—15 лет) прогнозы. Программирование — одно из наиболее прогрессивных направлений по развитию рыночной экономики. Во многих развитых странах после Второй мировой войны активно использовалось макроэкономическое индикативное планирование, когда показатели планов рассматривались как ориентиры, индикаторы развития. Другой важной формой программирования выступает разработка и реализация целевых программ, направленных на решение каких-либо конкретных проблем. В качестве примера можно привести программы, разрабатываемые НАСА (Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Spase Administration, NASA)). В России в настоящее время метод целевого планирования используется весьма активно. В частности, реализуются четыре национальных проекта: в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельскохозяйственного производства. Государственная собственность используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития. К ней относится социально-экономическая инфраструктура (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях может иметь место участие государства в виде пакетов акций ряда фирм. Предприятия с государственным участием подчиняются общим законам рыночной экономики.

Инструменты внешнеэкономической деятельности используются для воздействия на различные стороны внешнеэкономических отношений — торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, ва-лютно-расчетные отношения.

К ним относятся: таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц

Источник: Марыгова Е.А.. Макроэкономика. Экспресс-курс.. 2010

Источник: https://textbooks.studio/economics-uchebnik/metodyi-instrumentyi-gosudarstvennogo.html

5.3. Инструменты государственного регулирования экономики

5. Инструменты государственного регулирования

Государствопроводит политику, используя определенныйарсенал методов и инструментов. Ихсостав и преимущества одного над другимизависят от состояния национальнойэкономики, фазы её реформирования исодержания целей и задач, определённыхна данный период развития.

Методы государственноговмешательства в хозяйственную жизньпринято делить на две большие группы:методы прямого (административного)воздействия на экономические и социальныепроцессы и методы косвенного регулирования,охватывающие экономические иинституциональные инструменты.

Прямое воздействиедостигается административными мерами:предписаниями, запретами, разрешениями,т.е. воздействием на волю хозяйствующихсубъектов. Их задача создать правовоеполе, разумные рамочные условия дляразвития бизнеса, обеспечить относительнуюстабильность правил поведения, а,следовательно, доверие бизнеса кпроводимой политике.

К формам реализациипрямого (административного) воздействияотносятся:

— размещениегосударственных заказов на поставкудля нужд государства определённыхтоваров и услуг;

— выделение бюджетныхсредств на поддержку отдельных сферэкономики (например, аграрного сектора,малого и среднего бизнеса, реформированиеЖКХ и др.);

— установлениеограничений деятельности монополий;

— лицензированиеотдельных видов деятельности, квотированиеи установление таможенных пошлин поэкспорту и импорту;

— запреты наопределённые виды хозяйственнойдеятельности;

— установлениепредельного уровня цен на ограниченныйкруг товаров и услуг;

— установлениеминимального размера заработной платы,пенсий, предоставление социальных льготдля отдельных категорий граждан и т.д.

Государственноеадминистрирование способно даватьбыстрый результат ввиду высокойоперативности, что особенно важно вкризисной ситуации. Однако применениеадминистративных мер должно бытьдозированным, поскольку прямоевмешательство государства всякий разсоздает помехи рыночному процессу,отпугивает бизнес.

Косвенное воздействиедостигается через экономические иинституциональные регуляторы, влияющиена определённые стороны рыночногомеханизма.

Государство прямо не влияетна хозяйственные решения субъектовэкономики, а лишь создаёт предпосылкик тому, чтобы субъекты, преследуя своиинтересы, тяготели к тем решениям,которые соответствуют целям экономическойполитики.

С их помощью государство можетвоздействовать на совокупный спрос,совокупное предложение, степеньконцентрации и централизации капитала,структуру экономики и т.д.

К числу экономическихметодов государственного регулирования

относят:

— финансовую(бюджетную, фискальную) политику;

— денежно-кредитную(монетарную) политику;

— прогнозированиеи индикативное планирование(программирование).

Через бюджетосуществляется перераспределениедоходов в пользу приоритетных направленийэкономического развития тех или иныхотраслей, сфер экономики, регионов.Регулируя денежную массу в обращении,центральный банк воздействует на объемыкредитования предприятий коммерческимибанками, динамику цен, структуру расходовнаселения.

Преимуществоэкономических мер заключается в том,что они не нарушают рыночную ситуацию,сохраняют механизм взаимодействияспроса и предложения. Недостатком жеявляется временной лаг.

Желательныехозяйственные результаты наступают несразу, а спустя определённое время.

Экономика реагирует на косвенные методыс некоторым запозданием (реструктуризациязадолженности перед бюджетом, изменениетаможенных тарифов, ставки рефинансирования,нормы обязательных резервов коммерческихбанков и др.).

Институциональныеметоды обеспечивают большую организованностьи упорядоченность в деятельностиэкономических субъектов. Институтпредставляет собой преобладающий способмышления и действия, который сталпривычным для какой-либо социальнойгруппы или обычаем для народа.

К примеру,«институт права», обеспечивает защитуинтересов физических и юридическихлиц, судебную процедуру разрешенияконфликтных ситуаций; «институт частнойсобственности» гарантирует имущественнуюпринадлежность, неприкосновенностьчастного достояния.

К институциональнымметодам регулирования относят деятельностьсаморегулируемых организаций (например,НАУФОР, АУВЕР, АРБ и др.), региональныхассоциаций социально-экономическогосотрудничества (например, ассоциации«Северный Кавказ», «Большая Волга» идр.), союзов предпринимателей (например,РСПП, региональных торгово-промышленныепалат и т.д.

), обществ защиты правпотребителей и т.д., которым государстводелегирует часть своих полномочий ирегулирующих функций и к мнению которыхприслушивается, разрабатывая и реализуяэкономическую политику.

Источник: https://studfile.net/preview/7079752/page:14/

Refpoeconom
Добавить комментарий