5.4. Становление страхового рынка

5.4. Страховой рынок в РФ, его особенности и направления развития

5.4. Становление страхового рынка
Неотъемлемым элементом финансового рынка является страховой, на котором продаются и покупаются страховые услуги. В условиях рынка страховая услуга становит­ся товаром.

Под страховой услугой понимается целесообразный вид деятельности, на­правленный на удовлетворение потребностей общества в страховании, в ре­зультате которого не создается материально-вещественный продукт.

Страховой рынок РФ находится на стадии формирования. Важными проблемами его становления остаются:

• необходимость создания крупных страховых компаний, способных адаптиро­ваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка и оказывать страховые услуги, отвечающие мировым стандартам;

• недостаточные финансовые возможности национальных страховых компаний по покрытию крупных убытков;

• неплатежеспособность отдельных страховых компаний, подрывающая дове­рие к другим страховщикам и дискредитирующая национальное страхование в целом;

• монополизация секторов страхового рынка;

• незначительное число страховых продуктов;

• серьезные трудности с обеспечением профессионально подготовленными кад­рами, отвечающими современным требованиям ведения страховых операций;

• ограниченность мер стимулирования населения и предприятий к более ши­рокому использованию возможностей страхования для защиты своих имуще­ственных интересов;

• несовершенство страхового законодательства.

Главной целью страхования является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в РФ, обеспечи­вающей:

• реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и не­гативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;

• формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчи­вой хозяйственной среды;

• максимальное использование страхования как источника инвестиционных ре­сурсов.

Для достижения указанных целей необходимо:

• обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;

• проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;

• повышение эффективности государственного регулирования страховой деятель­ности;

• развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;

• совершенствование нормативной базы страховой деятельности.

Создание равных условий для осуществления деятельности всеми страховыми ор­ганизациями на территории РФ также повисит эффективность его функционирования, для чего необходимо обеспечить:

• усиление контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг;

• отработку системы проведения открытых конкурсов страховых организаций, при­влекаемых для осуществления страхования за счет бюджетных средств;

• осуществление мониторинга деятельности страховых организаций, занимающих доминирующее положение и препятствующих доступу на рынок других страхо­вых организаций;

• государственный контроль за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;

• совершенствование форм статистического учета и отчетности страховых органи­заций, в том числе с целью проведения анализа конкурентной среды на федераль­ном и региональном рынках страховых услуг и определения доминирующего по­ложения страховых организаций на таких рынках.

Важным условием конкуренции на рынках финансовых услуг должно стать ис­ключение государственного участия в уставных капиталах страховщиков[44].

Несмотря на существующие проблемы, страховой рынок России динамично раз­вивается, и в 2007 г. он составил 4,0% от ВВП.

На страховом рынке РФ было зарегистрировано на 30.06. 2007 г. — 911 страховых организаций.

За первое полугодие 2007 г. сумма страховых премий и страховых выплат состави­ла 282,6 и 219,3 млрд. руб. или 127,9 и 142,2% по сравнению с 2006 г.

Развитие обязательного и добровольного страхования привело к значительному увеличению объемов страховых операций. В связи с этим повысилась ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования.

Такое положение потребовало принятия законодательных мер, направленных на увели­чение минимального размера уставного капитала страховщиков. В соответствии с зако­нодательством Российской Федерации до 1 июля 2007 г. страховые организации должны увеличить размер уставного капитала до 60 млн.

рублей для страхования жизни, до 30 млн рублей — для иных видов страхования, до 120 млн рублей — для перестрахования.

Увеличение собственного капитала повысит финансовую устойчивость страховых организаций, позволит им увеличить объем операций страхования и, следовательно, размер своих инвестиционных ресурсов.

Для обеспечения развития страхового сектора в среднесрочной перспективе необ­ходимо решить следующие задачи:

а) развитие системы обязательного страхования гражданской ответственности вла­дельцев транспортных средств:

• закрепление возможности оформления документов для осуществления страховой выплаты без обращения в органы Государственной инспекции безопасности до­рожного движения;

• установление права потерпевшего обращаться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым заключен договор обязательного стра­хования гражданской ответственности;

б) реализация положений Закона Российской Федерации «Об организации стра­хового дела в Российской Федерации», касающихся:

• лицензирования субъектов страхового дела;

• развития института страховых актуариев;

• специализации страховых организаций на осуществляющих личное страхование, в том числе страхование жизни;

• разработки подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятель­ность и финансовую устойчивость субъектов страхового дела;

в) упорядочение введения обязательных видов страхования:

• унификация положений в законодательстве Российской Федерации, касающихся обязательного страхования, и приведение их в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

• реформирование системы обязательного медицинского страхования;

• развитие видов обязательного страхования ответственности определенных катего­рий лиц;

г) повышение капитализации страхового рынка:

• стимулирование консолидации субъектов страхового дела;

• разработка мер по развитию сострахования, взаимного страхования и перестра­хования;

д) совершенствование надзора за деятельностью субъектов страхового дела;

е) внесение в законодательство Российской Федерации изменений в части унифи­кации требований по размещению средств страховых резервов с требованиями по раз­мещению средств иными институциональными инвесторами.

Проблема развития рынка страхования тесно связана с проблемой регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний.

Для стимулирования деятельности по инвестированию страховых резервов необходимо усовершенствовать на законода­тельном уровне регулирование в части унификации требований, касающихся размеще­ния страховых резервов и инвестирования средств институциональными инвесторами иных категорий.

Также необходимо принятие Правительством РФ нормативных право­вых актов, направленных на стимулирование роста капитализации и финансовой устой­чивости страховых организаций.

Кроме того, для развития страховой отрасли следует осуществлять мероприятия по следующим направлениям:

• развитие добровольных форм страхования;

• повышение емкости страхового рынка и уровня капитализации страховых компаний;

• повышение прозрачности страхового бизнеса, в том числе доступности информа­ции о страховых операциях и показателях деятельности страховых компаний;

• предоставление российскими страховыми компаниями комплексной, надежной и доступной страховой защиты предприятиям и гражданам;

• расширение использования механизмов страхования для снижения нагрузки на бюджеты всех уровней.[45]

Источник: https://all-sci.net/finansyi-kredit_738/strahovoy-ryinok-ego-osobennosti-napravleniya-199913.html

Формирование российского страхового рынка | Российское предпринимательство, 5 ноября 2010 г

5.4. Становление страхового рынка

Российское предпринимательство, 5 ноября 2010 г.

Формирование российского страхового рынка

Страхование как экономический и социальный институт исторически возникло как реакция на всевозможные бедствия. Его непосредственное назначение состояло в удовлетворении потребностей человека в защите от случайных опасностей. Неблагоприятные природные явления и связанные с ними материальные потери первоначально воспринимались людьми, как явления случайные.

Однако регулярность, цикличность природных катаклизмов приводили к пониманию, что они имеют закономерный характер, а ущерб, наносимый ими, может быть уменьшен либо нейтрализован с помощью простейших мер страховой защиты. Традиции и обычаи взаимной поддержки, коллективной взаимовыручки были известны еще в Древней Руси.

Так, члены «верви» (общины) нередко брали под защиту крестьянина, входившего в его состав и совершившего преступление против феодального права. В этом случае виновного не выдавали, а выплачивали за него коллективную «виру» (штраф) [6].

С выпуском бумажных денег в 1786 году манифестом Екатерины II при Государственном Заемном банке была образована Страховая экспедиция – первое страховое учреждение в России.

В целях минимизации финансового риска, связанного с ущербом, причиняемым огнем, на страхование не принимались деревянные строения, а также постройки, имевшие соломенную кровлю.

Одновременно с созданием Страховой экспедиции в России устанавливалась государственная страховая монополия, которая ограничивала частную инициативу и преследовала чисто фискальные цели пополнения доходной базы государственного бюджета. В начале ХIХ в.

основной организационной формой функционирования страхового фонда были акционерные страховые общества, объединявшие индивидуальные капиталы путем выпуска и продажи акций.

Акционерное страховое общество признавалось юридическим лицом и отвечало по обязательствам, предусмотренным заключенными договорами страхования с клиентурой в пределах принадлежащего ему имущества. Тесные рамки государственной страховой монополии в России были нарушены созданием в 1827 году «Российского страхового от огня общества» [5, с. 11]. Первенец отечественного акционерного страхового дела ступил на поприще предпринимательства в благоприятных условиях: страна остро нуждалась в страховании рисков потерь от пожаров, которые были весьма распространенным явлением. Уже восемь лет спустя (в 1835 г.) было создано и второе акционерное общество с аналогичным наименованием и функциями.

Формирование страхового рынка

Итак, развитию страхования в России способствовали принятые в первой половине ХIХ века основы для формирования общероссийского страхового рынка. Главной организационной формой функционирования страхового фонда стало акционерное страховое общество. Сформировалась отраслевая структура страхового рынка: имущественное (противопожарное), личное и транспортное страхования.

Русский страховой бизнес вышел за национальные границы, постепенно приобретая международный характер, путем размещения рисков в перестрахование в мировых финансовых центрах. Большой научный и практический интерес представляет вопрос, как акционерные страховые общества распоряжались своими финансовыми резервами.

Рискованное размещение страховых капиталов было чревато банкротством функционирующего страховщика. Это противоречило не только интересам компании, ее акционеров и страхователей, но и социально-экономической политике государства, заинтересованного в стабильности хозяйственной жизни.

Обладая значительными ресурсами временно свободных денежных средств, страховой рынок в целом и акционерные страховые общества, как один из его наиболее крупных звеньев, привлекали внимание кредитной системы, в первую очередь частных коммерческих банков. Широко практиковалась система участия, когда акционерами страховых обществ становились частные банки.

Параллельно наблюдалась и обратная тенденция, когда в роли акционеров частных коммерческих банков выступали акционерные страховые общества. Сближению кредитной и страховой сфер способствовало и то, что коммерческие банки осуществляли кассовое обслуживание страховых обществ.

Существовала практика, когда благодаря системе участия руководящие посты в коммерческих банках и страховых акционерных обществах занимали одни и те же лица. Это позволяло оперативно решать многие важные вопросы.

Страховое дело после отмены крепостного права

Бурная предпринимательская активность в сфере акционерного страхового учредительства после 1861 года может создать впечатление полного доминирования в тот период именно этой организационной формы.

Действительно, выгодные и надежные с коммерческой точки зрения условия вложения капитала, разнообразие предлагаемых потенциальным клиентам услуг привлекали многих представителей делового мира в сфере акционерного страхования. Отмена крепостного права и реформы 60–70-х гг.

ХIХ века дали мощный импульс предпринимательской активности. Почва для создания новых страховых обществ оказалась подготовленной. На смену первому поколению отечественных страховщиков приходит целая плеяда российских страховых организаций, успешно проработавших вплоть до 1917 года [3, с. 50].

Со второй половины ХIХ века были организованы общества взаимного страхования, которые составляли конкуренцию на страховом рынке для акционерных страховщиков.

Члены общества взаимного страхования в отличие от акционерных при возникновении убытка по страховому случаю делили его на всех членов общества, при этом они не несли затрат на содержание аппарата агентов.

В конце ХIХ века общероссийский страховой рынок представлял собой сферу, тесно интегрированную в финансово-кредитную область. Введение государственного регулирования и контроля за этим рынком преследовало цель: обеспечить его стабильное функционирование с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. К этому времени страховое дело выделилось в самостоятельную область хозяйственного законодательства и административного надзора.

Страхование в СССР

Советская власть, установившаяся в России в 1917 году, национализировала страховое дело, установив государственный контроль над всеми видами страхования и государственную монополию в страховом деле.

При национализации страхового рынка в России первоначально был установлен государственный контроль над всеми видами страхования, а затем страхование объявлялось во всех видах и формах государственной страховой монополией [4, с. 42].

Введение государственной страховой монополии направлено, прежде всего, на пополнение государственного бюджета за счет финансовых ресурсов страховых структур.

Выявленные документы показывают, что 18 декабря 1920 года декретом Совнаркома было полностью отменено государственное имущественное страхование в денежной форме и вместо него установлена бесплатная государственная помощь натурой хозяйствам, пострадавшим от стихийных бедствий. В условиях НЭПа государство было призвано обслуживать проводимые экономические реформы.

С этой целью принимается декрет Совнаркома от 6 октября 1921 г. «О государственном имущественном страховании», который положил начало фактическому восстановлению и дальнейшему развитию государственного имущественного страхования в стране [2, с. 53].

С 1928 года при массовой коллективизации имущественное страхование было направлено на достижение политических целей, например, создание социалистического сельскохозяйственного производства и ликвидацию класса кулаков. В связи с этим государство проводило дифференцированную политику при определении тарифов для наиболее доходных хозяйств. В период с 1930 по 1940 гг. страховой рынок стал интенсивно развиваться за счет введения нового вида страхования – коллективного. В военное время страхование было приостановлено, а резервные деньги страховых компаний направлялись на военные нужды.

Создание российского страхового рынка

Процесс демонополизации страхового дела начал осуществляться с принятием в 1988 году закона «О кооперации», по которому стали возникать учреждения, альтернативные государственному страхованию. В России были созданы кооперативные страховые учреждения, где производилось страхование имущества кооперативов [1, с. 27].

Основой для создания негосударственных страховых организаций стало принятое в 1990 году постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства». Этот документ был ориентирован на то, что на страховом рынке могли действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества.

Новые страховые компании с самого начала были поставлены законодателями в тяжелое положение. Из-за постоянного роста инфляции и налогов инвестирование временно свободных денег потеряло долгосрочный характер, что повлекло финансовую неустойчивость многих страховых фирм.

Риск оказаться банкротом в случае страхования грузов или транспортных средств был очень велик. Отсюда – высокие ставки и тарифы. К тому же в стране отсутствовала система сбора объективной страховой статистики, ухудшалась криминогенная обстановка.

Это заставляло страховые общества усиливать охрану страховой деятельности и расширять виды услуг, часто подвергая себя значительному риску. Только в 1991 году в связи с распадом СССР государственное страхование прекратило свое существование. В Российской Федерации стал складываться национальный страховой рынок.

Страхование имущества юридических и физических лиц осуществлялось исходя из реально существующих страховых интересов клиентов путем конкуренции и сотрудничества между участниками страхового рынка.

С принятием в 1992 году закона «Об организации страхового дела» Россия перешла на конкурентоспособный рынок страховых услуг, в котором могут выстоять только сильные компании. Таким образом, важную роль в формировании российского страхового рынка играли государственный строй, социальный состав, уровень цивилизованности и культуры населения.

Литература:

1. Савкин Д.В. Некоторые аспекты возникновения и развития института страхования // История государства и права. – 2002. – № 1. – С. 25–28. 2. Мамедов А.А. Особенности публично-правового регулирования страхования в советский период // История государства и права. – 2004. – № 2. – С. 52–57. 3. Ефимов С.Л. Страховое дело в России: вехи истории. – М.: Русское слово, 1997. – 205 с. 4. Рогозин И.И. История страхования в России. – СПб.: СПбТЭИ, 1994. – 60 с. 5. Шахов В.В. Страховое право. – М.: Юнити, 2002. – 383 с. 6. Шиминова М.Я. Страхование: история, действующее законодательство, перспективы. – М.: Наука, 1989. – 171 с.

КАРТАМЫШЕВА Н.В., канд. ист. наук, доцент кафедры истории государства и права, Юго-Западный государственный университет, г. Курск

  Вся пресса за 5 ноября 2010 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: История страхования

Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте

Получить код для трансляции заголовков прессы »

Источник: http://www.insur-info.ru/press/96515/

Страховой рынок, его формирование и развитие (стр. 4 из 5)

5.4. Становление страхового рынка

Такая модель бизнеса близка к классическому варианту финансовой пирамиды, когда выплаты старым клиентам осуществляются за счет взносов, полученных от новых, привлеченных низкой ценой полиса, считают эксперты. Сегодня, когда рынок автокредитования резко сжался, а те, кто выплатил кредиты, отказываются от услуг страховщиков, строить подобные пирамиды дальше не получится.

То же самое относится и к жилищному страхованию, которое по новому закону перестало быть обязательным при ипотечном кредитовании, да и сам рынок ипотеки практически закрылся. И справиться с падением взносов они смогут только «повернувшись лицом к клиенту» — ориентируясь на более качественный добровольный спрос.

Но и он сегодня катастрофически падает из-за снижения платежеспособности.

В этой непростой ситуации Росстрахнадзор разработал антикризисные меры призваны укрепить платежеспособность страховых компаний.

Росстрахнадзор предлагает использовать субординированные кредиты для страховщиков, нуждающихся в увеличении уставного капитала. Такие кредиты должны быть безотзывными и предоставляться на срок не менее 5 лет.

А для компаний, занимающихся социально значимыми видами страхования, надзор предлагает увеличить маржу платежеспособности.

Так, для страховщиков, проводящих операции по «Зеленой карте», запас маржи должен вырасти с 30% до 65%, а для компаний, занимающихся страхованием опасных объектов, он должен быть не менее 50%.

При этом для компаний, испытывающих временные затруднения, но до того 10 лет не имевших проблем с платежеспособностью, допустимо временное снижение норматива до 25%. Также предлагается установить лимит на максимальный объем принимаемого по одному договору риска — в 10% от размера собственных средств компании.

Росстрахнадзор предлагает также смягчить норму законодательства, требующую выдачи предписаний страховщику, в течение трех месяцев нарушающему соотношение нормативов платежеспособности.

По мнению надзора, нужно ввести порядок, согласно которому компания может согласовать с регулятором план оздоровления и приведения в соответствие с требованиями своих активов, а предписаниями будут караться отклонения от этого плана.

Предложения службы касаются и изменения длительности периода, принимаемого для расчетов убытков аграрных страховщиков: вместо трех лет он может вырасти до семи.

Впрочем, есть в предложениях Росстрахнадзора и жесткие меры — учитывать объем банковских гарантий, приравненных к обязательствам страховщика, при расчете маржи платежеспособности компании.

Поддержка страховому рынку нужна, но она должна быть адресной и убедительной. Субординированные кредиты помогут страховщикам улучшить финансовую устойчивость. Кроме того помощь государства должна быть нацелена на более гибкое применение нормативов в особенности в кризисных условиях и одновременно нужны жесткие меры по оздоровлению рынка.

Страховой рынок России выйдет из кризиса гораздо более здоровым, на нем останется меньше компаний, но они будут более финансово-устойчивыми, клиентоориентированными и принимающими решения на долгосрочную перспективу. Но до того, как кризис закончится, им придется очень нелегко.

Сегодня на глобальном уровне наблюдается тенденция сокращения перестраховочной емкости, а также снижение уровня качества перестраховочной защиты. Шанс на выживание имеют те российские перестраховщики, которые построили свой бизнес на реальном перестраховании.

Что же касается компаний, в основе работы которых лежит какая-либо другая бизнес-модель, то вряд ли у них есть шансы.

В период кризиса на первый план выходит вопрос надежности перестраховочной защиты, и российским перестраховщикам придется доказать свою способность предоставить ее перестрахователям.

По мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», мировой финансовый кризис окажет на российский страховой рынок, помимо снижения спроса на страхование, четыре специфических эффекта[11].

1. Эффект кумуляции рисков. На падающем рынке произойдет кумуляция рыночных, кредитных, страховых и институциональных рисков страховых компаний, что приведет к целой череде банкротств среди российских страховщиков.

Рыночные риски связаны с колебаниями рыночной стоимости активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.

Кредитные риски — возможность дефолта банков-объектов инвестиций страховых компаний, перестраховщиков и иных контрагентов.

Страховые риски возникают в результате ошибок при определении страховых тарифов и формировании страховых резервов.

Институциональные риски проявляются вследствие принятия законов, резко повышающих убыточность ОСАГО.

2. Эффект обратной пирамиды. В 2007-2008 годах — в период бума автострахования — собственниками многих страховщиков была установлена стратегия быстрого наращивания страхового портфеля за счет демпинга с целью последующей продажи компании.

В результате были созданы страховые пирамиды, осуществляющие выплаты за счет взносов новых клиентов. На падающем рынке выплаты таких компаний по уже сформированному страховому портфелю гарантированно превысят текущие поступления.

Компании, занижавшие страховые тарифы в период бума, окажутся неплатежеспособными во время кризиса.

3. Эффект бедного собственника. Кризис окажет значительное влияние на положение страховых компаний, которые являются частью финансовых или промышленных групп, испытывающих финансовые затруднения. ФПГ, стремясь поправить свое положение, будут избавляться от непрофильных активов, то есть страховых компаний. В этом случае возможны два варианта развития событий:

страховая компания, обладающая хорошей клиентской базой, будет продана одной из крупных страховых компаний. Таким образом, в ближайшем году следует ожидать новую волну слияний и поглощений на российском страховом рынке. При этом мультипликатор стоимости страховых компаний уже будет значительно ниже докризисного уровня.

в случае если продать компанию не получится, из нее будут выводиться ликвидные активы, в инвестициях страховщиков вновь увеличится доля векселей иных организаций. В результате надежность таких компаний резко снизится. Подобные действия собственников могут стать причиной банкротств многих российских страховщиков.

4. Эффект возврата «схем». Чтобы выжить, в качестве антикризисной меры некоторые страховые компании могут вновь вернуться к более доходным операциям по «неклассическому» страхованию или увеличить их долю в своих страховых портфелях. В 2009 году их доля в совокупных взносах возрастет с 10 до 20%.

К сожалению, в России страхование слишком часто не считается чем-то необходимым, и при нехватке денег в период кризиса многие скорее полностью откажутся от страхования, нежели будут думать, как его можно оптимизировать, реструктурировать свои бюджеты на страховую защиту.

Для поведения среднестатистического клиента в Западной Европе было бы типично иное: оставлять больше рисков на собственном удержании, менять параметры страхового покрытия и т.п.

Российский же клиент либо перестает страховаться вообще, либо требует то же покрытие, но за полцены. В принципе, возможно, он и получит на рынке то, что хочет, но не от финансово-устойчивой компании.

Зато после кризиса положение дел изменится, поскольку, пережив трудности, люди обычно начинают больше ценить страхование, а самые умные понимают это уже в период кризиса.

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон от 30 июня 2001 г. №112-ФЗ. Об исполнении Федерального бюджета РФ за 2000 г.// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. №3.- С. 2-10.

2.Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №1, ст. 4; 1999, №47, ст. 5622; 2002, №12, ст. 1093; 2003, №50, ст. 4858; 2005, №10, ст. 760).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2007 г. Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008 — 2012 гг.// www.minfin.ru

4. Асамбаева Н.Т. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: основные приоритеты и пути совершенствования// Страховое дело. 2009. №3.- С. 8-16.

5. Гварлиани Т.Е. Дискуссионные вопросы теории страхования // Финансы. 1998. №9. – С. 45.

6. Гомелля В.Б. Страхование. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Маркет ДС, 2006. — 488 с.

7. Коломин Е.В. О социальных приоритетах развития страхования // Финансы. 2008. №9. – С. 58-61.

8. Насырова Г.А. Формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности // Страховое дело. 2008. №11. – С. 41.

9. Романова М.В. Тенденции развития Российского страхования и кризисная ситуация // Финансы. 2009.№1.- С. 51-54.

10. Рыбников С. А. Очерки страхования в России //Вестник государственного страхования. 1927. №15.- С. 19-20.

11. Страхование от А до Я/ Под ред. Л.И. Корчевской, К.Е.Турбиной.- М.: ИНФАРМА-М, 2004. — 121 с.

12. Страхование / Под ред. И.П. Денисовой. — М.: ИКЦ «МарТ»,2007. – 240 с.

13. Страхование / Под ред. Т.А. Федоровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 875 с.

14. Страховое дело /Под ред. Л.И. Рейтмана — М.: Рост, 1992г. — 530 с.

15. Страхование // Под ред. В.В. Шахова — М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997,- 198 с.

16. Таврель В.С. Основные проблемы развития страхового рынка// Страховое дело. 2009. №1.- С. 5-9.

Источник: https://mirznanii.com/a/1738-4/strakhovoy-rynok-ego-formirovanie-i-razvitie-4

Refpoeconom
Добавить комментарий