5.3 Факторы и резервы роста производительности труда

Резервы и факторы роста производительности труда

5.3 Факторы и резервы роста производительности труда

Резервы роста производительности труда – это возможность более полного использования всех факторов ее повышения. Если фактор рассматривают как возможность, то резервы – это процесс превращения возможности в действительность.

Существует несколько классификаций резервов роста производительности труда. Прежде всего, выделяют резервы лучшего использования живого труда и резервы улучшения основных и оборотных средств,которые приводят к повышению производительности труда.

По признаку возможностей использования подразделяют резервы запаса и резервы потерь. Например, недоиспользование мощности оборудования представляет резервы запаса, а потери рабочего времени, брак и перерасход топлива – резервы потерь.

По времени использования все резервы подразделяются натекущие и перспективные. Текущие могут быть реализованы в краткосрочный период времени и не сопровождаются большими затратами.

Перспективные – могут быть осуществлены только в долгосрочный период времени при условии изменения технологических процессов, внедрения новых видов оборудования, что требует капитальных вложений и обоснования их эффективности.

По месту выявления и использования резервы подразделяются на народнохозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные.

Внутрипроизводственные резервы имеют определяющее значение, так как все остальные виды резервов в конечном счете проявляются и реализуются на уровне предприятия.

Внутрипроизводственные факторы подразделяются на резервы снижения трудоемкости (интенсивный путь) и резервы лучшего использования рабочего времени (экстенсивный путь).

Основнымирезервами роста производительности трудаявляются:

1. Снижение трудоёмкости продукции за счёт:

 улучшения конструкторских данных изделия;

 роста технической вооружённости и квалификации труда;

 совершенствования технологий;

 внедрения передовых методов труда.

2. Улучшение использования рабочего времени за счет:

 ликвидации прогулов, опозданий и других нарушений трудовой дисциплины;

 устранения потерь рабочего времени из – за плохой организации труда и производства.

3. Использование кадров:

 сокращение текучести кадров;

 внедрение бригадных форм организации труда;

 совершенствование структуры работающих.

Факторы роста производительности труда

Производительность труда – динамичный показатель, постоянно изменяющийся под воздействием множества факторов. Факторами называют движущие силы, или причины, вызывающие изменения производительности труда. На уровне предприятия такие факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы включают уровень технической оснащенности предприятия, энерговооруженность труда, организацию труда и производства, применяемые системы стимулирования труда, т.е. все те, которые зависят от коллектива и его руководителей.

К внешним факторам относят причины, не зависящие от предприятия: изменение ассортимента и номенклатуры продукции в соответствии со спросом на рынке, приводящие и к изменению трудоемкости, социально-экономические условия в обществе, надежность партнеров в части материально-технического снабжения и т.п.

По своему внутреннему содержанию и сущности все факторы принято объединять в три группы: материально – технические, организационные и социально-экономические

К материально- техническим факторам относятся:

— повышение фондо- и энерговооруженности труда на основе достижений научно-технического прогресса, снижение затрат ручного, неквалифицированного труда;

— повышение механизации и автоматизации производственных процессов;

— увеличение единичных мощностей машин и оборудования;

— углубление специализации машин и оборудования;

— создание новых технологий;

— электрификация и химизация производства.

Все материально-технические факторы повышают производительность труда и снижают трудоемкость продукции

К организационным факторам относятся организация производства, труда и управления:

— специализация предприятий и их последующая кооперация, организация материально-технического снабжения, ремонтного обслуживания, совершенствование организационно-технической подготовки производства;

— рациональное разделение и кооперация труда между отдельными группами работающих, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, улучшение условий труда, подготовка и переподготовка кадров, укрепление трудовой дисциплины, совершенствование нормирования труда;

— создание эффективной организационной структуры управления, правильный подбор, расстановка и использование управленческих кадров, их профессиональная подготовка, организация внутрипроизводственного предпринимательства.

Все организационные факторы взаимосвязаны и наличие организационных недостатков приводит к неполному использованию (потерям) рабочего времени и через его уровень к влиянию на рост производительности труда. Потери рабочего времени при прочих равных условиях прямо пропорционально снижают производительность труда, а снижение потерь приводит к ее росту.

Движущей силой активной трудовой деятельности может являться интерес к достижению определенного результата, который дает возможность удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей работников. Именно в этом проявляется действие социально-экономических факторов. Важнейшие составляющие этой группы факторов:

— материальная и моральная заинтересованность в результатах как личного, так и коллективного труда;

— уровень квалификации, профессиональное мастерство;

— отношение к труду, трудовой дисциплине;

— изменение форм собственности на имущество предприятия и на результаты труда;

— демократизация коммерческой и общественной жизни и развитие самоуправления.

IВопросы к теме:

1. Дайте определение трудовым ресурсам

2. В чем отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов?

3. Что такое персонал предприятия, из каких категорий работников он состоит?

4. Что следует понимать под профессией, специальностью, квалификацией?

5. Какими показателями характеризуется кадровый состав предприятия?

6. Дайте определение списочной и как определяется среднесписочная численность работающих?

7. Как определяется явочная численность работающих?

8. Как определяется фактическая численность работающих?

9. Какими показателями оценивается движение работников на предприятии?

10. Кто относится к основным и вспомогательным рабочим предприятия?

11. Какими показателями характеризуется движение кадров?

12. Какими параметрами определяется потребность предприятия в рабочих кадрах?

13. Что такое производительность труда?

14. В чем отличие производительности общественного и индивидуального труда?

15. Назовите показатели производительности труда

16. Какими методами измеряется производительность труда на предприятии?

17. Как определить производительность труда натуральным методом?

18. Как определить производительность труда условно-натуральным методом?

19. Как определить производительность труда стоимостным методом?

20. Как определить производительность труда трудовым методом?

21. Дайте сопоставительный анализ различных методов измерения производительности труда. Укажите область их применения.

22. Перечислите внешние факторы, влияющие на производительность труда.

23. Укажите материально-технические факторы, влияющие на производительность труда

24. Каким образом организационные факторы влияют на изменение производительности труда?

25. Как определяется показатель экономической эффективности труда?

Тема 9. Заработная плата работников предприятия

1. Сущность и рыночная цена заработной платы

2. Основные функции заработной платы и принципы ее организации

3. Процесс организации оплаты труда на предприятии

4. Виды и классификации доплат к основной заработной плате

5. Расчет фонда заработной платы по предприятию

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_198701_rezervi-i-faktori-rosta-proizvoditelnosti-truda.html

Факторы и резервы роста производительности труда

5.3 Факторы и резервы роста производительности труда

Резервы роста производительности труда — это неиспользованные возможности экономии затрат труда (снижения трудоемкости и увеличения выработки). Резервы используются и вновь возникают под влиянием научно-технического прогресса — важнейшего фактора повышения производительности труда.

Количественно резер­вы можно определить как разницу между достигнутым и максимально возможным уровнем производительности труда. К резервам производства следует отнести и уровень организации управления производством, уровень менеджмента, страте­гического планирования, уровень его организации, т.е.

качество предприниматель­ской деятельности.

Классификация резервов роста производительности труда позволяет рассмат­ривать каждый вид резервов относительно определенного фактора, а всю совокуп­ность резервов классифицировать в соответствии с многообразием факторов.

Из­вестно несколько путей повышения производительности труда и его организации, что позволяет при проведении анализа выявить основные причины потерь и непро­изводительных затрат труда по каждому фактору и наметить пути их устранения.

Поскольку производительность труда измеряется затратой задействованных ре­сурсов и особенно рабочего времени, постольку экономия рабочего времени воз­можна в трех основных направлениях.

Первое — в процессе создания большего числа материальных благ, продукции за единицу времени, т.е. речь идет о росте производительности труда, о снижении трудоемкости продукции или о сокращении затрат времени на изготовление едини­цы продукции. Например, рабочий изготовляет 10 деталей в час.

Найдя новый при­ем работы, он за этот же час делает их уже 20. Теперь рост производительности его труда составляет 200% (100х20:10). Поскольку трудоемкость является величи­ной, обратной производительности труда, то затрата времени на изготовление од­ной детали в первом случае 1:10 = 0,1 часа, или 6 мин, во втором 1:20 = 0,05 ча­са, или 3 мин.

Следовательно, трудоемкость снижается в два раза (6:3 = 2).

Производительность труда исчисляется количеством выработанной продукции в единицу времени. Трудоемкость показывает, сколько труда (времени) израсходо­вано на изготовление единицы продукции.

Второе направление экономии рабочего времени — экономия прошлого времени или прошлого (овеществленного) труда, т.е. труда, превращенного в вещь.

Допустим, на единицу продукции, например электромотор, долгое время расходо­валось 5 кг меди. В процессе намотки якоря 1 кг шел в отходы.

На фирме специалисты внедрили новую систему намотки якоря, сократившую отходы на 0,5 кг, и общий рас­ход меди достиг 4,5 кг. В этом случае расход прошлого труда снизился на 10% (5-4,5:5х100).

Следовательно, экономия сырья, материалов, оборудования, тран­спортных средств — это экономия прошлого труда, выраженного в прошлом времени.

Третье направление — экономия будущего времени, такая экономия связана с улучшением качества, свойств выпускаемой продукции, учебой, повышением ква­лификации работающих.

Факторы роста производительности труда и резервы роста производительности соотносятся между собой как два подхода к решению одной задачи.

Решение зада­чи повышения производительности труда требует систематического поиска резер­вов времени в тех направлениях, в которых сгруппированы факторы повышения производительности труда.

Поэтому, степень использования резервов зависит от постановки научно-исследовательской и аналитической работы на предприятии.

В качестве меры влияния факторов на рост производительности труда прини­мается относительная экономия рабочей силы:

(5.26)

где: DП— прирост производительности труда за счет экономии численности персонала, %;

Эч — относительное высвобождение численности персонала за счет всех факторов, чел.;

Чппп — среднесписочная численность работников предприятия на плановый фактический объем работ по фактической (базисной) выработке, чел.

В зависимости от силы и характера влияния на производительность труда фак­торы можно сгруппировать в три группы:

материально-технические факторы — наиболее важные, так как обеспечивают экономию не только живого, но и овеществленного труда;

организационно-экономические — без использования этих факторов невозмож­но получить полный эффект, в том числе и от материально-технических факторов;

социально-психологические — связаны с изменением качества персонала для целей роста производительности каждого работника.

Рассмотрим каждую группу факторов последовательно по содержанию, по их влиянию и значимости.

Материально-технические факторы роста производительности труда, связанные с уровнем развития новой техники и использованием прогрессивной технологии и новых видов сырья и материалов, включают:

модернизацию оборудования;

замену морально-устаревшего оборудования новым;

автоматизацию производства, установку станков автоматов и т.д.;

внедрение новых прогрессивных технологий;

использование новых видов сырья, материалов.

Комплекс материально-технических факторов и их влияние на уровень произво­дительности труда можно охарактеризовать следующими показателями:

повышением энерговооруженности одного промышленно-производственного рабочего;

повышение технической вооруженности труда;

объема основных производственных фондов, приходящихся на одного работника;

повышением уровня механизации и автоматизации — доли рабочих, занятых ме­ханизированным и автоматизированным трудом.

Приведенные в действие эти факторы способствуют повышению качества про­дукции, повышению покупательского спроса, уменьшению затрат средств и труда, повышению долговечности продукции, росту производительности труда.

Изменения производительности труда в ходе повышения технического уровня производства основываются на высвобождении численности рабочих в результате внедрения нового оборудования, механизации рабочих мест и автоматизации про­изводства, улучшения использования оборудования.

Экономия численности рабочих от снижения трудоемкости продукции (Эч.ту) за счет повышения технического уровня производства рассчитывается по формуле:

(чел), (5.27)

где: Тбаз(пл), Тф — соответственно затраты труда на одно изделие в базисном (плановом) пе­риоде и фактические, чел/час; нормо-час;

Фф — фактический фонд времени одного рабочего (всех рабочих), час;

kвн — коэффициент выполнения норм времени;

DQ — количество изделий, дополнительно выпускаемых на данном оборудовании за месяц, шт;

Фрноб — продолжительность действия нового (или модернизированного) оборудования, мес.

Экономию затрат труда благодаря внедрению новой техники и технологии мож­но также определить путем сравнения численности рабочих, необходимой для про­изводства объема продукции до и после технического совершенствования произ­водства.

Экономия рабочей силы за счет нового и модернизации действующего оборудо­вания определенного вида может быть рассчитана по следующей формуле:

(5.28)

где: dNмод. — удельный вес нового (модернизированного) оборудования в общем оборудования данного вида, в долях;

DП — прирост производительности труда на новом (модернизированном) оборудовании, %;

Фкал — календарное число месяцев;

Чппп — численность промышленно-производственного персонала, чел;

dp — удельный вес рабочих, занятых обслуживанием оборудования, в общей численности ППП, доля.

Рассмотренные выше формулы отличаются друг от друга периодом действия.

Формула, в основу которой заложено изменение трудоемкости продукции, распро­страняется только на период после внедрения нового (или модернизированного) оборудования.

А по второй формуле относительная экономия численности опреде­ляется в расчете на год. Приведение этих формул к единому периоду действия позволяет получить одинаковые результаты экономии численности рабочих.

Организационно-экономические факторы повышения производительности труда предполагают повышение уровня организации труда, производства и управления. К мероприятиям, обеспечивающим повышение производительности труда за счет этих факторов, относятся:

совершенствование управления производством;

повышение уровня специализации;

сокращение потерь фонда рабочего времени и потерь от брака продукции;

снижение числа работающих, не выполняющих установленные нормы времени (выработки) и др.

Экономия рабочей силы за счет сокращения потерь фонда рабочего времени может быть рассчитана по формуле:

(5.29)

где: Чппп — численность промышленно-производственного персонала (ППП), чел.,

dp — доля рабочих в численности ППП, в долях;

dпрв.б(ф) — потери рабочего времени в базисном (отчетном) периоде, %.

Влияние сокращения невыходов на работу, брака и отклонений от нормальных условий труда на относительную экономию рабочей силы определяется аналогично сокращению потерь рабочего времени.

Относительная экономия рабочей силы за счет снижения в плановом периоде численности рабочих, не выполняющих нормы времени (выработки), может быть определена по формуле:

(5.30)

При планировании в формуле используются показатели потерь рабочего времени соответственно в отчетном и плановом периодах

где: DПпвн — плановое повышение уровня выполнения норм времени (выработки) группой рабочих, не выполняющих установленные формы, %;

dр — доля рабочих-сдельщиков, не выполняющих нормы времени (выработки), в общей численности рабочих, в долях;

0,5 — коэффициент повышения уровня выполнения норм, происходящего на протяжении всего планируемого периода (подразумевается, что повышение уровня выполнения норм будет осуществляться равномерно)

Социально-психологические факторы роста производительности труда, обус­ловленные уровнем развития рабочей силы, определяются качествами трудового коллектива и условиями его развития, которые, в свою очередь, обусловлены обще­ственными отношениями, в которых трудятся люди. Социально-психологические факторы роста производительности труда практически зависят от изменений каче­ственных характеристик персонала, а именно:

его социально-демографического состава;

уровня подготовки;

дисциплинированности;

трудовой активности и творческой инициативы работников;

системы ценностных ориентации;

стилей руководства, принятых в подразделениях и на предприятии в целом;

здоровья персонала, благополучия членов их семей.

Социально-демографические факторы роста производительности во многом за­висят от оптимизации таких характеристик персонала как: состав персонала по по­ловозрастным, национальным, религиозным, и социальным категориям и группам, которые должны целенаправленно изменяться и отвечать требованиям производ­ства и условиям труда.

Условия труда, рассматриваемые как факторы роста производительности труда, включают производственно-технические мероприятия, направленные на улучшение техники и технологии производства; изменение санитарно-гигиенических условий, ставящие целью обеспечение на производстве оптимального микроклимата и опти­мизацию общих условий бытового обслуживания персонала на производстве.

Значение уровня профессиональной подготовки, квалификации работников для повышения производительности труда. Не менее важным является и переподготовка кадров для работы на современном оборудовании с новыми технологиями и новыми материалами. Вкладывать средства на обучение кадров не менее важно и прибыль­но, чем на приобретение машин и механизмов.

Стоимость техники в наше время вы­сока и предприниматель с неподготовленными кадрами рискует не только не полу­чить процент на вложенный капитал, но остаться без основных фондов. Поэтому предприниматель должен решить, вкладывать ли средства в приобретение нового станка или использовать их прежде на обучение кадров.

Профессиональный отбор кадров через ступени профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и системы постоянного повышения квалификации рабочих кадров является значи­мым фактором повышения производительности труда за счет рационального исполь­зования рабочего времени, повышения культуры производства, экономного использо­вания материалов, сырья, уменьшения брака, повышения качества продукции.

Резервы роста производительности труда по сфере их действия могут быть общефедеральными, межотраслевыми, отраслевыми, региональными, внутрипроиз­водственными.

Общефедеральные резервы и их использование влияют на рост производитель­ности труда во всем хозяйстве страны. Эти резервы связаны с размещением пред­приятий, рациональным использованием занятости населения, недоиспользованием занятости населения и рыночных методов хозяйствования.

Региональные резервы — это возможность лучшего использования производи­тельных сил, характерных для данного региона.

Межотраслевые резервы связаны с возможностью улучшения межотраслевых связей, укрепления договорной дисциплины между предприятиями разных отраслей.

Внутрипроизводственные резервы определяют недостатки в использовании на предприятии сырья, материалов, оборудования, рабочего времени. Кроме пря­мых потерь рабочего времени, внутрисменных и целодневных простоев, существуют скрытые потери, связанные с использованием бракованных изделий, с выполнением работ, не предусмотренных технологией.

Резервы по времени использования делятся на текущие и перспективные. Теку­щие резервы используются в течение месяца, квартала, года — в зависимости от ре­альных возможностей предприятия.

Перспективные резервы — это резервы, кото­рые в ближайшее время не могут быть использованы, а лишь в перспективе.

Для ис­пользования резервов на предприятии разрабатывают план организационно-технических мероприятий, в котором указывают виды резервов роста производи­тельности труда, мероприятия по их реализации, планируемые затраты на это, сро­ки проведения работ и ответственных исполнителей.

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Дайте определение производительности труда и раскройте её связь с себестоимостью продукции.

2. Раскройте содержание рентабельности и назовите резервы её повышения.

3. Раскройте содержание видов трудоёмкости.

4. Объясните, с какими факторами следует связывать повышение темпов роста производительности труда на российских предприятиях.

5. Раскройте суть методов измерения производительности труда и их характеристики.

6. Расскажите как содержание социально-психологических факторов влияет на производительность труда.

7. Каким образом процесс управления производительностью увязывается с общим процессом управления?

Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1331; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-24437.html

Refpoeconom
Добавить комментарий