5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез мо-нополии и конкуренции

Монополия и антимонопольное законодательство

5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез мо-нополии и конкуренции

Контрольная работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

Выполнил: студент 2 курса

группы ЗМТ 21-у

Кузнецов Д.Н.

Проверил: Егорова М.Ю.

Йошкар-Ола

2014г

Монополия и антимонопольное законодательство.

Монополия — структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром

Факторы монополизации:

1. Высокая доля постоянных издержек, которые требуют одномоментных крупных вложений создания бизнеса и в случае появления конкуренции не окупаются;

2. Законодательные барьеры для осуществления деятельности; (лицензирование, сертификация)

3. Внешнеэкономическая политика. Она направлена на защиту рынка от иностранной конкуренции с целью подержать иностранные субъекты. Включает: (обложение пошлинами иностранных товаров, ограничение ввоза или запрет).

4. Поглощение и слияние фирм (когда более крупная покупает более мелкую фирму, устраняя конкуренцию на рынке).

5. Запугивание конкурентов. Угрожая, например, физической расправой или физически воздействуя на персонал (руководство) фирмы, можно добиться закрытия фирмы конкурента и ухода ее с рынка.

Виды монополий:

· Естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

· Государственная (закрытая) монополия — монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

· Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

.

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются прямым вмешательством государства в их деятельность, в частности путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся.

Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Если говорить о российском законодательстве, то согласно ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» закон направлен «на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков». ФЗ устанавливает ограничения относительно различного рода слияниях, сговорах и недобросовестных приемах конкуренции, которые ведут к увеличению монопольной власти компании.

Так запрещаются или ограничиваются:

— Вертикальная интеграция;

— Горизонтальная интеграция;

— Дискриминация;

— Монопольные цены;

— Ограничение предложения;

— Расширение фирмы;

— Связывание товаров;

— Связывающие условия;

— Сговор;

— Хищническое ценообразования;

— Ценовая дискриминация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_161276_monopoliya-i-antimonopolnoe-zakonodatelstvo.html

Синтез конкуренции и монополии

5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез мо-нополии и конкуренции

Антимонопольное законодательство

Если конкуренция и перестает доминировать (преобладать) на рынке, то она не устранима в обществе, где сохраняется частная (единоличная) и общая долевая собственность.

Борьба за экономическую выгоду ведется, во-первых, внутри монополии (при распределении условий производства и дохода), во-вторых, между монополистическими союзами (за место в рыночном пространстве) и, в-третьих, между монополиями и аутсайдерами.

Однако монополистическое соперничество по своим методам существенно отличается от способов, какими велась свободная конкуренция. Монополии не брезгуют никакими средствами, чтобы отстоять и приумножить свои доходы. Часто они применяют неэкономические, насильственные методы:

лишают соперников возможности получить сырье, энергоносители, кредитные средства, новейшую технику и технологию;

применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т.п.);

некоторые монополисты используют даже криминальные (уголовно наказуемые) средства поражения соперников — вплоть до поджогов их помещений, террористических актов и заказных убийств.

Одним из следствий конкуренции среди монополий является тенденция ко все большей централизации производства и рынка. Эта тенденция грозит появлению таких национальных но своим масштабам — абсолютных — монополий, которые могут стать угрозой существованию самой государственной власти.

В правовом и демократическом государстве общественно опасные действия монополистических объединений порождают противодействие. В странах Запада имеются силы, которые вступают в противоборство с монополиями.

Это, во-первых, широкие массы мелких товаропроизводителей и потребителей, которые, как говорится, среди белого дня подвергаются ограблению. Во-вторых, решающая роль в преодолении этого острейшего конфликта в экономике принадлежит государству и праву.

Давайте подробнее рассмотрим роль правового регулирования монополистической деятельности.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XD в. в США. Тогда здесь началось массовое выступление потребителей!) мелких и средних предпринимателей против гнета монополий. В правовом государстве данный конфликт был разрешен в результате того, что государство ввело антимонопольное законодательство. В 1890 г. американский Конгресс принял Акт Шермана против трестов.

Каков более чем 100-летний опыт антимонопольного регулирования в США?

Это регулирование проводится по четырем направлениям. Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли.

По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признается трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранными государствами.

Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной (или превышающей) 60%.

Иначе говоря, монопольное положение фирмы в определенной отрасли само по себе не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона.

Это противоречит демократической основе права — презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом запрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок.

К тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определенной продукции, имеют возможность сбывать свой изделия за пределами национального рынка — во внешней торговле.

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 г., такое слияние расценивалось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.

Правда, Актом Клейтона не приостановлен процесс централизации экономики. Ежегодно в США проходит до двух тысяч слияний фирм. И лишь их малая часть контролируется государством.

Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запрета следит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 г. С 1914 по 1977 г. Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен.

Четвертое направление: сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.

Американское антимонопольное законодательство признало незаконными нечестные, или обманные, методы конкуренции. В их числе снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов.

К началу 90-х годов XX в. антимонопольное законодательство было принято более чем в 40 странах с развитой и развивающейся экономикой. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран.

Вместе с тем антимонопольное законодательство имеет единые основы. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний. Во-вторых, запрещает соглашения и сговоры фирм в отношении цен и условий торговли.

В-третьих, оно пресекает недобросовестную конкуренцию.

В 90-х годах в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции.

Речь идет о монополистических действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен.

Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).

К числу экономических преступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).

В 1991 г. впервые был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Отдельные положения этого Закона в дальнейшем уточнялись и получали более конкретную форму в других нормативных актах.

Итак, антимонопольное законодательство поставило определенные преграды монополизации рыночной экономики. Одновременно государство выступило гарантом сохранения конкуренции в ее цивилизованных формах. Естественно, все это сказалось на развитии новых видов конкуренции, в которых участвуют монополии.

Формы синтеза монополии и конкуренции

Процессы монополизации рынка и подрыва свободной (совершенной) конкуренции долгое время не получали адекватного (вполне соответствующего) отражения в экономической теории. Здесь с 70-х годов XIX в.

господствующие позиции заняло неоклассическое направление.

Его сторонники вплоть до 30-х годов нынешнего столетия отстаивали устаревшую догму (бездоказательное положение, принимаемое за истину) о несовершенной конкуренции, которую ведут между собой мелкие независимые товаропроизводители.

И вот в начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых ученых, революция, которая покончила с догмой о совершенной конкуренции. С решительной критикой неконсервативной концепции конкуренции выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон[4].

В работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) она заявила: «Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай…

правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай»[5].

Существенный вклад в понимание несовершенной конкуренции внес американский экономист Эдуард Чемберлин[6].

В книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. Сочетание конкуренции и монополии достигается в так называемой монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов и услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании.

В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов.

Этому же способствует дифференциация товаров — придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим.

Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.

Э.Чемберлин так описывает приемы, применяемые в монополистической конкуренции.

«Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства — фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле… эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает»[7].

Таковы характерные черты одной формы синтеза монополии и конкуренции. В западных странах существует и другая подобная форма — олигополия.

Олигополия (греч. oligos — немногий; poleo — продаю) — господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.

При этом монополизация производства может достигать еще больших масштабов. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта — «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер» — производят свыше 90% всей продукции.

Олигополии возникли неслучайно. На Западе государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий.

Так, оно устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация.

Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из отраслей. Они содействуют выполнению антимонопольного законодательства.

Олигополии вынуждены считаться с антимонопольным законодательством. Однако они нередко различными путями (посредством «лидерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней мере выгодные им цены.

Уже то обстоятельство, что олигополия стремится сохранить или еще более увеличить и без того достаточно высокие цены, исключает метод ценовой конкуренции. Поэтому в ход пускается новый способ борьбы за спрос покупателей — неценовая конкуренция.

Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.

При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара.

Наоборот, величина стоимости — общественно необходимых затрат труда и материальных средств — изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов.

Так, в зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются или снижаются расходы фирм на повышение качества изделий, на содержание сети обслуживания потребителя, на рекламу и т.п.

В результате более быстро меняются затраты труда и материальных средств на изготовление и сбыт продукции, т.е. производственный и сбытовой аппараты монополий оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

Когда конкуренция достигает крайнего обострения, то затраты производственных ресурсов нарастают и могут вплотную приблизиться к установленной высокой цене.

И это не случайно: методы неценовой конкуренции предполагают наличие огромных капиталов и всевозможных резервов, чтобы обеспечить совершенствование продуктов, массовую рекламу их особых качеств, предоставление кредитов покупателям и пр.

Относительно слабые компании, не имеющие таких средств, теряют позиции на рынке и вынуждены «сотрудничать» с более мощными групповыми монополиями.

Современное состояние рынка на Западе авторы учебников экономике называют несовершенной конкуренцией. Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции.

На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетания монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. Профессор П. Самуэльсон пришел к выводу: «Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом.

Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой»[8]. О таком новом состоянии рынка дает представление таблица 7.3.

Таблица 7.3.

Источник: https://studopedia.org/8-7898.html

Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство (стр. 1 из 6)

5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез мо-нополии и конкуренции

Введение………………………………………………………………………2

I. Конкуренция и монополия……………………………………. …………3

1. Конкуренция……………………………………………………………3

а) Теория конкуренции…………………………………………………3

б) Совершенная конкуренция………………………………………….7

в) Несовершенная конкуренция……………………………………….9

г) Виды конкуренции………………………………………………….10

2. Монополия…………………………………………………………….14

a) Краткая характеристика монополии………………………………14

б) Виды монополий……………………………………………………15

в) Монопольная власть……………………………………………….17

Выводы………………………………………………………………………19
II. Антимонопольное законодательство……………………………………20

1. Антимонопольные органы: система, цели и задачи………………20 2. Антимонопольное законодательство РФ………………………….23

Заключение…………………………………………………………………..30

Список литературы………………………………………………………….32

Примечание

Введение

Известно, что необходимым условием успешного развития производительных сил и одновременно результатом этого процесса является постоянный рост уровня их обобществления. Действие общего экономического закона ведет к непрерывной и увеличивающейся концентрации и централизации капитала, монополизации производства.

Я считаю, что сегодня для прогрессивного развития промышленности, внедрения новейших технологических достижений, нужна централизация ресурсов.

Отдельное же предприятие не имеет ни ресурсов, ни интеллектуальных сил, чтобы уверенно владеть рынком.

И его технологический уровень может поддерживаться только в рамках группы предприятий, объединяющих свои усилия и ресурсы в едином технологическом комплексе.

Большинство рынков занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией. Но необходимо сказать, что образование монополий не только следствие процессов концентрации и централизации, но и необходимая предпосылка. В целом монополии — это результат научно-технического прогресса.

В наше время невозможно представить себе мир без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Но рынки и конкуренция не одинаковы.

Цель данной работы состоит в том, чтобы более подробно познакомиться с понятиями «конкуренция» и «монополия», а также выяснить основные направления и положения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Конкуренция и монополия

Конкуренция

Теория конкуренции

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед эконо­микой с централизованным планированием, являет­ся конкуренция. Именно она способствует прогрес­су рыночного общества и поступательному дви­жению цивилизации.

О конкуренции и конкурентоспособности това­ров написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения этих понятий. «Строгое значе­ние понятия «конкуренция», заключает­ся в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо»[1]. А.

Маршалл, написавший эти строки, под «челове­ком», понимал не только конк­ретного потребителя, но и любой другой субъект рынка. Именно состязательность, присущая конку­рентным рынкам, и является той движущей силой, которая способствует постоянной борьбе за потре­бителя с помощью всего арсенала экономических методов достижения лучших положений на рынке.

В числе таких мето­дов важнейшее значение имеет цена как фактор конкурентной борьбы.

В условиях высокой технологичности производ­ства очень сложно получить конкурен­тное преимущество в виде более низкой себестои­мости, чем у конкурентов. Поэтому практика цено­вого преимущества на рынке ограничена временными рамками.

Поэтому в современной практике рыночной экономики более доступен другой путь получения конкурентных преимуществ на рынке, а именно — модификация товара, придание ему таких свойств, которые бы отличали товар данного производителя от товаров других производителей.

Таким образом, конкуренция приводит как к сни­жению цен на товары, так и к разнообразию потре­бительских свойств конкурирующих товаров.

Можно выделить три подхода к определению конкуренции.

Первый подход определяет конкуренцию толь­ко как состязательность на рынке. Такой подход характерен в основном для отечественной литера­туры, изучавшей конкуренцию только теоретичес­ки и только по работам зарубежных экономистов.

Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, ко­торый позволяет уравновесить спрос и предложе­ние на рынке. Этот подход характерен для класси­ческой экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как кри­терий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка и носит ярко выражен­ный практический характер, так как позволяет вы­работать критерии и подходы, обеспечивающие го­сударственное вмешательство в ход конкуренции на рынках[2].

Первый подход основывался на повседневном по­нимании конкуренции как соперничества и был характерен для начальной стадии научных ис­следований этого сложного экономического явле­ния.

Именно подобная формулировка конкуренции была выдвинута основоположником экономической науки А.Смитом. Конкуренция опреде­ляется как соперничество экономических субъек­тов на рынке.

Вот наиболее типичные определения конкуренции[3]:

— состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные дей­ствия эффективно ограничивают возможности каж­дого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

— состязательность на рынке в условиях отсут­ствия монополии;

— сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявля­ющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника. Конкурен­ция — есть особый вид честной экономической борьбы, в которой при наличии равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприим­чивая, способная сторона;

— соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

— соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продук­ции;

— соперничество на рынке между производите­лями товаров и услуг за долю рынка, получение мак­симальной прибыли или достижение иных конкрет­ных целей.

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Конкуренция — это «невидимая рука» рынка, которая координирует де­ятельность его участников. Конкуренция по А.Смиту — это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равно­весия[4].

Конкуренция выступает в качестве силы, обес­печивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавли­вается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения.

Соперничество проявляется в предложении но­вых продуктов, улучшений качества своих продуктов и т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не мо­гут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдает­ся на тех рынках, где явное соперничество отсут­ствует.

Степень взаимозаменяемости товара детер­минируется перекрестной ценовой эластичностью спроса: если эластичность меньше единицы, то мож­но говорить о завершении рынка[5].

Наиболее распрост­раненный критерий в теории конкуренции — число участников рынка. Следует отметить, что класси­фикации рынков по этому критерию предлагались самые различные. Чаще всего при­меняется классификация рынков по количеству про­давцов и покупателей, действующих на рынке, при­веденная в таблице 4.1.

Э.Чемберлин предложил использовать для клас­сификации рынков два критерия — взаимозаменяе­мость товаров, предлагаемых разными предприяти­ями и взаимозависимость этих предприятий[6].

Первый критерий может быть представлен ко­эффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Второй — коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности.

Первый ха­рактеризует влияние изменения цены j-гo предпри­ятия на выпуск i-гo, второй — влияние выпуска j-гo предприятия на цену i-гo[7]. Чем выше коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых предприятиями то­варов (их взаимозаменяемость).

Чем выше количе­ственная перекрестная эластичность, тем более же­сткая взаимозависимость предприятий.

Существует и несколько другая классификация типов структур рынка продавца, которая является более приемлемой в практике предпринимательской деятельности (таб­лица 4.2).

Различия между однородностью и дифференцированностью продукции в этой классификации ос­нованы на степени заменяемости конкурирующих продуктов. Однородность будет господствовать на рынке тогда, когда, по мнению покупателей, про­дукты являются хорошими заменителями.

Продук­ты являются дифференцированными тогда, когда, различаясь по физическим качествам, уровню об­служивания, географическому размещению, наличию информации и субъективному восприятию, продук­ты одной фирмы встречают явное предпочтение, по крайней мере, несколькими покупателями среди кон­курирующих продуктов при данной цене.

Источник: https://mirznanii.com/a/266737/konkurentsiya-i-monopoliya-antimonopolnoe-zakonodatelstvo

Refpoeconom
Добавить комментарий