5.2.1. Система налогообложения в условиях рыночной экономики

Основы формирования налоговой системы государства в условиях рыночной экономики

5.2.1. Система налогообложения в условиях рыночной экономики

Московская финансово-юридическая академия

Калининградский филиал

Факультет: «Экономический»

Контрольная работа.

          По дисциплине: «Налоги и налогообложение».

          Тема1: Теория  налогов и налогообложения.

Вопрос 5: «Основы формирования  налоговой системы государства

в условиях рыночной экономики».

                                              Выполнила: Студент курса

                                              Группа:

                                              Научный руководитель: Андреянова Н.И.

Г. Калининград

2010г.

.

Тема 1:Теория  налогов и налогообложения.

Вопрос 5: «Основы формирования  налоговой системы государства в условиях рыночной экономики»………………………………………………3

Список литературы……………………………………………………………10

Тема 1: Теория налогов и налогообложения.

Вопрос 5. «Основы формирования  налоговой системы государства в условиях рыночной экономики».

  Налоговая система – совокупность налогов и соборов, принципов и методов их взимания, налогоплательщиков и налоговых агентов.

   Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований

   Функции налогов:

-фискальная – формирование доходной част бюджета;

-регулирующая;

-контрольная.

   Сбор – обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика каких-либо юридически-значимых действий.

   Принципы налогообложения:

— законность;

— всеобщность и равенство налогообложения;

— недискриминационный характер;

— наличие экономического обоснования;

— не нарушает единого экономического пространства страны;

— все неясности и неустранимые противоречия актов законодательства о

  налогах и сборах трактуются в пользу плательщика;

— при установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы

  налогообложения.

   Налог считается установленным, когда определены налогоплательщик и элементы налогообложения:

— объект (доходы, прибыль, товары, имущество);

— налоговая база (количественное выражение объекта);

— налоговый период;

— налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу налоговой базы):

  • твердые – абсолютные суммы, взимаемые с объекта налогообложения (акцизы);
  • процентные – взимание в форме налогов определенной доли объекта (пропорциональные, прогрессивные и регрессивные).

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

   В необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы:

— необлагаемый минимум объекта;

— изъятие из обложения определенных объектов;

— освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий

  налогоплательщиков;

— понижение налоговых ставок;

— вычет из налога оклада:

  • рассрочка – 1-6 месяцев;
  • отсрочка – до 3 месяцев;
  • налоговый кредит – 3 месяца – 1 год;
  • инвестиционный налоговый кредит – 1 год-5 лет.

   Виды налогов и боров:

1.по административному признаку: 

— федеральные – устанавливаются налоговым кодексом и действуют на всей территории страны (НДС, акцизы, на доходы физ.лиц, ЕСН, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный, за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, гос.пошлина);

— региональные – устанавливаются налоговым кодексом и законами субъектов РФ и действуют на соответствующей территории (на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный) ;

— местные – устанавливается налоговым кодексом и нормативными актами органов муниципальных образований (земельный, на имущество физ.лиц).

2.по способу изъятия:

— прямые – прибыль, доходы, имущество; 2 субъекта – плательщик и агент;

— косвенные – включены в цены товаров% 3 субъекта -2 плательщика (номинальный – продавец\производитель, фактический – потребитель\покупатель) и агент.

3.по характеру собирания и исполнения:

— общие;

— целевые.

4.по субъектам: 

— с физ.лиц;

— с юр.лиц;

— смешанные.

5.по степени налогообложения: 

— прогрессивные;

— регрессивные;

— пропорциональные.

   Налоговый механизм – система законодательных форм и методов управления процессом налогообложения, который включает налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

    Налоговое планирование – его цель: экономически обосновано обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий, исходя из принятой программы социально-экономического развития страны.

 

   Задачи налогового планирования:

-детальное изучение позитивных и негативных проявлений во

 взаимоотношениях налогоплательщика и бюджета;

— проведение факторного анализа в системе налоговобюджетных отношений     для выявления влияния отдельных налогов и всей налоговой системы на показатели финансово-хозяйственной деятельности страны;

— оценка вероятности возникновения непредвиденных бюджетно-налоговых ситуаций.

   Налоговое регулирование – подразделяется в зависимости от способов воздействия на льготы и санкции.    Налоговый контроль – цель: препятствовать уходу от уплаты налогов.

    Налоговые органы осуществляют налоговый контроль по средствам: — налоговые проверки (камеральные, выездные, встречные); — получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; — проверка данных учета и отчетности, помещений и территорий, —  используемых для извлечения дохода или прибыли. 

   Наиболее серьезные налоговые правонарушения:

— уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов

  налогообложения;

— неуплата или неполная уплата суммы налогов.

   В формировании налоговой системы в России можно выделить 3 этапа:

1 этап (1991-1993) — принятие закона об основах налоговой системы РФ.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в1990г.

, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

2 этап (1994-1998) — характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы. Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

3 этап (1998-наше время) — этап введения в действие единого документа по налогам. Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р.

При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса.

После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.

   Особенности рыночных отношений в России:

Система рыночных отношений внедряется в России с большими трудностями и издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно назвать то, что в России никогда не было социально-рыночного хозяйства.

Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем:

1) Овладение разными формами собственности и хозяйствования, обеспечение их экономической равноправности, разгосударствления экономики;

2) Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление ее дефицитного характера;

3) Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры, преодоление инфляционных процессов;

4) Постепенный отход от затратной модели ценообразования “освобождения” цен на основную часть продукции промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;

5) Демонополизацию сферы обращения, кредитного обслуживания предприятий и населения, научного обеспечения экономики;

6) Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства;

7) Преодоление нерыночной ориентации системы образования и профессиональной подготовки.

   Выстраивая парадигму российской экономики, нужно уберечься от двух крайностей: во-первых, изобретения “своей” модели, что подобного нет нигде в мире; во-вторых, попыток слепого заимствования.

   Рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику с ее сильной государственной распределительной политикой, обеспечивающей достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а с другой стороны — на принципы социального рыночного хозяйства, с их отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью.

   Достичь таких целей возможно лишь в том случае, если удачно скомбинировать черты наиболее подходящих нам экономических моделей.

     Разработанная модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной собственности, и относительно длительное сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным сектором.

   В своей направленности векторы экономической и социальной эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более того, безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация общества являются непременными атрибутами рыночной экономики. Для минимизации этих социальных явлений также требуется государственное вмешательство, регулирование рынка.

  Среди главных и апробированных инструментов регулирования рыночной экономики следующие:

— финансово-кредитная система с совершенной налоговой, эмиссионной и

  таможенно-пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией

  и тактикой процентных ставок;

— механизм ценообразования и определенное соотношение в нем твердых и

  гибких, оптовых и розничных цен с нормативами формирования

  структурных слагаемых цены;

— различные маркетинговые макроусилия, формирующие экономические

  потребности и потребительский спрос населения;

— инвестиционная политика государства;

— объем и структура производимых товаров, формы их закупки и реализации, — квоты производства, экспортно-импортная политика;

— элементы и допустимые пределы чрезвычайности при реализации

  экономических программ в экстремальных условиях переходного периода, а

  также другие рычаги регулирования.

Именно регулирование рынка должно составлять львиную долю того, чем необходимо сегодня заниматься правительству.

Во-первых, это должен быть социально ориентированный рынок, гармонично сочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и экономическое макрорегулирование смешанной экономики.

Во-вторых, новая модель экономики должна предусматривать, с одной стороны, относительно продолжительное сосуществование сильного государственного и нарождающегося частного сектора экономики.

В-третьих, и в ближайшем будущем экономика не может быть ничем иным, кроме как двойственной экономикой, одним из главных критериев управляемости которой будет противоречивое единство достаточно жесткого регулирования экономики и рыночного саморегулирования.

В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики должно происходить на фоне аналогичного усиления роли государства в социальной сфере.

В-пятых, в сложившейся политико-экономической ситуации экономика России должна представлять собой не сепаратистскую, а унитарную конструкцию, с существенными элементами регионального самохозяйствования.

 Условия формирования рыночной системы в России.

     Формирование системы рыночных отношений:

1. Либерализация: цен; хозяйственных операций; внешнеэкономических отношений

2. Структурные преобразования: разгосударствление; приватизация; демонополизация и создание конкурентной среды

3. Институциональные преобразования:

• создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.);

• формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов, предпринимательства и т.д.);

Источник: https://www.stud24.ru/tax/osnovy-formirovaniya-nalogovoj-sistemy-gosudarstva/462937-1753357-page1.html

Роль налогообложения в рыночной экономике РФ

5.2.1. Система налогообложения в условиях рыночной экономики

В рыночной экономике налоги выполняют достаточно значимую роль. Можно сказать, что без четко налаженной и хорошо действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них.

Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

Эта функция налогов — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регyлирyемая экономика.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

— регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.

К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п.

Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

— регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансовоэкономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.

Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя.

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей — система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любyю сyммy денег.

Таким образом, развитие рыночной экономики регyлирyется финансово-экономическими методами — пyтем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссyдным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, госyдарственных закyпок и осyществления народнохо-зяйственных программ и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем.

Так, в настоящее время нет, пожалyй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, дрyгие сельскохозяйственные продyкции.

Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25 %, то и они освобождаются от налогов, если более 25 %, то прибыль, полyченная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке.

Приведенные положения могyт слyжить примером использования госyдарством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществy направлении.

Дрyгой пример. Хорошо известно, что эффективно фyнкционирyющyю рыночнyю экономикy невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трyдно создать благоприятнyю для фyнкционирования товарно-денежных отношений экономическyю средy.

Наши крyпные и сверхкрyпные предприятия, «мастодонты» промышелнности, кооперирyющиеся, как правило, с такими же «мастодонтами» из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкyренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.

Госyдарство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т. п. Но главное средство оказания содействия маломy бизнесy — особые льготные yсловия налогообложения.

Если малое предприятие не теряет полyченнyю прибыль, а направляет ее на развитие своего производственного потенциала, то есть инвестирyет, то оно в значительной степени может избежать налогообложения прибыли. До тех пор, кончено, пока оно остается малым, не выходит за пределы yстановленного критерия.

Как только оно выйдет за пределы такого критерия, с этого месяца оно бyдет облагаться налогом в общем порядке.

Не менее сyщественна дрyгая льгота, предyсматривающая yчет одновременно двyх параметров — не только размеров предприятия, но и рода деятельности: освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производствy и переработке сельскохозяйственно продyкции, производствy товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производствy строительных материалов при yсловии, что вырyчка от yказанных видов деятельности составляет более 70 % в общей сyмме вырyчки от реализации продyкции (работ, yслyг). В отличие от первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользyется ею в течение двyх лет со дня его регистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнyть, стать, как говорится, на ноги.

Дрyгая фyнкция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций госyдарство стимyлирyет технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сyмма прибыли, направленная на техническое перевоорyжение, реконстрyкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборyдование для производства продyктов питания и ряда дрyгих освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень сyщественная.

Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на нyчноисследовательнские и опытно-констрyкторские работы. Делается это поразномy. Так, в Германии yказанные затраты включаются в себестоимость продyкции и тем самым автоматически освобождаются от налогов.

В дрyгих странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была предyсмотрена и y нас в прежнем законодательстве: облагаемая прбыль yменьшалась на сyммy, составлявшyю 30 % затрат на проведение наyчно-исследовательских и опытно-констрyкторских работ.

Было бы целесообразно и сейчас yстановить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например, 50 %) входят расходы на НИИ и ОКР. Дрyгой пyть — включать эти расходы в затраты на производство.

Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше налоговое законодательство. Например, Законом «О налогообложении доходов банков» предyсмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30 %.

В то же время yстановлено, что коммерческим банкам, имеющим yдельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственнyю деятельность не менее 50 % всех вложений, ставка налога на доходы yстанавливается на треть ниже общей — 20 %.

Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, например, 18 % можно предоставлять ссyды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под 15 % годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.

Следyющая фyнкция налогов — распределительная, или, вернее, перераспределительная.

Посредством налогов в госyдарственном бюджете концентрирyются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крyпных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов госyдарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окyпаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных yсловиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная фyнкция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Соответствyющим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальнyю направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих дрyгих странах.

Это достигается пyтем yстановления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нyжды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нyждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя фyнкция налогов — фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания госyдарственного аппарата, обороны станы и той части непризводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие yчреждения кyльтyры — библиотеки, архивы и др), либо они недостаточны для обеспечения должного yровня развития — фyндаментальная наyка, театры, мyзеи и многие yчебные заведе-ния и т. п.

Указанное разграничение фyнкций налоговой системы носит yсловный характер, так как все они переплетаются и осyществляются одновременно. Налогам присyща одновременно стабильность и подвижность.

Чем стабильнее система налогообложения, тем yвереннее чyвствyет себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков бyдет эффект осyществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т. п. Неопределенность — враг предпринимательства.

Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере yдваивается, если к неyстойчивости рыночной конъюнктyры прибавляется неyстойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, yсловий налогообложения, а в yсловиях печального опыта перестройки и самих принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы бyдyт yсловия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли yйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могyт быть yстановлены раз и навсегда.

«Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, yстойчивость социально-политической ситyации, степень доверия населения к правительствy — и все это на момент ее введения в действие.

По мере изменения yказанных и иных yсловий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, встyпает в противоречие с объективными yсловиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговyю системy в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

Литература:

1.                  Основные направления оптимизации налоговой системы России // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов III Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых/ Национальный исследовательский Томский политехнический университет. -2014. № 4. — С. 93–98.

2.                  Куклина Т. В. Налоговое администрирование в РФ: сущность, принципы и основные проблемы // Вестник Томского государственного университета. -2009. — № 329. — С. 179–181.

3.                  Филина Ф. Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.- М.: ГроссМедиа, 2012.- 254с

Источник: https://moluch.ru/archive/91/20111/

§ 1. Налоги в системе рыночной экономики. Налоговое бремя. Принципы

5.2.1. Система налогообложения в условиях рыночной экономики
Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.

Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики, характеризующихся следующими свойствами:

В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений, развиваются либерально-рыночные тенденции, но этот процесс пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в России в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая элементы двух указанных моделей.

Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная — предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков.

Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов.

В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40—45%. В России этот показатель несколько выше: с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%.

Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика.

Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликероводочных изделий, он достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов; сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%.

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера (рис. 1).

Американский экономист Артур Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет.

По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дтах), а затем вновь снижаются до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне — национальный продукт и доход) сокращается.

Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

Если экономика находится в точке А (см. рис. 1.1), снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т. е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств.

Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода.

Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская

? деятельность при превышении определенного значения налого-вых ставок, т. е. при нарушении принципа соразмерности нало-гообложения (рис. 1.2). При увеличении налоговых ставок (в на-чале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокраща-ются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.

Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности.

Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в теневую.

Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.

Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта нало-

гообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

Распределение ВВП предусматривает две стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: работники платят налог на доходы физических лиц в бюджет, предприятия платят налоги на прибыль и другие налоговые платежи.

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах — основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.

Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723—1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:

• принцип справедливости, утверждающий всеобщность на-логообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»).

Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогопла-тельщика, который обязан принимать участие в финанси-ровании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на рас-пределение доходов.

Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.

В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис. 1.3).

Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств — 40% доходов и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О—Е—А) отражает степень

неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов быщо абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О—В—А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства не получают никакого дохода.

Применительно к анализу налогообложения, исполь-зуя кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что про-грессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение посленалоговых (после вычета налогов) доходов (О—Д—А) более равномерным по сравнению с распределением предналоговых доходов (до вычета налогов) (О—Е—А).

Из этого следует вывод: прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков; • принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет.

В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Об определенности налогообложения свидетельствует стабильность законодательства о налогах и сборах. Конечно,

налоговые реформы идут непрерывно, но они, как правило, затрагивают отдельные налоги и сборы. Общая же часть НК РФ не может меняться часто.

Поэтому в целях обеспечения стабильности налоговой системы установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие на-логи и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;

принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;

принцип экономии, т. е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.

Наш соотечественник Н.И.Тургенев (1789—1871) в работе «Опыт теории налогов» (1818) писал, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или госу-дарства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взи-мания), удобным для плательщика.

Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835—1917) в конце XIX в. концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков.

Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего.

Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.

А. Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в четыре группы:

Финансовые принципы организации налогообложения:

достаточность налогообложения;

эластичность (подвижность) налогообложения.

Народно-хозяйственные принципы:

надлежащий выбор источника налогообложения, т. е., в частности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

Ш. Этические принципы, принципы справедливости:

всеобщность налогообложения;

равномерность налогообложения.

IV. Административно-технические правила, или принципы, налогового управления:

определенность налогообложения;

удобство уплаты налога;

максимальное уменьшение издержек взимания.

Сущность налогообложения состоит в законном ограничении

права собственности. Государство, несомненно, вправе изымать часть собственности у налогоплательщика для формирования централизованных фондов денежных средств и, соответственно, для реализации публичных задач и функций.

Однако возникает вопрос о масштабах налогового бремени.

Какую часть собственности государство вправе изъять у налогоплательщика, чтобы это было законно и справедливо? Очевидно, здесь должен достигаться эффективный баланс публичных и частных интересов.

Источник: https://knigi.news/nalogi/nalogi-sisteme-ryinochnoy-ekonomiki-nalogovoe-13609.html

Налоговая система в рыночной экономике

5.2.1. Система налогообложения в условиях рыночной экономики

    Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который

представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов

управления налогообложением. Государство придаёт налоговому механизму

юридическую форму и регулирует налоговый механизм путём налогового

законодательства. Налоговая политика и налоговый механизм (налоговые ставки,

способы обложения, льготы и.т.п.), определяют роль налогов в обществе,

которая тесно связана с деятельностью государства.

     Высшие цели, видение, целевые установки, принципы организации системы

налогообложения и принципы управления ею образуют предмет налоговой политики

государства.

    Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в

области налогов и является составной частью финансовой политики.

    Налоговая политика строится государством по определённому типу. Можно

выделить три типа, успешно сочитающихся между собой:

— политика максимальных налогов, характеризующихся принципом «взять всё, что

можно»;

— политика разумных налогов, способствующих максимальному развитию

предпринимательства;

— политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения при

значительной социальной защите населения.

Последний тип налоговой политики лёг в основу созданной в Российской

    Федерации налоговой системы на этапе зарождения рыночных отношений.

Однако, реализация принципов российской налоговой системы способствовала

стагнации экономики и, как следствие,  сокращению социальной защиты

населения. В результате была сформирована внутренне несбалансированная,

инфляционно ориентированная система налогообложения Российской Федерации, что

более отвечает первому типу – «взять всё, что можно».

Социально-экономические преобразования в России начала 90-х гг. повлекли за

собой глубокие переломы во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства.

    В условиях коренной перестройки социальных и экономических основ

хозяйствования в России значительно возрастает роль налогов и налоговой

политики государства. Из довольно пассивного и инерционного инструмента

мобилизации доходов в госбюджет, каким налоги были в прежней системе

хозяйствования, они превращаются в один из важнейших рычагов управления

экономикой. Поэтому от налоговой политики и качества системы налогообложения

сегодня в гораздо большей степени, чем прежде зависит развитие национальной

экономики.

3. Налоговая система в рыночной экономике.

       3.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения      

Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным

образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов,

взимание которых предусмотрено налоговым законодательством.

     Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж

– 36), А ПО НАЛОГОВОМУ Кодексу РФ их существенно меньше – 28 (при взимании

налога на недвижимость и того меньше – 25).

    В то же время всякая система есть целостный комплекс взаимосвязанных

элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно

представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой

более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является

налоговая система.

     Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах

систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает:

— систему налогов и сборов РФ;

— систему налоговых правоотношений;

— систему участников налоговых правоотношений;

— нормативно-правовую базу сферы налогообложения.

    Ныне действующая в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоговая система

страны представлена схемой (приложение 1).

Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в

разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к

итогу [2]:

  • Налоги на личные доходы: 40;
  • Налоги на прибыль корпораций: 10;
  • Социальные взносы: 30;
  • Налог на добавленную стоимость: 10;
  • Таможенные пошлины: 5;
  • Прочие налоги и налоговые поступления: 5.

    В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение нескольких задач. Прежде всего налоговая система должна усиленно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е.

путём перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета).

Эта система должна функционировать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

    Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней.

Поступления налогов в федеральном бюджете РФ в 2002 году составили 2.328

трлн. руб., что на 4 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. При этом доля налоговых

доходов от общего объёма поступлений составила 74%. Больше всего – 22,9% от

всех налоговых поступлений – в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%)

[3].

    По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в

формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам,

налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их

долю приходится ¾ всех поступлений в консолидированном бюджете.

Российской системе государственных доходов, переживающей в 90-х гг. трудности

трансформационных преобразований присущи особые тенденции становления и

развития в переходный период. Система публичных финансов России основывается

как на традиционных принципах и методах формирования бюджетных доходов, так и

на рыночно ориентированных налоговых элементах, используемых в экономически

развитых государствах. Налоговая система РФ образца 2000 г. представляет

собой типичный пример такого конгломерата. Механизм реализации принципов её

функционирования определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой).

    В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой

системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные

налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является

налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и

развития общества.

3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических,

этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство

и налоговую систему РФ.

5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо

дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм

собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства

физического лица, а также от государства, региона или географического места

происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Принципы построения налоговой системы России иллюстрирует приложение 2.

Налоговый Кодекс РФ отразил все свойства экономики и политики переходного

периода. С одной стороны сделан фундаментальный вклад в развитие российской

налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на

традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе

России трудно развиваться в русле мобильных социально-рыночных отношений. 

 3.2 Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой

    Рассмотрим основные показатели системы налогообложения в странах с развитой

рыночной экономикой.

Первый общий показатель, характеризующий роль налогов в экономике для всех

налоговых поступлений на федеральный уровень в Валовый национальный Продукт

(ВНП). Доля всех налогов в ВНП достигает заметной величины в странах с

развитой рыночной экономикой. В 80-90 гг. она составила (в %):

— в США – 30;

— в Японии – 26-31;

— в Германии – 38%;

— во Франции – 42-45;

— в Австралии – 30;

— в Швеции – 50-60;

— в  Англии – 37-38;

— в Италии – 33-41;

— в Канаде – 33-37; [4]

Источник: https://www.referat911.ru/Nalogovoe-pravo/nalogovaya-sistema-v-rynochnoj-jekonomike/9776-675700-place2.html

Refpoeconom
Добавить комментарий