5.1.1. Институциональные преобразования в сфере государственных финансов

Основные направления финансовой политики

5.1.1. Институциональные преобразования в сфере государственных финансов

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая по­литика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

• снижение социальной напряженности;

• оздоровление государственных финансов;

• восстановление нормального функционирования банков­ской сферы;

• сбалансированность товарных и денежных потоков;

• разумное расширение финансово-экономической само­стоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового поло­жения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

• комплексное реформирование налогового законодатель­ства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

• введение единого реестра налогоплательщиков;

• ужесточение налогового администрирования;

• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюд­жет и государственные внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

• введение экспортных пошлин в целях обеспечения об­служивания и погашения внешнего долга;

• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

• реализация программ экономии государственных расхо­дов;

• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

• обеспечение государственной монополии на производст­во и оборот алкогольной продукции;

• проведение связанных расчетов с использованием меха­низма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим полу­чателям средств федерального бюджета;

• реструктуризация государственного долга;

• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодо­ление банковского кризиса, восстановление доверия к банков­ской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

• реструктуризация банковской системы;

• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда

• усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

• приобретение акций государством в результате капитали­зации просроченной налоговой задолженности организа­ций и их последующая продажа;

• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функциони­рования топливно-энергетического комплекса, железно­дорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

• усиление позиций государства по управлению и контро­лю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, по­гашением задолженности перед федеральным бюджетом.

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы ра­ботникам бюджетной сферы, денежного довольствия воен­нослужащим, других государственных социальных транс­фертов, а также выполнение графика погашения задол­женности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполне­нием их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей фор­мирование многоуровневой пенсионной системы с устой­чивым финансированием; внедрение элементов накопитель­ного финансирования пенсий;

• упорядочение системы социальных льгот и выплат с пе­ренесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

• регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестицион­ной политики;

• создание условий для организованного накопления и ин­вестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 509; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-69415.html

Лекция 1.1 Роль государственных и муниципальных финансов в экономике

5.1.1. Институциональные преобразования в сфере государственных финансов

Модуль 1 Сущность, функции, источники формирования и роль государственных и муниципальных финансов.

Государственные и муниципальные финансы — это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя де­нежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Главными функциями государства являются:

¾ упорядочение жизни общества;

¾ обеспечение и защита прав и свобод граждан;

¾ обеспечение правопорядка и безопасности государства;

¾ регулирование макроэкономического развития;

¾ оказание государственных услуг населению;

¾ разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка мало­имущих групп населения;

¾ регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;

¾ осуществление мер по охране окружающей среды и др.

Таким образом, государственные финансы — это:

¾ инструмент привлечения средств в бюджет с помощью обще­обязательных платежей;

¾ ведущий экономический рычаг государства.

Главные направления воздействия государственных финансов на экономику:

¾ налоговая политика;

¾ способы финансирования дефицита бюджета;

¾ управление государственным долгом.

Политика в области государственных финансов обеспечивает поддержание экономического роста; ограничение социального неравенства; эффективность государственных расходов.

При налогообложении государственное воздействие обеспечи­вается налоговыми ставками и льготами.

Налоговые ставки и льготы оказывают влияние:

¾ на объем производства;

¾ предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг.

При расходовании средств государство осуществляет:

¾ финансирование государственных программ, направленных на удовлетворение потребностей населения;

¾ содействие развитию тех или иных отраслей и производств;

¾ изменение структуры производства;

¾ укрепление позиций Российской Федерации в мире.

Государственные финансы обслуживают государство как систему организации органов власти (оплата труда госслужащих и др.). С политической точки зрения государственные финансы — это и фактор развития структур государственного управления.

Муниципальные финансы обеспечивают самостоятельное и под свою ответственность решение населением муниципального обра­зования вопросов местного значения.

¾ ремонт дорог;

¾ строительство и эксплуатация объектов социальной инфраст­руктуры (больниц, школ и др.);

¾ услуги связи, общественного питания;

¾ библиотечное обслуживание;

¾ развитие физкультуры и спорта;

¾ охрана памятников культуры и др.

Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляют осново­полагающие принципы о том, что местное самоуправление

¾ не входит в систему органов государственной власти;

¾ имеет собственные финансовые основы.

Данные принципы предопределяют разделение финансов на го­сударственные и муниципальные.

Источники финансирования деятельности государства и муници­пальных образований разные. Государство имеет собственный бюд­жет, собственные источники пополнения финансовых средств (федеральные налоги и др.).

Муниципальные образования также имеют свой бюджет, свои источники финансов (местные налоги и др.). Государство и муниципальные образования должны осуще­ствлять свою деятельность только за счет собственных средств.

Лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законодательством, возможно использование государственных финансов для муниципальных нужд.

Финансовая система представляет собой сово­купность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формирова­нии и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Она включает следующие звенья финан­совых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно раз­бить на две подсистемы: 1) общегосударственные финансы, обес­печивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; 2) финансы хозяйствующих субъектов, используе­мые для обеспечения воспроизводственного процесса денежны­ми средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в мето­дах формирования и использования централизованных и децент­рализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, соз­данного в отраслях материального производства.

Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики. В настоящее время она направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика реализуется по нескольким направлениям:

· налоговая;

· бюджетная;

· денежно-кредитная;

· инвестиционная;

· институциональных преобразований;

· социальная.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности.

Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных и представительных органов власти.

Источник: https://studopedia.su/1_25704_lektsiya--rol-gosudarstvennih-i-munitsipalnih-finansov-v-ekonomike.html

Роль государственных и муниципальных финансов в экономике

5.1.1. Институциональные преобразования в сфере государственных финансов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных, денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Финансы— это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости:

валового внутреннего продукта;

доходов от внешнеэкономической деятельности;

части национального богатства.

В результате финансовых отношений формируются доходы и планируются расходы:

государства в целом;

субъектов федерации (в федеративных государствах);

муниципальных образований;

отдельных хозяйствующих субъектов.

Образованные в результате финансовых отношений денежные средства вышеуказанных субъектов используются для решения задач:

экономических:

обеспечение дальнейшего экономического роста;

инвестиции;

финансирование программ развития;

получение новых доходов и др.;

социальных:

выплата зарплат, пенсий;

различные формы материальной поддержки нетрудоспособных, малоимущих и др.

Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое и выражается в выполняемых ими функциях.

Роль государственных и муниципальных финансов в экономике

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Главными функциями государства являются:

упорядочение жизни общества;

обеспечение и защита прав и свобод граждан;

обеспечение правопорядка и безопасности государства;

регулирование макроэкономического развития;

оказание государственных услуг населению;

разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка малоимущих групп населения;

регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;

осуществление мер по охране окружающей среды и др.

Государственные финансы — это:

инструмент привлечения средств в бюджет с помощью общеобязательных платежей;

ведущий экономический рычаг государства.

Главные направления воздействия государственных финансов на экономику:

налоговая политика;

способы финансирования дефицита бюджета;

управление государственным долгом.

Политика в области государственных финансов обеспечивает поддержание экономического роста; ограничение социального неравенства; эффективность государственных расходов.

При налогообложении государственное воздействие обеспечивается налоговыми ставками и льготами.

Налоговые ставки и льготы оказывают влияние:

на объем производства;

предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг.

При расходовании средств государство осуществляет:

финансирование государственных программ, направленных на удовлетворение потребностей населения. Так, 5 сентября 2005 г. Президент РФ выдвинул инициатива сделать приоритетом государственное финансирование четырех важнейших сфер жизни общества. Это:

образование;

здравоохранение;

жилищное строительство;

сельское хозяйство;

содействие развитию тех или иных отраслей и производств;

изменение структуры производства;

укрепление позиций Российской Федерации в мире.

Государственные финансы обслуживают государство как систему организации органов власти (оплата труда госслужащих и др.). С политической точки зрения государственные финансы — это и фактор развития структур государственного управления.

Муниципальные финансы обеспечивают самостоятельное и под свою ответственность решение населением муниципального образования вопросов местного значения:

ремонт дорог;

строительство и эксплуатация объектов социальной инфраструктуры (больниц, школ и др.);

услуги связи, общественного питания;

библиотечное обслуживание;

развитие физкультуры и спорта;

охрана памятников культуры и др.

Источник: https://studopedia.ru/8_157483_rol-gosudarstvennih-i-munitsipalnih-finansov-v-ekonomike.html

Refpoeconom
Добавить комментарий