48.6. ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

48.6. ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

48.6. ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Говоря о реформировании системы социальной защиты в Российской Федерации, следует исходить не только из наличия в настоящем комплекса нерешенных правовых, финансовых, организационных и иных проблем.

Важно учитывать тот внешний фон, условия, которые будут предопределять в перспективе, с одной стороны, потребность населения в социальной защите (т. е.

, по существу, спрос на этот вид социального обеспечения), с другой ? финансово-экономические, материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, которыми будет располагать общество и часть которых может быть использована на нужды социальной защиты.

Спрос населения на социальную защиту будет предопределяться действием по крайней мере трех групп факторов: ? социально-демографических, определяющих характер воспроизводства населения (динамики процессов рождаемости, смертности, миграции) и обусловленные им изменения численности и возрастно-половой структуры населения страны; ? социально-медико-психологических, экологических и иных, определяющих в конечном счете состояние здоровья населения, уровень и характер заболеваемости; ? производственно-экономических и социально-трудовых, определяющих характер и уровень занятости населения, уровень трудовых доходов населения, уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, инвалидности. Используя существующую статистическую информацию, можно предположить, что вследствие сокращения рождаемости, миграционного прироста, а также увеличения смертности в перспективе можно ожидать: 1. Дальнейшее сокращение общей численности населения Российской Федерации. По прогнозу Госкомстата РФ, численность постоянного населения сократится со 146,4 млн. человек в 1999 г. до 143,9 млн. человек в 2005 г. и достигнет 141,6 млн. человек в 2010 г., изменений возрастной структуры населения, характеризующихся: а) абсолютным и относительным сокращением численности детей в возрасте до 15 лет; б) абсолютным и относительным увеличением численности населения, находящегося в трудоспособном возрасте (мужчины ? 16?59 лет, женщины ? 16?54 года) и старше трудоспособного возраста.

Таблица 48.

С позиций перспектив развития системы социальной защиты населения это будет означать, при прочих равных условиях: а) сокращение спроса на пособия на детей в денежной и натуральной формах и, в то же время, увеличение; б) потребности в пособиях по старости и в) по безработице в деньгах и натуре. При неизменности принципов предоставления и размеров социальных пособий это приведет к относительному уменьшению потребности в финансовых ресурсах на их обеспечение. Кроме того, учитывая процесс старения населения, можно предположить, что к концу прогнозного периода потребность в пособиях, связанных с участием в Великой Отечественной войне, практически исчезнет, что также сократит потребность в соответствующих финансовых ресурсах. 2. Дальнейший рост численности инвалидов. Учитывая происходящую «инвалидизацию» страны (численность лиц, впервые признанных инвалидами, в расчете на 1000 населения возросла с 50% в 1985 г. до 77,7% в 1997 г., т. е. за 13 лет увеличилась на 27,7 процентных пункта, или на 2,1 пункт в год), очевидную невозможность коренным образом переломить данную тенденцию в предстоящем десятилетии, можно предположить, что она будет сопровождаться увеличением спроса на социальные пособия по инвалидности как в денежной, так и в натуральной форме (социальные услуги), что потребует соответствующих финансовых ассигнований из бюджетов всех уровней.

3.

Сохранение в качестве массового такого жуткого социального явления, как бедность. Даже если исходить из предположений о том, что доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума будет сокращаться ежегодно, в среднем на 1%-й пункт (что является, на наш взгляд, весьма оптимистичным предположением), то к концу предстоящего десятилетия более 13% всего населения сохранят статус бедных и их содержание потребует изыскания средств на выплату соответствующего пособия. 4. Определенное увеличение, в случае экономического роста в стране, положительного сальдо миграции населения из бывших союзных республик. В результате несколько возрастет потребность в финансовых ресурсах для выплаты пособий вынужденным переселенцам. Эта потребность также будет связана с необходимостью финансирования расходов по переселению части избыточного населения из ряда районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районов Северного Кавказа, зон радиоактивного заражения и регионов чрезвычайных ситуаций, вероятность которых весьма высока. 5. Сохранение достаточно высокого общего уровня заболеваемости населения, в том числе в связи с профзаболеваниями и производственным травматизмом. Таким образом, с учетом вышеизложенного можно утверждать, что в предстоящем десятилетии спрос населения на социальные пособия несколько сократится как в абсолютном, так и в относительном выражении. Вместе с тем, учитывая необходимость повышения нормативов социальных выплат, а также развития социального обслуживания, по мере ожидаемого перехода к экономическому росту и соответствующему росту уровня доходов и общего уровня жизни населения абсолютная величина потребности в финансовых ресурсах для их обеспечения возрастет. С целью гарантированного обеспечения доходов на уровне не ниже прожиточного минимума предполагается ввести федеральное пособие по нуждаемости. Источником выплаты федерального пособия по нуждаемости должен стать федеральный бюджет. В числе дополнительных мер по укреплению системы социальной поддержки бедных групп населения: • подготовка рекомендации по организации общественных работ; • введение пособия по частичной безработице; • введение пособия по безработице в случае банкротства предприятий; • разработка федеральной программы занятости в малых городах и поселках, особо пораженных экономическим кризисом; • разработка федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства; • введение в действие Типовой региональной программы социальной защиты населения, что позволит упорядочить и тем самым сделать более эффективной социальную поддержку наиболее уязвимых групп населения в регионах. Для привлечения дополнительных средств на цели оказания социальной поддержки бедных слоев населения предполагается разработать нормативно-правовые акты, регулирующие благотворительную деятельность и статус благотворительных организаций в Российской Федерации. Предполагается также подготовить пакет нормативно-правовых документов по развитию системы негосударственных пенсионных фондов. Ситуация неопределенности и нестабильности, вызываемая существующим этапом переходного периода, влечет за собой психологическую напряженность большей части общества. При затяжном течении этого процесса происходит нарастание пассивной личностной позиции, нежелание самостоятельного решения возникающих жизненных проблем. В этой ситуации особое значение приобретают становление и развитие социально-психологической поддержки населения. Выделяется два основных аспекта этой поддержки: • совершенствование системы информационного обеспечения населения; • развитие различных служб психологической помощи. Система информационного обеспечения населения должна подчиняться основным принципам: достоверности, простоте и доступности в получении информации о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, направленности на формирование мотивации активного самостоятельного решения проблем. Новые подходы к финансированию социальной сферы предполагают решение следующих задач: • учет социальных нормативов при формировании бюджетов различных уровней организационных структур управления; • оптимизация ассигнований на социальную сферу в федеральном бюджете • изыскания альтернативных источников финансирования социальной сферы, в том числе на нужды Федеральной программы по стабилизации уровня жизни населения; • упорядочение внебюджетных источников финансирования социальной сферы в условиях рыночных преобразований; • обеспечение устойчивой финансовой базой отраслей социальной инфраструктуры. Это даст возможность: • упорядочить финансирование социальной сферы за счет бюджетных ассигнований; • существенно улучшить использование финансовых средств на уровне Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, которые направляются на нужды здравоохранения, образования, науки и социальные выплаты; • разработать систему минимальных социальных гарантий и обеспечить их соответствующим финансированием; • разработать социальные нормативы расходов на здравоохранение, образование, культуру и социальные выплаты (с их использованием в бюджетном планировании в фиксированных к валовому внутреннему продукту (ВВП) долях; • повысить эффективность использования внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального и медицинского страхования); • свести до минимума социальные издержки деструктуризации отдельных отраслей социальной сферы; • реформировать систему финансирования местных органов самоуправления. Предусматривается ряд мер по стабилизации финансирования социальной сферы. Первое и главное условие стабилизации финансирования социальной сферы ? детальное разграничение объектов финансирования с их закреплением за бюджетами различных уровней. Использование для определения масштабов бюджетных дотаций показателя среднего бюджетного душевого расхода является бесперспективным, так как отражает сложившиеся отношения между центром и регионами и не обеспечивает их изменения. Более перспективным является использование системы государственных минимальных стандартов на народное образование, медицинское обслуживание, социальное вспомоществование. Предлагаемые в программе меры дадут возможность, во-первых, зафиксировать нижнюю границу потребностей в финансовых ресурсах социальной сферы, во-вторых, не допустить дальнейшего снижения объема финансирования здравоохранения, образования, науки, культуры и социальных выплат населению и, в-третьих, подвести под финансирование социальной сферы жесткую нормативную базу, на основе которой будут осуществляться программы поддержки доходов малоимущих слоев населения и крупные социальные программы. Государственное централизованное регулирование социальной поддержки населения до сих пор носит фрагментарный, бессистемный характер. Для осуществления в этой сфере необходимых мер отсутствует механизм организационного, правового и финансового обеспечения. Такой подход привел к непомерной нагрузке на бюджет и практическому неисполнению государственных обязательств по социальной поддержке населения (в том числе в сфере базового образования, охраны здоровья и труда, пенсионного обеспечения, социальной защиты детей, престарелых, инвалидов), росту недовольства граждан, социальной напряженности в обществе. Для наглядности основные мероприятия программы реформы системы социальной защиты населения в Российской Федерации за период 2001?2010 гг. сведены в таблицу (см. табл. 48.2). Таблица 48.Основные мероприятия программы реформы системы социальной защиты населения в Российской Федерации
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу Источник: С.С. Носова. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. 2008

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/486-perspektivyi-tseli-zadachi-razvitiya-25106.html

48.6. Перспективы, цели и задачи развития системы социальной защиты населения в россии

48.6. ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Говоря ореформировании системы социальнойзащитыв Российской Федерации, следует исходитьне только из наличия в настоящем комплексанерешенных правовых, финансовых,организационных и иных проблем. Важноучитывать тот внешний фон, условия,которые будут предопределять вперспективе, с одной стороны, потребностьнаселения в социальной защите (т. е.

, посуществу, спросна этот вид социального обеспечения),с другой финансово-экономические,материально-технические, информационныеи кадровые ресурсы, которыми будетрасполагать общество и часть которыхможет быть использована на нуждысоциальной защиты.

Спрос населения насоциальную защиту будет предопределятьсядействием по крайней мере трех группфакторов:

 социально-демографических,определяющих характер воспроизводстванаселения (динамики процессов рождаемости,смертности, миграции)и обусловленные им изменения численностии возрастно-половой структуры населениястраны;

 социально-медико-психологических,экологических и иных, определяющих вконечном счете состояние здоровьянаселения, уровень и характерзаболеваемости;

 производственно-экономическихи социально-трудовых, определяющиххарактер и уровень занятости населения,уровень трудовыхдоходовнаселения, уровень производственноготравматизма, профессиональнойзаболеваемости, инвалидности.

Используясуществующую статистическую информацию,можно предположить, что вследствиесокращения рождаемости, миграционногоприроста, а также увеличения смертностив перспективе можно ожидать:

1. Дальнейшеесокращение общей численности населенияРоссийской Федерации. По прогнозуГоскомстата РФ, численность постоянногонаселения сократится со 146,4 млн. человекв 1999 г. до 143,9 млн. человек в 2005 г. идостигнет 141,6 млн. человек в 2010 г.,изменений возрастной структуры населения,характеризующихся:

а) абсолютным иотносительным сокращением численностидетей в возрасте до 15 лет;

б) абсолютным иотносительным увеличением численностинаселения, находящегося в трудоспособномвозрасте (мужчины 1659лет, женщины 1654года) и старше трудоспособного возраста.

Таблица 48.1

С позиций перспективразвития системы социальной защитынаселения это будет означать, при прочихравных условиях: а) сокращение спросана пособия на детей в денежной инатуральной формах и, в то же время,увеличение; б) потребности в пособияхпо старости и в) по безработицев деньгахи натуре.

При неизменности принциповпредоставления и размеров социальныхпособий это приведет к относительномууменьшению потребности в финансовыхресурсах на их обеспечение.

Кроме того,учитывая процесс старения населения,можно предположить, что к концу прогнозногопериода потребность в пособиях, связанныхс участием в Великой Отечественнойвойне, практически исчезнет, что такжесократит потребность в соответствующихфинансовых ресурсах.

2. Дальнейший ростчисленности инвалидов. Учитываяпроисходящую «инвалидизацию» страны(численность лиц, впервые признанныхинвалидами, в расчете на 1000 населениявозросла с 50% в 1985 г. до 77,7% в 1997 г., т. е.

за 13 лет увеличилась на 27,7 процентныхпункта, или на 2,1 пункт в год), очевиднуюневозможность коренным образом переломитьданную тенденцию в предстоящемдесятилетии, можно предположить, чтоона будет сопровождаться увеличениемспроса на социальные пособия поинвалидности как в денежной, так и внатуральной форме (социальные услуги),что потребует соответствующих финансовыхассигнований из бюджетов всех уровней.

3. Сохранение вкачестве массового такого жуткогосоциального явления, как бедность.

Дажеесли исходить из предположений о том,что доля лиц с доходами ниже прожиточногоминимумабудет сокращаться ежегодно, в среднемна 1%-й пункт (что является, на наш взгляд,весьма оптимистичным предположением),то к концу предстоящего десятилетияболее 13% всего населения сохранят статусбедных и их содержание потребуетизыскания средств на выплатусоответствующего пособия.

4. Определенноеувеличение, в случае экономическогоростав стране, положительного сальдо миграциинаселения из бывших союзных республик.В результате несколько возрастетпотребность в финансовых ресурсах длявыплаты пособий вынужденным переселенцам.

Эта потребность также будет связана снеобходимостью финансирования расходовпо переселению части избыточногонаселения из ряда районов КрайнегоСевера и приравненных к ним местностей,районов Северного Кавказа, зонрадиоактивного заражения и регионовчрезвычайных ситуаций, вероятностькоторых весьма высока.

5. Сохранениедостаточно высокого общего уровнязаболеваемости населения, в том числев связи с профзаболеваниями ипроизводственным травматизмом.

Таким образом, сучетом вышеизложенного можно утверждать,что в предстоящем десятилетии спроснаселения на социальные пособия несколькосократится как в абсолютном, так и вотносительном выражении.

Вместе с тем,учитывая необходимость повышениянормативов социальных выплат, а такжеразвития социального обслуживания, помере ожидаемого перехода к экономическомуросту и соответствующему росту уровнядоходов и общего уровня жизни населенияабсолютная величина потребности вфинансовых ресурсах для их обеспечениявозрастет.

С цельюгарантированного обеспечения доходовна уровне не ниже прожиточного минимумапредполагается ввести федеральноепособие по нуждаемости.

Источником выплатыфедерального пособия по нуждаемостидолжен стать федеральныйбюджет.

В числе дополнительныхмер по укреплению системы социальнойподдержки бедных групп населения:

 подготовкарекомендации по организации общественныхработ;

 введениепособия по частичной безработице;

 введениепособия по безработице в случаебанкротствапредприятий;

 разработкафедеральной программы занятости в малыхгородах и поселках, особо пораженныхэкономическим кризисом;

 разработкафедеральной программы поддержки малогои среднего предпринимательства;

 введениев действие Типовой региональной программысоциальной защиты населения, что позволитупорядочить и тем самым сделать болееэффективной социальную поддержкунаиболее уязвимых групп населения врегионах.

Для привлечениядополнительных средств на цели оказаниясоциальной поддержки бедных слоевнаселения предполагается разработатьнормативно-правовые акты, регулирующиеблаготворительную деятельность и статусблаготворительных организаций вРоссийской Федерации.

Предполагаетсятакже подготовить пакет нормативно-правовыхдокументов по развитию системынегосударственных пенсионных фондов.

Ситуациянеопределенности и нестабильности,вызываемая существующим этапомпереходного периода, влечет за собойпсихологическую напряженность большейчасти общества.

При затяжном теченииэтого процесса происходит нарастаниепассивной личностной позиции, нежеланиесамостоятельного решения возникающихжизненных проблем.

В этой ситуацииособое значение приобретают становлениеи развитие социально-психологическойподдержки населения. Выделяется дваосновных аспекта этой поддержки:

 совершенствованиесистемы информационного обеспечениянаселения;

 развитиеразличных служб психологической помощи.

Системаинформационного обеспечения населениядолжна подчиняться основным принципам:достоверности, простоте и доступностив получении информации о правовом,трудовом и ином регулировании жизниобщества, направленности на формированиемотивации активного самостоятельногорешения проблем.

Новые подходы кфинансированию социальной сферыпредполагают решение следующих задач:

 учетсоциальных нормативов при формированиибюджетов различных уровней организационныхструктур управления;

 оптимизацияассигнований на социальную сферу вфедеральном бюджете

 изысканияальтернативных источников финансированиясоциальной сферы, в том числе на нуждыФедеральной программы по стабилизацииуровняжизнинаселения;

 упорядочениевнебюджетных источников финансированиясоциальной сферы в условиях рыночныхпреобразований;

 обеспечениеустойчивой финансовой базой отраслейсоциальной инфраструктуры.

Это даст возможность:

 упорядочитьфинансирование социальной сферы засчет бюджетных ассигнований;

 существенноулучшить использование финансовыхсредств на уровне Федерации, ее субъектови местных органов самоуправления,которые направляются на нуждыздравоохранения, образования, науки исоциальные выплаты;

 разработатьсистему минимальных социальных гарантийи обеспечить их соответствующимфинансированием;

 разработатьсоциальные нормативы расходов наздравоохранение, образование, культуруи социальные выплаты (с их использованиемв бюджетном планировании в фиксированныхк валовому внутреннему продукту (ВВП)долях;

 повыситьэффективностьиспользования внебюджетных фондов(пенсионного, занятости,социального и медицинского страхования);

 свестидо минимума социальные издержкидеструктуризации отдельных отраслейсоциальной сферы;

 реформироватьсистему финансирования местных органовсамоуправления.

Предусматриваетсяряд мер по стабилизации финансированиясоциальной сферы. Первое и главноеусловие стабилизации финансированиясоциальной сферы детальное разграничение объектовфинансирования с их закреплением забюджетами различных уровней.

Использованиедля определения масштабов бюджетныхдотаций показателя среднего бюджетногодушевого расхода является бесперспективным,так как отражает сложившиеся отношениямежду центром и регионами и не обеспечиваетих изменения.

Более перспективнымявляется использование системыгосударственных минимальных стандартовна народное образование, медицинскоеобслуживание, социальное вспомоществование.

Предлагаемые впрограмме меры дадут возможность,во-первых, зафиксировать нижнюю границупотребностейв финансовых ресурсах социальной сферы,во-вторых, не допустить дальнейшегоснижения объема финансированияздравоохранения, образования, науки,культуры и социальных выплат населениюи, в-третьих, подвести под финансированиесоциальной сферы жесткую нормативнуюбазу, на основе которой будут осуществлятьсяпрограммы поддержки доходовмалоимущих слоев населения и крупныесоциальные программы.

Государственноецентрализованное регулированиесоциальной поддержки населения до сихпор носит фрагментарный, бессистемныйхарактер. Для осуществления в этой сференеобходимых мер отсутствует механизморганизационного, правового и финансовогообеспечения.

Такой подход привел кнепомерной нагрузке на бюджети практическому неисполнениюгосударственных обязательств посоциальной поддержке населения (в томчисле в сфере базового образования,охраны здоровья и труда, пенсионногообеспечения, социальной защиты детей,престарелых, инвалидов), росту недовольстваграждан, социальной напряженности вобществе.

Для наглядностиосновные мероприятия программы реформысистемы социальной защиты населения вРоссийской Федерации за период 20012010гг. сведены в таблицу (см. табл. 48.2).

Таблица 48.2

Источник: https://studfile.net/preview/1089295/page:184/

Перспективы развития системы социальной защиты населения в России

48.6. ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

     Введение …………………………………………………………….….. 3 

     1. Теоретические основы социальной защиты населения……….. 5

     1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения………….5

     1.2. Методы социальной защиты населения…………………………8 

     2. Анализ практики социальной защиты в России………………..13

     2.1. Система социальной защиты населения России………..……..13

     2.2. Проблемы социальной защиты в России……………………….18 

     3. Перспективы развития системы социальной защиты

     населения в России……………………………………………………..25 

     Заключение………………………………………………….………..….30 

     Список литературы………………………………………………………32

     Введение 

     Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека.

     Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.

     Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

     К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

     Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты.

     Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д.

     Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Все вышесказанное обуславливает значимость выбранной темы курсовой работы.

     Цель курсовой работы – изучить проблемы социальной защиты в России.

     Объект изучения – проблемы социальной защиты в России.

     Предмет – теоретические основы и особенности, современное состояние, проблемы социальной защиты в России и перспективы их решения.

     Задачи курсовой работы:

     1. рассмотреть понятие и сущность социальной защиты;

     2. изучить возможные меры социальной защиты;

     3. проанализировать практику социальной защиты в России;

     4. выявить существующие проблемы в российской системе социальной защиты;

     5. разобрать перспективы решения существующих проблем в системе социальной защиты России.

     Для написания курсовой работы были использованы труды таких экономистов как И. С. Трапезникова, Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров, Е. И. Холостова, Г. П. Медведева и других. 

                     1. Теоретические основы социальной защиты населения 

     1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения 

     Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения. [1,c.201]

     В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

     1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

     2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

     В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

  • государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
  • частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

     Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты. [1,c.204]

     Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

     Основные формы социальной защиты:

  • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,
  • регулирование доходов и расходов населения;
  • социальное страхование;
  • социальное вспомоществование;
  • социальные услуги;
  • целевые социальные программы.

     Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

  • поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;
  • заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
  • патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения. [3,c.153]

     Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения.

В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах.

В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии.

     В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения.

В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г.

и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения.

Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

  • доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;
  • реформирования пенсионной системы;
  • упорядочения медицинского и пенсионного страхования;
  • соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;
  • создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;
  • воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

     Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой. [3,c.157]  

     1.2. Методы социальной защиты населения 

     Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

     В настоящее время социальная работа рассматривается как:

     1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

     2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения. [4,c.46]

     Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

     Принципы социальной работы:

  • методологические – гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;
  • организационные – планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;
  • взаимодействия всех социальных институтов;
  • контроля исполнения;
  • содержательные – объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

     Функции социальной работы:

  • нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие;
  • медиаторские, социально-фасититаторные, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные.

     Основные направления социальной работы:

  • Социальный надзор (контроль) и профилактика – форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора – законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);
  • Социальная реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации – восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).
  • Социальная интеграция – процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.
  • Социальная реинтеграция – процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Источник: https://student.zoomru.ru/ecoteo/perspektivy-razvitiya-sistemy-socialnoj-zashhity/64482.521058.s1.html

Основные этапы развития социальной защиты населения в России

48.6. ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Проблемы социальной защиты населения являются наиболее значимыми в любом государстве и становятся в один ряд с экономическими, политическими, экологическими и др. Россия не является исключением. Решению социально-экономических проблем в России, в текущий период времени, отводится одно из первоочередных мест.

Таким образом, в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, определены высокие стандарты благосостояния человека, приняты ориентиры на социальное благополучие и согласие.[1] Сегодня Россия ищет свой путь к социальному процветанию.

Этот процесс осложняется рядом условий, присущих  историческому этапу развития государства.

Стремясь осмыслить происходящие социально-экономические изменения, многие исследователи обращаются к историческому опыту построения социальной работы в России и за рубежом. Анализ Российской социальной истории уходит своими корнями в Древнюю Русь. На Руси первые формы поддержки нищих, увечных, бедных выражались в виде благотворительности именуемой «призрением».

Исследователи определяют несколько этапов исторического развития социально-экономической работы в России. Существуют различные точки зрения на периодизацию этого процесса. Одна из наиболее детальных классификаций представлена в работах Фирсова М.В.[2] Таким образом, можно выделить следующие периоды:

1. Архаический период. Родоплеменные и общинные виды помощи и взаимопомощи у славян до Х века.

2. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с Х по ХIII век.

3. Период церковно-государственной помощи с ХIV по ХVII век.

4. Период государственного призрения со второй половины ХVII века по вторую половину ХIХ века.

5. Период общественного и частного призрения с конца ХIХ века до начала ХХ.

6. Период государственного обеспечения с 1917 года по 1991 год.

7. Период социальной работы с начала 1990-х годов по настоящее время.

Несмотря на то, что благотворительность в России уходит своими корнями в языческие времена, значительное развитие она получила после Крещения Руси (988г).

Впервые в Церковном Уставе  святого князя Владимира от 996 года законодательно определяется источник доходов церкви.

Устанавливается десятина с княжеских доходов на содержание церкви и в то же время выделяются категории людей, попадающих под церковную опеку. Прописываются риски, при которых  будет оказана помощь – пожар, потоп и др.[3]

В период царствования великого князя московского Ивана III (1498-1499гг.) были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделение средств на помощь бедным.

Далее в период правления Ивана IV был создан сборник  решений Стоглавого собора от 1551 года, который состоял из 100 глав. Несколько глав Стоглава были посвящены вопросам нищенства и призрения нищих.

Активное преобразование общественного призрения в систему помощи со стороны государства нуждающемуся населению происходило в период правления Петра I. Царь указывал на необходимость предупреждения нищеты, как лучший способ борьбы с ней.

Один из его указов «Об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» от 1701 года определяет порядок ухода за больными, нищими и престарелыми. Деньги на содержание богаделен и кормовые лекарям, выдавались из патриаршей домовой казны.

[4] Позже, Императрица Екатерина II узаконила приказы общественного призрения в связи с принятием нового административного уложения о губерниях (7 ноября 1775г.). Согласно уложению, в каждой губернии учреждалось по одному приказу общественного призрения под председательством гражданского губернатора.

Государственная система социального призрения просуществовала в Р оссии до конца 1917 года.

После Октябрьской революции 1917 года коренным образом меняется подход к социальной политике. Изначально использовался классовый подход в перераспределении ресурсов, страховании и пенсионном обеспечении. Государство становится основным источником поддержки при всех возникающих рисках.

Все частные благотворительные учреждения были ликвидированы, с другой стороны был принят законопроект о социальном обеспечении трудящихся в 1918 г. Были определены основные виды социального обеспечения: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий. В 1921 году принимается декрет «О социальном обеспечении при безработице».

[5] Постепенное преобразование всей системы привело к росту расходов государственных ассигнований до 45% в 1967 году. Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов.

Финансирование социального страхования осуществлялось за счет страховых взносов предприятий и дотаций государства.

Однако изменения социально-экономических условий в нашей стране в начале  90-х потребовали изменений в системе социальной защиты. Начиная с 1991 года, в России была произведена существенная модернизация системы социальной защиты населения.[6]

Итак, с древних времен наше государство в той или иной форме стремилось проявлять социальную заботу о своих гражданах. По мере эволюционирования государственного строя,  развивалась и система государственной поддержки.

В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение наиболее острых проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе такой путь был эффективным для практического решения задач в этой области.

Однако этот подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения страны в целом.

Требуется разработка и широкомасштабное внедрение активных программ социальной защиты населения направленных на повышение качества жизни и усиление мотивации трудовой деятельности с целью самостоятельного обеспечения личного благосостояния.

В этих условиях актуальной задачей экономической науки является теоретическое осмысление протекающих процессов в обществе, что требует комплексного изучения их социально-экономических механизмов и институциональных особенностей позволяющих обосновать необходимость формирования и регулирования отношений в сфере социальной защиты населения.

[1] Распоряжение правительства «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» 1662-р от 17.11. 2008года. С.8.

[2] Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы // 3-е – М.: Академический Проект; Трикста, 2009, С.15.

[3] Устав Святого Великого Князя Владимира о церковных судах и десятинах  Пг., 1915. С.12-24.

[4] Полное собрание законов Российской Империи Собр.1.Т.4. СПб., 1830. №1856. С.168.

[5] Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 2006

[6] О социальной защите населения в условиях перехода к рыночным отношениям. Постановление Верховного Совета РФ от 20 марта 1992г

Источник: https://onikiforova.ru/osnovnyie-etapyi-razvitiya-sotsialnoy-zashhityi-naseleniya-v-rossii/

Refpoeconom
Добавить комментарий